Сретение Господне

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сегодняшний день Святая Церковь празднует великий праздник - Сретение Господне. У древних иудеев был обычай: в сороковой день после рождения приносить ребенка в храм, чтобы ребенок мужского пола, который приносится в храм, посвящался Богу. Храм у иудеев был один, он находился в Иерусалиме. Таким образом исполнялась ветхозаветная заповедь о том, что всякий рожденный первенец мужского пола, «свято Господеви наречется» как говорит нам Писание. И вот, Пречистая Богородица приносит Младенца Иисуса в храм.

При храме долгие годы проживал праведный Симеон, которого мы именуем Богоприимцем. Благочестивое предание говорит о том, что он был один из тех семидесяти переводчиков, которые совершили в свое время перевод текста Ветхого Завета с еврейского на греческий. Этот перевод наиболее точно доносит до нас Ветхозаветное Божественное Писание. Есть такое предание, что Симеон Богоприимец, переводя Божественное Писание, усомнился о том, о чем говорит нам пророк Исайя: «И вот Дева зачнет и родит Сына». И вот тут-то возникло у него сомнение, как дева может зачать? Как дева может родить? Явился ему ангел и сказал, что пока сам не увидишь этого, не умрешь. И уже в глубокой старости, отяжеленный годами, немощью, проживая при храме, исполнившись многих добродетелей, живя праведно, Симеон Духом Святым был вызван к храму Господню. И вот там Дух обрел Младенца Иисуса, принесенного в храм. И зная о том, что это и есть Тот Младенец, о котором ему сказал ангел, и видя Пречистую Деву Марию, которая будучи девственницей, уподобилась стать Матерью Господа нашего Иисуса Христа, он взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Это дивное событие открывает нам глубину великого праздника. Господь явился миру для того, чтобы просветить мир светом Евангелия, чтобы дать новую заповедь. А как мы помним, эта заповедь изречена Господом таким образом: да любите друг друга. Любовь к Богу, любовь к ближнему и есть та высшая заповедь, та новая заповедь, которая только прикровенно открывалась в Ветхом Завете через пророков. Только во Христе когда Израиль и весь мир были готовы принять эту величайшую заповедь, она во всей полноте была раскрыта. Заповедь любви к Богу и любви в Боге к ближнему. Живя по этим заповедям, мы обретаем спасение.
Так же при храме была Анна Пророчица, которая прожила большую часть своей жизни при храме, пребывая в молитве, в трудах во благо храма и она именовалась пророчицей. И эта пророчица Анна также многое провозвещала Пречистой Богородице о том, каким образом Господь наш Иисус Христос просветит весь мир и что многое откроется людям. И о самой же Богородице сказано, что оружие пройдет сквозь сердце Ее, ибо Дева Богородица предстала пред Крестом во время распятия Ее Сына. А как страшно матери видеть такую ужасную смерть своего чада! Конечно же, глубина веры Богородицы несравнима с нашей. Конечно же, Богородица, которую мы чтим, превыше всех ангелов и превыше всех людей. Она, конечно же, знала о той глубине служения Ее Сына и о том, Кем был Ее Сын. Однако мать всегда остается матерью, и для Нее это было страшной, конечно же, болью. И не случайно этот праздник, Сретение Господа нашего Иисуса Христа, в ряду церковных праздников почитается не как Господский, но как Богородичный, ибо именно Богородице было открыто то, что будет со Христом, что будет с Ней Самой и о том великом значении пришествия в мир Ея Божественного Сына. Мы же, зная о том, для чего пришел Господь, и зная, что Он, будучи Богом, принял на Себя человечество, и будучи свободным от закона, ибо он Сам Создатель закона, повиновался этому закону и как положено в нужное время был обрезан по закону Иудейскому, и в нужное время принесен в храм по закону иудейскому. Также затем Он крестился крещением покаяния от Иоанна на Иордане. Господь исполнил все то, что должно быть совершено человеком и этим Он заповедал нам: не нужно оставлять внешнее. Конечно же, внутренняя духовная жизнь важна, но без внешнего не может быть и внутреннего. Как не может человек жить без пищи телесной и вместе с тем не может жить человек без пищи для души. Почему не может жить? Вроде бы есть люди бездуховные, и они живут. Но душа питается не только духовным, не только возвышенным, душа может питаться и отравой, которая губит ее, однако же, тоже на время насыщают. Постоянное смотрение телевизора, сплетни, осуждение, гнев, зависть, это все те страсти, которые тоже питают душу, но при этом уродуют, извращают ее, губят. И точно так же, как не может человек обходиться без пищи для души и без пищи для тела, человек не может спасаться только какими-то верой в душе - так это называется. «Я Бога признаю, я верую в душе!» Это хорошо, это прекрасно, но если у человека только вера в душе без внешних проявлений, то это грозит гибелью для души. По той причине, что внешние проявления веры тоже нужны. Также, в другое время Господь, исцеляя слепорожденного, тоже может совершить все это просто словом Своим, Своим Божественным действием. Но Господь делает лекарство, плюнув, Он сотворил брение из земли и этим намазал глаза, послал слепорожденного чтобы тот умылся и получил исцеление. Вот такое вот событие внешне нужно. Почему? Потому что человек состоит из тела, души и духа. А если человек - трисоставное существо, значит, соответственно, каждая часть должна получать то, что нужно для ее существования. Если внешнее для человека важно, то оно должно соблюдаться. Поэтому, никакой веры в душе без веры внешней быть не может, никакой внутренней молитвы без внешней тоже не может быть. Говорят люди: я в сердце молюсь, а в храм я не хожу. Но если ты не ходишь в храм, значит, и никогда не научишься глубокой молитве. Конечно же, то что есть в сердце человека оно может прорастить большое дерево веры. Но для того, чтобы оно проросло, оно должно питаться. Мы дерево растущее поливаем, ухаживаем за ним, и если человек так же не ухаживает за зерном своей веры, то оно просто погибнет. И поэтому нужно ходить в храм Божий, молиться и делать те добрые дела, которые примножают веру. А самое главное: чем укрепляется вера? Сказано: «молитвой и постом». Молитвой сердечной, которой мы молимся по дороге или же во время трудов. Но и чтение молитв, и слушание молитв в храме, совместная молитва, они тоже очень, очень нужны. А под постом, прежде всего, подразумевается воздержание. Воздержание для души и как помощь для воздержания от осуждения, от зависти, от прочих страстей есть пост телесный. Пост телесный важен. Но он важен только тогда, когда есть у человека жизнь духовная. Когда человек борется со страстями, когда человек живет не осуждая, не гневаясь, прощая всем, молясь о всех, даже о врагах - именно это и есть та заповедь Господня: молитесь о врагах, любите врагов своих. Вот для того, чтобы укреплять себя в этих добродетелях и нужен телесный пост, а душевный пост намного важнее и без него нет смысла не есть мясо и не пить молоко.

В этот праздник Сретения Господня, Господь, исполняя закон, показал нам, как нужно исполнять закон. Мы знаем, что христианин должен ходить в храм Божий, мы знаем что христианин должен быть светильником веры, мы знаем что внешнее так же важно как и внутреннее. И исполняя это, сподобимся милости от Бога. И пускай Божия Благодать всегда пребывает с нами. А Пречистая Дева Богородица не оставит нас грешных, недостойных, Своим предстательством. Пускай покроет нас Своим честным омофором от всех бед, скорбей, несчастий. Пускай нашим близким также Она поможет, потому что очень тяжело сейчас, особенно во время кризиса, выживать. Выживать тяжело людям молодым, семейным, которым еще нужно поднимать детей. Но и всем остальным, конечно же, тяжело. Будем просить, чтобы Пречистая Богородица не оставила нас немощных и убогих Своим предстательством, укрепила нас на пути исполнения Божественных заповедей. А также помогла в наших житейских нуждах, в которых мы уповаем на Нее и на Божественного Сына Ее Господа Иисуса Христа, Которому слава во веки. Аминь.

Протоиерей Андрей Ефанов
  • Like
Реакции: 4 человек

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху