Судьбы архиереев ХХ века - 21 ноября.

Была у меня знакомая. Очень хорошая женщина, Царство ей Небесное. Жизнь у неё с самого детства была очень непростая, но (или вследствие этого?) была она доброжелательной и много помогала людям. Встречая же чьё-то некрасивое поведение, не раздражалась и не осуждала человека. Лишь говорила со вздохом: "Каких нас только нет..." Вот и сейчас, наверное, уместно будет вспомнить эти её слова.

Митрополит Тамбовский и Мичуринский Антоний (Кротевич)
Борис Николаевич Кротевич родился в 1889 году в местечке Богуслав Киевской губернии в семье священника. Окончил гимназию в Киеве. В течение года учился в Киевском медицинском институте. Прервав обучение, поступил в Киевскую Духовную Академию. После её окончания в 1914 году вступил в брак и был рукоположен во священника. Служил в храмах Киева, Москвы, Иванова. В 1935 году был разведён с женой.
По данным статьи в Вестнике ПСТГУ "в 1920-е гг. он был обновленцем и состоял членом Киевского обновленческого епархиального управления".
В 1937 году арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и осуждён на 5 лет лагерей. Срок отбыл, освобождён в 1942 году.
В 1944 году — благочинный церквей Житомирской епархии.
10 июля 1944 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Житомирским. 11 августа пострижен в монашество. 14 августа 1944 года хиротонисан во епископа Житомирского и Овручского.
За последующие 26 лет архиерейского служения сменил 8 епархий, неоднократно увольнялся на покой.
Окончательно был уволен на покой ввиду преклонного возраста в 1970 году.
Скончался 21 ноября 1973 года. Погребён в ограде храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольском-Трубецком Московской области.

Нечасто в Православной Энциклопедии можно найти такие строки, которые есть в статье о митрополите Антонии:
"Нередко у А. складывались конфликтные отношения с епархиальными клириками и паствой. В разных епархиях его обвиняли в том, что он не проявляет должного рвения в противодействии закрытию храмов и, исполняя указания уполномоченных Совета по делам религий при СМ СССР, делает слишком большие и не всегда необходимые уступки властям. В частности, сразу после прибытия в Ивановскую епархию А. передал городским властям дом епархиального управления с домовым храмом, епархиальные автомобили; по распоряжению А. были сожжены епархиальные архив и б-ка, часть книг из к-рой была архиереем отдана городу. В Патриархию жаловались и на его деспотическое отношение к духовенству."
Будучи митрополитом Минским и Белорусским он "за короткое время он восстановил против себя едва ли не всё духовенство и паству. По требованию властей запретил производить набор воспитанников в Минскую духовную семинарию, в результате чего она прекратила своё существование через недолгое время" (из уже цитированной выше статьи в Вестнике ПСТГУ).
Википедия о пребывании в Иваново: "При митрополите Антонии были сожжены епархиальная библиотека (за исключением светских книг, переданных городу) и епархиальный архив. Уполномоченный Совета по делам религий по Ивановской области Н. А. Желтухин характеризовал его так: «митрополит Антоний… взаимоотношения с органами власти строил правильно. Все принципиальные вопросы решал только по согласованию с уполномоченным Совета. По прибытии в Иваново, безвозмездно передал городу дом епархиального управления, библиотеку, две автомашины „Волга“. Для епархиального управления отремонтирован был другой дом, меньшего размера. Из епархиальных средств достаточно значительные суммы (до 40000 рублей) вносил в Фонд мира»"
Протоиерей Дмитрий Сазонов в статье "Митрополит Антоний (Кротевич): к вопросу о неоднозначности оценок и определений личности" (часть 1 и часть 2) предпринимает попытку доказать, что "приписываемые митрополиту конфликтность и грубость в общении с людьми были продиктованы во многом состоянием церковной жизни и обстановкой, сложившейся в послевоенный период времени, а также нахождением его в местах лишения свободы".
Сложно сказать, насколько это удалось. В любом случае прочесть этот материал будет полезно, в нём много сведений о церковной жизни того времени. В первой части интересны также комментарии историка А.А.Федотова. Также считаю необходимым процитировать из неё следующее: "Особым фактом биографии митрополита, всплывшим два года назад, стала публикация на основе открытых исследователем украинских архивов Константином Богуславским материалов 5-го Отдела 2-го Управления НКГБ СССР, в которой под агентом «Павловским» подразумевался епископ Антоний (Кротевич)". Во второй части автор излагает свою точку зрения на это: "Митрополиту Антонию вменяют в вину сотрудничество с властями. Про агентов КГБ в рясах написано много. Открытие историками К. Богуславским и А. Сухоруковым документов из архива СБУ о завербованных НКГБ СССР архиереях на Украине для многих прояснило степень вмешательства государства в жизнь Церкви. Судя по документам, среди других агентов-архиереев митр. Антоний (агент Павловский) в основном разоблачал священников — бывших членов ОУН и «самостийников». Однако никто из обличителей конкретно не определил, какую разрушительную деятельность для православной веры и Русской Церкви вел митрополит Антоний (Кротевич), разоблачая политически неблагонадежных людей, отказывавшихся подчиняться власти гражданской и церковной, не признававших власть и не исполнявших направленные на упорядочение религиозной жизни требования."
Да, каких же нас только нет...

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху