Современные иконы

Современные иконы
Фото с выставки

Недавно был на выставке современных икон. Есть традиционные иконы, но ведь нужно, наверное, двигаться куда-то дальше, как-то развивать иконописное искусство. Но почему мне так несимпатичны все эти современные иконы? Почему я в них не вижу ничего глубокого? Потому, что я старею и мне хочется побрюзжать, как недавно обличила меня жена? Или я чего-то не понимаю?

Я искренне хочу, чтобы вы подсказали, видится ли что-то по-настоящему подлинное, интересное в этих современных иконах? Мне не видится, но, может быть, вам увидится?

E72A6258.JPG
Что за букашки? Икона должна являть лик, в крайнем случае узнаваемое действо. А тут комикс какой-то. Мелкие, как букашки, герои живут насыщенной жизнью.

E72A6259.JPG
Слишком пестрая икона. Еще так оформить шкатулку – куда ни шло, но икону?..

E72A6271.JPG
Какая-то манерность и наигранная стилизация под древность. Эта и три следующие иконы наиболее интересны, но, по-моему, автор заигрался.

E72A6274.JPG
...

E72A6276.JPG
...

E72A6282.JPG
Попросту злая икона.

E72A6285.JPG
В середине – икона св. благоверного князя Александра Невского. Автор, по-видимому, решил стилизоваться под древнерусские фрески, они тоже были приглушенных тонов. Но фрески такими делали специально, чтобы они не оттягивали на себя внимание от икон, горящих золотом, от алтаря, с его священнодействием. Тут – убогая, серая, мрачная подделка.

E72A6286.JPG
Просто некрасиво...

E72A6288.JPG
Зачем так вытягивать Лик Христов?..

E72A6290.JPG
Зачем делать такие узкие доски?.. Зачем карикатурно уродовать Евангельских персонажей?

E72A6300.JPG
Деисусный чин. По-моему, тут без комментариев.

E72A6302.JPG
Икона, сделанная по типу современных рекламных щитов. С одной стороны открывается Лик Христа, с другой стороны – Лик Богородицы.
Не нравится.

E72A6303.JPG
...

E72A6305.JPG
...

E72A6358.JPG
Ненужные игры в абстракционизм.

Комментарии

О
Это точно! Особенно с рекламным щитом... Карикатурность других образов тоже еще та.
Когда-то мне попался альбом в библиотеке французского альянса с работами французского художника начала 20 века Альбера Глеза(ALBERT GLEIZES). Работы его на тему современной иконографии мне понравились. Они были в стиле, напоминающем куббизм. Но все-таки такую живопись нельзя воспринять как икону. В данном случае это скорей просто символ и изображение на тему, а вот икона - это уже окно в мир иной. Написать икону - это нужно такую грань найти, что без посещения Святого Духа никак не выйдет, и одним вдохновением не родится.
А еще насчет того, куда двигаться дальше... Искусство переживает кризис, показывать уже нечего, современное искусство сродни современному темпу жизни, создаётся как фастфуд. Это совершенно иной подход, нежели подход к иконописи, где основа её создания - молитвенное созерцании на протяжении всего процесса. Поэтому так не получится. Не написать икону в современном стиле. Новую архитектурную форму храма еще можно создать, но икону не написать будет так.
 
Мне тоже не понравились. особенно "безликие иконы" и "шкатулка".
По-моему художникам нужно внимательнее изучать традиционную иконопись.
Ведь отступить от традиции и создать свой новый стиль в иконописи дано только тем людям, которых особо благословит Господь
 
Юлия Волошина написал(а):
По-моему художникам нужно внимательнее изучать традиционную иконопись.
Ведь отступить от традиции и создать свой новый стиль в иконописи дано только тем людям, которых особо благословит Господь
Согласна.
 
"Икона должна являть лик, в крайнем случае узнаваемое действо. А тут комикс какой-то. Мелкие, как букашки, герои живут насыщенной жизнью."

В этой иконе описаны многие союжеты из жизни Марии Египетской. В середине, где держит одежду и монах отворачивается. Это диалог Марии с монахом, которого она просит не смотреть на нее, т.к. одежда все истлела и
она обнажена ... .
Лодка переплывающая - это выполнение воли Божией Матери о том, что спасется за Иорданом.

Два человека - причащение Марии монахом
Лев - роет яму для погребения.
Лежащая Мария - само упокоение.
Отдельно стоящий монах - как она завещала монаху прийти к ней через год, ибо знала о своей кончине.

Это своими словами и в двух словах. Скорее, икона не столько для моления, сколько описание жизни Марии Египетской.

Что касается здесь фото, то мне кажатся, такие выставки должны быть под запретом. Уточню, писать иконы должен не кто попало.

 
О
Андрей, вы прямо строго так - "под запретом". Почему? Одно дело, когда оперу ставят с "иным" взглядом на жизнь Иисуса Христа и этим инакомыслием оскверняют Его, другими словами богохульствуют. Здесь же никакого богохульства нет, есть дурной вкус и тех, кто это написал, и тех, кто эту выставку организовал. Но очевидно то, что авторы никого не хотели осквернить. Так за что их в шею? Другой вопрос, что организаторам выставки не хватило элементарной художественной образованности. Просто это не должны были пропускать, но не более.
 
Ольга Капель написал(а):
есть дурной вкус и тех, кто это написал, и тех, кто эту выставку организовал.
...организаторам выставки не хватило элементарной художественной образованности.

А, это Вы, Ольга, здравствуйте!
Вы сами ответили на свой вопрос. Вот когда будет "художественная образованность", так и на выставку пусть приезжают.
А что касается "никого не оскверняют", так Бога невозможно осквернить, если и захотят, в виду Его транспарентности.

Ну, и еще добавлю от себя, полагаю, рисовать Божию Матерь, Иисуса Христа с такими лицами просто не позволительно. Своих детей - могут, а Ипостась нет!!!
Как я писал Вам лично, в предыдущей теме на предмет "унылости и отсутствия колорита в наших церквях", то повторюсь, что Бог не творит ничего унылого и не красивого! И лица должны быть красивыми, ибо Он сотворил их!!! Пример: посмотрите на лицо ангела... (не на картинах).
А то, что мы видим на этих картинах, то это результат падения человека и его видения сквозь призму грехопадения.
 
О
Андрей, вот почему-то с такими как вы, православными, меня всё время и подмывает поспорить. Боюсь, что если начнём это дело, то наши комментарии снова поудаляют. :)
Я подчеркнула "с такими как вы", потому что, вот, отца Константина хочется слушать и ловить каждое слово, и таких как он, я знаю, что больше! А у нас с вами рождается спор даже там, где предмета спора и нет вовсе. Как вы думаете, почему так?
Я ведь в прошлом разговоре не писала, что "Бог творит унылое и некрасивое"... Господь не бывает поругаем, - это так. Тогда почему вы тогда запрещаете Его рисовать тем, у кого это не вольно плохо получается? Много вопросов на эту тему сразу возникает... можно приводить примеры и с "Тангейзером", и с "Пусси Райт", относительно реакции православных на все это. Тут, конечно же, есть разделение в мотивах сих действий, но в принципе, все действия доведены до скандалов с Церковью. Так почему же православные так жестко реагируют на то, что не должно вызывать осуждения и негатива, потому что "Господь поругаем не бывает"? Почему не "замять дело", не "опустить концы в воду"? Русские так хорошо это умеют делать, там где это делать не нужно бы... А тут, надо бы напротив сгладить конфликт, а все идет наоборот...
 
Когда мы любим - отдаём всё самое лучшее. Но не почувствовала, не увидела я любви в этих "иконах". Вы написали под крайней "Ненужные игры в абстракционизм" и как по мне, так каждая является своего рода игрой автора. Ничего интересного не увидела. Не хотелось бы мне подобное встретить в храмах.
 
Ольга Капель написал(а):
Господь не бывает поругаем, - это так. Тогда почему вы тогда запрещаете Его рисовать тем, у кого это не вольно плохо получается? Много вопросов на эту тему сразу возникает... можно приводить примеры и с "Тангейзером", и с "Пусси Райт", относительно реакции православных на все это. Тут, конечно же, есть разделение в мотивах сих действий, но в принципе, все действия доведены до скандалов с Церковью. Так почему же православные так жестко реагируют на то, что не должно вызывать осуждения и негатива, потому что "Господь поругаем не бывает"? Почему не "замять дело", не "опустить концы в воду"? Русские так хорошо это умеют делать, там где это делать не нужно бы... А тут, надо бы напротив сгладить конфликт, а все идет наоборот...
Никто ведь не запрещает «рисовать». Под запретом должно быть распространение мерзости. А всё, Вами перечисленное, есть ничто иное как тиражирование гадости. А насчет «замять дело»: вынес своё «творчество» на публику – получи по шее при этой же публике (именно так реагировать и должны христиане). Именно так и стараются делать русские духом люди.:)

Ст. 15-17 Если же согрешит пред тобою брат твой, иди и исправь его с глазу-на-глаз. Если же он послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если же тебя не послушает, то присоедини к себе еще одного или двух, чтобы в устах двух или трех свидетелей было твердым (stet) всякое слово. Но в том случае, если он не послушает и их, скажи Церкви. Если же он и Церкви не послушает, то пусть будет как язычник и мытарь
 
О
Геннадий, Вы уверены в том, что тот режиссер, который подготовил "Тангейзер", или девочки из группы "Пусси Райт" являются вам братьями и сестрами во Христе? Я думаю, что нет, и мы как раз здесь имеем дело с язычниками и мытарями, а по сему и привлекать собрание Церкви не имеет смысла здесь. Они в церковь не ходят, не молятся Христу, не исповедуются и за утешительными советами к батюшке не обращаются. Так что же тогда и разбираться то с ними? Зачем скандалить с теми, кто только и ждет этих скандалов, и этим своим творчеством вас спецом провоцирует на скандалы и негодование, чтобы потом снова на вас пальцем тыкать и высмеивать повсюду ваше антихристианское поведение? Господь говорил же напротив: "Благословляйте врагов ваших и проклинающих вас". А истинным Христианам и запрещать ничего не надо-то, это очевидно, что христианин не будет предаваться такому горе-творчеству. Но и запретить такое творчество светским законом невозможно, потому что это противоречит свободе вероисповедания в стране и тянет на сектанство или православную диктатуру.
 
Геннадий написал(а):
...вынес своё «творчество» на публику – получи по шее при этой же публике (именно так реагировать и должны христиане). Именно так и стараются делать русские духом люди.

Правильно сказано! Причем, сначала правой рукой, а если не упал, то и левой. :D
 
Последнее редактирование модератором:
О
Неокрестоносцы вы, Андрей и Геннадий. И совсем это не смешно, а грустно, что мы в наше время возвращаемся к средневековому пониманию христианства. О, где же ты Святая Русь?
 
Ольга Капель написал(а):
О, где же ты Святая Русь?

А какая для вас Святая Русь? Что вы вкладываете в это понятие? У Святой Руси, имхо, один серьезный недостаток во все времена был. Шевчук его выразил как - "сволочи доверчива".
 
Ольга Капель написал(а):
Неокрестоносцы вы, Андрей и Геннадий. ... О, где же ты Святая Русь?

А это и есть Святая Русь! Если бы в Руси были такие люди, какими Вы, Ольга, видите православных, то ни Куликовскую битву, ни Ледовое побоище ни другие битвы не победили бы. "Богатырская наша сила Сила духа и сила воли ..."

 
Ольга Капель написал(а):
Неокрестоносцы вы, Андрей и Геннадий. И совсем это не смешно, а грустно, что мы в наше время возвращаемся к средневековому пониманию христианства. О, где же ты Святая Русь?
В одной этой фразе католика колоссальная информация о ментальности западной цивилизации.
Русская цивилизация считает, что вера оскудевает, что и приведет к апокалипсису. И старается хоть как-то сохранить традиционность.
Ваша Западная цивилизация – нет, вера расцветает, приобретает новые оттенки, изыски. И рушит старое, создавая новое (гоми, лесби, пуси, …) Вам бы зацепиться за это "средневековое понимание христианства".
 
О
Геннадий, я с вами тут согласна, но отчасти... Меня тоже многое коробит из того, что происходит сейчас не только на Западе в целом, но и в Католической Церкви, увы :( Но, постарайтесь понять и меня. Я не враг вам, которого вы во мне видите. Я бы может и вернулась бы в православие, но догмат о Папе у меня стоит комом в горле. Я молюсь об этом и прошу разрешить у Господа мои сомнения и метания относительно вероисповедания. И когда Господь мне даст понять и это дойдет до моего ума, что первосвященство Папы есть ересь, то я буду с вами уже завтра. Но пока я вижу только одно, что если Папа и Католическая Церковь пустит в лоно свое всех извращенцев, то это грех Папы, а не Церкви. Церковь состоит не только из Папы и всегда в ней будут и останутся до 2-го Пришествия пребывать истинно верующие христиане. История Церкви видела не мало и Антипап, и ничего ведь, - выстояли, и позже были Папы, которые ныне причислены к лику святых.
И надо бы все же разделять понятия, когда вы говорите о западной цивилизации, вы имеете в виду не только христиан-католиков, но и всех остальных живущих ныне там людей. Не во всем там все же виновата Католическая Церковь.
А теперь к вам, Геннадий, вопрос к слову как "зацепиться за средневековое понимание..." Почему верующие женщины задолбали вопросами батюшек о том, носить ли ей платок и юбки или нет, чтобы не согрешить, краситься или нет, грех ли предохраняться или нет и т. д.? Но при этом ни один верующий муж не задает вопросов по поводу себя, грех ли ему сидеть в офисе, а не землю капать для пропитания своей многодетной семьи, при том, что его жена, как и было сказано мучается в родах и по сей день ради искупления первородного греха. А сидеть в офисе не равносильно тяжелому труду землепашца, Геннадий. Подумайте об этом, если вы сидите в офисе. Вот поэтому то, Геннадий, Католическая Церковь старается приблизится к людям и к их своевременным заботам, чтобы помочь спастись в наше время, не уподобляясь при этом фарисеям и книжникам.
 
О
Еще раз отвечу Геннадию и Андрею на тему противостояния дурному или злу... Может быть мысли православных святых будут более авторитетны чем мои или даже Евангельские слова Иисуса Христа ;)

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Рим. 2, 14-29; Мф. 5, 33-41). "А Я говорю вам: не противься злому"; иначе отдай себя на жертву своенравию и злобе людской. Но этак и жить нельзя? Не беспокойся. Кто заповедь эту дал, тот же есть и Промыслитель и Попечитель наш. Когда с полною верою, от всей души пожелаешь так жить, чтоб не противиться никакому злу, то Господь сам устроит для тебя образ жизни, не только сносный, но и счастливый. К тому же на деле бывает так, что противление больше раздражает противника и побуждает его изобретать новые неприятности, а уступка обезоруживает его и смиряет. Оттого бывает, что претерпи только первые натиски злобы, - люди сжалятся и оставят тебя в покое. А противление и месть разжигает злобу которая от одного лица переходит в семью, а потом из поколения в поколение.
 
Сверху