Растения в Библии: Виноград

ВИНОГРАД, ВИНОГРАДНИК

Наиболее часто упоминаемое в Библии растение и наиболее богато отраженное терминологически (9 древнееврейских и 4 древнегреческих слова). Всего стихов с упоминанием о винограде в Ветхом Завете 189 (из них в неканонических книгах – 17), в Новом Завете – 33.
Vitis vinifera L. – Виноград культурный (дословно – «виноград, несущий вино»). Сем. Vitaceae – Виноградовые. Мощная деревянистая листопадная лиана длиной до 40 м (при отсутствии обрезки) с обоеполыми цветками в соцветии (у диких видов виноградов цветки однополые). Соцветие и цветки имеют невзрачный вид в связи с опадением венчиков цветков при их распускании. Опыляется виноград насекомыми, привлекаемыми нектарником цветка, и/или ветром. При невозможности перекрестного опыления цветки винограда способны к самоопылению. Виноград относительно засухоустойчив и малотребователен к почве.
Уже первое включение винограда в текст Библии – Ной… насадил виноградник (Быт.9:20) подчеркивает важнейшее свойство культурного винограда: он неизвестен в дикой природе (иногда дичает, но быстро погибает). Археологические данные свидетельствуют, что наиболее древние посадки винограда практиковались в зоне восточного Средиземноморья и Междуречья.
Все «виноградные» термины Синодального Перевода относятся именно к Винограду культурному, исключая ядовитый «содомский виноград» Втор.32:32, который невозможно ботанически интерпретировать, и Иез.15:2,6, где речь идет о дикорастущей лиане, возможно, о диком подвиде винограда Vitis vinifera subsp. silvestris Gmel. В настоящее он во флоре Палестины отсутствует, и присутствовал ли он в ней когда-либо, неизвестно.
Начиная с пророка Исаии (Ис. 5:1 слл.) виноград становится символом особой заботы Бога о человеке. Полное развитие эта «виноградная» тема получает у евангелиста Иоанна (Ин 15:1-9), в прощальной беседе Господа с учениками, в той части беседы, которая происходила уже вне Сионской горницы, во время перехода к Елеонской горе. Путь их к Гефсимании проходил вдоль южных окраин Иерусалима, где было много виноградников и догорали костры из срезанных виноградных ветвей. И именно там и было сказано: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Иоан.15:5,6).

Комментарии

Александр Станиславович благодарю за ваши исследования. Очень пригодилось в понимании одного места в притчи Соломона,долго ломал голову пока Господь не навел на вашу статью. Ему слава а вам спасибо
Новорождённый крестьянин
 
Сверху