Судьбы архиереев-новомучеников XX века - 9 марта.

Внешне судьба епископа, о котором сегодня пойдёт речь, несколько напоминает судьбу поминавшегося вчера епископа Зиновия. Но если тот и в архиерейском сане был по преимуществу монахом, то владыка Нектарий - именно епископом, главой епархии.

Митрополит Кишинёвский и Молдавский
Николай Константинович Григорьев родился в 1902 году в Казанской губернии в семье акцизного чиновника.
В 1918 году окончил 1-ю мужскую Казанскую гимназию. В 1923 году пострижен в монашество и рукоположён во иеродиакона, в 1924-м рукоположён во иеромонаха.

Нектарий (Григорьев): "С юных лет Николай имел стремление к монашеству, однако в роду у него не было никого из духовного звания и родители первоначально направили его по пути светского образования. Когда весной 1918 года он окончил гимназию в Казани, в стране уже полыхала гражданская война. Отец Николая, Константин Иванович Григорьев, при занятии Казани белогвардейскими войсками Сибири в августе 1918 года вступил в Белую армию как прапорщик ополчения и затем, при отступлении белых частей в сентябре того же года, последовал за ними вместе с женой и двумя детьми. Крушение армии адмирала Колчака застало их под Новосибирском. В начале 1920 года им удалось добраться до города Тайга близ Томска, где от тифа скончался отец. В июне 1920 года осиротевшая семья Григорьевых получила разрешение вернуться в Казань.

В Казани Николай, следуя одновременно и желанию родителей, и влечению собственного сердца, поступает сразу в два высших учебных заведения: в Казанский университет на историко-филологический факультет и в Казанскую Духовную академию. Однако завершить оба образования ему не удалось: через два года после начала его обучения в университете, в мае 1922 года, историко-филологический факультет был закрыт. В январе того же 1922 года Казанская Духовная академия была реорганизована в Высший Богословский институт, который будущий Владыка Нектарий и окончил в 1923 году, сдав все экзамены и написав первую часть кандидатской работы, завершить которую, как писал позже Владыка, не удалось «по не зависящим от меня обстоятельствам».

Как молодой человек призывного возраста, Николай Григорьев обязан был служить в Красной Армии, однако ему удалось отработать полагавшийся минимальный срок службы (три года - с 1920 по 1923 год) в «мирных» должностях делопроизводителя и переписчика при радиобатальоне, не покидая Казани.

В сентябре 1925 года иеромонах Нектарий (Григорьев) был арестован и три недели находился под следствием ОГПУ. В 1926 году Иоанно-Предтеченский монастырь Казани был передан властями обновленцам, и насельники монастыря в полном составе перешли в соседний Николо-Вешняковский храм. В апреле 1928 года все монахи Казани были арестованы. В июле их отпустили, но рассредоточили по разным храмам, так что монашеская община, просуществовавшая некоторое время в Николо-Вешняковском храме после закрытия монастыря, была разрушена. После этого, в феврале 1929 года, отца Нектария перевели в Москву, где к тому времени уже находились его мать и сестра."

С февраля 1929 года — настоятель Казанско-Введенской церкви города Москвы. 28 декабря 1930 года арестован по обвинению в антисоветской агитации вместе с большой группой московского духовенства. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 8 февраля 1931 года приговорён к 3 годам ссылки в Северный край.
ПЭ: Отбывал ссылку в Архангельске и в с. Оксине Пустозёрского р-на Ненецкого национального окр.

По возвращении из ссылки в марте 1934 года был назначен настоятелем Успенского собора города Каширы Московской области. Далее он не раз был вынужден переходить из храма в храм, поскольку церкви одна за другой закрывались или передавались обновленцам. Перед самой войной, 30 мая 1941 года был назначен на должность должность помощника наместника Почаевской лавры.

После оккупации Украины немецкими войсками был смещен с должности. Служил в храмах Киева и Черниговской епархии. После освобождения Украины с 10 октября 1944 по 26 апреля 1946 года находился в Лубянской тюрьме под следствием в связи со служением на оккупированной территории. Освобожден за отсутствием вины.

В 1946 году служил казначеем и благочинным Троице-Сергиевой лавры. 4 октября того же года назначен наместником Псково-Печерского Успенского монастыря.

29 июня 1947 года рукоположен во епископа Петрозаводского и Олонецкого. Чин хиротонии совершал Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
С 3 июня 1948 года епископ Тираспольский, временно управляющий Кишинёвской епархией.
С 7 июня 1949 года и до конца жизни - епископ (а затем митрополит) Кишинёвский и Молдавский.

"Служение в Кишиневской и Молдавской епархии было делом очень сложным. В июне 1940 года советские войска вошли в Бессарабию, отторгнутую от России Румынией в 1918 году, и Бессарабия была присоединена к Молдавии. Реакция православного населения Бессарабии на это событие была очень неоднозначной. Большинство православных священнослужителей, опасаясь советских репрессий, эмигрировало в Румынию, забрав с собой с прежних мест служения все, что можно было унести: священные облачения, богослужебные сосуды и прочее. Так что, когда епископ Нектарий прибыл в Кишинев, он застал здесь не только обостренную национальную и политическую ситуацию, но и опустошенные ризницы и множество пустующих без пастырей приходов.

Множество искушений и скорбей поначалу пришлось перенести Владыке Нектарию во главе своей епархии. Сразу на него посыпался ряд доносов местному уполномоченному по делам религий и «другому местному гражданскому начальству». Доносы слали и в Москву Святейшему Патриарху. Постоянным фоном деятельности Владыки были оскорбительные звонки по телефону и угрожающие анонимки в почтовом ящике. Бесчисленные огорчения причиняли ему всевозможные пустые сплетни и пересуды, которые его недруги старательно распространяли среди паствы, мутя и волнуя ее. Однако со всем этим Владыка сумел справиться и наладить нормальную церковную жизнь. «В его характере сочетались строгость, дисциплинированность и доброта», - писал о нем секретарь Кишиневского Епархиального управления протоиерей Павел Статов.

Прежде всего Владыка был озабочен тем, как заполнить пустующие вакансии священнослужителей в местных храмах. К счастью, обстоятельства того времени позволяли открывать Духовные учебные заведения. Владыка организовал пастырские курсы и экзаменационные комиссии, благодаря деятельности которых в короткие сроки было подготовлено достаточное количество молодых священнослужителей на приходы. Другой заботой епископа было восстановление должного благолепия церковного богослужения. На средства епархии он, где было возможно, провел ремонтно-восстановительные работы в храмах и монастырях; на свои личные средства, когда не хватало епархиальных, шил облачения. Верующие его полюбили. «Чаще всего служу в кафедральном соборе города, - писал Владыка Нектарий Святейшему Патриарху, - верующие любят мои служения, а когда не служу там, выезжая в другие храмы и монастыри, или когда болею, то верующие скучают».

До конца жизни митрополит Нектарий сердечно заботился о матери, Евдокии Яковлевне Григорьевой, бывшей его близким, задушевным другом. Став епископом Кишиневским, он перевез мать к себе из Москвы в Кишинев, где она и прожила до самой своей кончины 1 августа 1967 года в возрасте 92 лет. Владыка пережил её всего на два года. Он скончался в Москве 9 марта 1969 года."

О служении митрополита Нектария на Молдавской кафедре хотелось бы найти больше данных, поскольку сведения разноречивы. С одной стороны, при нем в начале 1960-х годов был закрыт кафедральный собор Кишинева и все монастыри Молдавии, кроме одного женского.
ПЭ сообщает: "В 1945-1946 гг. был проведен окончательный подсчет правосл. общин и храмов в Молдавской ССР. На 1947 г. были учтены 943 церкви; действующими являлись 600, в них служили 313 священников и 7 диаконов. Среди действующих церквей значились храмы 23 монастырей (15 мужских и 7 женских). Были зарегистрированы общины др. конфессий: 22 старообрядческие, 5 римско-католических, 2 армяно-григорианские. В 1949 г. имелось 608 действующих церквей, в них служили 376 зарегистрированных священников и 9 диаконов. Небольшой рост числа храмов и увеличение количества клириков связаны с тем, что в 1947-1948 гг. регистрационные сводки дополнялись новыми данными; открытие церквей в эти годы не происходило.

Напротив, были упразднены мон-ри: в 1947 г.- Кондрицкий и Фрумоасский, в 1948 г.- Рудянский, в 1949 г.- Цыповский (Ципова) и Злоцевский. С 1949 г. число общин и количество клириков уменьшалось. В 1950 г. действовали 563 зарегистрированные общины, 13 муж. и 8 жен. мон-рей, в 1953 г.- 544 общины, число мон-рей не изменилось. В 1953-1957 гг. число зарегистрированных приходов и количество клириков немного увеличилось за счет преобразования монастырских храмов в приходы. Так, в 1958 г. было 546 приходов и 14 монастырей (7 мужских и 7 женских), на учете состояли 392 приходских священника и 1393 монашествующих. Однако при этом продолжалось упразднение монастырей: в 1956 г. закрыт Хынковский Параскевинский мужской, в 1957 г.- Сахарнянский во имя Св. Троицы мон-рь.

В 1958-1963 гг. проводилась новая антирелиг. кампания (см. в ст. Хрущёв Н. С.). Только в 1959 г. было упразднено 7 мон-рей. При закрытии Речульского (Рэчула) в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-ря произошли столкновения с верующими, 1 защитник обители был застрелен, несколько тяжело ранены. Настоятельница мон-ря игум. Сепфора (Кирьякова) была осуждена на 15 лет лишения свободы, 12 прихожан приговорены к длительным срокам заключения. Однако верующие продолжали защищать храмы: в частности, длительное противостояние с круглосуточным дежурством прихожан при храмах имело место в селах Слободзея-Душка, Михайляны, Кунича.

К 1962 г. в Молдавии осталось 327 зарегистрированных приходов, 3 мон-ря и 255 зарегистрированных священников. В 1962 г. были закрыты мон-ри Новонямецкий и Кэприана. В дек. того же года прекратилось богослужение в Христорождественском кафедральном соборе в Кишинёве, была взорвана соборная колокольня, позднее (до 1990) кафедральным храмом К. е. стал кишинёвский собор вмч. Феодора Тирона. К нач. 1965 г. в Молдавии насчитывалось 222 прихода и было 197 зарегистрированных священников, из мон-рей действующим остался только Жабский Вознесенский женский."

С другой стороны, монастыри эти вызывали серьёзные нарекания и значительную поддержку при их закрытии оказывало местное население.
Есть очень интересный материал: Судьба монастырей Молдавской ССР в послевоенные годы. Процитирую оттуда то, что связано непосредственно с епископом Нектарием.
"...необходимо констатировать не только внешнее давление республиканских властей на монастыри, но и внутренние проблемы, которые оказывали не меньшее разлагающее влияние. Из отчета епископа Кишиневского и Молдавского Нектария Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I за 1949 г. известно, что дисциплина в обителях находилась в стадии упадка. Нарушения со стороны молодых монашествующих, увлечение разными пороками, самовольные уходы из монастырей и замужество монахинь, безусловно, являлись серьезной проблемой этого времени.

К сожалению, воздействие на насельников и исправление нравов осложнялось «отсутствием опытных настоятелей и благочинного монастырей». Со стороны епископа крайней мерой в борьбе с разложением дисциплины были предупреждения о роспуске монастырского собора и снятием настоятеля, что имело место в Таборском женском монастыре.

29 июля 1950 г. настоятель Гинкуловского мужского монастыря иеромонах Феогност (Лупу) обратился к уполномоченному Совета по Молдавской ССР с заявлением о переводе насельников в Гербовецкий монастырь. Основанием для этого послужило, как указывал настоятель, плохое экономическое состояние Гинкуловского монастыря, а также моральное разложение братии, не подчиняющейся настоятелю и самовольно оставляющей монастырь. Стоит заметить, что только с 1949 по 1950 гг. по разным причинам из монастыря ушло 20 насельников и сменилось 4 настоятеля. Духовный кризис, охвативший насельников монастыря, стал источником разложения и упадка в обители. 23 сентября от заместителя председателя Совета С. К. Белышева уполномоченному по Молдавской ССР было направлено директивное указание, которым предписывалось не препятствовать епископу Нектарию в переселении насельников Гинкуловского монастыря в Гербовецкий монастырь.

Чуть ранее 12 февраля того же года по согласованию с уполномоченным Совета Молдавской ССР был закрыт Сырбештский мужской монастырь Сынжерейского района, а насельники переведены в Добружский монастырь Котюжанского района. «Причиной слияния послужило то обстоятельство, что братия Сырбештского монастыря, состоявшая в последние годы из 8 человек, не была в состоянии обрабатывать свою землю и прокормиться самостоятельно», — писал в отчете Патриарху епископ Нектарий за 1951 г.

В целях изучения нравственного состояния женских монастырей Молдавской епархии, епископом Нектарием был послан игумен Антонин (Тимуш), результаты инспекции которого, к сожалению, лишь подтвердили сообщенные ранее уполномоченным Совета сведения. Игумен Антонин последовательно посетил своекоштные женские монастыри - Варзарештский, Кошеловский, Речульский, Таборский и Хировский, в которых обнаружил совершенно ненормальное положение насельниц. Так, находящиеся при монахинях послушницы, проживавшие при их домах, отправляясь «за продуктами, порой проводили время в праздности и неприличных занятиях, отправляясь, куда пожелают, в результате чего были «нередки беременности и аборты». Порой настоятельница монастыря, не имеющая возможности уследить за всеми отсутствующими, если и узнавала о происшествии, то ответчицей за провинившуюся выступала «владелица дома [монахиня], которая оправдывает отсутствие послушницы, что [та] была послана за необходимым для жизни». Также насельницы монастыря принимали мужчин в качестве гостей, с которыми проводили время за угощением и выпивкой; сдавали комнаты в своих домах в наем мужчинам, которые под видом родственников проживали в своекоштных монастырях, порой скрываясь от властей.

Следующим негативным фактором существования своекоштных монастырей являлась их географическая близость с мужскими обителями, которая создавала регулярное общение женщин с мужчинами. «Под предлогом общения в хозяйственном отношении» визиты насельников из мужского в женский оканчивались совместным сожительством. Для предотвращения нравственного разложения насельников и распространения соблазнов среди верующих игумен Антонин предлагал перевести монастыри в разряд приходов, а насельников «привлечь к государственной работе».

16 мая 1952 г. епископ Нектарий отправил «общий доклад о монастырях Кишиневско-Молдавской епархии» в Московскую патриархию, следом за ним был направлен рапорт, в котором особо сообщалось о ситуации в своекоштных женских монастырях и предлагалось преобразовать монастыри в приходы, а не имеющих собственных домов послушниц разместить, с их согласия, по общежительным монастырям епархии. Этот рапорт был рассмотрен на заседании Синода 1 августа, который постановил пригласить на следующее заседание для личного доклада самого епископа Нектария. 11 ноября Синодом был рассмотрен доклад Преосвященного, из которого среди прочего было видно, что порой настоятельница или администрация монастыря не допускались в дома насельниц, и их из-за угла забрасывали камнями.

Второй причиной, помимо свободного выхода за территорию монастыря послушниц, разлагающей нравственное состояние, епископ Нектарий называл свободный вход в дома монахинь гостей, в числе которых зачастую бывали мужчины. Принимая их во время церковных и храмовых праздников, (зачастую многие из них являлись монахиням родственниками, но с ними бывали и посторонние) и даже в будние дни, насельницы «бесконтрольно» проводили с ними время за угощениями и выпивкой, «что в условиях Молдавии является традицией», — сообщал епископ."

Положение в Кишинёвской и Молдавской епархии было бы полезно рассмотреть подробнее, особенно в связи с последующими событиями конца 80-х и начала 90-х годов, да и настоящего времени. Но сведения об этом найти мне не удалось.

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху