Страстная седмица: день за днем: 2

Эта запись является частью серии записей Страстная седмица: день за днем
Страстная седмица: день за днем
Часть 2

Великий Четверг

Богослужение:
Утром: вечерня с Литургией Василия Великого.
Вечером: утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.


Богословие дня:
«Смолкли вопли и стенания грешной души, и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет, ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга:
Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает...
Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта “крестная радость” и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В. Зандер).

Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.
Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос – Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной…


Большой глубиной смысла наполнены тексты утрени этого дня, и как жалко, что мы их не слышим, потому что эта утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к вечерне с Литургией.

Мы уже упоминали о тропаре Егда славнии ученицы… Прочитаем весь этот тропарь, который будет не раз петься на службе Великого Четверга, по-русски:
Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господь, ко всем благой, слава Тебе!

Это не о Иуде, это о нас! Смотри, читатель, слушатель, прихожанин… любитель стяжаний, к чему привела жадность. Смотри на пример Иуды и убегай от такого образа мыслей, как от огня.

А вот несколько текстов из канона на утрени (рус.):

К Таинственной трапезе все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги ученикам и отирает полотенцем, и сделать так же, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, – ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, раб и льстец.

Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение – Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.

Один из вас, взывал к друзьям Своим Христос, предаст Меня; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись: Скажи, кто это, – говоря: Боже отцов наших.

Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты, приготовил к предательству; и, вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать: Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!

Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и Божественную Кровь, изливаемую за мир; но не стыдился пить то, что продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!

Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие – Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя.

Но вот начинается вечерня. Она плавно перейдет в Литургию, и за этой Литургией смогут причаститься Истинных Тела и Крови Христовых все желающие.

Если и на утрени мы слышали темы созревшего плана предательства и темы Причащения, то на вечерне и на Литургии эти темы достигают кульминации.

Чтец возглашает прокимен перед ветхозаветным чтением (паремией):
Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в сердце весь день.
И у нас перехватывает дыхание: это же как будто возглас Самого Христа, Которому трудно поверить, что все неумолимо идет к страшной развязке…

Начинается Литургия Василия Великого. Спокойная, величественная. Как полноводная река, Литургия несет нас к славной минуте Причастия. Мы принимаем в себя Животворящие Тело и Кровь Христовы. Возможность причащаться и через это соединяться с Господом, принимать в себя Его животворную энергию и силу дана нам Христом на Тайной Вечери. Мы – наследники Тайной Вечери. Наша Литургия – вышла из Сионской горницы и будет продолжаться до скончания века. В напоминание об этом каждый раз, когда на Литургии к верующим выносится Чаша, произносятся слова:
Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим Тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
(Вечери Твоей Таинственной участником в сей день, Сыне Божий, меня приими. Ибо не поведаю я Тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя Иудина. Но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, в Царстве Твоем. – рус.)
Сегодня, в Великий Четверг, эта молитва поется вместо Херувимской песни.



Вечером в Страстной Четверг совершается служба, которую можно было бы назвать «Моление в Гефсимании». Мы помним, что после Тайной Вечери Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад. Там Христос стал молиться. Спаситель последние часы (один?.. два?..) на воле. Ему не хочется быть одному. Хочется, чтобы Твою грусть, Твои последние минуты перед Страданиями разделили близкие люди. Кто был для Христа самым близким, не считая Матери? Его ученики. Ученики были для Него семьей, самыми близкими. Спаситель просит: «Пободрствуйте со Мною…» Но утомленные ученики засыпают. Трижды просит их Христос пободрствовать – и трижды они засыпают…

…Мы выходим на середину храма, точно в Гефсиманский сад. Мы читаем двенадцать Страстных Евангелий, в воспоминание того, как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба. Но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас – зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну…»

Дорогие. Придем в этот день в храм. Побудем со Христом.

Великая Пятница

Богослужение:
Утром: Царские часы, Изобразительные.
Днем: вечерня и малое повечерие.
Вечером: утреня.


Богословие дня:
Это день Страданий и Смерти Господа нашего Иисуса Христа.

Утром читаются Царские часы. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом. Как сказал один человек, «если внимательно прочитать процесс Суда над Иисусом Христом, то можно разувериться в людях».
Почему эти люди, недавно махавшие пальмовыми ветвями и постилавшие под ноги ослику, на котором ехал Иисус, одежды… теперь требуют Его смерти? Почему Понтий Пилат, этот циничный римский чиновник, которому дела нет до иудейских распрей, после недолгого колебания все же пошел на поводу у старейшин и согласился казнить Иисуса? Почему над Тем, Кто сделал столько добра, творил чудеса, исцелял, ободрял, пробудил надежду на прощение от Бога… зубоскалили и хохотали, каждый норовил ущипнуть, ударить, оскорбить?..
Много вопросов, но мало ответов, очевидно одно: на всю Божественную любовь человек ответил хамской, злобной неблагодарностью…
А теперь подумаем: только тогда так поступали люди – или?..


Подумать над всеми этими вопросами мы сможем, придя утром в храм, на службу Царских часов.

Днем совершается вынос Плащаницы. Христос умер около 3-х дня. Потряслась земля, сокрыло лик свой солнце… лишь люди, как ни в чем не бывало, пошли по своим домам, к праздничной трапезе Песаха.
Мы собираемся в храмах днем для того, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование.
Вечерня начинается, как обычно. Однако песнопения и тексты, которые мы слышим, кажется, обжигают. По-моему, нет в православном богослужении более пронзительных текстов, чем тексты этих дней. Вспоминаю, что, посмотрев нашумевший фильм «Страсти Христовы», я поймал себя на мысли: интенсивность переживаний, которые я испытываю на православном богослужении Страстной Пятницы, во много раз сильнее, чем я пережил во время фильма. Вся мощь Голливуда, страшного визуального ряда, музыки, спецэффектов… оказывается слабее слов, написанных византийскими подвижниками, оплакивавшими Распятого Спасителя.


Я не буду переводить эти тексты на русский язык, вчитайтесь в церковнославянские слова и обороты речи…

Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый Господи, слава Тебе.

Людие злочестивии и беззаконнии, вскую поучаются тщетным? Вскую Живота всех на смерть осудиша? Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде узники свободит, зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе.

Днесь, зрящи Тя, Непорочная Дева, на Кресте Слове возвышаема, рыдающи Матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стенящи болезненно из глубины души, лице со власы терзающи. Темже и перси биющи, взываше жалостно: увы Мне, Божественное Чадо! Увы Мне, Свете мира! Что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? Темже воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе.

А когда во время входа на вечерне диакон провозглашает прокимен Разделиша ризы Моя себе?.. Что еще может сравниться с этим осознанием того, что у Христа отняли последнее, что у Него было?.. У Него, возвращавшего умерших детей родителям, кормившего многотысячные толпы, превращавшего воду в вино… у Него, всего Себя расточавшего и расточившего отняли последнюю рубашку, и ту поделили меж собою.
Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий. Стих: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?

В конце вечерни Плащаницу (вышитую икону, на которой изображен Почивший Христос) поднимают с престола и выносят на середину храма.
Перед Плащаницей – как бы Самим Христом – все падают ниц. Потом совершается малое повечерие, на котором священнослужители читают трогательный канон, называемый в народе: «Плач Богородицы». Сочиненный св. Симеоном Метафрастом в 10-м веке, этот канон состоит из тропарей, которые передают плач и скорбь Богоматери, стоящей у Креста, на котором висит Ее Сын.


Прочитаем несколько из тропарей этого канона. Можно было бы дать и русский перевод, но я решил оставить церковнославянский. Разве сердце матери не поймет горя другой Матери, хотя бы ее печаль и выражалась непривычным русскому уху языком?
Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая, но даждь слово, Благий, Рабе Твоей.
Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем, Чистая, плачущи, глаголаше.
О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз, но увы Мне, ныне Тя видящи на Древе, распаляюся утробою.
Хощу утробу Мою на руку, имаже яко Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая, но никтоже, увы Мне, Сего даде.
Се Свет Мой сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте, распаляюся утробою, Дева стенящи глаголаше.
Едину Надежду и Живот, Владыко, Сыне Мой и Боже, во очию свет Раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое.
Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою. Хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше, не терплю бо без дыхания мертва Тя видети.


Вечером совершается утреня с чином Погребения Плащаницы.

IMG_9783.JPG
Великий Четверг. На середину храма выносится Евангелие.


IMG_9842.JPG
Служба 12-ти Страстных Евангелий очень длинная и утомительная. Это поистине "Гефсиманское бодрствование" со Христом....

IMG_4922.JPG
Начинается богослужение, когда светло, заканчивается в полумраке.


IMG_4927.JPG
На фотографии: священник читает Евангелие Страстей Христовых.

IMG_0781.JPG
Днем в Великую Пятницу выносится Плащаница. Мы молимся у плащаницы. Затем мы...

IMG_0804.JPG
...совершаем с плащаницей крестный ход. Он символизирует процессию, провожающую Тело Христово для погребения.
Перейти к предыдущей записи Страстная седмица: день за днем: 1

Комментарии

Спасибо, батюшка! Всегда старалась посещать максимально службы Страстной недели. Но в этом году у меня все не так, десятимесячная Маруся требует все больше внимания…Смиряюсь… А благодаря Вашим записям, у меня получается прибывать в «страстном» настроении.
 
Извините, м.б. некстати со своим вопросом, но все же. Бабушка у меня читала молитвы, но по малолетству и я не вникала в подробности и тонкости ее веры, помню что она говорила:-" Бог любит тех кто трудится" но в какие-то праздники все же ничего не делала. Мама с возрастом стала ходить в церковь, но не систематичечки и начала рассказывать когда можно работать , когда нельзя. Сегодня страстная пятница, я работаю у меня двое детей и почти нет свободного времени, при этом как почти у всех наших жителей огород и небольшое хозяйство, вчера мама сказала что сегодня нельзя работать особенно резать ,шить, стирать , убирать и копаться в земле, вязать тоже.
Я берю что есть Бог, но в церковь не хожу, т.к. чувствую себя там неловко, во первых мало что знаю, во вторых считаю что там , особенно на праздники, многие собираются "людей посмотреть и себя показать", а не ради веры. Но я отвлеклась, меня измучили эти бои с мамой из-за того что можно делать, а что нельзя, как понимать слово "работать", на работе значит можно, а дома пусть конь не валяется, и для меня шитье, вязание и под настроение работа в огороде, как отдых, а кому-то приятно наводить чистоту в доме или что-то еще, то что приносит успокоение и отдых тоже работа? (Извините за ошибки, тороплюсь)
 
"Днем: вечерня и малое повечерие.
Вечером: утреня."

Поймала себя на мысли, что постоянно путаю церковные утро, день и вечер. Мне кажется, я никогда в жизни не запомню, что обедня - это вместо завтрака, а утреня проводится вечером. А уж когда утром или днём вечерня... Тут уж мой процессор совсем перегревается... :confused: Так когда же у церкви утро, день и вечер? И правильно ли я понимаю, что всенощная всегда около полуночи начинается? Наверное, надо мне повнимательнее почитать "Азбуку веры"...
 
Уважаемая Незарегистрированная читательница, которая написала комментарий "Что можно делать"!
( Я к сожалению не умею делать ссылку на комментарий, как это делают другие комментаторы, но мне пришлись близко к сердцу Ваши вопросы и понимая, что батюшка Константин несет колоссальную нагрузку в эти дни и просто не имеет физической возможности ответить, я захотела Вам написать.)
У меня тоже была верующая бабушка, которая по мере сил пыталась приобщать меня к вере, но школьные пионерские установки в ту пору перевешивали. Но потом, уже имея 2 детей, я почувствовала тягу к Богу ( это было именно связано с детьми, я поняла, что не хочу, чтобы они были воспитаны в современном модном потребительском стиле). И Бог конечно стал помогать : обстоятельства одно за другим сложились так, что мы воцерковились.
Хочется ответить Вам на Ваши вопросы так, как я их понимаю (если я не права, надеюсь, более компетентные люди меня поправят).
По поводу посещения храма: вероятно, что кто-то и приходит себя показать, тем более, что православие, Слава Богу, приобретает все большее признание у людей, но Вы-то приходите не на людей посмотреть, а к Богу. Если Вас зовет в гости дорогой Вам человек, Вы ведь не будете думать, кого еще он пригласил, а с радостью откликнитесь. Конечно бывает трудно сосредоточиться и не отвлекаться на окружающих, особенно если они ведут себя достаточно раздражительно, но уверена Бог поможет, нужно лишь твердое желание с Вашей стороны и готовность преодолеть какие-то трудности, не обратить на что-то внимание, правильно расставить приоритеты: Единый без греха Христос и я иду к нему, а все мы люди страдаем своими недостатками и я постараюсь быть терпимее к окружающим и позорче к себе.
А по поводу работы в праздники, мне кажется, если Вы будете шить или работать в огороде, пытаясь помнить в это время о Христе, думать о нем, сопереживать Ему или радоваться вместе с Ним, то это будет лучше, чем не работая, смотреть развлекательную передачу по ТВ или болтать о житейских пустяках, сидя за праздничным столом. Мне кажется, эти ограничения сделаны не для того, чтобы мы просто проводили время праздно, а чтобы могли прийти в храм и приобщиться радости общения с Богом. Но обычному человеку трудно провести весь день в храме, поэтому мне кажется, вернувшись домой вполне можно в приподнятом настроении заняться тем, что близко к сердцу и делать это как бы для Христа, ради Него. А такие жесткие ограничения и правила мне лично кажутся надуманными, ведь Христос всегда Сам боролся с фарисейством и лицемерием в людях и говорил, что не человек для субботы, а суббота для человека, за что многократно был осуждаем любителями правил и предписаний двухтысячелетней давности.
Очень советую Вам читать материалы на Азбуке веры. Мне кажутся они очень полезными, познавательными и проникнутыми духом христианства, а не поверхностным благочестивым лоском. С уважением и любовью, Татьяна
 
Много споров по поводу работы было и у нас в семье. Моя мудрая (царство ей небесное) бабушка, чтобы решить мой спор с мужем сказала: "Работать никогда не грех". В споре она взяла сторону моего мужа. Но в выходные до обеда в доме были зажжены лампадки, выключено радио. А священники обычно говорят: "Прийдите на службу, а потом работайте на даче". На деле получается, что в храм не пойдем ("не ходим мы"), а праздник отметим (чаще обильной выпивкой). Каждый решает сам.
 
Сверху