Рождество Христово

Опубликовал Пётр Д. в блоге «Пётр Д.». Просмотры: 337

Рождество Христово — радостный, светлый, великий и основополагающий Праздник! Праздник исполнения ветхозаветных пророчеств о Мессии! Праздник оправдания многовекового ожидания человечеством своего спасения! Это и праздник великой радости, «которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь»! к. 2: 10, 11).

Иисус Христос — Богочеловек, или воплотившейся (вочеловечившийся) Сын Божий, есть «Лицо Божественное, воспринявшее в Свою Ипостась целостное естество человеческое» (епископ Каневский Сильвестр (Малеванский). Здесь речь идет о внутреннем, или ипостасном, единстве (соединение) во Христе Божественного и человеческого. Именно поэтому, в светлый день Рождества на земле совершилось величайшее чудо, на которое с благоговейным трепетом взирал ангельский мир, и в торжественный миг которого, — как гласит благочестивая христианская легенда, — весь земной мир благоговейно замер.

Сын Божий, воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы, сделал Деву Матерью, а Матерь сохранил Девой. Бог и Творец Девы сделался Ее Сыном, Искупителем и Спасителем мира. Сын Божий снизошел к нам в человеческом естестве. Как отмечают святые отцы: «Невидимый ради нас сделался видимым»; «Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать богом»; «Сын Божий вочеловечился, чтобы мы обóжились»; «Сын Всевышнего Господь стал сыном человеческим, чтобы человек сделался сыном Божиим».

Этому великому Дню радовался весь праведный мир — и невидимый, и телесный! Радовался величайшему чуду — Рождеству Христову! Радовался этой великой благочестивой тайне — явлению Бога во плоти (1 Тим. 3: 16), когда «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1: 14).

Св. Апостол Павел пишет: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление ... Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4: 4, 5, 7); «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5: 19).

Великий смысл Воплощения Сына Божьего заключается в том, что родился СПАСИТЕЛЬ рода человеческого, и мира в целом. Ибо «если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5: 17-19). Также и «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8: 19-21).

Отметим, что, несмотря на непостижимость в целом великой благочестивой тайны — явления Бога во плоти (1 Тим. 3: 16), отдельные её аспекты разъясняются в святоотеческой Христологии, что позволяет принять их не только на уровне веры сердечной, но и на уровне разума. Приведём некоторые из этих пояснений с комментариями к ним.

Вначале, «через преступление человеком заповеди в Раю в закон жизни человека входит совершенно иной принцип — тления и смерти ... Чтобы спасти род человеческий от погибели, смерти и тления (отменить Божественный приговор), исцелить человека, избавить от власти диавола, необходима была искупительная жертва. Эта жертва, как учат отцы Церкви, должна быть вполне непорочной, не иметь никакого греха» (иеромонах Симеон (Гаврильчик) (1: 112, 114). «Нужна была смерть, — пишет свт. Афанасий Великий, — и надлежало совершиться смерти за всех, во исполнение долга, лежащего на нас» (цит. по 1: 114). «Нам надо было, — учит свт. Григорий Богослов, — чтобы Бог воплотился и умер, дабы мы могли ожить. А святой Афанасий Великий утверждает: “Если Бог родился и умер, то не потому Он умер, что родился, но Он родился для того, чтобы умереть”» (цит. по 2: 280). «За наше преступление — говорит свт. Лев Великий — надо было принести жертву, которая принадлежала бы и к нашему роду, и в то же время была бы свободна от нашей скверны, то есть от греха» (цит. по 1: 114).

Здесь можно выделить два условия в отношении к искупительной Жертве: необходимость смерти и необходимость безгрешности. Первому условию удовлетворяет человек, поскольку он смертен. Ибо «никто из людей, обладающих падшей природой, не мог избавиться от осуждения смерти» (прп. Максим Исповедник). Но человек не удовлетворяет второму условию — безгрешности! «Ибо нет человека, который не грешил бы (3 Цар. 8: 46). «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Екл. 7: 20).

Безгрешен только Бог! «Совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32: 4). «Все пути Господни — милость и истина» (Пс. 24: 10). «Праведен Господь Бог наш во всех делах Своих» (Дан. 9: 14). «Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Отк. 15: 3). Однако Бог, одновременно с этим, и бессмертен!

Таким образом, для спасения человеческого рода необходимы одновременно и Божественное, и человеческое, естество.

Только Богочеловек — Иисус Христос, или воплотившейся Сын Божий, являясь единой Ипостасью, единым Лицом, имеет одновременно два естества (две природы): Божественное и человеческое, соединённые неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно (вероопределение IV Вселенского собора в Халкидоне, созванного в 451 г.).


Поздравляю Редакцию «Православного интернет-портала Азбука веры», а также его благочестивых участников (авторов, комментаторов, читателей) с радостным и светлым Праздником — Рождеством Христовым!

Ибо родился истинный Свет, просвещающий и освящающий весь мир! Родился «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1: 29) и «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2: 2).

И да будет мир, благословение и благодать Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа с нами! Аминь.


ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Симеон (Гаврильчик), иером. О домостроительстве нашего спасения: Учение о человеческой природе Христа в творениях отцов православной Церкви // Святоотеческая христология и антропология: сб. ст. — Вып. 1. — Пермь: Панагия, 2002.

2. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. — М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. — 1991. — (Религиозно-философская серия).
Алевтина Алексеевна нравится это.
  • Николаи
  • иподиакон Георгий Рубан
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии