Святыни Малой Азии: Стамбул (часть 2)

Опубликовал Мир глазами христианина в блоге «Мир глазами христианина». Просмотры: 6347

Текст: Анастасия Коренькова
Фото: Евгений Горин, Андрей Сафонов, Юрий Кисель

Святыни Малой Азии: Стамбул (часть 2)

Константинопольский Патриархат. Церковь Святой Троицы

О третьем дне пребывания в Стамбуле в моих путевых записках сказано так: «3 мая. День сегодня примечательный. Воскресение. Еще накануне мы решили, что едем на Божественную Литургию в подворье Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне, но… Господь распорядился иначе. И в результате мы молились и причащались в храме, который, как и наш, Измайловский, освящен в честь Святой Троицы. А если учесть, что время здесь совпадает с петербургским, то получилось, что мы и молились вместе с нашими соборянами».

Как же так вышло?

В Стамбуле всего три русских храма: церковь святого Андрея Первозванного, храм Пророка Ильи и как раз афонское подворье, которое представляет собой квартиру на шестом этаже обычного жилого дома: помещение выкупили и создали там небольшую общину. Посмотреть, как это выглядит, очень хотелось. Особенно женской части коллектива – раз уж на самой Святой горе побывать не удастся. Но возникло неожиданное препятствие.

Монастырское подворье и район Аксарай, в котором находилась наша гостиница, разделены Босфором. Однако туристический автобус не только не попал на другой берег, он вообще не смог сдвинуться с места: дороги перекрыл велопробег, осложнивший и без того плотное движение в Стамбуле. Гид признался: спортивное мероприятие – на полдня. Когда оцепление снимут, неизвестно. Проявив чудеса маневренности, водитель автобуса проехал пару кварталов, а потом наш транспорт встал окончательно: какая-то тяжелая техника попросту заблокировала нас в узком переулке. Как говорится, ни туда-ни сюда. До Литургии час. Гид на улице с кем-то ругается, что-то выясняет…. Безнадега полная.

И тут отец Георгий Антонов, наш духовный наставник в поездке, начал громко петь: «Христос Воскресе из мертвых! » (Ведь шли еще пасхальные дни.) И весь автобус дружно подхватил. «Верую», «Достойно есть»… На «Царице моя преблагая» перегородившая нам путь коммунальная техника попятилась назад, открывая дорогу. Даже гид-мусульманин впечатлился такой скорой помощи, пришедшей с Небес!

Но поколесив еще час, мы так и не выбрались ни к одному из мостов через бухту Золотой Рог: везде были выставлены патрули дорожной полиции. Уже разрабатывались альтернативные планы по проникновению на тот берег (фуникулер, трамвай?), как кто-то из мужчин заметил купола христианской церкви совсем рядом. Поинтересовались, действующий ли храм. «Да, греческая церковь Святой Троицы », – ответил без всякого интереса наш гид Юджель, продолжая размышлять, как нам попасть на подворье. «Так, может, мы пойдем на службу туда?» Решение принималось мгновенно: на часах было уже 10 часов. Паломники по команде выскочили из автобуса, побежали по главной площади Стамбула, площади Таксим, свернули куда-то налево и оказались у ворот дивного храма конца XIX века. Из-за своего стиля (необарокко) церковь, скорее, напоминала по архитектуре западноевропейскую, чем восточную.

1.jpg
На сегодняшний день церковь Святой Троицы является самым большим действующим православным храмом Стамбула. Кстати, греки продолжают называть город Константинополем

В свечной лавке отец Георгий поприветствовал служителя: «Христос анести! А Литургия идет?» Служитель-грек ответил на приветствие и кивнул, показав на двери храма. И мы поспешили внутрь. Служба уже шла. Два-три десятка греков, как и положено в их традиции, разместились на креслах-стасидиях и внимали словам молитв. Стараясь не нарушить царившую тишину, мы приложились к иконе Воскресения Христова в центре базилики, заняли места и начали молиться: об оставшихся дома семьях и измайловцах, о переживающей непростое время Родине (хотя бывают ли в России простые времена?), о христианах на востоке, которые подвергаются гонениям…

2.jpg
Базилика действительно очень красивая, пышная

Служба оказалась достаточно продолжительной. Народ, как и у нас обычно бывает, все прибывал и прибывал: и не только греки, – заходили арабы, грузины, да и наши соотечественники. Я разместилась поближе к солее, рядом с (судя по их общению) постоянными прихожанками: женщинами лет 50-60, в деловых костюмах сдержанных тонов, с непокрытой головой. Последнее меня раньше удивляло: ведь у нас платочек – чуть ли не главный символ благочестия. А потом узнала, что живущие в мусульманских странах, где женщина обязана носить платок, христианки демонстративно не покрывают голову. Именно по этому признаку можно, например, узнать в толпе женщину-христианку в арабском Вифлееме. В Греции, жившей столько лет в противостоянии с Турцией и боровшейся за право исповедовать христианство, тоже закрепился обычай не покрывать голову. Наши паломницы, впрочем, решили не изменять своим традициям, и, надо сказать, что неодобрительных взглядов не заметили – только любопытные.

Не знаю, часто ли бывают гости в греческом храме Троицы. Но к нам отнеслись дружелюбно, пропустили вперед на причастие. А потом, когда мы выстроились в очередь за антидором (запивки после принятия Таин не было), одна из местных жительниц поприветствовала меня пасхальным приветствием по-гречески!

А потом… Потом пришло осознание: Господь сподобил причаститься в самом Константинополе! Могла ли я представить себе это, скажем, еще год назад? Конечно, нет! От такой мысли накатили слезы. Чудны дела твои, Господи!

3.jpg
Причащение нашего паломника

4.jpg
Раздача антидора

5.jpg


6.jpg

Осмотрев после Литургии храм, сделав фотографию на память, мы продолжили наш путь. Мосты так и не открыли (знакомое петербуржцам явление, да?), поэтому на Пантелеймоново подворье мы так и не попали. Смирившись: значит, Господу так угодно, направили свои стопы к резиденции Вселенского Патриарха, в юрисдикции которого как раз находится церковь Святой Троицы.

Резиденция Вселенского Патриарха

Константинопольский Патриархат – не самый древний: несмотря на то, что отсчет, по преданию, ведется от Апостола Андрея, рукоположившего своего ученика Стахия «во епископы града Византиона», развитие местной Церкви началось с того момента, когда император Константин перенес столицу государства на Босфор. И именно столичный статус кафедры сделал ее первой в православной иерархии. Поэтому мы и называем этот Патриархат Вселенским (хотя, скажем, по количеству паствы Московская Патриархия в разы превышает Константинопольскую кафедру: под юрисдикцию последней попадают три тысячи живущих в Турции греков; некоторые территории Греции, включая Афон; а также отдельные епархии в разных частях мира). У Церкви непростые отношения с властями Турции: чиновники не признают Вселенский статус Патриарха, считая его лишь главой православной общины страны.

До рокового 1453 года резиденция главы Великой Церкви Христовой находилась, разумеется, рядом с Собором Святой Софии. Сейчас – в христианском квартале Стамбула под названием Фанар. Выглядит это место достаточно скромно, неприметно: из-за высоких заборов паломник или турист не увидит православного креста на куполе храма святого Георгия Победоносца, где служит Варфоломей I.
8.jpg
Церковь святого Георгия Победоносца


13.jpg
Двуглавый орел – символ, связывающий Византию и Россию

9.jpg
А это деревянное здание – и есть Патриархия

Народу здесь всегда немного: изредка приезжают паломники из России и Греции. С нами в храме святого Георгия оказалась только одна русская группа. Между тем, в церкви пребывают большие святыни: во-первых, справа от иконостаса гостям обязательно показывают часть колонны бичевания из Иерусалима: по преданию, именно к этому столбу привязали Христа во время избиения. Кроме того, в храме находятся ковчеги с частицами мощей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Мощи святителей вывезли в Западную Европу крестоносцы (напомню, в 1204 год), а вот вернули их в Малую Азию только в 2004 году по распоряжению папы Римского Иоанна Павла II.

10.jpg
Иконостас церкви святого Георгия – типичный иконостас греческого храма

12.jpg
Поклоняемся мощам трех святителей

11.jpg
Отец Георгий у иконы своего небесного покровителя

Также в Патриаршей церкви пребывают мощи нескольких святых, которые, возможно, не на слуху у русского паломника: великомученицы Евфимии (замученной при императоре Диоклетиане в то же время, что и Георгий Победоносец), Соломонии – матери мучеников Маккавейских, а также святой царицы Феофании – первой жены византийского императора Льва IV (о фреске в Софии, изображающей этого императора, мы рассказывали в предыдущем очерке) . Приложившись к мощам этих святых жен, я переписала в блокнот их имена, чтобы по возвращении домой уже поближе познакомиться с ними. Хорошо, что есть этот блог, а с ним – и возможность вернуться к увиденному и услышанному. :)

С резиденцией Патриарха связана одна трагическая история. В 1821 году на воротах резиденции был повешен низложенный Патриарх Григорий V. Турки обвинили его в причастности к греческому восстанию того же года, хотя Предстоятель не благословлял бунт, понимая, какие последствия для паствы он будет иметь. Тело Григория V три дня висело на воротах Патриархии – для острастки греческому населению квартала Фанар. Потом труп выкинули в море. Позже мощи обнаружили в море, и сейчас они хранятся в Афинах – Патриарх канонизирован как священномученик. А те самые Патриаршие ворота запечатаны, став напоминанием о том страшном событии и местом поклонения верующих.

Влахернская церковь


Название «Влахернская» знает каждый верующий человек, даже не бывавший в Стамбуле. Ведь 15 июля наша Церковь вспоминает такое событие, как Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. И этот праздник напрямую связан с местом, на которое нас привез наш автобус. Конечно, небольшая скромная церковь на берегу Босфора – не та великая церковь. Но построена она на месте византийской базилики, хранившей святыню – Ризу Пресвятой Богородицы.


19.jpg
Вот так, очень скромно, выглядит Влахернская церковь. Раньше на этом месте стоял второй по значимости, после Софии, православный храм Царьграда. Фото пользователя aziza01 на livejournal.com


15.jpg
Прежде чем войти в храм, вспоминаем славную историю этого места

Ризу Богороицы мы имели счастье видеть в 2014 году в грузинском городе Зугдиди (о чем я рассказывала в блоге). Естественно, проверить это вряд ли можно, но наши южные братья говорят о том, что хранят тот самый нешвенный хитон, которым укрывалась Матерь Божия. Кусок ткани размером 150х180 см хранили и передавали из поколение в поколение благочестивые еврейки, пока в V веке святыню не увидели путешествовавшие по Святой Земле вельможи константинопольского императора Льва Великого. Они хитростью вывезли ковчег с Ризой на Босфор, и 2 июля 458 года (по новому стилю 15 июля) святыню внесли в построенный специально для нее храм на берегу моря. Это событие, собственно, и зафиксировано в нашем церковном календаре. Впоследствии в ковчег с Ризой Богородицы положены были Ее святой омофор и часть Ее пояса.

Риза не раз спасала столицу империи от врагов, которые завидовали богатству огромного города. Так было во время осады Константинополя аварами в 626 году, персами – в 677 г., арабами – в 717 г. А в 860 году произошла знаменательная история, связанная с нашей страной. Царьград осадило войско славянского князя Аскольда. И, надо сказать, положение города было очень опасным: в любую минуту могли начаться разграбление и резня.

Тогда император Михаил III начал горячо молиться в храме Влахернской Божией Матери. А святой Патриарх Фотий взял в руки святыню, спасавшую город уже не раз, и опустил Ризу в воды Босфора. По преданию, тут же начался сильный шторм, потопивший славянские корабли. Аскольду пришлось ретироваться. Было заключено почетное перемирие, а сам русский князь вскоре крестился с именем Николай. Правда, распространить христианство на Руси он не смог: слишком сильным было языческое сопротивление. Аскольд-Николай закончил жизнь мученически.

20.jpg
Так храм выглядит внутри. Фото: advisor.travel

22.jpg
Иконостас. Фото: advisor.travel

14.jpg
Богородица была, есть и будет первой заступницей за христиан. Как же может быть иначе?

Говоря о Влахернской церкви, уместно вспомнить и всеми любимый в народе праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Ведь он тоже связан с Ризой. Правда, с тем событием, которое вспоминается Церковью 14 октября, много неясного: точно не известны ни год, ни обстоятельства, при которых Богородица спасла Константинополь, простерев над ним Свой Покров. Дело в том, что праздник Покрова Божией Матери был установлен на Руси благоверным князем Андрем Боголюбским в XII веке. Основанием служило чудо, описанное в житии святого Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого. Списки и переводы этого жития противоречат друг другу. Поэтому, возможно, события Покрова относятся к нападению русичей в 860 году, о котором говорилось выше. А, может быть, речь шла о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году. Как гласит предание, святой Андрей молился в храме, вдруг свод церкви как бы раскрылся, и появилась Богородица. Она молилась и простирала над верующими омофор. Царица Небесная защитила город, и он не был взят.

Как бы там ни было, но праздник Покрова олицетворяет нашу любовь к Богородице, наши надежды на Ее скорое заступничество и помощь.

Естественно, говоря о Влахернском храме, нельзя не упомянуть и Влахернский образ Божией Матери. Предание приписывает создание образа Апостолу Луке. Примечательно, что написана икона была не красками, а восковой мастикой, смешанной с частицами святых мощей, что делало ее рельефной. Как и Риза Богородицы, икона попала в Константинополь из Палестины в V веке, и тоже являлась духовной защитой города от врагов. Пережив иконоборчество и захват латинянами, Влахернская икона все-таки покинула Царьград после рокового 1453 года и была перенесена на Афон, который турки разорять не решились. Пробыв два века на Святой Горе, образ попал в Россию: как сообщают записи ХVII века, 16 октября 1653 года царь Алексей Михайлович принял «образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви». Чтимый образ находился в Успенском соборе Московского Кремля, а сейчас входит в собрание Государственных музеев Кремля.

16.jpeg
Так выглядит оригинальная Влахернская икона, ныне находящаяся в Московском Кремле

17.jpeg
Список, являющийся экспонатом Третьяковской галереи

И еще один весьма любопытный момент. Все мы знаем и почитаем Тихвинскую икону Божией Матери. А ведь если мы обратимся к истории этого образа, то вспомним, что он появился на берегу речки Тихвинки в 1383 году, незадолго до падения Константинополя. Как считали наши предки, икона была перенесена по воздуху именно из Влахернского храма! По крайней мере, приезжавшие из Царьграда греки узнавали этот образ. Так что, вполне вероятно, мы побывали «на родине» Тихвинской иконы Божией Матери. Интересно, правда?

Во Влахернской Церкви, принадлежащей, разумеется, грекам, мы пробыли около получаса. Помолились перед Влахернским образом Богородицы. Это копия древней чудотворной иконы, однако она сама уже является намоленной и очень чтимой.

«Одно из чудес, связанных с этой иконой, произошло практически в наши дни, – рассказал наш гид Юджель. – В 1964 году, когда произошла война между греками и турками из-за Кипра, на Влахернском образе появились капли крови».

18.jpg
Влахернский образ, находящийся в Стамбуле

Помолившись Богородице, мы набрали воды из святого источника, который находится в самом храме. Многие паломники привезли эту воду в Петербург.

21.jpg
Святой источник. Фото: advisor.travel


Храм Живоносного Источника


Мы завершили свое паломничество в Стамбуле греческим храмом Живоносного Источника на территории женского монастыря «Балыклы». Это тоже относительно современная церковь (освящена в 1835 году, то есть, ровесница нашего Измайловского собора), однако построена она на месте византийской базилики, которую, в свою очередь, возвели у святого Богородичного источника. Издавна каждый попадавший в Царьград паломник стремился к источнику, чтобы испить святой воды. Такое путешествие, например, однажды совершил почитаемый нами архимандрит Антонин (Капустин), начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В 1868 году, направляясь через Босфор в Палестину, он провел некоторое время в Константинополе. В его записках есть такие строки: «Ходил и к Живоносному Источнику, за стенами старого города к юго-западу, и умывался его целебною водою. Прекрасное место, осененное целою рощею кипарисов и других деревьев, напоминавшее мне наши родные дубравы».

Теперь рощи нет: совсем рядом – армянское кладбище, да и на территории самого монастыря – погост (здесь, в частности, покоятся Константинопольские Патриархи, начиная с XIX века). Тем не менее, место весьма примечательное.

31.jpg
Образ Богородицы, находящийся рядом со святым Источником.
Фото: turk-in.ru

Местные жители рассказывают гостям два предания, связанные с Живоносным Источником. По одному из них, по дороге в Константинополь умер старец-паломник. Мечтая омыться в Источнике и, видимо, предчувствуя скорую смерть, он попросил своих спутников омыть его святыми водами даже в случае кончины. Товарищи не посмели нарушить последнюю волю покойного: они полили на бездыханное тело водой из Живоносного Источника, и произошло невероятное: паломник ожил, посвятив остаток дней служению в этом храме (раньше здесь был не женский, а мужской монастырь).

23.jpg
Во дворе монастыря «Балыклы»

24.jpg
Небольшая скульптура говорит нам о том, что мы не ошиблись адресом:)

А вот вторая история, которую мы услышали в Стамбуле. В день падения Константинополя возле Источника сидел монах – жарил рыбу. К нему подбежал послушник и передал новость: Константинополь взят турками. Ошеломленный монах не поверил. В сердцах он воскликнул: «Скорее рыбы, которых я жарю, оживут, чем Константинополь будет захвачен врагом! » В этот момент рыбы ожили и прыгнули со сковородки в источник. С тех пор этот храм называют еще и «Церковь с рыбами».

Яркие рыбки, кстати, до сих пор плавают в источнике. Мы увидели их, когда пришли набрать и взять с собой святой воды. И теперь вместе с архимандритом Антонином можем написать в мемуарах: были в святом граде Константинополе, омывались целебными водами Живоносного Источника.


25.jpg
Сам Источник. Рыбки, правда, в кадр не попали, но они точно есть:)

26.jpg
Пьем эту удивительно вкусную воду

27.jpg
...
28.jpg
... омываемся

29.jpg
У главной храмовой иконы, коей, разумеется, является образ Богородицы «Живоносный Источник»

30.jpg

См. также:
- Святыни Малой Азии: Стамбул (часть 1)
- Святыни Малой Азии: Каппадокия (часть 1)
  • Татьяна-Чернышева
  • Игорь К.
  • НинаКузютина
  • Анастасия Коренькова
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии