В чем смысл крещенских купаний?

Каждый год либо на Крещение, либо за день-два до праздника, либо через день-другой после кто-нибудь из нецерковных знакомых спрашивает меня, буду ли я купаться или купался ли на Крещение. Почти всегда я их разочаровываю. 19 января купался всего два раза в жизни оба раза в Истре. Друзья возили меня в Новый Иерусалим. Первый раз вечером, а второй раз днем заезжали к нам, везли на машине туда и после купания отвозили домой. Еще пару раз зимой окунался в источники. Но даже в неофитскую пору я не видел в этом какого-то духовного смысла. Просто люблю такие ощущения. Еще в детстве полюбил зиму, а зимы тогда, в 70-е, были настоящие, морозные. Больше 30 лет обливаюсь холодной водой. Если бы жил за городом возле чистого водоема, давно бы стал моржом, но живу я в Москве, и возле дома у меня только Ангарские пруды. Глаз они радуют, но купаться в них я и летом никому не посоветую, да и запрещено там купаться.

В прошлом году мне всё-таки удалось поморжевать. В квартире был ремонт, и мы с конца августа до 19 ноября жили на даче. Километрах в четырех от нашей дачи Клязьма, и я почти каждый день ездил туда на велосипеде купаться. Недалеко от того места в Клязьме бьют ключи, поэтому и в конце августа и начале сентября, когда еще было довольно тепло, водичка там бодрила, ну а к концу сентября похолодало, в конце октября даже снег выпадал. Конечно, длинный заплыв в такой воде не сделаешь, но минуты две плавал. И потом, обсохнув и одевшись, еще обратно ехал 4 километра на велосипеде. С ветерком! Купальный сезон в 2019 году я закрыл 19 ноября. Не закрывал бы, но ремонт в квартире закончился, дача у нас не зимняя, и вечером мы вернулись в Москву.

Купался бы я и на Крещение, если бы ходил в храм, где рядом чистый водоем и есть традиция окунаться после службы. Но специально ехать куда-то, чтобы окунуться в холодную воду именно в этот день, не вижу смысла. Тем более после службы – она на Крещение длинная. Когда друзья заехали и отвезли туда-обратно на машине, с удовольствием окунулся, но своим ходом не поеду.

Но речь не обо мне, а о том, хороша ли эта традиция. При всей своей любви к закаливанию в традиции купаться на Крещение я вижу много минусов. Во-первых, она дезориентирует людей нецерковных. Один уважаемый мной священник провел аналогию с традицией освящать куличи в Великую субботу, но я вижу огромную разницу. Действительно сотни тысяч людей приходят в Великую субботу в храм, чтобы освятить крашеные яйца, куличи и пасхи, и большинство из них как не были ни на одной службе Великим постом, так и не приходят на ночную праздничную службу. В лучшем случае придут только на крестный ход или посмотрят службу по телевизору. Но освящая куличи, священники всех поздравляют с праздником и приглашают прийти на ночную службу. Не знаю статистики, но уверен, что кто-то откликается на это приглашение. Не собирался, но услышал слова священника, задумался, и, хоть и посидел уже за столом и «разговелся», ближе к полуночи решил сходить на крестный ход. Кому-то после этого захочется понять смысл праздника, пережить эту радость по-настоящему, и так потихонечку человек начнет воцерковляться. Наверняка есть прихожане, у которых именно с этого началось воцерковление. А вот в том, что крещенские купания кого-то из нецерковных, никогда не причащавшихся людей, могут привести в Церковь, я сомневаюсь.

Почему сомневаюсь? Уверен, что никто из тех, для кого празднование Пасхи пока сводится только к освящению куличей, не думает, что это освящение заменяет пасхальную службу. Уж про пасхальный крестный ход точно все слышали, а многие и службу по телевизору смотрят. Они знают, что праздник этот совершается в храме, просто сами они еще по каким-то причинам не готовы прийти на службу, не почувствовали потребности. Нет подмены. А плоды крещенских купаний – именно подмена. Многие нецерковные люди – и купающиеся, и не купающиеся, - уверены, что такое купание смывает грехи. Зачем покаяние, зачем исповедь, когда всё так «просто»: окунулся и очистился. Я допускаю, что ошибаюсь, и кто-то приведет примеры, когда именно на крещенских купаниях люди впервые всерьёз задумались о Боге и начали воцерковляться, но мне такие случаи неизвестны, а представить такое могу с трудом. Меня никто из нецерковных людей не спрашивает, ходил ли я на Крещение на службу. На Пасху спрашивают, на Рождество спрашивают, а на Крещение спрашивают, купался ли я.

Во-вторых, многие и церковные и нецерковные люди, окунаясь на Крещение в прорубь, сильно рискуют. Дело в том, что моржами люди становятся не сразу. Еще раз повторяю, что я двумя руками за закаливание, но нельзя начинать закаляться с такого экстрима. Наверняка многие из купающихся вообще не закаляются, даже контрастный душ не принимают. И не собираются закаляться, на моржей смотрят, как на сумасшедших. В другое время они и за деньги в прорубь не полезут, а на Крещение окунаются, уверенные, что Господь за веру их не даст им простудиться. Но нужны ли Господу такие «подвиги»? В Евангелии мы ничего похожего не найдем по той простой причине, что евангельские события происходили там, где зимы практически не бывает. Предполагаю, что апостолы за всю свою жизнь ни разу не видели замерзших рек и озер. Не искушает ли Господа тот, кто вообще не закаляется, но раз в году без всякой надобности лезет в ледяную воду, убежденный, что в этом суть веры? На самом деле закаленность человека, как и спортивность, его любовь или нелюбовь к закаливанию или физкультуре вообще ничего не говорит о его вере. Среди любителей закаливания и физкультуры есть верующие и неверующие, а среди верующих есть закаленные и незакаленные, спортивные и неспортивные. Лично я считаю, что лучше закаляться и поддерживать спортивную форму, но понимаю, что это вообще не показатель веры.

Например, проводятся футбольные матчи, еще какие-то спортивные соревнования между приходами, воскресными школами, православными гимназиями, но никто же не пытается придать этим событиям какой-то духовный смысл. Просто очевидно, что верующим тоже нужен досуг, и, если приход большой, формируется община, духовенство и приходские активисты создают возможность прихожанам провести досуг вместе. Но все понимают, что и спортивные соревнования, и праздничные концерты и спектакли, и кружки и курсы при храмах – это именно досуг. И замечательно, если в таком приходском досуге принимают участие не только прихожане, а кто-то приводит своих друзей, пусть даже нецерковных, но доброжелательно относящихся к Церкви, ищущих. Про приходские клубы моржей я не слышал, но, если среди приходских активистов есть опытный морж, почему бы ему не приобщить к зимним купаниям желающих?

Купание после крещенской службы тоже может быть таким досугом. Закончилась служба, и желающие, если здоровье позволяет, окунулись. Почему нет? Но в этих купаниях принимает участие огромное количество людей нецерковных. Не только те, кто причащается раз или два в год, но и те, кто вообще никогда не ходит на службы и не причащается. Есть мнение, что это уникальная возможность для миссии и катехизации – человек от Церкви далек, а тут пришел в храм. Но обсуждают эту тему давно, аргументов за и против предостаточно, а вот ни одной истории о том, как кто-то пришел купаться, и это всё так его потрясло, что потом он стал ходить в церковь, я пока не слышал.
  • Like
Реакции: 5 человек

Комментарии

До Иоанна Крестителя, омывание водой было одним из способов очищения от греха, приобретения ритуальной чистоты. Например, дотронулся до мертвеца, съел некошерное. Но духовные грехи, такие как обман, злость на ближнего не омывались.
После Крещения Господня, для людей стало доступным омывание души. Когда нас крестят, то окунают в воду. По прообразу еврейского омывания, мы омываем, очищаем душу и прикладываемся Святому Духу через помазание, становимся членами Церкви. Потому грехов после крещения нет.

Сегодня крещенское купание это не таинство, так как мы очищены крещением, но тем не менее, это благочестивое омовение от телесных нечистот.
(см. слово Иоанна Златоуста на Богоявление)
 

Информация о записи

Автор
Леонид Виноградов
Просмотры
1.320
Комментарии
1
Последнее обновление

Поделиться записью

Сверху