Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 27 марта.

В жизнь поминаемого сегодня епископа вместилось многое. Спокойная жизнь до революции, тюрьма и ссылка в СССР, семья и монашество, пребывание вне Церкви, присоединение к Церкви отпавших от неё и даже первосвятительство в Поместной Церкви. При этом он не дожил и до 70 лет.

Митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий (Воронцов)
Воронцов Вениамин Александрович родился в 1892 году в селе Ромашкове под Москвой, в семье священника.
Окончил сельскую школу, затем Заиконоспасское духовное училище в Москве, Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1915 году, по окончании 3-го курса академии, вступил в брак. Вскоре был рукоположен во священника. По окончании академии был назначен законоучителем Мариинского женского училища и настоятелем храма при нём.

По сведениям ПЭ Древо "затем был настоятелем в храмах Ивановской епархии". Другие источники указывают, что служение он продолжал в различных храмах Москвы.

В марте 1923 года был арестован по обвинению в «использовании религиозных предрассудков масс с целью возбуждения к сопротивлению власти», содержался в Бутырской тюрьме. Освобождён 24 августа.

Арестован в ночь с 28 на 29 октября 1929 года по обвинению в «контрреволюционной деятельности», помещён в Бутырскую тюрьму.
БД ПСТБИ:
Обвинение "контрреволюционная деятельность"
Приговор 4 года высылки в Северный край
Места заключения
Архангельская о., г.Шенкурск
Год начала 1929
Год окончания 1933

Википедия: Зимы в городе холодные и снежные, длятся с октября по апрель, средняя январская температура около −15°C. Лето короткое, но довольно теплое, средняя температура июля +17°C.

7 января 1931 года переведён на лесоповал в 60 км от Шенкурска.
5 мая 1934 года был арестован в ссылке. Обвинение при аресте: "участие в активизации церковной жизни в районе".
Был освобождён в связи с прекращением уголовного дела и выехал из Шенкурска. Из-за невозможности прописаться и устроиться на работу в Загорске переехал в Киржач Ивановской области.

В июле 1938 года овдовел.
В 1938-1940 годах служил в Иванове. В связи с отделением от Московского патриархата Ивановского епископа Алексия (Сергеева) пребывал в запрещении от Московской патриархии. После принесения епископом Алексием покаяния был принят в церковное общение Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием. К тому времени находился за штатом из-за закрытия храма.

ПЭ: Поступил на гражданскую службу. Работал инструктором хинизации на Ивановской малярийной станции. С началом Великой Отечественной войны вернулся к пастырскому служению, одновременно работал лаборантом в инфекционном отделении местной больницы.

В июле 1943 года был вызван митрополитом Сергием в Москву, где получил предложение об архипастырском служении. 5 августа определён епископом в Ростов-на-Дону. 9 августа того же года в Москве Можайским епископом Димитрием (Градусовым) пострижен в монашество с именем Елевферий и 10 августа хиротонисан во епископа Ростовского и Таганрогского. Переехал в Ростов-на-Дону через два месяца после хиротонии, с детьми Алексием и Анной и её дочерью.

В сентябре 1943 года участвовал в Архиерейском соборе, избравшем митрополита Сергия (Страгородского) в Патриархи.
В 1945 году был командирован в Харбин, где принял в юрисдикцию Московской патриархии дальневосточные русские приходы. Подробнее об этом можно прочесть в статье Доклад епископа Елевферия (Воронцова) и священника Григория Разумовского о пребывании в Маньчжурии в 1945 году.

5 апреля 1946 года назначен Экзархом Московского патриарха в Чехословакии с титулом архиепископа Пражского и Чешского. Об этом периоде его служения достаточно подробно пишет Православная Энциклопедия:
"Главным направлением деятельности Е. в должности экзарха стало восстановление правосл. Церкви в Чешских землях после ее фактического уничтожения в годы второй мировой войны. В отношении Вост. Словакии приоритетной являлась задача укрепления в регионе позиций правосл. Церкви в противовес греко-католической Церкви.

На момент прибытия Е. в Прагу на территории Чехословакии действовало чуть более 30 правосл. приходов. Общее впечатление, вынесенное Е. из ознакомления с местной церковной жизнью, было, по его словам, «безотрадным». В 1-м отчете, направленном в Москву 19 мая 1946 г., Е., в частности, писал: «Чувствую себя совершенно одиноким. Не с кем посоветоваться, как правильно поступить в том или ином случае. Здесь иной народ, иные обычаи».

Приехав в Прагу, Е. столкнулся с тем, что богослужебные обычаи правосл. чехов существенно отличались от рус. литургических традиций. В соответствии с «Определением...» Святейшего Патриарха Алексия от 14 янв. 1945 г. в Чешской епархии должны были быть сохранены формы церковной жизни, введенные здесь в 1920-1930 гг. еп. Гораздом. Чешской Православной Церкви лишь рекомендовалось отказаться от зап. пасхалии и перейти на восточную. Е. в точности исполнил это «Определение...». 25 мая 1948 г. он докладывал Патриарху Алексию, что в 1948 г. во всех приходах Экзархата Пасха Христова праздновалась по вост. календарю.

В 1947 г. в Чехословакию прибыло более 30 тыс. чехов, проживавших прежде на Волыни. Из них 90% исповедовали Православие. В течение 1947 г. по инициативе Е. для них было открыто 16 новых приходов. 5 июля Е. торжественно освятил после капитального ремонта кафедральный собор во имя святых Кирилла и Мефодия в Праге.

В результате активной деятельности Е. в 1948 г. в состав Экзархата входило уже более 100 приходов. 7 дек. 1949 г. решением епархиального собрания, состоявшегося в Праге, Чешская епархия была разделена на 2 самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. Е. остался правящим архиереем Пражской епархии и главой Экзархата, а Оломоуцко-Брненским епископом был избран прот. Честмир Крачмар.

28 апр. 1950 г. в Прешове было намечено проведение конференции представителей воссоединительных комитетов. Предполагалось, что на этом форуме будет создан Центральный воссоединительный комитет, к-рый издаст обращение ко всем греко-католикам Чехословакии. В ночь с 27 на 28 апр., накануне открытия конференции в Прешове, состоялось совещание руководителей Чехословацкого гос. управления по церковным делам с представителями центральных и местных органов власти и представителями местных отд-ний КПЧ, на к-ром было принято решение провести 28 апр. не конференцию, а Собор Словацкой греко-католической Церкви, к-рый объявит об упразднении Ужгородской унии 1646-1649 гг. и о воссоединении униатов с правосл. Церковью. По окончании совещания Е. был в срочном порядке вызван из Праги в Прешов. 28 апр. в Прешове действительно состоялся Собор, объявивший об отмене Ужгородской унии.

Ускоренное и фактически насильственное присоединение униатов к Православию потерпело неудачу. К сер. сент. 1950 г. из 262 греко-католич. священников Православие приняло лишь ок. 100 чел. Наиболее активных противников воссоединения власти либо подвергали арестам, либо переселяли в Моравию. Е. полагал, что Экзархат Московской Патриархии в Чехословакии оказался не готовым к воссоединению греко-католиков с правосл. Церковью. Среди униатов не было авторитетного лидера, также не была создана инициативная группа, к-рая могла бы должным образом подготовить воссоединение. Е. предлагал Московской Патриархии осуществить ряд мер по упрочению позиций правосл. Церкви в Вост. Словакии, в частности организовать приезд сюда делегации бывш. униатов Закарпатской Украины для совместных служб и встреч с паствой. Т. о., Е. стремился, насколько это было возможно, противопоставить репрессивным мерам органов власти планомерную миссионерскую деятельность.

В связи с укреплением правосл. Церкви в Чехословакии активно обсуждался вопрос о предоставлении ей автокефалии. Желательность обретения правосл. Церковью полной самостоятельности высказывалась и со стороны властей Чехословакии, обратившихся за содействием к Правительству СССР. 30 янв. 1951 г. Совет министров СССР в соответствии с пожеланиями чехословацкого правительства принял секретное постановление по поводу автокефалии Чехословацкой Православной Церкви.

2 окт. 1951 г. на заседании Экзаршего Совета в Праге было принято решение просить Патриарха Московского и всея Руси даровать Чехословацкой Православной Церкви автокефалию. Экзарший Совет также направил обращение в Чехословацкое гос. управление по церковным делам с просьбой дать согласие на провозглашение автокефалии и избрание Е. на пост Предстоятеля новой независимой Церкви.

23 нояб. 1951 г. Патриарх Алексий подписал от имени Архиерейского Собора РПЦ Акт о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви. Синод также постановил в случае избрания Е. Предстоятелем новой Поместной Церкви отпустить его из юрисдикции РПЦ. 8 дек. в Праге в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия состоялось заседание Экзаршего Собрания (Церковного Собора), на к-ром был оглашен Акт о даровании автокефалии. В тот же день Е. был избран Предстоятелем новой Поместной Церкви с титулом «Блаженнейший митрополит Пражский и всей Чехословакии».

С 1952 г. взаимоотношения Е. с чехословацкими органами власти заметно ухудшились. К этому времени греко-католики утратили свои позиции, также была сломлена оппозиция новому режиму внутри Римско-католической Церкви в Чехословакии. Поэтому местное партийное и гос. руководство перестало рассматривать правосл. Церковь как своего стратегического партнера и начало активно вмешиваться в ее внутренние дела. Власти требовали публикации в офиц. церковных изданиях статей на политические темы. Власти требовали, чтобы Е. в Пасхальном послании не упоминал о крестных страданиях Христа, так как это якобы рождает у верующих пессимистические настроения.

В 1955 г., в день Рождества Христова, во время проповеди в кафедральном соборе в Праге Е. потерял сознание. Врачи констатировали инфаркт миокарда. До марта 1955 г. он находился в больнице в Праге. После этого Е. прибыл в Москву для продолжительного лечения и отдыха."

28 ноября 1955 г. он был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским и постоянным членом Священного Синода.
22 ноября 1956 года, согласно прошению, освобожден от управления Новгородской епархией и получил титул "Ленинградский и Ладожский".
Будучи на Ленинградской кафедре митрополит Елевферий особенно много потрудился над восстановлением Троицкого собора Александро-Невской Лавры. 12 сентября 1957 года он освятил главный алтарь Свято-Троицкого собора, возвращённого верующим в качестве приходского храма.

Скончался 27 марта 1959 года в Ленинграде.

Напомню также, что подробнее о Православной Церкви Чехословакии, её истории и современном состоянии, в этом блоге рассказывалось 30 декабря, в день памяти епископа Дорофея (Филипа).

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху