Судьбы архиереев-новомучеников ХХ века - 4 декабря.

С праздником Введения всех вас, уважаемые читатели блога!
Сегодня вспоминаем четверых архиереев, поэтому о каждом придётся сказать покороче.

Епископ Курский и Обоянский Артемон (Евстратов)
О нём и известно-то очень немного.
Василий Иванович Евстратов родился в 1889 году в Тверской губернии в крестьянской семье.
В 1910 году окончил Псковскую духовную семинарию, в 1911-м рукоположен в иерея.
В 1918 или 1919 году окончил Московскую духовную академию. Священствовал до 1931 года.
В 1925 году был арестован в Тверской губернии по делу поджога здания милиции и приговорен к 1 году тюремного заключения.
В 1932 году пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Петропавловского, викария Омской епархии. (А ведь в этом году было рукоположено всего 7 епископов, тогда как в 1923-м, например, 55.)
С 15 декабря 1935 года епископ Курский и Обоянский. Временно управлял Белгородской епархией.
21 апреля 1937 года был арестован. Обвинён в «руководстве контрреволюционной фашистской организацией церковников». Приговорён к расстрелу. 4 декабря 1937 года расстрелян.

Епископ Орловский Иннокентий (Никифоров)
Иван Иванович Никифоров родился в 1879 году в Мамадышском уезде Казанской губернии в семье Иоанна Никифорова, одного из первых учителей из кряшен (крещёных татар).
Обучался в Уфимской духовной семинарии, но был уволен из четвёртого класса по болезни. В 1903 году рукоположён во священника к Христорождественской церкви села Феодоровского Петропавловского уезда Акмолинской области.
В 1914 году сдал экзамены за полный семинарский курс и поступил на казённый счет в Казанскую духовную академию, которую и окончил в 1918 году.
С 1918 года настоятель омского Богородице-Братского храма. Одновременно был законоучителем омской женской гимназии, проработавшей до взятия Омска Красной Армией в октябре 1919 года. При взятии Омска красными отрядами их священнический дом взяли под лазарет силой. 2 ноября его супруга скончалась, детей у них не было.
В 1925 году пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Семипалатинского, викария Омской епархии. С 1928 года правящий епископ Семипалатинский и Устькаменогорский. 18 марта 1936 года — епископ Орловский и Севский.
13 февраля 1937 года арестован. Заключён в Орловскую тюрьму, 16 июля 1937 года переведён в тюрьму г. Курска. БД ПСТБИ: Из материалов дела: "При обыске обнаружены документы к/р монархического содержания: "Атеизм и и его основания" (188 печ. страниц); "Вопрос о бытии Бога" (196 печ. страниц); "Церковь и государство" (19 печ. листов); "К моей апологии" (25 печ. страниц); "Мои мысли ввиду церковного раздора" (5 печ. страниц); "Без названия" (рукописный материал реакционно-монархического содержания); две молитвы антисоветского к/р содержания; "О возрождении приходской жизни" - брошюра к/р характера, составленная епископом Серафимом (Чичаговым)"
Осуждения тройка при УНКВД СССР по Курской обл. 04/12/1937
Обвинение: "организация и руководство к/р церковно-монархической фашистской организации, активная руководящая /р деятельность". Статья ст.58-10,58-11 УК РСФСР. Приговор высшая мера наказания - расстрел.
Групповое дело "дело епископа Иоасафа (Жевахова). 1937г. "В 1937г. епископ Иннокентий был арестован в составе группы из 30 человек, осужденных по нескольким различным делам: 21 из них были осуждены 15.08.1937г. по делу Д.6825-П, 6 осуждены 27.11.1937г. - по делу Д.7036-П, 1 человек осужден по Д.6821-П. Епископ Иннокентий был осужден по Д.3442 Архива УФСБ по Курской обл. Из материалов дела: "Управлением НКВД по Курской области была вскрыта и ликвидирована к-р фашистская, террористическая организация, имевшая свои филиалы в разных районах Орловской области, организованная весной 1936г. еп.Орловским Иннокентием Никифоровым". По делам этих организаций были арестованы и приговорены 50 человек по "делу Свентицкого и других", 27 человек по делу "Крылова и других", 13 человек по делу "Беляева и других". Из обвинения: "Будучи враждебно настроен к Советской власти, занимался активной к/р деятельностью. Являлся руководителем церковно-монархической к/р организации, существовавшей в г.Орле". Из материалов дела: "Виновным себя признал только в том, что выпустил в обращение к/р характера молитву и, как епископ, руководил к/р духовенством. Показаниями свидетелей и других обвиняемых активная к/р деятельность Иннокентия Никифорова вполне доказана". Свое участие в контрреволюционной организации, в к/р деятельности и а/с агитации епископ Иннокентий не признал.

4 декабря 1937 года был осужден тройкой по Курской области по обвинению в "организации и руководстве к/р фашистской организации", по статье 58-10-11 УК РСФСР, к расстрелу. В тот же день расстрелян. Произведенной в 1955-1957 годы проверкой в УКГБ Орловской области дел на участников организаций, будто бы руководимых епископом Иннокентием Никифоровым, установлены факты фальсификации следственных материалов. Дела были признаны сфабрикованными.

Священномученик епископ Могилёвский Иоасаф (Жевахов)
Владимир Давидович Жевахов (Джавахишвили) родился в 1874 году в Полтавской губернии. Сын князя Давида Дмитриевича Жевахова, выходца из грузинского княжеского рода Джавахишвили.
Окончил юридический факультет Киевского университета. С 1900 года служил в Киевской судебной палате, в 1902-1914 годах почётный мировой судья по Пирятинскому, затем по Киевскому уезду. С 1911 года старший советник Киевского губернского правления, затем чиновник особых поручений при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе.
После революции был вынужден скрываться, затем работал в Украинской академии наук.
В 1924 году был впервые арестован и семь месяцев провёл в тюрьме Киева. Сразу после освобождения обратился с письмом к патриарху Тихону с просьбой благословить его на принятие монашества: «После пережитой в текущем году Голгофы, выразившейся в полугодовалом тюремном заключении, я почувствовал всю необходимость Воскресения к новой жизни и бесповоротно решил, совершенно уйдя из мира, остаток дней своих посвятить Богу».
26 декабря 1924 года епископом Уманским Макарием (Кармазиным) был пострижен в монашество с именем Иоасаф в честь Иоасафа Белгородского и рукоположён во иеромонаха.
С 6 июля 1926 года епископ Дмитриевский, викарий Курской епархии.
Вскоре был арестован и в 1926-1929 годах находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения. После лагеря три года провёл в ссылке в Нарымском округе (Восточно-Сибирский край).
С 1934 года епископ Могилёвский, с 1936-го также управлял Минской епархией.
16 октября 1936 года был арестован и выслан в город Боровичи Новгородской области, где жила его сестра. В 1937 году смог ненадолго вернуться в Белгород.
В 1937 году арестован УНКВД по Курской области по обвинению в «руководстве контрреволюционной фашистской организацией церковников». В частности, был обвинён в том, что назвал убийство С. М. Кирова «заслуженной карой» за расстрелы, которые проводились по приказу Кирова. 4 декабря 1937 года осуждён тройкой УНКВД по Курской области и в тот же день расстрелян.

Архиепископ Ивановский и Кинешемский Иов (Кресович)
Судьба этого архиерея сложилась иначе, поскольку после революции он оказался на территории, вошедшей в состав Польши. Поэтому при Сталине под репрессии не попадал. Попал уже при Хрущёве.
Владимир Адрианович Кресович родился в 1898 году в Волынской губернии в семье священника, все его предки-мужчины были священнослужителями. Окончил Мелецкое духовное училище, Кременецкую духовную семинарию, был рукоположен во священника к Свято-Николаевской церкви Кременецкого Богоявленского монастыря.
В 1942 году овдовел, в июле того же года пострижен в монашество митрополитом Алексием (Громадским) и рукоположен во епископа Луцкого, викария Волынской епархии в юрисдикции Украинской автономной православной церкви, сохранявшей в условиях немецко-фашистской оккупации каноническое общение с Московской Патриархией.
С 6 июня 1943 года епископ Кременецкий и Дубенский. Остался с паствой. (Кременец освобождён Красной армией 19 марта 1944 года).
С 14 февраля 1945 года епископ Измаильский Русской православной церкви.
5 апреля 1946 года по болезни уволен на покой в один из монастырей Кишинёвской епархии.
С 29 июля 1946 года вернулся к архиерейскому служению. Был известен как красноречивый проповедник.
С 26 декабря 1957 года архиепископ Казанский и Марийский.
В марте 1960 года освобождён от управления епархией; через месяц был приговорён к трём годам лишения свободы по обвинению в неуплате налогов и сокрытии доходов. Реальная причина осуждения - противодействие закрытию храмов в епархии в период осложнения отношений между церковью и государством при Хрущёве. Митрополит Николай (Ярушевич) в беседе с архиепископом Василием (Кривошеиным) рассказал об обстоятельствах осуждения владыки Иова: "Поверьте мне, все эти финансовые обвинения неверны или, во всяком случае, неверны на восемьдесят процентов. Истинная подоплека дела с архиепископом Иовом не в этом. Он был деятельным архиереем, проповедовал, ездил по приходам, боролся с безбожием, противился закрытию приходов. Это, конечно, не понравилось гражданским властям, его решили убрать, но так как прямо обвинить его за его церковную работу было неудобно, то против него выдвинули обвинение в неуплате налогов."
С 23 октября 1967 года архиепископ Уфимский и Стерлитамакский.
С 16 октября 1973 года архиепископ Ивановский и Кинешемский.
6 октября 1977 года, будучи тяжело больным, по собственному желанию был уволен на покой и переехал во Львов, где жил у своих детей. Скончался 4 декабря 1977 года во Львове, похоронен на Яновском кладбище города.
В некрологе, опубликованном в «Журнале Московской Патриархии», говорилось, что владыка Иов был «человеком, глубоко преданным церкви, скромным, мирным…, которого повсюду, где он побывал, запомнили как доброго и щедрого пастыря, горячо преданного Богу и милостивого к людям». Таким образом, церковь фактически дезавуировала приговор суда в отношении архиепископа (ранее священноначалие уже определило своё отношение к этому приговору, назначая владыку Иова на архиерейские кафедры).
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху