Судьбы архиереев-новомучеников ХХ века - 8 декабря.

Сегодня вспоминаем четверых епископов. Двое из них ещё дореволюционного поставления. Один скончался ещё до Большого террора, один ушёл на покой как раз перед его началом (ему исполнилось уже 75 лет) и, видимо, не привлёк внимания. Оставшиеся двое расстреляны в том самом 37-м.

Священномученик архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим (Остроумов)
К житию на сайте кое-что можно добавить. Переход к настоятельству в Яблочинском монастыре был не совсем добровольным. С сайта Смоленской епархии: "Из-за конфликта между консерваторами и либералами в духовной академии отец Серафим был вынужден покинуть ее и был назначен наместником Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии. Эта обитель была настолько бедна, что не могла расплатиться с долгами и ее уже было хотели закрыть. Серафим, ставший в 1908 году архимандритом, приложил немалые усилия для восстановления монастыря, и за восемь лет его управления обитель сделалась самой процветающей во всей епархии, были открыты различные курсы и школы для монахов, певчих, иконописцев и простых детей, которых к 1914 году в монастыре обучалось уже 400 человек."
Арестам в 1918 году Владыка Серафим подвергался дважды: в марте (находился под домашним арестом, подвергся двум допросам, был наложен запрет на выдачу корреспонденции) и июле (чекистами был произведен обыск в архиерейском доме и разогнано епархиальное собрание).
После ареста 1936 года осужден он был совместно с другими восемью священнослужителями. Все обвиняемые виновными себя не признали и на очных ставках показания свидетелей категорически отрицали.
Расстрелян архиепископ Серафим был в том самом Катынском лесу. Это уже потом там казнили поляков, а до того расстреливали своих же граждан.

Архиепископ Костромской Севастиан (Вести)
Вести Григорий Иванович, родился в 1870 году в Бендерском уезде Бессарабской губернии, в бедной крестьянской семье.
Окончил сельскую школу и уездное училище. В самый день окончания училища к нему явился некий священник по фамилии Бендер, по имени Севастиан, не связанный с ним никакими узами родства, взял его к себе в дом и предложил ему готовиться к поступлению в духовную семинарию.
В 1894 году успешно закончил Кишиневскую духовную семинарию и принял рукоположение во священника.
В 1897 году поступил в Киевскую духовную академию.
В 1900 году пострижен в монашество. На момент пострижения был вдовцом, имел дочь.
По окончании академии служил в духовных учебных заведениях.
В 1914 году хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии.
В 1919 году был арестован костромским ревтрибуналом как "редактор духовного журнала". Подробности неизвестны.
В 1920 году назначен правящим архиереем Костромской епархии.
В 1922 году уклонился в обновленчество, стал архиереем обновленческой Костромской епархии.
В июле 1923 года, после освобождения патриарха Тихона, покаялся и оставлен Костромским архиереем.
15 августа того же года был арестован. 31 августа был освобожден под подписку о невыезде без прекращения дела.
В конце сентября того же года вновь уклонился в обновленческий раскол.
В декабре 1923 года было вынесено решение о прекращении дела, по которому он был арестован 15 августа, поскольку "в его действиях нет призыва к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти".
В начале 1924 года снова покаялся перед патриархом Тихоном и оставлен архиепископом Костромским.
В 1925 году на приглашение обновленческого епархиального управления прибыть для переговоров, ответил официальной бумагой, что не имеет на это никаких указаний от митрополита Петра (Полянского), а без них "может руководствоваться только выработанными и утвержденными Святейшим Патриархом Тихоном правилами о чиноприеме клириков, приходящих из обновленческого раскола". "Кроме того - добавил епископ Севастиан, - ...я полагаю, что переговоры о церковном мире могут начаться только в том случае, если и в центре, и на местах установится нормальное духовное управление патриаршей церкви и религиозных общин".
В 1929 году был арестован.Пытался вступиться за большую группу духовенства, арестованную в октябре 1929 года в Костроме органами ОГПУ, за что получил предписание немедленно покинуть Кострому.
Уехал в Кинешму, где и скончался 8 декабря 1929 года. Погребен у алтаря Кинешемского Успенского собора.

Епископ Ставропольский Лев (Черепанов)
Леонид Всеволодович Черепанов родился в 1888 году в Полевском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии в семье священника. Был старшим ребенком в семье Черепановых, кроме него было еще семь детей.
Окончил Пермское духовное училище и Пермскую духовную семинарию. Начал службу в Пермской консистории, но вскоре перешёл к священническому служению. Рукоположен во иерея в июле 1910 года, определен служить в Успенском соборе г. Оханска Пермской губернии. В 1914 году по собственному желанию был переведен на место своего отца Всеволода Черепанова - в церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» Скорбященского женского монастыря в поселке Нижне-Тагильский завод. Здесь он также стал законоучителем в монастырской школе.
В 1918 году овдовел.
В 1920 году Скорбященский женский монастырь был закрыт властями, на части его территории разместили концентрационный лагерь № 2. Скорбященская монастырская церковь была отгорожена от лагеря колючей проволокой, однако вплоть до лета 1923 года оставалась действующей, отец Леонид продолжал совершать в ней богослужения.
Отец Леонид проявил себя активным борцом с обновленчеством. Сам он так характеризовал свое отношение к ним: "Помимо тихоновской ориентации я знал ориентацию живоцерковников, которых я понимал как откольников от православия и еретиков, и им я не мог сочувствовать".
В феврале 1923 года пострижен в монашество с наречением имени Лев и хиротонисан во епископа Нижнетагильского в г. Уфе. Епископ Лев продолжил деятельную борьбу с обновленчеством. Власти не смогли терпеть религиозного подъема, который был вызван образованием «тихоновской» Нижнетагильской кафедры и активной проповеднической деятельностью нового епископа. Органами ГПУ было сфабриковано уголовное дело под названием "Автокефалисты". Больше двадцати священно-церковнослужителей и мирян обвинялись "в организации под флагом автокефалии контрреволюционного нелегального сообщества с задачами борьбы против Соввласти…".
15 июня 1923 года епископ Лев был арестован. В августе 1923 года он и ещё 12 самых активных служителей Церкви были этапированы в Москву, где их поместили в Бутырскую тюрьму. Из обвинительного заключения: "Избранный на съезде церковников епископ Черепанов усиленно разводил деятельность по укреплению автокефалии, причем в борьбе с обновленческим движением он базируется на положении, что обновленчество поддерживается соввластью, что обновленческие попы - советские попы, а потому надо бороться с обновленцами, дабы избавиться от ига большевиков. В своих проповедях гр. Черепанов не скрывает своего положительного отношения к воззванию Собора 1917г. о борьбе с большевиками... Кроме этого, гр.Черепанов является ярым приверженцем контрреволюционной политики Патриарха Тихона".
14 декабря 1923 года постановлением комиссии НКВД по административным высылкам епископ Лев был приговорен к ссылке в Хиву на три года. 23 декабря 1923 года решение Комиссии ОГПУ было пересмотрено Коллегией ОГПУ, и срок наказания был сокращен до двух лет ссылки. Распоряжением Ташкентского ГПУ его направили в г. Казалинск Казахской АССР.
Осенью 1924 года епископ был переведен в г. Теджент Туркменской ССР. И там он не оставлял своей деятельности: привлекал к Церкви молодежь, нередко устраивал молитвенные собрания в частных домах и на квартирах. На таких собраниях, как сам он рассказывал позднее, бывало по 30-40 человек.
Осенью 1925 года его перевели в г. Полторацк Туркменской ССР, где он стал служить в церкви регентом.
По окончании срока ссылки он был лишен права проживания в городах Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону и на Урале. Епископ Лев избрал для себя местом жительства Казань, где служил в Успенском Зилантовом монастыре.
Осенью 1927 года он получил от митрополита Сергия (Страгородского) назначение на Алма-Атинскую кафедру. Церковная ситуация в Алма-Атинской епархии была в то время очень тяжелой. С сентября 1918 года, после гибели епископа Пимена (Белоликова), в епархии отсутствовал правящий архиерей. С 1923 года у власти находились обновленцы, поддерживаемые местными властями, хотя население в большинстве своем и не принимало раскольников.
Епископ Лев оставался противником обновленчества и сразу же продолжил борьбу с этим течением в Алма-Атинской епархии. 16 мая 1929 года власти потребовали закрыть военную церковь свт. Алексия ее настоятелю протоиерею Алексию Марковскому и старосте Евфимию Шпаку. Епископ Лев призвал отстоять военную церковь. За неисполнение приказа о закрытии храма протоиерей Алексий Марковский и староста Евфимий Шпак были арестованы.
12 июля 1929 года в день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла, епископ Лев совершал божественную литургию в Свято-Троицкой церкви г. Алма-Аты и произнес проповедь: "Братья христиане! Нынешний день установлен в честь святых апостолов Петра и Павла. Мы в настоящее время забыли про них, про этих героев духа. Мы увлеклись другими героями — героями современности: героями воздухоплавания, героями цирка, театра, музыки. Героями Льва Толстого и Максима Горького. Знаем их отлично, рассуждаем, разбираем их. Увлечены чтением Карла Маркса, Энгельса, Ленина, - цитируем их, а героев духа забыли".
21 июля 1929 года он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и организации противодействия властям. Проходил по групповому делу "Дело епископа Льва (Черепанова) и др. Алма-Ата, 1929г." вместе с с протоиереем Алексием Марковским и его младшим сыном Александром Марковским и старостой Алексиевской церкви Евфимием Шпаком.
3 ноября 1929 года Особым совещанием коллегии ОГПУ по Казахской АССР епископ Лев был приговорен к заключению на три года в исправительно-трудовом лагере.
Из Алма-Аты он был направлен в город Котлас Архангельской области на Коржинский лесозаготовительный пункт, где сначала трудился на различных хозяйственных работах, затем вместе с другими заключенными занимался разгрузкой бревен и укладкой их в штабеля, а после был переведен в лазарет на должность медбрата и делопроизводителя.
В апреле 1930 года его перевели на ту же должность в город Сольвычегодск Котласского района Архангельской области, затем он был выслан в Марийские лагеря, откуда осенью того же года переведен в Нижегородские лагеря - на работы по разброске торфа. В начале зимы 1931 года епископа направили в Белбалтлаг, где он работал статистиком.
В конце апреля 1932 года по зачету рабочих дней архипастырь получил досрочное освобождение и уехал в Нижний Тагил к своему отцу. После перенесенных в лагерях лишений и физических нагрузок епископ заболел тяжелой формой сыпного тифа, и потребовалось несколько месяцев для его излечения. Однако уже в мае 1933 года, сразу же после выздоровления, он лично просил архиепископа Макария (Звездова) доложить заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), что он хотел бы получить назначение на ту или другую кафедру.
24 августа 1933 года был назначен на Ставропольскую кафедру, где с присущей ему энергией взялся за восстановление религиозной жизни епархии и продолжил борьбу с обновленчеством.
28 сентября 1934 года он был арестован Ставропольским оперсектором ОГПУ по обвинению: "контрреволюционная деятельность, активный участник филиала к/р церковно-монархической организации ИПЦ".
Уголовное дело замышлялось сотрудниками ОГПУ как групповое, епископ был лишь одним из первых, подвергшихся аресту, а затем последовали аресты по всем районам епархии. Почти год архиерей содержался в тюремном заключении, много раз его вызывали на допросы, продолжавшиеся иногда по несколько часов. Во время этого заключения он не всегда отрицал возводимые на него ложные обвинения в контрреволюционной деятельности, подписав в конце концов нужные следователям показания.
31 августа 1935 года приговорен Особым совещанием при НКВД СССР к заключению "в исправтрудлагерь сроком на пять лет". Одновременно с ним к различным срокам были приговорены 20 церковно-, священнослужителей и монашествующих Ставропольской епархии. В 1936 году находился на Соловках.
В 1937 году произошла реорганизация Соловецкого отделения Белбалтлага в Соловецкую тюрьму особого назначения - СТОН Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР. Таким образом, епископ Лев был переведен на тюремное положение. Осенью 1937 года в Соловецкую тюрьму поступила директива наркома Николая Ежова: "Вам для Соловецкой тюрьмы утверждается для репрессирования 1200 человек".
Епископ Лев был обвинен в том, что состоял в числе "бывших служащих религиозного культа… которые продолжают вести к/р работу среди заключенных, высказывая пораженческие настроения в будущей войне и клеветнические измышления на руководителей партии и правительства". 10 ноября 1937 года постановлением Особой тройки УНКВД Ленинградской области епископ Лев (Черепанов) был приговорен к высшей мере наказания.
Приговоренные к расстрелу были разбиты на три этапа. Второй Соловецкий этап, в составе которого оказался епископ Лев, сформировали приблизительно из 500 человек. Этап погрузили на баржу и вывезли в декабре 1937 года. Заключенных отправили в Ленинград. Сохранилось предписание коменданту Ленинградского управления НКВД: "Прибывших из Соловецкой тюрьмы расстрелять".
Расстрелян 8 декабря 1937 года и похоронен в общей братской могиле близ г. Ленинграда.

Епископ Скопинский Димитрий (Поспелов)
Алексей Константинович Поспелов родился в 1861 году в Тамбовской губернии в семье псаломщика. Детство его прошло в физическом труде и большой нужде. На казённый счёт окончил Тамбовское духовное училище и затем Тамбовскую духовную семинарию. В 1885 году после кратковременной работы учителем был посвящён в сан иерея. Первоначально служил в селе. В 1886 году поступил Московскую духовную академию, которую окончил в 1890 году.
Был назначен к соборному Преображенскому храму в город Темников Тамбовской губернии, преподавал в семинарии.
Овдовел. В 1923 году пострижен в монашество с наречением имени Димитрий и 24 сентября того же года хиротонисан во епископа Темниковского, викария Тамбовской епархии.
Сообщается, что в 1926 году был арестован и приговорен к заключению в Соловецкий лагерь особого назначения, однако подробные данные отсутствуют.
5 октября 1933 года назначен епископом Воткинским, но от управления отказался.
С 10 июля 1934 года епископ Яранский.
С 20 февраля 1936 года епископ Скопинский.
В 1936 году уволен на покой по болезни за штат, проживал до самой смерти в городе Яранске.
Скончался 8 декабря 1952 года на 92-м году жизни.
С сайта Вятская переправа:
Отличался добрыми качествами души, ревностным исполнением уставных указаний. До конца жизни не утратил бодрости духа и ясной памяти. К посещавшим его верующим и ко всем, соприкасавшимся с ним, относился как добрый любящий отец, готовый дать разумный полезный совет и наставление, утешить в скорби и печали, рассеять уныние.
Владыка скончался по-христиански, причем тихо и спокойно, как догоревшая лампада.
Чин отпевания, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, совершен был местным причтом, при многочисленном собрании верующих.
Пред началом отпевания настоятель собора произнес надгробное слово, охарактеризовав почившего архипастыря как священнослужителя и как человека, отличавшегося добрыми качествами души.
После отпевания гроб с телом покойного Владыки был обнесен вокруг храма и предан земле на местном городском кладбище.
  • Like
Реакции: Елена 1972

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху