Скандальная выставка Марата Гельмана «Icons»

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге «священник Константин Пархоменко». Просмотры: 47448

Скандальная выставка Марата Гельмана «Icons»
Духовная катастрофа – или будем смотреть и думать?..

Недавно один журналист (верующий) спросил меня: «Вам не кажется, что некоторые организаторы православных акций протеста против, например, каких-то выставок на самом деле не православные, а засланные антиправославными организациями?.. Их задача – дискредитировать православие в глазах думающих людей?»

Я с ним согласился.

А как иначе, если казачьи атаманы мне рассказывали: «Поступает анонимный звонок: Там-то глумятся над святым православием. Вы что, ничего предпринимать не будете?.. И короткие гудки. Ну, мы, конечно, реагируем на вызов, посылаем наряд разобраться, защитить православие».

Могу представить, что на месте этих ребят уже ждут телекамеры, которые скоро разнесут весть о визите «православных мракобесов» по всему Интернету.

Или вот, странные заявления и акции «Профсоюза граждан России». Достаточно зайти на сайт этой организации, чтобы увидеть, что к Русской Православной Церкви эти люди не имеют никакого отношения. В активе этой маргинальной организации различные пикеты и выступления с самыми скандальными заявлениями.
В прошлом году эта организация сделала пикет протеста против размещения выставки Марата Гельмана в Петербурге. При входе в Александро-Невскую Лавру была развернута кампания по сбору подписей «против кощунственной выставки Гельмана». Спешащие в храм старушки, ознакомленные с планом уничтожения и духовного растления Руси, естественно, оставляли свои подписи под воззванием не допустить проведение кощунственной выставки в Петербурге.

При этом я не слышал, чтобы кто-то обращался с подобными инициативами к священноначалию Санкт-Петербургской епархии, к представителям духовенства или к образованным и активным мирянам .
Думаю, что «Профсоюз граждан России» руководствуется самыми высокими побуждениями, но вот только все забывают, что немудрой политикой или поведением можно дискредитировать Церковь. Представить в глазах современного светского общества Церковь как собрание людей неадекватных и малокультурных, как сейчас часто выражаются, «православнутых».

Вот и в последнее время постоянно раздавались призывы не допустить кощунственную выставку Гельмана в Петербург.

«Профсоюз граждан России», устами пресс-секретаря Дарьи Дедовой, заявляет: «Мы считаем, что не место в культурной столице человеку, несущему за собой скандал, эпатаж и всячески провоцирующему общественность, что неизбежно приводит к расколу в обществе». Д. Дедова добавила, что в приемную губернатора Петербурга Георгия Полтавченко уже передано обращение «с просьбой взять под контроль эту ситуацию и не допустить проведение выставки... Надеюсь, что в этом году мы охватим абсолютно всех жителей Петербурга, желающих выразить свое отношение к таким скандальным проектам».

Подобные заявления, конечно, будоражат людей и провоцируют расколы, только вот кто будоражит и раскалывает общество: Гельман ли, или сами эти патриоты-активисты? Которые, еще раз повторю, прикрываются именем Церкви, которая, якобы, на их стороне, и тем самым дискредитируют Церковь в глазах обывателя.

А ведь можно было бы, если бы эти люди действительно были заинтересованы в уважении к духовным и национальным святыням, а не в самопиаре, дать взвешенную оценку представленным экспонатам и донести эту оценку до людей. Когда звучит внятная оценка явлений, арт-проектов и т.д., тогда даже люди, далекие от Церкви и ее духовных ценностей, прислушаются к мнению и будут если не уважать его, то с ним считаться.

Глубоко убежден, что нельзя происходящие в современном культурном пространстве явления оставлять на суд маргинальных организаций, которые своими протестными акциями преследуют свои интересы и бросают тень на Русскую Православную Церковь. Может быть, имеет смысл создать при Патриархии совет, или коллегию, в которую будет входить десять-двадцать компетентных представителей Церкви и русской культуры? И по всем сомнительным проектам эта комиссия может выносить суждение, давать культурологическое и богословское заключение.

Мне, как человеку, много общающемуся с представителями российской интеллигенции (светской, в том числе), всегда больно слышать, как смеются над «узостью», «дремучестью» Церкви, которая якобы запрещает какие-то культурные акции и явления. Не Церковь, отвечаю, а разные организации, прикрывающиеся именем Церкви. Церковь же готова к диалогу, к обсуждению разных современных художественных проектов, затрагивающих темы веры и духовности.

Многие ли знают, что летом 2010 года в притворе храма Святой Татианы при МГУ проходила выставка, устроенная совместно представителями Православной Церкви и актуального искусства?

А известно ли, что глава Синодального отдела по взаимоотношениям Русской Православной Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин хочет организовать центр современного искусства при храме Святителя Николая на Трех Горах в Москве, в котором служит?

Церковь не боится явлений современной культуры и искусства, даже провокативных. Церковь готова дать им оценку, готова помочь отделить пшеницу от плевел часто духовно и нравственно дезориентированному современному человеку.

Церковь готова защитить свою веру и святыни от поругания, когда мы имеем дело с кощунством, однако Церковь не считает, что все, что пытается по-новому взглянуть на вечные ценности и истины, является кощунством и богохульством. Пусть подчас неумело, где-то глуповато и эпатажно, но многое из того, что сегодня появляется в сфере современного религиозного творчества, имеет право на существование и по-своему интересно.

Обо всем этом я подумал, когда вчера мой друг и прихожанин Дмитрий Терентьев прислал мне фотографии, сделанные на этой самой скандальной выставке ICONS, открывшейся на днях в Петербурге.

Я смотрел фотографии экспонатов и отмечал: вот здесь удачно, здесь глупо и безвкусно… Давайте дадим оценку этим художественным явлениям современности, давайте не будем, на потеху неверующим обывателям, прятаться и кричать: Боимся смотреть и думать!..

Да, в качестве сопровождения ко многим работам я даю информацию, размещенную на стендах выставки. Из этих текстов вы можете почерпнуть то, как сами себя позиционируют художники, а также как их видят другие деятели современного искусства. Не берусь судить обо всех комментариях этих стендов, но многие тексты мне кажутся просто словоблудием.

Гельман 1.jpg
Творческий тандем Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой представляет на выставке серию больших полотен, на которых актуализируются события евангельской истории. Допустимо это? Конечно, допустимо, как, например, допустимо применение евангельского текста к комментированию современных событий. А ведь на проповеди, произносимой в храме, проповедник всегда именно это и делает: соотносит вечный библейский текст с нашей с вами конкретной жизнью.

Гельман 2.jpg

Гельман 3.jpg
Глядя на этих женщин (матерей, жен террористов?), почему-то понимаешь, что слова Христа Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших потрясающе современны.

Гельман 5.jpg
И опять картинка из восточной жизни. Их много, они суетливы и закутаны в черное. Они вроде и невиновны, но это их мужчины взрывают дома, автобусы и людей. Проклятые времена, про которые можно сказать словами Христа: ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие.

Гельман 4.jpg
Американский солдат вместо римского центуриона… Очень правдивая иллюстрация вечной проблемы…

Гельман 6.jpg
Старшеклассники, мучающие мальчика?.. Какая драма разыгралась в школьном туалете или на заднем дворе ПТУ? Как соотносится евангельский текст со всей этой сценкой? Об этом можно думать и делать маленькие интеллектуальные открытия.

Гельман 7.jpg

Гельман 8.jpg
Проект Евгения и Людмилы Семеновых «Тайная вечеря». Это старый и достаточно известный проект, который сначала шокирует. Можно ли делать евангельскими персонажами людей с синдромом Дауна?
А почему нет? Это такие же люди, как и все остальные. Это, если хотите, взрослые дети: по искренности, по непосредственности. по чистоте своей.
В отношении того, чтобы показать, что мы не считаем этих людей ущербными, неполноценными, думаю, подобные проекты не только не вредны, но даже полезны. В отношении же искусства многие считают (и я в том числе), что именно эти люди могут создать незамутненную и ненаигранную атмосферу в трактовке самых высоких сюжетов (например, Евангельских).

Гельман 9.jpg

Гельман 10.jpg

Гельман 11.jpg

Гельман 12.jpg

Гельман 13.jpg

Гельман 14.JPG
Инсталляция «Деисусный чин», Александр Сигутин. Сам художник рассказывает, что однажды, в начале 2000-х, он посетил выставку «От иконы до авангарда». Выставка поразила его тем, что две столь разные точки русского искусства имеют нравственные основы и возвышенные идеалы. Александр попытался придать супрематизму божественный смысл и собрал абстрактные геометрические фигуры в преклонение перед Господом Богом.
Теперь мое мнение: я не вижу в этом того, что вкладывал сюда художник. Супрематизм начала 20-го века – это попытка выразить великое самыми простыми средствами – элементарными геометрическими формами. Подлинный супрематизм – выразить великое малым.
Здесь же мы видим винегрет геометрических фигур, от которого только рябит в глазах.
Впрочем, может быть, мое мнение обусловлено тем, что я рассматривал эти картины на иллюстрации 10Х15 см? Может быть, в метровом формате их восприятие иное? И из набора геометрических фигур все же складывается ощущение встречи с неким персонажем?

Гельман 15.jpg
Первое впечатление от увиденного: шок узнавания! Разве мы не проходили этого в нашем детстве, когда лазали в заброшенные храмы? Прекрасное, которое пытались унизить и растоптать, но от этого оно не потеряло своей духовной силы и художественного очарования.
Можно только поблагодарить Владимира Куприянова, который увидел в поврежденных фресках величие и самоценность.

Гельман 16.jpg

Гельман 17.jpg
Художник Константин Худяков. О замысле его можно прочитать в афише, которую я помещаю после работ. В этом триптихе изображены Андрей Рублев, Иисус Христос и праведный Енох.
Пугающий гиперреализм персонажей. Я пытаюсь прочувствовать это, но пока не получается...

Гельман 19.jpg
Мария Магдалина.

Гельман 20.jpg

Гельман 21.jpg

Гельман 22.jpg
Работы этих авторов мне показались близкими. Владимир Анзельм и Александр Сигутин, картины из проекта «Жизни замечательных людей». Я не знаю, что вкладывали художники в свои работы, и специально не стал ничего читать по этому поводу в Интернете, но меня эти картины привлекают жизнерадостностью, оптимизмом. Здесь играет свет, здесь царит радость.
На самом деле, когда мы видим икону с «клеймами», то есть фрагментами жития святого, мы что, начинаем всматриваться в крошечные картины? Чаще всего мы этого не делаем. Нам достаточно того, что у святого была сложная жизнь и в общих чертах мы с перипетиями этой жизни знакомы (когда идет речь об известных святых). Нам подсознательно радостно знать, что и у него была жизнь, наполненная и радостями, и трудностями, словом, как у всех нас.
Картины этих художников несут для меня именно такую смысловую нагрузку.

Гельман 23.jpg

Гельман 24.jpg

Гельман 25.jpg

Гельман 26.jpg
Это – великий Дэмиен Хорст. Ну что, что он тут нам показал? Примитивная попытка изобразить Тайну Троицы? Да святитель Спиридон Тримифунтский со своим кирпичом сто очков вперед даст Хорсту…

Впрочем, не будем забывать, что автор – протестант и смотрит на Троицу с точки зрения протестантского мировоззрения. А нет ли здесь иронии над протестантизмом, который свел христианство к бухгалтерии, к социальному измерению, век за веком выхолащивая, выпаривая из христианства мистику, социализируя его и прагматизируя?.. В таком случае, изображение приобретает другое звучание, становится пародией на протестантское богословие.

Гельман 27.jpg

Гельман 28.jpg
По моему, прекрасные работы. Дмитрий Гутов, мастер художественной ковки, предлагает нам традиционные иконы, выполненные из тонких металлических полос. Интрига в том, что икона проявляется только, если стоять прямо напротив нее. А если угол зрения чуть-чуть смещается, перед нами хаос металлических прутьев… Посмотрите сами на примерах его икон «Троица» и «Благовещение»
Вот так и в нашем мире. Если человек смотрит на сюжеты и истины веры сбоку, с другого, нецерковного, угла зрения, они кажутся ему бессмысленными. А если человек принимает тот вектор зрения, который предлагает ему Церковь, то все встает на свои места.

Гельман 29.jpg

Гельман 30.jpg

Гельман 31.jpg

Гельман 32.jpg
Христос на корабле.

Гельман 33.jpg
Один из комментаторов творчества Евгении Мальцевой, представившей свою Троицу отмечает: «Если грядущие поколения утратят все источники о временах преподобного Сергия, его учеников и последователей, если исчезнут все артефакты той эпохи и останется только одна потрёпанная открытка с репродукцией рублёвской Троицы, наши потомки будут знать о высоком русском средневековье всё. "Троица" Евгении Мальцевой описывает Россию начала XXI века с той же бритвенной точностью. В первую очередь, это залитый вонючей нефтяной жижей свет. И погребенная под ней красота, культура, вера, творчество, традиция, гармония – короче, все "нерентабельное"...»
Значение этой работы можно увидеть и в том, что даже в нашем культурно и исторично дезориентированном мире в этой картине любой человек мгновенно опознает указание на Троицу. Значит, есть какие-то неистребимые архетипические вещи…

Гельман 34.jpg

655x10000_out__.jpg

Старательная работа Андрея Блохина и Георгия Кузнецова «Тайная вечеря». Пластиковая сетка, подвергнутая особой термообработке.
Инсталляция представляет участников Тайной Вечери с другой стороны, с противоположной той, которую мы видим на картинах и иконах.
Сколько ни думал, не могу понять: ну и что? Какие новые грани Тайной Вечери эта работа приоткрывает? О чем зовет задуматься?.. Помогите мне понять.

Гельман 36.jpg
Композиция Анфима Ханыкова «Троица».
Работы Анфима Ханыкова, по признанию самого автора, автобиографичны и отражают путь художника от язычества к христианству. Его скульптуры перекликаются с архаичными изображениями, цитируют деревянную скульптуру коми-пермяков, намекают на языческих идолов.
Как кажется, художник хотел изобразить специфически «русскую Троицу». Поэтому все сделано из дерева, стоит русский чугунок. Но особой идеи я в этой инсталляции не вижу. Если уж браться за дело создания «русской Троицы», то можно было бы подойти с большей фантазией. Как мы знаем, русские крестьяне еще недавно считали, что Троица – это Спас, Богородица и Никола Угодник. Вот можно было бы эти фигуры и изобразить. Это было бы провокативно, но правдиво. А так, композиция не выходит за рамки деревянных фигур провинциального парка культуры и отдыха им. Горького.
Не хочу обидеть художника, но я сам вырос в Перми, чья коллекция деревянной скульптуры (в городской галерее) считается лучшей в мире. Начиная с детского сада и потом всю школьную жизнь нас водили в галерею, чтобы смотреть на эти деревянные скульптуры. Это на самом деле самобытные и очень интересные работы. В настоящей скульптурной композиции я не вижу того огня, который светится в традиционных старинных работах.
Впрочем... Может быть мое гиперкритичное мнение обусловлено именно тем, что я вырос рядом с древними деревянными скульптурами. В самом деле, ведь мы назовем снобом человека, который вырос в провинции Champagne и будет убеждать нас, что наше любимое "Советское полусладкое" на самом деле чего-то не того...

Гельман 37.jpg
Арсен Савадов предлагает нам интересное прочтение известных фигур Джотто. Как перекликается Евангелие с жуткой реальностью наших дней? Его работы заставляют об этом подумать.

Гельман 38.jpg

Гельман 39.jpg

Гельман 40.jpg
Юрий Шабельников представляет нам замечательную работу на тему Апокалипсиса. Называется она «Уже?».
Помните дюреровских всадников, иллюстрирующих рассказ Апокалипсиса? У Дюрера они изящно застыли, так что конец света как бы и откладывается. А у Шабельникова всадники пришли в движение, ожили, как на фотографии, на которой двигающиеся персонажи размыты. От этого бросает в пот и понимаешь, что, похоже, все уже близко…

Гельман 41.jpg

Гельман 42.JPG
А это другая работа на тему Апокалипсиса. Автор – Георгий Острецов. Картина изображает наступление конца света, каким его рисует Апокалипсис, в нашем современном мире. Меня это не впечатляет. И по замыслу, и по исполнению – картина студента, рисующего в тетрадке на тоскливой паре.

Гельман 43.jpg
Михаил Шварцман, «Петушиный крик».
Ну и что, что Шварцман? Я не вижу здесь ни петуха, ни воссоздания евангельской истории или хотя бы евангельской атмосферы, настроения, состояния…

Гельман 44.jpg

Гельман 45.JPG
Гор Чахал (псевдоним московского художника Гора Размиковича Оганисяна): «Имя Бога».
Проект Гор Чахала, по его собственным словам, «явился результатом длительных размышлений автора о нарастающем кризисе человечности в современном обмирщающемся обществе и ясного осознания автором необходимости своего рода религиозного возрождения культуры».
Так, первая инсталляция, «Имя Бога», – это попытка изображения невыразимого мета-имени Бога через собирание всех имён Божиих, используемых в Библии. Имя это, как отмечает автор, «по святоотеческому преданию есть ключ, открывающий двери Царствия Небесного». Эффект погружения в Тайну Имени Божьего достигается за счет видеопроекции на стену (экран), бесконечной композиции Имён Божиих, наплывающих одно на другое.

Гельман 46.JPG
Гор Чахал: «Солнце Правды, Добра и Красоты». Эта работа показывает нам момент Преображения Христова, причем Христос показан с трех сторон. Это, в свою очередь, превращает замершую фигуру Христа (какую мы видим на иконах) в фигуру движущуюся, участвующую в хороводе (русское хоровод – очень емкое слово, отсылающее нас к греческому хорос – коллектив певцов, танцоров и древнеславянскому хорос – славянский бог солнца). Здесь – предуказание на природу, которую обретем все мы после Воскресения и Преображения, указание на природу обоженную, измененную, пронизанную животворными энергиями Божиими. Очень важно, что Христос здесь не статичен, что указывает и на нашу активность в чаемом преображенном мире.

Итак, дорогие. Я поделился с вами своими соображениями о работах, представленных на «скандальной» выставке М. Гельмана, проходящей ныне в Петербурге. Было бы интересно, если бы вы высказали и свои соображения, помогли мне увидеть то, мимо чего я прошел, чего не заметил в этих работах. Было бы интересно узнать, резанули ли вас эти картины, нанесли душевную рану, оскорбили религиозные чувства?
Жду ваших комментариев.

Гельман 47.jpg
И последнее: грустно, что множество людей воспринимает все это современное искусство, как вот этот молодой человек. Что же делать? Как достучаться?..
  • Александр Ф
  • Виктория Голубкова
  • Дмитрий_и_Наталия
  • Людмила Никеева
  • Татьяна-Чернышева
  • священник Константин Пархоменко
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Юлия *
  • Виктория Голубкова
  • священник Константин Пархоменко
  • Незарегистрированный
  • Светик
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Даниил О.
  • священник Константин Пархоменко
  • священник Константин Пархоменко
  • Незарегистрированный
  • священник Константин Пархоменко
  • Незарегистрированный
  • священник Константин Пархоменко
  • Незарегистрированный
  • священник Константин Пархоменко
  • Незарегистрированный
  • Людмила Никеева
  • Незарегистрированный
  • священник Константин Пархоменко
  • Незарегистрированный
  • Ольга из Нижнего
  • священник Константин Пархоменко
  • Ольга из Нижнего
  • священник Константин Пархоменко
  • Незарегистрированный
  • Виктория Голубкова
  • Виктория Голубкова
  • К.Елена
  • Евгений из Екатеринбурга
  • Евгений Ананьев
  • Елена_Б
  • Юрий Шокин
  • Елена_Б
  • Константин П.В.
  • Татьяна-Чернышева
  • Александр Ф
  • Незарегистрированный
  • Аника
  • Аника
  • Аника
  • Аника
  • Незарегистрированный
  • Аника
  • Аника
  • Аника
  • Аника
  • Татьяна-Чернышева
  • Марина (Майя)
  • Василий К.
  • Незарегистрированный
  • Елена Панцерева
  • Незарегистрированный
  • администратор
  • Марина23
  • Алексей197
  • Геннадий
  • Геннадий
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Леонид Малахов
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • священник Константин Пархоменко
  • Константин П.В.
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Мария свет Владимировна
  • Незарегистрированный
  • людмила н
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии