Рождество Христово

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге «священник Константин Пархоменко». Просмотры: 6971

Рождество Христово!
Люди возле Новорожденного...

С Рождеством Христовым вас, братья и сестры!

Событие Рождества Христова является водоразделом, рубежом прежней и новой эры. Вы знаете, что древние люди вели отсчет времени с каких-то очень важных для них событий. Например, древние евреи вели отсчет от сотворения мира. Древние римляне – со времени основания Рима, этого святого города, города императора, который есть, в представлении римлян, живой бог, бог, живущий на земле.

Но, когда пришел Христос, очень скоро исчисление мира, отсчет времени стали вести от Рождества Христова, потому что Его Пришествие поистине разделяет прежнее и новое. Помните слова, сказанные старцем Симеоном Божьей Матери, когда Она принесла Малютку в храм: Сей лежит на падение и на восстание многих?

Поистине Христос разделяет людей, но не в плохом смысле, а в хорошем: каждый человек ставится перед выбором. Если в древности человек жил так, как он был воспитан в своей культуре, в своей цивилизации, как он воспринимал ту религию, в которой был рожден и рос, то христианство есть высшее откровение человеку о Боге, о нем самом, то есть человеке. Явление Христово есть высшее откровение Правды и Истины. И, конечно, можно ставить христианство перед лицом любого человека, и любой человек должен сделать какой-то выбор. Либо он становится христианином, либо он живет без Бога, остается (или становится) безбожником.

Я обращаю на это внимание, потому что очень часто говорят: в какой религиозной культуре люди родились, в такой они и должны жить. Например, буддист в Индии: его отец, дед были буддистами, и он сам должен оставаться буддистом. Или мусульманин в Иране: он должен оставаться мусульманином, как и последние 1300 лет – все его предки. Или какой-нибудь абориген из Австралии: все в его народе верили в колдовство, в шаманизм, и он должен продолжать верить. Говорят так люди, далекие от религии, для них религия — это элемент этнографии, фольклора, культуры.

Что такое религия вообще? По-латыни «религия» – это связь, связь с высшим миром, с потусторонним миром. Как мы знаем, что, если есть неправильная карта, человек не придет к цели своего путешествия, если на билете будет неправильно проставлен рейс самолета, то человек сядет на другой самолет и улетит неизвестно куда. То есть, в тех вопросах, где речь идет о каких-то принципиальных вещах, неточности быть не должно. Рейс должен быть указан точно, карта должна быть точной, адрес, телефон друга или любимого должны быть точными, иначе мы попадем не туда.
Вот также и в вопросе религии. Никаких шатаний, брожений, поливариативности –иногда используют такой термин, чтобы запутать людей (то есть множественной вариативности)... Ничего этого быть не должно. Если нет Истины, тогда каждый может верить, как хочет, и мы уважаемлюбую веру. (В дохристианские времена мы видим зерна истины во многих религиях.) Но, когда приходит Истина, тогда все должны обратиться к этой Истине. Когда восходит солнце, звезды на небе гаснут. Когда приходит Христос, наше Солнце правды, все полуправды, полуистины должны отойти в сторону и уступить место торжествующей истине, Истине с большой буквы.

Итак, Пришествие Христово – это поистине ответ на вопрошания древнего человечества. Люди тысячелетиями взывали: Господи, когда же Ты спасешь нас, когда же Ты ответишь нам, что есть истина? Помните, Пилат спрашивал Христа: что есть истина? Древние люди не зная ответа на свои вопросы, бросались из одного в другое. Как, кстати сказать, и современные люди – люди, отрицающие религию, отрицающие христианство: они тоже не знают, что есть истина. Они тоже туда-сюда бегают, то за одно, то за другое схватятся, ищут то там, то здесь, но, не зная истины, блуждают в потемках, как в дохристианские времена.

