Русская Православная Церковь сегодня 3

Статус
Эта запись является частью серии записей Русская Православная Церковь сегодня
Русская Православная Церковь сегодня:
Время культурно-исторического взлета – или эпоха разочарований и неудач?..
Часть 3

Дорогие друзья! Помните, мы некоторое время назад говорили о том, что в современной церковной жизни может радовать, а что огорчать? Тогда я не успел ответить на все вопросы. Наступил Великий Пост, а с ним трагические события на Украине, которые приковали наше внимание и наши сердца к происходящему. Потом была Пасха и многое-многое другое…
Потому так и не удалось ответить на все поставленные вами вопросы, а они того, несомненно, заслуживали. И вот я решил искупить свою вину. Давайте сегодня рассмотрим очередные письма, и вопросы, присланные в виде комментариев к очеркам на тему: Русская Православная Церковь сегодня: время культурно-исторического взлета – или эпоха разочарований и неудач?..
Заодно приглашаю вас продолжить разговор о том, что в нашей церковной жизни может показаться успехом, а что можно охарактеризовать как неудачу.
Я пролистал все комментарии и выудил оттуда, как мне показалось, все вопросы. Если что-то пропустил и на чей-то вопрос не ответил, напишите, и я отвечу.
В предыдущей части мы остановились на письме 3. А теперь – продолжим...

Письмо 4:
У меня не вопрос, а констатация. Очень жалко (лично мне), что наша Русская Православная Церковь срослась с этой властью, которая уже сбилась со счета, считая годы своего правления. Раскол внутри РПЦ, которые так же считают и которые говорят, что ни о каком срастании речи не идет. Но имеющие глаза да видят и имеющие уши да слышат.
Ваше мнение, о. Константин?
Но я от этого хуже не стал относиться к нашей вере.

Дорогой Брат. Я не вижу никакого срастания с верой. Есть взаимодействие с государственной властью. Оно всегда было и будет. Церковь пребывает в мире сем и не может не общаться и не взаимодействовать с государственными органами власти. Это было и при императорах, и при советской власти. Только когда государство не готово сотрудничать с Церковью и объявляет курс на ее тотальное уничтожение, только в этом случае Церковь переходит на катакомбное, то есть тайное, положение. Но если власть готова разговаривать с Церковью и взаимодействовать по ряду вопросов, то Церковь должна находиться в таком диалоге.

Никакого раскола по этому вопросу нет. Есть отдельные лица, которые критикуют такое взаимодействие Церкви с властью, но это сугубо их личное мнение, не разделяемое полнотой Церкви. Более того, добавлю, что критики такого взаимодействия Церкви и власти на самом деле вдохновляются совсем не стремлением к пользе для Церкви и дела Божьего, а дилетантскими мыслями, а то и греховными соображениями; вообще их позиция далека от объективности и попахивает диссидентским вредничаньем.

Документ «Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви» намечает следующие области сотрудничества Церкви и государства в нынешний исторический период:
а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
б) забота о сохранении нравственности в обществе;
в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
и) наука, включая гуманитарные исследования;
к) здравоохранение;
л) культура и творческая деятельность;
м) работа церковных и светских средств массовой информации;
н) деятельность по сохранению окружающей среды;
о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;
п) поддержка института семьи, материнства и детства;
р) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

В то же время Документ указывает, что существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это:
а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров;
б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;
в) непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию.

Согласитесь, документ очень здраво очерчивает круг задач, в которых у Церкви и государства может быть взаимополезное сотрудничество. Этого курса Церковь и придерживается.

Письмо 5:
Добрый день. Меня, как, наверное, и многих других, беспокоит то, что в последнее время как образцовых защитников православия и миссионеров общественности преподносят таких людей, как Кирилл Фролов и Энтео. Причем их явно поддерживают на высоком уровне РПЦ. Но их действия и высказывания скорее вредят авторитету Церкви. Зачем делать ставку на эпатаж и истерию?

Дорогой Аноним. Я не сказал бы, что Церковь преподносит «как образцовых защитников православия и миссионеров» таких деятелей, как К. Фролов и Д. Энтео. Шумиху вокруг этих имен создают светские средства массовой информации. Но на каком церковном ресурсе Вы видели превозношение этих людей? Ни на каком…

Проблема в том, что светские СМИ любят все скандальное и будоражащее, то, что сейчас называют жареным. И, соответственно, журналисты приглашают в свои передачи, а также освещают в эфире деятельность таких персонажей, которые действуют в вышеозначенном «тренде».
Вот взять, к примеру, отца Андрея Кураева. Это яркий оратор и выдающийся миссионер. У отца Андрея есть такая особенность: он любит провоцировать публику. И это идет «на ура», это как раз то, что хотят массы. Но подумайте вот над чем: как Вы думаете, в Москве мало ли блестящих священнослужителей, богословов, церковных историков? Мало преподавателей Духовных Академий и Семинарий? Достаточно, уверяю Вас! И многие хорошо и мудро говорят.
Могу предположить, что кто-то окажется гораздо мудрей отца Андрея и лучше ответит на поставленные вопросы. Но их не зовут. Потому, что они не будут потешать и провоцировать публику.

Вот такой, примерно, алгоритм действует в современных СМИ. Есть несколько персонажей (о. И. Охлобыстин, о. А. Кураев и некоторые другие), которые, появляясь на телеэкране, устраивают для зрителя настоящее шоу (такие жириновские от Церкви). Их и показывают, их и цитируют, им и задают вопросы. А масса других достойнейших пастырей и богословов остаются просто невостребованными.
Так же дело обстоит и с упомянутыми Вами лицами.

Впрочем, хочу заметить, что в отношении Кирилла Фролова я не могу сказать ничего плохого. Это человек, резкий на язык, порывистый, но искренний и очень активный. Мне он всегда интересен. Но это не означает, что мы обязаны соглашаться со всеми мыслями и высказываниями Кирилла Александровича.
Сложнее с Дм. Энтео. Мне деятельность его группы скорее неприятна. Но одновременно с этим я спокойно отношусь к их акциям, ко всем этим перформансам. В конце концов, молодежи свойственно в провокативной манере высказывать свои идеи. А нам дай Господь терпимости и доброжелательности, верно?

Письмо 6:
Здравствуйте, отец Константин!
У меня много вопросов, я присматриваюсь к Православной Церкви примерно 8 лет и вот все никак не могу решиться войти в Нее, смущает многое:
1. Господь сказал: заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Ин,13)
В современной Церкви этого практически не нахожу. Может быть дело во мне? Плохо ищу? Очень много агрессивных людей среди православных, это отталкивает.
2. Почему почти все люди после Крещения активно грешат, если Господь полностью прощает в крещении все грехи, человек умирает для греха, очищается, облекается в Христа и якобы рождается свыше? Из-за того, что людей крестят в младенчестве, в бессознательном возрасте? Но то же самое происходит и с крещенными во взрослом возрасте. У меня такое сложилось впечатление, что большинство "рожденных свыше" взрослых в настоящее время либо вообще не рождаются, или сразу духовно умирают прямо в купели. Возникают сомнения в вере, она начинает казаться бессильной и неспасительной.
3. Разве можно считать состоявшимся крещение над взрослым человеком, который пришел креститься вообще не соображая для чего ему это надо, без покаяния и веры, или креститься его направила колдунья? Разве Таинство это магия? Разве без веры и покаяния человек получает отпущение грехов и Духа Святого? Простите, но я в такое верить не могу, это против учения Христа и нарушение канонов Церкви. Нашла у святителя Кирилла Иерусалимского слова о том, что в таких случаях люди будут крестить, а Дух Святой не будет.
4. Обязательно ли после крещения бесконечно каяться в бесконечно повторяющихся грехах? Для чего нужна вера, которая не помогает человеку перестать грешить? Или не грешить невозможно в принципе и Господь дал нам неисполнимую заповедь? Давно волнует вопрос, в чем каялись апостолы и кто у них принимал исповедь? И может ли грешить человек, который говорит: уже не я живу, но живет во мне Христос. Все ли должны стремиться к этому?
5. Как относиться к таким явлениям в Церкви, как актер Иван Охлобыстин с его антицерковной и античеловеческой рекламой (про жизнь для себя, в свое удовольствие) и прочими пошлостями и безобразиями? И при этом, насколько мне известно, он до сих пор числится заштатным священнослужителем РПЦ !
6. Как воспринимать профессора Осипова? Одни говорят, что он впал в ересь, другие с удовольствием слушают его лекции.

Моя личная проблема - непонимание того, как идти креститься? Каким должно быть мое покаяние перед Богом, чтобы осмелиться принять великое Таинство? В Новом Завете есть пример евнуха, которому апостол сказал, если веруешь от всего сердца, то можно. Как определить верую я от всего сердца или нет? Я не хочу грешить после крещения, не хочу осквернять грехами дар Божий и терять Духа Святого. Это невозможно? Неужели и после крещения я останусь такой же гордой и грешной как была ДО него и буду бесконечно грешить? Тогда зачем это нужно?
Спасибо, что открыли для обсуждения эту тему.
Храни Господь Вас. Жанна

Дорогая Жанна и все наши читатели. Для удобства буду отвечать на каждый поставленный Вами вопрос отдельно.

Господь сказал: заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Ин,13)
В современной Церкви этого практически не нахожу. Может быть дело во мне? Плохо ищу? Очень много агрессивных людей среди православных, это отталкивает.

Настоящая любовь – это не то, что нам дано, а то, что нам задано. Учиться этой любви нужно всю жизнь. Если христианин стремится к любви, работает над собой, чтобы ее достичь, значит, он находится на верном пути. Если не ищет, не алчет любви, по примеру Христову, значит, можно сказать, что христиан сбился с верного курса, он идет не туда… Принудить человека, назвавшего себя христианином, идти по направлению к достижению любви, Господь не может. Все в церковной жизни вопиет об этой любви. Сам Бог, Своим терпимым и бесконечно прощающим нас отношением, учит совершенной любви, об этом трубят Писание, Предание, об этом говорятся проповеди и публикуются статьи на христианских сайтах… Если человек не желает этого слышать, заставить его никто не может.

Поэтому, Жанна, проблема дефицита любви и братских отношений – не в Церкви и не в чем-то другом, а только в самом конкретном человеке. Мы должны в самих себе стараться воспитать эту любовь, и тогда есть надежда, что и окружающие, видя наш пример, начнут изменяться.

Хотя процесс этот на самом деле невероятно трудный. Наши читатели, у которых есть дети, могут на примере детей увидеть, как трудно воспитывать человека в направлении добра. Вкладываешь, вкладываешь в него добро, а оно не прорастает или поглощается сорняками грехов и слабостей…

Впрочем, пример с детьми – не совсем корректный. В отношении детей мы обязаны культивировать в них добро. В отношении же посторонних людей – не обязаны. Господь не спросит нас за нашего соседа или коллегу. За детей – спросит, за чужих людей – не спросит. Мы будем отвечать каждый за себя. Поэтому тут даже легче, чем с детьми. Сам стремись к добру, любви, чистоте. Если окружающие, видя это, изменятся – слава Богу, если проигнорируют и не изменятся – Вашей вины тут нет, Вы сделали все, что от Вас зависело.

Так что, Жанна, стремитесь к приобретению любви, прежде всего, сами и не думайте о том, почему так мало любви в окружающих. Это их выбор. Они за него и отвечать будут.

Почему почти все люди после Крещения активно грешат, если Господь полностью прощает в крещении все грехи, человек умирает для греха, очищается, облекается в Христа и якобы рождается свыше? Из-за того, что людей крестят в младенчестве, в бессознательном возрасте? Но то же самое происходит и с крещенными во взрослом возрасте. У меня такое сложилось впечатление, что большинство "рожденных свыше" взрослых в настоящее время либо вообще не рождаются, или сразу духовно умирают прямо в купели. Возникают сомнения в вере, она начинает казаться бессильной и неспасительной.

Хороший вопрос! В крещальной купели происходит освобождение человека от первородного греха, и человек получает благодатные силы для продвижения по пути веры, благочестия и духовной жизни.
Пропорционально предпринимаемым усилиям будет и результат! Мне приходилось крестить многих людей. Будем сейчас говорить о взрослых. Так вот, были такие, кто уже в этот же вечер скатывался в прежнюю греховную жизнь. Но были и такие, кто рассказывал, как для него Крещение явилось мощным стимулом к новой, обновленной и праведной жизни. «Как будто ветер наполнил паруса» – так сказал недавно один человек.

Вы, дорогая Жанна, имеете слишком маленькую выборку людей, чтобы сделать верное заключение – изменился человек после Крещения или не изменился. У меня выборка побольше, это сотни людей. И я несомненно вижу, что, если человек хочет стать иным, – в Крещении он получает для этого силы.
Кстати, может быть, кто-то из наших читателей, крестившихся в зрелом возрасте, поделится свидетельством: явилось ли для него Крещение каким-то новым этапом в жизни, или все осталось по-прежнему?

Разве можно считать состоявшимся крещение над взрослым человеком, который пришел креститься вообще не соображая для чего ему это надо, без покаяния и веры, или креститься его направила колдунья? Разве Таинство это магия? Разве без веры и покаяния человек получает отпущение грехов и Духа Святого? Простите, но я в такое верить не могу, это против учения Христа и нарушение канонов Церкви. Нашла у святителя Кирилла Иерусалимского слова о том, что в таких случаях люди будут крестить, а Дух Святой не будет.

Приведите, пожалуйста, точные слова святителя Кирилла об этом. Я о них не помню, но предполагаю, что так свт. Кирилл мог сказать о крещенных без их воли, крещенных насильно. Но если насилия нет, а человек просто ничего не понимает, это для Древней Церкви никогда не было проблемой. Всегда крестили несмышленых детей, всегда крестили людей психически неполноценных, и даже – идиотов.

Если взрослый человек уже самостоятельно приходит креститься, то это о чем-то говорит… Пусть он совсем ничего не соображает в происходящем, пусть несознательно относится к Таинству, но уже желание и надежда на какую-то новую жизнь, на какой-то экзистенциальный прорыв в жизни у него есть.

Обязательно ли после крещения бесконечно каяться в бесконечно повторяющихся грехах? Для чего нужна вера, которая не помогает человеку перестать грешить? Или не грешить невозможно в принципе и Господь дал нам неисполнимую заповедь? Давно волнует вопрос, в чем каялись апостолы и кто у них принимал исповедь? И может ли грешить человек, который говорит: уже не я живу, но живет во мне Христос. Все ли должны стремиться к этому?

Вся наша жизнь – движение в направлении того, чтобы не грешить. Мы день за днем, шаг за шагом воюем за свою душу, отвоевывая ее у сатаны и страстей. Нетрудно победить большие грехи: блуд, воровство и проч. Потом наступает черед менее крупных грехов: лень, чревоугодие, гордыня, злопамятство и др. Вот с этими грехами мы застреваем практически на всю жизнь. В идеале мы должны расправиться и с ними. Впрочем, если одолеем этот «уровень», то и тогда лукавый будет искушать нас, как великих подвижников, греховными помыслами и чувствами.

Мы не знаем о грехах Апостолов, но то, что они были несовершенными людьми, несомненно. Из Посланий Ап. Павла мы узнаем, что между Апостолами были недоразумения в отношении разных вопросов, были споры, иногда острые. Знаем, что у Апостолов были искушения. Впрочем, им было гораздо труднее, чем нам. В их время не было науки о нравственном совершенствовании, о духовном возрастании, которая есть у нас. Сотни великих подвижников и святых создали для нас эту науку, эту традицию духовного возрастания во Христе, поэтому, при желании, мы имеем все средства для того, чтобы победить любую страсть и любой грех.

У кого Апостолы исповедовались? В то время не было такой покаянной дисциплины, как теперь. Люди лишь один раз каялись, перед вступлением в Церковь, и потом старались не грешить. В мелких грехах, как мы говорим, повседневных, каялись перед Самим Богом, в больших грехах – перед всей христианской общиной.

Обязательно ли каяться в грехах, если мы их повторяем? Конечно! Господь – не Президент, которому один раз озвучил проблему и потом, чтобы не злоупотреблять его временем, не надо повторять. Господь – Отец Небесный. Ребенок сто раз нарушит родительское слово, сто раз попросит у нас прощения, и мы сто раз его прижмем к себе и, приласкав, простим.

Важно сказать еще вот о чем: надо отделять грех от того, что почему-то многие считают грехом, а на самом деле таковым оно не является. Многие думают, что святое поведение – это поведение человека, который где-то заперся и, возжигая лампадку, мурлычет под нос псалмы. Так порой и говорят: «В миру живем, батюшка, как уж тут не грешить?» или «Семья у меня, как тут не согрешить». Я с такой постановкой вопроса категорически не согласен. Можно жить активной жизнью, общаться со многими людьми, перекусывать в кафе, водить автомобиль, слушать новости и общаться в соцсетях, и так далее, и тому подобное… Но, делая все это, – следить за движениями своей души: отсекать греховные мысли, стараться любить людей и служить им, спешить делать добро и так далее.

Не забывайте: Господь Иисус Христос нам не заповедал непрестанно творить молитву Иисусову, постоянно пребывать в посте и воздержании. Монашество – не для всех. Это – для избранных, для желающих пойти уникальным путем. Но и образ жизни мирского человека также не препятствует тому, чтобы наполнить жизнь благодатью и радостью Богообщения.

Напомню всем хорошо известную историю из жития преп. Макария Великого:
Однажды, когда преподобный Макарий молился, к нему был голос, который говорил: «Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе». Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в тот город. Найдя там дом, где жили означенные женщины, он, призвав к себе обеих, сказал им: «Ради вас я принял на себя такой великий подвиг, придя сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывая». «Поверь нам, честный отче, – отвечали женщины, – что мы еще прошлую ночь разделяли ложе свое со своими мужьями. Какие же добродетели ты желаешь найти в нас?» Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему об образе своей жизни. Тогда, женщины сказали: «Мы не были родственницами между собою прежде, но потом мы вышли замуж за двух родных братьев, и вот уже 15 лет мы живем все в одном доме; во все время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собою. Недавно мы решили оставить своих плотских супругов и удалиться в сонм святых дев, служащих Богу. Однако мы никак не можем упросить наших мужей, чтобы они отпустили нас. Тогда мы заключили завет с Богом и между собою – не произносить ни одного мирского слова до самой смерти нашей». Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал: «Поистине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но – свободного намерения, принимая его, как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого, желающего спастись».
Я выделил жирным шрифтом последние слова. Пожалуйста, перечитайте их еще раз.

Как относиться к таким явлениям в Церкви, как актер Иван Охлобыстин с его антицерковной и античеловеческой рекламой (про жизнь для себя, в свое удовольствие) и прочими пошлостями и безобразиями? И при этом, насколько мне известно, он до сих пор числится заштатным священнослужителем РПЦ!

Я не очень знаю про антицерковную и античеловеческую рекламу отца Иоанна Охлобыстина, извините. Что же касается его политических акций, так это его личное дело. Мне деятельность отца Иоанна не кажется страшной и вредной, но, возможно, Вы информированы лучше.

Как воспринимать профессора Осипова? Одни говорят, что он впал в ересь, другие с удовольствием слушают его лекции.

У проф. А.И. Осипова есть мысли, с которыми я бы поспорил, однако в целом это очень интересный православный мыслитель. Те вопросы, по которым с проф. Осиповым можно поспорить, открыты для дискуссий.
Не забывайте, что православное вероучение имеет темы (далеко не первостепенные), которые разные святые отцы решали по-разному. В самом деле, если Господь по ряду вопросов нам не дал твердого ответа, что и как понимать, то почему не допустить плюрализм, свободу разных точек зрения?
В главном, конечно, проф. Осипов – православный мыслитель.

Моя личная проблема - непонимание того, как идти креститься? Каким должно быть мое покаяние перед Богом, чтобы осмелиться принять великое Таинство? В Новом Завете есть пример евнуха, которому апостол сказал, если веруешь от всего сердца, то можно. Как определить верую я от всего сердца или нет? Я не хочу грешить после крещения, не хочу осквернять грехами дар Божий и терять Духа Святого. Это невозможно? Неужели и после крещения я останусь такой же гордой и грешной как была ДО него и буду бесконечно грешить? Тогда зачем это нужно?

Очень хорошо, что к Крещению Вы подходите осмысленно.
Я бы назвал такой критерий готовности к принятию Таинства Крещения: вера в Господа; знакомство с основами православной веры; желание жить церковной жизнью и молиться; стремление стараться быть христианином, достойным этого высокого звания.
Это не значит, что в вере мы должны иметь железную и продуманную позицию по всем вопросам. Совершенно нормально, когда много для тебя еще не совсем прояснено и понятно, над многим надо еще думать и думать.
Так и в вопросе нравственности – готовность принять Крещение не должна быть следствием того, что ты победил все свои слабости и грехи и чист, как стеклышко. Главное – иметь желание. И не сомневаюсь, что восполнившая Ваше желание благодать Божия поможет взять хороший старт в духовной жизни и успешно продвигаться вперед.

Письмо 7:
Разобщение пошло между церквями России, Украины и Белорусии - это раз! Много разногласий о канонизации святых. Разногласия о дозволенности пользоваться гаджетами. Современные бИтюшки иногда несут в массы не проповеди любви, а разные логосы, катехизацию и всякую иную никому ненужную белиберду. (Честное слово я так и не знаю что такое катехизация). Сами слова, которые можно писать доступным языком любому неграмотному христианину от 7 и до 100 лет, современная церковь проповедует словами из хаотично построенных букв, звучащих резко и отталкивающе. Повторюсь: где просто, там ангелов со сто. А где мудрено - там ни одного. Я читала много разных изданий. Мне попадались издания святых до ХХI века. Они изъясняются простыми разумными Богуугодными словами. И попалась в руки книга (уже не помню какая), какой-то учёный монах (он ещё живой) написал о своём духоносном наставнике, употребляя "новоумные" "КРУТЯЧИЕ", "НАВОХАНЫЕ" "НАВОРОЧЕНЫЕ" "типа дуФовные" Богупротивные и непонятные простому люду моднявые (средь нынешней высшей иерархии священников) словца мовца. Так вот: ЭТА ВСЯ ПУСТОЗВОННАЯ ДРЯНЬ ПОМРАЧАЕТ УМЫ ХРИСТИАН ДО ТАКОГО МАРАЗМАТИЧЕСКОГО ИЗВРАЩЕНИЯ что ни один батюшка потом не поможет избавиться от этой всей дрянной грязи и дряни, которую всовывают нынешние навороченные духовные типа пастыри! Такие болящие пастыри ведут своих овец куда?!???? Подсказать???? Или сами догадаетесь!?

Дорогая сестра. Мне кажется, что Вас борет нечистый дух осуждения и гнева. Уверяю, Ваш праведный гнев – на самом деле не праведный, а греховный.
Каждый священник, как и каждый христианин, если его слова не противоречат Священному Писанию и Священному Преданию, может проповедовать, писать, что ему угодно и в любом литературном стиле: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор 3, 17).

Мне чей-то стиль, чьи-то миссионерские эксперименты не близки. Но это не значит, что этот пастырь не найдет своей аудитории, не приведет кого-то к вере. Есть батюшка, который строг и недоступен; увидеть его Вы можете только на амвоне. Есть священник, который бренчит на гитаре или ездит с молодежью на мотоцикле. Есть священник-психолог, а есть священник-хирург или мастер боевых искусств. Главное – чтобы все вдохновлялось любовью к Богу и людям. И тогда – все допустимо.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего…

Письмо 8:
Проповеди некоторых священников либо тупы, либо слабоумны, либо бестолковы, либо бездарны, либо неграмотны, либо их вообще там нет (о сребролюбии и сластолюбии я вообще помолчу)… Церковь и их наместники имеют возможность помогать малоимущим и нуждающимся, НО НЕ ДЕЛАЕТ ЭТОГО… Некоторые батюшки не стяжают Дух Свят и не учат этому… Некоторые батюшки рявкают на людей, как змеи-горынычи и это отталкивает некоторых новоприходящих, ну и конечно-же страждущих иными греховными болезнями людей...
Наталья.

Дорогая Наталья. Но ведь батюшки – это наши российские люди, а молодые священники – наши дети. О чем это я? О том, что в Семинариях не формируют культуру и этику студента, а дают сумму приходских знаний.
Батюшка будет развитым, интеллигентным, внимательным, жертвенным, если таким юношу воспитала семья. Положа руку на сердце, мы, родители, что мы можем сказать о наших детях? Нам удалось воспитать светильника земли Русской? Если уж нам – тем, которые все это понимают, – не удалось, то что требовать от людей, которые этого не понимают?..

Хочется, чтобы христианская вера культурно переформатировала человека. Ожидать этого можно, но все зависит от многих условий, и этого может не произойти. Более того, это не обязательно. Мы знаем, что многие святые люди были, как сейчас говорят, деревенщина деревенщиной. И проповеди корявые говорили, и мало начитанными были. То есть культурный уровень человека – это не то, что напрямую связано с христианской верой.
А вот чего можно и нужно ожидать – так это того, чтобы священник старался быть человеком особой, высокой нравственности (на минуточку: прежде чем предъявлять требования к священникам, миряне, спросите себя самих: вы всегда ли соответствуете своей вере и идеалу?)

С грустью скажу, что священники порой оказываются не на высоте. И то утешает, что сегодня быть священником – это значит идти на малооплачиваемый и непростой труд. А, значит, ради дохода люди туда не идут. Идут ради идеи. Другой вопрос, что, выходя из Семинарии с горячим сердцем, через какое-то время, потрудившись на пастырском поприще, священник начинает остывать. Это совершенная правда, и виной тому многие факторы, о которых сейчас говорить не хочу. На 80% это проблемы, обусловленные нашей паствой, то есть прихожанами. На 20% – обстоятельства связанные с нашей церковной системой.

Процессы пастырского выгорания мне знакомы не понаслышке. Я сам чувствую в себе некоторые психологические изменения и понимаю, что они объективны. (Такие процессы неизбежны для врача, психолога и других социальных работников.) Однако лично меня сохраняет от выгорания то, что огромная часть моей деятельности лежит вне моего прихода, то есть вне людей, большинство которых, несмотря на все усилия, представляет собой класс церковного мещанства. Через Интернет, через теле-радио-публикации мои труды доступны большой аудитории, и мне видны позитивные плоды моей деятельности.

Но с ужасом представляю, как трудно бы мне пришлось, если бы моя деятельность была ограничена работой с полусотней прихожан. В такой ситуации оказываются многие сельские священники. Полсотни более или менее апатичных прихожан и несколько сотен равнодушных, а то и злых сельских жителей. Тут либо нужно налаживать каналы внеприходской деятельности (если кто способен), либо углубляться в молитву и духовное делание. Только это спасет от равнодушия и разочарования, которое неминуемо подкрадется, если застрять на этом уровне.

Если бы прихожане были инициативны, готовы помочь священнику, и в жизни его, и в пастырской работе, если бы они готовы были заниматься активной приходской деятельностью: созидать общину, катехизировать, организовывать летние лагеря для детей и вечера встреч для пенсионеров, – то все было бы по-другому. А на практике иная картина. Священник борется за выживание своей семьи, бегая по требам (в нашей среде есть поговорка - попа ноги кормят), он один пытается вдохнуть какую-то жизнь в приход и разрывается между службой, воскресными школами, иными послушаниями. Со стороны прихожан никакой помощи не видит, зато часто видит подозрительность и недоброжелательство.

И над всем этим – как бескрайнее небо, отношение к священнику и его служению основной массы россиян: поп гребет деньги, думает только о иномарках, устроил филиальчик ЗАО РПЦ, дурит старушек…

От всего этого у некоторых священников вырабатывается особое мировоззрение: зачем убиваться на приходе, если этого все равно никто не увидит и не оценит? Зачем отдавать себя прихожанам, читать, готовиться к умным проповедям, если прихожанам от тебя нужен только молебен да панихидка, а бегать за тобой и прославлять, ибо батюшка, все равно будут? А на самом деле, дела до тебя прихожанам и нет. Соверши ошибку – первая же елейно улыбающаяся старушка будет сплетничать и осуждать. Не проще ли оказывать особое внимание состоятельным прихожанам и тихонько, не напрягаясь, служить? Послужил, помахал кадилом, почесал живот: «Марфа: молись, постись, слушай радио “Радонеж”, и все будет хорошо» – и поехал домой.
Впрочем, мы ушли совсем далеко и касаемся тем, о которых поговорим как-нибудь в другой раз.

Письмо 9:
О. Константин, как Вы думаете, наша Церковь готова не повторить ошибок 17 года?

Не понял, каких ошибок?.. Уточните, пожалуйста.

Письмо 10:
Батюшка, как вы относитесь
1) к электронным документам: инн, снилс, биопаспорта и проч.
Поголовному безальтернативному их навязыванию, к чипизации.
2) к экуменизму, в частности - участие РПЦ МП в ВСЦ, католикам, и сослужениях с ними.

Я много раз высказывался об этом.
1) Я спокойно отношусь к электронным документам. Уже сегодня нам от учета и слежки, если такое желание у государственных служб будет, не скрыться. Но христианин должен всегда вести себя спокойно и достойно. Нам скрывать нечего. Хотят следить за нами и контролировать – пускай. Через электронные карты отрежет нам Антихрист источники существования – умрем от голода и холода. Но заставить отказаться от Христа – согласитесь, не в их власти.

2) Я считаю, что мы можем и должны, не боясь, свидетельствовать о Православной вере на любых площадках. В частности, в дискуссиях с инославными христианами. Совместная молитва – возможна, ведь молимся мы в присутствии неверующих наших сродников? Но ни о каком участии в Таинстве Евхаристии (Причащении) речи не идет. Собственно, наши церковные власти именно так и действуют. Мы – за единство, о котором перед Смертью молился Христос (Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино – Ин. 17, 21), но делать вид, что все в порядке, допуская единую и общую Чашу Господню, мы не будем.​

В качестве приложения к нашему разговору дам несколько фотографий богослужения, которое недавно совершалось в Соборе Воскресения Христова на Крови, или, как мы чаще называем этот собор, – в Храме Спаса-на-Крови в Петербурге.
Открою вам секрет. В этот великолепный храм, действующий как музей, куда можно попасть только по билетам, вход свободен каждое воскресное утро. Дело в том, что здесь каждое воскресенье служится Божественная литургия. Начинается она в начале 8-го утра, вход доступен с 7 утра.
Служители музея не могут воспрепятствовать законному праву совершать здесь богослужения и не могут не пустить молящихся, но и не хотят терять деньги туристов, которые те заплатили бы за вход. Вышли из положения так: утром перед службой выставляют стенд, который грозно возвещает, что вход в храм только молящимся.

Поэтому, если вы хотите пережить светлые молитвенные минуты, помолившись в Храме Спаса-на-Крови, а также познакомиться с великолепным памятников российского зодчества, проснитесь в любой воскресный день пораньше и езжайте сюда. Повторяю, вход свободный для всех, кто пришел на службу.

храм спаса на крови.jpg
Храм Спаса-на-Крови. Построен на месте покушения на Императора Александра II, произошедшего в 1881 году. В результате покушения Император был смертельно ранен.

Дары волхвов00001.jpg
Входим под своды прекрасного храма.

Дары волхвов00002.jpg
Поднимаем голову к куполу. Там смотрит прямо на тебя Христос Вседержитель.

Дары волхвов00003.jpg
Христос и Самарянка.
Стены храма украшают прекрасные мозаики; если будете в соборе, не спеша обойдите и рассмотрите их.
О беседе Христа с Самарянкой можно послушать мою беседу: https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1550

Дары волхвов00004.jpg
Место покушения на Императора. Здесь оставлен и накрыт сенью кусочек подлинной мостовой, на которую упал раненый Государь.

Дары волхвов00005.jpg
Начинается Литургия с проскомидии. Священник молится о всех, за кого подали записки.

Дары волхвов00006.jpg
Здесь, хотя прихожан не очень много, – даже свои фирменные записки.

Дары волхвов00007.jpg
Благословенно Царство!.. Так начинается Литургия. Возглавляет ее штатный священник Казанского Кафедрального собора Санкт-Петербурга отец Алексий Дорофеев. Это замечательный, умный, добрый и интеллигентный священник, которого любят прихожане Казанского собора.

Дары волхвов00008.jpg
Чтение Апостола. Во время чтения Апостола священники в алтаре сидят.

Дары волхвов00009.jpg
Выйдем в храм и окинем взглядом молящихся. Их немного, и, преимущественно, это костяк, то есть те, кто сюда приходят каждое воскресенье.

Дары волхвов00010.jpg
Диакон читает на амвоне Евангелие.

Дары волхвов00011.jpg
Великий вход. Дары, то есть приготовленные хлеб и вино, переносят с жертвенника на престол. Сейчас начнется кульминационная часть службы – освятительная.

Дары волхвов00012.jpg
Когда народ поет Верую, священнослужители колышут над Дарами специальным покровом.

16.jpg
Молитва у престола.

17.jpg
Частица хлеба, положенная на специальное блюдо-дискос, и вино, влитое в потир (Евхаристическую чашу), после наших молитв становятся Животворящими Телом и Кровью Христовыми.

17р.jpg
Диаконы возносят дискос и потир ввысь. Священник возглашает:«Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся». Как перевести эти загадочные слова? Освежите память: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/liturgija-vernyh-06562

18.jpg
Призывание Святого Духа на Дары.

17щ.jpg
Призвав на Дары Святого Духа, священник осеняет знаком креста Хлеб и Чашу. Считается, что это последний момент в цепи освятительных действий; после этого хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми.

Комментарии

Отец Константин,

Вопрос к Вашему ответу на 8 письмо (может, не очень уместный?): а какого отклика Вы и другие пастыри хотели бы на свою интернет-деятельность от Ваших виртуальных прихожан?

Екатерина
 
Екатерина. написал(а):
Отец Константин,

Вопрос к Вашему ответу на 8 письмо (может, не очень уместный?): а какого отклика Вы и другие пастыри хотели бы на свою интернет-деятельность от Ваших виртуальных прихожан?

Екатерина
У всех пастырей разная интернет-деятельность, поэтому мне трудно предполагать, какого отклика кто ждет. Лично моя деятельность преследует цель проложить человеку дорогу к Богу. Ответить на мучающие вопросы, которые когда-то и меня волновали, разрешить недоумения, показать, что Церковь - это живой и сложный, а так как состоит из людей, то порой и неидеальный, организм.
Для меня главный отклик - то, что человек переступил порог храма, начал воцерковляться, постарался начать христианскую жизнь.
 
существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это:
а) …
б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;
Отец Константин, этот вопрос меня давно интересует, но, к сожалению, он практически не освещен в православной литературе. Cвященники тоже предпочитают обходить эту скользкую тему стороной. А ведь этот вопрос достаточно жизненный и важный, потому что военнослужащим практически всех стран (наша страна не исключение) регулярно приходится участвовать в подобных боевых действиях. Как вести себя, чтобы поступить богоугодно? Не могли бы вы более обстоятельно рассмотреть эту тему с православной точки зрения.

Я имею в виду весь спектр реальной политики, решаемой силовыми методами:
- агрессия против другой страны в экономических или геополитических целях;
- захват чужих территорий (например, присоединение Сибири к России);
- участие в государственном перевороте или захват власти в собственной стране;
- организация смены власти в соседней стране;
- участие в акциях протеста против действий властей;
- признает ли Церковь право государственной власти подавлять массовые беспорядки, народные восстания и защищать территориальную целостность страны (если признает, то где та грань, которая отделяет праведную борьбу государственной власти с незаконными преступными группировками от неправедной гражданской войны);
- признает ли Церковь "право народов на самоопределение" (если признает, то как оно должно реализовываться при сопротивлении властей);
- с какого момента власть, полученная незаконным путем, становится "властью от Бога" и сопротивление ей становится грехом;
- кого считать "властью от Бога" в условиях смуты и многовластия (очень актуальная сейчас проблема для Украины, Донецкой и Луганской областей);
- что должны делать жители захваченной территории: считать захватчиков новой "властью от Бога" или вести против нее партизанскую войну;
- допустимо ли ведение боевых действий, если при этом невозможно избежать массовых жертв среди мирного населения (например, бомбардировки населенных пунктов), или нужно оставлять города противнику;
- как поступать, когда я вижу использование методов недобросовестной пропаганды в высказываниях своих политиков и СМИ (двойные стандарты, искаженное освещение событий в СМИ, демонизация противника);
 
К 6-му вопросу. "Кстати, может быть, кто-то из наших читателей, крестившихся в зрелом возрасте, поделится свидетельством: явилось ли для него Крещение каким-то новым этапом в жизни, или все осталось по-прежнему?"

Я крестилась лет в 20 по просьбе мамы. О православии практически ничего не знала, не помню что бы предлагали провести огласительные беседы, их не было. Правда неверующей я тоже не была, но вера была очень слабая и все время одолевали сомнения. Поэтому от крещения я ожидала укрепления веры прежде всего.Непосредственно после крещения ничего в моей жизни не изменилось, за исключением того, что я всегда носила крестик, заглядывала иногда в Евангелие и считала себя настоящей христианкой. В церковь заглядывала с мамой пару раз в год и на этом все. Настоящее знакомство с православием и воцерковление началось позже, с тоненькой книжки "Пред дверьми храма Твоего". Во- первых поразили слова о том, что мы грешим все время, некоторые ни минуты не могут прожить без греха, захотелось проверить. А во-вторых очень захотелось причаститься. НО перед причастием нужно исповедаться, и это меня удерживало от вхождения в церковь еще многие годы. До воцерковления прочитала много мистической литературы оккультного характера, искала в ней душевного успокоения и не находила, так же как и в книгах по психологии. Однако с Божией помощью наконец я в храме. Вот так все постепенно происходило в моей жизни. Очень хочется верить, что крещение всегда, раньше или позже приводит человека на путь истинный.
 
Позволю себе реплику к Вашему ответу на письмо№5, отец Константин.

Во-первых, " выдающийся миссионер Кураев" давно испарился, превратившись, как Вы правильно написали, в " жириновского" от Церкви. Разве можно назвать миссионерским его Живой журнал, например?
Кстати, и " оратор" из него средний, т.к. в последние годы его лекции напоминали ряд шаблонов и заезженных клише: повторяющиеся истории, неприличные анекдоты, манера поведения - свой в доску перед слушателями и в то же время - вальяжный барин.

Но поражает другое. Если Энтео, Фролов - миряне, а Охлобыстин - священник, временно запрещенный в служении, то Кураев хоть и в заштате, но действующий диакон.
Каждое его эпатажное выступление( высказывание) и ответное молчание патриарха( правящего епископа Москвы) вызывает вопросы и недоумение.

" Даже если дойдет дело до крайностей и меня лишат сана и отлучат, то будет следующий патриарх( без Чаплина) и следующий патриарх меня восстановит". - из интервью Кураева 24 янв. этого года.
 
Спасибо за большой труд по ответу на вопросы и прекрасные фотографии из Спаса на Крови! Соскучилась по Вашим статьям и нашему общению.
 
Дорогой отец Константин!
Пожалуйста, не оставьте без внимания вопрос о власти.
Сейчас они встают очень остро.
Я с Украины, люди в жутком состоянии, вы знаете. Даже те, кому не угрожает опасность (как, например, в Киеве - постреляли зимой и успокоились ). Мы не знаем, как на все реагировать - чтобы правильно, по-христиански. Из одной крайности в другую - так ведь нельзя...
Я думаю, что Ваш блог читают многие жители Украины.
Пожалуйста, не оставьте нас без пастырского слова!
 
Здравствуйте, батюшка о.Константин, очень уважаю, всегда читаю, знаю как умный, хороший человек, вы не обидитесь на мнение вашего читателя, мне кажется и совместной молитвы тоже не должно быть. Всегда с любовью и уважением к вам.
 
"Вы все уже трупы, гады!" как читается в одном реп-послании...

В ваших словах, Константин Батькович, много лести, витийства, нечистых лицемерных изворотов, припудренных острых углов и растления.

И кстати, "всегда молитесь" Господь заповедовал не только монахам как Вы глаголете, но всем верующим в Него и дыщащим Им. Он эти фразы не перед монахами кидал. А чтобы всегда молиться и вздыхать к нему "Господи помилуй" и носить Его в памяти и сердце, не обязательно вогнаться в черный гроб (одеть рясу) и держать четочки в руках. Но непрестанно устремляться к Нему умом и сердцем и желанием ОБЯЗАН КАЖДЫЙ ХРИСТИАНИН, вне зависимомти в каком звании он находится, монашеском или мирском.
И апостолы были мужи бесстрастные и совершенные после Пятидесятницы, как свидетельствуют о них св.отцы.
Жонглируйте дальше. Найдете опять какой-нибуль крючок и зацепившись сплетёте паутину из лицемерных речений, псевдо-аргументов и псевдо-цитат, вырванных из контекста до безобразия.

Вы тут некоторым ставите диагноз осуждения в ответ на их справедливые возмущения и непонятки, вызванные набухающими и воняющими моментами и процессами в Церкви.

Не боитесь. У Вас тоже выдается очень заметный диагноз - ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ. А между дрянным, льстивым человекоугодием и истинной евангельской христовой любовью - ноль. Вы (и такие как Вы) занимаетесь прозелитизмом, а не миссией и не благовестием. И это главная проблема Русской Православной Церкви сегодня.
А главная Ее сила в Истине Христовой и в тех истинных пастырях и верных, которые верны Духу Господню, а не духу суемудрия, лести и облагороженных похотей.
Вы таковых в свои лживые сети не увлечете никогда. Не спеленаете своей ложью и Церковь нашу. Апплодисментики Вам гарантированы только от таких же льстелюбцев (льстелюбивый льстеца всегда облобызает) и лжедурманных с проданной своим похотям совестью.
 
Батюшка! Отец Константин! Просим Вашего пастырского слова о власти! А в ответ тишина... . В прочем, это возможно не в контексте темы? Владимир. Павлоград. Украина.
 
может быть, кто-то из наших читателей, крестившихся в зрелом возрасте, поделится свидетельством: явилось ли для него Крещение каким-то новым этапом в жизни, или все осталось по-прежнему?
Хочу поделиться своим опытом влияния Крещения на жизнь. Заранее прошу прощения за объем записи - короче не сумею.

Я крестился во взрослом возрасте, в 1995-м году. До этого был даже не атеистом, а просто безбожником. Не верил ни во что - ни в то, что Бог есть, ни в то, что Его нет. Считал, что добиваюсь всего собственными силами, и что независимо от того, существуют какие-то сверхъестественные силы или нет, меня это никоим образом не касается - я существую "параллельно", и их влияния на свою жизнь не ощущаю, и ни в чьей помощи не нуждаюсь.

Но вот наступил момент, когда сделав для достижения одной цели все "возможное и невозможное", я понял, что все имеющиеся средства исчерпаны, но я бессилен перед... свободой воли другого человека. Потому что впервые в жизни не хочу прибегать к насилию. А помочь очень хочу, очень для меня это важно. Впервые интересы другого человека стали для меня важнее собственных интересов и желаний. К Богу я обратился лишь по одной причине: никогда не сдавался, не испробовав абсолютно все способы.

Сейчас понимаю, как мое тогдашнее поведение смешно и наивно, но на том этапе мировоззрения это был максимум доступного мне здравого смысла. Первая молитва началась так: "Господи, если Ты есть, и если Ты действительно такой мудрый и любящий, каким Тебя изображают христиане..." В общем, я "заключил контракт" с Богом! :) Попросил чуда. А в ответ пообещал "заплатить". Но моя просьба имела смысл лишь в том случае, если я действительно обращаюсь к Силе Всемогущей, Всеведающей и Совершенной. А что я мог предложить Тому, Кто и так всем владеет? Что у меня такое есть, чего у Него нет? Я понимал, что если Бог настоящий, то и предложить можно только что-то настоящее. Вряд ли Он оценит какие-то мои формальные действия, механическое исполнение внешних обрядов, если внутри у меня ничего не изменится. И я пообещал, что в случае получения помощи свыше я обещаю принять Крещение, а так же "постараюсь Тебя понять. Постараюсь понять Твою систему ценностей, и намерениями своими перейти на Твою сторону. Постараюсь Тебя полюбить, а значит, попытаться узнать, что любишь и хочешь Ты. Не обещаю, что получится, но я буду честен в поиске, не буду специально подгонять полученные результаты под имеющиеся ранее установки. Обещаю, что постараюсь изучать Твое Слово без предубеждения".

Помощь я получил немедленно. И теперь с восторгом и трепетом взираю на величие и мудрость Божию: как Он подбирает ключик к сердцу любого закоренелого грешника, самого гордого, своевольного и упрямого в своих заблуждениях. И как Он нашел ко мне верный подход, зная, что каким бы я не был слепым упрямцем, а "за базар отвечаю" :).

И вот Крещение состоялось. А затем... нет, я не стал лучше, не стал меньше грешить, а может, и больше (во всяком случае, стал больше замечать за собой грехов), но через несколько лет, вспоминая себя прежнего, с удивлением обнаружил, что изменился мой угол зрения, и что устройство мира, люди, мое собственное сознание - все предстает в ином свете. То, что раньше казалось безразличным и даже достойным - теперь вызывает отвращение ("бери от жизни все", "с волками жить - по волчьи выть", "сильный всегда прав", "добро и зло - понятия относительные" и т.д.), и наоборот, то, что я всегда считал проявлением глупости, слабости, мягкотелости и непомерно гордился, что не подвержен этим "недостаткам природы человеческой" - теперь стало не просто привлекательным, а стало той заоблачной вершиной, к которой и нужно стремиться всю жизнь ("возлюби ближнего", "отдай последнюю рубашку", "подставь левую щеку", "любите врагов", "ищите прежде Царствия Небесного"). Произошла смена системы ценностей, смена ориентиров, смена целей. Как и когда это произошло - трудно сказать. Но этот процесс начался с момента моего первого молитвенного обращения и продолжается поныне.

Мне приходит в голову пример с маятником Фуко: любовь Бога постоянна и независима ни от чего, как движение маятника независимо от движения Земли. Но движение Земли нам незаметно, ведь мы сами находимся на ней, да и скорость вращения Земли несоизмерима с расстоянием, доступным нашему обзору. Но когда мы в момент Крещения "подписываем обязательство" стремления к Богу, когда мы добровольно устанавливаем свое сознание, свою душу в систему координат, в которой действует эта просвящающая и оживляющая любовь, начинается наше взаимодействие с Богом. Оно может быть незаметно нашему глазу, но планета постепенно поворачивается, маятник все ближе к бруску очередного заблуждения, и однажды он его сбивает. Крещение - это как соединение нашей души с Церковью, с вращающейся планетой, на которой бруски нашего упорства в грехе расставлены на разном расстоянии, но рано или поздно маятник Божией любви достанет до каждого.

Не знаю, удачное ли это сравнение, но так это видится сейчас мне, исходя из собственного опыта.

И еще изменилось то, что если раньше я всегда и везде смело выходил "на середину сцены" и начинал оттуда "вещать", потому что лучше других "знаю себе цену" и "умею жить", то теперь все чаще возникает желание "постоять за колонной", потому что, подобно мытарю, недостоин. не могу никого ничему научить, потому что теперь понимаю, что сам не дорос даже до прилежного ученика, не то что до учителя...
 
от Жанны (письмо 6)

Отец Константин, спасибо за подробный ответ на мои вопросы.
На этот форум я захужу редко, но пару дней назад какое-то внутреннее чувство подсказало заглянуть сюда и посмотреть записи в дневниках, так я натолкнулась на Ваш ответ, которого уже и не ожидала получить.

Что-то из сказанного Вами взяла себе на заметку, а с чем-то не могу согласиться.

Так что, Жанна, стремитесь к приобретению любви, прежде всего, сами и не думайте о том, почему так мало любви в окружающих. Это их выбор. Они за него и отвечать будут.
Спаси Господь Вас, отец Константин.
Если страдает хотя бы одна клетка в теле, то всему телу тяжело. Стараюсь молиться о людях, которых Господь собрал в Его Церкви - Теле Христовом, особенно когда сталкиваюсь с проявлениями нелюбви. Плохо получается пока, сама от той же болезни страдаю.
Боже, милостив буди нам, грешным.

С нижеприведенным Вашим высказыванием не могу согласиться:
Не забывайте: Господь Иисус Христос нам не заповедал непрестанно творить молитву Иисусову, постоянно пребывать в посте и воздержании.
В Новом Завете читаю призыв апостолов, 1-е послание Фессалоникийцам, глава 5:
14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
16 Всегда радуйтесь.
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
20 Пророчества не уничижайте.
21 Все испытывайте, хорошего держитесь.
22 Удерживайтесь от всякого рода зла.
23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.
25 Братия! молитесь о нас.
26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.
27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.


Т.е. все-таки все христиане призваны непрестанно молиться, радоваться и благодарить Бога, духа не угашать, удерживаться от всякого зла и держаться хорошего.
Не обязательно для этого уходить в монастырь или поститься день и ночь, как я поняла, из слов, которые Вы выделили: «Поистине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но – свободного намерения, принимая его, как самое дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого, желающего спастись».

Задумалась над тем, что ведь желание спастись может быть разным. Например, человек может хотеть спасения, не прилагая усилий для этого, ради каких-то своих корыстных целей, следуя по погибельному широкому, пространному пути.
А Господь сказал:
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Мф, 7:13-14)


Как я поняла, это значит непрестанное преодоление самого себя ради жизни по заповедям Божьим. Это трудно.
Легко только тем, у кого большая вера, подобная вере Апостолов, тем, кто ради Христа и Его заповедей отверглись самих себя, своей воли, возненавидели грех всей душой и уже не сходят со своего спасительного креста. Эти люди неразлучны со Христом и Он им во всем помогает и ведет их по пути спасения. Но в наше время таких людей трудно найти, хотя они наверное где-то есть.

За свою жизнь мне по Промыслу Божию довелось встретить много христиан и не христиан (сотни, я полагаю), разных священнослужителей, и я действительно убедилась в том, что немногие христиане искренне хотят идти узким путем, предписанным Господом. Ветхому человеку хочется, чтобы было полегче, пробраться как-нибудь в Царство Небесное, чтобы от мирских удобств и своих привязанностей земных не отказываться и Духа Святого стяжать. Но нет, не получается служить Богу и мамоне, не выходит совместить самолюбие (своеволие) и Христа. Приходится выбирать:
- либо служение себе и бесам;
- либо самоотречение и служение Христу и другим людям.
Снова убеждаюсь на опыте, что Господь истину говорит.
Вот это намерение/желание самоотречения ради Христа и является самым ценным в глазах Господа, как я понимаю.

Недавно прочитала у святых отцов, что у Бога нет не распятых, и кто бегает от своего креста, тот и не Христов. И еще у преподобного Амвросия Оптинского о том, что кто не мечтательно, а не деле исполняет заповеди Божьи, тот оказывается где-то рядом с монастырем и его начинает привлекать монастырская жизнь не внешне, а внутренне, как самый прямой и быстрый путь к соединению с Господом.

Так и в вопросе нравственности – готовность принять Крещение не должна быть следствием того, что ты победил все свои слабости и грехи и чист, как стеклышко. Главное – иметь желание. И не сомневаюсь, что восполнившая Ваше желание благодать Божия поможет взять хороший старт в духовной жизни и успешно продвигаться вперед.
Спаси, Господи!
Да, Вы правы, что невозможно победить все страсти до Крещения и не следует ожидать этого. Но думаю, самое главное для принятия Крещения - это вера сокрушенного сердца, рождающая истинное желание креститься, осознание того, что без Христа я не могу спастись, очиститься от греха, желание взять свой крест из рук Господа и следовать за Ним до конца, как бы ни было трудно, с верой в Его Воскресение, милость и помощь. Иначе, я не вижу смысла принимать Святое Крещение, чтобы не уподобиться Симону Волхву или Сапфире и Анании из Нового Завета.
Без смирения и покаяния (сокрушенного сердца) никто не сможет войти в Царство Божие.

А кто как крестился или собирается креститься - не мое дело. Мое дело - предупредить себя и тех, кого Бог пошлет на моем пути, как делать не нужно, чтобы не прогневить Господа и не умереть духовно.

Приведите, пожалуйста, точные слова святителя Кирилла об этом. Я о них не помню, но предполагаю, что так свт. Кирилл мог сказать о крещенных без их воли, крещенных насильно.
Но если нет веры, нет покаяния, нет ни малейшего желания исправить свою жизнь, то тогда, как говорят Святые Отцы Церкви, «люди будут крестить тебя, а Дух Святой не будет крестить» (Свт. Кирилл Иерусалимский Огласительные поучения. Оглашение 17-е, п. 36). «Если душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после Крещения сходна с жизнью до Крещения, то … для таковых вода останется водою» (св. Григорий Нисский. Огласительное слово, гл. 40).
Взято из памятки к Таинству Крещения: http://arhangel.prihod.ru/tainstva_cerkvi/view/id/1151669

Нетрудно победить большие грехи: блуд, воровство и проч.
Подскажите пожалуйста способ победить такие грехи. Я знаю христиан, которые многие годы находятся в зависимости от больших грехов, в том числе и названных Вами. При этом они исповедуются и причащаются.
Как избавиться, например, от страсти многостяжания, если она мучает долгие годы? Это вопрос ко всем, кто прочитает этот пост. Может у кого-то была подобная проблема.
 
Удалила этот комментарий, так как он отчасти дублировал предыдущий мой комментарий, который я запостила как незарегистрированный пользователь.
 
Как избавиться, например, от страсти многостяжания, если она мучает долгие годы? Это вопрос ко всем, кто прочитает этот пост. Может у кого-то была подобная проблема.
Я бы хотел ответить Вам в личном сообщении, чтобы не засорять эфир, но, к сожалению, Вы не зарегистрированы.

Не знаю, поможет ли чем мой скромный опыт, тем более, что мой случай, наверное, не совсем об этом. Да и похвастаться пока нечем. Потому что, боюсь, от стяжательства (честным путем) я так и не избавился, а вот с воровством боролся долго. Воспользовался советом святых отцов - стал больше отдавать. И перестал брать деньги за то, что мне Бог послал бесплатно (раньше мог продать то, что мне подарили или выиграл). В результате постепенно Бог избавил от желания воровать. Но что с этим грехом легко справиться - не могу сказать. Особенно если с детства привык, что "украсть у государства - это не плохо, потому что государство у нас больше ворует". Тогда воровство "у богатых" воспринимаешь не как преступление, а как "хозяйственность и заботу о семье", то есть нет психологического барьера, нет мук совести. Грех входит в привычку и начинает прогрессировать, со временем его воспринимаешь уже как нормальный вид дохода, просто немного сопряженный с риском... На то, чтобы этот психологический барьер установился, чтобы стало стыдно воровать, несколько лет ушло.

Рискну предположить, что если страсть мучает, это уже какая-то подвижка. Хуже, когда она доставляет удовольствие.

Со стяжательством борюсь в том числе так: ничего не покупаю, кроме того, что могу купить только я (ну, в чем другие не разбираются). Полностью отдал семье контроль за деньгами. Мое дело - только принести зарплату. А уж как и на что ее потратят - не мое дело. Стараюсь никогда ничего себе не покупать - тогда деньги перестают доставлять удовольствие, ведь я их практически не вижу. Заработал - отдал. Что мне на это посчитают нужным купить - спасибо. Получается, вроде как это и не мое. Как при коммунизме: отдавай по способностям, а о потребностях не думай, тебе дадут то, что необходимо. Постепенно это приводит к тому, что заработать-то я, конечно, стараюсь, но уже нет ощущения, что это для себя. И в процессе работы не думаю о том, сколько за это заплатят, думаю только о результате дела - психологической наградой является хорошо сделанная работа. А деньги когда беру, представляю, что я просто посыльный - это не мое, я просто должен донести до дома и положить в тумбочку то, что принадлежит моей семье. Оставляю себе лично - только на карманные расходы и на пожертвования. Постепенно вырабатывается привычка, что денег у меня нет и быть не может, и ослабевает привязанность к ним.

Я понимаю, что такой способ не всем подходит, особенно женщинам: как не иметь дела с деньгами, если надо вести хозяйство?
 
Спаси Господь Вас, Василий!
Спасибо, что откликнулись на мой вопрос (о преодоленнии греха многостяжания) и поделились Вашим жизненным опытом.
На самом деле я зарегистрирована на этом форуме, просто так получилось, что свой комментарий запостила как "незарегистрированный".
Думаю, что Ваши истории (обе) могут пригодиться и другим людям, так что хорошо, что Вы разместили их здесь, для всех.

Помню, батюшка как-то в проповеди сказал о том, что нужно перед постом и во время поста постараться освободиться от лишних вещей в шкафах и кладовках, и лишние лучше всего раздать бедным.
Я после службы подошла и спросила его, а как определить какие лишние, если мне кажется, что все нужны, но при этом я чувствую, что их у меня слишком много? Вразумительного ответа я не получила. Наверное, это индивидуально для каждого человека. От кого-то Господь ждет вообще полного отрешения от своих шкафов и прочих вещей (например, монахи, странники, и даже миряне), а кому-то предъявляет менее строгие требования (может быть многодетные семьи?). Пытаюсь найти свою меру.
Что-то из Вашего опыта, думаю, смогу использовать для себя. Помоги, Господи!
 
священник Константин Пархоменко написал(а):
Те вопросы, по которым с проф. Осиповым можно поспорить, открыты для дискуссий.
Не забывайте, что православное вероучение имеет темы (далеко не первостепенные), которые разные святые отцы решали по-разному. В самом деле, если Господь по ряду вопросов нам не дал твердого ответа, что и как понимать, то почему не допустить плюрализм, свободу разных точек зрения?
О.Константин, я бы даже спорить с проф.Осиповым не стала по поводу самого главного и первостепенного вопроса нашей веры - о спасении души, по которому Господь дал совершенно твердый и ясный ответ в Новом Завете, в книге Апокалипсис.
Ни о каком всеобщем спасении (которое активно проповедует Осипов) речь там не идет, тем более о спасении бесов.
Достаточно взглянуть в Откровение глава 20:
9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
А в главе 22 сказано:
18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!


А также приведу здесь статью архимандрита Рафаила Карелина о деятельности Осипова:
"Богословские взгляды профессора Осипова А.И. вызывают тревогу и недоумение. Свои теологические эксперименты, написанные под несомненным влиянием протестантизма, он выдает за древнее Православие, которое, по его мнению, в последние века было испорчено католической схоластикой. Поэтому г-н Осипов под видом реставрации Православия выступил против вероисповедальных памятников и символических книг (символ в данном случае - означает общепринятый образец веры) и решил внедрить в православное богословие "новую методику", а именно монтаж цитат Священного Писания и патристики, чтобы на основании перетасовки и склеивания фрагментов создать свою "революционную" теорию, прикрываясь именами Святых Отцов.

Но в богословии новые заблуждения оказываются старой ложью. Точно такой же монтаж цитат из Библии производят все ересиархи для подтверждения своего учения, и почти все утверждают, что в какие-то исторические периоды учение Церкви было повреждено, а они на основании Слова Божиего "очистили" его и вернули первоначальный вид. Надо сказать, что протестанты в последнее время нередко обращаются к патристике, особенно к ранней патристике, и также не прочь использовать ее в своих конфессиональных целях. Разумеется цитаты берутся выборочно, рассматриваются изолированно от общего учения Св. Отцов и подвергаются волюнтаристской интерпретации.

Этот сектантский подход к цитатам мы видим и у г-на Осипова. Поэтому главной нашей задачей было показать порочность этого метода и отличие основанных на нем выводов в сравнении с общепринятыми вероисповедальными памятниками Православной Церкви, которые г-н Осипов пытается или игнорировать или дискредитировать, иначе он не может незаметно провести свои ложные идеи.

Не только символические книги, но все богословие последних столетий, по сути дела, отметается г-ном Осиповым. Приклеив ярлык "католическая опасность", он тянет богословие к протестантизму. Церковное Предание, зафиксированное в вероисповедальных текстах, преграждает путь модернистам, поэтому они руководствуются словами Маяковского: "Его не объехать, не обойти, единственный способ - взорвать". Правда, Маяковский говорил о прежнем строе, но революционный дух тот же уничтожить и взорвать Предание, а затем на пустыре выстроить свое здание: полухрам-полукирху.

Ко мне неоднократно обращались с вопросами, как я отношусь к лекциям г-на Осипова. Я отвечал, что вижу в них дух либерализма, прикрытый христианообразной риторикой. Но есть граница, где оригинальность теологуменов, монтаж фрагментов могут перейти в тяжелую хроническую болезнь с летальным исходом. Поэтому мы считали долгом не только перед читателями и слушателям г-на Осипова, но и перед ним самим поставить вопрос о его ошибках, хотя все-таки главной задачей считали и считаем уберечь многочисленную аудиторию от псевдоправославия.
"

В каком-то из своих выступлений Осипов во всеуслышание заявил, что семь Вселенских Соборов Православной Церкви не имеют большого значения и их решения и постановления могут быть ошибочны.
Из учения же Православной Церкви известно, что решения Семи Святых Православных Вселенских Соборов были приняты в Духе Святом, и те люди, которые будут утверждать иное, должны быть преданы анафеме, как хулящие Духа Святого.
Грех хулы на Духа Святого не прощается (если человек не покается в этом грехе).
Профессор Осипов каяться, похоже, не собирается, наоборот, он еще активнее отстаивает свои заблуждения.
Лично я считаю этого человека волком в овечьей шкуре, соблазняющем овец Христовых.
Но больше всего меня тревожит то, что его никто не останавливает из тех, кто облечен Богом властью делать это...

Создан даже сайт против ереси Осипова http://www.uchenie-osipova.ru/

Вразуми нас, Господи, кого еще возможно вразумить!
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
9.522
Комментарии
22
Последнее обновление
Сверху