Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Казалось бы, здесь все просто и ясно – блуд с лицом своего пола – тяжкий противоестественный грех. Все это сейчас называется «гомосексуальными отношениями». Однако изучение этой темы в контексте того, как это понималось на протяжении истории христианскими богословами, духовниками, позволяет выделить некоторые интересные и важные нюансы, которые сегодня многими не принимаются во внимание.
1. Важно понимать, что в христианской традиции рассматривались и наказывались конкретные греховные поступки, а не какой-то абстрактный гомосексуализм (гомосексуальные отношения). Причем поступок считался особо греховным не столько от того, что партнер другого пола, сколько потому что это было извращением полового акта по форме. Поэтому, например, анальное сношение со своей женой рассматривалось в покаянных книгах, как содомский грех, причем даже худший, чем грех с лицом своего пола (поскольку ничего не мешало иметь естественные отношения в законном браке). По тому же принципу относились и к другим грехам. В современной христианской среде можно встретить резко негативное отношение к извращениям с лицами своего пола, и терпимое отношение к тем же действиям с лицами другого пола. Это неправильный подход, чуждый традиционному взгляду.
2. Между грехами, которые обычно свойственны гомосексуалистам, проводилось различие по степени тяжести (то есть не было смутного понятия «гомосексуальные связи»). Содомский грех наказывался многолетним отлучением от причастия, в то время как взаимная мастурбация наказывалась значительно мягче (80 дней согласно правилам, приписываемым Иоанну Постнику). Между этими грехами никогда не ставился знак равенства. В современной либеральной культуре сложилась идеология гомосексуальности (запрещенная в РФ и осужденная Церковью), сама по себе она является весьма пагубной. Однако важно принимать во внимание разницу между греховной идеологией и конкретными греховными действиями, которые могут практиковаться даже в самых обычных семьях. Совсем необязательно, что одно всегда сопутствует другому.
3. Обычно богословы, пастыри не уравнивали гомосексуальные отношения у мужчин, и женщин (дискуссии велись относительно возможности проникновения при лесбийских отношениях). В Священном Писании о лесбиянстве скорее всего не упоминается (часто дают ссылку на Рим.1:26, но скорее всего там речь идет об извращении полового акта в самых обычных отношениях), в древних источниках об этом явлении упоминаний мало и они никогда не упоминают о нем наряду с мужским гомосексуализмом. В средневековых епитимийных сборниках лесбийские отношения приравниваются к мастурбации. Причем есть свидетельства, что наказывалось это меньше, чем блуд с мужчиной. Так, свт. Нифонт Новгородский давал совет, спрашивающему его священнику: «Если девица лезет на девицу, и семя у них будет, легче наказать, если не с мужчиной» (Вопрошание Кириково архиепископу Нифонту). Таким образом, моральная проблема лесбиянства (если не рассматривать саму идеологию, а только поступки) в том, что 1) это блудные действия (как и любая сексуальная активность вне брака); 2) это может быть связано с грехом рукоблудия.
4. На этом основании выстраивается такая градация блудных грехов: содомский грех (самый тяжелый, причем неважно с лицом своего или противоположного пола), прелюбодеяние (супружеская измена), блуд (естественные отношения свободных лиц разного пола), рукоблудие с участием другого человека (пол здесь не имеет значения, наиболее легкий среди этих смертных грехов).
1. Важно понимать, что в христианской традиции рассматривались и наказывались конкретные греховные поступки, а не какой-то абстрактный гомосексуализм (гомосексуальные отношения). Причем поступок считался особо греховным не столько от того, что партнер другого пола, сколько потому что это было извращением полового акта по форме. Поэтому, например, анальное сношение со своей женой рассматривалось в покаянных книгах, как содомский грех, причем даже худший, чем грех с лицом своего пола (поскольку ничего не мешало иметь естественные отношения в законном браке). По тому же принципу относились и к другим грехам. В современной христианской среде можно встретить резко негативное отношение к извращениям с лицами своего пола, и терпимое отношение к тем же действиям с лицами другого пола. Это неправильный подход, чуждый традиционному взгляду.
2. Между грехами, которые обычно свойственны гомосексуалистам, проводилось различие по степени тяжести (то есть не было смутного понятия «гомосексуальные связи»). Содомский грех наказывался многолетним отлучением от причастия, в то время как взаимная мастурбация наказывалась значительно мягче (80 дней согласно правилам, приписываемым Иоанну Постнику). Между этими грехами никогда не ставился знак равенства. В современной либеральной культуре сложилась идеология гомосексуальности (запрещенная в РФ и осужденная Церковью), сама по себе она является весьма пагубной. Однако важно принимать во внимание разницу между греховной идеологией и конкретными греховными действиями, которые могут практиковаться даже в самых обычных семьях. Совсем необязательно, что одно всегда сопутствует другому.
3. Обычно богословы, пастыри не уравнивали гомосексуальные отношения у мужчин, и женщин (дискуссии велись относительно возможности проникновения при лесбийских отношениях). В Священном Писании о лесбиянстве скорее всего не упоминается (часто дают ссылку на Рим.1:26, но скорее всего там речь идет об извращении полового акта в самых обычных отношениях), в древних источниках об этом явлении упоминаний мало и они никогда не упоминают о нем наряду с мужским гомосексуализмом. В средневековых епитимийных сборниках лесбийские отношения приравниваются к мастурбации. Причем есть свидетельства, что наказывалось это меньше, чем блуд с мужчиной. Так, свт. Нифонт Новгородский давал совет, спрашивающему его священнику: «Если девица лезет на девицу, и семя у них будет, легче наказать, если не с мужчиной» (Вопрошание Кириково архиепископу Нифонту). Таким образом, моральная проблема лесбиянства (если не рассматривать саму идеологию, а только поступки) в том, что 1) это блудные действия (как и любая сексуальная активность вне брака); 2) это может быть связано с грехом рукоблудия.
4. На этом основании выстраивается такая градация блудных грехов: содомский грех (самый тяжелый, причем неважно с лицом своего или противоположного пола), прелюбодеяние (супружеская измена), блуд (естественные отношения свободных лиц разного пола), рукоблудие с участием другого человека (пол здесь не имеет значения, наиболее легкий среди этих смертных грехов).