Уральский дневник. Часть 3

Эта запись является частью серии записей Уральский дневник
Анастасия Коренькова

Уральский дневник. Часть 3

Ганина Яма

… Темной ночью 17 июля 1918 года крестьяне деревни Коптяки, находившиеся на сенокосе, проснулись от шума автомобиля. Дело было удивительное, ведь в Коптяки и днем-то машины не ходили, не то, что ночью. Любопытные сельские жители потом проверили: громадный след грузовика доходил до шахты в урочище Четырех Братьев. Впрочем, попасть к заброшенному руднику местные не могли три дня: место было оцеплено солдатами. Три дня, вплоть до 19 числа, чекисты в поте лица уничтожали тела убитых Императора, Императрицы, их детей и слуг. Жгли костры, завозили в больших количествах бензин и серную кислоту. А потом то, что осталось, сбросили на дно шахты, сровняв место с землей, укатав хорошенько, чтобы никто и никогда не догадался, что на большой дороге, как разбойники, похоронены Романовы.

Уже через неделю Екатеринбург взяли белые войска, и сразу же началось расследование убийства. Крестьяне, догадывавшиеся, что произошло, привели к руднику следователя Наметкина. Тот, по неизвестной нам причине, отнесся к процессу формально: не изучил следы (а только замял их), пробыл на руднике всего полтора часа и тел не нашел. Деревенские жители осудили «интеллигента». И только когда по приказу Колчака дело передали судебному следователю по особо важным делам Омского окружного суда Николаю Соколову, дело сдвинулось с мертвой точки. Но произошло это уже в 1919 году. Соколов обнаружил на Ганиной Яме больше 60 улик: образки святых, драгоценности, пуговицы, металлические пряжки, кусочки свинца, кости, куски сальных масс, смешанных с землей.

Педантичный юрист составил подробную схему расположения шахты. Через несколько десятков лет эти документы помогли свердловским геологам-энтузиастам обнаружить останки Царской Семьи. Сам Соколов не успел завершить начатую работу, так как столицу Урала вновь взяли большевики. И на протяжении 70 лет казалось, что их замысел удался: никто и никогда не раскроет тайну зловещей шахты.

Но все, Божиим Промыслом, случилось иначе. Как ни странно, толчком к началу поисков стал тот самый разгон ОМОНом первой панихиды на месте Ипатьевского дома в 1989 году. Одним из участников тех событий стал геолог Анатолий Верховский. Полученный административный протокол не только не остудил его пыл, – напротив, подстегнул интерес к теме и желание восстановить справедливость. На тот момент Верховский не был церковным человеком и, скорее, боролся за «общечеловеческие ценности». Профессиональные навыки подтолкнули к началу поиска рудника. Правда, сначала ничего не получалось: ни тех пней, ни ямы с бревном, описываемых в книгах следователей начала века, уже не было. И тут произошло чудо. Геолог решил поставить на Ганиной Яме новый деревянный резной крест, взамен старого, обветшавшего. Наугад. Работал топором два месяца – помощников не нашлось. Как он сам сказал в одном из интервью: «Может быть, Господь зачел мои труды топором за молитву…» В очередной раз листая книгу одного из участников следствия, Верховский нашел ту единственную зацепку, которая помогла найти точное место для раскопок. Теперь это место известно всему миру.

***
На Ганину Яму мы с сестрой решили отправиться сразу же после воскресной Литургии в Храме-на-Крови. Правда, сначала нужно было решить вопрос – каким образом туда добраться, ведь нужно ехать за город. Была надежда на экскурсии, устраиваемые паломническим отделом епархии, но, позвонив по горячей линии этого отдела, мы услышали, что подобных поездок сегодня не планируется. Да и вообще, справедливо отметили на том конце провода, записываться нужно заранее. Сотрудница Храма-на-Крови, дежурившая возле свечной лавки, посоветовала: «Езжайте своим ходом, на электричке – до станции Шувакиш. А там каких-нибудь три километра до Ганиной Ямы. Дойдете».

Мы поспешили на железнодорожный вокзал, повторяя про себя, чтобы не забыть, интересное название станции. На счастье, как раз отправлялась в путь электричка в нужном нам направлении. На шестой по счету остановке машинист объявил: «Шувакиш». Немного поплутав, потому что ни одного указателя в поселке нет, мы все-таки нашли дорогу, ведущую к Ганиной Яме, и отправились по ней, мимо пролетающих машин, высоких сосен и ослепительно белых берез. Примерно через час увидели горящие на солнце купола храма.

Монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев стоит прямо в лесу. Он обнесен высоким деревянным забором, чем напомнил мне Левашовскую пустошь. Наверное, это и неслучайно: и там, и там – тщательно скрывавшееся место упокоения умученных в начале страшного 20-го века людей. Ганину Яму даже называют одним большим антиминсом – ее почва, смешанная с золой и жиром, сама по себе святыня. Поэтому вполне логично и естественно, что здесь стоят храмы и служится Божественная Литургия.

Прежде чем зайти на территорию обители, мы не могли не остановиться у большой черно-белой фотовыставки, которую разместили прямо на заборе. Подборку монастырю преподнесли в дар благотворители. Пожалуй, это самое большое собрание семейных фотографий Романовых, выставленных в одном месте. Вот они: в изящных нарядах на отдыхе в Крыму или в Финляндии; а тут Александра Федоровна, в униформе сестры милосердия, со старшими дочерьми ухаживает в лазарете за ранеными. Вот вся Семья в дождевиках в непогоду на яхте «Штандарт». Вот Великие Княжны играют с младшим братом Алексеем. Не нужно быть тонким психологом, чтобы понять – эти семеро были самыми счастливыми в мире людьми, ведь их соединяла вера, любовь и преданность друг другу. И даже в Вечность они ушли все вместе.

2.jpg
Сосны, снег… и эпоха, которая безвозвратно ушла от нас

1.jpg
Входим в обитель…


Монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев совсем молодой – патриарх Алексий II благословил его строительство в 2000 году, а продолжались работы всего три года. Напомню, что именно в тот год были канонизированы Николай II, Александра Федоровна и их дети.

14.jpg
Памятник Александре Федоровне. Скульптуры старались делать максимально схожими с изображаемыми лицами

3.jpg
Дети: Татьяна, Ольга, Мария, Анастасия и Алексей


4.jpg

Несколько лет тому назад мне по работе пришлось соприкоснуться с судебными медиками, которые проводили идентификацию останков Романовых. Хорошо помню их рассказы: принадлежность найденных фрагментов тел установили, в том числе, благодаря … плохим зубам. Медикам было известно, что представители царского рода не могли похвастаться здоровыми зубами. Погребенные в урочище Четырех Братьев тоже, видимо, были частыми пациентами стоматолога. Вот такой прозаичный факт тоже поспособствовал установлению истины.

15.jpg
Один из поклонных крестов в монастыре. Насельники рассказывают, что большой вклад в благоустройство монастыря сделали певица Вика Цыганова и ее супруг (в частности, его руками сделан поклонный крест у шахты)

А еще в шахте нашли палец Императрицы: неизвестный нам мародер хотел снять кольцо с ее руки, но не смог. Раздосадовавшись, он не стал церемониться. Так палец не попал в костер и был найден при раскопках. Он тоже стал важной уликой.

***
Обитель принципиально решили строить из дерева. Дело не только в том, что это значительно быстрее и дешевле. Устроителям, во-первых, были близки замечательные русские традиции деревянного зодчества. А, во-вторых, именно деревянный комплекс, по мысли зодчих, олицетворяет собой Россию, отстраивающуюся после пожара 20-го века.

13.jpg
Храм во имя Святителя Николая Чудотворца

Храмов семь – по числу членов Царской Семьи. Освящены они в основном в честь тех святых, которых особо почитали Николай II и его родные. Это, конечно, Преподобный Серафим Саровский, канонизированный как раз при последнем Императоре (в 1903 году); Святитель Николай Чудотворец; Преподобный Сергий Радонежский; Святой Праведный Иов Многострадальный, в день памяти которого родился Николай Александрович. Кроме того, два храма освящены в честь двух значимых для России икон Божией Матери: Иверской и «Державной». Главный храм обители, естественно, посвящен самим Святым Царственным Страстотерпцам.

16.jpg
Храм во имя Преподобного Серафима Саровского

17.jpg
Обитель украшают памятники всем членам Царской Семьи. Самой святой точкой этого места является сама шахта, обнесенная галереей, где братия ежедневно совершает крестный ход. Рядом – поклонный крест, края которого специально опалили огнем – в знак того, что останки Царственных Страстотерпцев уничтожали в костре. Попав на это место, путники благоговейно замирают, вознося покаянные молитвы Спасителю и Святым Царственным Страстотерпцам.

5.jpg
Поклонный крест у святой шахты и галерея

20.jpg

6.jpg
Паломники вглядываются в глубину шахты, словно надеются что-то увидеть, разглядеть. А может быть, пытаются представить себе события той страшной ночи

9.jpg

10.jpg
Края креста опалены огнем в знак того, что останки Семьи были уничтожены в костре

11.jpg

8.jpg
Перед спуском к святой шахте установлена памятная плита, на которой описана история уничтожения честных останков Императорской семьи на Ганиной Яме. «Вблизи сей шахты в июле 1918 года огнём и серной кислотой были уничтожены честные тела святых Царственных Мучеников и их верных слуг»...

12.jpg
… А рядом, на другой половине плиты, выгравированы строки из книги пророка Амоса: «Не пощажу его, ибо он пережёг кости царя Едомского в известь». Именно книгу пророка Амоса читала перед смертью Царская Семья


7.jpg

На Урале нашли свою смерть, если не ошибаюсь, 14 человек из рода Романовых. В Перми был расстрелян брат Николая II Михаил, в пользу которого Император отрекся от престола. Тело Великого князя не найдено до сих пор. В Алапаевске (через сутки после убийства в Ипатьевском доме) были сброшены в шахту Великая Княгиня Елизавета Федоровна, ее келейница Варвара, пятеро князей и их соратник Федор Ремез. Это убийство было еще более жестоким: еще живых людей сбросили в шахту и забросали бомбами. Несомненно, у событий 17 и 18 июля были одни и те же организаторы.

К сожалению, побывать в Алапаевске нам с Машей не удалось. Этот городок находится в 150 км от Екатеринбурга, а сами шахты – еще в 10 км от населенного пункта. Осенью-зимой, за неимением желающих, паломнический отдел епархии не устраивает поездки туда. Самим нам было сложно спланировать такую поездку.

19.jpg
Маша на фоне храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев

18.jpg
Замечательную погоду – солнечную, но не морозную – подарил нам Господь в день поездки на Ганину Яму


21.jpg

… Пролетел месяц с моей поездки на Урал. Вернувшись домой, я снова начала жить «в ритме ленты новостей»: планерки – «скандалы, интриги, расследования» – корпоративы – пробки… Но в свободные от этой суеты минуты с благодарностью вспоминаю путешествие на границу Европы и Азии, соприкосновение с Людьми, которые когда-то жили, любили, грустили, надеялись, верили, мечтали. Лично для меня эта встреча стала уроком благородства, терпения, смирения, неосуждения и верности. А еще у меня появилось целых семь (!) небесных покровителей, которые, верю, будут ходатайствовать перед Господом и молиться за нас.
Перейти к предыдущей записи Уральский дневник. Часть 2

Комментарии

Спасибо, Настя! Как там всё изменилось за 11 лет! Памятников ещё не было, дорожки (некоторые) мы прокапывали и отсыпали гравием и песком, потом трамбовали, а теперь, похоже, там везде плитка лежит. И храмов, вроде бы тогда не 7 было, а поменьше, ещё шло строительство.. Ну и, конечно, летом там немного по-другому всё выглядит, даже не смотря на почти полное отсутствие снега.
Смотришь на фотографии и прямо хочется вдохнуть полной грудью этот воздух: слегка морозный, прозрачный, сосновый!
 
Закончила читать сквозь слезы. Низкий поклон Вам, Настя, за эту встречу, которая для меня, как и для Вас, "...стала уроком благородства, терпения, смирения, неосуждения и верности". Спаси Вас Господи!
 
Дорогая сестра, спасибо за твои воспоминания! Я никогда не забуду этой командировки, Екатеринбург для меня - это наше поломничество с тобой!
 
СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ! Я очень почитаю Царственных мучеников, с большим интересом просмотрела фотографии!
 
My dear! Хотелось сказать, что ты как всегда молодец и пр., но это не так. На этот раз хочется сказать иначе - ты превзошла саму себя. Мало того, что сам материал увлекает и пробирает до костей и нейронов, так еще и качество. Качество какое! Вот на наших глазах (всех читателей блога "Мир глазами христианина") родился журналист нового уровня. Да, ты всегда писала профессионально, правильно, интересно. Но сейчас произошло нечто такое, что явно свидетельствует о твоем росте в этом деле. Терпение и труд, как говорится, все перетрут! Я тебя поздравляю и славлю Бога, дающего тебе такой шанс - послужить Ему своим талантом и умением. Я надеюсь, что, какой бы ты путь не избрала, мы еще не раз порадуемся (а кто-то и поплачет), читая как день за днем Господь дарит христианину возможность увидеть то, что не сможет увидеть человек, не ведающий Бога и не стремящийся служить Ему. Всех тебе благ! Не пропусти главного в Новом году!
 
"Уральский дневник" тянет не просто на журналистский "сериал", а, по обстоятельности подхода, на целую книгу. Спасибо!
 
[FONT=Times New Roman, serif]Дорогие друзья, обратила внимание, что в комментариях некоторые из вас называют Царскую Семью мучениками. Это неправильно — они канонизированы именно как страстотерпцы — за достойное перенесение мучений, с памятью о Боге. [/FONT] [FONT=Times New Roman, serif]На самом деле, может быть, мы в разговоре часто используем слова "мученики" и "страстотерпцы" как синонимы, но на самом деле разница есть. Вот, даже нашла определение: страстотерпцы принимали смерть от единоверцев и прославлялись за непротивление злу. Страстотерпцами в Русской Церкви, например, еще являются князья Борис и Глеб.

А мученик – человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. Выше мучеников в Православии почитаются только Апостолы.
[/FONT]
 
Дорогая Настя, спасибо за цикл очерков. Просто нет слов. Как будто сама побывала. Глубочайшая и необычайно важная тема для всех нас - судьба Святых царственных страстотерпцев. Урок мужества, любви, смирения.
Отдельное спасибо Антонине Савечко за ссылку об Анне Демидовой (http://vologda-eparhia.ru/vernaya-do...-demidova.html) . Великого уважения заслуживают те, кто имел возможность уйти, но не мог предать.
 
Сверху