Частички бытия
Путевые заметки: Кики-Вики
Эта заметка будет совсем коротенькой. И, прочитав ее, вы поймете, почему...
С первого по десятый класс мы учились «в монастыре»: с 1943 года в школах было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Подробную и очень интересную историю этого вопроса я нашла здесь: http://www.portalus.ru/modules/shko...e=1196815145&id=1193232434&subaction=showfull.
Приведу основные резоны этого нововведения, изложенные в докладной записке «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР Отделом школ ЦК ВКП(б) и Народным комиссариатом просвещения РСФСР». По мнению авторов записки, основная задача совместного обучения, введенного в мае 1918 г., – ликвидировать дискриминацию женщин – за 25 лет советской власти была выполнена. Одним из аргументов в пользу введения раздельного обучения в 1943 г. стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек необходимо в школах готовить к будущей практической деятельности иначе, чем мальчиков, учитывая особенности их физиологии. Кроме того, говорилось о необходимости укрепления дисциплины в школах и устранения "не всегда здоровых взаимоотношений, создающихся между мальчиками и девочками при совместном обучении" [3]. Здесь имелись в виду психологические особенности поведения разнополых детей и подростков, находившихся в рамках единых коллективов».
Лично я не нахожу контраргументов, недаром эта дискуссия – вместе или раздельно? – до сих пор продолжается.
В 1954-м школы опять слили, и для этого тоже нашлись непобиваемые аргументы. Слава Богу, у «лиц, принимающих решения», хватило ума не трогать выпускные, десятые, классы.
Однако совершенно изолировать мальчиков от девочек никто не собирался, речь шла лишь о «чистоте учебного процесса», и, например, в Ленинграде была в ходу такая инициатива, как дружба мужских и женских школ. Наша, скажем, 212-я школа класса с девятого дружила с 222-й школой. Дружба эта выражалась в проведении совместных вечеров, спектаклей, «концертов художественной самодеятельности». К ним загодя готовились, их с нетерпением ждали.
Моя 212-я находилась на Лиговском пр., 46, рядом со знаменитым Перцовым домом, № 44, в котором училась добрая половина нашего класса, если не больше. Ну, как было не залезть сейчас в Интернет, чтобы посмотреть, что это был за дом? А это был «доходный дом, памятник архитектуры, историческое здание в стиле модерн, возведённое в Санкт-Петербурге в 1910–1912 годах». Там располагались номера гостиницы «Селект», которые в советское время были отданы под жилье и преобразованы в так называемые комнаты-квартиры, двери которых выходили в бесконечные коридоры. В конце таких коридоров находились общие кухни... Я часто бывала в Перцовом доме, то у одной, то у другой из наших девочек...
Но не об этом доме речь. А об одном небольшом открытии, которое я сделала для себя, когда решила посмотреть, что это была за школа – Мужская школа № 222, и почему для дружбы была избрана именно она? Совсем-совсем не близко расположенная от нашей?
И я набрала в поиске «школа № 222». И обнаружила, что она имеет трехсотлетнюю историю, при основании получила имя «Петришуле». «1709, 27 июля – первое упоминание о Петришуле в письме Корнелиуса Крюйса к Петру I. Корнелиус Крюйс – голландец, сподвижник Петра I, вице-адмирал, один из основателей Российской империи, Санкт-Петербурга, немецкой общины в Петербурге и создатель Петришуле» (http://petrischule.spb.ru/main/history/4). Но чтобы в советское время приоритеты определяло именно это сомнительное имя «Петришуле»?..
Я стала копать дальше – и среди преподавателей «Петришуле» встретила… нашего Кики-Вики! Вот оно что!
К.В. Архангельский родился 11 апреля 1903 под Вологдой, в семье священнослужителя. Закончил Педагогический институт им. Герцена. До Великой Отечественной войны преподавал химию в бывшей Петришуле.
После начала Великой Отечественной войны К.В. Архангельский оставался в школе, а в 1943 году был по "Дороге жизни" эвакуирован на Урал, к семье. Затем воевал на Ленинградском фронте.
После войны К.В. Архангельский вместе с семьёй вернулся в Ленинград, некоторое время работал в школе № 212, затем преподавал в Химико-технологическом техникуме.
Кирилл Викторович Архангельский скончался 20 октября 1970 года в Ленинграде.
...Из моих первых «мемуаров», 1985 года:
«"Ну, от… Богомолова пойдет!.." Кики-Вики не обойдет вниманием ни одно "о". У него к ним особое пристрастие. Может, "потому, что он с севера, что ли?" Он ведь Кирилл Викторович Архангельский. Он воплощение доброты, наш Кики-Вики, со своими линяло- голубыми глазами и густым приятным голосом.
"Рот-то откройте, а то оглушить может… Сейчас взрыв будет!.." – стеснительно говорит наш химик. (Он нам с самого начала объяснил, для чего надо открывать рот при взрыве – чтобы не пострадали барабанные перепонки.) Мы радостно распяливаем рты и, по миновании взрыва, дурашливо их захлопываем.
Я у Кики-Вики не блистала. Особенно же не блистала, когда началась органическая химия, а там без математики никуда, недаром же ее нарекли царицей наук... Но я не помню, чтобы Кирилл Викторович хоть раз сказал что-то резкое, обидное. Не знаю, не помню, мнусь – тихо вздохнет и отпустит с миром. Наверное, зная о благоволении ко мне гуманитариев, не хотел портить мне жизнь».
А вот – приписка, сделанная год назад, «на подступах» к этой книге:
«Когда я вспоминаю Кирилла Викторовича Архангельского сейчас, мне абсолютно ясно, что был он священником. Об этом говорит не только его фамилия, но и кроткий и добрый нрав, и красивый, «распетый» голос… В те времена многим священникам пришлось «переквалифицироваться» в школьные учителя. И учить не только химии или физике, но и добру, никогда не произнося этого слова вслух...»
Я почти угадала тогда! Не священнослужитель сам, но «из семьи священнослужителей»! Несмываемая печать чего лежала на всем его облике.
Получила объяснение и дружба таких удаленных и несхожих школ, как 222-я, даже тогда элитарная, хотя бы по своему расположению на Невском, и нашей вполне пролетарской 212-й! Вот кто «свел» эти школы! Наш Кики-Вики…
И еще одно: родился наш химик в один день с моей мамой, 11 апреля, только тремя годами раньше!
И всё это вывела «на свет Божий» коротенькая справка из архива «Петришуле». Кто бы мог подумать!..
Путевые заметки: Кики-Вики
Эта заметка будет совсем коротенькой. И, прочитав ее, вы поймете, почему...
С первого по десятый класс мы учились «в монастыре»: с 1943 года в школах было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Подробную и очень интересную историю этого вопроса я нашла здесь: http://www.portalus.ru/modules/shko...e=1196815145&id=1193232434&subaction=showfull.
Приведу основные резоны этого нововведения, изложенные в докладной записке «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР Отделом школ ЦК ВКП(б) и Народным комиссариатом просвещения РСФСР». По мнению авторов записки, основная задача совместного обучения, введенного в мае 1918 г., – ликвидировать дискриминацию женщин – за 25 лет советской власти была выполнена. Одним из аргументов в пользу введения раздельного обучения в 1943 г. стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек необходимо в школах готовить к будущей практической деятельности иначе, чем мальчиков, учитывая особенности их физиологии. Кроме того, говорилось о необходимости укрепления дисциплины в школах и устранения "не всегда здоровых взаимоотношений, создающихся между мальчиками и девочками при совместном обучении" [3]. Здесь имелись в виду психологические особенности поведения разнополых детей и подростков, находившихся в рамках единых коллективов».
Лично я не нахожу контраргументов, недаром эта дискуссия – вместе или раздельно? – до сих пор продолжается.
В 1954-м школы опять слили, и для этого тоже нашлись непобиваемые аргументы. Слава Богу, у «лиц, принимающих решения», хватило ума не трогать выпускные, десятые, классы.
Однако совершенно изолировать мальчиков от девочек никто не собирался, речь шла лишь о «чистоте учебного процесса», и, например, в Ленинграде была в ходу такая инициатива, как дружба мужских и женских школ. Наша, скажем, 212-я школа класса с девятого дружила с 222-й школой. Дружба эта выражалась в проведении совместных вечеров, спектаклей, «концертов художественной самодеятельности». К ним загодя готовились, их с нетерпением ждали.
Моя 212-я находилась на Лиговском пр., 46, рядом со знаменитым Перцовым домом, № 44, в котором училась добрая половина нашего класса, если не больше. Ну, как было не залезть сейчас в Интернет, чтобы посмотреть, что это был за дом? А это был «доходный дом, памятник архитектуры, историческое здание в стиле модерн, возведённое в Санкт-Петербурге в 1910–1912 годах». Там располагались номера гостиницы «Селект», которые в советское время были отданы под жилье и преобразованы в так называемые комнаты-квартиры, двери которых выходили в бесконечные коридоры. В конце таких коридоров находились общие кухни... Я часто бывала в Перцовом доме, то у одной, то у другой из наших девочек...
Но не об этом доме речь. А об одном небольшом открытии, которое я сделала для себя, когда решила посмотреть, что это была за школа – Мужская школа № 222, и почему для дружбы была избрана именно она? Совсем-совсем не близко расположенная от нашей?
И я набрала в поиске «школа № 222». И обнаружила, что она имеет трехсотлетнюю историю, при основании получила имя «Петришуле». «1709, 27 июля – первое упоминание о Петришуле в письме Корнелиуса Крюйса к Петру I. Корнелиус Крюйс – голландец, сподвижник Петра I, вице-адмирал, один из основателей Российской империи, Санкт-Петербурга, немецкой общины в Петербурге и создатель Петришуле» (http://petrischule.spb.ru/main/history/4). Но чтобы в советское время приоритеты определяло именно это сомнительное имя «Петришуле»?..
Я стала копать дальше – и среди преподавателей «Петришуле» встретила… нашего Кики-Вики! Вот оно что!
К.В. Архангельский родился 11 апреля 1903 под Вологдой, в семье священнослужителя. Закончил Педагогический институт им. Герцена. До Великой Отечественной войны преподавал химию в бывшей Петришуле.
После начала Великой Отечественной войны К.В. Архангельский оставался в школе, а в 1943 году был по "Дороге жизни" эвакуирован на Урал, к семье. Затем воевал на Ленинградском фронте.
После войны К.В. Архангельский вместе с семьёй вернулся в Ленинград, некоторое время работал в школе № 212, затем преподавал в Химико-технологическом техникуме.
Кирилл Викторович Архангельский скончался 20 октября 1970 года в Ленинграде.
...Из моих первых «мемуаров», 1985 года:
«"Ну, от… Богомолова пойдет!.." Кики-Вики не обойдет вниманием ни одно "о". У него к ним особое пристрастие. Может, "потому, что он с севера, что ли?" Он ведь Кирилл Викторович Архангельский. Он воплощение доброты, наш Кики-Вики, со своими линяло- голубыми глазами и густым приятным голосом.
"Рот-то откройте, а то оглушить может… Сейчас взрыв будет!.." – стеснительно говорит наш химик. (Он нам с самого начала объяснил, для чего надо открывать рот при взрыве – чтобы не пострадали барабанные перепонки.) Мы радостно распяливаем рты и, по миновании взрыва, дурашливо их захлопываем.
Я у Кики-Вики не блистала. Особенно же не блистала, когда началась органическая химия, а там без математики никуда, недаром же ее нарекли царицей наук... Но я не помню, чтобы Кирилл Викторович хоть раз сказал что-то резкое, обидное. Не знаю, не помню, мнусь – тихо вздохнет и отпустит с миром. Наверное, зная о благоволении ко мне гуманитариев, не хотел портить мне жизнь».
А вот – приписка, сделанная год назад, «на подступах» к этой книге:
«Когда я вспоминаю Кирилла Викторовича Архангельского сейчас, мне абсолютно ясно, что был он священником. Об этом говорит не только его фамилия, но и кроткий и добрый нрав, и красивый, «распетый» голос… В те времена многим священникам пришлось «переквалифицироваться» в школьные учителя. И учить не только химии или физике, но и добру, никогда не произнося этого слова вслух...»
Я почти угадала тогда! Не священнослужитель сам, но «из семьи священнослужителей»! Несмываемая печать чего лежала на всем его облике.
Получила объяснение и дружба таких удаленных и несхожих школ, как 222-я, даже тогда элитарная, хотя бы по своему расположению на Невском, и нашей вполне пролетарской 212-й! Вот кто «свел» эти школы! Наш Кики-Вики…
И еще одно: родился наш химик в один день с моей мамой, 11 апреля, только тремя годами раньше!
И всё это вывела «на свет Божий» коротенькая справка из архива «Петришуле». Кто бы мог подумать!..