Судьбы архиереев XX века - 2 марта.

Репрессиям поминаемый сегодня епископ практически не подвергался, однако перемен в его жизни было немало. Сложностей тоже.

Митрополит Варшавский и всея Польши Макарий (Оксиюк)
Оксиюк Михаил Федорович родился в 1884 году в Холмской губернии Российской империи в зажиточной украинской крестьянской семье. Окончил Варшавское духовное училище, Холмскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. Как один из лучших воспитанников был оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1912 году был избран исполняющим обязанности доцента академии по кафедре древнехристианской литературы (патрологии и византологии). В 1914 году получил учёную степень магистра богословия и был утверждён в должности доцента за высоко оценённую его современниками диссертацию «Эсхатология св. Григория Нисского».

В 1917 году был избран и утверждён экстраординарным профессором Киевской духовной академии и состоял в этой должности до закрытия академии в 1922 году. Также преподавал историю Византии в Киевском университете святого Владимира (после 1920 г. назывался Киевским институтом народного образования). По закрытии духовной академии и исключении истории Византии из планов преподавания в института народного образования в 1923-1933 годах был преподавателем киевских средних учебных заведений по истории и языкам, а также с 1926 года работал в библиотеке Украинской Академии Наук в Киеве в должности научного работника с функциями заведующего книгохранилищем.

В 1933 году был уволен, «как бывший профессор КДА, который может вредить советизации Всенародной библиотеки Украины». С 1934 по 1937 год — секретарь льноуправления киевского Облземотдела. В 1938—1941 годах — секретарь, завкадрами и начальник административного отдела Укрремтреста Наркомата земледелия УССР.

Во время оккупации Украины немцами остался в Киеве и с 1941 года по 8 марта 1942 года вновь работал научным работником в библиотеке Академии наук. Затем оставил работу по собственному желанию. Его жена, Наталья Михайловна во время оккупации осталась с мужем, погибла 30 мая 1942 года (была сбита немецким автомобилем).
Исполняя волю покойной супруги, которую она высказывала в последнее время своей жизни, принял священный сан. 5 июля 1942 года он был рукоположен во диакона, а 6 июля - в сан священника.

В 1945 году было принято решение о создании Львовской епархии Православной Церкви.
ПЭ: Изначально на новую кафедру планировалось поставить епископа Донецкого и Ворошиловградского Никона (Петина), однако, учитывая традиционно высокий уровень образования униатского духовенства и иерархии, а также важность того, чтобы кандидат был уроженцем западных областей Украины и говорил на западноукраинском диалекте, новым епископом был определен священник Михаил Оксиюк, который наилучшим образом соответствовал предъявленным к кандидату на кафедру требованиям.

20 апреля 1945 года был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 22 апреля 1945 года был хиротонисан во епископа Львовского и Тернопольского. Хиротония была совершена в Московском патриаршем Богоявленском соборе патриархом Московским и всея Руси Алексием в сослужении с митрополитом Киевским Иоанном и епископом Кишиневским Иеронимом.

Первое архиерейское богослужение на своей кафедре совершил в Вербное Воскресенье 29 апреля 1945 года. Приезд нового епископа во Львов совпал с разворотом кампании по воссоединению униатов Западной Украины с Православной Церковью. Прилагая усилия по завоеванию доверия среди униатского духовенства, владыка Макарий преуспел в этом, сумев расположить к себе своей доброжелательностью и знанием в совершенстве украинского языка. Епископ Макарий был почетным гостем Собора греко-католического духовенства, проходившего 6 марта 1946 года во Львове. 9 марта, при участии и под непосредственным руководством владыки Макария, было совершено оформление воссоединения с Православной Церковью участвовавших в работе Собора делегатов от греко-католического духовенства.

С 3 июня 1948 года - также управляющий Мукачевской епархией с титулом архиепископа Львовского, Тернопольского и Мукачевско-Ужгородского. На этой кафедре продолжил труды по возвращению униатов в лоно Православной Церкви. Увидев на примере Львовского собора, что воссоединение с помощью административно-репрессивных методов настроило широкие слои населения отрицательно, в Закарпатье он повел деятельную работу среди низового униатского духовенства. Благодаря этому отказ от унии в Мукачевской епархии прошёл значительно менее болезненно, чем в Западной Украине.

ПЭ: После окончания второй мировой войны длительное время не был определен статус правосл. Церкви в Польше. Автокефалия, дарованная ей К-польским патриархом в 1924 г. по договоренности с польск. правительством, не была признана РПЦ. Митр. Дионисий (Валединский), утвержденный К-польским патриархом первоиерархом Польской Церкви, после восстановления Польши вернулся в страну, но в 1948 г. коммунистическими властями был отстранен от управления. Гос. органы приняли решение о создании Временной коллегии управляющих Польской автокефальной Православной Церковью. С целью урегулирования отношений с РПЦ в июне 1948 г. в Москву прибыла делегация Польской Православной Церкви во главе с архиеп. Тимофеем. В своем обращении делегаты от лица Польской Церкви признали «неканонической и недействительной» автокефалию и испрашивали благословение Русской Церкви на предоставление канонической автокефалии, сообщали об отказе поминать митр. Дионисия и продолжать молитвенное общение с ним и его сторонниками. 22 июня Синод РПЦ издал акт, по которому Польская Церковь принималась в молитвенно-каноническое общение, одновременно ей была дарована автокефалия. Митр. Дионисий, восстановив в нояб. 1948 г. общение с Московской Патриархией через покаяние, ушел на покой, и управление до избрания предстоятеля принял на себя архиеп. Тимофей. Одновременно власти Польши блокировали избрание предстоятеля, и тогда возник вопрос о приглашении нового митрополита из др. автокефальной Церкви (Болгарской или Русской).

ПЭ Древо: Весной 1950 года в Москве стало известно что Польская Православная Церковь готовится обратиться с прошением к патриарху Московскому и всея Руси Алексию для присылки достойного кандидата на Варшавскую предстоятельскую кафедру и к октябрю того года Московский Патриархат выявил и согласовал со светскими властями кандидатуру владыки Макария. 19 апреля 1951 года Архиерейский Собор Польской Православной Церкви обратился к патриарху Алексию "с просьбой о предоставлении канонического разрешения лицу, состоящему в духовном сане, достойному занятия митрополичьей кафедры и поста Первого Епископа и Главы Церкви на переход в юрисдикцию Польской Автокефальной Православной Церкви, - лицу, в меру возможности, хорошо знакомому с своеобразным укладом церковно-религиозной жизни в Польше (с традициями, обычаями), к которому православный народ нашего края привык в течение веков". 15 июня 1951 года патриарх Алексий и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили отпустить архиепископа Макария в состав Польской Церкви.

Определением Собора епископов Польской Православной Церкви от 6 июля 1951 года архиепископ Макарий был принят в юрисдикцию Польской Церкви, а определением от 7 июля того же года избран ее предстоятелем. На следующий день состоялась торжественная интронизация его в Варшавском кафедральном соборе как митрополита Варшавского и всея Польши, при большом стечении народа и в присутствии делегациий Русской, Румынской и Болгарской поместных Церквей. При этом в письме от 1 октября 1951 года Константинопольский Патриархат отказал ему в признании.

Митрополит Макарий провел большую работу по благоустройству разлаженной церковно-административной жизни Польской Православной Церкви. По его инициативе и постановлением Собора епископов от 5 сентября 1951 года были организованы четыре епархии и упразднена консистория Церкви. Со временем было открыто много новых приходских храмов, особенно во Вроцлавской епархии на западе Польши. Митрополит с 5 декабря 1951 по 22 марта 1953 года являлся временно управляющим на Вроцлавской кафедре, а также посетил все остальные епархии, служил и проповедовал во многих храмах каждой из них.

В 1959 году здоровье владыки резко ухудшилось. В течение двух месяцев он находился на лечении в Москве в больнице имени Боткина. После этого по благословению патриарха он отбыл на лечение и отдых в любимый им Одесский Успенский монастырь. В 1961 году во время Рождественских праздников вновь наступило резкое ухудшение здоровья владыки и он стал готовиться к принятию христианской кончины.
Скончался 2 марта 1961 года."

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху