Страстная седмица: день за днем
Часть 2
Великий Четверг
Богослужение:
Утром: вечерня с Литургией Василия Великого.
Вечером: утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.
Богословие дня:
«Смолкли вопли и стенания грешной души, и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет, – ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга:
Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает...
Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта “крестная радость” и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В. Зандер).
Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.
Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос – Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной…
Большой глубиной смысла наполнены тексты утрени этого дня, и как жалко, что мы их не слышим, потому что эта утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к вечерне с Литургией.
Мы уже упоминали о тропаре Егда славнии ученицы… Прочитаем весь этот тропарь, который будет не раз петься на службе Великого Четверга, по-русски:
Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господь, ко всем благой, слава Тебе!
Это не о Иуде, это о нас! Смотри, читатель, слушатель, прихожанин… любитель стяжаний, к чему привела жадность. Смотри на пример Иуды и убегай от такого образа мыслей, как от огня.
А вот несколько текстов из канона на утрени (рус.):
К Таинственной трапезе все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги ученикам и отирает полотенцем, и сделать так же, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, – ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, раб и льстец.
Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение – Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.
Один из вас, взывал к друзьям Своим Христос, предаст Меня; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись: Скажи, кто это, – говоря: Боже отцов наших.
Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты, приготовил к предательству; и, вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать: Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!
Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и Божественную Кровь, изливаемую за мир; но не стыдился пить то, что продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!
Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие – Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя.
Но вот начинается вечерня. Она плавно перейдет в Литургию, и за этой Литургией смогут причаститься Истинных Тела и Крови Христовых все желающие.
Если и на утрени мы слышали темы созревшего плана предательства и темы Причащения, то на вечерне и на Литургии эти темы достигают кульминации.
Чтец возглашает прокимен перед ветхозаветным чтением (паремией):
Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в сердце весь день.
И у нас перехватывает дыхание: это же как будто возглас Самого Христа, Которому трудно поверить, что все неумолимо идет к страшной развязке…
Начинается Литургия Василия Великого. Спокойная, величественная. Как полноводная река, Литургия несет нас к славной минуте Причастия. Мы принимаем в себя Животворящие Тело и Кровь Христовы. Возможность причащаться и через это соединяться с Господом, принимать в себя Его животворную энергию и силу дана нам Христом на Тайной Вечери. Мы – наследники Тайной Вечери. Наша Литургия – вышла из Сионской горницы и будет продолжаться до скончания века. В напоминание об этом каждый раз, когда на Литургии к верующим выносится Чаша, произносятся слова:
Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим Тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
(Вечери Твоей Таинственной участником в сей день, Сыне Божий, меня приими. Ибо не поведаю я Тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя Иудина. Но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, в Царстве Твоем. – рус.)
Сегодня, в Великий Четверг, эта молитва поется вместо Херувимской песни.
…
Вечером в Страстной Четверг совершается служба, которую можно было бы назвать «Моление в Гефсимании». Мы помним, что после Тайной Вечери Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад. Там Христос стал молиться. Спаситель последние часы (один?.. два?..) на воле. Ему не хочется быть одному. Хочется, чтобы Твою грусть, Твои последние минуты перед Страданиями разделили близкие люди. Кто был для Христа самым близким, не считая Матери? Его ученики. Ученики были для Него семьей, самыми близкими. Спаситель просит: «Пободрствуйте со Мною…» Но утомленные ученики засыпают. Трижды просит их Христос пободрствовать – и трижды они засыпают…
…Мы выходим на середину храма, точно в Гефсиманский сад. Мы читаем двенадцать Страстных Евангелий, в воспоминание того, как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба. Но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас – зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну…»
Дорогие. Придем в этот день в храм. Побудем со Христом.
Великая Пятница
Богослужение:
Утром: Царские часы, Изобразительные.
Днем: вечерня и малое повечерие.
Вечером: утреня.
Богословие дня:
Это день Страданий и Смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Утром читаются Царские часы. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом. Как сказал один человек, «если внимательно прочитать процесс Суда над Иисусом Христом, то можно разувериться в людях».
Почему эти люди, недавно махавшие пальмовыми ветвями и постилавшие под ноги ослику, на котором ехал Иисус, одежды… теперь требуют Его смерти? Почему Понтий Пилат, этот циничный римский чиновник, которому дела нет до иудейских распрей, после недолгого колебания все же пошел на поводу у старейшин и согласился казнить Иисуса? Почему над Тем, Кто сделал столько добра, творил чудеса, исцелял, ободрял, пробудил надежду на прощение от Бога… зубоскалили и хохотали, каждый норовил ущипнуть, ударить, оскорбить?..
Много вопросов, но мало ответов, очевидно одно: на всю Божественную любовь человек ответил хамской, злобной неблагодарностью…
А теперь подумаем: только тогда так поступали люди – или?..
Подумать над всеми этими вопросами мы сможем, придя утром в храм, на службу Царских часов.
Днем совершается вынос Плащаницы. Христос умер около 3-х дня. Потряслась земля, сокрыло лик свой солнце… лишь люди, как ни в чем не бывало, пошли по своим домам, к праздничной трапезе Песаха.
Мы собираемся в храмах днем для того, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование.
Вечерня начинается, как обычно. Однако песнопения и тексты, которые мы слышим, кажется, обжигают. По-моему, нет в православном богослужении более пронзительных текстов, чем тексты этих дней. Вспоминаю, что, посмотрев нашумевший фильм «Страсти Христовы», я поймал себя на мысли: интенсивность переживаний, которые я испытываю на православном богослужении Страстной Пятницы, во много раз сильнее, чем я пережил во время фильма. Вся мощь Голливуда, страшного визуального ряда, музыки, спецэффектов… оказывается слабее слов, написанных византийскими подвижниками, оплакивавшими Распятого Спасителя.
Я не буду переводить эти тексты на русский язык, вчитайтесь в церковнославянские слова и обороты речи…
Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый Господи, слава Тебе.
Людие злочестивии и беззаконнии, вскую поучаются тщетным? Вскую Живота всех на смерть осудиша? Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде узники свободит, зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе.
Днесь, зрящи Тя, Непорочная Дева, на Кресте Слове возвышаема, рыдающи Матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стенящи болезненно из глубины души, лице со власы терзающи. Темже и перси биющи, взываше жалостно: увы Мне, Божественное Чадо! Увы Мне, Свете мира! Что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? Темже воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе.
А когда во время входа на вечерне диакон провозглашает прокимен Разделиша ризы Моя себе?.. Что еще может сравниться с этим осознанием того, что у Христа отняли последнее, что у Него было?.. У Него, возвращавшего умерших детей родителям, кормившего многотысячные толпы, превращавшего воду в вино… у Него, всего Себя расточавшего и расточившего отняли последнюю рубашку, и ту поделили меж собою.
Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий. Стих: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?
В конце вечерни Плащаницу (вышитую икону, на которой изображен Почивший Христос) поднимают с престола и выносят на середину храма.
Перед Плащаницей – как бы Самим Христом – все падают ниц. Потом совершается малое повечерие, на котором священнослужители читают трогательный канон, называемый в народе: «Плач Богородицы». Сочиненный св. Симеоном Метафрастом в 10-м веке, этот канон состоит из тропарей, которые передают плач и скорбь Богоматери, стоящей у Креста, на котором висит Ее Сын.
Прочитаем несколько из тропарей этого канона. Можно было бы дать и русский перевод, но я решил оставить церковнославянский. Разве сердце матери не поймет горя другой Матери, хотя бы ее печаль и выражалась непривычным русскому уху языком?
Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая, но даждь слово, Благий, Рабе Твоей.
Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем, Чистая, плачущи, глаголаше.
О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз, но увы Мне, ныне Тя видящи на Древе, распаляюся утробою.
Хощу утробу Мою на руку, имаже яко Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая, но никтоже, увы Мне, Сего даде.
Се Свет Мой сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте, распаляюся утробою, Дева стенящи глаголаше.
Едину Надежду и Живот, Владыко, Сыне Мой и Боже, во очию свет Раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое.
Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою. Хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше, не терплю бо без дыхания мертва Тя видети.
Вечером совершается утреня с чином Погребения Плащаницы.
Великий Четверг. На середину храма выносится Евангелие.
Служба 12-ти Страстных Евангелий очень длинная и утомительная. Это поистине "Гефсиманское бодрствование" со Христом....
Начинается богослужение, когда светло, заканчивается в полумраке.
На фотографии: священник читает Евангелие Страстей Христовых.
Днем в Великую Пятницу выносится Плащаница. Мы молимся у плащаницы. Затем мы...
...совершаем с плащаницей крестный ход. Он символизирует процессию, провожающую Тело Христово для погребения.
Часть 2
Великий Четверг
Богослужение:
Утром: вечерня с Литургией Василия Великого.
Вечером: утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.
Богословие дня:
«Смолкли вопли и стенания грешной души, и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет, – ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга:
Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает...
Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта “крестная радость” и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В. Зандер).
Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.
Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос – Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной…
Большой глубиной смысла наполнены тексты утрени этого дня, и как жалко, что мы их не слышим, потому что эта утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к вечерне с Литургией.
Мы уже упоминали о тропаре Егда славнии ученицы… Прочитаем весь этот тропарь, который будет не раз петься на службе Великого Четверга, по-русски:
Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господь, ко всем благой, слава Тебе!
Это не о Иуде, это о нас! Смотри, читатель, слушатель, прихожанин… любитель стяжаний, к чему привела жадность. Смотри на пример Иуды и убегай от такого образа мыслей, как от огня.
А вот несколько текстов из канона на утрени (рус.):
К Таинственной трапезе все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги ученикам и отирает полотенцем, и сделать так же, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, – ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, раб и льстец.
Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение – Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.
Один из вас, взывал к друзьям Своим Христос, предаст Меня; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись: Скажи, кто это, – говоря: Боже отцов наших.
Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты, приготовил к предательству; и, вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать: Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!
Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и Божественную Кровь, изливаемую за мир; но не стыдился пить то, что продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!
Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие – Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя.
Но вот начинается вечерня. Она плавно перейдет в Литургию, и за этой Литургией смогут причаститься Истинных Тела и Крови Христовых все желающие.
Если и на утрени мы слышали темы созревшего плана предательства и темы Причащения, то на вечерне и на Литургии эти темы достигают кульминации.
Чтец возглашает прокимен перед ветхозаветным чтением (паремией):
Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в сердце весь день.
И у нас перехватывает дыхание: это же как будто возглас Самого Христа, Которому трудно поверить, что все неумолимо идет к страшной развязке…
Начинается Литургия Василия Великого. Спокойная, величественная. Как полноводная река, Литургия несет нас к славной минуте Причастия. Мы принимаем в себя Животворящие Тело и Кровь Христовы. Возможность причащаться и через это соединяться с Господом, принимать в себя Его животворную энергию и силу дана нам Христом на Тайной Вечери. Мы – наследники Тайной Вечери. Наша Литургия – вышла из Сионской горницы и будет продолжаться до скончания века. В напоминание об этом каждый раз, когда на Литургии к верующим выносится Чаша, произносятся слова:
Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим Тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
(Вечери Твоей Таинственной участником в сей день, Сыне Божий, меня приими. Ибо не поведаю я Тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя Иудина. Но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, в Царстве Твоем. – рус.)
Сегодня, в Великий Четверг, эта молитва поется вместо Херувимской песни.
…
Вечером в Страстной Четверг совершается служба, которую можно было бы назвать «Моление в Гефсимании». Мы помним, что после Тайной Вечери Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад. Там Христос стал молиться. Спаситель последние часы (один?.. два?..) на воле. Ему не хочется быть одному. Хочется, чтобы Твою грусть, Твои последние минуты перед Страданиями разделили близкие люди. Кто был для Христа самым близким, не считая Матери? Его ученики. Ученики были для Него семьей, самыми близкими. Спаситель просит: «Пободрствуйте со Мною…» Но утомленные ученики засыпают. Трижды просит их Христос пободрствовать – и трижды они засыпают…
…Мы выходим на середину храма, точно в Гефсиманский сад. Мы читаем двенадцать Страстных Евангелий, в воспоминание того, как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба. Но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас – зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну…»
Дорогие. Придем в этот день в храм. Побудем со Христом.
Великая Пятница
Богослужение:
Утром: Царские часы, Изобразительные.
Днем: вечерня и малое повечерие.
Вечером: утреня.
Богословие дня:
Это день Страданий и Смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Утром читаются Царские часы. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом. Как сказал один человек, «если внимательно прочитать процесс Суда над Иисусом Христом, то можно разувериться в людях».
Почему эти люди, недавно махавшие пальмовыми ветвями и постилавшие под ноги ослику, на котором ехал Иисус, одежды… теперь требуют Его смерти? Почему Понтий Пилат, этот циничный римский чиновник, которому дела нет до иудейских распрей, после недолгого колебания все же пошел на поводу у старейшин и согласился казнить Иисуса? Почему над Тем, Кто сделал столько добра, творил чудеса, исцелял, ободрял, пробудил надежду на прощение от Бога… зубоскалили и хохотали, каждый норовил ущипнуть, ударить, оскорбить?..
Много вопросов, но мало ответов, очевидно одно: на всю Божественную любовь человек ответил хамской, злобной неблагодарностью…
А теперь подумаем: только тогда так поступали люди – или?..
Подумать над всеми этими вопросами мы сможем, придя утром в храм, на службу Царских часов.
Днем совершается вынос Плащаницы. Христос умер около 3-х дня. Потряслась земля, сокрыло лик свой солнце… лишь люди, как ни в чем не бывало, пошли по своим домам, к праздничной трапезе Песаха.
Мы собираемся в храмах днем для того, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование.
Вечерня начинается, как обычно. Однако песнопения и тексты, которые мы слышим, кажется, обжигают. По-моему, нет в православном богослужении более пронзительных текстов, чем тексты этих дней. Вспоминаю, что, посмотрев нашумевший фильм «Страсти Христовы», я поймал себя на мысли: интенсивность переживаний, которые я испытываю на православном богослужении Страстной Пятницы, во много раз сильнее, чем я пережил во время фильма. Вся мощь Голливуда, страшного визуального ряда, музыки, спецэффектов… оказывается слабее слов, написанных византийскими подвижниками, оплакивавшими Распятого Спасителя.
Я не буду переводить эти тексты на русский язык, вчитайтесь в церковнославянские слова и обороты речи…
Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый Господи, слава Тебе.
Людие злочестивии и беззаконнии, вскую поучаются тщетным? Вскую Живота всех на смерть осудиша? Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде узники свободит, зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе.
Днесь, зрящи Тя, Непорочная Дева, на Кресте Слове возвышаема, рыдающи Матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стенящи болезненно из глубины души, лице со власы терзающи. Темже и перси биющи, взываше жалостно: увы Мне, Божественное Чадо! Увы Мне, Свете мира! Что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? Темже воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе.
А когда во время входа на вечерне диакон провозглашает прокимен Разделиша ризы Моя себе?.. Что еще может сравниться с этим осознанием того, что у Христа отняли последнее, что у Него было?.. У Него, возвращавшего умерших детей родителям, кормившего многотысячные толпы, превращавшего воду в вино… у Него, всего Себя расточавшего и расточившего отняли последнюю рубашку, и ту поделили меж собою.
Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий. Стих: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?
В конце вечерни Плащаницу (вышитую икону, на которой изображен Почивший Христос) поднимают с престола и выносят на середину храма.
Перед Плащаницей – как бы Самим Христом – все падают ниц. Потом совершается малое повечерие, на котором священнослужители читают трогательный канон, называемый в народе: «Плач Богородицы». Сочиненный св. Симеоном Метафрастом в 10-м веке, этот канон состоит из тропарей, которые передают плач и скорбь Богоматери, стоящей у Креста, на котором висит Ее Сын.
Прочитаем несколько из тропарей этого канона. Можно было бы дать и русский перевод, но я решил оставить церковнославянский. Разве сердце матери не поймет горя другой Матери, хотя бы ее печаль и выражалась непривычным русскому уху языком?
Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая, но даждь слово, Благий, Рабе Твоей.
Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем, Чистая, плачущи, глаголаше.
О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз, но увы Мне, ныне Тя видящи на Древе, распаляюся утробою.
Хощу утробу Мою на руку, имаже яко Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая, но никтоже, увы Мне, Сего даде.
Се Свет Мой сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте, распаляюся утробою, Дева стенящи глаголаше.
Едину Надежду и Живот, Владыко, Сыне Мой и Боже, во очию свет Раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое.
Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою. Хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше, не терплю бо без дыхания мертва Тя видети.
Вечером совершается утреня с чином Погребения Плащаницы.
Великий Четверг. На середину храма выносится Евангелие.
Служба 12-ти Страстных Евангелий очень длинная и утомительная. Это поистине "Гефсиманское бодрствование" со Христом....
Начинается богослужение, когда светло, заканчивается в полумраке.
На фотографии: священник читает Евангелие Страстей Христовых.
Днем в Великую Пятницу выносится Плащаница. Мы молимся у плащаницы. Затем мы...
...совершаем с плащаницей крестный ход. Он символизирует процессию, провожающую Тело Христово для погребения.