Узнал об этом святом и полюбил я его еще в мою бытность семинаристом. И вот – милость Божия: прикоснуться своими руками к святыням, связанным с именем этого великого исповедника.
Святой Иоанн родился около 1690 года от благочестивых православных родителей. В юные годы он стал солдатом императора Петра Первого. В неудачной турецкой войне 1711 года (сам император Петр чуть не погиб от рук турок) в числе других Иоанн попал в плен. Вероятно, он был захвачен в плен в битве за освобождение Азова и переправлен в Константинополь. Иоанн оказался в руках татарских союзников турок. Татары продали юношу оттоманскому начальнику конницы, некоему Аге, родом из Прокопиона в Малой Азии. Этот Ага взял своего нового раба к себе в деревню.
И начинается уникальный жизненный путь, или, вернее, житие юноши.
Верою и правдою Иоанн начинает служить своему хозяину. Плохое обращение, насмешки, побои переносит с любовью и терпением. Поначалу турки предприняли много усилий для обращения Иоанна в ислам. Его били, сожгли волосы и кожу на голове, оставляли ночевать в навозе, но на все он отвечал доброжелательностью и христианским смирением.
В свободное время, Иоанн молится, а когда ему разрешают отлучиться, посещает церковь, где усердно молится.
Долгие годы такого смиренного и, кстати сказать, совершенно самоотверженного служения, как будто он служил Христу, изменили мнение о нем окружающих. Он продолжал в их глазах оставаться «кяфирин», то есть неверным, но отношение к нему изменили. «Если ты оставляешь мне свободу веры, я охотно буду исполнять твои приказания», – эти слова св. Иоанна, сказанные хозяину, побудили того прекратить издевательства и насмешки.
Став состоятельным, Ага решил предпринять паломничество в Мекку. Трудно было в то время совершать такое далекое путешествие, но, преодолев все лишения и трудности дороги, хозяин Иоанна через некоторое время прибыл в святой для мусульман город. В эти дни жена Аги пригласила в Прокопион на обед родственников и друзей мужа, чтобы повеселиться и помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Подавали любимое блюдо Аги – плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему миску, наполненную пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Но хозяйка повелела своей поварихе наполнить Иоанну миску с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Она знала, что Иоанн часто отдавал свою еду бедным грекам.
Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню.
Став на колени, он горячо и от всей души молился Богу, чтобы Он послал плов хозяину. В своей простоте блаженный был совершенно уверен, что Господь услышит его молитву и что плов каким-то сверхъестественным образом попадет в Мекку. Иоанн верил, не сомневаясь и совершенно не рассуждая, по слову Господа, что Господь исполнит его просьбу. И, действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам все съел и только в шутку сказал им, что послал плов хозяину.
Но как же удивились все в доме Аги, когда тот, по прошествии некоторого времени, вернулся из Мекки и привез с собой домашнюю посудину, именно ту, которую наполнили пловом. Своим домашним Ага рассказал следующее: «Однажды я вернулся из большой мечети в дом, в котором остановился. Войдя в комнату, которая была заперта на ключ, я нашел там на столе блюдо с пловом. Я остановился в недоумении, соображая, кто же мог принести мне его? Я не мог понять, каким образом была открыта замкнутая дверь. Не зная, как объяснить это странное событие, я с любопытством рассматривал блюдо, в котором дымился горячий плов, и, к своему удивлению, заметил, что на нем выгравировано мое имя, как и на всей медной посуде в нашем доме. Несмотря на душевное волнение, вызванное этим происшествием, я съел плов с большим удовольствием. И вот я вам привез это блюдо. Оно ведь действительно наше. Ей, Аллах, никак не могу понять, как оно очутилось в Мекке и кто его принес».
Все домашние Аги были ошеломлены этим рассказом. Жена, в свою очередь, рассказала ему, как Иоанн выпросил блюдо с едой, обещая послать его в Мекку, и как все гости смеялись, услышав о затее Иоанна. Оказалось, что блаженный вовсе не шутил и все действительно так и случилось.
Весть о чуде распространилась по всему селу и окрестностям. После этого все стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника. Со страхом и уважением смотрели на него. Никто больше не смел обижать русского раба. Его господин с женой заботились о нем еще больше и снова упрашивали его перейти из конюшни в домик, находившийся рядом. Но святой опять отказался. Он продолжал жить по-старому, подвизаясь в молитве, ухаживая за животными своего хозяина, исполняя охотно все его пожелания.
После нескольких лет, проведенных в посте, молитве и унижении, приближаясь к концу своей жизни, Иоанн заболел. Он лежал на сене в конюшне, где провел всю жизнь. Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Таин и послал за православным священником. Из-за фанатизма турок священник побоялся открыто принести Святые Дары в конюшню. Но Бог вразумил его спрятать их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу в руки любимого им всем сердцем Господа. Так почил святой Иоанн 27 мая (9 июня н.ст.) 1730 года. Было ему около сорока лет.
Иоанна похоронили с почестями в местной церкви во имя святого великомученика Георгия. Со слезами и благоговением хоронили его жители Прокопиона: греки, турки и армяне. Его хозяин Ага накрыл останки слуги ценным ковром. Среди местных православных греков очень скоро началось почитание Иоанна. Много было случаев чудесной помощи и исцелений по заступничеству праведника: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали, больные исцелялись, причем не только православные, но и армяне, протестанты и турки.
Священник, каждую субботу исповедовавший и причащавший Иоанна, увидел святого во сне через три года после смерти праведника. Святой сказал старцу, что его тело благодатией Божией осталось нетленным, таким, каким его погребли три с половиной года назад.
Христиане решились открыть могилу. Тело святого оказалось абсолютно нетленным и благоухающим. (Это благоухание сохраняется вплоть до наших дней.) Тогда с благоговением верующие взяли тело (святые мощи) и перенесли его в храм, который когда-то посещал сам Иоанн.
С тех пор и следующие сто лет это тело стало источником многих чудес и милостей.
В 1832 году, когда против турецкого султана Махмуда II восстал в Египте Ибрахим-паша и войско султана приближалось к Прокопиону, жители села, преимущественно враждебные султану янычары, не хотели пустить армию. Христиане-греки не были с этим согласны. Но, будучи меньшинством, они ничего не могли сделать. Убоявшись мести султанского войска, они бежали в близлежащие села, укрылись в пещерах. Остались только престарелые и слабые. Военачальник вошел в Прокопион как враг. Воины разграбили не только все дома, но и церковь святого Георгия. Когда открыли гробницу святого Иоанна и не нашли в ней никаких ценностей, они с гневом выбросили святые мощи во двор и хотели их сжечь, чтобы посмеяться над христианами.
Набрав дров, они разожгли костер, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костер, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшего среди огня, жестом руки и словами угрожавшего им за их дерзость. Тут уже турки не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и все награбленное в Прокопионе. На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.
Мощи св. Иоанна опять пребывали в благоговейном почитании. Приблизительно в 1862 году одна благочестивая женщина увидела во сне святого Иоанна, который держал в руках крышу сельской школы. На следующий день, во время Божественной литургии, она рассказала об этом. Не успела она закончить свой рассказ, как послышался страшный грохот. Все в страхе выбежали из церкви и с ужасом увидели, что крыша школы, которая находилась напротив церкви, рухнула. Люди кинулись туда, ведь там были все дети села! Вне себя они начали поднимать обвалившуюся кровлю, и, о чудо! — все дети выбрались из-под обломков живыми. Оказалось, что дети услышали страшный треск над собой и, поняв, что происходит, успели залезть под парты. Когда крыша обрушилась, балки упали на парты, не придавив ни одного ребенка. Так св. Иоанн подал знак, что он сохраняет их и молится за них на Небесах.
Следует еще рассказать о перенесении руки праведного Иоанна в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне – чудо особого снисхождения и благоволения святого к спасающимся там его соотечественникам – русским христианам. Никогда святой праведный Иоанн не допускал отнятия частиц от своих мощей. Дерзающих на такое дело он всегда принуждал явлением и угрозами возвращать взятое. Но отъятию руки для Афонского монастыря не было никакого препятствия.
Случилось же это так. В течение нескольких лет до 1880 года подвизавшиеся в монастыре святого Пантелеимона отцы, узнав о совершающихся у раки святого Иоанна чудесах, просили у жителей Прокопиона части его многоцелебных мощей. Греки долго отказывались, но, наконец, вдруг все, как бы чудом, согласились исполнить просьбу русских отцов монастыря. Отслужив молебен и отделив от мощей правую руку, послали ее в 1880 году в сопровождении отца Дионисия и одного из уважаемых старейшин села на Афон. Принятие мощей в монастыре прошло очень торжественно: все монахи во главе со своим настоятелем отцом Макарием вышли встречать их с песнопениями, колокольным звоном, ударами в била. Поставив честные мощи в соборной церкви на аналое, пропели торжественное славословие. Потом все подходили с большим благоговением поклониться святыне. Таким образом, находясь теперь в пределах жребия Пресвятой Богородицы, рука праведного Иоанна Русского почитается там наравне с честными мощами других святых.
Так Господь прославил и до наших дней продолжает прославлять Своего угодника многими великими чудесами.
Особенно обильно они излились в 1924 и 1951 годах.
После страшного поражения греков в войне с турками все греческое население должно было покинуть Анатолию в обмен на турецкое население Греции. Греки из Прокопиона переехали на остров Эвбею в село Ахмет Ага, которое после отъезда турок переименовали в Неопрокопион. Они привезли с собой и раку с мощами святого праведного Иоанна Русского, которую сначала поместили в церкви Святых Константина и Елены. А когда 27 мая 1951 года был закончен великолепный новый храм в честь святого Иоанна, начатый в 1930 году, туда торжественно перенесли его мощи. Тело святого угодника Божия, сохранившееся нетленным, покоится там в раке под стеклом. Ежедневно к нему притекают сотни и сотни православных паломников, испрашивая заступничества святого праведника.
Мы у храма Св. Иоанна Русского в Новопрокопионе на острове Эвбея.
Первым делом, войдя в храм, молимся у раки с мощами св. Иоанна и прикладываемся к ней.
Теперь можно и оглядеться.
Величественный храм в византийском стиле...
Солнечные лучи, словно свет прожекторов, пронизывают храм столпами света.
Совершается Божественная литургия. Священнослужители нашей группы были приглашены в алтарь, где мы и могли молиться.
На фотографии – момент службы: вход с Евангелием.
После прочтения Символа веры по-гречески (служба совершается по-гречески) настоятель предложил нашему диакону, отцу Сергию, спеть «Верую» по русскому обычаю.
Отец Сергий вышел, перекрестился и взмахнул рукой: «Верую!»
Вместе с ним, единым сердцем и едиными устами, запел весь храм. Большинство паломников здесь были русские. Из Петербурга, Москвы, Калуги... Русские голоса наполнили храм прекрасным и стройным пением.
А после Литургии мы отслужили молебен и еще и еще раз прикладывались к мощам св. Иоанна Русского.
А также прикладывали к раке с мощами иконы св. Иоанна, купленные здесь же.
Святой Иоанн родился около 1690 года от благочестивых православных родителей. В юные годы он стал солдатом императора Петра Первого. В неудачной турецкой войне 1711 года (сам император Петр чуть не погиб от рук турок) в числе других Иоанн попал в плен. Вероятно, он был захвачен в плен в битве за освобождение Азова и переправлен в Константинополь. Иоанн оказался в руках татарских союзников турок. Татары продали юношу оттоманскому начальнику конницы, некоему Аге, родом из Прокопиона в Малой Азии. Этот Ага взял своего нового раба к себе в деревню.
И начинается уникальный жизненный путь, или, вернее, житие юноши.
Верою и правдою Иоанн начинает служить своему хозяину. Плохое обращение, насмешки, побои переносит с любовью и терпением. Поначалу турки предприняли много усилий для обращения Иоанна в ислам. Его били, сожгли волосы и кожу на голове, оставляли ночевать в навозе, но на все он отвечал доброжелательностью и христианским смирением.
В свободное время, Иоанн молится, а когда ему разрешают отлучиться, посещает церковь, где усердно молится.
Долгие годы такого смиренного и, кстати сказать, совершенно самоотверженного служения, как будто он служил Христу, изменили мнение о нем окружающих. Он продолжал в их глазах оставаться «кяфирин», то есть неверным, но отношение к нему изменили. «Если ты оставляешь мне свободу веры, я охотно буду исполнять твои приказания», – эти слова св. Иоанна, сказанные хозяину, побудили того прекратить издевательства и насмешки.
Став состоятельным, Ага решил предпринять паломничество в Мекку. Трудно было в то время совершать такое далекое путешествие, но, преодолев все лишения и трудности дороги, хозяин Иоанна через некоторое время прибыл в святой для мусульман город. В эти дни жена Аги пригласила в Прокопион на обед родственников и друзей мужа, чтобы повеселиться и помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Подавали любимое блюдо Аги – плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему миску, наполненную пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Но хозяйка повелела своей поварихе наполнить Иоанну миску с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Она знала, что Иоанн часто отдавал свою еду бедным грекам.
Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню.
Став на колени, он горячо и от всей души молился Богу, чтобы Он послал плов хозяину. В своей простоте блаженный был совершенно уверен, что Господь услышит его молитву и что плов каким-то сверхъестественным образом попадет в Мекку. Иоанн верил, не сомневаясь и совершенно не рассуждая, по слову Господа, что Господь исполнит его просьбу. И, действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам все съел и только в шутку сказал им, что послал плов хозяину.
Но как же удивились все в доме Аги, когда тот, по прошествии некоторого времени, вернулся из Мекки и привез с собой домашнюю посудину, именно ту, которую наполнили пловом. Своим домашним Ага рассказал следующее: «Однажды я вернулся из большой мечети в дом, в котором остановился. Войдя в комнату, которая была заперта на ключ, я нашел там на столе блюдо с пловом. Я остановился в недоумении, соображая, кто же мог принести мне его? Я не мог понять, каким образом была открыта замкнутая дверь. Не зная, как объяснить это странное событие, я с любопытством рассматривал блюдо, в котором дымился горячий плов, и, к своему удивлению, заметил, что на нем выгравировано мое имя, как и на всей медной посуде в нашем доме. Несмотря на душевное волнение, вызванное этим происшествием, я съел плов с большим удовольствием. И вот я вам привез это блюдо. Оно ведь действительно наше. Ей, Аллах, никак не могу понять, как оно очутилось в Мекке и кто его принес».
Все домашние Аги были ошеломлены этим рассказом. Жена, в свою очередь, рассказала ему, как Иоанн выпросил блюдо с едой, обещая послать его в Мекку, и как все гости смеялись, услышав о затее Иоанна. Оказалось, что блаженный вовсе не шутил и все действительно так и случилось.
Весть о чуде распространилась по всему селу и окрестностям. После этого все стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника. Со страхом и уважением смотрели на него. Никто больше не смел обижать русского раба. Его господин с женой заботились о нем еще больше и снова упрашивали его перейти из конюшни в домик, находившийся рядом. Но святой опять отказался. Он продолжал жить по-старому, подвизаясь в молитве, ухаживая за животными своего хозяина, исполняя охотно все его пожелания.
После нескольких лет, проведенных в посте, молитве и унижении, приближаясь к концу своей жизни, Иоанн заболел. Он лежал на сене в конюшне, где провел всю жизнь. Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Таин и послал за православным священником. Из-за фанатизма турок священник побоялся открыто принести Святые Дары в конюшню. Но Бог вразумил его спрятать их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу в руки любимого им всем сердцем Господа. Так почил святой Иоанн 27 мая (9 июня н.ст.) 1730 года. Было ему около сорока лет.
Иоанна похоронили с почестями в местной церкви во имя святого великомученика Георгия. Со слезами и благоговением хоронили его жители Прокопиона: греки, турки и армяне. Его хозяин Ага накрыл останки слуги ценным ковром. Среди местных православных греков очень скоро началось почитание Иоанна. Много было случаев чудесной помощи и исцелений по заступничеству праведника: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали, больные исцелялись, причем не только православные, но и армяне, протестанты и турки.
Священник, каждую субботу исповедовавший и причащавший Иоанна, увидел святого во сне через три года после смерти праведника. Святой сказал старцу, что его тело благодатией Божией осталось нетленным, таким, каким его погребли три с половиной года назад.
Христиане решились открыть могилу. Тело святого оказалось абсолютно нетленным и благоухающим. (Это благоухание сохраняется вплоть до наших дней.) Тогда с благоговением верующие взяли тело (святые мощи) и перенесли его в храм, который когда-то посещал сам Иоанн.
С тех пор и следующие сто лет это тело стало источником многих чудес и милостей.
В 1832 году, когда против турецкого султана Махмуда II восстал в Египте Ибрахим-паша и войско султана приближалось к Прокопиону, жители села, преимущественно враждебные султану янычары, не хотели пустить армию. Христиане-греки не были с этим согласны. Но, будучи меньшинством, они ничего не могли сделать. Убоявшись мести султанского войска, они бежали в близлежащие села, укрылись в пещерах. Остались только престарелые и слабые. Военачальник вошел в Прокопион как враг. Воины разграбили не только все дома, но и церковь святого Георгия. Когда открыли гробницу святого Иоанна и не нашли в ней никаких ценностей, они с гневом выбросили святые мощи во двор и хотели их сжечь, чтобы посмеяться над христианами.
Набрав дров, они разожгли костер, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костер, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшего среди огня, жестом руки и словами угрожавшего им за их дерзость. Тут уже турки не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и все награбленное в Прокопионе. На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.
Мощи св. Иоанна опять пребывали в благоговейном почитании. Приблизительно в 1862 году одна благочестивая женщина увидела во сне святого Иоанна, который держал в руках крышу сельской школы. На следующий день, во время Божественной литургии, она рассказала об этом. Не успела она закончить свой рассказ, как послышался страшный грохот. Все в страхе выбежали из церкви и с ужасом увидели, что крыша школы, которая находилась напротив церкви, рухнула. Люди кинулись туда, ведь там были все дети села! Вне себя они начали поднимать обвалившуюся кровлю, и, о чудо! — все дети выбрались из-под обломков живыми. Оказалось, что дети услышали страшный треск над собой и, поняв, что происходит, успели залезть под парты. Когда крыша обрушилась, балки упали на парты, не придавив ни одного ребенка. Так св. Иоанн подал знак, что он сохраняет их и молится за них на Небесах.
Следует еще рассказать о перенесении руки праведного Иоанна в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне – чудо особого снисхождения и благоволения святого к спасающимся там его соотечественникам – русским христианам. Никогда святой праведный Иоанн не допускал отнятия частиц от своих мощей. Дерзающих на такое дело он всегда принуждал явлением и угрозами возвращать взятое. Но отъятию руки для Афонского монастыря не было никакого препятствия.
Случилось же это так. В течение нескольких лет до 1880 года подвизавшиеся в монастыре святого Пантелеимона отцы, узнав о совершающихся у раки святого Иоанна чудесах, просили у жителей Прокопиона части его многоцелебных мощей. Греки долго отказывались, но, наконец, вдруг все, как бы чудом, согласились исполнить просьбу русских отцов монастыря. Отслужив молебен и отделив от мощей правую руку, послали ее в 1880 году в сопровождении отца Дионисия и одного из уважаемых старейшин села на Афон. Принятие мощей в монастыре прошло очень торжественно: все монахи во главе со своим настоятелем отцом Макарием вышли встречать их с песнопениями, колокольным звоном, ударами в била. Поставив честные мощи в соборной церкви на аналое, пропели торжественное славословие. Потом все подходили с большим благоговением поклониться святыне. Таким образом, находясь теперь в пределах жребия Пресвятой Богородицы, рука праведного Иоанна Русского почитается там наравне с честными мощами других святых.
Так Господь прославил и до наших дней продолжает прославлять Своего угодника многими великими чудесами.
Особенно обильно они излились в 1924 и 1951 годах.
После страшного поражения греков в войне с турками все греческое население должно было покинуть Анатолию в обмен на турецкое население Греции. Греки из Прокопиона переехали на остров Эвбею в село Ахмет Ага, которое после отъезда турок переименовали в Неопрокопион. Они привезли с собой и раку с мощами святого праведного Иоанна Русского, которую сначала поместили в церкви Святых Константина и Елены. А когда 27 мая 1951 года был закончен великолепный новый храм в честь святого Иоанна, начатый в 1930 году, туда торжественно перенесли его мощи. Тело святого угодника Божия, сохранившееся нетленным, покоится там в раке под стеклом. Ежедневно к нему притекают сотни и сотни православных паломников, испрашивая заступничества святого праведника.
Мы у храма Св. Иоанна Русского в Новопрокопионе на острове Эвбея.
Первым делом, войдя в храм, молимся у раки с мощами св. Иоанна и прикладываемся к ней.
Теперь можно и оглядеться.
Величественный храм в византийском стиле...
Солнечные лучи, словно свет прожекторов, пронизывают храм столпами света.
Совершается Божественная литургия. Священнослужители нашей группы были приглашены в алтарь, где мы и могли молиться.
На фотографии – момент службы: вход с Евангелием.
После прочтения Символа веры по-гречески (служба совершается по-гречески) настоятель предложил нашему диакону, отцу Сергию, спеть «Верую» по русскому обычаю.
Отец Сергий вышел, перекрестился и взмахнул рукой: «Верую!»
Вместе с ним, единым сердцем и едиными устами, запел весь храм. Большинство паломников здесь были русские. Из Петербурга, Москвы, Калуги... Русские голоса наполнили храм прекрасным и стройным пением.
А после Литургии мы отслужили молебен и еще и еще раз прикладывались к мощам св. Иоанна Русского.
А также прикладывали к раке с мощами иконы св. Иоанна, купленные здесь же.