Удивительные надписи на стенах… храма

Удивительные надписи на стенах… храма

Читаю книгу о новгородской церкви св. Феодора Стратилата на Ручью.
Кроме всего прочего (интереснейшие фрески, особенности зодчества, богословие храмостроительства той эпохи – здесь обо всем, 600 страниц), нахожу совершенно потрясающую главу: «Надписи и рисунки на стенах…»
Нет, это не о тех надписях, которые оставляют хулиганы, это о… древних надписях.

Нам это сложно представить, но в 1300-е – 1400-е годы надписи нацарапывались людьми на стенах с самыми благочестивыми целями. Современные паломники, посещающие в Иерусалиме храм Гроба Господня, видят крестики, высеченные на стенах храма древними паломниками.
Похожие обычаи существовали и на Руси. Люди процарапывали штукатурку, оставляя несколько трогательных и важных для них слов или какой-то знак.

Сегодня люди пишут записочки святой Ксении, святой Матроне и подсовывают эти записочки под икону. В те времена, обращаясь к Небесам с молитвой, человек процарапывал свое незатейливое прошение.

И вот ученые, работавшие на реставрации храма, сняв остатки поздних штукатурок и побелок, обнаружили эти старинные, возрастом 600-700 лет, надписи.

Знакомство с этими надписями позволяет заглянуть в душу новгородца 14-го столетия. Пусть не открыть для себя его внутренний мир, но все же приоткрыть. И люди эти, бесконечно отстоящие от нас, чьи и кости уже истлели, вдруг встают перед нами как живые.

Давайте посмотрим, что же это за надписи, и прокомментируем их. Но сначала несколько замечаний:
Так как во многих надписях некоторые буквы стерлись или повреждены, я буду давать уже восстановленный учеными вариант надписи, причем переведенный со старославянского на русский язык. Кто же хочет познакомиться с оригиналом, увидеть фотографии этих надписей, отсылаю к работе: Рождественская Т.В. Надписи и рисунки в церкви Федора Стратилата на Ручью. /В кн.: Т. Ю.Царевская. Роспись Церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде. М.: Северный паломник. 2007. С. 339-382.
Также сразу замечу, что я расскажу лишь о некоторых надписях, а не о всех, так как одних только надписей известно 72, а рисунков и того больше.

И еще важное уточнение. Не думайте, что в древности вот так, запросто можно было гвоздем царапать стены храма. Надписей в алтаре, в пространстве храма мы не найдем. Почти все надписи находятся на стенах, ведущих на хоры, и на самих хорах. То есть, сделаны они были «тайно» от глаз начальства – священников. Сделаны преимущественно низшими церковнослужителями (дьячки, певцы) или кем-то из приходивших к ним.

А теперь – несколько надписей, нанесенных рукой древнего новгородца, и мои примечания.

Представился посадник Василий. Месяца сентября 24, на память святой мученицы Феклы.

Зачем была сделана эта надпись? Своего рода «вечное поминание»? Чтобы Господь не забыл «в селениях Своих» посадника Василия? А может быть, похороны этого человека (а историки говорят, что некий посадник Василий, живший в окрестностях, им известен; это был весьма популярный человек, занимавший достаточно высокий административный пост и умерший в 1418 году) прошли так торжественно, так запомнились, что кто-то решил увековечить имя этого человека?..

В год 1463, нынешний, в последний раз погорела Феодорова улица на святого мученика К… до Никитиной улицы.

Тоже важное событие для местных жителей, которое кто-то решил навсегда зафиксировать на стене храма.

Преставилась понинарья месяца октября, в 9 день, на память святого мученика…

Что означает слово понинарья. Историки имеют два мнения. Это может быть пономарья – то есть женщина, помогавшая при богослужении. А может быть искаженный вариант мужского имени Аполлинарий. В этом случае речь будет идти о смерти некоего Аполлинария.

Сава со мною шел с торга, избил меня. Я написал.

Делая такую надпись, автор, скорее всего, не просто стремился излить наболевшее, а, возможно, просил у Бога помощи и защиты. Интересно, что вся эта надпись была кем-то аккуратно, ровной линией зачеркнута. Видимо, этот древний «цензор» посчитал неуместным, что такая надпись сделана в храме.

Пойду бобром возле реки.

Эта надпись процарапана писалом (палочка с острым металлическим наконечником, которым писали на берестяных грамотах) подряд 5 раз. О чем это? Фрагмент фольклорного текста (песня, анекдот)? А может быть, отрывок из магического заклинания?
Автор этих слов повторяет их одним и тем же почерком неоднократно и на других стенах. Возле одной из надписей имеется изображение бобра, поднявшего мордочку кверху и вытянувшего передние лапы.
Думается, если бы это было заклинание, его бы стерли или зачеркнули другие благочестивые люди (настенные надписи читались многими). Но то, что надписи никто не уничтожил, говорит о том, что это какой-то безобидный, а, может быть, и всем известный текст.

Олоферий, будь дьяком!

Возможно некий человек (певец, пономарь) мечтал стать дьяком и поэтому оставил такую надпись.
А может быть, это написал не сам Олоферий, а его жена или друзья?..

Онанья, аминь, дьяк.

Эта надпись повторяется неоднократно. Похоже, ее сделал сам Ананья, от радости, что сподобился высокого служения.

О попы, священники! Уклоняйтесь от пьянства!

Как деликатно комментирует подобную запись автор исследования граффити: «Видимо, призыв к духовным лицам воздерживаться от одного из грехов имел под собой вполне реальные основания».

О, попы, ходите тихо.

Это очень интересная надпись. Она написана на стене, у лестницы, ведущей на полати (верхние хоры). Автор хотел попросить братьев (попы – это не священники, в нашем понимании, а служители, возможно, здесь так названы певцы) не громыхать сапогами, когда они поднимаются на полати. Надпись состоит из двух частей. Сначала написано О попы, ходите… Видимо, здесь автора кто-то спугнул – все-таки царапание на стене – не очень хорошее дело. Впоследствии он продолжил уже ниже и под первыми словами приписал: …тихо.

Без яичка.

Что означает эта загадочная запись? Исследователь этих граффити Т. Рождественская пишет: «Скорее всего, надпись сделана в день, разрешающий вкушение скоромной пищи, может быть, в пасхальные дни, и автор ее посетовал, что не имеет даже яичка для разговления».
Позволю себе поспорить с уважаемым ученым. Я не могу себе представить ситуацию, когда человек настолько беден, что не может себе в Пасху позволить яичко. Да там все меняются яйцами, дарят их друг другу. Уж в чем-чем, но в яйцах в Пасхальные дни недостатка нет. Эта надпись сделана человеком, имеющим отношение к храму. Что же, когда люди приносят в храм и освящают пасхальную снедь и при этом оставляют часть в храме, что же, в этот день, ему не досталось ни одного яйца?.. Реалии церковной жизни говорят против этого.
А вот что на самом деле могло быть, так это то, что человек был под епитимьей за какой-то грех. И эта епитимья не позволяла ему вкушать скоромное даже в тот день, когда все разговлялись. Вот он и сидит грустно, слушая доносящиеся до него звуки праздника, и царапает на стене: «Без яичка».

Братие, не лазайте без дела вниз!

Надпись-объявление. Находится на стене, ведущей на хоры. Похоже, отвлекаться от службы и бегать по храму – проблема не только сегодняшних хористов, но и древних.

Прости Татьяну младу.

Трогательная, по-видимому, покаянная надпись, которую оставила молодая женщина.

Поп спящий Тимофей.

Возможно, это ироническая надпись, сделанная по поводу маленького приходского конфуза: поп (священник? певец?) заснул на хорах.

IMG_0141.JPG

Вот так выглядят эти настенные надписи. Фотография из книги.

IMG_0146.JPG

...

IMG_0147.JPG

...

Комментарии

Нет комментариев для отображения
Сверху