Турецкие зарисовки. Античный город Сиде 2

Эта запись является частью серии записей Турецкие зарисовки
«Опять эти руины... Достали уже...» Нет-нет, не волнуйтесь, это слова не наших читателей, а одной моей знакомой четырнадцатилетней девочки, которая иногда заходит в блог. Надеюсь, что читатели так не думают. А может, думают?:)
Но как еще мы сможем прикоснуться к подлинной истории, как не знакомясь с тем, что от тех времен осталось?
Как мне кажется, даже при минимуме воображения можно представить себе, как выглядело все это до разрушения. И живыми для тебя станут реалии византийской эпохи — великой эпохи, сформировавшей нашу христианскую культуру.

В нашем блоге я делюсь с вами тем, что меня тронуло, остановило внимание, захватило дух. Для меня встреча с древнехристианскими храмами, пусть лежащими в руинах, — это всегда событие, маленькое потрясение. Я не спешу отсюда уходить. Я молюсь о всех, кто когда-то был служителем и прихожанином этого храма. И они из иного мира отвечают взаимным приветом. Это ощущается...


16.JPG
Фонтан Императора Веспасиана и арка, обозначающая современную границу городка.

17.JPG
Так выглядел фонтан до разрушения.

18.JPG
Античный театр. Здесь устраивались спектакли, гладиаторские бои, общественные мероприятия.

19.JPG
Остатки древнего жилого дома. Обычно одноэтажный или двухэтажный, этот дом состоял из нескольких комнат. В глубине был небольшой дворик с фонтаном.

20.JPG
То тут, то там встречаются мраморные камни с христианскими символами. Вот этот знак — монограмма Императора Константина. Это очень интересный вариант монограммы, обозначающей Христа.

21.JPG
Развалины епископского дома. На пути лежит очень вредный верблюд, и, чтобы пройти к дому, выдерживаю с ним битву. Наконец, верблюд пропускает меня.

22.JPG
При епископском доме был маленький изящный храм — для самого епископа, для его гостей. Собственно, все, что вы видите, — пространство этого маленького храма: 3х2 метра. Впереди, если приглядитесь, увидите на полу мраморную балку. Она отделяет алтарь от храма. Сейчас мы подойдем к алтарю.

23.JPG
Вот мы у самого алтаря. Он на самом деле очень небольшой.
Отделен алтарь от храма мраморной балкой. Прежде в ней были закреплены стойки для икон (видны отверстия) — древний тип, по сути, прадедушка нашего нынешнего иконостаса.
На том месте, которое сегодня пустует (лежит пачка от сигарет), стоял престол. За престолом — Горнее место с седалищами для епископа и сослужащих ему. Для тех, кому интересно узнать, зачем это: Горнее место.


24.JPG
С седьмого века (то есть тысячу триста лет назад), с того самого дня, когда этот епископский дом был разрушен арабами, все пребывает в таком состоянии. Мраморные украшения, несмотря на возраст, кое-где сохранились. Очень трогательно видеть эту тонкую мраморную резьбу на своем месте, где она и была укреплена когда-то мастером.

25.JPG
Византийская больница более чем на сотню человек. Эта больница занимала несколько этажей. Надземные разрушены.

26.JPG
...А подземные сохранились как новые, хотя этой больнице полторы тысячи лет.
Некогда здесь стояли больничные кровати.
Перейти к предыдущей записи Турецкие зарисовки. Античный город Сиде 1

Комментарии

Недоумение Вашей знакомой, о.Константин, вполне оправданно: чаше всего на археологию смотрят как на страсть некоторых людей к старинным вещам.
Одни, например, собирают марки, а другим нравится путешествовать по развалинам и фотографировать их для своего блога. Но ведь современная археология - не просто разновидность страсти к вещам. Это мощный инструмент для формирования мировоззрения, представления об окружающем мире. Археология позволяет точно датировать материальные остатки древних, подчас неписьменных культур.В отличие от всегда субъективных исторических сочинений она дает объективное знание мировой истории. Именно археологи двадцатого века создали "объективную" историческую картину мира, перевернувшую прежнее религиозное мировоззрение. Говорите о Потопе - вас пошлют посмотреть на вавилонские развалины, где придуман этот миф. Проповедуете о Моисее - скажут, что это ученик-неудачник египетского фараона, укравший идею монотеизма из Египта. Упомянете о Христе... ответят, что это плод литературной фантазии.
Что же делать? Самый верный способ для современного христианина дать ответ о своей вере - доказать ее посредством археологии. Библейской или церковно-исторической.
Вот, например, в этом году Господь сподобил меня грешного присутсвовать при важном для церковной истории археологическом открытии. Один добрый человек подарил мне поездку в древний малоазийский город Иераполис. Ныне рядом с ним находится популярный турецкий курорт Паммук-Кале. Город был разрушен во время арабского нашествия, а частые землетрясения и сходящий с гор песок похоронили его остатки. Но в древности он был знаменит и важен для церковной жизни этой удаленной римской провинции - Фригия. Именно здесь завязалась продолжительная битва Церкви с монтанистской ересью. Именно здесь епископствовал Св.Папий, ученик ап.Иоанна Богослова, собравший незаписанные в Евангелиях, сохранявшиеся в устном предании изречения Господа, аграфы. Вероятно, в этих местах был и ап. Павел, проходивший дорогой в Ефес. Еще раньше здесь проповедовал ап.Филипп, один из двенадцати, непосредственный свидетель смерти и воскресения Господа. Однако средневековое житие, повествующее о его миссионерском подвиге в Иераполисе слишком фантастично, чтобы его сведения всерьез могли восприниматься учеными. И вот, в начале августа этого года, команда Итальянской Археологической Миссии в Иераполисе, возглавляемая профессором, доктором археологии Франческо Д'Андриа обнаружила мощи св.апостола Филиппа, которые некогда хранились в специально построенном храме - мартириуме, а затем были спрятаны от арабов или по другим причинам. Официальная легенда о перенесении мощей в столицу (и утраты их при падении Константинополя) стерла последнюю память об этой древней христианской святыне. Теперь же, благодаря итальянским археологам, у каждого христианина есть возможность прикоснуться к частице апостольского века. Приезжайте в Иераполис, чтобы увидеть своими глазами и осязать своими глазами "то, что было от начала, слово жизни", проповеданное до конца верным учеником Господа Филиппом! Проповедь его не умолкает спустя тысячелетия.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
4.421
Комментарии
1
Последнее обновление
Сверху