Пришествие Христово солнцем, сиянием правды осветило весь мир. Пришествие Христово поставило людей перед самым важным выбором. Почему самым важным? Потому, что от этого выбора зависит твоя судьба в вечности, судьба твоей души. Даже не только души: христиане верят не в то, что тело будет куда-то, как одежда, сброшена и только душа будет в каком-то эфире плавать. Нет. Христиане верят в то, что в конце времен произойдет воскресение из мертвых и произойдет трансформация всей Вселенной, преображение всей Вселенной, и новое небо, новая земля будут сотворены. Не нынешний космос, про день конца которого ученым уже известно, с помощью компьютеров ученые высчитали, когда Вселенную нашу ждет конец. Уже даже сфотографирована галактика, которая несется с огромной скоростью, чтобы столкнуться с нашей галактикой, произойдет взрыв – и все исчезнет. Поэтому, даже если мы заселим другие планеты, как мечталось когда-то, в советское время, все равно естественный конец неминуем. Но дело не в этом. Дело в том, что мы верим: этот космос, это мироздание преобразится и изменится. Люди воскреснут из мертвых и войдут в это преображенное мироздание для вечной, блаженной, прекрасной, негаснущей жизни.

И что интересно. Мы сегодня, в эти дни, празднуем Рождество Христово. Если мы с вами посмотрим на страницы Евангельские, в которых рассказывается о Рождестве Христовом, то увидим человеческие типы, которые тоже встали перед реальностью Рождества, реальностью явления Бога в мир.
И мы увидим, как эти люди повели себя, когда в мир пришел Христос. И это очень симптоматично, потому что Евангельский рассказ о том, как разные люди по-разному повели себя в момент, в день Пришествия Христова, можно приложить и к нам самим. Те же самые типы человеческие, про которые мы читаем в Евангелии, живы и сегодня.

Первый тип — тип человека, который любит Бога. Это – Божья Матерь, которая готова предоставить себя в распоряжение Господу, если Богу это нужно. Божья Матерь была воспитана в ветхозаветной культуре, это была добрая девушка, которая, если Богу будет угодно, готова была на любое служение, которое Бог бы Ей предназначит исполнять. И вот Бог к Ней обратился со словами: Ты будешь Матерью Спасителя. Сама Божья Матерь этого не понимает, переспрашивает. А потом – кротко и коротко: Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему.
Как это замечательно. И все мы должны в этом смысле уподобиться Божьей Матери, то есть мы должны жить честно, кротко, религиозно. И если Господь призовет нас к какому-то служению, может быть, страшному или очень ответственному, или призовет к тому, тайны чего мы не понимаем, мы должны быть готовы предоставить себя Ему в распоряжение. Вот первый тип – религиозный. Это Божья Матерь, которая всю себя передала в распоряжение Господу.

Второй тип – Ее супруг, Иосиф. Человек, как бы мы сегодня сказали, добрый, искренний, но не до конца доверяющий, сомневающийся. Как есть Фома среди Апостолов, так и Иосиф: когда он увидел, что его обручница ждет ребенка, он по-человечески стал колебаться. Он, конечно, доверял ее, можно сказать, лепету, ее детским и простодушным словам, что это произошло самой собой, по наитию Духа. Можно представить, как юная и кроткая Мария объясняла ему: «Дух Святой явился, и оказалось, что у меня во чреве Младенец...» Но, конечно, все в нем протестовало против доверия своей юной обручнице. Но Ангел ему является во сне и говорит: не бойся принять Марию, жену свою, ибо то, что она имеет во чреве, есть от Духа Святого.

Первый тип — это самый идеальный, тип Божьей Матери, тип человека, который, не рассуждая, готов себя предоставить Господу.
Второй тип – это Иосиф, человек добрый, хороший, но в котором есть элемент сомнения, колебания. Но и таких людей Бог любит и приходит к ним на помощь через знаки, явления.

Недавно я читал книгу княгини Натальи Урусовой про страшные годы, называется она «Материнский плач России». Там она описывает чудовищное время, начиная с революции и по 40-е – 50-ые годы. Она описывает семью, которую знала в 1930-ые годы. В этой семье было два брата. Один стал священником, а второй – атеистом и председателем местной ячейки общества безбожников. И этот, второй, человек преследовал религию, предавал священников, ненавидел своего брата-мученика. Брата-священника схватили, замучили в лагерях, расстреляли. А второй брат, младший, продолжал быть атеистом, но интересно, что он был добрым человеком, в глубине хорошим, хотя искоренял религию, как только мог.
И вот он познакомился с комсомолкой, такой же безбожницей, как и он, и они вступили в брак. Мать, очень верующая, благословила их на супружество, подарила им икону и сказала: «Если вы выбросите икону или изрубите, то не будет на вас моего материнского благословения, будет на вас проклятие Божие. Сохраните ее, даже если она вам не нужна, заверните, спрячьте куда-то. Хоть вы и атеисты, вот вам мое такое материнское благословение». Эти люди побоялись ослушаться матери, завернули икону в мешковину и положили ее в сарае, там, где дрова хранились. И продолжали жить, человек ездил по городам с атеистической миссией, проповедовал атеизм.
Они очень хотели ребенка, 10 лет ждали, лечились – и, наконец, у них родился ребенок. Он растет какое-то время, и когда ему исполняется три года, вдруг тяжело заболевает. Ребенку все хуже, врачи не могут помочь, ребенок совсем умирает. А эти люди молиться не могут, не знают, кого просить? Коммунистических богов? Ленина, Маркса просить о чуде? Они просто плачут, сидят у кроватки, нежно ласкают ребенка и не знают, что делать.
И когда малышу совсем стало плохо, стал синеть, умирать, отец его сел за стол, обхватил голову руками и зарыдал, даже завыл: почему же такая несправедливость, почему так страшно все в этом мире? И вдруг он увидел, как открылась дверь и зашел его расстрелянный брат, священник. И брат нес в руках икону, которой их благословила мать на брак. Приблизился и держит икону перед его глазами. Этот человек вскочил. Протер глаза — нет ни брата, ни иконы. Он бросился в сарай, нашел на поленнице икону – материнское благословение, принес, положил на ребенка, встал на колени и говорит своей жене: давай молиться. Они стали молиться, и на их глазах ребенок начал розоветь, а через какое-то время полностью поправился. Этот человек пошел в соответствующие государственные органы и сказал, что отрекается от коммунистической партии: «Я верующий человек, а верующий не может быть коммунистом». Конечно, потом он был сослан и умер в лагерях за веру. Но больше не отрекался.
Какой яркий пример человека, который увидел знак, узрел руку Божию. Как Иосиф, муж Марии…
И из истории, и из нашей с вами жизни мы знаем много случаев, когда хорошие, в общем-то, добрые люди без какого-то знака, без какой-то Божьей подсказки не могут прийти к истине. И Бог дает такую подсказку.

А вот третий тип – тип Ирода. Жестокий, злой тип человеческий. Он борется с истиной, ставит свое мнение, свои амбиции выше планов Божиих. И все это с такой ненавистью, что даже приказывает невинных детей, Вифлеемских младенцев, убить. И сотни, а может тысячи, младенцев были убиты по его приказу. Есть такой тип сегодня? Люди, которых при словах Рождество Христово передергивает? Есть такие люди.
Я вчера слушал в одной радиопередаче такую дискуссию: плохо это или хорошо, что на улицах появляются вывески, транспаранты с надписью «С Рождеством Христовым». И люди звонят и говорят, что их просто бесит, когда они видят такие транспаранты. Слово «бесит» уже о многом говорит. Кто стоит за этим бешенством? Да бесы! Эти люди говорят, что надо снять, сжечь эти транспаранты, потому что они не верующие люди. А один человек, комментируя свою злобу против этих вывесок, проговорился: «Слава Богу, я – атеист». Другая девушка позвонила и говорит: «Вы послушайте, он сказал: слава Богу, что я не верю в Бога, значит, в сердце у него есть что-то, религиозная тоска, потребность в вере есть в человеке, только он гонит, враждует против нее…». Какая мудрая девушка. Есть такие люди, которые гонят истину. Те же самые большевики.
Если человек что-то отрицает, например, что существует Змей Горыныч или Баба-Яга, мы не будем враждовать против этого: верят люди в кентавров и змеев Горынычей – это их частное право. Но если человек самому себе, в первую очередь, хочет доказать, что чего-то нет, то есть где-то на периферии сознания у него есть сомнения, – такой человек, видимо, своим атеизмом, агрессивным атеизмом, просто хочет самому себе и другим доказать, что Бога нет. Убить, растоптать в себе веру, чтобы только не говорили о Его силе. Значит, очень злы такие люди, значит, в их сердце много злобы и ненависти, потому что преимущественно отрицают Бога те, кто имеет какие-то грехи, кто не хочет изменить жизнь в лучшую сторону. Если же люди терпимы – даже если они атеисты, это люди более праведные, добрые. А те, кто с такой агрессией доказывает, что Бога нет, – люди не совсем нравственно чистые и порядочные.

Итак, Ирод — очень злой, жестокий, плохой человек. Посмотрите, с какой ненавистью он борется против Христа, против Истины. Можно еще вспоминать людей, с которыми мы встречаемся на страницах Евангельского повествования, хотя бы в рамках рассказа о Рождестве. И видеть, что эти типы человеческие и сегодня среди нас ходят.

Самое последнее. Наиболее распространенный тип людей – равнодушный обыватель. Христос родился в пещере, потому что не нашлось места в городе, в гостинице для женщины, которой пришло время родить. Мы можем себе представить, как метался в это время Иосиф. Те, у кого есть маленькие дети, знают, как нервничает муж, когда у жены начинаются схватки, когда приходит время ей родить. И вот Иосиф стучится в одно место, в другое, в один постоялый двор, в другой. Люди живут своей жизнью, их это не интересует: чужая беда, чужие проблемы. Бог родился, Бог умер – их это не интересует, они живут своими обывательскими, мещанскими, мелкими интересами. И большинство людей мира сего такую же позицию, к сожалению, занимает. Для них Рождество Христово – это просто повод собраться, выпить, попраздновать, не пойти на работу, так как это выходной день, пробежаться по магазинам, купить что-то. Но ни в коем случае не религиозное событие. Большинство людей мира сего вращаются, к сожалению, только вокруг своих интересов или интересов своей семьи, они не видят, что происходит вокруг, не видят, когда нужно кому-то помочь, кого-то поддержать, кому-то сделать какое-то добро.

Братья и сестры, будем с вами всматриваться и всматриваться в Евангельский сюжет о Рождестве Христовом и размышлять, какие были люди, как те или иные люди ответили на величайшее, судьбоносное Событие – Пришествие Христа в мир. Затронуло ли их это Событие, или они остались равнодушны, или стали злобствовать против него.
Дай нам Бог быть даже не с Иосифом, а с Божьей Матерью, беспредельно доверяя Господу, будучи готовыми служить Господу так, как Ему будет угодно. И избави нас, Господи, от страшной судьбы и от страшных поступков и слов гонителей веры или людей, равнодушных ко Христу.
Аминь.
2010

За несколько дней до Нового года я был с детьми в Эрмитаже. Мы готовились с ними
к Рождеству и рассматривали картины с рождественскими сюжетами.

1.JPG
Посмотрите, как внимательно дети рассматривают картины.

2.JPG
А вот и эта картина, так заинтересовавшая детей: явление Ангела пастухам.

3.JPG
Бьяджо д Антонио. Мадонна с Младенцем. 15 век.

4.JPG
Франческо ди Симвони Веруччи. Мадонна с Младенцем и Ангелами. 15-й век.

5.JPG
Филиппино Липпи. Мадонна с Младенцем. 15-й век.

6.JPG
Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем. 15-й век.

7.JPG
Рафаэль. Мадонна с Младенцем. Нач. 16-го века.

8.JPG
Джулио Чезаре Прокаччини.
Мадонна. 16-й век.

9.JPG
Бартоломе Мурильо. Отдых Святого Семейства на пути в Египет. 17-й век.

10.JPG
Бартоломе Мурильо. Поклонение пастухов. 17-й век.

11.JPG
Хуан Баутисто Майно. Поклонение пастухов. 17-й век.


12.JPG
Рембрандт. Святое Семейство. 17-й век.

13.JPG
Неизвестный итальянский мастер. Мадонна с Младенцем. 16-й век.


14.JPG
Гандольфино да Роретто.
Поклонение Младенцу. 15-й век.

15.JPG
Якоб ван Ост Старший. Поклонение пастухов. 17-й век.
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии