Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 24 мая.

После нескольких подряд "зарубежных" епископов возвращаемся в СССР. А соответственно и к рассказу о новомучениках, на эту дату их трое.

Архиепископ Харьковский священномученик Александр (Петровский)
Канонизирован в 2000 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви. К житию на сайте добавить могу лишь ссылку на материал: Священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский: новые материалы к биографии.
"В 1957 г. дело архиепископа Александра и Г.Е. Оленича было пересмотрено. При этом было также поднято дело митрополита Константина (Дьякова), в соучастии в шпионской деятельности которого обвинялись все вышеперечисленные лица.

В результате выяснилось следующее. В 1937 г. помощником начальника отделения 4 отдела УГБ НКВД по Харьковской области был Д.М. Эпельбаум, который был арестован в январе 1939 г. за то, что, работая в органах НКВД, занимался фальсификацией следственных дел. Главный свидетель по делу сщмч. Александра и прочих, обновленческий «протодиакон» Терлецкий был секретным агентом НКВД. Председатель пятидесятки, он регулярно приносил Эпельбауму натуральные и денежные взятки, в их числе – 40 тыс. руб., собранные церковной общиной в помощь испанским детям.

Из материалов дела: «Терлецкий в судебном заседании.. показал, что он виновен в том, что.. допрашивался в качестве свидетеля по делам, не зная арестованных».
«Сам Эпельбаум на суде показал, что во время работы в УНКВД с него все время требовали дела, и в такой обстановке и "началась фальсификация следственных дел и отдельных протоколов… Заранее заготавливались протоколы допроса и очной ставки"». Эпельбаум также признался «в неправильных методах следствия», т. е. избиении на допросах заключенных".

Епископ Алма-Атинский Герман (Вейнберг)
Вейнберг Александр Адамович родился в 1885 году в Елисаветграде (в СССР - Зиновьевск, Кирово, Кировоград, ныне Кропивницкий).
По одним источникам был дворянского происхождения, другие утверждают, что он родился в семье почётного гражданина (т.е. мещанской). В раннем детстве лишился отца, воспитывался глубоко религиозной матерью, происходившей из московского купечества.

В 1912 году окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, а в 1916 году - Петроградскую духовную академию.
Во время учебы в духовной академии принял монашество, был рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха.
О его диссертации есть интересная статья: Неизвестный церковно-исторический проект иеромонаха Германа (Вейнберга), будущего епископа Алма-Атинского.

После академии преподавал в духовных учебных заведениях, но сведений об этом периоде его жизни практически нет.
1 ноября 1926 года хиротонисан во епископа Мосальского, викария Калужской епархии.
В апреле 1930 года назначен епископом Алма-Атинским.

БД ПСТБИ: "Служил в Николо-Кучугурской церкви, в то время единственной в Алма-Ате, находившейся в юрисдикции Московской Патриархии.
Владыка Герман прибыл в Алма-Ату с игуменом Феогеном (Козыревым). Жили они вместе в Николо-Кучугурской церкви, в правой боковой комнате у притвора. Игумен Феоген был почти вдвое старше молодого епископа Германа и являлся для него одновременно келейником и старцем. Владыка Герман в духовных и текущих епархиальных вопросах всегда спрашивал совета о.Феогена.

Епископ Герман был одарен незаурядными научными способностями, проявлял особый интерес к астрономии. Имея тонкий душевный склад и ангельское смирение, он в то же время был твердым и бескомпромиссным защитником Православия. И с церковной кафедры бесстрашно звучали его обличительные проповеди, направленные против обновленческого раскола и его приверженцев, укрепляющие традиции Церкви, ведущие активную борьбу с ересью и безбожием. Для поддержания духа верующих он собирал сведения о находящихся в местности близ Алма-Аты мощах св.апостола и евангелиста Матфея с целью прославления этой местности. К исследовательской работе по этому вопросу он старался привлечь профессуру и образованное духовенство, отбывающих ссылку в Алма-Ате.

Владыка был слаб здоровьем. Многолетний строгий пост и текущие тревожные политические и внутрицерковные события изнуряли его до крайней степени. Владыка Герман старался удержать свою паству в духе Истины, боролся с обновленчеством, возвращал заблудших, не оставляя без внимания ни одного прихода и назначая, где это возможно, новых священников, стоящих на высоте своего призвания. Епископ Герман рассылал на приходы архипастырские послания, вел переписку как со светскими лицами, так и с представителями церковной иерархии, имея ту же цель — укреплять традиции Церкви, вести активную борьбу с ересью и безбожием.

Кроме того, духовенство и миряне ежедневно шли к Владыке, желая получить от него поддержку или совет. Всех он принимал, благословлял, утешал, помогал, как мог, материально. Во время служения владыки Германа Алма-Ата была пересыльным пунктом ГПУ, куда прибывали заключенные и ссыльные со всей страны, среди них было много священнослужителей. Ссыльные приходили за помощью в Николо-Кучугурскую церковь, где получали от епископа Германа посильную помощь.

Из рассказа акад. В.Н.Щелкачева, находившегося в то время в ссылке в Алма-Ате: "...Я хорошо помню владыку Германа. Он был небольшого роста и очень худенький. Было понятно, что перед тобою — аскет. В нем не было никакой надменности, величавости. Он был предельно прост. Жил он в притворе Николаевской церкви, и к нему ходили все ссыльные, несчастные и нуждающиеся, и он отдавал им все, что имел. Это был полный бессребренник. Проповеди его были высокими по духу, но онятными и доходчивыми для всех. Он много и напряженно работал.

Иногда к церкви подъезжал на лошади, запряженной в линейку, один из прихожан. Владыка садился в линейку, и они ехали по грунтовой дороге по направлению к Медео. Поднявшись довольно высоко, они сворачивали в ущелье, и Владыка, оставив линейку и возницу, один поднимался в горы помолиться и отдохнуть..."

В храме в подвале жили монахини из разогнанных монастырей. Они трудились при храме. На литургии ссыльных священников Владыка благословлял причащаться в алтаре в полном облачении. Нередко алтарь Никольской церкви был переполнен духовенством — от диаконов до архиереев. Среди них были архиепископ Херсонский и Николаевский Прокопий (Титов) и епископ Подольский и Брацлавский Амвросий (Полянский)."

10 декабря 1932 года был арестован прямо в церкви после вечерней службы вместе с архимандритом Феогеном (Козыревым) и всем клиром Николо-Кучугурской церкви. Все они были обвинены в участии в контрреволюционной организации церковников.

"Владыку Германа, архимандрита Феогена, инокиню Параскеву и монахиню Евфросинию допрашивали в ГПУ полгода. Свидания с ними не разрешали, но в определенные часы сестры-монахини носили им передачи. Очередь в ГПУ была огромная. Люди приходили до рассвета и целый день до вечера толпа народа томилась, ожидая своей очереди на прием передачи."

25 июня 1933 года года Особой тройкой при полномочном представительстве ОГПУ в Казахстане осуждён на 8 лет лишения свободы и отправлен в Карлаг.
Из обвинения: "...Ликвидирована к/р организация церковников, охватывающая своей деятельностью ряд общин сергиевского течения, существующих в Алма-Ате, Самарканде... Талгаре... Идейными вдохновителями и руководителями организации были: епископ сергиевской ориентации Вейнберг Герман Адамович, Скальский Александр Филимонович, протоиерей Козырев Василий Львович, он же архимандрит...

Задачи ликвидированной организации в основном, сводились к следующему:
1). развитие к/р деятельности в блоке с белоэмигрантами и церковными кругами г.Кульджи китайской провинции Синьцзян;
2). Переправа за кордон нелегальным путем устойчивого в к/р отношении духовенства как представителей от организации с целью закрепления блока и передачи сведений о положении в СССР вообще и о гонениях за религию в частности;
3). Создание к/р пораженческих настроений среди членов религиозных общин..."

Отбывал срок в лагере посёлка Долинка Карагандинской области, где его определили ухаживать за скотом, а с 1934 года — картотетчиком и курьером. Посылок, передаваемых ему сёстрами, он не видел, так как они отбирались уголовниками.

В 1937 году был признан инвалидом, не способным к физическому труду, но 27 мая 1938 года осужден вторично в этом же лагере, теперь уже сроком на 10 лет. В его деле имеется следующая характеристика: «Убеждённый служитель культа. Не исключена возможность религиозной пропаганды среди верующих. Требует специального наблюдения. Слаб здоровьем: порок сердца, истощение, склероз сосудов. Отношение к труду механическое. Рассеян. Норму не выполняет».

Скончался 24 мая 1942 года от сердечного приступа в стационаре командировки (удалённого отделения) «Акмолинское» Карлага.

Архиепископ Рижский и Латвийский Филарет (Лебедев)
Александр Михайлович Лебедев родился в 1887 году в семье священника города Рязани. В 1908 году окончил Рязанскую духовную семинарию и был определён псаломщиком Благовещенского храма Риги, членом-проповедником религиозно-просветительного общества при кафедре Рижского епископа и преподавателем русского языка в городских школах.

В 1914 году рукоположен во священника к Рижско-Воронежской церкви. С 1915 по 1918 год — полковой священник. После расформирования полка вернулся в Рязань. С 1918 года служил в Рязанской епархии на разных приходах.

В 1930 году арестован и приговорён к 3 годам ИТЛ. Заключение отбывал в Белбалтлаге. Провел в лагерях и тюрьмах около 10 лет. Был освобожден в начале 1941 года.

Из воспоминаний дочери архиепископа Рижского и Литовского Филарета Веры Александровны Рябовой:
"В 1941 г., за два месяца до начала войны, Владыка был освобожден из спецлагеря, находившегося на берегу Ледовитого океана, где отбывал последнюю очередную ссылку по 58 статье.

По освобождении из заключения ему были указаны три города, где он имел право жить. Один из них был Мичуринск. Папа выбрал его, так как он ближе всех был к Рязани, где мы с мамой жили в то время,и я училась в художественном училище. Мама была тяжело больна. У неё начинался паралич...

Папа (Лебедев Александр Михайлович) раньше никогда не был в Мичуринске и не знал там ни одного человека. Но Господь не оставил его.

Не зная куда идти, папа сел на скамеечку у вокзала. К нему подсела пожилая женщина, разговорились. Она оказалась доброй, верующей женщиной, пригласила папу к себе, дала ему кров. Так началась жизнь в Мичуринске. Храмы в городе были закрыты. Папа поступил на фабрику «Союз-утиль» грузчиком в дезкамеру. Работа была очень трудная, грязная и малооплачиваемая. На скудный заработок папа питался и снял крохотную комнатку. Нас с мамой он не имел право даже навестить.

Но через два месяца началась война. Художественное училище было закрыто и я с большим трудом перевезла маму в Мичуринск. С этого времени мы стали жить вместе. Мне шел 17-й год. Жить было очень трудно, папа зарабатывал очень мало. Работал грузчиком, перевозчиком на р. Воронеж, брался за любую работу. Чинил заборчики, колол дрова, убирал дворы. Стали появляться верующие знакомые. Узнав, что папа священник, стали обращаться к нему с просьбами, тайком, что приносило папе большую радость.

Зима 42 года была очень тяжелая, голодная, с лютыми морозами. Вымерзали деревья, сады. Жить было невыносимо тяжело... Папа работал днём на фабрике, ночью – перевозчиком, и больная парализованная мама, полуголодная сидела одна дома... Топить было нечем. Электричества в домах не было, керосина тоже...

... Людей охватывало отчаяние. И вот настало время, когда папу пригласили в райисполком и предложили ему открыть и возглавить храм для поддержания духа измученного народа.

Дали папе храм на кладбище. В нём была тракторная мастерская. Алтарь был пробит, стены облуплены, разрушены, холод, пола не было. Стройматериалы достать было невозможно.

Папа, староста Изумрудов Леонид, его помощница Любовь Яковлевна с радостью принялись за работу.Народ ликовал. Несли в храм всё что у них было: кирпичики, дощечки, краски, железо. Нашлись рабочие-энтузиасты, те, что не годились на фронте, кровельщики, художники. Храм оживал очень быстро. Народ воспрял духом, радовался. С Божией помощью все было сделано. Запел хор, зазвенели колокола, художники сделали росписи. Появился иконостас.

Храм содержал много семей фронтовиков, кормил, одевал их сирот, покупал беднякам дрова, картошку. Помогал детишкам учиться, заботился о больных и престарелых. Папа очень любил детей и они его любили, доверчиво льнули к нему.

Папа без устали причащал, отпевал, служил на могилках панихиды, что было запрещено. Ходил в любую погоду, в дождь, метель, морозы по деревням с требами. Никогда не имел ни зимнего пальто, ни валенок. Отказа никогда не было ни кому.

В деревнях была нищета, холод, голодные дети. Папа (о. Александр) никогда ничего не брал за труды. Оставлял что у него было и уходил. Возвращался домой замерший, с сосульками в бороде, но с душевной радостью.

В Тамбовской епархии в это время был архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Он очень любил моего папу, был с ним очень дружен и ласков. Папа часто ездил к нему в Тамбов. У них было очень много общего. Даже места их ссылок были те же...

В 1946 году умерла моя мама и папа похоронил её на кладбище около алтаря храма. Для нас с папой это была страшная утрата. Мама была очень тихая, кроткая и добрая. Она всегда без ропота переносила трудности жизни, лишения, папины ссылки, обыски, а их было очень много.

Папа сидел в Бутырке, строил Беломорско-Балтийский канал, отбывал срок в лагере особого назначения в Соловках, строил Сызраньскую железную дорогу, работал на лесоповале, был в лагере в Воркуте, на берегу Ледовитого океана. Освобождался, вскоре его опять арестовывали. Итак много, много раз, и мы с мамой его ждали, встречали и снова прощались и провожали. Не имели и крова, скитались по добрым людям. На работу маму никуда не принимали – она из-за папы была «лишенкой». Было очень трудно. Но мама никогда не жаловалась, не роптала и всегда очень гордилась папой.

После похорон мамы папа отвёл местечко на кладбище около могилки мамы, около алтаря и сказал мне: «Вот, девочка, схорони меня здесь, около этого храма, который я с такой любовью и радостью возрождал»..."

В 1945 году был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви.
В 1946 году овдовел. 20 апреля 1948 года пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита. 9 мая 1948 года хиротонисан в Богоявленском соборе во епископа Рязанского и Касимовского.

27 марта 1951 года назначен архиепископом Рижским и Латвийским. С 1 февраля 1952 года по 22 ноября 1955 года временно исполнял обязанности управляющего Литовской и Виленской епархией.

Скончался 24 мая 1958 года. Погребён согласно завещанию у алтаря Скорбященского храма в Мичуринске.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху