Святой Олаф - последний общий святой

pixel.gif
pixel.gif

Святой Олаф - последний общий святой Западной и Восточной Церквей


На эту статью я наткнулась, ища сведения об одном очень интересном батюшке, который служил некогда в Эстонии. И нашла их в одном мало знакомом нашему читателю периодическом издании, выходящем в Эстонии, а именно в ежемесячной газете «Мир Православия» (интернет-версия). Статья эта, помещенная в № 8 (173) за 2012 год (http://www.baltwillinfo.com/2012/mp08-2012/mp-08.html#beggin), показалась мне не просто интересной, но и очень своевременной, почему я и решила поделиться ею прежде рассказа о том батюшке...
«Рассказы и саги о жизни и деяниях святого Олафа, – пишет автор-составитель диакон Вячеслав Зарецкий, – это не только светлый пример для христиан, но и напоминание о том, что в Раннем Средневековье Скандинавия, Балтия, Финляндия и Британские острова составляли с Новгородской Русью (включая Карелию) регион единой культуры и одного многоязычного этноса». Мне показалось, что об этом нелишне помнить и сегодня. Как и обо всем, что объединяет, а не только разъединяет наотмашь...

02.jpg


Взору туристов, прибывающих в Таллинн морским путём, открывается вид средневекового города со взмывающими ввысь готическими шпилями церквей. Обращает на себя внимание шпиль самой высокой из них. Это церковь Олевисте. Среди многочисленных шпилей, за византийскими куполами собора Александра Невского виден шпиль церкви Нигулисте. Церковь Нигулисте – храм святого Николая. Всё ясно: ведь Таллин – морской город, а святитель Николай – покровитель моряков. Имя святого Николая известно каждому, кто хоть немного соприкасался с православием. Церковь Олевисте – храм святого Олафа. О святом Олафе, пожалуй, мы знаем не очень много. Когда-то это был очень почитаемый в Северной Руси святой, но память о нём постепенно ослабела. Однако благоверный король-мученик Олаф святой – покровитель и креститель Норвегии, друг русского великого князя Ярослава Мудрого, последний общий святой для Западной и Восточной Церквей, – заслуживает того, чтобы вспомнить о нём.

А всё началось с паломнической поездки к святителю Николаю, Мирликийскому Чудотворцу, в Бари.

Мы с благочестивым прихожанином Геннадием очень хотели попасть в это святое место и молились, читая постоянно акафист Николаю Чудотворцу, чтоб он управил наш путь к нему. И наши надежды осуществились. Мы не только приложились к святым мощам святителя, но сподобились соприкоснуться с величайшими святынями: мощами Апостолов Петра, Павла, Тимофея, Тита, Марии Египетской и ясельками, в которых лежал Младенец Господь Иисус Христос.

На пути от Крипты, где почивают мощи святителя Николая Чудотворца, к нашей гостинице находится замок Кастелло Норманно-Свево, который заложил в 1071 году норманнский воевода Роберт Гвискар. Проплывая на своих ладьях с дружиной из сорока человек из паломнической поездки со Святой Земли, они помогли местным жителям изгнать сарацин.

По прибытии домой мне захотелось подробнее ознакомиться с дальнейшим пребыванием норманнов в городе Бари. Наряду со многими интересными фактами выяснилась родственная связь со святым Олафом, в честь которого освящён храм не только у нас в Таллинне, но во многих городах Европы и России.

Олафу было три года, когда кончилось правление короля Олафа Трюггвасона, младшего товарища и сподвижника князя Владимира Красно Солнышко. Когда Олаф Трюггвасон был мальчиком, Владимир выкупил его и его мать из рабства. Олаф служил в его дружине и был любим новгородцами за прямоту и храбрость. Став норвежским королём, Олаф начал активную деятельность по христианизации Норвегии, но не смог довести её до конца. Он погиб в морском бою со шведами, датчанами и норвежскими изменниками. Однако сразу после его смерти сложилась легенда, что король остался жив и был подобран нейтральным кораблём венедов, а впоследствии стал игуменом православного монастыря в Сирии.

Вот этот король Олаф не раз являлся во сне своему родичу, тоже Олафу, будущему святому, наставляя его в христианстве и благословляя на подвиги. Олаф Святой, подобно своему предшественнику Олафу Трюггвасону или князю Владимиру, был в молодости язычником и предводительствовал морскими походами викингов. Зато, приняв христианство, стал ревностным его защитником и в родной Норвегии, и на Британских островах, и в России (в нынешней Карелии – в Приладожье, в городе Альдегабурге (Старая Ладога), а также в Новгороде, при дворах Новгородских князей).

Король Дании Кнуд (Кнут) Могучий (овладевший также и Англией) стал непримиримым врагом короля Олафа, отказавшегося принять протекторат Дании над Норвегией; шведский король также был обижен на Олафа, не согласившегося удовлетворить его территориальные притязания. Поэтому он не позволил своей дочери Ингегерд выйти замуж за короля Олафа (чего она весьма желала), а выдал её замуж за русского великого князя Ярослава Мудрого. Однако Ингегерд и Олаф смогли остаться друзьями («Эймундова сага» говорит, что она любила только его, но хранила верность долгу, и именно Ингегерд познакомила Олафа и Ярослава (в сагах его называли конунг Ярицлейв)). Таким образом, норвежский король потерял невесту, но обрёл преданного друга. Король Олаф подолгу гостил в Новгороде при дворе Ярослава Мудрого. Однажды он нашёл в Новгороде спасение от войска Кнута Могучего и норвежских изменников.

Дело в том, что в 1027 году Олаф потерпел поражение от датчан и в 1028 году был вынужден покинуть Норвегию и бежать в Швецию, а затем дальше на Русь, в Новгород, к Ингегерде. Бежал он туда вместе с малолетним сыном Магнусом, оставив в Швеции жену Астрид. В Новгороде Ингегерда настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава. В это время норвежский престол занял Кнуд I, поставивший «наместником» своего сына от наложницы Альвивы Свейна. В 1030 году по зову своих сторонников Олаф вернулся в Норвегию и попытался со шведской помощью вернуть престол, но в июле 1030 года (29 либо 31 числа) при Стикластадире был убит в битве с языческой дружиной норвежской родовой знати, перешедшей на датскую сторону, и бондов. Перед последней битвой он обратился к воинам со словами: «Вперед, люди Христа, люди Конунга!»

У Олафа были сын Магнус и дочь Ульфида. Впоследствии Магнус стал королём Норвегии под именем Магнус Благородный. Знаменитый средневековый исландский историк и поэт Снорр Стурлусон в повестовании о Магнусе писал, что сначала Магнус был жестоким и грозным королём, который мстил за изгнание своего отца, но затем скальд Сигват так сильно подействовал на Магнуса своей речью, что из тирана он превратился в мягкого и доброго государя.

Ингегерд же после своей смерти была причислена к лику святых под именем Анны Новгородской, а от её шведского имени получила название историческая область Ингерманландия.

Олаф был причислен к лику святых (в 1031 году) и стал почитаться как покровитель Норвегии. День его памяти – 29 июля – является в Норвегии праздником. Святой Олаф стал последним по времени западным святым (до Великой схизмы 1054 года), почитаемым также и на христианском Востоке как святой благоверный Олаф II Харальдссон, король Норвегии, креститель и просветитель норвежцев.

В России во имя святого Олафа были освящены храмы в Новгороде (где он жил несколько лет) и Старой Ладоге, где он проездом гостил у посадника Рёгнвальда Ульвсона, потому что между ними, как сказано в сагах, «была самая большая дружба».

В Средневековье весть о чудесах, совершаемых по молитве св. Олафу, распространилась по всему свету. Вскоре в его честь было построено множество храмов везде, где распространялось влияние викингов: от Дублина до Оркнейских островов и Новгорода. В Англии ему было посвящено 40 древних храмов, и праздник его отмечался во всех календарях. В Константинополе был также воздвигнут храм в честь св. Олафа.

В древнем Новгороде церковь святого Олафа была построена Готландскими купцами на Торговой стороне у Торга на Ярославовом Дворище на Готском торговом дворе, основанном в XII веке. Церковь существовала до XIV века. Нередко эту церковь называли «варяжской божницей». На раскопках Николо-Дворищенского собора на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде в 2007 году обнаружили пломбу XV века с изображением святого Олафа. В скандинавских источниках эта церковь упоминается в саге о «Чудесном исцелении немого раба в церкви Св. Олафа в Хольмгарде».

В средневековой «Норвежской Книге Проповедей» описан такой случай: «Случился однажды в Гардах на востоке (то есть, в России) пожар в торговом городе, который назывался Хольмград (Новгород), и казалось, что сгорит весь город. И побежали все люди, полны страха, к одному священнику, который звался Стефан. Он служил в церкви святого Олафа. Хотели жители города испытать в такой великой беде помощь и могущество святого Олафа конунга и так проверить рассказы других людей, и, как только священник услышал их желание и просьбу, он схватил изображение того доброго господина и обратил против огня. И огонь не пошёл дальше того места, где он начался, и так была спасена большая часть города».

Рассказы и саги о жизни и деяниях святого Олафа – это не только светлый пример для христиан, но и напоминание о том, что в Раннем Средневековье Скандинавия, Балтия, Финляндия и Британские острова составляли с Новгородской Русью (включая Карелию) регион единой культуры и одного многоязычного этноса.

Но вернёмся к Таллиннской церкви Святого Олафа (Oleviste kirik). Она расположена в Нижнем городе, на месте, где в XII веке находился торговый двор скандинавских купцов. Самые ранние упоминания о церкви относятся к 1267 году. На рубеже XVI века высота храма достигала 159 метров, что позволяло ему тогда быть самым высоким сооружением в мире, а на протяжении двух веков самым высоким в Европе. Взметнувшийся к небу церковный шпиль был виден за многие километры и являлся хорошим ориентиром для кораблей. В самом начале храм был в подчинении католиков, затем становится лютеранским. В наше время храм принадлежит эстонскому союзу Евангелистских христианских и баптистских церквей.

Составил диакон Вячеслав Зарецкий

oleviste-1.jpg

Таллиннская церковь Святого Олафа (Oleviste kirik). (http://www.virtualguide.ru/Estonia/Tallinn/arts/oleviste.html)

И в заключение приведу ссылку на один раздел «Азбуки веры», который несколько расширяет наше привычное агиографическое пространство: Святые на карте мира.
pixel.gif
pixel.gif

Комментарии

Очень интересно! И , действительно, больше надо думать над тем, что объединяет людей, чем разъединяет. Все эти места нам, жителям Северо-Запада, хорошо известны. И когда получаешь подробное описание знакомых тебе мест, сердце радуется.
Спасибо!
 
Замечательно, что Вы вспомнили этих подвижников Христианства - Олава Трюгвассона и Олава Святого! Приведу интересный отрывок из Саги об Олаве, сыне Трюггви. Там рассказывается, как конунг-христианин остроумно отучил знать от языческих жертвоприношений:

"Когда уже совсем недолго оставалось до жертвоприношения в Марине, Олав конунг задал большой пир в Хладире. Он послал приглашения в Стринд и в Гаулардаль, и в Оркадаль и пригласил к себе вождей и других могущественных бондов. И когда все было приготовлено, и гости съехались, в первый же вечер был дан роскошный пир и подано великолепное угощение. Люди сильно захмелели. Ночью они все мирно спали. Наутро, когда конунг оделся, он велел отслужить мессу, и когда месса была закончена, он велел трубить в рог и созывать на домашний тинг. Все его люди сошли с кораблей и пришли на тинг. Когда тинг начался, конунг встал и взял слово, и сказал так:
– У нас был тинг во Фроста. Я тогда потребовал от бондов, чтобы они крестились, а они потребовали в ответ, чтобы я принял участие вместе с ними в жертвоприношении, как сделал конунг Хакон Воспитанник Адальстейна. Мы договорились, что встретимся в Мэрине и совершим там большое жертвоприношение. Но если уж я должен совершить с вами жертвоприношение, то я хочу, чтобы это было самое большое жертвоприношение, какое только возможно, и принесу в жертву людей. Я выберу для этого не рабов или злодеев. Я принесу в жертву богам знатнейших людей. Я выбираю Орма Люгру из Медальхуса, Стюркара из Гимсара, Кара из Грютинга, Асбьёрна, Торберга из Эрнеса, Орма и Льоксы, Халльдора из Скердингсстедьи.

И он назвал еще пять знатнейших мужей. Он сказал, что хочет принести их всех в жертву за урожайный год и мир, и велел сразу же схватить их. Но когда бонды увидели, что у них не достает людей, чтобы оказать сопротивление конунгу, они стали просить пощады и отдались воле конунга. Договорились, что все бонды, которые пришли на пир, примут крещение и поклянутся конунгу в том, что будут держаться правой веры и откажутся от всяческих жертвоприношений. Конунг не отпускал от себя всех этих людей до тех пор, пока они не оставили ему своих сыновей или братьев или других близких родичей в качестве заложников."
 
Последнее редактирование модератором:
Спасибо, Максим, за такое удачное дополнение. Тем более, что у меня с давних пор слабость к самому слову "сага" :))), а уж если оно, как в данном случае, наполнено христианским содержанием...
И Елену сердечно благодарю за понимание и поддержку главной мысли, ради которой я и разместила эту статью.
 
Еду я на Троицу в храм. Съезжаю с КАДа, а там, на съезде на Октябрьскую набережную, голосует молодой человек: что-то у него с машиной случилось... Ну, думаю, я сам на службу опаздываю... В общем, проехал метров 50, а потом, все-таки дал назад - решил выручить. Оказалось, что человек не доехал до своего храма, где у него послушание. Зовут в крещении Игорем. А мирское - Эдуард. Говорю, что Эдуард - имя-то православное. Он мне: "Сам только недавно узнал"=)

У меня брата троюродного тоже Эдиком зовут. А под каким именем крестили не знаю=)
 
Сверху