Спасется ли пьяница? Спор батюшек...

Спасется ли пьяница?

Спор батюшек

Вчера, дорогие, я в Интернете видел очень интересный ролик. Один известный священник, вы все его знаете, отец Андрей Ткачев, очень достойный пастырь, отвечал на вопрос одного молодого человека. Молодой человек спрашивает: «У меня был дедушка, который был алкоголиком. Он был очень хорошим человеком, добрым, порядочным, никакого зла никому не делал, но вот у него была такая слабость, он выпивал. И вот он умер. Значит ли это, что он однозначно пошел в ад? Что мы можем сказать об этом?» Отец Андрей отвечает: «Если вы любите своего дедушку, если вы понимаете его немощи, если вы готовы оказать милосердие, снисхождение к вашему деду, пусть он был одержим этой страстью, этим недугом, то не думаете ли вы, что Господь Иисус Христос меньше вас любит вашего деда? Неужели мы думаем, что мы более милостивы? Помните, Господь Иисус Христос как-то сказал: Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:11)».

Поэтому, говорит отец Андрей, конечно, предвосхищать Суд Божий, как Бог разберется с вашим дедом, мы не можем, это было бы крайнее дерзновение. Сказать, что вот этот человек пойдет в рай, этот – в ад, этот – спасется, этот – не спасется, мы не можем...

Дальше отец Андрей привел такой пример: вот представьте – пришел бы к вам Ангел и сказал бы: вот тебе список грехов какого-то человека, он умер, и мы должны определить, в ад его послать или в рай; вот тебе полный список того хорошего, что он сделал, и вот тебе полный список того плохого, что он сделал. Сам, говорит Ангел, и вынеси ему приговор, куда ты его направляешь: в рай или в ад. Но учти, что если ты его незаконно осудишь, то ты сам пойдешь в ад. И в любом случае, говорит отец Андрей, каждый из нас, если нам такое предложение Ангел сделает, возопит: «Нет, я не могу, я не дерзаю выносить свой суд. Я же не Бог, откуда я знаю все мотивы человека, все его внутренние импульсы, движения, почему он то или иное сделал, как я могу определить судьбу человека?».

Отец Андрей говорит: нам даже страшно представить, что мы можем чью-то судьбу определить, послать человека в рай или в ад. Мы не знаем, только Бог знает. Поэтому мы не должны предвосхищать Суд Божий, мы не должны из-за нашей гордыни опережать мнение Бога в этом вопросе...

Вот этот ролик, который я посмотрел, был очень интересный, я бы сказал необычный, потому что сразу же после этого в этот же ролик был вмонтирован кусочек другой проповеди другого пастыря, отца Георгия Максимова. Тоже достойный пастырь, тоже московский священник, богослов и защитник православной веры перед лицом ересей и всяких искажений. И отец Георгий начинает критиковать отца Андрея: вот, говорит, посмотрел ролик, где отец Андрей говорит, что мы не знаем, куда человек пойдет: в рай или в ад. А, собственно, говорит отец Георгий, что значит – не знаем? Ведь Господь Иисус Христос нам ясно сказал, в Новом Завете мы ясно читаем, например, у апостола Павла, что пьяницы Царство Божие не наследуют. Так и нечего тут разговаривать. На конкретный вопрос, может ли мой дед попасть в Царство Небесное, мы должны сказать, что нет никакого Царства Небесного для него, пьяницы. Мы не от себя говорим, мы говорим от Священного Писания.

Вот какой-то человек взял два мнения, отца Андрея и отца Георгия, их совместил специально в одном ролике, чтобы люди послушали и, может быть, внутренне сами задали себе эти вопросы. Я тоже посмотрел, стал думать над всем этим. Конечно, вот так, в одном видео противопоставлять двух достойнейших пастырей, – это неэтично. Похоже, что автор этого ролика, который как бы столкнул лбами два мнения батюшек, он преследовал не очень хорошую цель, хотел показать: вот, отец Андрей так говорит, а «более православный» батюшка — вот так говорит.
Но давайте, дорогие, все-таки подумаем над этим вопросом, вопрос-то интересный. И, конечно, мы должны сказать, что здесь правы... оба пастыря. Если глубже взглянуть на эту проблему, то правы оба. Прав отец Андрей, что мы не можем предвосхищать Суд Божий? Ну, конечно, прав! Прав отец Георгий? И он, можно сказать, прав. Святые Отцы исследовали эту тему и открыли нам, что действительно человеческая страсть может привести человека в ад. Если человек с какой-то своей страстью не борется, эта страсть его приводит к духовной гибели. Есть даже грехи, которые называются «смертные».
Если человек живет в блуде, в упоении блудит, то и его ждет та же участь: как мы знаем, блудники Царства Божия не наследуют. Если человек, например, в упоении предается пьянству, чревоугодию, забывая о Небесном, такой человек тоже делает выбор жить без Бога здесь, на земле, и это состояние переходит с ним в Вечность. Тот выбор, который мы делаем на земле, переходит с нами в Вечность. Нравится это нам или не нравится, но святые отцы, знатоки человеческой души, описали это. Они говорят, что если человеческая душа как бы «навыкла», привыкла к какому-то состоянию, то есть это состояние стало для нее родным, естественным, то такая страсть переходит с нами в Вечность и мешает нам видеть Бога. Может быть, мы будем причастны в какой-то степени видению Бога, но все-таки это все будет очень ущербно, потому что страсть будет мешать нам, она будет как стена стоять между нами и Богом.

Но, дорогие, тем не менее, мы знаем, что ведь человек – это не механизм какой-то, человек – это пластичное существо, душа человека очень изменчива. Мы знаем, например, такую ситуацию, что человек грешит – и он может покаяться, кто знает душу человека? Помните покаявшегося на кресте разбойника, которому Христос сказал: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23: 43). То есть, возможно даже покаяние на смертном одре...
А кто знает, например, что в душе алкоголика и блудника происходило во время его жизни? Только Бог знает. Мы знаем слова святителя Иоанна Златоуста из его знаменитого «Слова на Пасху», что «Господь и намерения целует». Например, человек – наркоман или алкоголик, и он плачет от немощи своей, плачет, что не может победить эту свою страсть, он ее не принимает как естественное состояние. Он говорит, что да, я живу в этой страсти, я не имею сил сопротивляться этой страсти... Можно ли это признать покаянием? Многих ли вы знаете алкоголиков и наркоманов, которые считают, что это нормально для них, что это естественно и это прекрасно, и что это нормальный для них образ существования? Чаще всего эти наркоманы, алкоголики или другие люди, подверженные страстям, наоборот, очень сокрушаются, что они не имеют сил победить свою страсть. Приравнивается ли это к покаянию или не приравнивается? Если учитывать слова святителя Иоанна Златоуста, что Господь даже намерение целует, то, например, разве ничего не значит пред очами Божьими, что человек понимает, что это ненормально, что он грешит, но не находит пока силы исправиться? Не находит, но очень хочет исправиться. Хочет, но пока не нашел в себе внутренних ресурсов с этим справиться.

Мы сегодня, благодаря разным исследованиям мозга, больше знаем, например, о зависимостях, чем знали люди даже всего 100 лет назад. Мы сегодня знаем, что в мозге человека возникает химическая зависимость к психотропным, наркотическим веществам, к алкоголю. Мы сегодня знаем с вами, и любой ученый скажет, что действительно людям с неразвитой волей очень тяжело побороть какую-то страсть. Воля развивается и формируется в детстве, а представьте, что родители не воспитывали этого человека. Вот ко мне сегодня утром приходил один мужчина, который имеет очень сильную игровую зависимость, даже семья у него разрушилась из-за этой зависимости. И он мне рассказывает: «Батюшка, родители меня в детстве бросили, они купили мне компьютер и дали – сиди. И я с детства сидел у этого компьютера, я так привык, что стал игроманом. Я другого ничего не знаю... И вот сейчас я, воцерковляясь, пытаюсь по кускам из себя вырывать эту зависимость, которая стала страстью моей«.
А ведь это психологическая зависимость, это даже не химическая зависимость.
Или другая причина. Люди, работающие с наркоманами и алкоголиками, обнаружили, что у большинства страдающих этими недугами людей очень неразвита самостоятельность, инициативность, они безответственны и инфантильны. Причина? Нездоровая семейная ситуация, то, что называется «слияние с родителями», особенно с матерью. Такое происходит, когда гиперопекающая мамочка не дает раскрыться самостоятельной личности ребенка, не дает ему, по сути, вырасти и стать взрослым. Неумение по-взрослому справляться с жизненными сложностями, зависимость от других, волевая слабость толкают человека к допингу (алкоголю или наркотикам), который «раскрепостит» его, даст иллюзорное ощущение, что ты взрослый, сильный и уверенный.
Есть масса других причин, по которым человек может впасть в какую-то зависимость. Это явление изучает целое направление психологической науки, которая называется «психология зависимостей».

И это еще цветочки! А теперь – ягодки. Представляете, что происходит, когда человек из психологической зависимости от алкоголя или наркотиков попадает в химическую зависимость? На каком-то этапе болезни в мозге происходят процессы, практически необратимые, когда человек становится наркоманом.
Это тяжелая болезнь (это в медицине и классифицируется как болезнь), которая развивается поэтапно. На каком-то уровне человек еще может самостоятельно бороться, а потом практически теряет способность самостоятельно сопротивляться. Ему нужна помощь. А если людей, которые помогут, рядом нет?..

Можно ли сказать, что любой вот такой зависимый человек – наркоман или алкоголик – автоматически идет в ад? Если мы не знаем душу этого наркомана или алкоголика, не знаем его детства, не знаем, как он рос, почему у него не сформировалась воля, почему он подвергся этому разрушительному воздействию каких-то наркотических веществ и не может слезть с них, – то можем ли мы такого человека с легкостью отправить в ад? С этим человеком надо работать, надо брать его за шиворот и помогать вылезти из ужаса, в который он себя (часто не без помощи других) загнал. Тогда, возможно, мы поможем ему вылезти. Мы работаем в храме с наркоманами, алкоголиками, и я хочу сказать, дорогие, что это процесс, который многие годы происходит. Любой, кто работает с алкоголиками, скажет вам, что не бывает людей, которые победили этот недуг, алкоголик «завязавший» все равно остается алкоголиком, спустя даже 10, 20 лет он может сорваться, то есть, это процесс очень длительный, очень кропотливый. То есть, не так просто этот недуг победить в себе. Особенно, повторяю, если воля не развита. Посылать этого человека в ад, не учитывая все то большое, громадное, что в его душе происходило, всю борьбу, всю эту муку, которую он несет по жизни, не в силах справиться с какой-то своей страстью... Нет, мне кажется, что нельзя так поступать, это было бы крайностью. Тут отец Андрей говорит более мудрые вещи, чем отец Георгий.

Потом, дорогие, вспомните знаменитый пример, который приводит преподобный авва Дорофей. Он говорит: вот представьте себе, что на христиан напали варвары, убили родителей и похитили двух детей, двух девочек. И потом этих девочек продали на рынке – рынок торговли людьми в те времена процветал. Одну купил публичный дом и воспитал из нее профессиональную блудницу, а вторую девочку выкупили христиане, и она стала христианкой, даже в монастырь пошла и стала великой подвижницей. И вот эти две девочки выросли, прожили свою жизнь совсем по-разному, две сестры, которые так друг друга и не узнали в жизни этой, с младенчества были разлучены. И вот они умерли и предстали пред Богом. И преподобный авва Дорофей говорит: неужели Господь будет одинаково их судить? Ту девочку, которая была воспитана во зле не по своей воле, и ту девочку, которая благодаря удачному стечению обстоятельств была воспитана в чистоте, добродетели и нравственности? Ну, конечно, мы понимаем, что Господь не скажет: ты иди в ад, а ты – в рай. Мы не в такого Бога верим, это абсолютно не то. Мы понимаем, что Господь учитывает все эти моменты.
Преподобный Паисий Святогорец, которого я очень люблю, говорил, что у многих людей мира нашего есть «извиняющие», или «извинительные», обстоятельства их ошибок или грехов. Вот это то, что я имею в виду...

Мы видим с вами алкоголика или человека оступившегося, но мы не знаем, что в его жизни произошло, когда он сбился с пути. Возможно, тому есть извиняющие обстоятельства: что когда-то его бросили, когда-то его травмировали, когда-то его унизили, когда-то его подсадили на что-то злые люди, развратили или что-то другое. Господь, дорогие, все это учитывает. Поэтому можем ли мы утверждать, что, раз сказано, что блудники и пьяницы Царства Божьего не наследуют, – все такие пойдут в ад? Мы так не можем сказать, потому что один Бог знает, кто пойдет в рай, кто пойдет в ад. Бог все знает, все учитывает, потому что Бог – это абсолютный Свет, Он все знает, Он – абсолютная Мудрость, Премудрость. Но еще и Абсолютная Любовь и всепонимающий Отец наш.

Кроме того, если уж так строго подходить, отец Георгий говорит: вот, мы все знаем, что такие-то Царства не наследуют. Так, у апостола Павла много кто не наследует Царства Божьего. У него там вот еще что написано: «ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 10). Или другой текст: «Прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5: 19-21).

Мы с вами невиновны по всем пунктам?.. Мы не бываем злоречивыми? Не провоцируем скандалы и распри? Невиновны в гневе или зависти?.. Получается, на нас тоже можно автоматически штамп поставить: «иди в ад»?..

Все, конечно, гораздо сложнее. Святые Отцы говорят нам, что, действительно, неисцеленная страсть ведет в погибель, но более глубокий подход заключается все-таки в том, чтобы проанализировать, откуда эта страсть и насколько она глубоко овладела человеком. Я, вот, занимаясь духовничеством, а в последнее время еще занимаясь и семейной психологией, общаясь с людьми, вижу, что очень многие проблемы в семье, даже такие, как супружеские измены, проистекают из-за нездорового взаимодействия супругов. Когда, скажем, жена унижает, обижает мужа своего, или наоборот, зеркальная ситуация – муж это делает. И вот вторая половинка, желая отомстить, желая почувствовать себя человеком желанным, нужным, в конце концов, просто почувствовать себя мужчиной или женщиной, потому что в иных ситуациях ты и это перестаешь чувствовать... – человек идет и совершает супружескую измену, прелюбодеяние. Проще всего поставить на нем печать: «иди в ад», но мне кажется правильнее помочь человеку вылезти из этого, распутать этот клубок, показать ему, что тебя привело вот к этому. Когда мы ссоримся со своими близкими, не можем мир со своими родными людьми найти, ведь на нас тоже не нужно сразу ставить штамп «иди в ад», хотя и сказано, что злоречивые и ругающиеся идут в ад. А нужно разобраться, что было в нашей жизни такого, что привело к такому поведению, нужно распутать этот клубок. Ведь человек – как айсберг, даже больше: это у айсберга видна только верхушка, а внизу – еще километр этого льда, у человека же на поверхности и того меньше, а вглубь...
Но, дорогие, как я сказал, правы оба. Прав отец Андрей, что мы не можем предвосхищать Суд Божий, и все гораздо сложнее? - Безусловно, прав. И отец Георгий, говоря, что нам нужно все-таки трезвиться, бодрствовать и не расслабляться, – тоже прав! Вот как раз сегодня, за Божественной Литургией, мы, дорогие, слышали прекрасное чтение на эту тему. Оно короткое, но, как стрела, пущенная сильной рукой, попадает в цель, так и это короткое чтение попадает в цель.
Вот оно:
Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое (Лк. 6: 46-49).

Сказал Господь Иисус Христос: Что вы зовете меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю.
Вот это чтение, мне кажется, должно нас как ушатом холодной воды окатить, чтобы мы немножко протрезвились, собрались и более энергично, более мотивированно начали христианскую жизнь свою.
Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне. В Иудее обычно наверху такой небольшой слой земли, а внизу, глубже, – скальная порода. Настоящий строитель что делает? – он расчищает эту землю, доходит до скальной породы, туда вбивает какие-то там штифты и тогда уже начинает строительство на твердом камне, на скале. И дом получается крепкий. И когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом (наши переводчики, конечно, не совсем благозвучное слово используют: «наперла», ну ладно, пусть так), она не смогла поколебать дом, потому что он основан был на камне.
Дальше: А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
Христос говорит, что тот, кто слушает Меня, а переводя в плоскость нашей с вами жизни, тот, кто ходит в храм, читает молитвы, любит петь акафисты, просфорки кушает, записки пишет, свечки ставит – но не исполняет слов Господа, не работает над собой, не борется со своим страстями, с этими змеями, которые в нашей душе гнездятся, – подобен человеку, который строит дом на песке. Он не стал ввинчивать штифты в камни, углублять фундамент, и когда начнется буря и вода надавит на этот дом, дом рухнет и разрушение будет страшным.

Вот такая притча Христа. Дорогие, а что такое буря? Что за вода наперла, откуда это? Это апокалиптические образы, образы Суда Божьего из Ветхого Завета. В Ветхом Завете очень часто используются образы бури, урагана, сильного дождя, которые смывают посевы и жалкие жилые постройки, все смывают, до голой скальной породы...

То есть, это образы, относящиеся к Суду Божию над нами. «Вода наперла» – значит, мы идем на суд, предстаем пред Богом. Устоит здание нашей жизни на Суде, когда его волны Всемогущества и Правды Божией испытают? или оно рухнет? Когда перед абсолютной Любовью, Справедливостью и Всеведением Божьим откроется вся наша жизнь, не окажется ли, что мы не употребили достаточных усилий, чтобы побороться с тем злым, что есть в нас?
Мы должны постоянно работать над жизнью своей — тогда можно рассчитывать на милость Божию. А если смириться, сложить лапки и плыть по течению, дорогие, тогда дом нашей жизни мы строим на песке. И тогда не факт, что на Суде Божьем мы выдержим этот натиск бури огненной, которая все выявит и над нами будет произнесен справедливый приговор.
Вот, дорогие, давайте обо всем этом думать. И о бесконечной Любви Божьей, и о том, что жизнь каждого из нас очень сложна, и только Господь может по-настоящему вынести суд нам и определить нашу вечную судьбу. Но, с другой стороны, все-таки не будем и расслабляться. Будем понимать, что все мы пойдем на Суд, все мы дадим Богу отчет о нашей с вами жизни.

Господь да благословит всех нас. Мира, любви и взаимопонимания. И даже если мы встречаем иногда противоположные или разные мнения разных батюшек, не будем спешить осуждать, потому что осуждение – тоже грех, из-за которого мы можем не наследовать Царства Божия. Будем, как мудрые пчелы, с разных цветков снимающие нектар: этого послушаем, и этого послушаем, и, может быть, даже составим какое-то полифоничное мнение. Аминь.
  • Like
Реакции: 14 человек

Комментарии

Рассуждения Клайва Льюиса на эту же тему, как мне кажется:

"Многие из нас производят впечатление очень милых, славных людей. Но на деле, возможно, мы приносим лишь незначительную часть той пользы, которую могли бы принести, принимая во внимание нашу хорошую наследственность и отличное воспитание. Поэтому в действительности мы хуже, чем те, кого сами считаем злодеями. Можем ли мы с уверенностью сказать, как бы мы себя повели, если бы были наделены психологическими комплексами, да вдобавок плохо воспитаны и, сверх всего, получили бы власть, ну, скажем, Гиммлера? Вот почему христианам сказано: не судите.

Мы видим только плоды, которые получились из сырья вследствие выбора, сделанного человеком. Но Бог судит его не за качество сырья, а за то, как он использовал его. Большая часть психологических свойств зависит от физиологических особенностей, но когда тело отмирает, остается лишь нетленный истинный человек, который выбирал и теперь несет ответственность за лучшее или худшее использование того материала, что был в его распоряжении. Всевозможные добродетельные поступки, которые мы считали проявлением наших собственных достоинств, были, оказывается, результатом нашего хорошего пищеварения, и они не зачтутся нам; не зачтется и другим многое плохое, что совершали они по причине различных комплексов или плохого здоровья. И тогда, наконец, мы впервые увидим каждого таким, каков он есть. Нас ожидает немало сюрпризов".
 
А кто знает, например, что в душе алкоголика и блудника происходило во время его жизни? Только Бог знает. Мы знаем слова святителя Иоанна Златоуста из его знаменитого «Слова на Пасху», что "Господь и намерения целует". Например, человек наркоман или алкоголик и он плачет от немощи своей, плачет что не может победить эту свою страсть. Он не осознает, что это нормально, он все равно кается, он все равно ее не принимает как естественное состояние. Он говорит, что да, я живу в этой страсти, я не имею сил сопротивляться этой страсти...
Интересно, много ли таких искренне кающихся алкоголиков? Я практически не встречал. Точнее встречал, но уже не пьющими.
С другой стороны, ведь принципиально важно - это покаяние или всего лишь раскаяние! Я каюсь перед Богом или раскаиваюсь (сожалею), что переборщил, что накуролесил, что все деньги истратил, что обидел кого-то. Ведь, как известно, и Иуда раскаялся, причём искренне, не притворно...
Когда мы ссоримся со своими близкими, не можем мир со своими родными людьми найти, ведь на нас тоже не нужно сразу ставить штамп «иди в ад», хотя и сказано, что злоречивые и ругающиеся идут в ад.
Отец Константин, да, верно, и у нас нет индульгенции от ада. Еесли мы останемся во власти страсти неправедного гнева, если не сможем обрести мира даже со своими близкими, то фактически ничем и не будем отличаться от того, кто остался во власти алкогольной зависимости.
 
Последнее редактирование:
В книге «Воздохни обо мне» настоятельница монастыря монахиня Елисавета рассказывает про свою дочь Анну, погибшую от наркотиков. - «Никогда, ни при каких жизненных обстоятельствах, родители, отцы и матери, не отрекайтесь от своих больных, поврежденных грехом детей. Не оставляйте их своей любовью, молитесь, сделайте все, чтобы ваши дети – наркоманы, винопийцы – пошли в храм и исповедовали этот общий родовой грех и причащались Тела и Крови Господа. Тогда они у вас пойдут ко Господу как мученики. Ибо это уже будет духовная брань. Просто тот крест, который взвален на них по роду, они не могут понести, а Господь весь этот ужас попускает лишь для того, чтобы в разум истины ввести родителей, забывших Его. Чем еще можно повлиять на мать, как не болезнью ребенка?»…

«Ты знал то единственное средство, которое даст возможность душе встретиться с Тобой и уже никогда не разлучаться. Но моя грешная душа никак не желала смириться с тем путем, который Ты дал ей для ее воскрешения. Мой грех доводил мою душу до безумных прошений к Тебе: «Забери ее, Господь, из этого мира, она не может нести порок, он окутывает ее душу. Чтобы не забрал навсегда порок, лучше забери Ты». Но Ты помнишь и другую часть молитвы моей души: «или меня», потому что с Неба все виднее. Оттуда было бы легче помочь ей отогнать врага моими молитвами».

«Грех и очищение. И только по истечении многих лет душа поняла, что и то и другое существует только для ее спасения. Но какая же у Анны была прекрасная душа, когда Ты, Господь, отгонял наркомана, и он отступал, давая ей немного отдохнуть. Беду любого человека она принимала, как свою, и всем старалась помочь. Анна была послушницей монастыря, дважды благословленной Владыкой на послушание у своей матери. В послушнических одеждах она выглядела истинной рабой Твоей, Господь. И казалось, что болезнь навсегда покинула ее. Но вновь, в только Тебе известный день, страсть наваливалась на Анну огромным валуном».… «Забрав Анну, Ты и меня простил. Господь простил мать, опутавшую душу дочери множеством греха. … Ты внял просьбам скорбящей матери»… «Теперь у нас за Твоим Крестом первые Твои небесные ласточки: инокиня Александра и послушница Анна, бабушка и внучка. Они у Тебя, чтобы изменилась моя грешная душа. Так Ты, Господь, ее умягчаешь, открывая неисчислимые потоки покаянных слез, молитвенного ночного воздыхания, неисчерпаемой любви к Тебе и сотворенному Тобою миру и неизглаголанной радости. Слава Тебе, Господи, Слава Тебе».

От Бога зависит, когда умереть человеку. И, наверное, смерть должна быть итогом жизни и принятия решения Богом о том, спасен этот человек или уже погиб для вечной жизни с Ним. Но тогда почему погибают младенцы, которые никакого итога жизни еще не имеют? А если бы Бог дал человеку жизнь очень продолжительную, то смог бы Он Своим воспитанием гарантированно привести человека к исцелению? Нет, наверное, потому что, если человек сам не делает своевременно достаточных усилий (откладывает на потом, сдается, отчаивается), то грех укореняется и тогда только отделение души от страстного тела, то есть смерть, может прекратить дальнейшее разрушение души.

А после смерти душа до Суда начинает жить духовной жизнью, свободной от бренности тела. И спасение ее теперь зависит от упокойных молитв любящих этого человека православных близких и соборной молитвы земной Церкви. И это познание духовной жизни среди ангелов и бесов и в молитве за близких может привести эту душу к покаянию на Страшном Суде, когда воскресший человек увидит во всей Славе Своей Иисуса Христа, Его любовь и милосердие. И только те, кто укоренен в противоборстве Богу, не покаются на Суде, хотя и увидят Славу Божию, как не покаялся и остался в злобе дьявол, который видел и общался с Богом еще прежде своего падения. Да убережемся мы в своей земной жизни от подобного укоренения в гордости и противоборстве нашему спасению Богом и не будем медлить с покаянием пока грех не пленил нас окончательно.
 
Последнее редактирование модератором:
Но учти, что если ты его незаконно осудишь, то ты сам пойдешь в ад.
Здорово сказано!

А насчет двух мнений... может, мое мнение наивно на взгляд образованных людей, хорошо знающих богословие, и на самом деле все сложнее, но мне кажется, что все просто:

Слова Апостола Павла "пьяницы Царство Божие не наследуют" адресованы непосредственно пьяницам, либо тем, кто чувствует в себе склонность к этому греху. Это - призыв следить за собой, а не за другими. Эти слова означают лишь то, что мы сами, берясь за бутылку, должны помнить, куда она может нас привести, а не оценивать степень греховности других людей, не рассуждать о том, чей дед спасется, а чей - нет. Как написал Шекспир: "Грехи других судить Вы так усердно рвётесь: Начните со своих – и до чужих не доберётесь". Дедов наших Бог будет судить, а наше дело - молиться о милосердии к ним. Как мать просит за своего ребенка, попавшего в полицию: "Это мой любимый сынок, он один у меня, будьте милосердны, пожалейте, простите, отпустите его!" Просит не потому, что уверена в невиновности сына или считает его задержание несправедливым, а потому что очень хочет его спасти.

Мой отец умер пьяницей, некрещеным и неверующим. Сказать, что он был приятным человеком, не сделавшим никому зла, было бы тоже лукавством. Но он - мой отец. И, хотя я тоже не испытываю к нему нежных чувств, но знаю, что больше о нем молиться некому, его только проклинают все. Я ставлю за него свечки и искренне прошу милости и упокоения для его души, уповая на то, что Божие милосердие, Божия любовь - сильнее и его грехов, и обиды и ненависти тех, кто его знал, и моего внутреннего равнодушия. Христос любил и жалел тех, кто Его распинал. Может, и пьяницу-дурака пожалеет? Это ведь тоже - Божие творение, хотя и изуродованное.

Мы - всего лишь люди, но ведь и нам понятно, как жаль бывает смириться с гибелью того, во что вложены силы, душа, творческая энергия. Вот, посеял я семечко в горшок, а у ростка вдруг от чего-то почка завяла. Нижние листья еще зеленые, а верхушка почернела, скрючилась. Мне все говорят: "Вырви и выброси! Он все равно не вырастет!" А мне жаль. Я за ним две недели наблюдал, поливал, подкармливал, от холода укрывал, лампой грел, когда солнца не было... не выброшу, дам ему шанс... А вдруг? Вот и думаю: Бог-то - Он же Творец, а какой творец не будет до самой последней возможности "реанимировать" свое творение? Я все понимаю, что это - только при жизни. Когда человек умер - то уже умер. Но откуда нам знать ВСЕ условия задачи? А вдруг все-таки есть шанс?
 
Последнее редактирование:
Отец Георгий совершенно неправ, оглашая приговор Божий пьяницам на основании соответствующих слов Писания. Словами Писания о том, что кто-то не войдет в Царство Небесное оглашается не приговор, а всего лишь последствия неисполнения закона. До суда никакой справедливый судья не оглашает приговор осужденному. Приговор будет только на Суде с учетом всех обстоятельств и с учетом того, что Суд не только справедлив, но и милостив. А отец Георгий забывает о том, что по милости Божией многие могут быть прощены, если покаются на Суде. Например, святой Паисий Святогорец дал надежду отцу самоубийцы: - «Почему обязательно в ад? А может быть сын успел сказать «Господи! Прости!» пока падал с 4 этажа»?

Все мы грешные и все должны быть осуждены, как пьяницы и прелюбодеи. И только милостью Божией можем быть оправданы. Слова Писания об осуждении пьяниц и прелюбодеев даны не для того, чтобы огласить приговор прежде Суда, а для того, чтобы указать нам путь спасения и какие последствия могут наступить, если не пойдем по этому пути. Суд Божий мы знаем, а милость Божию, по которой будет дан приговор с учетом всех обстоятельств, мы пока не можем знать и Бог не оглашает приговор прежде Суда. Мы же можем, терпеливо идя по указанному в Писании пути, уповать только на Бога, надеяться на лучшее и не отчаиваться.
 
Спасибо отец Константин. В очередной раз поймал себя на мысли что быстренько пробегусь по тексту глазами и в итоге прочитал все. Недавно смотрел видео где оперативник очень жестко и некорректно разговаривал с наркоманом, унижая его человеческое достоинство. И поймал себя на мысли что было бы интересно узнать как сложилась бы их судьба, еслиб медсестры поменяли бы их местами в роддоме изначально...
 
Смерть бывает настолько внезапна, что человек может не успеть подумать "Господи, помилуй".
Достаточно ли одного "Господи, помилуй" за всю грешную жизнь? В том смысле, чтоб сказать это так сильно, искренне, от всего сердца, как мы не можем сказать этого всей нашей жизнью?
Опять же...Господь ведь ждёт наше сердце, а не слова...Может ли сердце перемениться за секунду до смерти?
Мне кажется пугающе лукавой мысль о том, что ну да я успею в последний момент попросить помиловать.
Алкоголь ослабляет дух.
«Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания»
Преподобный Ефрем Сирин
 
Отправила случайно, не успев отредактировать. Я не категорически против вина. И хотя моё сознание и поведение не сильно меняется при употреблении его, обычно стараюсь его разбавлять. Не знаю, могут ли быть люди много и крепко употребляющие умом с Богом
 
А может быть нам рассмотреть обсуждаемый вопрос от противного? В синодальном переводе Нового Завета сказано, что пьяницы Царства Божьего не наследуют.

В каком случае этому можно не верить?
1. Если считать, что это ошибка переводчика на современный русский язык.
2. Если этому противоречат другие места Священного Писания.
3. Если это некорректно обрезанная цитата. Аналогично можно пытаться доказывать, что НЗ сказано - "Велика Артемида Ефесская".
4. Если это гипербола, особый оборот речи.
Ничего подобного в данном случае нет.

Далее. Бог видит сердце человека, поэтому только Он и является беспристрастным Судиёй, мы не владеем всей информацией, не учитываем всех обстоятельств. Поэтому мы - люди - и не судим конкретных людей (дедушек, дядей, отцов или матерей), мы лишь свидетельствуем то, что открыл Своему народу Бог. При этом мы не должны примешивать к евангельской вести свои сомнения и недопонимания, не должны искажать её в угоду своему несовершенству.
Поэтому мы не должны лукавить, а говорить прямо: Новый Завет свидетельствует, что пьяницы не спасаются. Что касается суда над конкретным человеком, то Господь нам запретил его выносить.

В нашем вопросе ещё важно понять что есть спасение и что есть Царство Божие. Очевидно, что все достойны спасения, даруемого Богом всем людям, которые к нему приобщатся; но не все способны жить в его условиях.
 
Последнее редактирование модератором:
«Не ходи туда! Снег башка попадёт- совсем мертвый будешь» - это один вариант предупреждения. Жёсткий (сравним: «не наследуют»)
Эту же ситуацию можно обыграть иначе: «Туда лучше не ходить- может снег на голову упасть»

Во втором случае кто-нибудь да и пойдёт, бравируя.

Думается, что жесткое предупреждение в Писании как раз для снижения вероятности возникновения этих самых смельчаков.

Вот пришёл человек в Церковь и в Ней узнал о последствиях алкоголизма и... испугался, стал внимательным к вину. А если бы пришёл и ему сказали, что «есть вероятность утопания в страсти винопития... будь осторожен, то-сё» такой вариант - точно проигрышный. Поэтому «туда не ходи! Снег башка попадёт»
 
Последнее редактирование:
Евгений, Вы действительно считаете, что в пленении бесом пьянства нет ничего страшного, гибельного, а апостол просто решил припугнуть слушателей и читателей его Посланий? Немного слукавил для острастки?
 
Последнее редактирование:
Есть страшное, и даже очень! Вместе с этим с непримиримой позицией второго иерея как-то соглашаться на все 100%, увы, не получается. Есть жёны-«самоубийцы», которых причислили к лику святых. По букве Закона сделали неправильное решение - не захотели пострадать за Христа от мучителей и добровольно (по букве) отказались от дара Божиего (от жизни) Но иная ситуация их оправдала - намерения.
Смешивать пьяниц и этих жён не есть хороший тон. Если же мы примем тот факт, что Предание нам говорит о милостивом блуднике, то есть хотя бы небольшая толика (спокойствия? разрешения дилеммы? - не знаю какое слово применить), что не обязательно они идут в муку вечную.
 
Евгений, обратите внимание, милостивый блудник был избавлен не от муки, а от тяжкой муки. Заметьте как описывается его "не тяжкая мука": Между же блаженного рая и страшнаго пламене умерший муж привязан стояше и зеле стоняше и часто краеви взираше и горько рыдаше.

Что касается позиций первого и второго иереев, то у первого все тезисы сводятся к тому, что он не может вместить новозаветное учение, а второй просто его излагает без примеси собственный фантазий и неуместного хохота.
 
Последнее редактирование:
Если учитывать слова святителя Иоанна Златоуста, что Господь даже намерение целует, то, например, разве ничего не значит пред очами Божьими, что человек понимает, что это ненормально, что он грешит, но не находит пока силы исправиться?
Христос воскресе, отец Константин!
Меня смущает употребление данных слов святителя в рассматриваемой теме. И вообще если применять эти слова к борьбе с грехом, страстями. Мне они кажутся неким лжеутешением для грешащего, как будто оправданием того, что человек продолжает грешить …
Потому что есть также слова из Послания Иакова "Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех" Иак.4:17. В них рассматривается мысль о тяжести греха сознательного.. и они являются повторением мысли Господа Иисуса Христа, не раз Им высказанной Лк.12:47. "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;"
Получается, что мы знаем волю Господина своего: пьяницы Царство Божие не наследуют. Ну и те ненаследуют, у кого другие грехи…
Прошу, пожалуйста, разъясните мне: я что-то неправильно понимаю..
 
Попробую оторваться от размышления о последствиях греха и покаяния. Тема подразумевала антагонизм мнений священников.
Многообразны характеры людей, одному нужно ласково обращаться и тогда он горы свернет, а другому нужно очень твердо и жестко ответить, и раскроются его глаза и уши. о. Георгий цитирует Св. Писание. о. Андрей призывает не грешить осуждением и призывает к милосердию.
Верно замечено, что попытка совместить два ответа имеет оттенок провокации. Но эта провокация сидит в невнимательности к скрытой очевидности, один ответ - цитаты призывающие задуматься о последствиях греха, а второй вариант призывает не осуждать (не грешить еще и другим грехом), и быть милосердным.
Надо помнить, что дух лукавый ищет как погубить человека, особенно тех кто вознамерился спасать себя.
 
Я человек грешный. И далеко не со всеми своими грехами я готов так легко расстаться.
И Апостол Павел говорит о себе:
не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. 16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. 19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. 20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. 24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? 25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.


Вот такие вот признательные показания.
И не оправдывает себя Апостол. Это было бы и нелепо.
Пророк Давид верно сказал:
не оправдается пред Тобой ни один из живущих.
И Исаия говорит правду:
вся праведность наша — как запачканная одежда.

Спастись? Человекам? Человекам это невозможно.

И у меня человека, грешного, тленного и смертного одна только надежда - на Иисуса Христа.
Нет другого Спасителя.
В этом я совершенный "протестант". Каким бы я ни был, буду призывать Имя Господне: схвати меня, Господи, и держи. Буду рыпаться, но Ты не отпускай.

Формализм отца Георгия мне ядовит. Он меня осудит, а лучше не сделает.
Если я грешу, и не слышу грозных слов Христа, что же, угрозы о.Георгия меня запугают больше?
Мне и бояться только Христа и надеяться только на Него.
И надежда моя будет больше, потому, что ничего другого у меня нет.
Хочу, не хочу, Господи, спаси мя.

Формализм отца Георгия я отвергаю ещё и по другой причине.
Читал его статью "А что если Бог сказал правду". И испытаю к этой статье, мягко говоря, негатив.
Она про тех, кто умер за Христа и пошёл в ад. На форуме я уже отвечал об этом.

Статья начинается с манипуляции. В самом названии уже манипуляция. "А что если Бог сказал правду".
Автор с самого начала ставит читателя в безвыходное положение. Попробуй не согласиться, если уж "Бог сказал". Попробуй только усомниться, что убиенные за Христа копты попали в ад, потому, что не в ПЦ находились - и всё - ты сам противник Богу.

Строго по канонам я не буду вместе с коптами молиться, потому, что понимаю для канон - чтобы никого не ввести в искушение, ни себя, ни иных. Чтобы и инославные не имели от нас повода думать, что у них всё хорошо и безошибочно.

Но у меня язык не повернётся сказать, что копт, которому игиловец за веру во Христа отрезает голову, идёт вместе с этим игиловцем в ад.

Человек выбирает Христа перед лицом смерти, имея выбор - принять ислам и остаться жить или выбрать Христа и умереть - он выбирает Христа ... и идёт в ад?

А если нет разницы, зачем платить больше? (с)
Если всё равно его ждёт ад, так зачем он умирает за Христа?
За Христа умирать бесполезно ... если ты копт.

Вот фабула статьи о.Георгия.

Для меня это отвратительно.
Это даже где-то похоже на экклесиолатрию.
Тут выходит, что спасение не от Христа, а от Церкви.
Кто же тогда Бог и Спаситель?

В диалектике отношений Христа и Церкви, смысла Церкви тут, имхо, не верные акценты принимает.
Не Церковь освящает Христа, а Христос даёт Святость Церкви.

И аргументы автора этой статьи ужасны.
Копт не спасётся потому, что он еретик.
А почему?
Серьёзно что ли?
Минуточку. Среднестатистический православный, который знает разве что Отче наш имеет заведомо преимущество в спасении, чем копт, который и разницы между диофизитсвом и миафизиством то знать не знает и о Халкидоне может и не слышал вовсе.
Вот умирают за Христа оба.
И копт идёт в ад, а православный русский идёт в рай, как мученик, просто потому, что ему повезло родиться в России и быть крещёным в ПЦ.

Кстати, этот русский может быть алкоголиком, но мученичество снимает все грехи. Ну кроме греха крещения не в ПЦ.

И автор статьи просто шикарно это обосновывает.
Вот человеку не повезло родиться не там где надо. Ведь он не виноват, что его мать отнесла его креститься в коптскую церковь.
Вот он умирает за Христа ... но идёт в ад. Так почему же?

И автор отвечает: он не крещён в ПЦ, потому, что ... всё равно бы не уверовал. Это Провидение Бога.

Кальвин в гробу перевернулся. Ну в самом деле - супер-аргумент, потому, что как это можно опровергнуть? Никак. Раз не православный - значит не судьба.
Таким аргументом можно что угодно оправдать, объяснить.
Вообще всё, что угодно.
Это в принципе неопровергаемый аргумент. Тут нарушение принципа фальсифицируемости.

У меня же, опять же, язык не повернётся исследовать Пути Божии. Мне ли знать кто, где и почему родился?

Мне очень не нравится эта теория церквебожия. Буквально всё так. Божеством тут выставляется Церковь. И Спасения, разумеется, определяется причастностью к Церкви - в этой теории - причастностью к божеству-церкви.

Я же не сомневаюсь, что Церковь Свята только и только потому, что причастна Христу. Так и никак иначе.

Помню и Вашу статью, о.Константин о таинствах у инославных. И Вы помните сами про мнение блаж.Августина на этот счёт. И у еретиков именно Церковь, Дух Святой совершает Таинства. Кому в осуждение, но кому-то может и нет.

Если спасение определяется принадлежностью к Церкви, то в таком случае Церковь становится богом и спасителем. Тогда и святость от Церкви, а не от Христа.

Вот эти две статьи Худиева мне очень нравятся
http://www.pravmir.ru/lyubov-vazhnee-dogmatov/
http://www.pravmir.ru/o-spasitele-i-spasitelnoy-traditsii/

В первой статье Худиев говорит о том почему важны догматы, логично доказывая, что догматизм естественен и неизбежен.
А во второй ставит вопрос прямо:
Поэтому не существует личного упования на Христа без догматики и без традиции. Однако здесь возможно – и происходит – определенное смещение. Чтобы обозначить его, нам стоит поставить вопрос: «Что именно является содержанием спасительной веры?»

На что мы надеемся? На Господа нашего Иисуса Христа – о Котором свидетельствует нам традиция – или на традицию как таковую?

В первом случае грешника спасает Христос, Он лично, непосредственно. Во втором – грешник спасается следованием правильной традиции – основанной Иисусом Христом и с тех пор соблюдаемой истинной Церковью.

В первом случае ответом на вопрос о нашем уповании является Христос; во втором – созданная Им спасительная традиция. В первом мы видим Христа, скорее, как пожарника, вытаскивающего людей из горящего здания или спасателя, вытаскивающего их из воды – каждого лично и непосредственно.

Во втором – как врача, который пришел в район, пораженный эпидемией, привез лекарства, установил медицинское оборудование, проинструктировал местных жителей, как всем этим пользоваться, и удалился. Спасает людей не врач непосредственно, а верное следование установленной им технологии лечения; если эта технология нарушена, а медицинские приборы из-за неумелого обращения выведены из строя, увы, наследие врача делается бесполезным – даже если люди призывают его имя и полагают себя его учениками.

В первом случае традиция есть средство, через которое нас достигает Христос; ибо Он достигает нас не иначе, чем через традицию, и мы не знали бы и имени Христова, если бы оно не было передано нам от предыдущих поколений христиан. Она спасительна, потому (и только потому) что вводит нас в спасительные отношения с Христом. Во втором – спасительны именно отношения с традицией, хотя она и черпает свою спасительность от Христа.

В этих случаях мы по-разному отвечаем на вопрос «на что я надеюсь». В первом случае ответ «я надеюсь на Иисуса Христа»; во втором – «я надеюсь на то, что я принадлежу к истинной традиции».
Мой ответ однозначен: я надеюсь на Иисуса Христа.

Автор же статьи о.Георгия (мне неудобно даже прямо назвать о.Георгия автором) говорит о втором варианте.

А я вот могу хорошо, много написать о том, почему коптская церковь имеет ереси и искажения в учении, почему христологию Севира Антиохийского нельзя принимать (у него много противоречий).
Но я не могу утверждать, что убиенный за Христа копт не во Христа веровал и не на Христа надеялся.

Опять же, я приводил пример:
Когда я смотрю на человека я не вижу его внутренних органов. Я не вижу его клеток и атомов из которых он состоит. О том, что мы состоим из элементарных частиц мы узнали вообще сравнительно недавно.

Так вот, если два человека знают третьего, скажем Петю, и один говорит, что Петя состоит из атомов, а второй говорит, что нет, и Петя имеет не атомную природу, то второй конечно ошибается, и говорит неправду о Пете, его представления о Пете не соответствуют действительности. Но можно ли сказать, что он не знает самого Петю, что он с ним совсем не знаком? Думаю всё же нельзя.

Другое дело, если первый будет говорить, что Петя умный, добрый, у него есть жена и он инженер, а второй будет говорить, что Петя дурак, грубиян, бабник и безработный. Тут второй будет уже точно говорить не о самом Пете, можно точно сказать, что этот второй Петю вообще не знает, не знает кто он такой и какой он Петя.

Если Вы знаете, что Петя брюнет, а кто-то скажет Вам, что Петя блондин, но верно умный, добрый, семьянин, инженер, перескажет его мысли и слова, Вы разве скажете, что тот, кто сказал Вам про то, что Петя блондин верует в ложного Петю? Скорее Вы скажите: друг, ты ошибся, забыл. Но вряд ли Вы найдёте, что он говорит Вам совсем не про Петю.

А если другой скажет, что Петя бандит и вор в законе, тут уже Вы справедливо не узнаете в его словах Петю инженера и семьянина.

Так, думаю, всякая ересь это искажение истины. Но не всякую ересь или догматическую ошибку следует считать исповеданием ложного Христа, и не знанием Христа.
Я не могу церковно прославлять коптских мучеников, ради глупостей и ересей Севира. Но я также не могу утверждать, что возлюбившие Христа до смерти идут в ад. Я не могу и знать, насколько они были еретики, что они вообще знали о христологии.
И отправить их в ад, потому, что они не принадлежали ПЦ, потому, что "всё равно бы не уверовали"...
Те, кто выбирает Христа вместо жизни - эти бы "всё равно бы не уверовали"?
Точно ли они умирали за Севира, а не за Христа?

Я не могу отвечать на такие вопросы! И считаю, что и о.Георгий не может.

Но добило меня в статье о.Георгия следующее.
Автор говорит: мне конечно по-человечески жаль убиенного копта, но Бога надо слушать больше.

Когда я это читал, у меня в мозгу звучал арабский акцент.
Игиловец может сказать точно тоже самое.
"Мне по-человечески жаль, но такова воля Аллаха".

И как же тогда о.Георгий объясняет мусульманам, что джихад не от Бога?
Все аргументы к совести, к сочувствию, к таким простым вещам - можно сразу выбросить.
Тогда зачем и Христос спрашивает: если среди вас человек, который дал бы сыну скорпиона вместо хлеба?

Воля Аллаха и баста.

В этом я вижу какой-то смертельный формализм.

В самом деле, если копты всё равно идут в ад - так может быть и нам устроить джихад, и хоть силой их привести к православию? Ну через поколения будут православные копты, точно также как среднестатистические русские. Пусть не будут как и сейчас разбираться в догматике, но принадлежать истинной традиции.
Больше же шансов на спасение, так?

Или вырезать сразу всех - чего им мучиться, рожать детей и делать членами копсткой церкви, где всё равно им не спастись и всё одна дорога - в ад.
А перерезать всех - так скольких убережём!

Определённо, какие-то джихадисты именно так и думают.

Наш ли это метод, Шурик?

Или закрыться. Зачем какое-то миссионерство? Если есть те, кто "всё равно не уверует", потому де и миссионеры физически к ним не доходят, то может и не надо? Могли и Апостолы остаться в Иерусалиме, а кому предрешено уверовать - сами бы пришли.

Так что нет. Не прав о.Георгий и в этом случае про деда алкоголика.
Мы не знаем, что он в аду.
У нас есть список святых, о которых мы знаем, что они у Господа.
А списка "обитателей ада" Церковь никогда не имела.

Да и Церковь учит тому как спастись, а не как погибнуть.
Мы знаем грехи, которые тянут нас в ад.
Но как мы знаем, что какой-то имярек попал в ад?

Чтобы даже об этом говорить, надо иметь факты какого-то совершенно открытого, перманентного противления Богу. Ну типа Юлиана Отступника. С ним то понятно. И то, кто знает, о чём он думал, умирая?
Но выпивающий дед?

Мф 25:31-46
 
Вот, посеял я семечко в горшок, а у ростка вдруг от чего-то почка завяла.
9 И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. 10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: 11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?
 
У нас есть список святых, о которых мы знаем, что они у Господа.
А списка "обитателей ада" Церковь никогда не имела.
В точку!

А что касается ростка в горшке - так я его откачал-таки. Он не просто оклемался, а пустил боковой отросток, окреп, зацвел и на нем уже завязи плодов есть. Причем, завязей больше, чем на остальных растениях, которые не вяли. Еще одно подтверждение, что никогда нельзя заранее "ставить крест" даже на растении. Не говоря уже о человеке.
 
Сверху