Вариант решения календарной проблемы

Эта запись является частью серии записей Жизнь в Церкви
Священномученик Киприан Карфагенский:
«Обычай, если на его стороне не стоит истина,
есть только старое заблуждение».

Юлианский календарь был веден в римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова. Автор календаря – Созиген – оценивал продолжительность года в 365,25 суток. В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год привела к тому, что Рождество Христово теперь справляется 7 января и уже начали рождаться те, кому возможно придётся его праздновать 8 января (с 2100 г.)...

Заметим, расхождение в 13 дней нашего церковного календаря со светским (григорианским) это не его особенность, это его ошибка, неточность юлианского календаря составляет 1 день в течение 128 лет (1/(365,25-365,2422)=128).

Иногда григорианский календарь называют католическим (что исторически справедливо, т.к. он был введён римским папой Григорием XIII и назван григорианским в честь него), но тогда по аналогии появляется возможность называть юлианский календарь языческим, ведь римский император, верховный жрец (Роntifex Maximus) Гай Юлий Цезарь был язычником, а юлианский календарь назван в честь него...

Что же касается т.н. «католического Рождества», то можно заметить, что 11 из 15-ти автокефальных Церквей, в том числе и Первенствующая – Константинопольская, перешли на новоюлианский стиль. Поэтому Рождество 25 декабря – столь же «католическое», сколь «протестантское» и «православное».

Даже самые горячие противники григорианского календаря в богослужебной жизни, фактически уже живут по нему. Спросите у любого из них: "Какое сегодня число?" Ответ очевиден, никто даже не вспомнит про наличие юлианского календаря. Т.е. даже у них происходит раздвоение сознания в календарном вопросе.

А какой календарь применяется в церковном документообороте, какими датами подписываются решения Соборов, заседания Священного Синода, указы Святейшего Патриарха? Это тоже не секрет – григорианским.

Нам всё равно – гордо заявляем мы – даже полезно попоститься когда безумствует в алкогольном ослеплении вся страна. В реальности же многие либо неосознанно гордятся своим аскетизмом, либо (а то и вместе с тем) осуждают внешних. Таким образом мы сами создаём себе искусственные искушения при наличии и без того большого числа естественных соблазнов.

Кроме того, у многих из нас нецерковные родственники и необходимость проявить любовь к ним приводит к вынужденным компромиссам. Посмотрите какой всплеск вопросов в новый год по этой тематике в интернете, закрывать глаза на проблему не представляется возможным.

И всё же в головах многих наших современников юлианский каледарь занимает место среди основных догматов веры и вводить людей в соблазн просто опасно. Каков же выход? Самый простой – исправить накопившуюся ошибку в 13 дней, не меняя календаря. Это исправление позволило бы нам забыть про такие казусы, как старый стиль, католическое Рождество и незабвенный старый новый год.

Предвижу вопрос: что делать с празднованиями, выпадающими на те 13 дней, которые придётся «вычеркнуть» при исправлении ошибки? Ответ прост: случаи переносов встречаются ежегодно, по благословению Святейшего Патриарха празднования или поминовения усопших просто переносятся с одного дня на другой. Вполне можно выбрать оптимальный для этого период в течение года и присовокупить празднования или поминовения к другим дням.

А что же дальше? Ведь через 96 лет ежегодные 11 минут ошибки снова превратятся в целые сутки. Я думаю, что у наших потомков будет выбор — оставить всё как есть из-за незначительности расхождения, снова скорректировать календарь или перейти на новоюлианский.

Ещё несколько аргументов в защиту исправления ошибки календаря:
1) Оно избавило бы всех нас от "календарного раздвоения личности", когда мы заявляем, что живём по юлианскому календарю, а фактически живём по новому стилю: новым стилем датируются все церковные документы, даже в официальном патриархийном календаре указываются две даты.
2) Вернуло бы символику установленной церковью дате празднования Рождества Христова.
"25 декабря в северном полушарии – день зимнего солнцеворота*, день начала наступления света на темноту ночи после зимнего солнцестояния. Т.о. теряется знаменательная богословская символика победы Солнца над зимней тьмой, которая явилась для великих христианских богословов решающей в определении времени празднования дня Рождения Христа.
«В этот день, – говорит святитель Григорий Нисский, – тьма начинает уменьшаться, и при возрастающем солнечном свете мера ночи сокращается. Не случайно, братья, и не сам собою установлен такой порядок во время праздника, когда Христос является среди человеческой жизни, но сотворенный Богом мир через эти явления открывает внимательным людям свою тайну»".
3) Постепенно удалось бы преодолеть "большевистскую рокировку" НГ и РХ, которая привела к тому, что главным праздником стал НГ и он перетянул на себя рождественские традиции (ёлку, звезду, атмосферу главного праздника в году для многих православных в т.ч.). Даже консерваторы признают, что это привело к "маргинализации церкви", вытеснению её из общественной жизни.
Избавило бы нас от компромиссов, которые лишают Рождество Христово миссионерской составляющей. Например, ёлка становится новогодней, а не рождественской; молебны служатся по случаю новостильного Нового года, Святейший Патриарх поздравляет россиян с Новым годом так же по новому стилю.
4) Нам (не живущим в монастырях и уединении), а особенно нашим детям, не пришлось бы думать о второстепенном (как бы и ближних не обидеть, и не оскоромиться) в преддверии Рождества Христова.
5) Восстановилось бы календарное единство с большинством поместных Православных церквей.

P.S.
- В настоящее время Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарем, все остальные из 15-ти Поместных Церквей — новоюлианским (расхождение в одни сутки набегает в нём примерно за 43 500 лет, который до 2800 г. будет полностью совпадать с григорианским). Однако, это всё же другой календарь и его введение м.б. воспринято некоторой частью церковного общества болезненно.
- Вопросы пасхалии в этой заметке не рассматриваются.

* Когда-то 25 декабря было днем зимнего солнцестояния и поэтому празднование Рождества решили связывать с этим днем, как напоминание о том, что Христос — Солнце Правды. Прошли века… день зимнего солнцестояния сместился на 21 декабря, но весь мир продолжает праздновать Рождество 25-го!​

Комментарии

Мне кажется, что если начинать какие-то изменения, то как раз с пасхалий.
Постановление Никейского собора предписывает рассчитывать Пасху относительно дня весеннего равноденствия. (Это астрономическое событие, определенное Богом - 21 марта), а не от условной даты, установленной по языческому календарю. Уже в 16 веке разница была весьма заметна (около 10 дней), вероятно именно это и побудило папу Григория XIII провести календарную реформу.
А поскольку , в любом случае Пасха не имеет точной даты, то это было бы наименее заметно.

"исправить накопившуюся ошибку в 13 дней не меняя календаря," как это? Ведь в этих 13 днях вся разница!
 
Татьяна Анатольевна, пасхалия - потенциально более конфликтная тема. Она соборно определённая и более сложная в понимании.
У нас множество людей уверены, что благодатный огонь появляется не по молитве греческого Патриарха, а по определённой дате православного календаря.:)
 
Я не предлагаю менять Александрийскую пасхалию.
Ведь и в новоюлианском календаре современная пасхалия (подвижный календарный цикл) не отличается от юлианского.
 
Первичным является не диапазон даты Пасхи (22 марта до 25 апреля старого стиля, или от 4 апреля до 8 мая нового стиля), а методика расчёта (первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия), из которой он вытекает.
 
Потому что мы вычисляем Пасху по александрийской пасхалии, а не по григорианской. В противном случае наше празднование Пасхи всегда бы расходилась с католической на 13 дней.
Татьяна Анатольевна, у нас отличаются не только календари, но и пасхалии.
В 1948 г. на Московском совещании Православных Церквей было постановлено, что Пасха и все переходящие праздники должны рассчитываться по Александрийской Пасхалии (юлианскому календарю), а праздники непереходящие - по тому календарю, который используется Поместной Церковью.

Более того, у нас уже имеется прецедент перехода на новый стиль. Священный Синод Русской Православной Церкви в 1967г. вынес постановление: «Имея в виду практику Древней Церкви, когда Восток и Запад (Рим и азийские епископы) праздновали Пасху по-разному, сохраняя полное молитвенно-каноническое общение между собой, принимая во внимание опыт Православной Финляндской Церкви и наших приходов в Голландии, а также исключительное положение прихожан храма Воскресения Христова среди инославного мира, разрешить православным прихожанам, проживающим в Швейцарии и находящимся в юрисдикции Московской Патриархии, совершать неподвижные праздники и праздники Пасхального круга по новому стилю».
 
Уважаемый Кирилл, идея совершенно правильная, но, боюсь, по-прежнему утопичная. Как и любые значимые изменения в церковной жизни, она натолкнется на противодействие 'традиционалистов', для которых Православие застыло в своей неизменности.
По пословице, худой мир лучше доброй ссоры. Иначе, заботясь о единстве христианского мира, мы рискуем потерять свою же паству. Что делать? Активно заниматься христианским просвещением, т.е. продолжать наши общие труды...
 
Отец Георгий, благодарю за комментарий! Я много думал об этом... Действительно, для многих людей неизменность языка, календаря, политического строя и пр. значительно важнее Чаши Господней! Люди готовы отвернуться, отпасть от Церкви Христовой, уйти в раскол за самодельные принципы. А начинаешь более подробно выяснять их позицию, оказывается, что они даже не понимают сути вопроса.
Мне сегодня знакомый сказал, что из-за последних скандалов несколько процентов людей ушли из церкви. Жаль, что ушли, но были ли они в Церкви, если поступки тех или иных людей заставили их отвернуться от Бога?...

Капля камень точит... Как говорится, труд от человека, а результат от Бога. Выйдет 100-200 подобных статей и люди научатся отличать не только догматы от канонов и теологуменов, но и догматы от переходящей традиции. А если ещё и обязательная длительная катехизация заработает...
 
Здравствуйте, как-то логичнее было бы справлять вначале Рождество Христово, а потом и Новый Год вместе со всем миром. Сейчас в Новый год продолжается пост и очень неуютно себя чувствуешь,- весь мир празднует, а ты борешься с искушениями...
 
Насколько мне известно, Патриарх Тихон издал указ о переходе на новый стиль и передвижке всех церковных дат на 13 дней, однако следом он издал второй указ, в котором говорилось, что в связи с общественным нестроениями переход на н. ст. следует отложить до лучших времен.
 
Спасибо Вам, Кирилл, за Ваше активное неравнодушие. Молодец.
Мы выступаем ПРОТИВ, а против чего, не понимаем. Какие там догматы, когда из 80%,называющих себя православными, не знают, что такое причастие больше половины. Вот крестины и отпевание, а остальное.... Но ничего не менять, иначе уйдём в раскол - вот и весь сказ!
 
Патриарх Тихон издал указ о переходе на новый стиль...
Это было сделано формально, под нажимом (и обманом) со стороны властей. Т.е. священноначалие реально и не хотело вводить новоюлианский календарь. Если бы хотело, то для большинства из нас понятие юлианский календарь было бы так же архаично, как для большинства православных церквей (перешедших на новоюлианский календарь). Обратим внимание на то, что на приходах календарь был принят и не вызвал протестов, его отмена не была связана с каким-то возмущениями простого народа.
Цитата: Материалы следственного дела подтверждают то, что Патриарх реально не собирался переходить на новый стиль и лишь ждал удобного момента для его официальной отмены (источник).
Но я и не предлагаю менять стиль, чтобы не будоражить пусть и небольшую часть церковного народа, а лишь исправить накопившуюся ошибку существующего юлианского стиля (реакцией на которую - к тому времени 10 дней - в 1582г. и явился григорианский календарь).
 
Думаю, что это неосуществимо. Это изменение будет воспринято как переход на григорианский календарь, что, в принципе, неплохо, если бы не категоричность определенных, достаточно широких кругов. Придется терпеть неудобство жизни по двум календарям.
имхо
 
протоиерей Андрей Ефанов написал(а):
Думаю, что это неосуществимо. Это изменение будет воспринято как переход на григорианский календарь, что, в принципе, неплохо, если бы не категоричность определенных, достаточно широких кругов. Придется терпеть неудобство жизни по двум календарям.
имхо
Согласна в Батюшкой: все логические доводы разбиваются об уверенность многих людей, что любое изменение - измена истинному православию. Лучше уж потерпеть эти неудобства, чем получить раскол, как в Болгарии, где есть секта "старостильников".
И все же - с Новым годом по новому стилю!
 
если бы не категоричность определенных, достаточно широких кругов.
С одной стороны я не очень верю, что этот круг достаточно широк и готов уйти в секту. С другой стороны, нам никто не мешает просвещать людей, раскольничьи СМИ имеют незначительный процент по отношению к верным нашей иерархии. Мне кажется мы не должны идти на поводу людей, рабски поклонящихся любой традиции, так же как мы не должны, например, прекратить требовать законодательного запрета убийства нерождённых младенцев на том основании, что большинство россиян считает это "правом женщины"...

Лучше уж потерпеть эти неудобства, чем получить раскол, как в Болгарии, где есть секта "старостильников".
С новым годом! (Ой, простите, сегодня же по юлианскому календарю ещё только 19 декабря!).
Я ждал этого вопроса, благодарю Вас, Татьяна Анатольевна!
Как Вы думаете, какой процент православных болгар откололся от Болгарской Православной Церкви в неканоническую Болгарскую православную старостильную церковь? Какой процент предпочёл второстепенные внедогматические принципы своему нахождению в Церкви? Менее одного процента (70000 от более 8000000), сама реформа произошла в середине 1968 года.
При этом следует учитывать, что многие из тех, кто готов уйти в раскол, одновременно с календарными, активно исповедуют и множество других заблуждений, вводя в соблазн окружающих членов церкви. Мы должны просвещать их, и молиться за них, но не идти на поводу за их заблуждениями.

P.S. Ради объективности сделаю подсказку. Наиболее значительный церковный раскол на почве внезапной смены календарного стиля (чего я и не предлагаю делать) произошёл в Греции - Элладской Православной Церкви. Та реформа состоялась на 44 года ранее болгарской - в 1924 году.
"Именно в пределах греческого государства старокалендарная схизма получила наибольшее распространение, перекинувшись впоследствии и на другие православные страны. Так, по состоянию на конец 2008 года только в одной Греции существовало одиннадцать раскольнических образований старокаледарного толка, притязающих на право именоваться Элладской Православной Церковью" (В.В. Богомольников). По максимальным оценкам общее количество членов раскольничьих группировок (палиоимерологитес), возникших в результате той реформы достигает 8% членов Элладской Православной Церкви. Цифра достаточно большая, но она имеет своей причиной то, что реформа архиепископа Афинского Хризостома (Пападопулоса) была обременена целым клубком проблем и была, если не ошибаюсь, первым переходом на новоюлианский стиль среди православных церквей. Подробнее.
 

Информация о записи

Автор
Кирилл
Просмотры
25.918
Комментарии
39
Последнее обновление

Поделиться записью

Сверху