Судьбы архиереев-новомучеников ХХ века - 4 февраля.

Поминаемый сегодня епископ прославлен в РПЦЗ, а также является местночтимым святым Одесской епархии.

Епископ Измаильский Дионисий (Сосновский)
Сосновский Павел Иванович родился в 1859 году в Тамбовской губернии в семье диакона.
Окончил Тамбовское духовное училище и Тамбовскую духовную семинарию, затем два года работал сельским учителем.

В 1885 году Тамбовским епископом Виталием был рукоположен во диаконы к Космодемьянской церкви села Верхней Ярославки Тамбовской губернии. В 1888 году овдовел. С 1888 по 1892 год учился в Московской духовной академии. Во время обучения в академии был пострижен в монашество с именем Дионисий. 25 мая 1892 года был рукоположен во иеромонаха и определен на службу в духовно-училищное ведомство.

Служил смотрителем Варшавского духовного училища с 1892 по 1896 год. В 1896 году был возведен в достоинство архимандрита и определен ректором Иркутской духовной семинарии. В 1898 году был переведен настоятелем в Дмитровский Борисоглебский монастырь Московской епархии, где служил до 1900 года. С 1901 года настоятельствовал в Николаевской Теребенской пустыни, с 1902 года также состоя благочинным монастырей Тверской епархии.

Указом Святейшего Синода в 1908 году был назначен на новую викарную кафедру, учреждённую в Оренбургской епархии. Наречение его во епископа Челябинского состоялось 12 сентября 1908 года в зале заседаний Синода в Петербурге, а хиротония - 14 сентября того же года в Троицком храме Александро-Невской Лавры.

О его служении в Челябинске подробно пишется здесь.
"Викарную челябинскую кафедру епископ Дионисий занимал дольше, чем любой из его преемников, – 6 лет. При этом он был, может быть, менее всего челябинским Преосвященным, так как почти всё время находился в Оренбурге, числясь настоятелем Успенского Макарьевского монастыря, а фактически выполняя при оренбургских епархиальных архиереях Иоакиме (Левицком) и Феодосии (Олтаржевском) функции их заместителя. На его рассмотрение были переданы наиболее многочисленные рутинные вопросы, отнесенные к компетенции епископа. Епископ Дионисий во время нахождения на Южном Урале состоял председателем Оренбургского епархиального училищного совета (1908 – 1911), товарищем председателя Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества, председателем епархиального комитета по оказанию помощи пострадавшим от неурожая в голодные 1911 – 1912 гг.

Не остался епископ Дионисий и вдали от политических веяний времени, вступив почти сразу же по прибытии в Оренбург в "Союз русского народа". Поцеловав врученный ему знак этой черносотенной организации, он указал и на причины, побудившие его к вступлению в Союз. По его мнению, "Союз русского народа" состоял в большинстве своём из простого народа, в котором "больше и глубже сохранились те заветы, на которых развилась историческая жизнь России. Вера этой части русского народа сохранилась чище и глубже, а он, как епископ русской церкви, твердость в вере ценит выше всего". При этом простому народу он противопоставлял интеллигенцию, которая, по его мнению, "потеряла русскую самобытность, объевропеилась и смотрит на нее с пренебрежением как на остатки невежества, и этим отделилась от своего народа. Большинство этой интеллигенции если и не утратило совершенно веры в Бога, то стало индифферентно, стало безразлично относиться к делам веры и церкви".

Епископ Дионисий в воскресные и праздничные дни часто вёл службы в храмах Оренбурга, во время отпусков епархиальных архиереев временно управлял Оренбургской епархией (май – июль 1909-го, июнь – июль 1913 и 1914 гг.). Св. Синодом поручалось ему и временное управление Тобольской епархией (май – июнь 1912 г.). После принятия Св. Синодом 9 октября 1913 года указа о перемещении резиденции епископа Челябинского в Челябинск и утверждения новых должностных обязанностей викария характер деятельности епископа Дионисия должен был существенно измениться. Ему поручалось решение многих вопросов непосредственно на территории Троицкого и Челябинского уездов Оренбургской губернии. Однако, пока шли все необходимые согласования и решались вопросы материального обеспечения Челябинской кафедры, он оставался в Оренбурге. А когда он окончательно перебрался в сентябре 1914 года в Челябинск, в газетах уже муссировались слухи о возможных перемещениях епископа Дионисия из Оренбургской епархии на различные викарные кафедры. И слухи эти не замедлили оправдаться.

Указом Св. Синода от 17 ноября 1914 года он был назначен епископом Измаильским, вторым викарием Кишинёвской епархии, и 20 декабря того же года убыл на новое место службы. Таким образом, епископ Дионисий находился непосредственно в Челябинске около 3 месяцев. Между тем, будучи епископом Челябинским, он освятил в городе Александро-Невский и Свято-Троицкий храмы, поставил вопрос о денежном содержании епископа Челябинского перед епархиальным съездом духовенства и епархиальным архиереем, положил начало обустройству викарной кафедры в Челябинске, решал многие и многие вопросы, касающиеся духовенства Челябинского округа. А потому его имя как первого архиерея, разместившегося в городе, навечно останется в анналах челябинской истории."

С занятием в январе 1918 года Бесарабии Румынией, архиереи Кишиневской кафедры получили требование от Священного Синода Румынской Православной Церкви отложиться от Церкви Всероссийской и подчиниться юрисдикции Церкви Румынской. Ни один из этих владык не согласился на это, и епископ Дионисий был вынужден в крайне короткий срок покинуть вверенное ему викариатство и выехать в Россию без разрешения проститься с паствой.

Патриарх Тихон так писал об этом в своём послании Священному Синоду Румынской церкви: "Предъявленное Румынским Священным Синодом по отношению к Архиепископу Анастасию (Грибановскому) и епископам Гавриилу (Чепуре) и Дионисию (Сосновскому) требование отложиться вместе со своею паствою от Церкви Всероссийской и подчиниться юрисдикции Церкви Румынской, будучи антиканоническим по существу, является в то же время посягательством на свободу их архиерейской совести, которая не могла допустить отступления от долга присяги, данной ими при рукоположении. Сама обстановка, при которой епископы Гавриил (Чепура) и Дионисий (Сосновский) покинули Бессарабию, носит характер насильственного изгнания их из епархии, так как они были крайне стеснены сроком для ликвидации служебных и личных дел и не получили даже разрешения проститься со своею паствою."

В Россию добираться пришлось через охваченную гражданской войной Украину. Далее сведения расходятся. По сведениям митрополита Мануила (Лемешевского), в начале 1918 года епископ Дионисий переехал в Киев, где и скончался в конце 1918 года. Есть архивные данные, по которым он скончался в октябре 1918 года и был похоронен в Киевском Михайловском Златоверхом монастыре. По сведениям протопресвитера Михаила Польского, на железнодорожной станции "Вятка" был схвачен большевиками и изрублен шашками 4 февраля 1918 года. Эта дата в настоящее время и считается официальной.

Следовало бы, наверное, вспомнить ещё одного епископа той же епархии, только более позднего времени. Архиепископ Одесский и Херсонский Сергий (Петров) родился в 1924 году, архиереем стал в 1960-м и скончался 4 февраля 1990 года. Однако найти какие-то непротокольные воспоминания или отзывы о нём мне не удалось. Есть посвящённый ему сайт, но и там я не могу указать ничего, заслуживающего перепечатки. Может быть, кто-то из читателей располагает интересной информацией об этом архиерее?
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху