Толкование всех притч Христовых: 1

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге «священник Константин Пархоменко». Просмотры: 37059

Золото Евангельской мудрости: Притчи
Толкование всех притч Христовых: 1

Очень коротко, доступно, понятно. В трех беседах – все 30, с лишним, притч Господа нашего Иисуса Христа. Текст представляет собой расшифрованную (то есть переведенную в текст) беседу с молодежью нашего храма. Проверьте себя, дорогие, понимаете ли вы смысл притч, рассказанных Господом?

Мы сегодня, дорогие, будем говорить о притчах Христовых (по-гречески притча – параболи). Притча – это маленькая придуманная, даже порой сказочная история, которая иллюстрирует какую-то мысль Иисуса Христа, какой-то пункт Его Учения.
Притчи были известны в иудаизме времен Христа, до нас дошло большое количество притч разных раввинов, мудрецов. Христос тоже использует этот жанр, но Он поднимает жанр притч на недосягаемую высоту. До Христа притчи не пользовались такой популярностью, а Христос постоянно их использует: через них Ему очень удобно выразить Свои мысли.

Почему притчи так удобны для выражения мыслей Господа нашего Иисуса Христа? Потому, что Христос обращается к как можно большему количеству людей. В то время не было средств массовой информации, записать свою проповедь, учение было невозможно. Поэтому его необходимо было «упаковать» в какой-то такой вид, чтобы можно было передать это учение другим. Но когда люди что-то друг другу передают, вы сами знаете, возникает эффект испорченных телефонов, уже на 10-м человеке все полностью запутывается.

И вот представьте Христа. Он говорит непростые, глубокие вещи. Например, говорит о милосердии Бога к падшим или наступлении Царствия Божьего… Через десятые, а тем более сотые руки Его Учение, если его не оформить таким образом, чтобы оно от одного к другим передавалось неповрежденным, могло совсем исказиться. Но когда Христос рассказывает притчу, эту маленькую яркую историю, то передаваемое людьми учение, облеченное в такую форму, сохраняется неповрежденным. Поэтому притчи очень удобны, чтобы транслировать, передавать учение, чтобы оно не растворилось и не исказилось в сознании людей.

Кроме того, притча – это иносказательный рассказ о каком-то богословском положении. Если бы Христос открытым текстом о чем-то говорил, было бы легко придраться к словам и обвинить, что Он нарушает такие-то иудейские представления, ветхозаветные законы. А когда Иисус рассказывает притчу, то придраться к Нему сложно. Помните, Он говорит Апостолам: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах» (Лк. 8, 10). Наедине Христос все ученикам рассказывал, а остальным – в притчах: кто умный, тот поймет, а глупый не поймет, но главное, что обвинить Христа будет сложно.
И, конечно, не забудем, что Христос хотел заинтересовать слушателей, а притча, то есть эффектная миниатюра, которую слушать, а потом разгадывать – одно удовольствие, была удобным жанром для передачи Его мыслей.

Мы в Евангелии находим с вами около 30 притч. Есть большие, программные, которые мы все знаем: О сеятеле, О блудном сыне. А есть притчи маленькие, буквально одна-две строчки, но это настоящие маленькие жемчужинки. И все притчи составляют собой своеобразное богословское ожерелье. Убрать притчи – и мы бы лишились существенной части Евангелия и нашего Учения.

Притчи посвящены разным темам. Подавляющая часть, или корпус, притч посвящена теме: Учение Иисуса Христа о Царствии Божьем. Несколько слов о том, что это такое.
Вы, наверное, знаете, что евангельские выражения Царствие Небесное и Царствие Божье – это одно и то же, синонимы. Евреи, чтобы не говорить слишком часто, всуе слово Бог, заменяли его словом Небеса. Евангелист Марк, который пишет Евангелие для римлян, предпочитает говорить Царствие Божие. А Евангелист Матфей, который пишет для христиан из иудеев, придерживается традиционной иудейской формы и говорит Царствие Небесное. Но подразумевают они одно и то же.

И еще одно: правильно говорить не Царство Божие, как мы привыкли, а Царствие Божие. Царствие Божие, то есть Царствование Божие, – это время, когда править будет Бог! Христос пришел, чтобы сообщить людям, что отныне у них появляется уникальная возможность впустить в свою жизнь правление Бога, когда среди людей, даже уже в этом мире, править будет Бог. Это Божие правление (Царствие Божие) означает, что люди приобретут совершенно новое настроение, новое духовное и нравственное состояние, когда не раздор, эгоизм, какая-то отстраненность друг от друга будут царствовать, а заповеди Божии: послушание Богу и любовь друг ко другу.

Но Царствие Божие – это и та реальность, которую мы можем уже здесь, сегодня ощутить. Естественно, что Царствие Божие здесь пред-ощущается, но в полноте оно откроется в будущем, когда Бог преобразит мироздание. Всякий раз, когда человек, жертвуя своим здоровьем, своими силами, временем, спасает, защищает другого, помогает ему, вместо эгоизма, вместо личного благополучия выбирает благополучие другого человека, готов себя отдать за другого, – он действует в русле законов Царствия Божьего. Любой жест веры, любви и жертвенности – наше усилие в направлении созидания Царствия Божьего. И вы сами, на своем опыте, убеждались, как важно и хорошо, когда за другого человека или принимаешь наказание, или предпринимаешь труд, когда выручаешь другого человека. Христос хочет, чтобы все мы были одной большой семьей, все жили, как братья и сестры, все любили Господа, любили друг друга. И Царствие Божие, как время правления Бога в нас, в нашем мире, доступно уже здесь и сейчас. И большая часть притч Христовых посвящена этой теме.

Еще притчи Христовы посвящены теме милосердия Божия. Бог всех людей к Себе призывает, вспомните, например, Притчу о блудном сыне. Даже тех, кто далеко-далеко, на чужбину от Бога убежал, всех Бог зовет на пир благодати. Кто под блудным сыном имеется в виду? Самаряне, которые когда-то от Бога удалились. И язычники, которые тоже от Бога удалились. В первую очередь, конечно, самаряне, а потом – язычники. Помните, в Евангелии мы читаем, что Христос никого не отталкивал, но всех к Себе приглашал, устраивал пиры, на которых даже и недостойные люди присутствовали, те люди, с которыми нормальный еврей не сел бы за один стол, не стал бы есть, например, мытари, блудницы, другое отребье мира. Господь Иисус Христос показывает, что отныне пришло в мир спасение, Он хочет всех людей к Себе привлечь, любви Божией хватит на всех, и все призываются начать новую жизнь.
Поднимаются в притчах и другие, менее значимые, темы, о чем мы упомянем позже.

Я приведу список притч Христовых и укажу, где, в каких Евангелиях их искать:
1. О сеятеле: Мф. 13:3-23; Мк. 4:3-8; Мк. 4:14-20; Лк. 8:5-8; Лк. 8:11-15
2. О добром семени и о плевелах: Мф. 13:24-30; Мф. 13:36-43
3. О зерне горчичном: Мф. 13:31-32
4. О закваске: Мф. 13:33
5. О сокровище, скрытом на поле: Мф. 13:44
6. О купце, ищущем хорошего жемчуга: Мф. 13:45-46
7. О неводе, закинутом в море: Мф. 13:47-50
8. О немилосердном должнике: Мф. 18:23-35
9. О работниках в винограднике: Мф. 20:1-16
10. О двух сыновьях: Мф. 21:28-31
11. О злых виноградарях: Мф. 21:33-41; Мк. 12:1-9; Лк. 20:9-16
12. Притча о благоразумном рабе: Мф. 24:45-51
13. О десяти девах: Мф. 25:1-13
14. О талантах: Мф. 25:14-30; Лк. 19:11-28
15. О семени, возрастающем в земле неприметным образом: Мк. 4:26-29
16. О двух должниках: Лк. 7:41-43
17. О добром самарянине: Лк. 10:25-37
18. О человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга: Лк. 11:5-8
19. О неразумном богаче: Лк. 12:16-21
20. О неплодной смоковнице в винограднике: Лк. 13:6-9
21. О брачном пире: Мф. 22:1-14; Лк. 14:16-24
22. О заблудившейся овце: Мф. 18:12-14; Лк. 15:3-7
23. О потерянной драхме: Лк. 15:8-10
24. О блудном сыне: Лк. 15:11-32
25. О неверном домоправителе: Лк. 16:1-9
26. О богаче и Лазаре: Лк. 16:19-31
27. О работнике пришедшем с поля: Лк. 17:7-10
28. О неправедном судии: Лк. 18:1-8
29. О фарисее и мытаре: Лк. 18:9-14
30. О десяти минах: Лк. 19:11-27
31. Притча о смоковнице и деревьях: Лк. 21:29-31
32. О добром пастыре и наёмнике: Ин. 10:1-16

Для удобства будем разбирать притчи в той последовательности и под той нумерацией, которую я дал.

И последнее: обращенные Христом к конкретной аудитории, эти притчи актуальны для всех времен и для всех людей. Святые отцы и проповедники показывают нам, как можно применить притчу к нашему дню, к нашей жизненной ситуации, и мы восхищаемся мудростью таких размышлений. Обозреть все грани (и исторические, и вневременные) притч нам в рамках этого очерка не удастся, поэтому сосредоточимся только на одном: посмотрим, о чем притча сообщала своим слушателям в самом первом, непосредственном смысле. Аудитория Христа – евреи. Что этим, непосредственным слушателям Христа сообщает притча, как она взрывает их обывательское миропонимание, к чему их, слушателей Христа, зовет?.. Что нового услышали они, и почему, задыхаясь от волнения, говорили: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7, 46).

И начнем мы с 13-й главы Евангелия от Матфея. Начинается эта глава Притчей о сеятеле. Она кажется очень простой, но на самом деле это не так. Это очень сложная притча, может, самая сложная...

1. Притча о сеятеле
Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу…

Многие люди хотят послушать Христа, и Он использует такой интересный прием: садится в лодку, и она немного отплывает от берега, а мы знаем, что вода очень хорошо звук переносит. Таким образом, если с воды проповедуешь, то очень хорошо доносится звук до людей. Кроме того, берег Галилейского озера пологий, поэтому все люди хорошо видят и слышат Христа, никто Его не теребит, не тащит к себе, плотной толпой не окружает. Христос может плыть вдоль берега, а может просто сидеть в лодке, отплыв несколько метров от берега. Спаситель учит…

…И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

Здесь надо пояснить сразу, что речь идет вот о каком способе сеяния. Когда было мало семян, то есть, когда покупались на рынке дорогие какие-то семена, как их сеяли? Выкапывали какую-то ямку или борозду и насыпали их туда. А когда семян было много, когда нужно было огромные пространства засевать, сеятель шел и просто разбрасывал семена по земле, а потом ее уже плугом боронили, рыхлили. И при таком способе сеяния какие-то зерна, конечно, пропадали. Христос и имеет в виду, что у сеятеля огромные пространства, которые нужно засеять, и у него много зерна. Что такое здесь зерно? Это Слово Божие, Слово проповеди Иисуса Христа. Но только ли слово, как нечто произнесенное устами, губами? В Ветхом Завете, особенно у пророков, мы часто встречаемся с выражением слово Божие. Пророки подразумевали под словом не просто проповедь, а активные действия Господа в нашем мире. Вот что пишет пророк Исаия: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его…» (Ис. 55, 10-11).
И Христос, когда говорит об этом, подразумевает под словом не только проповедь, но и Свои дела, все то удивительное, что Он сделает. То есть, Христос Своей деятельностью открывает Бога людям, открывает волю и могущество Божие. Вот, что означает это удивительное сеяние, сев Иисуса Христа. И задача людей – стать той доброй почвой, которая воспримет действия, проповедь Христа, увидит то, что Христос возвещает, поймет и пойдет за Христом. Мы знаем, что Христос все силы тратил на то, чтобы открыть волю Божию и продемонстрировать могущество Божие (как и Церковь в лице верных ее служителей, добрых христиан). А люди очень часто оставались, как и сегодня остаются, равнодушными к этому, невнимательными. Вот Спаситель и предупреждает, что не каждое семя, к сожалению, прорастет или принесет плод:

…Иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!..
…Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

Притча эта уникальна тем, что Христос не только рассказывает ее, но и здесь же комментирует, дает ключ к ее пониманию. Во времена Иисуса Христа в иудейской литературе птицы означали бесов. То есть, как птицы налетают и, вспорхнув, исчезают, так же быстро появляются бесы и похищают доброе из души. Здесь Иисус имеет виду, что человек видит Его, слышит Его Слово, и, казалось бы, что-то в душу попадает, но потом либо какие-то языческие соблазны, либо бесовские проделки вымывают из души человека всё то доброе, что он воспринял, увидев Христа.

Посеянное на каменистых местах?.. О ком это? Христос (если именно Ему принадлежит истолкование притчи, а не родилось это истолкование, как считают многие библеисты, в лоне первохристианской Церкви, столкнувшейся с проблемой распространения Слова Божьего) имел в виду тех евреев, кто увлекся проповедью, но потом, встретившись с непониманием окружающих, семьи, общества, бросает Христа. А возможно – если все-таки правы те, кто говорит, что толкование притчи принадлежит ранней Церкви, осмыслившей притчу Христову на собственном опыте, – что имеются в виду христиане, с радостью принявшие Веру, но потом столкнувшиеся со всякими испытаниями. Сначала ты увлечен тем, что принял новую веру, ты ликуешь, а потом… потом начинаются гонения, скорби, как следствие твоей христианской позиции, и появляется соблазн от нее отречься.

Посеянное в тернии… Здесь все понятно. Суета мира и соблазны века сего побуждают человека отойти от веры, даже если поначалу он увлекся христианством, и вернуться к прежней греховной жизни.
Мы знаем, что сейчас очень многие люди увлекаются верой, а потом бросают ее. В городских храмах происходит большая ротация, то есть перемена прихожан. Я смотрю, некоторые люди приходят, загораются и с радостью начинают ходить в храм. Исповедаются, причащаются, а потом какие-то жизненные обстоятельства, одно, другое… и вот уже нет этих людей. Недавно просматривал на компьютере свой фотоархив, и взгляд остановился на фотографии, сделанной 10 лет назад в нашем храме: просто стоят прихожане. Хорошая, качественная, фотография. Можно увеличить крупным планом, что я и сделал. Посмотрел: ой-ой, единицы остались из тех, кто стоит. А очень много людей, я помню их лица, какое-то время ходили, а потом исчезли. Кто-то, понятно, переехал, кто-то, может быть, умер, но многие… охладели и отошли. Вот что очень грустно… Хочется верить, что вернутся.

Почему уходят? Очень многие люди отходят от Церкви, осознав, что христианство призывает к отказу от каких-то недопустимых удовольствий, грешных развлечений, к работе над собой. Христианство говорит о том, что нужно не накапливать богатство, не пытаться получить максимум удовольствий, а жертвовать, помогать, иметь христианскую позицию в жизни. И вот многие разочаровываются в вере, потому что не хотят себя нравственно менять. Это посеянное в тернии… Как колючки, как какие-то тернии, которые заглушают доброе семя, так же в душах многих людей этот соблазн удовольствиями, богатствами заглушает истину…

…Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

На одно зерно вырастает колос, который имеет 30 зерен, 60 или 100! Возможно это или нет? Возможно. Даже одно зерно может дать колос, который принесет 100 зерен, есть такие эксклюзивные, элитные сорта пшеницы. Святые отцы любили толковать, а что это означает конкретно: 100, 60 и 30? Но думать, что здесь Христос имел в виду что-то конкретное, не нужно. Христос просто имел в виду, что в каждом человеке по-разному Его Слово прорастает!

Причем, что еще интересно: чаще всего комментируют, что разница в урожае: 30-60-100 – это указание на то, что в ком-то более обильно, в ком-то – менее обильно Слово Божие, эта Благодать проросла. Говорят, главное – чтобы проросла. Понятно, что не все имеют такую ревность по Богу, как Иоанн Кронштадтский или преподобный Серафим Саровский. Но что мы все призваны и должны стремиться идти этим путем – это несомненно. Возможно, что так, а возможно, что и нет. Может быть, разница в урожае связана с тем, что имеются в виду разные сорта или даже виды семян. А, может быть, речь идет о разных видах растений: рожь, пшеница, полба… – все приносят разный плод. И смысл последней части – в том, что все мы – разные, уникальные по-своему и по-своему приносим Божий плод.

Продолжим читать 13-ю главу Евангелия от Матфея:

2. Притча о добром семени и о плевелах
Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Как вы думаете, сложно набрать семян репейника? Выйдите за околицу, в поле, на пустырь, нарвите головок репейника, разотрите в ладонях, – вот и пригоршня семян сорняков. Семена репейника, а также других сорняков продавались и на рынках – эти семена использовали в лечебных целях, например, для заваривания, для приготовления мазей и проч. Известно, что в иудействе были некоторые люди, которые, когда хотели напакостить своему врагу, приобретали или сами заготавливали семена каких-нибудь колючек, складывали в мешочки, приходили ночью на поле своего врага и сеяли. Они всходили, и человек не понимал, что происходит: почему его доброе зерно, его посевы заглушаются сорняками, по славянски – плевелами.

Тут такая же история. Пришли рабы к хозяину и говорят: «Что такое? Сорняки взошли, давай пойдем, вырвем, прополем грядки!» А хозяин сказал: «Нет, не надо, чтобы, выдирая плевелы, мы не выдернули случайно и пшеницы. Оставьте и то, и другое до жатвы. (Ведь еще не совсем было понятно, поясню, где добрые всходы, а где сорняки. Только зелень, только травка появилась, и перепутать было легко.) Ну, а во время жатвы, когда очевидно будет, где добрые посевы, а где сорняки, мы все соберем и сорняки сожжем».

Вот эти слова о том, сорняки будут сожжены, намекают на Страшный суд. Страшный суд с огнем – это ветхозаветный образ. Пророки предсказывали, что, когда Бог придет судить Вселенную, это будет сопровождаться огнем, будет совершена переплавка вселенной. Необязательно понимать в прямом смысле, что это огонь. Это ветхозаветные образы катастрофы, считалось, что концу мира будут сопутствовать разные катастрофы.

Что в этой притче Христос имеет в виду? Что Слово Божие сеется! Конечно, как мы говорили, Слово Божие означает не просто устную проповедь Христа. Еврейское «дабар» – слово Божие – означает всякое слово и действие Божие, то есть всякое обнаружение силы и замысла Божия. Христос все время являет это, так сказать, Слово: и через проповедь, и через чудеса, и через воскрешения…

Христос этой притчей говорит: Я вам, иудейству (не забывайте, что Христос обращается к иудеям, и притчи в первую очередь адресованы иудеям!), проповедую! И хорошо, что есть всходы, возрастают добрые зерна. Но есть и много людей, которые озлобились против Меня как Посланника Отца Небесного, противодействуют Мне, что-то замышляют. Да, есть и плевелы, и их много. Ну, ничего, будет Суд, который все расставит по своим местам.

Посмотрите, как замечательно: Христос этой притчей утешает нас, чтобы мы не волновались, чтобы понимали, что такая ситуация, когда есть озлобленные плевелы, – входит в план Божий; Бог знает, что так будет... Поэтому, когда мы видим, что в нашем мире, например, какая-то злобная пена поднимается против Церкви, люди начинают против Церкви возмущаться, – мы должны быть спокойны: Господом это предсказано!
Стоит Церкви любое доброе дело сделать, какое-то мероприятие провести, сразу поднимается ненависть. Раньше можно было сказать: да где это? мы видим только добрых. Но это потому, что многие из нас общаются только с хорошей аудиторией, у многих круг общения ограничен несколькими порядочными людьми. А сейчас Интернет позволяет шире глянуть на проблему. И мы можем легко убедиться, что и на самом деле поднимается злоба в людях, которые не хотят принять истину. Так и будет всегда. Это и предсказано в данной притче.

Но, что очень важно: людям, которые недостойно себя ведут, дана возможность покаяться. Суд над плевелами отложен до конца, до сбора урожая, в нашем случае – до нашей смерти. Пусть сегодня ты – плевелы, колючки и тернии, сегодня ты злобствуешь против Христа и Церкви, но ты не лишен шанса спастись, если изменишь свою точку зрения. Господь долготерпит. Он не зовет Своих слуг — Ангелов пропалывать Свои посевы. Пусть все растет до времени Суда. Вот тогда уже дверь покаяния, возможность изменения закроются.

Видите, эта притча – тоже о Царствии Божием, но в ней мы подходим к Учению об этом Царствии с другой стороны: Царствие Божие, распространяющееся в мире, всегда будет сталкиваться с неприятием людей, со злобой.

3. Притча о зерне горчичном
Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Заметьте, все эти притчи объединены одной темой, темой зерна. Возможно, Матфей взял притчи Христа, объединенные темой зерна, семени, и поместил в это место Евангелия. Вполне возможно, что это не единая речь Христа. И в этой третьей притче мы видим еще одну грань Учения о Царствии Божьем. И опять зернышко, или семя, становится осью, вокруг которой строится
Горчичное дерево (это не наша горчица, это другое дерево, которое растет в Палестине). Горчичное семечко очень маленькое, оно величиной с горошинку черного перца, который хозяйки кладут в суп для аромата. В чем смысл притчи? Маленькое семечко сеется, и из него вырастает замечательное дерево. Не куст, не растение, а именно большое раскидистое дерево, Оно очень интересное, в виде шатра, и евреи очень любили под этим деревом укрываться в жару.

В Ветхом Завете птицы нередко обозначают язычников, а в литературе времен Христа – скорее, бесов. Но здесь птицы, в русле ветхозаветной символики, обозначают язычников. Смысл таков: если Царствие Божие в слушателях Христа – евреях прорастает, то даже язычники, люди, совершенно посторонние Богу, будут привлечены к вере, будут находить утешение в христианстве.

Какая грань Учения о Царствии Небесном здесь раскрывается? Такая, что вот ты принял христианство, кажется, что это что-то такое маленькое и незаметное, а мир такой жесткий, он живет по своим законам, да и человек не более, чем маленький винтик в огромном механизме, щепка в ручье. Что от тебя зависит? Ничего. А тем не менее, если ты станешь христианином, если начнешь себя изменять, если Царствие Божие тебя начнет захватывать и внутри изменять, то, как это ни парадоксально, изменяя тебя, эта благодать будет видимой, значимой, значительной, станет изливаться на других. Мы знаем, как много может сделать один человек. Мы помним, как отец Иоанн Кронштадтский, сын дьячка из глухой северной деревушки, отучившись в Архангельской семинарии, был послан в Петербург, учиться в Духовной Академии. Не очень хорошо учился. Я смотрел ведомость отца Иоанна Кронштадтского, на его курсе были люди, которые с отличием закончили курс, но мы про них ничего не знаем. А про отца Иоанна, который захотел в своей жизни Царствие Божие осуществлять, мы знаем, что он действительно стал утешителем России, молитвенником за нее. Тысячи людей, как птицы, прилетали к нему, и находили отдохновение и утешение в его тени, находили питание, поддержку, окормление. Притча обращается к каждому из нас: мы должны принять Господа Иисуса Христа, должны начать идти путем Христовой жизни, и тогда благодать Божия даже через наши немощи будет действовать и окружающую реальность преображать. Такое маленькое это дело: принять Евангелие, сказать Богу – да! а, тем не менее, оно приводит к дивным результатам.

4. Притча о закваске
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

Еврейская мера того времени имела объем примерно 14 литров. Три меры муки – это больше 40 килограммов. Как сеятель сеет и у него много земли, так и женщина берет много муки! Берет муку, закваску, вкладывает ее в тесто, и эта закваска все тесто изменяет, преображает.
Огромная работа! видимо, хозяйка какое- то угощение готовит. Опять любимая тема Евангелия – пир! Почему любимая? Потому, что во времена Христа верили, что в Царствии Небесном будет пир, на котором мы будем гостями: будем пировать, радоваться. Пиры Христа, которые Он устраивает, приглашая туда всех: и праведных и грешных, – предвосхищают Царствие Божие.

К этой теме имеет отношение и наша притча. Хозяйка готовит именно пир, потому что того теста, которое она замешивает, хватило бы на 100 человек.
И вот, смотрите: пир, многолюдное застолье – и все благодаря крошечному кусочку закваски. Знаете ли вы, что каждые 4 часа масса дрожжей, вложенная в тесто, удваивается? Я был на заводе, где делаются дрожжи, и его директор рассказывал о том, как дрожжи растут. Например, берут пробирку, замешивают ее содержимое в тесте, и через 24 часа уже 400 кг получается. А когда эти 400 кг замешают, через сутки получится 20 тонн. Очень сильно идет умножение!

О чем эта притча? О том, что Царствие Божие может преобразить весь мир. Тогда людям это казалось диким, потому что, казалось им, ничто не может изменить ту систему. Римская Империя: великая цивилизация, жесткая карательная тоталитарная машина, налаженные дороги, законы, армия... Но мы знаем, что христианство все это изменило. А, посмотрите, при всех неуспехах и неудачах Русской Православной Церкви, после того как дали Церкви свободу, – как много людей потянулось к Богу! Есть уже положительные плоды, и это всего за 20 лет свободы, которая дана Церкви в постсоветское время. Да, мы видим достаточно обильные результаты. Нам бы хотелось больше и быстрее, но что есть, то есть. Если бы христиане были активными, то человечество реально бы изменялось, реально ситуация и атмосфера в мире менялись бы.

5. Притча о сокровище, скрытом на поле
Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.

Христос рассказывает ироничную притчу: некий человек нанялся в работники, вскапывал поле и отрыл, например, горшок с золотом. Клад, найденный на поле, принадлежал хозяину поля. Но как мог поступить находчивый человек? Он этот горшок обратно припрятал, пошел, все то, что имел, продал, влез в долги – и выкупил это поле, может быть, втридорога. После этого он клад «находит», то есть откапывает, и становится его законным владельцем. Мудро поступил с точки зрения логики мирских людей! Вот Христос и говорит: посмотрите, как мудро поступил этот человек, он все продал, чтобы приобрести это сокровище. Также и мы, христиане, должны Царствие Божие предпочесть всему, что имеем. Царствие Божие – приоритетней, важней, несравненно ценней всего остального.

Часто человек держится за свою жизнь, насиженное место, за неверующих родственников, не желая с ними вступать в конфликт. Часто человек держится за свои страстишки, привязанности, жалкие мелкие удовольствия. А скольких людей мы знаем, которые на нечестной работе держатся за доход, чтобы хорошо жить? Это все иллюзорное, призрачное богатство. На самом деле, то сокровище, которое обещает человеку Господь, а это не только проявление благодати в нашей жизни, это Царствие вечное, в которое мы попадем, если будем достойны, – неизмеримо выше! Ценности Царствия мы должны предпочесть все удовольствия и соблазны мира.

6. Притча о купце, ищущем хорошего жемчуга
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

Представьте купца, который ездит по миру и посещает специальные лавки, где торгуют жемчугом. Кто бывал на Востоке, представляет даже, как это выглядит. Так было всегда… И купец ходит и ищет в лавках мира самые ценные жемчужины, которые можно продать в столице. Найдя вдруг на рынке одну драгоценную жемчужину, он понимает, что она стоит всего того, что он накопил до этого. Может быть, другие не понимают, но он-то видит… И он продает все, что имел, чтобы купить именно эту драгоценную бисерину. Потом купец, может быть, продаст эту жемчужину царю, чтоб тот в корону или скипетр ее вставил. И купец озолотится, больше – кроме денег, приобретет положение, станет приближенным царя... Во всяком случае, перспективы головокружительные. Это то, ради чего можно и нужно всем рискнуть!

И в этой притче Господь говорит о том же: мы, христиане, должны быть такими же мудрыми и сообразительными. Люди, которые ищут спасения, должны понимать, что Царствие Божие выше всего того, что мы имеем. Мы должны быть подобны этому купцу, который, найдя самую драгоценную жемчужину своей жизни, все продает, чтобы обладать ею.

Эта притча очень тесно связана с предыдущей (о нашедшем сокровище в поле). Единственное, но весьма существенное отличие состоит в том, что один (купец) специально искал «выгодной покупки», а другой наткнулся на клад случайно. Возможно, это означает, что призыв Иисуса искать Царствие Небесное обращён как к людям, прилежно ищущим духовных сокровищ, так и к тем, кто апатично ждет, пока придет Бог и решит их проблемы.

7. Притча о неводе, закинутом в море
Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Что тут под всяким родом имеется в виду? Чистых и нечистых. Нечистые – это рыба, которая не имела чешую, например рыба-змея, разные «гады». Их выбрасывали. А чистую рыбу (имеющую чешую) оставляли, чтобы употребить в пищу. Невод захватил много. Хорошее собрали в сосуды, а остальное выбросили вон.

Это такая же притча, как о плевелах. То есть, невод Божий заброшен в наш мир, и он вытаскивает и хороших, и плохих. В неводе Церкви есть люди, которые присосались к Церкви, но которые не являются на самом деле Божьими, не хотят быть подлинными христианами. А Суд все расставит на свои места, хороших от плохих отделит. Будут те, кто по-настоящему принял Господа, и будут остальные.

Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в пещь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

То есть, огромный невод заброшен в наш мир, привлекает всех. Этот невод: Учение и Деяния Иисуса Христа. Эта деятельность Христова обращена ко всем: распространяется на всех и объемлет всех. Но уже от человека зависит, как он примет, как откликнется.

В Учении Христовом о Царствии Божьем, прошу обратить внимание, мы, с одной стороны, встречаемся с радостью – как это прекрасно, Царство Божие получить, а с другой стороны – с темой ответственности. Автоматически принять Царствие Божие, как протестанты говорят: принял Иисуса и спасен, – мало. На самом деле будут те, кто слышит Христа и даже вроде этим неводом захвачен, но все-таки они не были Божьими, только по названию христиане, говорили, что приняли Царствие Божие, а на самом деле таковыми не были.

Так заканчивается этот огромный блок притч в Евангелии от Матфея. Но мы не только не останавливаемся, а устремляемся с удвоенной энергией дальше!

8. Притча о немилосердном должнике
Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Один талант – это колоссальная сумма в несколько тысяч серебряных монет. Десять тысяч талантов – это астрономическая сумма, сравнимая с царской сокровищницей какого-нибудь ближневосточного государства времен Христа. Здесь, конечно, эта сумма употребляется не как конкретная сумма, а как образ несметного богатства, протраченного глупым человеком. Головоломка: как человек мог потратить такие деньги? Гипотетически можно представить, что речь идет о человеке, назначенном на пост руководства государством на время отсутствия царя. Царь, наверное, долго – несколько лет – отсутствовал: на войне был или в каких-то походах. Так что человек мог распоряжаться царской казной и опустошил ее. Как это возможно? Не знаю… Украинцы же говорят сегодня, что Янукович за время президентства полностью опустошил казну Украины, что там нет теперь ни копейки…

Раб умоляет: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
Конечно, это смешно, потому что такую сумму не покрыть: даже если продать человека, всю семью, всех рабов, все равно не покроешь и десятитысячной части этого долга (в древности можно было за долги продать человека и всю его семью, чтобы они выплачивали деньги). Поэтому смысл поступка царя – именно в его милосердии.

Итак, царь прощает! Первая основная тема притчи (а в притчах бывает от одной до трех основных тем) – в том, что царь прощает беспредельный долг. Акцент первой части притчи делается на невероятной милости царя, простившего невероятный долг.
Прощенный человек вышел, нашел одного из товарищей, который ему должен был 100 динариев. (Десять тысяч талантов – это астрономическая сумма, а 100 динариев – это нормальная сумма. Динарий получал работник за один день работы. Сумма не копеечная, но которую за полгода-год можно было отдать.) Но злой должник, которому простили невероятный долг, стал мучить товарища (в оригинале – наступил ему ногой на шею) и требовал отдать долг.
Товарищи этого бедняги поспешили рассказать царю про проделки злого должника.

Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

О чем притча? Безусловно, эта притча обращена к иудеям. Бог пришел к иудеям, которые были Божьим народом, но все время изменяли Богу, придумывали какие-то человеческие постановления, заменяя ими Заповеди Божьи, исказили истинную веру. Господь Иисус Христос пришел к ним с любовью, сказав: все вам будет прощено, только станьте Моими учениками. То есть, иудейскому народу дарована возможность прощения без всякого взыскания долгов. Все они были прощены. Евреи считали, что примирение с Богом возможно только через принесение жертвы. Христос умер, как Агнец, взявший на себя грехи всего мира. В первую очередь евреям было продемонстрировано, что Он умирает за них, чтобы показать им, что они освобождены от грехов. Евреям все прощено, к ним пришел долгожданный Мессия.
Вы прощены, так радуйтесь же, что заря спасения заливает золотым светом и языческие земли. Все приглашаются: и самаряне (еретики), и язычники. Вам, евреям, прощено огромное! Но и им прощено!
А как поступают евреи? Они не радуются, что Господь прощает другим людям, что Господь привлекает к Себе самарян, что открывает объятия для язычников. «Только для нас спасение», – говорили евреи.

Вторая тема притчи: непростительная абсурдность поведения людей, которым самим прощено, но которые проявляют жестокость к другим.
Третья тема: печальная участь людей, не научившихся относиться с милосердием к другим.

Теперь посмотрим притчу о работниках в виноградниках, Евангелие от Матфея, 20-я глава:

9. Притча о работниках в винограднике
Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Забегая вперед, скажу, в чем смысл притчи: Христос проповедовал. Его окружали и слушали тысячи людей. В них происходили какие-то мыслительные процессы. Кто-то раньше отозвался, кто-то позже, кто-то придет к вере в Него, когда Христос умрет и воскреснет, то есть совсем поздно. Но главное – прийти! Все получат одинаковую награду, даже если по какой-то причине человек притормозил на пути к Иисусу. Главное – идти…
В отношении нас, последующих поколений людей, смысл таков: пока мы живем в этом мире, пока Суд не начался (для каждого из нас Суд, после которого изменить ничего нельзя, – это смерть), возможность прийти к Богу, покаяться, принять Господа Иисуса Христа открыта для каждого.

А теперь – к притче… Представьте ситуацию: на рынке каждый день стояли люди, которых поутру нанимали для каких-то работ: домашних, сельскохозяйственных. И сейчас на восточных базарчиках такое есть: можно прийти на рынок, а там есть маленькая биржа труда, где стоят люди, которых можно нанять для разного рода работ.
И вот на рассвете пришел на рынок человек и договорился с работниками на ежедневную плату в один динарий. Нанятые приступили к работе. Но время идет, а работа еще не вся сделана, и хозяин в 9 утра (по еврейскому счету – третий час) идет за другими работниками. Нанимает и их. Следующих нанимает в полдень (шестой час), и еще одних – в три часа дня (девятый час). Зной спадает… Евреи работали до 4-5 часов дня, после этого народ расходится по домам, ужинает, отдыхает, проводит время с семьей.
Но, видимо, очень серьезная работа была, потому что и около 5 часов (по-еврейски – одиннадцатый час), совсем под вечер, хозяин пошел еще нанимать людей.

Наконец, все окончили работу, справились. Наступило время оплаты. И вот, когда наступило время оплаты, хозяин всем заплатил одинаково. И, конечно, работники возмутились. Пришедшие первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию, то есть традиционную установленную плату... (Часто спрашивают, сколько это в пересчете на наши деньги? Динарий того времени весил от 3,5 до 4,5 грамма серебра. Сегодня 1 грамм серебра 925-й пробы стоит 25 рублей. Значит, цена серебра этой монеты – всего 100 рублей. Но в действительности сегодня труд работника, нанятого на целый день, оценивается как минимум в 1000 рублей. А если представить стоимость товаров времен Христа? 1 динарий стоил хороший обед на несколько человек. Столько же стоил кувшин оливкового масла. Овца стоила 4 динария. Аренда маленького дома – 4 динария в месяц. Один лебец стоил 1/12 динария. Так что, исходя из сегодняшних цен, я бы поостерегся делать выводы, сколько в пересчете на наши деньги значил один динарий. Сегодня можно купить в Интернете динарий Тиберия, ту самую монету, которая имела хождение в Иудее во времена Христа, за 250 долларов.)

Работавшие целый день стали роптать на хозяина дома: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной! Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?

Да! Человек, который за пять минут до конца света, если не знает о том, что сейчас произойдет, искренно, с желанием всю свою жизнь оставшуюся провести со Христом, принимает веру, получает такую же награду, что и прожившие в христианстве всю жизнь.

Более скользкий вопрос, когда человек принимает веру перед смертью, боясь адских мук. Недавно меня позвали к одной старушке, которая сказала: «Я всю жизнь была неверующая, и сейчас не очень верю, но мне идти на днях к Богу (она и правда через 2 дня умерла), не хочу попасть в ад. Я хочу принять христианство, креститься, чтобы не попасть в ад». Лукавая позиция. В принципе, в этой притче не сказано, сколько работникам одиннадцатого часа обещали. Может, они думали, что им мелочь какую-то дадут, чтобы они только лепешку себе купили, а динарий целый никто не даст. Они пошли потому, что их позвали. Вот так и любой человек не должен знать, когда наступит конец, но должен искренне обращаться к Богу. И, может быть, ему много лет придется трудиться на ниве Божией, а может быть, несколько часов. Даже если это работник «последнего часа» – по выражению притчи, он получит одинаковую с другими награду. А тот, кто все взвешивает и рассчитывает и с лицемерием ко всему подходит, наверное, не такую плату от Бога примет.

Следующая притча – в 21-й главе Евангелия от Матфея, стихи 28-32.

10. Притча о двух сыновьях
У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

О чем эта притча? Были люди, считавшиеся чистыми: фарисеи, иудейские вожди, вообще евреи, считавшие себя чистыми, верными детьми Божиими. И были те, кто считал себя нечистыми, сыновьями-изменниками: мытари, блудницы…
Парадокс в том, что первые, которые все время декларировали свою верность Богу, не пошли путем Божиим. А вторые, несмотря на свое недостоинство, пошли за Христом, приняли Его проповедь.

Притча заостряет проблему: иудейские вожди, казалось, вели себя правильно. Казалось, что они с Богом… Они старались выполнять Заповеди Божьи, выполняли даже неважные детали. Но… когда вопрос был ребром поставлен – принять учение Иисуса и пойти за Ним, они не пошли. Значит, несмотря на свою избранность, они лишаются приоритета. А те, кто, казалось, был безнадежным, неверным, кто лишь изредка, вопреки общей тенденции подходил, даже выражусь – подкрадывался – ко Христу, с мольбой и надеждой, те пошли…

Какую грань Учения о Царствии Божием эта притча нам открывает?.. Как можно ее транспонировать на нашу современную действительность? Мне кажется, это очевидно. Задайтесь вопросом и вы…
  • Ольга Самохвалова
  • Паутов Александр Николаевич
  • Паутов Александр Николаевич
  • Незарегистрированный
  • Ирина08
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Паутов Александр Николаевич
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Виктория Голубкова
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • священник Константин Пархоменко
  • КонстантинК
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии