С Новолетием!

«ЛЕТО ГОСПОДНЕ БЛАГОПРИЯТНОЕ»

Без сомнения, все хорошо знают, что мы празднуем Новый год в январе, причём, дважды, и наша «высокая» логика недоступна рациональным иноземцам, не могущим понять, как это «новый» год может быть одновременно и «старым»? Но, оказывается, тот январский Новый год – петровское новшество (см.: https://azbyka.ru/days/p-pochemu-novyj-god-nachinaetsja-1-janvarja), а сегодняшняя дата имеет у нас давнюю и почтенную традицию. Не случайно же в некоторых храмах молебен на начало учения повторяется и сегодня, потому что в нашем церковном (юлианском) календаре – ещё только 1-е сентября (см.: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/shkola-dosug-aristokratov.2345/). Действительно, здесь (1/14 сентября) мы читаем: «Начало индикта – церковное новолетие». Исходя из заголовка, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным «инди́ктом». Что же это такое?

Историки знают, что инди́кт – это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (так называемого "индиктио́на"), от одной инди́кции (переписи) к другой. Сами индиктионные циклы не нумеруются, но используются для соотнесения с другой системой датирования.

Первоначально «инди́кция» (лат. indictio – "провозглашение") – это объявление обязательных поставок съестных припасов правительству. Происхождение индикционного цикла остаётся неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре-гонителе Диоклетиане (284–305), кардинально реформировавшем систему правления, каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам. Официально этот счёт времени ввёл император Константин Великий (в 312/3 г.). Сначала индикт начинался с 23 сентября – даты рождения первого римского императора Октавиана Августа, но в 462 году из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября.

Датировка годов по индиктам стала обязательной в христианском мире с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве. Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до её распада в 1806 году и до сих пор употребляется в некоторых календарных системах. Для прикладной хронологии датировки по индиктам имеют огромное значение. «Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми» (Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975. С. 73).

В современном русском Православном календаре, как уже было сказано, под 1/14 сентября значится «Начало индикта – церковное новолетие», отмечаемое в храмах благодарственным молебном. Этот Новый год (так называемый «сентябрьский стиль») – вместе с эрой от Сотворения мира («апо́ ту ко́сму, апо́ ту Адам») – был одновременно и государственным в России до 1700 года. Следует помнить, что этот Церковный Новый год по юлианскому календарю приходится на 14 сентября по григорианскому только в XX—XXI веках (в XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 года будет приходиться на 15 сентября, и т. д.).

Индикт года соответствует остатку от деления числа года византийской эры от сотворения мира (с точкой отсчёта 1 сентября 5509 года до н. э.) на 15. При использовании летосчисления от Рождества Христова (н. э.) к числу лет прибавляют 3 и результат также делят на 15. (Поскольку смена индикта происходит 1 сентября по Юлианскому календарю, то при работе с датами по январскому и мартовскому календарным стилям необходимо делать соответствующие поправки.) Так, 14 сентября 2000 года н. э. = 1 сентября 7509 года от сотворения мира, 9-й год индикта; 14 сентября 2006 года = 1 сентября 7515 года от сотворения мира, 15-й год индикта; 14 сентября 2007 года = 1 сентября 7516 года от сотворения мира, 1-й год индикта; 14 сентября 2019 года = 1 сентября 7528 года от сотворения мира, 13-й год индикта, 14 сентября 2020 года = 7529 года от сотворения мира, 14-й год индикта, и т. д. (Существуют и другие христианские и нехристианские эры, но о них мы здесь не говорим.) См. также понятия Календарь, Новый год, Стиль, Эра.

Лит.: Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1990; Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. 1.

Ю. Р.


Из богослужения праздника

Апостольское чтение (новолетия)

(Первое Послание апостола Павла к Тимофею 2:1–7. – Зачало 282)

[Заключительные увещания и приветствия коринфянам]

1Итак прошу, прежде всего, совершать прошения, молитвы, ходатайства, благодарения за всех людей, 2за царей и всех носителей власти, чтобы проводить нам спокойную и тихую жизнь во всяком благочестии и достоинстве. 3Это хорошо и приятно Спасителю нашему Богу, 4Который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины. 5Ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Христос [Мессия] Иисус, 6давший Себя как выкуп за всех. Это – свидетельство в положенное время; 7для чего я был поставлен проповедником и апостолом, – истину говорю, не лгу, – учителем язычников в вере и истине. Благодать Господа Иисуса [Христа] – с вами. Любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. [Аминь.]

Евангельское чтение (новолетия)

(Евангелие от Луки 4:16–22. – Зачало 13)

[Проповедь Иисуса Христа в Назарете]

[В то время Иисус] пришел в Назарет, где был воспитан, и в день субботний вошёл, как делал обычно, в синагогу, и встал, чтобы исполнять дело чтеца. И подали Ему свиток пророка Исайи; и, развернув свиток, нашёл Он место, где написано:


«Дух Господа на Мне;
ибо Он посвятил Меня помазанием Своим
благовестить убогим
послал Он Меня,
возвещать пленённым свободу
и слепцам прозрение,
отпускать на волю утесняемых,
возвещать лето Господне благоприятное
[
или: возвестить год милости Господней]!»
(Исайя 61:1
2)

И свернув свиток, Он отдал его служителю и сел; и взоры всех в синагоге устремились на Него. Он же начал говорить им, что сегодня исполнилось перед ними это слово Писания.

И все подтвердили (засвидетельствовали) Ему это и удивлялись словам благодати, исходившим из Его уст, и спрашивали: «Разве Он – не сын Иосифа?»


Комментарий к Евангельскому чтению

«Лето Господне» в русской Синодальной Библии (как в пророчестве Исайи, так и в цитате этого пророчества в Евангелии от Луки) – это оставленное без перевода славянское слово, буквально означающее «год». В библейском контексте речь идёт о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлёт давно ожидаемого Мессию, и Он устроит на земле теократическое Мессианское царство. Когда же всем знакомый «сын Иосифа» (который ещё недавно здесь плотничал и выполнял их заказы!) даёт понять, что знаменитое пророчество относится к Нему, – то это воспринимается как богохульство и вызывает возмущение («все … исполнились ярости»). Иисуса выгоняют из города и даже хотят столкнуть с горы. Об этом мы читаем у Луки чуть далее. Националистическое и политизированное сознание евреев не может принять «Царство не от мира сего». «Господи, неужели пришло время, когда Ты вернёшь Израилю царство?» (Деян. Апост. 1:6), – с надеждой вопрошают апостолы своего Учителя даже в день Его вознесения!

«Слово пророка Исайи, которое Господь Иисус читает в назаретской синагоге, – одно из самых известных мессианских пророчеств. Столетиями оно читалось в собраниях иудеев и наполняло сердца верующих радостью и надеждой. Сквозь все перипетии истории, через все бедствия и трагедии, падения и восстания Израиль пронёс надежду на то, что придёт Некто, Кто даст исцеление сокрушённым сердцем и освобождение пленённым, Кто отпустит измученных на свободу. За века иноземного гнета такие пророчества стали ещё и знаменем болезненного патриотизма, слишком приземлённо понимавшего "лето Господне благоприятное". И вот, не в первый уже раз, является в Израиле проповедник, совершающий чудеса и возвещающий неслыханное. <…> И потому, когда Он сел, глаза всех были устремлены на Него. Греческий текст говорит здесь ярче синодального перевода: "глаза всех впивались в Него". Все ждут, что Он скажет дальше. И в этот день из уст Иисуса звучит то, чего ждали веками: "Сегодня исполнилось это слово Писания". В Нём исполнилось ожидание людей, в Нём и доныне исполняется наша надежда на жизнь, истину и любовь.

А дальше происходит нечто ужасное. Как только Иисус, посланный Богом Спаситель, говорит о том, что спасение дано всем, а не только иудеям, – Его выгоняют, чтобы убить. Это грозное предупреждение всем нам. <…>» («Мысли вслух» на Лк. 4:16–22).
  • Like
Реакции: 2 человек

Комментарии

Иподьякон Георгий Рубан, нет. Человек не ошибся адресом, а сказал все как есть. Эта дикая ересь, которую Вы здесь написали, да еще и снабдив картинкой, за которую, была бы Церковь, а не ее подделка, Вас бы уже завтра лишили бы сана; так вот эту ересь ввели в 1492 году. В период княжения Ивана 3.

С весеннего равноденствия, т.е. с 1-го марта, на 1-е сентября. Точь в точь как у богоборных иудеев. И я указал здесь все правильно. Исповедуя эту ересь, все вы перечеркиваете двумя красными жирными чертами и книгу Бытия, которая говорит о весне, и 7-е правило апостолов, которое говорит о весеннем равноденствии и 7 слов на Пасху Златоуста, который говорит о начале года с весеннего равноденствия.

Ну так как? По-прежнему будете говорить, что я ошибся адресом и удалять комментарий?
 
"Эта дикая ересь, которую Вы здесь написали, да еще и снабдив картинкой, за которую, была бы Церковь, а не ее подделка, Вас бы уже завтра лишили бы сана; так вот эту ересь ввели в 1492 году. В период княжения Ивана 3".
Милостивый государь! Греческое слово "ересь" означает "выбор". В данном случае специалист по календарной проблематике ничего не "выбирает", а лишь приводит факты: древний и авторитетный сентябрьский стиль существовал в Константинополе и других регионах Римской империи, а также использовался и на Руси наряду с мартовским и ультрамартовским стилями, о чём знают специалисты, но - увы! - не Вы. Окончательный переход на сентябрьский стиль был продиктован календарной реформой, связанной с окончанием 7000 тысяч лет от сотворения мира и составлением Пасхалии "на осмую тысящу лет... по преданию св. отец, иже в Никеи Седмаго Собора". Так постановил Поместный Собор в Москве в сентябре 1491 года, на который прибыли "все до одного русские святители" (Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. IV (1). М., 1996. С. 61). Неужели с тех пор вся Русская Православная Церковь, празднующая Новолетие 1/14 сентября, пребывает в "ереси"? Вероятно, Вы сильно прогневали Бога, раз он лишил Вас ума до такой степени! (Вы бы сначала у меня, защитившего университетскую диссертацию по христианскому календарю, проконсультировались, прежде чем писать этот абсурд!) В христианском мире плюрализм стилей и эр - явление естественное, - как и счёт по индиктам, ориентированный - изначально и вплоть до нашего дня - именно на сентябрьский стиль (!) (загляните в наш календарь). Никто и никогда не оценивал технический календарный инструментарий в каком-то "богоборческом" и этническом плане. Правда, боюсь, что Ваша слепая агрессия не позволяет Вам учиться и воспринимать реалии адекватно. (Быть может, Вы смертельно устали от "борьбы роковой" за "правоверие" и следует обратиться к психиатру и отдохнуть в санатории? Поможем.)
Наконец (и это главное), если Вы горестно восклицаете: "...была бы Церковь, а не её подделка", - то Вы пребываете вне нашей Русской Православной Церкви Московского Патриархата, возглавляемой моим учителем по Духовной Академии Святейшим Патриархом Кириллом, учеником величайшего русского православного Архиерея XX столетия митрополита Никодима (Ротова). Он был и моим учителем; он же хиротонисал меня во чтеца; а благодать иподиаконства я восприял от рук ещё одного ученика Великого Архиерея - митрополита Великого Новограда и Старорусского Льва.
Наконец, зачем же писать на сайт, являющийся частью Церкви, которую Вы считаете "подделкой"? Где же логика и хотя бы капля элементарной человеческой порядочности, если таковое понятие для Вас, явного антисемита, существует? Сделайте выбор, как подобает порядочному человеку, или обратитесь к раскольничьим "помоечным сайтам", где Вас с радостью примут и поставят, как блудному сыну, корыто со свинской похлёбкой. Вспоминаются слова моего любимого персонажа: "Знаете, Ватсон, всё на свете имеет предел, только глупость человеческая беспредельна!" Но не впадайте в отчаяние: покаяться (то есть "переменить сознание"), как это сделал блудный сын, никогда не поздно! Уверен, все мы, человеколюбивые руководители, писатели и читатели вселенского (греч. "экуменического") сайта "Азбука веры" готовы заказать для Вас особую - в позолоте и с алмазами - икону "Прибавление ума", которую освятит наш Святейший Патриарх Кирилл. Будем верить, что поможет... Все "азбучники" будут за Вас молиться. Могу попросить об этом и Святейшего Патриарха.
 
Последнее редактирование:
Мне пришлось удалить Ваш предыдущий комментарий, оскверняющий православное интернет-пространство: это ведь не помойка! Он содержит ложь и гнусную хулу на Великого Архиерея митрополита Никодима и его ученика Святейшего Патриарха Кирилла. Но спасибо за откровенность: наш Патриарх - не Ваш. Ваше право находиться в ином сообществе. Но зачем же изрыгать хулу на людей из чуждой Вам Церкви и оскорблять её Предстоятеля? Порядочные люди так не поступают, а уж христианами тем более не являются, анафематствуя сами себя. Этими фашиствующими строками Вы на весь мир позиционируете себя сторонником не Бога, Который есть Любовь, а Его малопочтенного антагониста, недаром именуемого "противник" и "клеветник" (шатан, диаболос). Вы хотя бы осознаёте, что совершаете уголовное преступление по статье за разжигание ненависти на религиозной и этнической почве? Постарайтесь успокоиться и отдохнуть. И посетите психиатра и опытного духовника: Вы слишком далеко зашли. Нам Вас жаль. Впрочем, покаяться никогда не поздно. Кстати, вводное слово "впрочем" всегда выделяется запятыми. А моя казацкая фамилия - Рубан (с ударением на первом слоге, в интернете можно найти историческую этимологию). Поправьте Вашу последнюю фразу. Боюсь, что имя моего дальнего сродника из Малороссии Василия Григорьевича Рубана, знакомое каждому культурному петербуржцу, Вам ни о чём не говорит... Разбор других грамматических и смысловых ошибок можем сделать после выздоровления, покаяния и возвращения здравого смысла, если Вы извинитесь и хорошо меня попросите. Непрестанно молитесь перед иконой Божией Матери - этого "Благоуханного Цветка" богоизбранного народа, как назвал Её отец Павел Флоренский. Да, с "5-м пунктом" Ей "не повезло" (не арийка) - уж простите великодушно. Но именно Её Бог почему-то избрал стать соучастницей нашего спасения...
 
Последнее редактирование:
Сверху