Судьбы архиереев-новомучеников ХХ века - 13 января.

В этот день снова нет сведений о почивших в эту дату новомучениках. Возвращаемся к воспоминанию о тех, чей день кончины остался неизвестен.

Епископ Демянский Никодим (Воскресенский)
О его жизни до прихода в монастырь известно немного. Мирское имя - Николай Саввич Воскресенский, родился около 1858 года, предположительно происходил из семьи военного. Есть сообщения, что и сам он имел офицерский чин, но пережил семейную трагедию и получил совет направиться в какой-либо монастырь.

11 июля 1870 года окончил Тульское духовное училище и был определен по прошению в число послушников Сретенского монастыря. 22 января 1875 года пострижен в монашество с именем Никодим. 20 июля 1875 года рукоположен во иеродиакона, 30 октября 1883 года во иеромонаха.

Все источники сообщают, что он "с апреля 1886 года находился в командировке по морскому ведомству".
Оказалось, что за этой короткой строкой скрыто много необычного, даже можно сказать экзотического. Рекомендую статью: Новые данные к жизнеописанию православных архиереев ХХ в. на примере биографии епископа Никодима (Воскресенского).
"В 1886-1889 гг. участвовал в кругосветном путешествии на корвете «Витязь» под командованием капитана С. О. Макарова, в будущем знаменитого адмирала.

В 1890 г. отец Никодим был награжден золотым наперсным крестом. В 1891 г. получил диплом пожизненного члена и сотрудника Императорского Православного Палестинского общества с правом ношения темно-бронзового знака. Видимо, иеромонах Никодим принимал активное участие в деятельности общества.

В 1890-1892 гг. отец Никодим являлся благочинным всех судов, плавающих в Тихом океане
В апреле 1891 г. будущий император Николай II побывал в Японии. Иеромонах Никодим встречался с августейшим путешественником и сопровождал его. В 1891 г. цесаревич пожаловал священнику крест, украшенный драгоценными камнями.

В том же году отцу Никодиму был подарен золотой с драгоценными украшениями наперсный крест от чинов команды крейсера I ранга «Владимир Мономах». Все это, несомненно, свидетельствует о значительной работе, проделанной священником на столь ответственном посту.

В 1892 г. отец Никодим вернулся в Сретенский монастырь. Здесь в 1893 г. он был награжден набедренником. В следующем году священника приняли в Псковскую епархию и причислили к архиерейскому дому. Отец Никодим оказался там неслучайно. В 1893 г. Псковскую епархию возглавил епископ Антонин (Державин), бывший в 1883 г. настоятелем Сретенского монастыря. Именно в период его игуменства о. Никодим был рукоположен в сан иеромонаха, а после возведен в сан игумена и назначен настоятелем Никандровой пустыни."

Было бы интересно познакомиться с воспоминаниями участников кругосветного плавания на "Витязе", возможно в них нашёлся бы и рассказ об иеромонахе Никодиме. Известно, что существуют дневниковые записи будущего адмирала Макарова, в 1894 году вышел его труд "«Витязь» и Тихий океан", есть воспоминания самого молодого члена экипажа - юнги Николая Иениша, которому при выходе в плавание было всего лишь 6 лет (он был сыном старшего артиллерийского офицера "Витязя" В.Х. Иениша). Однако в интернете мне их обнаружить не удалось.

26 апреля 1906 года архимандрит Никодим был назначен настоятелем Псково-Печерского монастыря.
Там он занимался преимущественно строительством. В 1910-1911 годах при нем был вырыт и укреплен артезианский колодец, проведено отопление в Успенском соборе. В 1912 году руководил строительством ряда городских зданий: больницы, богадельни, сиротского дома, городского рынка. В 1913 году при его содействии Петровская башня святых ворот была украшена часами.

26 августа 1914 года переведен наместником Новгородского Юрьева монастыря. Стал одним из доверенных лиц епископа Тихвинского Алексия (Симанского). В феврале 1919 года он помогал владыке Алексию при осмотре, по поручению патриарха Тихона, почитаемых останков местных святых в Новгородском Софийском соборе и Сковородском монастыре.

БД ПСТБИ: "Владыка Aлексий и архимандрит Никодим подвергались судебным преследованиям в конце 1920г. и феврале 1921г. как "контрреволюционные элементы". Большевики не могли им простить, во-первых, морального превосходства, которое они проявили во время проведения кампании по "вскрытию мощей".
Во-вторых, Владыку и отца архимандрита вместе с еще несколькими священниками и мирянами поставили перед революционным трибуналом за продолжение деятельности запрещенного тогда Новгородского Епархиального Совета."

Я бы добавил к этому ещё и третью причину: архимандрит Никодим общался с членами царской семьи. Кроме встречи с Николаем II в Японии, впоследствии он ещё дважды встречался с ним, а также с великой княгией Елизаветой Федоровной при посещении Псково-Печерского монастыря в 1911 году и королевой эллинов Ольгой Константиновной (внучкой императора Николая I) в 1914 году при закладке храма святой Ольги в погосте Выбуты Псковской епархии (сведения из цитированной выше статьи).

Оттуда же: "В 1922 г. советская власть решила изъять ценности из монастырей и храмов, якобы для помощи голодающим. Большевики никак не могли обойти стороной богатейший Юрьев монастырь. По их мнению, в Юрьевом монастыре хранилось драгоценностей на 6 млн руб. в довоенных деньгах. Все ценности большевики планировали вывезти в двух вагонах. 10 января 1922 г. в Юрьев монастырь без мандатов заявилась комиссия, которая сверила и опечатала имущество.

На следующий день члены комиссии приступили к изъятию. Вот что пишет по этому поводу новгородская исследовательница И. Д. Савинова: «Сохранился подробный доклад архимандрита об этой первой экспроприации: "...иконы оставляли без окладов или без риз. Ризы с икон снимали, ломали руками. Которые было не под силу сломать руками, те сминались человеческими ногами, как обыкновенный предмет. Верующие, видя это гнусное дело и поступок русского человека, отворачивали лицо."

Архимандрит представил митрополиту Арсению два акта на изъятые ценности, в которых [было] 60 и 50 наименований. В их числе панагии с камнями (9), серебряные кресты, старинное столовое серебро. Были изъяты золотые часы датской работы, принадлежавшие графине Орловой-Чесменской. На одном из актов в правом верхнем углу владыка Арсений оставил провидческую резолюцию: "1922 января 24/6 февраля. Хранить на память для истории. А, может быть, придется и беречь как действительность, свидетельствующую о положении Церкви"».

В феврале 1922 г. Патриарх Тихон писал в своем указе: «...Хвалим и лобызаем архимандрита Никодима, настоятеля Юрьева монастыря Новгорода, боговдохновенно отдавшего из монастыря ценности на многие миллионы рублей на священную войну против тевтонов (немцев). Мы с гневом отвергаем и караем отлучением от Церкви даже добровольное пожертвование священных риз и чаш: важно не что давать, а кому давать. Читая строки послания Нашего, указуйте о сем своей пастве на собраниях, на которых вы можете и должны бороться против изъятия ценностей. Мы разрешаем отдавать только лом и подвески с образов...»".

4 декабря 1924 года был хиротонисан во епископа Барнаульского, викария Томской епархии. В Барнауле проводил активную деятельность как епископ "тихоновского направления". В 1925 году назначен епископом Демянским, викарием Новгородской епархии, назначение совпало по времени с его арестом.

В 1925 году был арестован в Барнауле по обвинению в "использовании религиозных предрассудков с целью свержения Советской власти, рассылке к/р писем и воззваний". Открытый громкий громкий судебный процесс над епископом Никодимом и группой духовенства происходил 15-25 ноября 1925 года.

Был приговорен к ссылке в Новгородскую губернию.
Скончался в 1930 году.
"Точных данных о последних годах жизни архипастыря обнаружить пока не удалось."
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху