Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 6 марта.

Сегодня вспоминаем ещё одного скромного, малоизвестного епископа, честно исполнявшего свой пастырский долг и пострадавшего в годы гонений на Русскую Православную Церковь.

Епископ Рославльский Вениамин (Глебов)
Василий Алексеевич Глебов родился 31 декабря 1885 года (иногда указывают 1 января 1886 г.) в Смоленске. Обычно пишут, что отец его был священником, секретарем Смоленского архиерея, но это не совсем точно.
В материале Жизнь, служение и мученическая кончина епископа Рославльского, викария Смоленской епархии Вениамина Глебова на сайте Смоленской митрополии указывается, что родился он "в семье потомственного дворянина, надворного советника, секретаря канцелярии Смоленского архиерея, с 1887г. — старосты кафедрального Богоявленского собора Архиерейского дома, позже священника Алексея Степановича Глебова и его жены Ольги Михайловны (25.03.1864–1894), в девичестве Потаповой. Дед будущего епископа по материнской линии Михаил Михайлович Потапов (14.05.1831–03.04.1899) был надворным советником, из вольноотпущенных, кавалером многих орденов (св. Владимира IV степени, св. Анны и св. Станислава III ст.) участковым приставом Тверской части в Москве. Бабушка будущего епископа Екатерина Александровна Потапова (1842–25.03.1864), урожденная Виноградова, умерла при родах Ольги Михайловны, матери епископа. Прадед будущего епископа, отец Екатерины Александровны Александр Апполонович Виноградов, был священником Николо-Голутвинской церкви в Москве. Василий, будущий епископ, был старшим из пятерых детей в семье Глебовых. Известно, что у Василия были сестры Ольга Алексеевна (в замужестве Архарова) и Александра Алексеевна. Мать семейства Ольга Михайловна умерла в 1894г., также при родах (последнего сына, Алексея)."

Здесь интересно отметить, что вольноотпущенный - это отпущенный на свободу крепостной. И вот этот бывший крепостной дослужился до чина, соответствующего подполковнику. Это уже дало ему личное дворянство, а награждение орденом св. Владимира - потомственное. Что там нам говорили об отсутствии социальных лифтов в Российской Империи?

О ранних годах жизни будущего епископа почти ничего не известно. В 1906 году он окончил Смоленскую духовную семинарию, а в 1911 году — юридический факультет Харьковского университета. В октябре 1913 года поступил послушником в Пафнутьев-Боровский монастырь, в 1915 году принял монашеский постриг с именем Вениамин. С 1916 года состоял в братии смоленского Троицкого монастыря, был рукоположен во иеромонаха.

В 1918 году был мобилизован в Красную Армию, служил в тыловом ополчении в Смоленске.

26 сентября 1920 года был рукоположен Патриархом Тихоном во епископа Рославльского, викария Смоленской епархии.

Во время кампании по изъятию церковных ценностей, пытаясь предотвратить столкновения, 29 марта 1922 года обратился к приходам Рославльского уезда с воззванием, в котором призывал «выполнить все требования комиссии по изъятию; при изъятии попросить лишь оставить священные сосуды, но если бы и их потребовали, то отдать со спокойным сердцем, испросить лишь самое необходимое для богослужения».

По Лавринову "С 1922 г. в обновленческом расколе... Принес покаяние патриарху Тихону." Похоже, здесь есть некоторое преувеличение.
ПЭ Древо: "В период острого кризиса высшей церковной власти, когда Патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 — 25 июня 1923) и власть узурпировало обновленческое Высшее церковное управление, епископ Василий склонялся к признанию полномочий последнего и, как свидетельствует письмо епископа Василия архиепископу Антонину (Грановскому) от 23 апреля 1923 года, не отрицал возможности церковных реформ, которые должны были осуществляться по программе «Союза церковного возрождения», возглавляемого архиепископом Антонином, а не по программе «Живой церкви», руководимой В. Д. Красницким (Антонин выступал против требований «Живой церкви» о введении второбрачия духовенства, закрытии всех монастырей, упразднении епископата и др.). В Рославле к конце 1922 года существовала небольшая группа сторонников «Живой церкви», значительное количество общин во главе с настоятелем Преображенского монастыря архимандритом Рафаилом (Баутиным) разделяло программу «Союза церковного возрождения». Епископ Вениамин пытался примирить общины викариатства, однако все его усилия закончились тем, что 31 октября ВЦУ уволило Вениамина «на покой… с назначением местожительства в г. Задонске Воронежской губ.» (20 сент. «был уволен на покой» архимандрит Рафаил).

Осенью 1922 года епископ Вениамин, по-видимому, предполагал уехать из Рославля. 13-24 ноября 1922 года совет православной общины, принявшей в пользование рославльский Преображенский монастырь, постановил: «Никакого В. Ц. У. как духовного руководителя над собой не признавать и в молитвенное общение с ним не входить. Оставаясь строго православными, признавать своим духовным руководителем и главою еп. Вениамина Рославльского, просить его оставаться в г. Рославле». 5 февраля 1923 года совет полоцкого Софийского православного братства направил епископу Вениамину письмо с просьбой в случае, если слухи о его намерении оставить Рославль («из-за своих строго православных взглядов на обновленческое движение») и уйти на покой правдивы, возглавить православных в Полоцке в их противостоянии обновленцам.

Постановление об «увольнении на покой» епископа Вениамина и архимандрита Рафаила и сообщение о том, что они не подчинились этому постановлению и остаются в Рославле, ВЦУ направило в Смоленский губполитотдел (поступило 23 декабря 1922). 27 февраля губотдел ГПУ предложил уполномоченному по Рославльскому уезду арестовать епископа Вениамина и архимандрита Рафаила. 8 марта 1923 года епископ Вениамин был арестован, заключён в смоленский исправдом, 27 марта переведён в дом предварительного заключения № 2. На вопрос следователя об отношении к проблеме церковного управления в новых исторических условиях епископ Вениамин сказал: «Высшая церковная власть в православной Церкви должна принадлежать поместному российскому Собору православной Церкви и тем органам, которые он создаст, и до созыва Собора право созвать собор принадлежит Высшему церковному управлению… Реформы в Церкви необходимы, и я им сочувствую».

Вскоре в ГПУ поступило ходатайство верующих (с многочисленными подписями) об освобождении епископа Вениамина и архимандрита Рафаила. В ходатайстве, в частности, говорилось, что епископ Вениамин и архимандрит Рафаил «никогда не были против советской власти… оба они истинные христиане, учили нас и словом, и примером любви и нравственности в духе христ. веры, чем способствовали уменьшению хулиганства и разного рода проступков и пороков (пьянство и проч.)… Оба никогда не были корыстными, всегда довольствовались тем весьма немногим, что мы могли дать им (еп. Вениамин заявлял, что ему нужно только иметь 1 ф. хлеба в день), чем и учили нас довольствоваться тем же, в настоящее тяжёлое время и не искать богатства и прочих благ мира».

10 апреля 1923 года в Смоленском губотделе ГПУ было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось, что главная вина епископа Василия и архимандрита Рафаила состоит в противостоянии «Живой церкви»: «Глебов… являлся главой реакционного духовенства и в целях активного противостояния обновленческому движению церкви бросил лозунг автокефальной церкви… Еп. Вениамин достиг того, что подчинённые ему в церковном отношении попы один за другим стали подавать заявления о непричастности их к т. н. Живой церкви, и вообще гр-н Глебов как епископ своим авторитетом, отмежевавшись под давлением архим. Рафаила от всех обновленческих групп… хотел создать в Рославле крепкую автокефальную церковь с тихоновской окраской… Этим фактом они объявили беспощадную и успешную борьбу с обновленцами и тем самым создали бы невозможность обновленческому движению иметь желательное развитие». Предлагалось выслать епископа Вениамина и архимандрита Рафаила «в места отдалённые Сибири и Севера».

22 мая 1923 году епископ Вениамин направил в ГПУ прошение, в котором заявлял, что «никогда не занимался измышлением и распространением ложных слухов или непроверенных сведений, могущих… возбудить недоверие к власти или дискредитировать её», и просил поскорее рассмотреть дело и освободить его из заключения ввиду слабости здоровья. 7 июня 1923 года он был переведён в Москву в Бутырскую тюрьму. Здесь обвинение было переформулировано в стандартное — «антисоветская деятельность и контрреволюционная агитация». По постановлению Коллегии ОГПУ от 8 августа 1923 года архиерей был освобождён, дело следствием прекращено. После освобождения жил в Москве, служил в церквах святителя Митрофана и святителя Николая Явленного на Арбате."

28 апреля епископ Вениамин был вновь арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации и распространении злостных непроверенных слухов с целью дискредитирования сов. власти», заключён в Бутырскую тюрьму. Обвинение не подтвердилось, 22 мая епископ был освобождён, дело следствием прекращено.

С 1926 года жил на хуторе Крутяки Бологовского района на иждивении сестёр.
В 1928 году поселился в Ригодищинской сельскохозяйственной монашеской артели в Ленинградской области. Впоследствии был выслан из Смоленской епархии.
С 1930 года жил в городе Валдае.
В 1932 году ездил в Москву для лечения.

Вёл замкнутый образ жизни, отличался крайней осторожностью, квартиру его посещали лишь несколько монахинь и священников. Тем не менее в его окружении была завербована женщина, получившая псевдоним «Своя» и около года собиравшая компрометирующий материал на владыку. В одном из донесений в 1937 года она писала:
"10 апреля с.г. я заметила, что священник Надеждин пошел к епископу. Видя это, пошла и я. В разговоре с приживалкой епископа я слышала, что разговор между попами идет о церкви, причем Надеждин говорил, что на Пасху ему, по-видимому, служить не придется, так как НКВД, по слухам, думает арестовать его. Епископ стушевался, указал глазами на меня и сказал: "На всё воля Божья, надо пережить всё"..." (ПЭ Древо)

С сайта Смоленской митрополии:
"16 февраля 1938г. в квартире владыки был произведен обыск.
17 февраля 1938г. органами Валдайского РО НКВД еп. Вениамин был арестован.
В документе о составе семьи владыки было указано: «Состав семьи: холост. Сестра Ольга Алексеевна Архарова, проживает в Москве, ул.Молчановка, д.11, библиотекарь на рабфаке; сын сестры (племянник епископа) Алексей Михайлович Архаров, студент; двоюродная племянница Осипова Евдокия Михайловна, инвалид, проживает в моей квартире».

22 февраля 1938г. Валдайский РО НКВД закончил рассмотрение дела.
Из материалов дела:
«ГЛЕБОВ В.А., будучи враждебно настроен к политике ВКП(б) и Советской власти, а также находясь ранее в контрреволюционной связях с участниками контрреволюционной организации церковников и ныне осужденными к В.М.Н. с ПЛОДОВИТОВЫМ и др., находясь здесь, в Валдае совместно с НАДЕЖДИНЫМ А.Н. вел контрреволюционные беседы, направленные против существующего строя, высказывал недовольство по отношению к политике ВКП(б) и Советской власти.
В 1937г. во время изъятия контрреволюционного враждебного элемента заявил: «На все Воля Божия, только надо переживать это все». Виновным себя признал и изобличается показаниями обвиняемого НАДЕЖДИНА А.Н….»



Дело было направлено на рассмотрение тройки НКВД по Ленинградской обл.
Постановлением особой тройки УНКВД по Ленинградской области от 4 марта 1938 года за «систематическую контрреволюционная агитацию, проведение контрреволюционных сборищ под видом религиозных обрядов» приговорён к расстрелу.
6 марта 1938 года в Ленинграде приговор был приведен в исполнение."

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху