Рождество Христово: православная икона

В центре православных храмов в эти дни лежит икона Рождества Христова. «Слишком всего много нарисовано», – слышал я не раз про этот канонический тип иконы. Несколько слов об этом.

RozdestvoHristovo_RublevBlagSoborMK.jpg

Начнем с того, что западноевропейские картины из собрания Эрмитажа, которые я размещал в эти дни в блоге, иконами не являются. Да, католик скажет, что это иконы. Но для нас это благочестивая живопись. Прекрасная во всех отношениях, исключительного мастерства, но… лишь живопись.
Православная икона, если она написана в соответствии с канонами, совсем другая. Икона
– это богословский рассказ, это маленький визуальный трактат о Тайне нашей веры, но это не фотоснимок реальности. Икона всегда стремится уйти от реализма и тяготеет к символизму. В то же время икона никогда не скатывается в символизм, потому что икона говорит о самой настоящей исторической реальности. То есть икона балансирует на грани двух сфер: реализма и символизма.
Обычно икона изображает реальность, преображенную лучами Божественной славы или, во всяком случае, реальность, включенную в жизнь с Богом. Даже, например, Змей на иконе св. Георгия Победоносца пишется «иконописным» и более или менее кротким, «подчиняющимся» копью св. Георгия и смиренно умирающим, а не озверевшим и натуралистичным.
Но это большой и интересный разговор, и всех желающих я отсылаю к одной своей статье на эту тему: https://azbyka.ru/parkhomenko/stati/na_urokah_ikonopisca-all.shtml

Живопись и икона – не противники, но союзники. Мы живем не одними лишь церковными песнопениями и молитвенными правилами, но и общением с детьми, с друзьями, отдыхом, чтением интересной книги… То есть в нашей жизни сплетены воедино церковное и мирское. Духовные переживания должны соседствовать с эмоциями и чувствами. Так же обстоит дело и с живописью и иконами – они изображают две грани реальности. Живопись показывает нам, как это было, показывает человеческий аспект, эмоциональный, чувственный аспект события, икона же говорит о богословии события.
Живопись показывает человеческое во всех его проявлениях, а икона – Божественное и неизобразимое. Живописное полотно никогда не сможет выразить неизобразимое, иконе же, при помощи символических средств, это удается. (Я говорю о канонических иконах, а не современных «мультипликационных» греческих или стилизованных под европейскую живопись.)
В этом отношении произведения искусства, выложенные мною в блоге, показывают вершину, которой может добиться человек в изображении человеческого аспекта события. А вот икона преподобного Андрея Рублева показывает вершину иконописного мастерства.

Давайте посмотрим на икону.
На иконе Рождества Христова представлены все элементы События Рождества сразу. Тут и пастухи, и хор Ангелов, и родившийся Богомладенец, и… словом, все. Но в центре композиции – Богоматерь в задумчивой позе. Евангелия многократно указывают на задумчивость Богоматери, на сокровенные размышления о том, что происходило с Ней и с Ее Сыном. Она все время пытается понять, разобраться в сути происходящего. Вот и тогда, когда пастухи рассказали Ей о словах Ангелов, «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2, 19).
Богоматерь в задумчивости. Она возлежит на красной подушке. Она – избранная Богом, Она – Мать Спасителя, поэтому лежит на царском ложе, но… это и цвет мученичества. Не напоминает ли нам эта подушка грядущую судьбу Ее возлюбленного Сына?.. Не намекает ли нам этот покров, окутывающий юную задумчивую мать, о, ужас, на багряницу, которую потом наденут воины на Иисуса, ругаясь над Ним?..

Сам Иисус, кстати, спеленат подобно покойнику, а ясли, в которые Он положен, напоминают гроб. Младенец пришел в этот мир, чтобы Своей Смертью спасти людей. Но ведь Смерть Христа не была концом. Мы помним, что после Смерти было Воскресение! Вот и тут Ангелы поклоняются Новорожденному. В Евангельских рассказах о Рождестве Христовом Ангелов нет, а иконописец всегда придерживается Священного текста. Откуда же Ангелы? Это те самые Ангелы, которые явились женщинам-мироносицам у пустого Гроба со словами: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24, 5-6). Какое чудо. Зная, что Иисус пришел в этот мир на Смерть, но и для победы над Смертью, Ангелы приветствуют Его и кланяются Его неизреченному человеколюбию.

Внизу на иконе изображен задумчивый Иосиф, а перед ним – старичок с посохом. Этот старик, кстати… – лукавый, который принимает для нашего обольщения разные облики. Он искушает Иосифа вполне объяснимыми сомнениями: «Каким образом юная Обручница оказалась беременной?..»

На противоположной стороне – женщины. Конечно, это повитухи, которые готовятся омыть Новорожденного, но… почему сосуд для омовения похож на Потир (Чашу для Причащения), а в нем – Кровь Христова?.. Не потому ли, что Христос родился для того, чтобы дать Себя нам в Причастии?

А обратите внимание на волхвов... Здесь не персидские мудрецы, здесь – цари! И спешат к Новорожденному они во исполнение древнего пророчества: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71. 10-11). Эти строки с древнейших, еще доевангельских, времен понимались как пророческое указание на волхвов, поэтому многие святые отцы считали волхвов царями.

А пастухи… а животные – воистину обретшие райское спокойствие и кротость, даже, кажется, улыбающиеся, потому что с Рождением Христа Рай вернулся…

Вся икона залита белым светом. Это свет Божественного Преображения, Свет Небесный. Воля Божия пролилась на землю, сверкнула и озарила все уголки мира. Здесь нет теней или сумрачных мест – все залито зарей Дня Невечернего, который мы предвкушаем в Рождестве Христовом.


Уверяю вас, об иконе Рождества Христова можно написать во много раз больше. Но всмотритесь в нее сами – и вдумайтесь… Вы откроете для себя целый мир.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху