Судьбы архиереев-новомучеников ХХ века - 28 ноября.

Судьбы поминаемых сегодня епископов странно перекликаются между собой. Родились примерно в одно время (1860-е годы) на западных окраинах Российской империи, в семьях священнослужителей. Оба долго жили в миру и довольно поздно приняли монашество. Рукоположены в один и тот же год. Служили в основном в России. Расстреляны в Казахстане.

Митрополит Ивановский Павел (Гальковский)
Павел Михайлович Гальковский родился в 1864 году в Витебской губернии, сын диакона. Окончил Витебское духовное училище и Витебскую духовную семинарию. В 1888 году вступил в брак и был рукоположен во священника к сельской церкви. Овдовел в 1896 году, воспитывал дочь Марию, родившуюся в 1894 году.
Придерживался крайне правых политических взглядов, был председателем губернского отделения Союза русского народа. Осенью 1909 года направил приветственную телеграмму в адрес монархического съезда, организованного в Москве протоиереем Иоанном Восторговым. В ноябре 1915 года участвовал в работе Петроградского совещания монархистов.
Арестован в сентябре 1918 года по обвинению в хищении имущества духовной консистории, заключен в тюрьму Витебска, затем переведен в Москву, в Бутырскую тюрьму. После покушения на Ленина был объявлен заложником. В феврале 1919 года Витебским губернским ревтрибуналом освобождён за отсутствием состава преступления.
После освобождения из тюрьмы в том же году пострижен в монашество, служил духовником на Афонском подворье. Был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Петровского монастыря.
В 1921 году был хиротонисан во епископа Бузулукского, викария Самарской епархии. В том же году временно управлял Самарской епархией, организовал и возглавил епархиальный комитет помощи голодающим.
15 сентября 1923 года был арестован по обвинению в «антисоветской деятельности» и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. В марте 1924 года отправлен в ссылку в город Красноводск, где находился 3 года, до марта 1927 года, после чего с апреля по октябрь того же года провел в ссылке в Казани. После принятия декларации митрополита Сергия получил возможность вернуться к церковному служению. Служил в Рязанской, Воронежской, Владимирской епархиях.
С 1929 года епископ Иваново-Вознесенский. В 1933 году из-за переименования руководством СССР Иваново-Вознесенска в Иваново, а Иваново-Вознесенской области в Ивановскую его титул также был изменен на "Ивановский".
По некоторым сведениям, арестовывался в 1933 году.
8 марта 1936 года был арестован. Обвинялся в том, что "Возглавлял контрреволюционную группу реакционного духовенства и церковников г. Шуи, деятельность которой выражалась в устройстве антисоветских сборищ, хранении и распространении книги "Протоколы сионских мудрецов", создании домашних нелегальный церквей, насаждении тайного монашества»; «выступал против стахановского движения, в широких размерах распространял провокационно-клеветнические слухи об отсутствии в СССР свободы вероисповедания, в церковных проповедях допускал резкие выпады против советской власти и «инсценировал» во время богослужений раскаяния попов-обновленцев, поддерживал связь с ссылкой и оказывал ей материальную помощь" (недовольство властей вызвал, в частности, тот факт, что в 1934–1935 гг. владыка Павел принял в епархию около десяти духовных лиц, вернувшихся из ссылки). Вины не признал. 21 июня по приговору Особого совещания осужден к ссылке в Казахстан.
В ссылке находился в Семипалатинске Восточно-Казахстанской области. 21 ноября 1937 года арестован райотделом НКВД, 25 ноября тройкой УНКВД Восточно-Казахстанской обл. приговорён к высшей мере наказания, 28 ноября в 2 часа ночи расстрелян. Всё за одну неделю.
Согласно записи в учетной карточке информационного центра УМВД России по Ивановской области, умер в заключении 19 октября 1945 года от дистрофии.

О жизни архиепископа Новоторжского Агапита (Борзаковского) до его ухода в монастырь практически ничего не известно. В миру Александр Корнилович Борзаковский, родился в 1860 году (точная дата неизвестна) в Полтавской губернии, в семье сельского священника. Окончил медицинский факультет Московского Императорского университета, после чего в течение 25 лет работал врачом в Муромском уезде Владимирской губернии. Это всё. Ни о работе, ни о семье (если она была), ни о причинах ухода из мира никаких сведений не находится.
В 1909 году поступил в Яблочинский Онуфриев монастырь в Седлецкой губернии (сейчас это территория Польши), где принял монашество с именем безмездного врача Агапита и был рукоположен во иеромонаха. В Первую мировую служил военным священником. С 1918 по 1921 год - настоятель Карачевского Одрина мужского монастырь во имя Святителя Николая (Одрина пустынь) Орловской губернии.
12 декабря 1921 года хиротонисан во епископа Карачевского, викария Орловской Епархии. В 1920 году была создана Брянская губерния, в которую включили и Карачевский уезд. В связи с этим сведения о дальнейшем служении епископа Агапита противоречивы. Он был временно управляющим то ли Орловской, то ли Брянской епархии (или обеих), возможно управлял Дмитровским викариатством Московской епархии. С 25 мая 1924 года - епископ Брянский. Как минимум с этого времени ему приходится испытывать противодействие властей.
ПЭ Древо: "Постоянно жил в г. Карачеве. 16 сентября 1924 г., по личному распоряжению начальника Губернского секретного отдела, у епископа Агапита была отобрана подписка «о прекращении духовного окормления Епархии впредь до регистрации». Вскоре после этого владыка направил в Брянскую губмилицию заявление, в котором объяснял, что, получив назначение на кафедру Брянского епископа - и добровольно избранный церковными общинами Брянской губернии, он не регистрировался на основании разъяснения Наркомюста от 25 августа 1922 г. о том, что епархиальная организация не подлежит регистрации. Преосвященный Агапит представил необходимые для регистрации документы, в том числе список около 250 приходских общин, которые признали его своим епископом. 8 апреля 1925 г. владыка был вызван в Брянский ГИК и получил вторичное предупреждение не давать никаких распоряжений по епархии до его регистрации, о чем вынужден был дать расписку. Но регистрацию он не получил и в скором времени был сослан в Тверскую губернию.
В 1927 г. епископ Агапит вернулся из ссылки во вверенную ему Брянскую епархию. 19 мая 1927 г. в храме в честь Рождества Христова г. Брянска состоялся «Брянский епархиальный съезд духовенства и мирян староцерковной ориентации», на котором епископ Агапит был избран правящим архиереем Брянской епархии. На его имя, как «преосвященного Брянского», поступило письмо от и. д. местоблюстителя патриаршего престола митрополита Нижегородского Сергия от 31 мая 1927 г. с сообщением об образовании при и. д. местоблюстителя Временного Патриаршего Синода и предписанием подать заявление местной власти о регистрации преосвященного с состоящим при нем Епархиальным советом. 7 июня 1927 г. преосвященный Агапит, ссылаясь на вышеуказанное письмо митрополита Сергия, подал прошение в Отдел управления при Брянском губисполкоме о регистрации его как епископа Брянской епархии с назначенным им временным Советом (поскольку все члены Совета жили в Карачеве, то можно сделать вывод, что и епископ Агапит по-прежнему жил в Карачеве). На прошении стоит виза: «По мнению ГО ОГПУ, от допущения намеченной организации необходимо воздержаться. 18/VI-27 г.». 27 июня 1927 г. епископ Агапит вновь обращается в Брянский отдел управления при губисполкоме с прошением сообщить о результатах ходатайства о регистрации или выдать «письменное разрешение о безпрепятственности к возобновлению деятельности по управлению Епархией». На прошении стоит виза: «В регистрации отказано. 28/VI-27 г.»"
В июле 1929 года арестовывался «как активный член контрреволюционной церковно-сектантской организации».
В августе 1930 года вновь арестован, 15 декабря 1930 г. решением особой тройки ОГПУ по Западной обл. по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР приговорен к 10 годам лишения свободы по обвинению «в организации в г. Брянске и в г. Карачеве монашеских ячеек антисоветского характера с целью подрыва советской власти». Подал заявление о помиловании безвинно осужденных по его делу людей, просил и о пощаде к себе ввиду своей тяжелой болезни астмой. Прошение было отклонено. 6 января 1931 года этапирован в Зырянский край (ныне - Республика Коми).
В 1933 году после досрочного освобождения был назначен епископом Новоторжским, викарием Калининской и Кашинской епархии, а в следующем году возведен в сан архиепископа.
ПЭ Древо: "27 августа 1936 г. арестован. 20 октября 1936 г. по обвинению в «участии в контрреволюционной группе церковников» (ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР) приговорен к 5 г. ссылки в Казахстан. Ссылку отбывал на ст. Щербакты Цюрюпинского района Павлодарской области Казахстана.
18 ноября 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». Проходил по групповому делу "Дело архиепископа Агапита (Борзаковского) и др. Павлодар, 1937г.". Признал себя виновным.
Из протокола допроса обвиняемого Борзаковского А.К. от 19 ноября 1937 года:
Вопрос: Вы арестованы как член контрреволюционной сектантской организации. Дайте по существу показания.
Ответ: Я впервые был арестован в июле месяце 1929 года как активный член контрреволюционно-сектантской организации. Вторично я был арестован тоже по ст. 58 п.10 и 11 УК к 5 годам ссылки. В настоящее время, будучи в ссылке, я признаю, что не прекратил бороться с советской властью. Я в практической своей работе среди верующих внедрял, что советская власть есть не только противник религии, но и эта власть ведёт к уничтожению человечества. В целях создания недовольства на советскую власть я среди верующих вел контрреволюционную пропаганду, распространял среди верующих вымышленную контрреволюционную провокацию по адресу вождей и руководителей советской власти, утверждал, что в скором будущем этой власти не будет. Других контрреволюционных высказываний с моей стороны не было.
Вопрос: При каких обстоятельствах вы высказывали недовольство на советскую власть?
Ответ: Проживая на частной квартире у верующей Торницыной Татьяны, где ежедневно собирались и другие верующие, я среди них вёл эту контрреволюционную пропаганду, в чём и признаю себя виновным.
Вопрос: С кем вы были связаны из духовенства по месту жительства?
Ответ: Я был связан с духовными лицами, отбывающими ссылку в Щербактах, – Шаргуном Василием Варфоломеевичем и Перепилевским Иваном Яковлевичем.
Вопрос: Что вы можете сказать о контрреволюционных действиях Шаргуна и Перепилевского?
Ответ: Я в первых числах марта 1937 года вместе с Шаргуном и Перепилевским прибыл в ссылку, с этого времени мы стали посещать друг друга и одновременно совместно проводить контрреволюционную агитацию.
Вопрос: В каком направлении вы проводили контрреволюционную агитацию?
Ответ: Я повторяю, что я внедрял среди верующих то, что советская власть долго существовать не может, т.к. она ведёт борьбу против религии, а религия есть достоинство человека. В этом вопросе Шаргун и Перепилевский меня поддерживали.
Других разговоров между нами не было, и больше по существу дополнить ничем не могу. Показания записаны с моих слов, мне прочитаны.
25 ноября 1937 г. тройкой при УНКВД по Восточно-Казахстанской области по обвинению в «организации контрреволюционной группы, проведении антисоветской агитации» приговорен к расстрелу.
Расстрелян 28 ноября 1937 г. в 2 часа ночи".
Также о епископе Агапите и осуждённых с ним в 1937 году рассказано в Докладе игумена Иосифа (Еременко) на Международной научно-практической конференции «Поминайте наставников ваших» в г. Алматы, 25 октября 2010 г.
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху