Судьбы архиереев-новомучеников ХХ века - 20 ноября.

Сегодня день памяти трёх архиереев, расстрелянных в один день и в одном месте.

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский.
На сайте есть его житие, добавить к которому можно немного. Но кое-что всё-таки можно.
О пребывании в Урмийской миссии. Состав миссии, начальником которой был архимандрит Кирилл, прибыл в Урмию в конце августа 1902 года и сразу приступил к деятельной работе. Прежде всего начато ежедневное богослужение в домовой миссийской церкви, к которому для обучения привлекалось сельское духовенство. Все местное православное духовенство было просеяно и выяснен статус каждого в отношении к миссии, а отдельные нечестные проходимцы были отстранены. Из знатоков классического сирийского языка организована переводческая комиссия для перевода православных богослужебных книг на сирийский язык. Организована типографская работа, и с 1903 года хорошим шрифтом начали издаваться православные издания. Православной миссией занято правильное положение в отношениях с инославными миссиями. Также налажены добрые отношения с Генеральным Консулом в Тавризе, а с 1903 года открыто в Урмии Российское Вице-Консульство, главным образом, для содействия пастве Русской миссии в этой провинции.
О назначении экзархом Кавказским. В связи с самопровозглашением в 1917 году автокефалии Грузинской церкви, не признанного высшей церковной властью, митрополит Кирилл выступал за включение в состав Кавказского экзархата (учреждён в июле 1917 года на территории прежнего Грузинского экзархата) Дагестана и Прикаспия. При этом Бакинское викариатство преобразовывалось в самостоятельную епархию, что должно было исключить претензии на управление им со стороны Грузинской церкви. 19 мая 1918 года прибыл по морю в Баку, но доехать до Тифлиса не представлялось возможным: автокефалистски настроенное грузинское духовенство в Тифлис его не допустило. Месяц, проведенный в Баку, он использовал для устройства церковных дел и организации системы церковного управления, сохранением и организацией той паствы и приходов которые остались в подчинении Русской Церкви, не уйдя в раскол вместе с большинством грузин.
Из воспоминаний С. Фуделя: "Образ митрополита Кирилла Казанского, конечно, неизгладим из памяти. Высокий, очень красивый, еще сильный, несмотря на большие годы, он нес свое величие и светлость по тюрьмам и этапам России. Помню его входящего, точно в богатую приемную залу архиерейского дома, в нашу маленькую и невероятно клопиную камеру вятской тюрьмы… В той камере нас застало Рождество 1922 года и была отслужена всенощная, и митрополит громогласно воспевал праздничный канон на пару с одним эсером… Мы стояли перед голой стеной. И облачений, конечно, уже не было, ведь мы были на этапе. Но ирмосы канона звучали убедительно, как всегда. Этапный период – самое тяжелое время для заключенного, но в присутствии старого митрополита унывать было совершенно невозможно" (цитируется по: Страж правды Христовой.)
Из последнего допроса священномученика:
"Вопрос: Следствием установлено, что Вы входили в к.-р. центр церковников и являлись руководителем его. Дайте показания по этому вопросу.
Ответ: О существования такого центра мне ничего не известно, а потому и руководителем его быть не мог.
Вопрос: Следствие предлагает прекратить запирательства и дать откровенные показания.
Ответ: Иного показать ничего не могу…" (цитируется по: Подвиг святителя)

Митрополит Петроградский Иосиф (Петровых)
Петровых Иван Семёнович родился в 1872 году в Новгородской губернии. Был 4-м ребёнком (всего в семье было 9 детей) в семье мещанина уездного города Устюжны - Семёна Кирилловича Петровых, владевшего пекарней и булочной лавкой.
Окончил Устюженское духовное училище, Новгородскую духовную семинарию и - за казенный счет - Московскую духовную академию. Был первым в списке выпускников.
Сразу после выпуска стал преподавателем МДА. В 1901 году был пострижен в монашество и рукоположён во иеромонаха.
В 1905 году после Кровавого воскресенья прекратил поминовение императорской фамилии за богослужением и на время был запрещён в служении. После конфликта со студентами в 1906 году по собственному прошению был уволен из академии и назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского первоклассного монастыря Холмской епархии.
15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Правящим епархиальным архиереем до декабря 1913 года был архиепископ, а впоследствии Патриарх, Тихон (Белавин).
В июле 1919 года был арестован по обвинению в срыве кампании по вскрытию мощей посредством колокольного звона и крестного хода. Был отправлен в Москву в Бутырскую тюрьму. В августе того же года освобождён. В 1920 году приговорён к условному заключению на год.
С 1920 года архиепископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Занял очень решительную позицию против изъятия церковных ценностей и 19 июня 1922 года ярославским Ревтрибуналом был приговорён к четырём годам лишения свободы, но особым предписанием от 5 января 1923 года ВЦИК был досрочно освобождён.
В 1924 году включен в состав членов Священного Синода при патриархе Тихоне. 12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
В декабре 1925 года митрополит Петр (Полянский) в своём завещании перед арестом поставил его третьим кандидатом в заместители Патриаршего Местоблюстителя. После ареста митрополита Петра, во время попыток захвата церковной власти архиепископом Григорием (Яцковским), был всецело на стороне митрополита Сергия (Страгородского).
26 августа 1926 года указом заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Иосиф был назначен митрополитом Ленинградским и 11 сентября прибыл в Ленинград. Вечером этого дня (канун памяти св. Александра Невского) и утром в день праздника он совершил торжественное богослужение в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 13 сентября выехал в Новгород за вещами, откуда был вызван в Москву в ОГПУ. Возвращаться в Ленинград ему запретили; местом пребывания был указан Ростов Великий.
В 1927 году митрополит Иосиф критически отнёсся к «Декларации» заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Осенью 1927 года отказался принять назначение от 17 сентября в Одессу (вместо Ленинграда, куда его не допускали власти); проживая в Ростове, продолжал именоваться митрополитом Ленинградским.
6 февраля 1928 года подписал акт об отходе от митрополита Сергия, став во главе особого течения в Патриаршей Церкви, именуемого в литературе по его имени «иосифлянством». Был запрещён в служении митрополитом Сергием и Временным Синодом при нём решением от 27 марта 1928 года. Запрещения не признал.
29 февраля 1928 года был вновь арестован и выслан в Николо-Моденский монастырь без права выезда. Там был арестован и привлечён к делу «Всесоюзной организации ИПЦ» в сентябре (по другим данным ещё в апреле) 1930 года.
По постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 3 сентября 1931 года был приговорён к пяти годам заключения в лагере с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок. Жил в Мирзояне, на окраине Чимкента.
В 1937 году, 7 июля, был вновь арестован в ходе массовых репрессий в отношении духовенства.
24 июня 1937 года был арестован Мирзояновским РОНКВД и этапирован в тюрьму г. Чимкента. Проходил по групповому делу вместе с митр. Кириллом (Смирновым), еп. Евгением (Кобрановым), архиеп. Алексием (Орловым) и др. (всего 64 человека). На допросе 14 июля 1937 года признал, что "возглавлял нелегальную религиозную организацию", обвинение в антисоветской деятельности отверг. Протокол второго допроса 23 июля резко отличается казённой стилистикой ответов и явно сфальсифицирован следователем. Скорее всего, подложной является и подпись под ним, так как совершенно непохожа на первоначальную. От подписи в предъявленном обвинении митр. Иосиф отказался, поэтому следователь написал сам: "контрреволюционер".
Из обвинения: "Являлся организатором и руководителем к.-р. организации церковников. В к.-р. центре был заместителем главы к.-р. организации Смирнова. На территории Южно-Казахстанской области непосредственно им организована в г. Чимкенте к.-р. ячейка из б[ывших] адм[инистративно] ссыльных попов и монашек, которая находилась под личным его руководством и члены которой НКВД репрессированы за к.-р. деятельность и осуждены"
19 ноября 1937 года был приговорён к расстрелу Тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской области; 20 ноября, в полночь был расстрелян; захоронен предположительно в Лисьем овраге под Чимкентом.
Прославлен в лике святых Русской православной церковью заграницей в 1981 году вместе с сонмом новомучеников и исповедников российских.

Епископ Ростовский Евгений (Кобранов)
Кобранов Евгений Яковлевич родился в 1892 году в Смоленской губернии в семье сельского учителя, который затем стал диаконом. Окончил Смоленское духовное училище, Смоленскую духовную семинарию и в 1916 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, после чего был оставлен при академии профессорским стипендиатом. С 1916 по 1917 годы слушал лекции на Восточном факультете Петроградского университета, известен как учёный-востоковед.
В 1921 году был пострижен епископом Палладием (Добронравовым) в монашество. С 1921 года - архимандрит, наместник, затем настоятель монастыря. Одновременно был научным сотрудником музейного отдела Главнауки.
В 1921 году был арестован, освобождён через две недели. В том же году вторично арестован и сослан в Архангельск. Освобождён досрочно.
В 1922-1923 недолго примыкал к обновленческому движению, но быстро отошёл от него.
В очередной раз арестован весной 1923 года, через 3,5 месяца оправдан Московским губернским судом и освобождён.
Вновь арестован 18 декабря 1923 года. По постановлению Комиссии ОГПУ по административным высылкам от 28 марта 1924 года приговорён к двум годам ссылки в Хиву, в ссылке занимался научными исследованиями. Освобождён досрочно в 1926-м, недолго служил в московском храме Троицы в Кожевниках.
14 марта 1926 года в Нижнем Новгороде хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии.
Первоначально отказывался поехать в Муром, так как занимался серьёзной научной работой в области востоковедения в Москве. Однако после увещевания со стороны митрополита Сергия (Страгородского) принял назначение.
В составе группы архиереев Ярославской епархии 6 февраля 1928 года подписал декларацию об отделении от митрополита Сергия (Страгородского), поддержав позицию своего епархиального архиерея митрополита Агафангела (Преображенского) и 11 апреля Синодом был запрещён в священнослужении, но уже 10 мая подписал заявление о возвращении в молитвенное общение с митрополитом Сергием, и 30 мая 1928 года Синод снял запрет на священнослужение.
7 августа 1928 года был арестован в Ростове, обвинён в антисоветской агитации, религиозной обработке молодёжи и присвоении административных функций (под последним понимались создание «сестричества», открытие столовой и др.). 28 октября 1928 был приговорён к трём годам ссылки; находился в ссылке в городе Кзыл-Орде в Казахстане. Прервал каноническую связь с заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием и перешел в подчинение митр. Иосифа (Петровых) «по мотивам личного характера», однако не принимал активного участия в иосифлянском движении. В октябре 1929 года был привлечён к следствию по делу «Ярославского филиала Истинно-православной церкви». В 1930 году приговорен к трем годам ссылки в Казахстан, проживал в Алма-Ате. 23 октября 1931 г. освобожден с ограничением выбора места проживания.
С 1931 года жил в Вологде под надзором. Проводил богослужения на дому, собирал продукты и деньги для ссыльных священнослужителей, пытался устраивать на проживание и работу духовных лиц, вернувшихся из ссылки. Одновременно работал над научными трудами — рукописями «Казахский народ», «Философия Оригена», «Вологодские святые», которые были изъяты при обыске в 1935 году. В январе 1933 г. вернулся в каноническое общение с митр. Сергием.
Арестован 27 июля 1934 г. и 29 ноября приговорён к 3 годам ссылки в Казахстан, в Чимкент. Обвинялся в том, что, "будучи враждебно настроен к Советской власти, свои убеждения внушал своим близким знакомым; организовывал и проводил нелегальные религиозные сборища, пытался наладить дело оказания материальной помощи административно высланному духовенству".
23 июня 1937 был арестован по обвинению в создании «контрреволюционного центра из духовенства». Во время ареста у него отобрали рукописи «История города Чимкента», «Предки казахского народа». На допросе 25 июня следователь потребовал от него дать показания о контрреволюционной деятельности. На это ответил: «Контрреволюционной деятельностью я не занимаюсь и по этому вопросу показать ничего не могу». На следующем допросе, 29 июля, очевидно, в условиях пыток и морального давления, признал себя виновным и дал устраивающие следствие показания. Постановлением Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 19 ноября 1937 был приговорён к расстрелу вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и митрополитом Кириллом (Смирновым). Расстрелян в ночь на 20 ноября 1937 года в Лисьей балке под Чимкентом.
Канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 году.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху