Тайна Пасхи 4

Эта запись является частью серии записей Пасха Христова
Тайна Пасхи
Исследуем событие Воскресения Христа (4)

Мы вступаем на территорию одного из самых таинственных учений Церкви – учения о том, что умерший Христос после Своей Смерти душою спустился в ад.

Об этом нам прикровенно, то есть неявно, сообщает Священное Писание, об этом много размышляют святые отцы. Информации крайне мало, и она «зашифрована», то есть передана нам через образы и символы. Умеющий разгадывать богословские загадки сможет кое-что открыть и понять. Человек, мыслящий линейно и примитивно (таковы все эти критики христианства), увидит за богословским рассказом только сказки и примитивное мировоззрение древних авторов. Только вот хочется спросить последнего: не кажется ли ему странным, что на протяжении двух тысячелетий не связанные друг с другом авторы вновь и вновь возвращаются к этой теме? Может быть, есть в этой теме нечто, что заставляет людей возвращаться к ней, заново осмыслять, делать какие-то важные и современные даже в 21-м веке умозаключения?

А тема эта, уверяю вас, уникальна… В то время как тело Христа лежало в жарком и душном Гробе, его душа совершила... путешествие? паломничество?.. Нет, инспекцию в адские обители!
Родившись во второй половине 1-го столетия, когда юная Церковь осмысляла миссию и служение Христово, это учение ко 2-му веку стало общепризнанным христианским учением.
Что сделал Христос сойдя в ад? Зачем Он вообще туда сходил? После Его посещения остались ли врата ада распахнуты или затворились? Эти и многие другие вопросы мы с вами разберем.

О Схождении Христа во ад говорят нам тексты Нового Завета и раннехристианские авторы. Давайте посмотрим, что говорят нам тексты Нового Завета и тексты, близкие к этому времени, а потом – что говорят нам более поздние авторы.
Прочитав самые древние тексты (я ограничусь текстами до 4-го века), мы посмотрим, как формировалась идея о Схождении Христа в ад и что она на самом деле собой представляет.
Приводя цитаты из разных авторов, места, на которые я хочу обратить ваше внимание, я выделю жирным шрифтом.

Самым выразительным текстом Нового Завета на нашу тему будет рассказ из 1-го Послания Ап. Петра:
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но, ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр. 3, 18-20).
Вчитайтесь в этот текст, и вы увидите, что его тема – проповедь Иисуса Христа духам (душам людей), находящимся в аду.

Обычно приводят и другой текст, якобы говорящий о Сошествии Христа в ад. Это слова Ап. Павла из Послания к Ефесянам: «Он …нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9). Мне кажется, что текст этот не сообщает ничего более того, что Христос умер и, как все покойники, соприкоснулся с адом (сошел в ад). Ни о проповеди, ни о каких-то действиях Спасителя в аду говорить, основываясь на этом тексте, не приходится.

Отсутствие фактического материала относительно этой темы восполняют апокрифические тексты, возникшие в многообразии в последующие века, например в 3-м – 4-м веках. Мы, конечно, не должны принимать за руководство в духовной жизни тексты, которые были отвергнуты Церковью и названы подложными (по-греч. апокриф), однако эти тексты хорошо показывают то направление, в котором развивалась мысль христианских авторов (и православных авторов, и еретиков) тех столетий, в которые были созданы апокрифы.

Вот как рассказывет о проповеди Христа умершим апокрифическое Евангелие Петра:
«Рано же утром, когда начался субботний рассвет, пришла толпа из Иерусалима и его округи, чтобы посмотреть гробницу опечатанную. И в ту же ночь, когда рассветал день Господень… громкий голос раздался в небе. И увидели, как небеса раскрылись и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние и приблизившихся к гробнице. Камень же тот, что был привален к двери, отвалившись сам собой, отодвинулся, и гробница открылась, и оба юноши вошли. И… снова увидели выходящих из гробницы трех человек, двоих, поддерживающих одного, и крест, следующий за ними. И головы двоих достигали неба, а у Того, кого вели за руку, голова была выше неба. И они услышали голос с небес: "Возвестил ли Ты усопшим?" И был ответ с креста: "Да"»

В этом рассказе мы видим, как у Воскресшего Христа Бог Отец спрашивает, возвестил ли Он умершим. Конечно, Христос после Воскресения не был настолько немощным, чтобы Его поддерживали. И Отец Небесный, естественно, безо всяких вопросов знал, что произошло в те дни. Поэтому рассказ этот важен не как историческое сообщение, а как свидетельство Древней Церкви, что учение о возвещении Христа покойникам, пока Он находился во Гробе, было общепринятым верованием.

В документе 2-го века, называемом «Послания Апостолов», есть такие слова (сохранились только в эфиопской версии этого послания): «Я сошел и говорил с Авраамом, Исааком и Иаковом, отцами вашими и пророками, и принес им весть о том, что они могут выйти из дольнего места упокоения на небо…»

Святой Игнатий Богоносец, в 10-х годах 2-го столетия указывает, что Христос, когда пришел на землю, воскресил из мертвых тех «божественнейших пророков», которые «приближались к новому упованию и уже не субботствовали» (Посл. К Магн. 8-9). По-видимому, св. Игнатий объединяет тему Сошествия Христа в ад с рассказом Евангелиста Матфея, который сообщает о воскресении покойников, произошедшем во время Воскресения Христова.

В этом же, 2-м, веке святитель Мелитон Сардийский в Пасхальной проповеди говорит от лица Христа:
«Кто противоречащий Мне?
Я, — говорит Христос, —
Я, разрушивший смерть
и победивший врага,
и поправший ад,

и связавший сильного,
и восхитивший человека
на высоты небес.
Я, — говорит, — Христос».

«Итак, приидите, все семьи людей, запятнанные грехами,
и получите отпущение грехов.
Я есмь ваше отпущение,
Я — Пасха спасения,
Я — Агнец, закланный за вас,
Я — искупление ваше,
Я — жизнь ваша,
Я — воскресение ваше,
Я — свет ваш,
Я — спасение ваше,
Я — Царь ваш.
Я вас возведу на небесные высоты.
Я вам покажу превечного Отца.
Я вас восставлю Моею десницей».

В этом гимне мы видим замечательное свидетельство о том, как древнехристианская Церковь учила о Пасхе: Пасха – наше спасение и освобождение от смерти. Кроме того, выделенные строки показывают, что уже во 2-м веке святитель Мелитон упоминает о Схождении Христа во ад.

Святой Ириней Лионский в сочинении «Против ересей» (4, 27, 2) пишет:
«Господь сошел в преисподнюю земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым, так же, как и нам, Он отпустил грехи».

Кстати сказать, древнейший Символ веры, так называемый Апостольский Символ веры, имеет слова: «Верую… в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который… умер и погребён, сошёл в ад, в третий день воскрес из мертвых…»

А св. Ипполит Римский, первый из других авторов, говорит о том, что перед Пришествием Христа в ад туда сошел Иоанн Креститель и проповедал там, возвещая грядущее Пришествие в ад Христа Жизнодавца. «[Иоанн Предтеча], потерпев смерть от Ирода, первый возвестил и тем, которые находились в аду, — он и там сделался предтечей, знаменуя, что и туда имеет сойти Спаситель, чтобы избавить души святых от руки смерти».

Св. Ипполиту Римскому принадлежит и вот какой замечательный в богословском смысле текст: «Привратники ада, увидев Тебя, убоялись, и сокрушились врата медные, и вереи железные сломались, и се, Единородный вошел [туда] как душа к душам, Бог Слово одушевленное; ибо тело лежало во гробе и отнюдь не было лишено Божества; но, даже во аде пребывая, сущностью Он был со Отцом и таким образом был и в теле, и во аде. Ибо невместим Сын, как и Отец, и все объемлет [Собою], но добровольно вместился в тело одушевленное, чтобы вместе с душою Своею сойти во ад, а не только Божеством».
Здесь намечается тема вездеприсутствия Христа, Который все Собою наполнял: и Небеса, и землю, и преисподнюю.

Учение о Сошествии Христа во ад нашло достаточно полное раскрытие в «Строматах» Климента Александрийского (3-й век), утверждавшего, что проповедь Христа в аду коснулась не только ветхозаветных праведников, но и язычников, живших вне истинной веры. Комментируя (1Пет. 3:18-21), Климент выражает уверенность в том, что проповедь Христа была адресована всем, кто, находясь в аду, был способен уверовать во Христа: «Разве не показывают [Писания], что Господь благовествовал и погибшим в потопе, лучше же — скованным и содержавшимся в темнице и узах?.. Делает, думаю, и Спаситель Свое спасительное дело. Он и совершил его, всех возжелавших уверовать в Него — где бы те ни находились — через проповедь привлекши ко спасению. Если же Господь сходил во ад не с иной целью, кроме как чтобы благовествовать, — а Он [действительно] сходил [туда], — то благовествовал Он всем или только одним евреям? Итак, если всем, то и спасутся все уверовавшие, даже если они были из язычников, исповедуя [Господа] уже там...»

В апокрифе «Вопросы Варфоломея» (иногда называют Евангелие от Варфоломея), датируемом 3-м — 4-м веком, есть подробный рассказ о Схождении Христа во ад:
После Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа Варфоломей, приступив ко Господу, вопросил Его, говоря: «...Господи, когда Ты пошел, чтобы быть повешенным на кресте, я следовал издали и видел Тебя повешенным на кресте и ангелов, сходящих с небес и поклоняющихся Тебе. И когда наступила тьма, я взглянул и увидел, что Ты исчез с креста, и только слышал голос в преисподней и внезапно начавшийся великий плач и скрежет [зубов]. Возвести мне, Господи, куда ушел Ты с креста». Отвечая, Иисус сказал: «Блажен ты, возлюбленный мой Варфоломей, что узрел чудо сие, и ныне все, о чем бы ты ни спросил меня, возвещу тебе. Ибо когда Я исчез с креста, тогда Я сошел во ад, чтобы вывести [оттуда] Адама и всех иже с ним, по ходатайству Михаила Архангела». Тогда говорит Варфоломей: «Господи, что это был за звук?» Говорит ему Иисус: «Это ад сказал велиару: "Вижу я, что Бог идет сюда". И велиар сказал аду: "Узнай точно, кто Он, идущий сюда, ибо мне кажется, что это Илия, или Енох, или один из пророков". Ад же, отвечая, сказал смерти: "Еще не прошло шесть тысяч лет. И где они, велиар? Точное их количество в руках моих". Велиар же сказал аду: "Не смущайся! Утверди двери свои и засовы (mohlu) свои укрепи. Задумайся: Бог не сходит на землю". Говорит ему ад: "Не могу расслышать слова твои; чрево мое расседается, внутренности мои болят: не иначе как Бог идет сюда. Увы мне! Куда убегу от лица Его, от силы великого Царя? Позволь мне войти в самого себя, ибо прежде тебя я создан". Тогда Я вошел и высек его и связал его узами нерасторжимыми и вывел всех патриархов и вернулся снова на крест».

В этом тексте мы встречаемся с выразительными диалогами, которые якобы происходили в аду между Христом, с одной стороны, и диаволом, адом и смертью — с другой. Впоследствии православная церковная гимнография широко будет применять этот прием: конструировать беседы между обитателями преисподней, испугавшимися Явления Христова.

