Святой Георгий Победоносец

Эта запись является частью серии записей Святые
Святой Георгий Победоносец

Сегодня, дорогие братья и сестры, – день памяти Святого Великомученика Георгия Победоносца, одного из самых почитаемых и удивительных святых. Этот святой прожил очень маленькую, короткую, по человеческим меркам – двадцать девять лет, – но яркую жизнь. Назван он Великомучеником по высоте того подвига, который он понес, по силе тех мучений, которые претерпел за Христа, по тому примеру, ярчайшему примеру, который он показал почти две тысячи лет назад, а точнее, тысячу семьсот лет назад, примеру, который сияет и поныне. Пример святого Георгия Победоносца как защитника правды Божией, как верного христианина, как стоятеля за Правду и Истину до самой смерти – и сегодня перед всеми нами!

ib222.jpg

Георгий Победоносец родился в Малой Азии в 284 году, а почил, как я уже сказал, когда ему было немногим более двадцати девяти, в 303 году, при императоре Диоклетиане. Он родился в благочестивой христианской семье. Вы знаете, что в то время гонения то разгорались, то затихали, в зависимости от политики очередного Римского императора. И вот, как раз в то время, когда Георгий родился, волнений и гонений на христиан уже не было. Георгий родился в богатой семье, родители ему оставили хорошее наследство, хотя он лишился отца, когда был еще очень маленьким ребенком. Мать его воспитала в православной вере. Когда Георгий подрос, он поступил в армию и очень скоро достиг там небывалых успехов.

Это был красивый, сильный, храбрый человек. Известно, что многие офицеры и генералы высоко отзывались о его воинских способностях. Георгий в скором времени был приближен к самому императору, он даже входил в отряд элитных царских войск. Император Диоклетиан стремился к расширению границ Римской империи. Он вел всевозможные походы, войны, и, когда он занимался этим, у него не было времени, чтобы следить за чистотой веры в Римской империи. В то время доминирующей, главенствующей религией было язычество. А христианство, как мы знаем, не терпит никакого соседства с язычеством. Поэтому христианин не может одновременно быть язычником. Если бы христиане могли, например, приходить и бросать горсть ладана на жертвенник какому-нибудь идолу, например в честь бога Аполлона, или богини Дианы, то римляне довольствовались бы этим. Пускай бы христиане верили в кого хотят, лишь бы они и римских богов не оскорбляли. Но оскорблять богов Империи непочитанием! Это уже слишком.

В то время люди приписывали катастрофы, неурожаи, болезни гневу богов. И вот, стоило возникнуть какой-нибудь эпидемии или случиться какому-то неурожаю, тут же начинали искать виноватых. И тут же этих виноватых находили в лице христиан – христиан, которые принципиально не соблюдали языческих обычаев, которые не приносили жертв языческим богам. Соответственно, как считали римляне, могли оскорбить и прогневить богов.

И вот император Диоклетиан около 302 года начинает религиозную реформу – реформу, принесшую Церкви очень многих мучеников. Эта реформа преследовала цель искоренения всякого инакомыслия в границах Римской империи. Все должны были в знак лояльности к римской религии прийти и бросить горсть ладана на жертвенник языческим богам. И многие люди прошли через эту церемонию. А многие отказались и были казнены. Грустно, с одной стороны, но, тем не менее, с другой стороны, даже радостно, что люди, приближённые к самому императору, пользующиеся и покровительством царя, имеющие хорошую, уютную, во всех отношениях устроенную жизнь, – эти люди не побоялись открыто исповедать себя христианами. Среди них оказался и молодой талантливый военачальник Георгий. Он открыто заявил своему военному начальству, что исповедует веру в Распятого Господа Иисуса Христа, считает только Иисуса Христа единственным истинным Господом, а всех языческих богов почитает просто истуканами, идолами, то есть, пустыми изваяниями, статуями. Когда ему говорили: «Но ведь они участвуют в нашей судьбе!» – Георгий отвечал: «Значит, тогда бесы через них участвуют, бесы на нас влияние оказывают». По инстанциям вера Георгия была донесена до самого императора. Тот вызвал его и всяческими посулами пытался убедить отречься от заблуждений. Мало ли что бывает. Сбился молодой человек с пути, попал под обаяние этих сектантов-христиан…
Император предлагал сделать его главнокомандующим армии. Обещал и… усыновить. Императору была важна даже не сама судьба Георгия, а пример, что человек, такой великий и известный человек, отказывается от Христа. Конечно, это могло очень многих людей смутить и увести от веры, это могло очень сыграть на руку политике Диоклетиана. Но Георгий прекрасно понимал, что как раз его твердая позиция в отношении веры во Христа не должна колебаться. Своей твердостью и верностью он ободрит тех, кто еще колеблется. И Георгий сказал: «Вы можете меня подвергать каким угодно мучениям, предлагать мне хоть все богатства мира, но я всё равно остаюсь верен Господу Иисусу Христу, торжествующему и славному, и если даже вы лишите меня жизни моей – а, как вы знаете, я в своих походах очень часто рисковал жизнью и жизнь свою совершенно не ценю, – даже если вы лишите меня жизни, то не только не добьетесь своего, но подарите мне новую, бесконечную радостную жизнь в единстве с моим любимым Господом и Спасителем».
Его подвергли страшным мучениям и убили.

И вот сегодня, в день памяти святого Великомученика Георгия Победоносца, мне хотелось бы сказать о богословских основах его мученического подвига. Потому что в каком-то смысле все мы, христиане, тоже должны быть готовы к мученичеству за Господа. Но ведь и вся наша жизнь тоже является мученичеством, потому что мы ведем бескомпромиссную борьбу со злом. Это заповедано христианам Господом.
У меня в руках Евангелие. Я открыл это Евангелие на той главе, которая читается как раз в день памяти мучеников и великомучеников. И кто был сегодня на богослужении и внимательно слушал Евангельское чтение, тот слышал эти слова. Я прочитаю его в переводе на русский язык. Вот как начинается сегодняшнее чтение – и вы сразу поймете, почему оно читается в этот день:

Сие заповедаю вам, да любите друг друга!
Это самая первая и основная заповедь. Можно сказать, если бы только одно слово было завещано Господом, как нам строить отношения, как нам вести себя по отношению к ближним, это слово звучало бы, как слово любовь. Да любите друг друга – в этой фразе акцент сделан на нашем активном усилии любить и делать доброе. В каком состоянии и отношении мы должны находиться друг ко другу? В мире, в единстве, в доброжелательности и в любви! Но мир, не признающий Иисуса Христа Господом и вообще не верящий в Бога, мир, живущий часто по законам волчьей стаи, – этот мир не признает законов Божьей Любви, законов порядочности и честности.

Мне каждый день приходится беседовать с людьми, которые со слезами рассказывают, как тяжело преодолевать инерцию их трудовых коллективов или сообществ, в которые они, по какому-то стечению обстоятельств, включены, или сопротивление их семей, враждование против них соседей – многие живут в коммунальных квартирах. Попросту говоря, многие люди, не признающие Господа, живут по законам эгоистического злобного мира, по законам выживания. По животным законам, а не по человеческим. Всякий же человек, который старается жить порядочно, честно, ответственно, светло, этот человек злыми, безбожными людьми оказывается гоним.

Если мир вас ненавидит, – продолжает Спаситель, – знайте, что прежде меня возненавидел. Если б вы были от мира, то мир любил бы свое… То есть, если бы вы были такими, как все люди в мире, если бы были пошлыми, мелкими, злыми – мир вас признавал бы своими, считал бы своими. Любил бы вас, не притеснял, не преследовал, не оскорблял.

…А так как вы не от мира, мир вас ненавидит. Но знайте: Я избрал вас от мира, поэтому вас ненавидит весь мир.
Можно и дальше читать, это 15-я глава Евангелия от Иоанна, но не будем, все и так понятно.
Господь нас призвал, Он нас вытащил, вывел из тьмы к свету, призвал к новой жизни, к другим, светлым, прекрасным, благородным отношениям между людьми, к высоким отношениям в семье, с нашими близкими. Вот такими мы должны быть и оставаться, несмотря на все соблазны мира. Мир будет нас ненавидеть, это аксиома, факт. Мир может на нас, на всю правду, ополчиться – так, как он периодически ополчается: вспомните эти страшные годы большевизма, когда люди за свою порядочность и честность должны были платить жизнью, идти на каторгу или даже на смерть.
Мир хотел погрузиться во тьму, в коммунистическую безбожную серость. Бог не дал этому безобразию совершиться. Сейчас мы видим, что наша страна пробуждается. Происходит медленный поступательный процесс. Дай Бог, чтобы это всё продолжалось, а наша с вами задача – быть глашатаями Бога на том месте, куда нас поставил Господь. В своих семьях, на своей работе – в своих трудовых коллективах, – в своих коммунальных квартирах, где бы мы ни жили, с кем бы мы ни встречались, мы с вами должны быть носителями высоких христианских идей, всей своей жизнью мы должны отстаивать высокие христианские стандарты мышления и поведения.
И я думаю, что святой Георгий Победоносец, – неспроста именно в день его памяти мы об этом говорим, – святой Георгий Победоносец может быть для нас в этом путеводной звездой. Не только потому, что он пострадал и жизнью своей показал, что можно все-таки стоять на принципах правды, даже до смерти стоять – и все-таки победить.

Но не только поэтому он может для нас быть примером и образцом, а вот еще в каком отношении. Вспомним, дорогие, икону Георгия Победоносца. Разные есть варианты иконы св. Георгия. Есть, как у нас в храме – Георгий Победоносец на вздыбленном коне, с губ которого слетают клочья пены, уверенно держит копье и вонзает его в змея. Есть и другой иконописный образ: тоже православный, но более древний, традиционный. И вот в этом каноническом, древнем образе приоткрывается тайна очень важных наших православных утверждений.
Георгий поражает змея! Что за дивное чудо? Два слова о нем: это чудо произошло в нынешнем городе Бейрут, на родине Георгия Победоносца. Некоторые говорят, что оно произошло при жизни святого, некоторые – что после его смерти мученической, после того, как его стали почитать. Как это на самом деле было? Разные жития – я обращался к разным источникам – дают разные варианты. Может, если заняться глубже этим вопросом, можно было бы выяснить, как было на самом деле, но я глубоко этим вопросом не занимался.
А произошло следующее: в небольшом городке – это нынешний Бейрут –появился змей, который выползал из озера и пожирал людей, проходивших тем путем. Люди, желая умилостивить тварь, стали приносить в жертву ему своих детей: сыновей и дочерей. Бросали жребий. Дошла очередь и до царской дочери, потому что царь не хотел остаться в стороне. Как благородные офицеры и цари посылали на войну своих детей, так же точно и этот царь решил, что его дети должны участвовали в этой жеребьевке, грустной и печальной: кому идти в пасть к зверю. Выпал жребий на царскую дочь, которая была христианкой. И она очень молилась, чтобы Господь ее избавил от этого жребия, но все-таки ее повлекли к озеру и там оставили. И тут выползло из воды какое-то чудовище. Когда оно уже хотело наброситься на девушку, чтобы сожрать ее, вдруг появился прекрасный юноша в сверкающих латах, на боевом коне, и проткнул чудовище копьем. А потом, как говорит предание, он связал этого зверя, в нос ему продел кольцо, а веревку дал в руку этой царевне, и она это животное, этого змея, как собачку на поводке, привела в город. Может быть, последние детали уже и вымысел, этого мы не знаем, но чудесная защита и спасение этой девушки – это несомненный факт. На этом месте в Бейруте стоит церковь четвертого века – очень древняя церковь, которая была построена людьми в благодарность Господу за избавление от этого змея.

Но, сейчас мы говорим об иконе. Так вот, икона святого Георгия Победоносца может быть для нас немаловажным подспорьем, советчицей в том, каким образом бороться с сатаною. Потому что вы понимаете, что змей – змеем, но все-таки змей в предании и на иконе не самоценен, но символизирует собою сатанинские силы. Кем бы ни было это дикое чудовище – может быть, это был какой-нибудь динозавр, оставшийся с доисторических времен, а может какая-нибудь ядовитая змея или что-то другое, неизвестное науке, – но, кто бы это ни был, мы понимаем, что на духовном языке речь идет о сатане. На иконе всегда изображается не озеро, из которого выползает чудовище, а пещера с черным отверстием. И из этого черного отверстия, как из бездны подземной, выползает чудовище, чтобы наброситься на царевну.

Однажды я был в мастерской у иконописца, который рассказывал мне, как пишется икона святого Георгия Победоносца, какие иконографические принципы она должна соблюдать. Какие моменты она подчеркивает. Это очень важно, это приоткрывает тайну подвига св. Георгия и является всем нам в духовной жизни большим подспорьем.
Например, как я уже сказал, появившийся зверь – это, прежде всего, враг духовный, который выползает из черной адской бездны. Георгий Победоносец – это слуга Божий. Когда он скачет на коне, гарцует на коне, чтобы заколоть это чудовище, он не сильно сжимает копье, у него не напряжены мышцы руки, сказал мне опытный иконописец, нет. Георгий еле-еле, пальцами придерживает копьё. Я спросил, почему: ведь, чтобы пронзить змея, нужна сила, динамизм, нужно же это на иконе показать? А иконописец мне ответил: потому что его рукой Сам Бог управляет. Бог совершает эту победу, а человек с копьем – лишь инструмент в Его Руках.

Мы знаем, что сила Божия в немощи совершается. Вот так бывает иногда: один человек, хрупкий, маленький, может действительно своим примером, своим добрым отношением изменить ситуацию в коллективе, может абсолютно изменить отношения вокруг себя; помните: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»? Так говорил преподобный Серафим Саровский. Так же и Георгий Победоносец – не своей силой он побеждает змея, не на себя он надеется, а на Бога. Согласитесь, это нам является большой подсказкой – на Кого мы должны надеяться в своей жизни. Нужно лишь придерживать копье – копье, направленное на искоренение зла, на защиту добра. А Бог повернет это копье в нужном направлении. И соделает его способным уничтожить зло любой мощи.

…Или вот еще деталь канонической иконы св. Георгия: глаза Георгия не на землю обращены, глаза Георгия на канонической иконе устремлены вверх, в Горняя, на Бога!

…Или: Георгий сияет золотом, Сияет его облачение, и вот это золото, оно концентрируется не только на св. Георгии, оно как бы стекает на коня и растекается по земле. На канонической иконе все вокруг святого отблесками этого золота сияет! Он – свят, он – преображен, и его святость и духоносность, переливаясь через край, как у всякого святого, изливается в наш грешный серый мир и преображает его.


Какие многозначительные вещи! Вот так же и в нашей с вами жизни. Дорогие, внемлем примеру св. Георгия: нашей рукой должен управлять Господь;
Мысли наши, чувства должны быть всегда обращены к Богу, к свету, к высшему.
Наконец, свет, который в нас, мы не должны хранить в себе, прятать от других. Свет Божий, который мы принимаем в себя, мы должны дарить окружающим, этот свет Божий должен падать и на окружающий нас мир.

Вот только несколько из множества других моментов, о которых мы сегодня, за недостатком времени говорить не будем.

Желаю всем, дорогие братья и сестры, помощи Божией, пусть святой Георгий Победоносец, великий исповедник, мученик, мы говорим даже – «великомученик», защитник истинной православной веры, будет нам помощником и вдохновителем на всех путях нашей с вами жизни.

Святый Великомучениче и Победоносче Георгие, моли Бога о нас.

2004
Перейти к следующей записи Три великих святителя
Перейти к предыдущей записи Аудио: О святом Пахомии Великом

Комментарии

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
10.117
Комментарии
2
Последнее обновление
Сверху