Святыни Малой Азии: Эфес

Эта запись является частью серии записей Святыни Малой Азии
Текст: Анастасия Коренькова
Фото: Евгений Горин, Андрей Сафонов, Юрий Кисель

Святыни Малой Азии: Эфес

Храм Иоанна Богослова


Когда мы произносим название древнего Эфеса, первая ассоциация – знаменитый античный город с храмом Артемиды, одним из семи чудес света. Да, языческую богиню плодородия особо чтили в этом городе: нигде, пожалуй, не было столько разврата, как здесь. Но все начало меняться в середине первого века, когда в город на берегу Эгейского моря пришел Апостол Павел с проповедью. И сейчас все мы, конечно, знаем «Послание к Ефесянам» и помним знаменитый эпизод из «Деяний», описывающий конфликт ремесленников, изготовлявших статуэтки Артемиды, с христианским проповедником: «бизнес» греческих мастеров оказался под угрозой.

Но постепенно город становился христианским, и вот уже из колонн и плит рухнувшего храма Артемиды возводится 130-метровый собор, освященный в честь Иоанна Богослова.

19.jpg
Колонна в центре снимка – все, что осталось от храма Артемиды Эфесской

Правда, собор воздвигли уже в шестом веке, а любимый ученик Христов пришел сюда, разумеется, в первом. Здесь он проповедовал, за что был арестован и сослан на остров Патмос, где удостоился удивительных откровений и написал Апокалипсис. После длительной ссылки, уже в преклонных летах, Иоанн Богослов вернулся в Эфес, где между 85 и 95 годами создал свое Евангелие. В этом городе сын Зевведея почил в глубокой старости, хотя, как мы знаем, существует и предание о том, что Апостол любви был взят Господом на Небо.

9.jpg
Уже с древних времен христиане почитали место в Эфесе, где, как считается, был погребен Иоанн Богослов. Сюда решили совершить свое паломничество и мы

Я не знаю, почему, но именно поездка к гробнице Евангелиста Иоанна оказалась самой искусительной для нашей группы. Сначала внезапно разболелась одна из наших спутниц – ранний выезд из отеля в Памуккале пришлось отложить более, чем на час. Затем, уже в пути, стало плохо еще одному нашему брату. Пришлось сделать остановку. Затем, как водится, перекус. А так как путь был весьма неблизким, то приехали на место мы только к обеду. Оказавшись на месте погребения Апостола Иоанна Богослова, мы с изумлением узнали, что сегодня здесь служил Божественную литургию Патриарх Константинопольский Варфоломей, ибо на календаре было 8 мая – греки именно в этот день празднуют память Евангелиста (русская Церковь – 21 мая). Представляете нашу досаду? У нас теоретически был шанс помолиться вместе с главой Вселенского Патриархата!


1.jpg
В момент, когда мы приехали, музейщики еще не успели убрать из «Литургического зала» столы

Но ничего не поделаешь. Пришлось молиться самим: очень тихо пропели «Христос Воскресе», потому что это, как водится, было запрещено – здесь музейный комплекс, и исключение сделали только для архипастыря. Наше негромкое пение едва не привело к скандалу: музейные работники начали делать замечания. Поэтому, коротко помолившись вслух, мы припали к окошечку, проделанному внутрь гробницы. А кое-кто даже попытался исследовать здешнюю пыль, памятуя о чудесном появлении праха, который раньше поднимался из могилы в день памяти Иоанна Богослова.

2.jpg
Наши предки благоговейно собирали пыль с гробницы Евангелиста в специальные коробочки и даже вкушали ее, молясь об исцелении души и тела. Это очень известное церковное предание

10.jpg

Пока мы изучали пыль, останки древнего храма (между прочим, второго по величине после Святой Софии в Византии), вглядывались в темноту могилы через окошечко, подошел музейный смотритель. Из тех, кто возмутился нашей молитве. Он, видя наш интерес к сему месту, предложил … нелегально открыть гробницу Иоанна Богослова. Возможность на полминуты спуститься вниз он оценил в 10 долларов с человека. Со словами «Да Бог с ними, деньгами!», к входу в гробницу решительно двинулась одна из паломниц. За ней потянулись еще несколько человек. Озираясь, не видит ли начальство, старик-турок снял большой навесной замок и начал запускать нас парами в гробницу. Склеп оказался очень узким, замусоренным, затянутым паутиной. Наши друзья с благоговением стряхивали с нас пыль и соринки, когда мы снова оказались наверху :) .


12.jpg
Пока одни лобызали священное место...

11.jpg
...другие решили исследовать его изнутри

Находясь у могилы Апостола любви, мы молились о наших родных и, конечно, о стяжании христианской любви и мира в наших семьях и общине.


13.jpg
А так выглядел храм до разрушения

Потом немного подобревшие турки угостили нас на прощание холодной водой (день был очень знойный), мы двинулись к выходу. И тут произошло нечто неординарное. Дело в том, что в храм Иоанна Богослова поднимались не все. Одна наша паломница, неутомимая путешественница, не рискнула подниматься на холм по жаре, из-за проблем со здоровьем. Нашла большой камень у входа в музейный комплекс, присела на него и стала ждать нас. Грустила: возможно, единственный раз в Эфесе – и нет никакой возможности припасть к могиле Евангелиста. «Господи, у меня даже молитвослова с собой нет, помолиться – и то не могу! » – сокрушалась Л.В. про себя. Через некоторое время решила открыть сумку: проверить, на месте ли загранпаспорта. Видит – какая-то бумажка. Скомкала ее, подумав, что это чек, и уже собиралась бросить в урну. Но на всякий случай решила посмотреть, что это такое. Развернула и не поверила своим глазам: листок с тропарем Иоанну Богослову! Знаете, такой небольшой листочек, который обычно вкладывается в упаковки софринских иконок. Л.В. просто затрясло: она точно знала, что не клала эту бумажку с молитвой в сумку. Взволнованная, она рассказывала нам эту историю и показала листок! Конечно, мы прочитали тропарь вслух, а потом еще раз, даже несмотря на то, что назревал скандал с музейщиками. Конфликтовать не хотелось, но и не прочитать эту молитву мы не могли, коль скоро сам Иоанн Богослов явил нам ее!


6.jpg
Апостоле Христу Богу возлюбленне,
ускори избавити люди безответныя,
приемлет тя припадающа. Иже падша на перси приемый.
Егоже моли, Богослове,
и належащую мглу языков разгнати,
прося нам мира и велия милости


Так утешил нас Апостол любви за те малые искушения, что пришлось претерпеть.

Дом Пресвятой Богородицы

И еще одна встреча, которую наши паломники ждали в Эфесе. Это – так называемый Дом Пресвятой Богородицы, где Она якобы жила и преставилась. Звучит необычно, да? Я, например, раньше и не знала про существование такого места. Ведь не далее, как зимой, мы были в Иерусалиме, в храме Успения на горе Сион, где находился дом Иоанна Богослова и где закончился земной путь Девы Марии. А недалеко от Гефсиманского сада есть усыпальница рода Давидова, где погребли сначала родителей Пресвятой Девы, потом Иосифа Обручника, а в назначенный час положили Ее тело. И хоть вскоре ученики Христовы обнаружили в гробнице лишь погребальные пелены, – Христос воскресил Свою Мать и забрал в Свои небесные селения, – кувуклия эта, как и Гроб Господень, до сих пор остается местом особого почитания Царицы Небесной.

Таким образом, церковное предание прочно связывает Успение Пресвятой Богородицы с Иерусалимом. Но где-то с 18-го века в Европе появилась вторая версия событий, повествующая о жизни Матери Божией с Эфесом. Сторонники этой теории предположили, что, уезжая в Малую Азию, Иоанн Богослов не мог не взять с собой Богородицу, вверенную ему на Голгофе Самим Христом. Появилось даже предание, что Дева Мария жила одиноко в небольшом домике на холме, недалеко от места служения Евангелиста. Католики с воодушевлением начали искать это место, особенно после того, как монахиня Анна Катерина Эммерик (1774-1820 гг.), тяжело болевшая, впала в транс, во время которого начала рассказывать о жизни Богородицы и Иоанна Богослова в Эфесе. Она упоминала дом на вершине горы, бьющий рядом с ним источник и даже пещеру погребения Приснодевы Марии.


3.jpg
В монастыре есть мемориальный уголок, посвященный Анне Катерине Эммерик


Католики решили искать дом. Были созданы исследовательские группы, совершались поездки в Эфес. В книге, которую мы приобрели в Турции, рассказывается, что летом 1891 года поиски увенчались успехом. Французские монахи во время очередной экспедиции чудесным образом нашли место, совпадающее с описанием Эммерик: местные крестьяне показали им источник с чистой питьевой водой, рядом с которым находилось «запущенное место для богослужения с разрушенной кровлей и стенами».

На старом фундаменте братья-христиане построили церковь. Сейчас здесь находится небольшой католический монастырь, где живут несколько монахинь. Сюда приезжает множество туристов и паломников: заходят в маленький храм, ставят свечи, пьют воду из источника…


14.jpg
Монастырь чист, ухожен. В тени деревьев можно отдохнуть от палящего зноя

15.jpg
Вот он, небольшой монастырский храм

7.jpg
Алтарь

8.jpg
Внутри можно спокойно помолиться...

5.jpg
Правда, смущает множество ленточек, завязываемых «на счастье». Мы тоже не упустили такую возможность (шутка)

Как я уже отметила, Православная Церковь скептически относится к версии нахождения Дома Богородицы в Эфесе. Однако для нас была ценна уже сама возможность спокойно помолиться на территории христианского монастыря, не опасаясь одергиваний и замечаний, которых и так за эту поездку было достаточно. Жила здесь Богородица или нет, но мы верим, что Она слышит искренние молитвы, возносимые к Ней в этом месте.


4.jpg

Семь эфесских отроков

Завершая рассказ об Эфесе, упомяну еще одно примечательное место в городе. Это остатки древней пещеры, которую отождествляют с тем самым местом, где на 200 лет уснули семь эфесских отроков. Вспомним житие.


20.jpg
Икона семи Эфесских отроков

250 год. Жестокий император-язычник Деций решил истребить всех христиан в Эфесе. Последователей Христа хватали на улицах и площадях, устраивая кровавые расправы. Наблюдая за этим, сын префекта города Максимилиан и шесть его друзей скорбели о погибших и молились. Такое поведение не осталось незамеченным, и юношей, даже несмотря на статус их родителей, тоже решили убить.

На допросе у императора отроки открыто исповедали свою веру. «Мы знаем Бога, слава Которого наполняет небо и землю, и приносим Ему тайную жертву исповеданием веры и постоянной молитвой!» – такие слова вложил автор жития в уста Максимилиана.

Разъяренный Деций дал упрямцам несколько дней на размышление. А они вышли из города, спрятались в пещере, горячо там молились и готовились к новой встрече с тираном. Лишь самый младший из них, Иамвлих, время от времени спускался в город за пищей для себя и братии. Вернувшийся через некоторое время в город император приказал доставить юношей к себе: он решил во что бы то ни стало заставить их принести жертву языческим богам. Зная это, эфесские отроки усилили молитву, и Господь явил к ним Свое милосердие: юноши мирно почили. Убедившись в смерти своих врагов, Деций приказал замуровать вход в пещеру.

Прошло два столетия. Христианство стало официальной религией Римской империи, и гонения прекратились. Однако юность Церкви проходила в борьбе со всевозможными ересями. Так, в правление императора Феодосия Младшего (ок. 446 года) возникла ересь, отрицающая воскресение мертвых. Благочестивый царь пытался бороться с этим, молился Богу, но противостоять ереси не мог. И в дело вмешался сам Господь. Адатий, владелец земли, на которой находилась пещера семи отроков, решил построить на этом месте загон для скота. Добывая камни для строительства, он раскопал вход в пещеру – и тотчас семь юношей ожили, как если бы уснули накануне.
Ничего не подозревавшие, они отправились в город и были поражены произошедшим переменам: улицы стали совсем другими, а, главное, на домах появились изображения креста. В свою очередь, жители Эфесса были поражены необычным видом юношей, а также деньгами, на которые юноши хотели купить хлеба: такие монеты были в ходу два века назад. После долгих расспросов правда открылась. О случившемся узнал даже император Феодосий, который тут же поспешил Эфес и поприветствовал юношей. Возможно, он понял, что это был ответ на его молитвы к Богу. Ересь была побеждена.

А отроки уснули вновь – на этот раз, до всеобщего Воскрешения. По их просьбе святых юношей положили в той же самой пещере. Только теперь к ней не прекращалось паломничество. Остался этот подвиг исповедничества в истории Церкви: мы вспоминаем святых отроков 17 августа, в Успенский пост.

17.jpg
Сейчас пещера находится в запустении, однако турецкие власти огородили ее, чтобы вандалы не разрушили хотя бы то, что осталось

18.jpg

16.jpg
Вспомнив историю Эфесских отроков, пропев им величание, помолившись, мы простились с этим местом…

… На этом, пожалуй, завершу свой рассказ о паломничестве в Турцию. Минула слава Константинополя, Каппадокии, Эфеса. Но Господь остался Тем же, освящая каждую пядь созданной Им земли. И я благодарю Его за эту возможность соприкоснуться с юношеским периодом развития нашей Церкви. Ведь только одно перечисление святых, которым мы поклонились и которых вспомнили, чего стоит: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Георгий Победоносец, Иоанн Русский, Апостол Филипп, Апостол Иоанн Богослов, Николай Чудотворец и другие! А Айя-София, которую мы вряд ли сможем забыть? А места, связанные с Божией Матерью? В паломничестве мы вспоминали слова нашего духовника, сказанного перед поездкой: «Каждое такое путешествие – вклад в золотой фонд вашей души! » И это воистину так. Слава Богу за всё!


См. также:
- Святыни Малой Азии: Миры Ликийские и Памуккале
- Святыни Малой Азии: Каппадокия (часть 2)

- Святыни Малой Азии: Каппадокия (часть1)
- Святыни Малой Азии: Стамбул (часть 2)
- Святыни Малой Азии: Стамбул (часть 1)

  • Like
Реакции: 3 человек

Комментарии

Спасибо Вам что провели по такому пути(хоть малую толику увидеть) Удивительное Чудо,приходит время и мы узнаем что то новое.Очень красочно и трепетно,хотя и не передать словами всего.Бог вам в помощь и радости вашей порадуемся и все мы.
Мир Вам и вашему дому.
 

Информация о записи

Автор
Мир глазами христианина
Просмотры
7.623
Комментарии
4
Последнее обновление

Поделиться записью

Сверху