Судьбы архиереев-новомучеников ХХ века - 25 января.

Сегодня вспомним архиерея, который в полной мере может быть назван исповедником. В тюрьмах и лагерях он находился около 15 лет. Правда, репрессиям его подвергали не коммунисты, а польские националисты - но велика ли разница?

Архиепископ Венский и Австрийский (РПЦЗ) Стефан (Севбо)
Севбо Симеон Иосифович, родился в 1872 году в деревне Телуша под Минском. Его отец был певчим, рано скончался и сына воспитывала мать.
Окончив духовную школу, учился с 1891 по 1894 год в Минской духовной семинарии.
В 1896 году был рукоположен во священника и служил в Минской епархии.
В возрасте 41 года овдовел.

Почти 30 лет служил благочинным в местечке Раков в Западной Белоруссии. Оказавшись приходским священником во вновь обособившейся Польше, он боролся против учинения автокефалии Польской Православной Церкви, отказывался ее признать и боролся против её насаждения польскими властями. За это в 1924 году был арестован. Неоднократно заключался в тюрьму города Новогрудка и концлагеря в Картузе, Березе и Костопале.

БД ПСТБИ: Был арестован польскими властями после провозглашения независимости Польши за поддержку белорусского сепаратизма и заключен в тюрьму. Находился несколько лет в тюрьме в Новогрудке. Затем был отправлен в концлагерь (концлагерь Картуз Берез, Польша; концлагерь Костопаль, Польша). Был освобожден в конце 1930-х гг.

Видимо, был освобожден после занятия Западной Белоруссии Красной Армией в сентябре 1939 года. Получив свободу, проделал путь длиной 300 км в Раково. Далее в источниках встречается несколько странная информация: "присоединился к автономной Белорусской Православной Церкви". Таковой не существовало. Возможно, имеется в виду синод архиепископа Пинского Александра (Иноземцева) и епископа Волынского Алексия (Громадского)? О событиях церковной жизни того времени можно прочесть в статье Александр Цымбал: Положение православной церкви в Западной Белоруссии в 1939-1941 годах.

Дальше была война и немецкая оккупация. 3 марта 1942 года на соборе епископов Белорусской православной церкви, будучи вдовым священником, избран во епископа Смоленского и Брянского. Ещё до окончания собора был вызван в Минск, где пострижен в монашество с именем Стефан и возведён в сан архимандрита.

Епископская протоиерея Стефана Севбо должна была состояться в воскресенье 15 марта, но неожиданная болезнь митрополита Пантелеимона (Рожновского) помешала этому. Ввиду неотложности этой хиротонии хотели совершить ее архиепископ Филофей (Нарко) и епископ Афанасий (Мартос), но митрополит Пантелеимон не дал своего согласия, потребовав от этих епископов отъезда в свои епархии. Архимандрит Стефан уехал в свой приход для продолжения пастырского служения. Митрополит Пантелеимон рассчитывал после отъезда Филофея (Нарко) в Могилёв и Афанасия (Мартоса) в Витебск возглавить Минскую и Новогрудскую епархии и управлять ими при помощи Стефана, которого он, вопреки решению собора, хотел рукоположить во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. Такие мероприятия митрополита сильно встревожили белорусских деятелей, которые сообщили об этом немецким властям. Генеральный комиссариат приказал митрополиту Пантелеимону неотложно посвятить Стефана в сан епископа Смоленского.

17 мая того же года в Минске был хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского. Чин хиротонии совершали: митрополит Минский Пантелеимон (Рожновский), епископы Гродненский Венедикт (Бобковский) и Могилёвский Филофей (Нарко). На следующий день епископ Стефан уехал в свой приход в Раков для приготовления к отъезду в Смоленск. В Смоленск приехал только 27 декабря 1942 года.

Став во главе Смоленской епархии, столкнулся с проблемой нехватки священнослужителей. Для решения этой проблемы через газету «Новый путь» обратился ко всем священнослужителям, находящимся на территории Смоленской области и до сих пор скрывающих свой сан, с просьбой явиться в епархиальное управление с документами, подтверждающими их сан, и вновь продолжить свое священнослужение. Такая мера не дала нужного эффекта, что побудило епископа Смоленского Стефана организовать в Смоленске пастырские курсы, выпустившие за первые 7 месяцев своего существования 40 священников. Организую свою епархию, он объехал весь фронт, побывав даже у Брянска. Отличался скромностью, обслуживал себя сам, в том числе сам себе готовил еду

Много дополнительных сведений приводится в Синодике РПЦЗ: "Религиозный подъем, порожденный немецкой оккупацией, в не меньшей степени охватил и население средней полосы России. Едва только Советы оставляли какой-либо населенный пункт, как сразу же духовная жизнь в нем начинала возвращаться в естественное русло...

Сразу после занятия Смоленска немецкой армией в чудом уцелевшем кафедральном соборе начались богослужения. Из 160 тыс. населения города сумели избежать эвакуации лишь 25 тыс. человек. И хотя собор хранил еще на себе надпись «антирелигиозный музей», церковные службы в нем сразу же стали собирать множество горожан. В городе, где до прихода немцев действовала лишь одна церковь, через год их было уже пять. За время немецкой оккупации было крещено все детское население города. Затем начались выезды в деревни. За одно крещение крестили от 150 до 200 человек. Во многих деревнях священникам приходилось задерживаться на несколько дней. Было совершено очень много заочных отпеваний, т.к. долгие годы у населения не было даже возможности хоронить своих близких согласно христианскому обряду.

Хотя формально Смоленская область находилась управлением рейхскомиссариата «Остланд», на деле же оккупационную администрацию представляли военные. Церкви это обстоятельство позволяло не только избежать излишней «опеки» со стороны нацистских властей, но и открывало такие возможности, которых на территории рейхскомиссариата у нее бы не было. В частности, были организованы радиопередачи на религиозные темы. Задачу эту взяла на себя группа смоленской интеллигенции, объединившейся вокруг кафедрального собора. Этот же кружок занимался самым разнообразным просветительством. Так, например, ими был издан молитвослов тиражом в 15 тыс. экземпляров, организованы две передвижные библиотеки духовной литературы, а также духовные концерты на радио и площадках. Успехи этого кружка были столь впечатляющими, что 25.3.1943 г. он был преобразован в Смоленский епархиальный комитет по нравственному просвещению под председательством преосвященного Стефана, епископа Смоленского и Брянского.

Впоследствии, после освобождения Смоленска от немецких захватчиков в сентябре 1943 года эвакуировался в Борисов, вступил в связь с Русской Зарубежной Церковью и, после выезда в Германию, примкнул к ней."

Интересны и комментарии к этому материалу. Из них можно узнать, что два племянника епископа Стефана были священниками и пострадали от коммунистических властей: о. Павел (Севбо) был расстрелян в 1938 году, его брат о. Иоанн, настоятель Свято-Никольского храма д. Якимова Слобода, в период с 1930 по 1941 г. лишь три месяца провел в своем доме, остальное время – в тюрьмах и лагерях. В результате наступления немецких войск он осенью 1941 г., измученный трудами и болезнями, вернулся в свой Свято-Никольский храм и скончался в престольный праздник, 19 декабря.

Также там есть указание на слова Патриарха Кирилла, которые я приведу по более надёжному источнику.
Фильм «Поп» — важное и правдивое слово о жизни Русской Церкви в трудные годы войны: "в городе Смоленске, где я двадцать лет был архиереем, во время оккупации именно в кафедральном соборе под покровительством зарубежного епископа Серафима (Севбо) работала группа разведчиков, которая осуществляла связи Центра с партизанскими отрядами. И этот владыка, который пришел с немцами и который, конечно, все знал, принимал на себя смертельную опасность, поддерживая этих людей. Он должен был уйти с немцами, потому что он был архиереем, он не мог остаться."

В Германию прибыл 7 июля 1944 года. В 1945-1948 годы был заместителем председателя Церковно-благотворительного комитета Германской епархии. 12 февраля 1946 года вошёл в юрисдикцию РПЦЗ. С 7 по 10 мая 1946 года участвовал в работе Архиерейского Собора РПЦЗ в Мюнхене. 13 августа 1946 года решением Архиерейского Синода РПЦЗ был назначен епископом Венским и Австрийским с возведением в сан архиепископа.

Развил плодотворную деятельность по окормлению русских беженцев в лагерях перемещенных лиц Парш (Зальцбург), Келлерберг, Куфштайн. В силу политических причин ему пришлось переехать в Зальцбург, находившийся в западной зоне оккупации Австрии. На территории его епархии после окончания войны находилось около 100 тысяч «перемещённых лиц» из СССР, которые проживали в местных лагерях. Ими было создано 33 православные общины.

Епископ Стефан поселился на территории располагавшегося недалеко от Зальцбурга большого лагеря Парш, где проживало до 10 тысяч беженцев и в то время действовали три барачных церкви. Одной из них он придал статус «кафедрального собора». Архиепископа Стефана вспоминали как доброго и сердечного человека, который подолгу беседовал на скамеечке с беженцами, выслушивая их рассказы и вникая в их повседневные проблемы.

В самом Зальцбурге для беженцев местом молитвы в 1948–1959 служил один из приделов местной католической церкви на Резиденцплатц, освященный во имя Архангела Михаила Служили в этой церкви о. Сергий Матвеев, затем прот. Иоанн Сиротенко.

Когда в 1956 католики отказали русским в храме, Владыка устроил на первом этаже в бывшем замке баронов Тинен-Адлерфлихт домовую Покровскую церковь. Она вмещала всего 20 человек, отчего нынешним молящимся приходилось стоять в коридоре. Беженцы также молились в Никольской церкви в беженской богадельне, которая действовала три десятилетия, а начиная с 1962 — в католической церкви св. Иеронима на Мюльнер Гауптштрасе.

К 1953 году около 90 % беженцев эмигрировало из Австрии, главным образом в Америку и Австралию, а многие оставшиеся тщательно прятались, боясь высылки в СССР. Вместе со своей малочисленной паствой архиепископ организовал постройку в Зальцбурге Михайло-Архангельского кафедрального собора. 29 мая 1959 для постройки храма был за 49 тыс. марок куплен участок, расположенный вблизи р. Зальц, в квартале Леэн. По проекту архитектора Евгения Салпиуса, эмигранта из Прибалтики, началось строительство, которое шло не спеша, и очень экономно. Несмотря на свой почтенный возраст, Владыка сам отправился в США для сбора пожертвований. Освятили новый собор 26 июня 1964 престарелый архиепископ Стефан и архиепископ Берлинский и Германский Александр (Ловчий).

При храме после войны действовал Союз православных Австрии, который имел юридическое право представлять перед властями всех православных русских беженцев

В мае 1964 года участвовал в Нью-Йоркском Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви.
До конца жизни самостоятельно управлял епархией, отличаясь ясностью мысли и энергией. Скончался 25 января 1965 года в Зальцбурге.
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху