Рубенс. Письма

Эта запись является частью серии записей Книжная полка
Рубенс. Письма
Рубенс. Письма. У меня в руках – изящный томик в матерчатом переплете. Издание 1933 года.

Листаю старинные письма – и передо мной встает эпоха, отстоящая от нас на 400 лет. И живой художник, которого прежде я знал только по картинам, а теперь открываю как человека, который жил такой же сложной, бурной жизнью, какой живем все мы.

В самом деле. Свои проблемы кажутся огромными. Но ведь каждый человек в любую эпоху сталкивается с похожими проблемами. Вопрос только в том, что кто-то лишь жалуется на жизнь и ничего не делает, другой, несмотря на все искушения и подножки, которые жизнь ему ставит, трудится, создает, идет вперед. Рубенс, которого мы знаем по пышнотелым красавицам, по густым пейзажным дубравам, по выразительным фигурам мучеников и преподобных, жил не в глянцевом мире. В своих письмах покровителям, друзьям, родным, Рубенс жалуется на жадность и придирки таможенников, на крючкотворство чиновников, на жадность высокопоставленных лиц, заказывавших ему картины и тянущих с оплатой труда, на мучающие его болезни, скорби... Однако, не смотря ни на что, считает своим долгом и священной обязанностью реализовывать данные Богом таланты и трудиться, преумножая в нашем жестоком мире добро и красоту. «Для себя я хотел бы, – пишет Рубенс, – чтобы весь мир был в мире и мы могли бы жить в веке золотом, а не железном». В другом месте: «Я человек мирных вкусов и заклятый враг войн, тяжб, столкновений и ссор».
Он радовался жизни, любил Бога и людей и, как бы ни поступали другие, са м старался поступать достойно и честно.
Открыв Рубенса как человека благодаря его письмам, мы по-новому будем воспринимать и его прекрасные картины.

IMG_6728.JPG
Надо заметить, что автор и переводчик подобрались подходящие друг другу...

Я сделал для себя несколько выписок из его писем и хочу ими поделиться с вами.

Да, да, неприятности, которые случаются и с нами… (Сотрудникам Эрмитажа и прочих музеев не читать, во избежание инфаркта:).)
«Несправедливый рок слишком завидует моему благополучию и по своему обыкновению не перестает подмешивать горечь ко всем моим радостям; он вызывает несчастия, которые даже величайшая заботливость и все предосторожности бессильны предвидеть и предупредить и последствия которых очень тяжелы. И вот теперь картины, тщательно уложенные и запакованные мной самим в присутствии Его Светлости, досмотренные в Аликанто и найденные в прекрасном состоянии, появились из ящиков… в таком испорченном виде, что я отчаиваюсь в возможности их спасти. Дело идет уже не о внешних только повреждениях, не о пятне плесени, которое легко снять, – самые полотна, покрытые листами жести, завернутые в двойную клеенку и уложенные в деревянные сундуки, испорчены двадцатипятидневным ливнем, – неслыханная в Испании вещь! Краски облупливаются. Под действием воды они вздулись и образовали во многих местах не поддающиеся исправлению комки. Придется снять их ножом…»

А вот окончание другого письма. Посмотрите, какие знакомые нам бытовые вопросы тут затронуты:
«…Когда будете уезжать, присмотрите, чтобы все было хорошо заперто и чтобы в моей верхней мастерской не оставалось ни картин, ни эскизов. Напомните Вильму, садовнику, что он должен при случае прислать нам груш и фиг, если они будут, или вообще каких-нибудь плодов из сада. Приезжайте же как можно скорее, чтобы наконец запереть дом; пока Вы там, невозможно выпроводить остальных. Я надеюсь, что согласно с моим распоряжением Вы спрятали золотую цепь в сохранное место, дабы она оказалась в целости, когда мы вернемся домой».

IMG_6733.JPG

А вот интересное замечание Рубенса, в котором кто-то узнает… самого себя:
«Потеря флота вызвала здесь большой шум. (Речь идет о захвате голландским адмиралом испанского флота с грузом серебра. – прот. К.П.)… Вы бы удивились, увидев, как не то что большая часть населения, но почти все оно находится на верху блаженства, потому, что это общественное несчастье позволяет ему обвинять правительство и свободно высказывать свою ненависть. В самом деле, сила ненависти такова, что из-за нее забывают свои собственные несчастия и пренебрегают ими для наслаждения местью».

Рубенс живо интересуется разными механизмами, изобретениями своего времени:
«Тем временем я не могу удержаться, чтобы не напомнить Вам некоторые необычные и весьма тонкие способы взвешивания, о которых я, кажется, некогда Вам рассказывал… Дон Айанса пользовался медной палкой, поставленной перпендикулярно на горизонтальную плоскость, состоявшую также из меди. На верхнем конце палки находилась столь тонкая стальная игла, что ее острие было почти невидимой точкой. Дон Херонимо брал маленькую серебряную чашу весов, которую он изготовлял свыше шести месяцев (как он сказал мне), стремясь к тому, чтобы края были везде совершенно одинаковой толщины: в этом заключался весь секрет. Середина была отмечена крошечной точкой на вогнутом дне этой чаши, так что, помещенная на острие иглы, она сохраняла равновесие. Этот прибор был столь чувствителен, что, когда на одну из его сторон клали малейшую частицу человеческого волоса, эта сторона заметно опускалась. Дон Херонимо имел, кроме того, великое множество миниатюрных гирь, самые легкие из них были почти невидимы, а увеличение веса от одной к другой почти неуловимо, причем на всех стояли цифры».

IMG_6744.JPG

А вот, кстати, о задержке оплаты труда. Художник жалуется на то, что не получил денег за работу, выполненную для короля Англии:
«Возненавидев Дворы, я отправил мою работу в Англию с посланным. Теперь она уже поставлена на свое место, и, как пишут мне друзья, Король Английский остался ею совершенно доволен. Однако я до сих пор не получил вознаграждения, что удивило бы меня, будь я новичком в делах мира сего. Но долгий опыт научил меня, как медлительны Государи, когда им приходится платить, и насколько легче им творить зло, чем добро, так что это пока не слишком заботит меня, и я не думаю, чтобы мне собирались не заплатить. Мои друзья при тамошнем Дворе поддерживают во мне надежду и постоянно заверяют, что Король обойдется со мной так, как это достойно и его, и меня. Признаюсь, однако, что согласно старой пословице: «Хочешь – иди, не хочешь – пошли», я должен был бы сам поехать в Англию, чтобы довести дело до благополучного завершения. Я рассказываю это только для того, чтобы убедить Вашу Милость в моем стремлении к душевному миру и в упорном желании избегать, насколько возможно, всяких волнений и интриг».

Закончить подборку (которую, право, можно было бы продолжать долго, но я рискую утомить вас), я хочу трогательной и показавшейся мне немного курьезной выпиской:
«Теперь, слава Богу, спокойно живу с моей женой и детьми… и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни. Я решил снова жениться, потому что не чувствую себя созревшим для воздержания и безбрачия; впрочем, хотя справедливо ставить на первое место умерщвление плоти, мы с благодарностью пользуемся дозволенным наслаждением.
Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при Дворе; но я испугался этого бедствия знатности и особенно надменности, свойственной этому полу.
Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». (Отмечу, что 53-летний Рубенс вступил в брак с 16-летней девушкой Еленой Фоурмен. Его любовь к юной жене была настолько сильной, что он постоянно рисует ее почти на всех полотнах следующих лет. Рисует ли он Диану, Венеру, вакханку, Сусанну, Марию Магдалину или даже Мадонну, всюду чувствуется один образ – юной Елены.)

Рубенс умер через 10 лет после этой записи. Его 26-летняя жена осталась вдовой, дети – сиротами. Собрание картин и редкостей, которые Рубенс коллекционировал всю свою жизнь, было распродано разным лицам в разные страны. Живой человек стал частью истории.

IMG_6745.JPG
Перейти к следующей записи Книжная полка: Эдуард Кочергин
Перейти к предыдущей записи Об одной замечательной книге

Комментарии

Благодарю за доступный и познавательный рассказ!
И за эти вишенки. Они производят какое-то необыкновенно радостное впечатление на блеклом фоне книжных страниц. Я спросила о. Константина, когда прочла эту запись, что означают эти дивные вишенки. "А, вишенки!.. Да просто, когда я снимал книгу, этими вишенками я прижимал страницы от сквозняка. И так их и оставил"...:)
 
Кстати, о вишенках. Не только от сквозняка:)...
И чтобы оживить фотографии.
Сначала я хотел использовать цветы, но они слишком притягивали внимание и отвлекали от кадра. Тогда пришлось выпросить у Устины несколько черешен (она как раз их ела). "Папа, на пять минут, а то, что я есть буду?"
Сразу после фотосессии они были... ну вы меня поняли.
 
Прочитала и... почему-то стало грустно... Рубенс умер, картины распроданы, черешенки съедены... :)) Вот так всегда в жизни! Одно радует, что живая человеческая жизнь может фиксироваться в дневниках и мы - далёкие потомки ушедших эпох - имееv возможность заглянуть таким образом в прошлое, почувствовать его дух. Всё-таки это удивительно!
PS. Не знала, что Анна Андреевна была переводчиком. Наверное, мне стоит ознакомиться с её биографией. :)
 
Отец Константин, Вы всегда умеете настолько интересно передать информацию, заинтересовать, великолепно написаннный текст, и конечно же фотографии сделанные красиво, талантливо!!! да это так! необычно и с любовью!
 
Однажды, когда Антверпен встречал какую-то важную особу, все балконы города были увешаны полотнами Рубенса. Это оказалось дешевле любого другого способа декорации!!!
 
Татьяна Анатольевна (СПб) написал(а):
Однажды, когда Антверпен встречал какую-то важную особу, все балконы города были увешаны полотнами Рубенса. Это оказалось дешевле любого другого способа декорации!!!

Мне кажется, это миф.
1. Рубенс не написал так много полотен;
2. Его работы дорого стоили. ДОРОГО! Его картины могли себе позволить заказать только высокопоставленные особы (короли, кардиналы, графы) или большие соборы). В одном из писем Рубенс пишет, что он является самым высокооплачиваемым в мире художником (на то время).
 
Отец Константин, напишите пожалуйста свое мнение по поводу выступления Ивана Охлобыстина Доктрина 77 и его желании баллотироваться на президентский пост. Спасибо!
 
Два слова про последние акции отца Иоанна Охлобыстина.
Естественно, что вся эта программа и выдвижение в кандидаты на пост президента – грандиозное шоу, игра отца Иоанна и определенной команды.
Просто смешно, что кто-то в это серьезно поверил, волнуется, пишет статьи…
Для чего все это было затеяно? Сегодня мне это неизвестно, время покажет.

Какие лично у меня предположения? Отец Иоанн побудоражит публику, а потом красиво уйдет, так называемый самоотвод в пользу кандидата. Думаю, это будет В. В., или Д. А.

Отец Иоанн получил мощнейший пиар и популярность, что для артиста всегда пригодится;
Нынешняя власть получит несколько сотен тысяч голосов молодых людей, которые обычно, пользуясь терминологией отца Иоанна, «забивают» на выборы;
Журналисты всех мастей получают тему, которую можно эксплуатировать и эксплуатировать. Есть о чем писать, есть работа – будут сыты журналистские жены и дети, что тоже хорошо;
Молодые люди получили ударную дозу ура-патриотизма, что им только полезно.

Кроме того, отец Иоанн, как настоящий миссионер (а он миссионер болеющий за судьбу русского православия) агитирует за веру и Церковь и несомненно, что кто-то из молодых людей после этого переступит порог храма.

Словом, все довольны и всем польза.
Относитесь ко всему этому с доброй иронией. Жизнь интересна!

P.S. А то, что все это как-то не тонко… Это язык как раз того среза общества, к которому обращается о. Иоанн и команда специалистов, готовивших эту акцию. Уверен, что привлекались специалисты, которые проводили мониторинг целевой аудитории, к которой будет обращаться о. Иоанн.
 
священник Константин Пархоменко написал(а):
Мне кажется, это миф.
1. Рубенс не написал так много полотен;
2. Его работы дорого стоили. ДОРОГО! Его картины могли себе позволить заказать только высокопоставленные особы (короли, кардиналы, графы) или большие соборы). В одном из писем Рубенс пишет, что он является самым высокооплачиваемым в мире художником (на то время).

Дело в том , что я эту историю слышала от одного из самых лучших знатоков заподноевропейского искусства в Ленинграде - Н.А. Лифшиц, ст. научного сотрудника Эрмитажа. Она это приводила, как пример того, насколько все-таки мало ценили современники великого художника. Конечно, на общем уровне его работы стоили очень дорого, но современники им не придавали такого значения, как потомки.
Был выбор - либо персидские ковры, либо Рубенс. Так вот, заказать украшение города Рубенсу оказалось дешевле.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
8.282
Комментарии
12
Последнее обновление
Сверху