Давайте прочитаем еще один фрагмент из книги «Вопросы Варфоломея»:
Варфоломей спрашивает Христа: «Возвести мне, Господи: кто был тот, которого несли ангелы на руках своих, тот человек весьма высокого роста?» Отвечая, Иисус сказал ему: «Это был первозданный Адам, ради которого Я сошел с небес на землю. И Я сказал ему: "Ради тебя и детей твоих Я был повешен на кресте". Он же, услышав, восстенал и сказал: "Так соблаговолил Ты, Господи"». Снова сказал Варфоломей: «Я видел, Господи, и ангелов, восходящих перед Адамом и поющих. Один же из ангелов был гораздо больше других и не хотел восходить; был же в руке его меч огненный, и взирал он только на Тебя». И когда Он [закончил] говорить все это, сказал апостолам: «Подождите Меня на месте сем, ибо сегодня в раю жертва приносится; Я должен там быть, чтобы принять ее». И сказал Варфоломей: «Что это за жертва в раю?» Иисус же говорит: «Души праведников, выйдя [из ада], войдут в рай, а если Я не буду присутствовать, то не войдут они в рай». Варфоломей же, отвечая, сказал: «Господи, сколько душ ежедневно выходит из мира?» Говорит ему Иисус: «Тридцать тысяч». Снова Варфоломей: «Господи, когда Ты был с нами, научая слову [Божию], принимал ли Ты жертвы в раю?» Иисус же, отвечая, говорит ему: «Истинно говорю тебе, возлюбленный мой, что и с вами был Я, научая слову, и с Отцом Моим восседал»».

Мысль о вездеприсутствии Христа станет также излюбленной мыслью богословов и гимнографов Православной Церкви. Вспомним, например, прекрасный тропарь Великой Субботы: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». Попробуем перевести этот тропарь на русский язык: «Во гробе – плотью; в аду – душою, ибо Бог; в Раю – с (покаявшимся) разбойником; и на Троне (Отца Небесного) ты был с Отцом и Духом, все наполняя (Своим присутствием), Вездесущий!»

Очень интересен в интересующем нас отношении апокриф «Деяния Фомы», относящийся к 3-му веку и рассказывающий о проповеди Ап. Фомы в Индии. В сирийском варианте апокрифа (он дошел в нескольких различающихся версиях) читаем:
«Господь наш, друг рабов своих...
Ты явил славу Божественности Твоей
в страдании Твоем с человечностью нашей,
когда Ты лишил диавола мощи его
и воззвал гласом Твоим к мертвым, и они ожили...
И Ты спустился в шеол и достиг крайнего конца его,
и открыл врата его, и выпустил пленников его,

и указал им путь к высоте в сущность того,
что есть Божественность Твоя».

В греческом варианте «Деяний Фомы» содержится следующая молитва:

«Христос, Сын Бога живого,
Сила неустрашимая, врага сокрушившая,
и голос, услышанный начальниками [ада],
поколебавший всю их власть,
Заступник, свыше посланный и даже до ада сошедший,
Который, отворив врата, вывел оттуда заключенных
в течение долгого времени в мрачной темнице».

Наивысшего раскрытия тема Схождения Христа во ад получает в апокрифическом Евангелии от Никодима. Хотя текст памятника датируют 5-м веком, некоторые его части восходят к более древним временам, ко 2-му — 3-му векам.

Евангелие от Никодима оказало большое влияние на формирование православного учения о Схождении Христа во ад. Многие темы рассказа этого апокрифа легко узнаваемы, ибо сохранились доныне в нашем богослужении и в церковном искусстве.

Вот, например: Ангелы восклицают аду, что сейчас явится туда Христос. «…Услышав в другой раз этот голос, ад отвечал, как будто не зная, и сказал: «Кто есть Сей Царь славы?» Ангелы Господни отвечают: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». И тотчас, вместе с этим словом, медные врата сокрушились и железные засовы сломались, и все связанные мертвецы разрешились от уз...»

Доныне на каноничных православных иконах изображается сходящий в ад Христос, сорванные с петель и лежащие крест-накрест медные врата ада и разломанные остатки замков и засовов, которыми были те затворены.

Приведу еще один отрывок из этого текста:
«Царь славы простер десницу Свою и взял и воздвиг праотца Адама. Потом, обратясь к прочим, сказал: "Сюда, за Мною, все, умерщвленные древом, к которому он прикоснулся. Я опять всех вас воскрешаю древом креста". И потом Он стал всех изводить вон, и праотец Адам, исполнившись радости, сказал: "Благодарю Твое величие, Господи, что Ты вывел меня из ада преисподнего". Также и все пророки и святые сказали: "Благодарим Тебя, Христос, Спаситель мира, что Ты извел от тления жизнь нашу". После того, как они это сказали, Спаситель, благословив Адама на челе знамением Креста, и сделав то же самое на патриархах, пророках, мучениках и праотцах, взял их и восходил из ада. Когда же Он шел, блаженные отцы, следуя за Ним, воспевали, говоря: "благословен грядущий во имя Господне; аллилуиа; ему слава всех святых". Идя в рай, Он держал праотца Адама за руку и передал его и всех праведных Архангелу Михаилу».
В своей книге «Христос — Победитель ада: Тема сошествия в ад в восточно-христианской традиции» митрополит Иларион (Алфеев) пишет: «Евангелие Никодима содержит в себе весь комплекс идей и образов, использовавшихся в христианской литературе последующих столетий для изображения того, что современные ученые называют термином Hollensturm (букв. «штурм ада»): Христос не просто сходит в адские бездны — Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и демонов, сокрушая ворота и срывая с них замки и запоры. Все эти образы призваны иллюстрировать одну основную идею: Христос сходит во ад не как очередная жертва смерти, но как Победитель смерти и ада, перед Которым силы зла оказываются бессильны».

Конечно, как и можно было предполагать, тема Сошествия Христа в ад достигает полноты своего раскрытия и осмысления в золотые века святоотеческой письменности: 4-й — 5-й века. Я не буду приводить пространные цитаты святых отцов, приведу лишь те выдержки, в которых дается нетривиальная трактовка этого учения.

Так, святой Григорий Богослов смело богословствует: ««Если Христос сходит во ад, сойди и ты вместе с Ним. Познай и те таинства, которые там совершил Христос: …всех ли без изъятия спасает, явившись, или и там — лишь верующих?»
Здесь св. Григорий делает дерзновенное предположение, что, может быть, Христос вообще всех людей вывел из ада и ад теперь опустошен?..

Василий Великий красочно описывает: «...Смерть пасла людей от Адама до времени Моисеева закона, пока не пришел истинный Пастырь, положивший душу Свою за овец Своих и вместе с Собой воскресивший их и изведший из темницы ада в утро воскресения...»

Святой Григорий Нисский предпринимает попытку объяснить, каким образом Христос, согласно церковному учению, мог одновременно пребывать телом во Гробе, душою в аду и всем Своим существом – с Отцом и Духом на Небесном Престоле. Он говорит, что убедиться в справедливости такого понимания можно, обратившись к трем изречениям Христовым: «Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40), «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43) и «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46) (все три изречения относятся к одному и тому же временнoму отрезку от Распятия до Воскресения Христова). Св. Григорий говорит, что проще всего было бы объяснить это тем, что Бог «везде присутствует и ни в чем не отсутствует». Однако, говорит св. Григорий, «я знаю и некое другое объяснение» данного предмета. Объяснение это основано на идее двусоставности человеческого естества и присутствия Божества в обеих составляющих Христа-Богочеловека, т. е. в Его теле и душе. Во время земной жизни Христа присутствие в Нем Божества проявлялось в совершаемых им чудесах, причем проявлением Божества в душе Христа было движение Его воли, а проявлением Божества в теле было прикосновение, благодаря которому больные исцелялись. «Изменив всего человека в Божественное естество через смешение с ним», Бог во время страдания и смерти Христа не отступил ни от Его тела, ни от Его души. Хотя Божество и отделило душу от тела, оно продолжало пребывать и в том, и в другом: «Благодаря телу, которое не приняло тления смерти, оно сокрушило имеющего державу смерти, а благодаря душе привело разбойника ко входу в рай. Итак, поскольку состав человека двойствен, а естество Божества просто и единовидно, то и во время отделения тела от души неделимое не разделяется вместе со сложным, но, напротив, пребывает единым. Ибо единством Божественного естества, равным образом присущего и тому, и другому, разобщенное снова соединяется одно с другим. И таким образом смерть происходит от разделения соединенного, а воскресение — от соединения разделенного».
Чтобы понять цепочку умозаключений св. Григория, приходится поломать голову, однако оно того стоит.

Святитель Иоанн Златоуст, в своем стиле, превращает предания о Сошествии Христа во ад в драматичные истории, которые его прихожане слушали, открыв рты:
«Он называет ад "сокровищами темными". Это справедливо, ибо великое богатство хранилось там. Ведь все естество человеков, которое суть богатство Божие, прельстившим первого человека диаволом было ограблено и подведено под ярмо смерти... Как некий царь, найдя главаря шайки разбойников, который нападал на города, повсюду совершал ограбления, скрывался в пещерах и там прятал богатство, связывает этого главаря разбойников и предает его казни, а сокровище переносит в царские хранилища, так поступил и Христос: главаря разбойников и тюремного надзирателя, то есть диавола и смерть, Он связал Своей смертью, а все богатство, то есть род человеческий, перенес в царские хранилища... Сам Царь пришел к узникам, не устыдившись ни темницы, ни узников, — не мог же Он устыдиться тех, кого создал, — и сокрушил врата, сломал засовы, предстал аду, всю стражу его оставил в одиночестве и, взяв тюремного надзирателя связанным, так взошел к нам. Тиран приведен пленным, сильный — связанным; сама смерть, бросив оружие, обнаженной прибежала к ногам Царя».

Итак, дорогие, этот список цитат (а его можно многократно увеличить) должен убедить любого скептика в том, что учение о Сошествии Христа во ад – твердая вера Церкви начиная с древнейших времен. А вот делать какие-то богословские выводы мы сейчас не будем. Эту тему мы закончим в следующем очерке.
Перейти к следующей записи Тайна Пасхи: 5
Перейти к предыдущей записи Тайна Пасхи 3

Комментарии

Уважаемый о.Константин! Низкий Вам поклон за подобные разборы Писаний.Вы ищете сами и ведете нас за собой. С каждым годом Ваших дневников вы все ярче рисуете образы, все глубже работаете над текстом - работаете на читателей, не желая отпустить их от великой радости Христова учения. И мудрость, и улыбка, и связь сегодняшнего дня с древним иудейским, и экуменизм (как возврат наших братьев к православию), и связь всех людей, которые ищут своего Творца, чтобы понять Его замысел о себе - все это есть у вас и пусть будет всегда."Не бросайте нас, дураков"( простите, это когда-то писали зрителю Р.Быкову, но суть очень точна и по отношению к Вам): просвещайте нас, просвещайте! Татьяна Кулакова,ст.Копанская,Кубань
 
Спаси Господь за яркую статью, отец Константин! Для меня сошествие Христа во ад всегда являлось одним из самых захватывающих моментов Священной истории. Мне очень важно, что тут во всей силе проявляется власть, царственность Христа, Его воинский дух, нацеленность на бескомпромиссную борьбу, которые часто ускользают от нас при чтении Евангелия.
 
Меня давно интересует эта тема, в частности, вопрос о том, какова судьба язычников (в широком смысле - неиудеев), оказавшихся в аду (буддистов, брахманистов, манихеев, автралийских аборигенов и проч.). Могли ли они уверовать, если при земной жизни объективные исторические обстоятельства не позволили им соучаствовать в ветхозаветных обетованиях и даже слышать о них?
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
8.137
Комментарии
4
Последнее обновление
Сверху