Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 17 марта.

За могучей фигурой священномученика Илариона (Троицкого), поминаемого 28 декабря, часто остаётся в тени его младший брат. Не такой знаменитый, не блиставший ораторским искусством, не занимавший важных церковных должностей. Но тоже верно служивший Церкви и пострадавший за Христа.

Архиепископ Брянский Даниил (Троицкий)
Троицкий Дмитрий Алексеевич родился в 1887 году в семье священника. Окончил Тульскую духовную семинарию, а затем Санкт-Петербургскую духовную академию. При этом параллельно прошел курс в Санкт-Петербургском Археологическом институте и в дальнейшем немало потрудился на поприще церковной истории и археологии: "Получив очень хорошее образование, в том числе в Санкт-Петербургском археологическом институте, архиепископ Даниил на протяжении всей жизни неизменно интересовался Церковной археологией: историей Богослужения, древней архитектурой, иконописью" (источник).

В 1913 году был пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеромонаха. Преподавал в духовных семинариях. С 28 октября 1917 года - настоятель Болховского Троицкого Оптина монастыря Орловской епархии. ПЭ указывает, что назначение состоялось по ходатайству епископа Орловского и Севского Серафима (Остроумова), будущего священномученика, однако "вопреки воле братии монастыря, ранее выбравшей настоятеля из своего числа". Одновременно являлся председателем Болховского Макарьевского отделения Орловского Церковного историко-археологического общества.

15 февраля 1918 г. после общегородского крестного хода в Орле выступил с речью от имени епархиального духовенства, поклявшись твердо стоять за Церковь. Во время гражданской войны был вынужден надолго покидать монастырь для исполнения поручений епископа Серафима, а также в связи с угрозами со стороны властей.

30 апреля 1921 г. Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин) возглавил его хиротонию во епископа Елецкого, викария Орловской епархии. Проявил себя как одаренный проповедник. В проповедях он стремился поддержать христианский дух верующих в трудных условиях разрухи, голода и братоубийственной гражданской войны. С 14 сентября викарный епископ Болховский той же епархии.

БД ПСТБИ: "3 ноября 1921 года был арестован по обвинению в том, что "пользуясь служебным положением, он под видом исполнения религиозных культов в церквях говорил проповеди, в которых всячески старался скомпрометировать Соввласть и Компартию, призывал религиозную массу сплотиться в одно целое против стремящихся задушить религию, призывал верующих не идти на гражданскую войну, т.к. это есть братоубийство".

Кроме того, епископу Даниилу, как председателю Макарьевского отделения Орловского Церковного историко-археологического общества, вменялось в обвинение нелегальное существование этого общества вплоть до дня его ареста."

После многочисленных обращений верующих 8 апреля 1922 года был освобожден под подписку о невыезде.
По Лавринову "9 мая 1922 г. признал обновленческое ВЦУ". Однако ПЭ Древо указывает: "В обновленческом журнале "Сибирская Церковь" за 1922 год, помещена памятка живоцерковников, в которой они пытались считать архиепископа Даниила сторонником обновленческого течения, но данные не подтвердились. Он остался верен православию."
В ПЭ также говорится: "В связи с арестом еп. Серафима вступил во временное управление Орловской епархией. Проявил себя непоколебимым борцом с обновленчеством. По версии обновленцев, 17 мая 1922 г. на созванном ими собрании духовенства Д. признал Высшее церковное управление (ВЦУ), в связи с чем ВЦУ официально утвердило его временно управляющим Орловской епархией. Однако в доносах на архиерея местных представителей «Живой церкви» сообщалось, что Д. категорически отказался благословить организацию ими обновленческого епархиального управления. Приходские общины и мон-ри Орловской епархии, отказываясь подчиняться ВЦУ и «Живой церкви», обращались к Д. с просьбами принять их в свое архипастырское окормление. В ответ обновленцы развязали против архиерея клеветническую кампанию в местных газетах, выпускали порочащие епископа листки, составляли доносы в гос. органы. Губ. отдел ГПУ НКВД с беспокойством отмечал, что Д. «пользуется большой популярностью среди верующих во всей Орловской губернии»."

Вновь арестован 28 октября 1922 года по обвинению в «контрреволюционной агитации и умышленном сокрытии от Советской власти церковных ценностей».
БД ПСТБИ: "По словам следователя, " тюремное заключение его ничуть не исправило, т.к. он по выходе на свободу стал опять вести такого рода агитацию, в силу которой он, Троицкий, пользуется большой популярностью среди верующих и буржуазного слоя всей Орловской губернии... Также выяснилась его политфизиономия во время обновленческого движения, когда он, Троицкий, видя то, что обновленческое движение может обнаружить многовековое духовное порабощение трудящихся, повел усиленную агитацию среди верующих против обновленческого движения, стараясь поддерживать черносотенное духовенство".

Одновременно с репрессиями ОГПУ, "живоцерковниками" была развернута широкая клеветническая кампания в печати, листовках и воззваниях. Хотя арест был произведен "за контрреволюционные выступления", следствие стало приписывать Владыке Даниилу уголовные преступления: воровство имущества монастыря и совращение малолетних. Эти обвинения, однако, с треском провалились: выяснилось, что главная "совращенная" свидетельница, твердо отрицавшая это, оказалась девицей. Следствию пришлось вернуться к политическим статьям.

В заключении по делу (N 16480) говорилось: "Принимая во внимание, в силу его популярности среди верующих, что проводимая им политика может принести большой ущерб и тормоз в укреплении нашей молодой республики, поэтому признаю гр-на Троицкого социально-опасным элементом"."

15 ноября 1922 года президиумом Орловского ОГПУ СССР приговорен к 2 годам высылки в Хиву. Ссылку отбывал в Пенджикенте, где 31 мая 1923 г. вместе с Суздальским епископом Василием (Зуммером) тайно совершил хиротонию будущего исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) во епископа Ташкентского и Туркестанского.

После освобождения из ссылки проживал в Москве. Подписал письмо 25 архиереев от 2 апреля 1926 года в поддержку канонических мер прещений, предпринятых Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) против организаторов григорианского раскола. Вскоре был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. В сентябре 1926 года выслан в г. Кинешму Костромской губернии.

"В книге Н. А. Зонтикова «Макариево-Решемский монастырь: вехи истории» опубликованы воспоминания Дарьи Федотовны Галашевой о пребывании ссыльного Владыки Даниила в с. Решме Кинешемского уезда Костромской губ.: «В Решме жил владыка Даниил, сослан за проповеди. Каждый день ходил отмечаться в сельсовет. Ему была вольная высылка. Простой-простой, душевный. Он в монастыре служил, послушники в стихарях за ним ходили, один был Шурик Арефьев, лет шестнадцати. Освободился, уехал из Решмы, и вскоре мы услышали — помер» (Макарьево-Решемский монастырь: вехи истории. С. 645). По словам Дарьи Федотовны, с поселением в Решме епископа Даниила в монастыре стали регулярно проходить архиерейские богослужения. Иподиаконами у Владыки были 18-летний Александр Арефьев (пропал без вести в окт. 1942 г.) и 17-летний Павел Малышев. Отмечаться епископ каждый день ходил в Нагорновский сельсовет. В 1927 г. монастырь закрыли (вероятно, пребывание ссыльного архиерея в Решме и совершение им богослужений в обители могло быть причиной закрытия монастыря)."

В 1928 году был освобожден без права проживания в шести главных городах СССР. С 1928 года - епископ Рославльский, викарий Смоленской епархии. С августа 1931 года - епископ Орловский, а с декабря того же года - Брянский. Запомнился жителям Брянска пламенными проповедями. При нём были обретены и перезахоронены во избежание поругания под алтарем Введенского храма Брянского во имя святых апостолов Петра и Павла монастыря (ныне женский) мощи св. кн. Олега Романовича Брянского.

7 января 1934 года был возведен в сан архиепископа. ПЭ указывает, что вскоре он был арестован и умер в тюрьме. Однако другие источники этого не подтверждают.
"В последний период жизни архиепископ Даниил жил вблизи закрытого к тому времени Брянского Петропавловского монастыря. В январе 1934 г., когда к Празднику Рождества Христова, «в воздаяние усердного служения Церкви Божией» Владыка Даниил был возведен в сан архиепископа, он уже тяжело болел. Утром в день кончины Владыка сообщил близким: «Ко мне приходили юноши и сказали: придем еще раз, будь готов». Его соборовали и причастили Святых Таин, а в 4 часа дня он попросил дать ему в руку зажженную свечу и сказал: «За мной пришли». С этими словами тихо отошел ко Господу."
Скончался 17 марта 1934 года от тифа в Брянске.
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху