Вода живая: Беседа Иисуса Христа с самарянкой

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге «священник Константин Пархоменко». Просмотры: 39221

50 заметок о Святой Земле
23: Вода живая: Беседа Иисуса Христа с самарянкой
Есть в Евангелии от Иоанна необычная история. Иисус беседует с женщиной из самарянского города. Знойный полдень, женщина, по-видимому, распутной жизни, загадочные слова,что со стороны женщины, что со стороны Иисуса...
Давайте попытаемся разобраться в хитросплетении этой истории, а потом посетим то самое место – колодец Иакова, возле которого произошла встреча Иисуса с самарянкой.

Евангелие от Иоанна 4: 1-42
Когда же узнал Иисус о [дошедшем до] фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, – хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, – то оставил Иудею и пошел опять в Галилею.
Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев.
Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа.
Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.
Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Эксперт в области монашеского подвига, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин предупреждал монахов о таинственном демоне, обитающем в пустынных местах Востока. Зовут его бес полуденный, и действует он, когда солнце стоит в зените:
«Этот злой враг часто нападает на монаха около шестого часа (по древнему счислению, это полдень), как какая-нибудь лихорадка, нападающая в определенное время, своими приступами причиняет больной душе жестокий жар в определенные часы. Некоторые из старцев называют его бесом полуденным, о котором говорит и Псалмопевец (Пс. 90: 7 – от сряща и беса полуденного)».

Что это за таинственный бес? И бес ли это, или последствия полуденного зноя, оказывающего угнетающее действие на психику и телесный состав? Однажды я оказался в палестинской пустыне в это время. Зной придавливал и казался мучительным. Я поспешил укрыться в чреве прохладного автобуса…
С тех пор я всегда живо представляю себе ситуацию, о которой мы сейчас будем говорить: Христос в полдень находится в пути. Он, можно выразиться, на вражеской территории, у самарян, которые с иудеями были врагами. Христос утомился и сел отдохнуть у колодца. Он хочет пить, но воды из колодца не достать... Впрочем, по порядку…

Так кто же они, самаряне, про которых мы неоднократно читаем в Евангелиях?[1].
Самария – это область, лежащая между Галилеей (Галилейское озеро и окрестности) и Иудеей. Там жил народ, который называл себя – самаряне. Эти люди считали себя потомками Авраама, истинными представителями ветхозаветного благочестия, более того, само название своего народа в сокращенной форме – schomrim («стражи»), самаряне толковали в смысле указания на особую их миссию – охранять закон, данный Моисеем. Конечно, еврей бы зло рассмеялся, услышав претензии на сохранение самарянами какого-то благочестия, какой-то праотеческой веры… Самаряне для евреев были предателями веры. И в самом деле, вера самарян была странной. Наравне с какими-то древними иудейскими обрядами они хранили и языческие традиции… Были ли они в этом виноваты? Во времена Христа евреи считали, что однозначно да! Сегодня, зная, какие сложные социально-исторические механизмы задействованы в такой сфере, как культура народа, мы бы самарян скорей оправдали.
Откуда они произошли? Это интересный вопрос. В древности была придумана такая политика, как переселение народов. Это было необходимо для того, чтобы народ перестал бунтовать, растворился среди другого населения, занялся другими делами, нежели вынашиванием оппозиционно-воинствующих планов. Такая тактика была обычной в среде ближневосточных царей. В 725 году до Р.Х. ассирийцы напали на Израильское царство, столицей которого был город Самария (от названия города пошло название области). В 722 году Самария пала. Чтобы на будущее обезопасить себя от восстания покоренных иудеев, ассирийский царь предпринимает политику ассимиляции народа. Часть евреев угнана в Ассирию, а на эти земли присланы язычники. Они смешиваются с тем населением, которое на этих землях осталось. Так, невольно, евреи из Самарии стали новым народом – самарянами; еретиками и предателями веры в глазах других евреев[2].

Самарянские города превратились в крепости, евреи – во врагов. Те платили той же монетой. В 128 году до Р.Х. иудейский царь Иоанн Гиркан завоевал самарянскую столицу Сихем и разрушил самарянскую святыню – храм на горе Гризим.
Все это не способствовало миру между, в общем-то, родственными народами. Ко времени Христа иудею было опасно проходить мимо Самарии, потому что самаряне порой нападали на евреев и избивали их. Но жители Галилеи, соседствующей с Самарией, проходили через Самарию и их не трогали. Поэтому Иисус с учениками ходят этой дорогой.
Вот таким был фон, на котором разворачивается эта история.

Почитаем и прокомментируем рассказ Евангелиста:

Когда же узнал Иисус о [дошедшем до] фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, – хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, – то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
Итак, Иисус отправляется в Галилею. Он идет короткой, но опасной дорогой: из Иудеи в Галилею через Самарию. С точки зрения географии, это самый удобный и короткий маршрут (он занимал 3 дня), хотя проходить мимо Самарии было опасно. Путники, чаще всего, пользовались другим, окольным, путем: по долине Иордана до Иерихона и оттуда вверх, к Иерусалиму (он занимал 6 дней). Такой дорогой шел Иисус, когда в последний раз «восходил» в Иерусалим, чтобы умереть за людей.

Иисус приходит в город Сихарь. Самое распространенное мнение, что имеется в виду Сихем – столица Самарян (ныне город Наблус), а название Сихарь – это насмешливое прозвище города, данное ему евреями и обозначающее «пьяный город» или «город лжи». Во всяком случае, именно возле Сихема есть знаменитый колодец Иакова с прохладной вкусной[3] водой.

Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
Шестой час – это полдень. Утомившийся от зноя Спаситель просит дать Ему воды…
Казалось бы, обычная встреча у колодца Иисуса и женщины, их беседа. Но для тех, кто знает историю и символику Ветхого Завета, беседа у колодца перерастает историю, случившуюся на самом деле, приобретает особое значение. Колодец в Ветхом Завете – место, где встреча заканчивается влюбленностью и супружеством. Помните ветхозаветных праотцев? У колодца встретились Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль… И эта женщина символизирует падшее человечество, потому что она живет неправильной, грешной жизнью. А Христос – это Бог, Который пришел взыскать и спасти погибшее; Который пришел в наш мир, чтобы вытащить человека из пропасти, в которую человек сам себя вверг. История встречи Христа с самарянкой – история встречи Господа и несчастного, потерявшегося человечества. Господь любит человечество и призывает его к супружеству.
Образ Господа как Жениха и еврейского народа как невесты – очень древний образ. Об этих отношениях нам рассказывает библейская книга Песнь Песней, которая, с одной стороны, дает нам поэму о влюбленных, а на самом деле, такими удивительными примерами и оборотами речи сообщает о браке Бога и его народа, Израиля. Эти образы перешли в Новый Завет. В Послании к Ефесянам есть дивные слова, которые читаются во время венчания, что муж должен так любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь и Себя предал за неё.
Христос – Жених для заблудившегося человечества, и эта случайная женщина, живущая блудно, как раз и символизирует все человечество, которому предлагается новая жизнь.

Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
Иисус, утрудившись от пути… Почему во время законной сиесты, когда прекращаются всякие работы и путешествия, Он находился в дороге? «Он странствовал днем, пешком, по стремнинам и по жаре, утруждая Себя и испытывая жажду, ибо спешил всякое мгновенье Своего земного времени, и днем, и ночью, использовать для нашего блага, для нашего спасения» (свт. Николай Сербский).
Почему Иисус Сам не взял воды и не попил? А как? Колодцы на Востоке очень глубоки (конкретно этот имеет глубину более 30 метров), и каждый человек приходил на колодец со своей веревкой и со своим сосудом, который он в этот колодец опускал. Открывал крышку колодца, опускал верёвку с сосудом, доставал воду и переливал в кувшин, сматывал веревку и нес воду домой. У Христа не было этой верёвки и сосуда, поэтому он ждал, чтобы кто-то пришел и Он мог попросить у него пить.
Был полдень (по-древнему счету, шестой час). Разве в полдень, когда от жары даже ящерицы прячутся под камни, кто-то ходит на колодец? Нормальные люди на Востоке приходят к колодцу в 5-6 утра. Встречаются, делятся новостями. В полдень, когда солнце стоит в зените, на колодец приходят те, которые не хотят ни с кем встречаться. Вот эта женщина, жившая, как мы потом увидим, блудно и неправильно, женщина, про которую в этом небольшом городке все сплетничали, она не хочет показаться на глаза людям. И поэтому приходит, когда у колодца никого нет, в полдень.

Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей[4], просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
Просьба Христа удивляет женщину, потому что евреи не пользуются с самарянами одной посудой. Наш перевод – «не сообщаются» –неверен; речь идет именно об использовании одной посуды.
Надо сказать, что общение еврея с самарянкой было необычным: евреи считали, что самарянские женщины нечисты с рождения и всю жизнь (5), что самаряне делают скверным все, чего они касаются и на что падает даже их тень… (6)

А) Христос начинает разговор; Б) Он обращается к женщине с просьбой; В) встреча у колодца напоминала о любовных историях Ветхого Завета… С точки зрения человека того времени и той культуры, все это были знаки, которые могли у самарянки (учитываем, что это порочная женщина) вызвать мысли, что Иисус заигрывает с ней.
............................

Чтобы вы, дорогие, немного передохнули от нашего рассказа, предлагаю несколько уникальных фотографий, изображающих женщин Святой Земли с водоносом.
У нас сказано, что самарянка пришла с водоносом. В греческом стоит слово гидрия. Это специальный кувшин с двумя ручками, приспособленный для транспортировки и хранения воды.

Назарет. Женщина в праздничном костюме. нач 20 века.jpg
Христианка из Назарета. 1900 год.

Назарет. Женщины идут за водой на источник Девы. 30-е годы 20 века.jpg
Назарет, 1930-е. У городского источника.

Назарет. Фонтан девы.jpg
Любительское фото. 1-я пол. 20 в. У того же самого Назаретского источника.

Палестинские жензщины нач. 20 века.jpg
Не все женщины были такими нарядными, как на первой фотографии. Дело в том, что там женщина наряжена в праздничный костюм. Согласитесь, едва ли за водой ходили в праздничной одежде. Просто эта жительница Назарета позировала фотографу, желавшему сделать красивую картинку.
Кроме того, там все-таки город, Назарет.
А вот так выглядели настоящие женщины из деревни Святой Земли в 1900 году, на самом деле отправившиеся на колодец. Неужели, примерно так одевалась Божия Матерь?.. Неужели самарянка была в таком рванье?..
Верим, что дорогие нашему сердцу Евангельские женщины все-таки одевались поприличней:)

Самарянка у колодца Иоакова 1900.jpg
А это – фото 1900 года. Женщина у колодца Иакова. Да, самая настоящая самарянка (но не Евангельская, а другая, для тех, кто не понял), но именно у этого колодца.

Теперь вы сможете представлять, как выглядел кувшин, с которым евангельские женщины ходили за водой. И Пресвятая Богородица с таким, и самарянка с таким...
Сколько он весит? Я поднял такой пустой (в одном музее). Он весил килограммов 8. А теперь добавьте воды 10-15 литров...

Если вы чуть передохнули, вернемся к нашему рассказу о беседе самарянки с Иисусом. Впереди – самая сложная, но самая важная часть этой истории.

..........................................

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
«Вода живая» – значит, проточная, текущая, свежая вода. Но у Евангелиста выражение «живая вода» обретает дополнительный смысл – вода, дающая Жизнь!

Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Женщина иронизирует над словами Христа, а, может быть, еще и флиртует. С грубоватой простотой она говорит: Да как ты мне дашь пить? Тебе и зачерпнуть нечем, откуда у тебя вода живая? Да и кто ты такой? Наш праотец Иаков (это шпилька в адрес еврея – Христа, потому что именно евреи считали себя потомками праотца Иакова; претензия самарян на это же самое глубоко возмущала евреев) дал нам этот колодец и воды хватало чтобы поить людей и скот, и так многие столетия. И тут появляешься ты и говоришь: Если бы ты знала, с кем разговариваешь… Я дам тебе пить…
Приводя ироничные слова женщины: «Неужели ты больше отца нашего Иакова», на самом деле автор Евангелия иронизирует и сам, но уже над женщиной. Она, не ведая того, сказала истину, ведь Христос и в самом деле больше Иакова… (У Евангелиста Иоанна нередки примеры названной учеными «Иоанновой иронии». Она заключается в том, что собеседники Иисуса не понимают глубинного смысла Его слов и воспринимают их на поверхностном, примитивном уровне. См, напр.: Ин. 2: 20; 7: 42; 8: 53 и др.)

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
Даже если десять раз перечитать эти слова, они все равно остаются загадочными. Можно смириться с их загадочностью и, подивившись мудрости Слова Божия, которую нам, грешным, не понять, пропустить их. Но можно попытаться понять, что же все-таки они значат.

В этом Евангельском фрагменте объединены несколько разных смыслов. Все они касаются темы воды и вместе составляют мощный, концентрированный богословский пассаж. Пассаж интересный, но непростой для понимания. Впрочем, человек, знакомый с ветхозаветным богословием, может разгадать, о чем здесь говорит Христос.

Итак, первое: таинственная вода, о которой говорит Иисус, напоминает о эсхатологической воде, воде Будущего Века, которая изольется из Иерусалимского храма и ознаменует наступление Эры Спасения.
У пророков нередко говорится об этой воде: Ис. 55: 1; Зах. 14: 8; Иез. 47: 1-12. Приведу цитату из пророка Иезекииля, чтобы можно было примерно понять, что говорят об этом пророки:
Потом привел он меня обратно к дверям Храма, и вот, из-под порога Храма течет вода на восток… Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку. И [еще] отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. И сказал мне: "видел, сын человеческий?" и повел меня обратно к берегу этого потока. И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону. И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды [в море] сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там. …У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез., гл. 47).
Итак, согласно пророкам, из Храма изливается живительная вода, что знаменует наступление Эры Спасения. Но при чем здесь Иисус? В Евангелии от Иоанна неоднократно поднимается тема, что Иисус – новый Храм Божий. Как прежде через Иерусалимский храм можно было войти в отношения с Богом, так теперь, через Иисуса, мы входим в единство с Отцом Небесным. Не Храм, а Сам Иисус становится источником, из Которого течет предсказанная пророками живая вода благодати[7].

Второе: Дающая жизнь вода в Ветхом Завете была символом Божественной Премудрости – живой и даже наделенной чертами личности силы Божией, творящей мир и наставляющей мир на Истину. А Христос часто сравнивает Себя с ветхозаветной Премудростью. Он Тот, Кем сотворен мир, и Тот, Кто открывает людям полноту Истины.
Христос говорит самарянке, что даст такую воду, вкусив которую, человек не будет жаждать вовек. Это перекликается с известным пассажем из книги Сираха, в котором Премудрость говорит: ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать (Сир. 25: 23). Хотя кажется, что Иисус говорит противоположные вещи, на самом деле Он выражает ту же мысль, только она передана иначе. Смысл слов книги Сираха – что те, кто будут пить воду Премудрости, будут хотеть только ее.
Кстати, дальше в книге Сираха говорится о полноводии Премудрости: Слушающий меня не постыдится… Все это — книга завета Бога Всевышнего… Первый человек не достиг полного познания ее; не исследует ее также и последний; ибо мысли ее полнее моря, и намерения ее глубже великой бездны. И я, как канал из реки и как водопровод, вышла в рай. Я сказала: полью мой сад и напою мои гряды. И вот, канал мой сделался рекою, и река моя сделалась морем. И буду я сиять учением, как утренним светом, и далеко проявлю его; и буду я изливать учение, как пророчество, и оставлю его в роды вечные (гл. 25).
Не чувствуете этой связи: Иисус – полноводный источник, из которого только и будут хотеть пить, который только и может напоить жаждущего Правды и Истины?

Есть еще и другие аллюзии в словах Христа на известные ветхозаветные пророчества, или символы, но эти две – основные.

С этой богословской высоты Евангелист переходит к другой теме. Мы не забываем, что если перед нами и подлинная история, а не богословская миниатюра, сконструированная Евангелистом Иоанном из разных речей Иисуса для того, чтобы дать ответ на важные богословские вопросы, тем не менее, это, в любом случае, не репортаж. Ученики, как сказано, ушли в город за покупками и Иисус остался у колодца один. Беседа Христа с самарянкой состоит из целого ряда тем. Эти темы пронизаны сквозным сюжетом: глуповатая порочная женщина – и Иисус, говорящий великие, порой таинственные, головоломные, но все же понятные людям той культуры вещи.
Итак, одна тема закончилась, теперь беседа переходит ко второй теме: Божественное всеведение Господа Иисуса Христа.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа.
Ввиду двусмысленности ситуации, о которой мы говорили выше, создается впечатление, что женщина продолжает флиртовать с Иисусом. Слова: у меня нет мужа – означают: я свободна, я в твоем распоряжении.

Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
У женщины было пять сожителей, и вот она живет с шестым. Христос показывает, что все про неё знает, знает ее жизнь…
Возможно, что в этом диалоге Иисуса с самарянкой кроется еще один смысл: согласно библейскому рассказу 4 Царств (17: 24-41), пять народов смешались с самарянами и сделали их народом, с которым иудеи не общались. Значит, этот фрагмент разговора больше, чем разговор о личной жизни женщины. Это разговор о судьбе народа, который волей исторических обстоятельств потерялся, впал в религиозный блуд, изменив Единственному Супругу – Богу. И вот теперь у него есть шанс найти себя во Христе. Совсем уже в широком смысле – разговор, как мы выше упомянули, о судьбе всего человечества, которое заблудилось и гибнет без Христа со своими привязанностями и религиозным блудом (то есть, язычеством).

Женщина признает в Иисусе пророка и, пользуясь случаем поговорить с человеком Божиим, спешит решить важный для нее богословский вопрос: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

И еще одна тема, очень важная для самарян: где нужно поклоняться Богу? Для нас это странно – Бога можно прославлять и с Ним общаться на всяком месте. Но не так было у евреев. Еще евреям, странствующим по пустыне, Господь обещал, что даст одно-единственное место, где нужно будет Его чтить:
К месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши… Какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите все, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу… Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе (Втор., гл. 12).

Евреи, основываясь на свидетельстве 2 Цар. 24: 18, где говорится о том, как царь Давид получил от Господа повеление купить некую территорию и поставить именно там жертвенник, считали, что это место – Иерусалим. Только там может и должен быть Храм!
Самаряне, в общем, не спорили, даже попросились к евреям вместе отстраивать Храм, после возвращения тех из Вавилонского плена. Но самарян к этому действу не допустили как еретиков. Тогда самаряне начали возводить свое святилище на горе Гризим. С тех пор самаряне изменили свою точку зрения и не считали Иерусалим подходящим местом для Храма и свидетельство Писания (см.: 2 Цар. 24: 18) – весомым аргументом в пользу еврейского места поклонения. Более того, в свой вариант Торы (Пятикнижия), в рассказ о даровании Богом Моисею 10-ти заповедей, они вставили еще одну заповедь: о почитании Бога именно на горе Гризим.
Каждый из народов был уверен: то место, где они почитают Бога, – истинное, Бог открывается только им. Таким образом, во времена Христа самая большая проблема и вопрос самарян: так где же правильно почитать Бога?

Иисус отвечает женщине: Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
Христос говорит невероятные вещи; их новизну и смелость нам сегодня просто не понять. То есть, наступает время, когда священные места евреев и самарян потеряют смысл: мир – на пороге новых отношений с Богом.

Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Христос указывает самарянке, что Спасение (Спаситель) придет от иудеев. Это важные слова. При всей толерантности и терпимости к самарянам, язычникам, Христос никогда не говорил, что все равно, как верить. Именно иудейство – та традиция, которой было поручено родить, воспитать и явить миру Мессию.

Христос продолжает: Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине.
Поклоняться Богу в Духе и истине… Как это? Перевод правильный, но смысл непонятен. А смысл таков: Дух Святой в Евангелии от Иоанна является «заместителем» Христа, когда Тот уходит на Небеса, к Отцу. Задача Духа – наставлять людей на Истину.
Иисус здесь говорит об этой же Своей излюбленной теме: скоро в мир придет Дух Святой. Дух наставит людей на всякую Истину, в частности, укажет, как правильно поклоняться Богу. Передать смысл слов Христа можно так: Но настанет время, и оно уже наступило, когда истинные почитатели Бога будут чтить Отца, как наставит Дух Истины, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе Истины.

Когда Евангелие создавалось, в конце 1-го столетия, христианский культ и духовная жизнь были объектом критики и насмешек иудеев и язычников. Слова Христа, которые приводит Евангелист, очень важны для верующих; они легитимируют то, что создано ранней Церковью в отношении богопочитания. Христианская традиция богопочитания и богослужения, таким образом, – не просто выдумка христиан, а Дар и Откровение Святого Духа.

Далее – еще одна тема, для самарян важная. Собственно, у них были две самые важные для них богословские темы: где нужно поклоняться Богу и вопрос о Мессии. Своего Мессию, то есть Помазанника Божьего, самаряне называли Тохеб, что значит Восстановитель, или Возвращающийся. Основываясь на словах Моисея из Втор. 18: 15: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте, они считали, что это будет пророк Моисей или кто-то в духе и силе Моисея.
Самарянка далее говорит именно об этих ожиданиях. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

Перечитайте последние слова! Христос говорит, что самарянские ожидания в Нем, Иисусе, обретают завершение[8]. Это очень важный момент: Христос – долгожданный Мессия евреев, как в Евангелиях постоянно говорится, и Христос – Мессия самарян, как говорится только здесь, в этой истории. То есть оба родственных народа в Нем должны узнать долгожданного Спасителя. Время поисков и ожиданий окончилось: ждешь Мессию? – узнай Его в Иисусе из Назарета.
В нашем переводе Христос говорит: это Я. В оригинале стоит нечто другое, а именно Эго эйми, что по-славянски передается Аз есмь! Это выражение – имя Бога. Так наименовал Себя Господь, когда открылся в Купине Неопалимой Моисею у горы Синай. Мы не раз еще столкнемся в Евангелии от Иоанна с этой уникальной формулой самоидентификации Иисуса. Называя Себя так, Иисус претендует ни много ни мало, как на самую настоящую Божественность; ставит Себя в ряд с Господом Ветхого Завета.

В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.

Женщина оставляет водонос[9] (в греч. гидрию) и идет в город, к людям, с которыми она, вообще-то, избегала встречаться.
Евангелист оставил интересное замечание: ученики удивились тому, что Учитель разговаривает с самарянкой. Впрочем, они привыкли, что Иисус нарушал табу того времени: общался с иноверцами, трапезничал с падшими, не гнушался прикосновения к тому, что считалось ритуально нечистым…

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?..
Только что – непонимание, даже какое-то курьезное, проявляла женщина. Но вот теперь, обратим внимание, как Евангелист иронично показывает Апостолов, которые, хоть и ходят с Иисусом, но в своем понимании Его Учения недалеко ушли от этой женщины. Самарянка недоумевала: как Ты дашь воду живую, если у Тебя нет черпака? Ученики не понимают, почему Иисус сыт, разве его кто-то уже накормил?..
Иисус рассеивает их недоумение: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

Далее Иисус говори, что люди уже готовы воспринять Его проповедь. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

Иисус цитирует поговорку: Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? От времени посевов до времени жатвы, действительно, проходило четыре месяца. Эта поговорка обозначала, что всему свое время, что торопить события не следует. Но Иисус говорит, что и медлить уже нельзя. Души людей созрели, они способны воспринять Его слова! (Побелевшие нивы – специфический термин человека, не понаслышке знакомого с земледелием – нивы белели, когда солнце обжигало уже поспевшие колосья.)

Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
Кто трудился, чтобы подготовить сердца людей к восприятию проповеди Христовой? Может быть, Иисус имеет в виду Себя Самого, может быть, Иоанна Крестителя или других Учеников, которые уже успели потрудиться и посеять в сердцах людей интерес к словам Христовым. И вот сейчас медлить нельзя, нужно собирать урожай.

И далее – уникальное свидетельство о том, что проповедь Христа оказалась среди самарян услышанной. Враги иудеев (а Христос был в восприятии самарян иудейским учителем) просили Иисуса остаться– и Христос пробыл с ними два дня.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Так заканчивается эта крайне сложная и глубокая история, традиционно называемая «Беседа Иисуса Христа с Самарянкой». Невозможно даже перечислить все богословские темы, которые поднимаются этой беседой. Это и то, что Иисус – истинная вода жизни, которая напояет мир и верующих. Это и то, что Христос – долгожданный Мессия. Это тема наступления времени, когда Дух Святой нам подскажет, как славить Бога… Многие и другие темы затронуты в этой беседе.
Обратим внимание лишь на последнюю часть этого текста, там, где Иисус общается не с самарянкой, а с Учениками и где Он посылает их в мир, привлекать людей к Спасению, даруемому через Него:
Люди готовы воспринять проповедь Христа! Готовы были тогда, или готовы и сейчас?
Уверен, что готовы всегда!

Почему же тогда мы видим, что христианство перестало интересовать людей? Только ли виной тому настрой людей, ищущих в жизни максимум удовольствий и комфорта? Не думаю. Люди во все времена практически одинаковы.
Тогда почему христианство стало неинтересным?.. Где жизнеутверждающий посыл, где эти изменяющие человека силы, которые должно христианство нам подавать?
В православном журнале «Вода живая» читаю интервью с петербургским философом Александром Секацким: «В современном христианстве я таких сил не вижу. Оно слишком плывет по течению, слишком старается не отстать от стихийно обновляемой повседневности. Мы пришли к странной ситуации, когда актуальные художники несут в себе большую духовность, большую степень серьезности, чем бюрократизированный клир, который ничего не несет, кроме пустой формы. Представим себе юношу, выбирающего, куда идти. За кем он пойдет? За уличными музыкантами, за граффитистами, стучась в каждый дом, отряхивая пыль со ступней, желая увидеть истину или, по крайней мере, необычную форму жизни?.. Или на рутинную службу, где его будут отговаривать от всех форм экстремального? Ответ очевиден. Может быть, если христианство снова окажется в катакомбах, оно вернется оттуда обновленным»[10].
Не во всем согласен с философом, но что-то в его словах есть…

Христос подготовил нам нивы, а мы?.. Не умеем, не хотим, не учимся собирать урожай в закрома Божии, а тихо проживаем свою серую жизнь…

Над очень многим можно подумать, перечитывая вновь и вновь беседу Иисуса Христа с самарянкой.

..................................
32...1.jpg
Мы у храма святой Фотинии (Светланы) Самарянки. По преданию, это та самая женщина, которая беседовала со Христом. Встреча с Иисусом изменила ее жизнь...

32...1а.JPG
Мы заходим во двор монастыря. Монастырь принадлежит православным грекам. Издавна здесь стоял храм. Но вот именно этот, у входа в который мы стоим, был построен всего десять лет назад.
Обратите внимание на мозаику на полу, перед входом. Это изображение колодца Иакова.

32...2.jpg
Вот как выглядит храм внутри. Он играет всеми цветами радуги. Очень оптимистичный храм.

32...3.jpg
Прежде всего, иду в алтарь и поклоняюсь престолу. Потом старенький настоятель, отец Иустин, дает мне Евангелие, которое я торжественно читаю нашим паломникам.. Читаю Беседу Христа с самарянкой, именно ту, о которой мы в этом очерке говорили.

32...4.JPG
Затем мы кланяемся святыням храма. Перед нами – икона священномученика Филумена. Этот батюшка был зверски убит (взорван гранатой и добит топором) в 1979 году на этом месте. Этот священник был настоятелем храма, который стоял на этом месте прежде. А убийство совершил еврей-фанатик, который не мог смириться с тем, что колодец Иакова находится в храме.
Подробней здесь

32...5.JPG
Лобызаем мощи священномученика Филумена и помазываемся елеем от лампады, висящей у гроба.

32...6.jpg
Спускаемся в крипту (подземный храм). Здесь бережно сохраняется колодец праотца Иакова. Это не поздняя копия, не что-то другое. Это, друзья мои, настоящий колодец, который хранит прохладную вкусную воду уже несколько тысячелетий. Именно на этом месте, у этого самого колодца встретились Христос и самарянка. Об этом мы читаем в 4-й главе Евангелия от Иоанна.

На фото – современная самарянка. А если серьезно, то паломница Анастасия. Вы можете прочитать ее рассказ о том, как в прошлом году в этом самом храме они чуть не стали жертвой атак агрессивно настроенных мусульман: На Святой Земле. Самария.

32...7.jpg
Мы пробуем воду из колодца. Она оказывается неожиданно... вкусной.

32...8.jpg
Скоро все паломники нашей группы набирали бутылки и фляжки.

32...9.jpg
Здесь очень много икон разного времени, посвященных Евангельскому сюжету.

32...10.jpg
Поднимаюсь по лестнице из крипты в храм.
Вы спросите, почему сегодня колодец находится метрах в двадцати ниже уровня земли. Ответ простой: культурный слой. Собственно, этот колодец находится на том уровне земли, какой был 2 тысячи лет назад, во времена Христа. А за это время культурный слой вырос...

32...19.jpg
Остановитесь взглядом на этой фотографии! Перед вами, за домами, – холм. Это гора Гризим, священная гора, на которой самаряне построили свой храм.
Я специально сделал снимок с этого ракурса. Это снимок, сделанный практически от колодца.
А теперь перечитайте слова Христа: Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
Вот эти слова, «на горе сей», сказаны именно об этой горе. И я просто вижу мысленным взором, как Христос при этих словах показал рукой в сторону горы. Да, эта гора была вот тут же! Гризим – гора с самарянским храмом...

32...20.jpg
В этом году более спокойно, чем в предыдущем, но мы почувствовали, что местные начинают злиться, глядя на нас. У местных странная неприязнь к храму и к паломникам.
Мы сели в автобус и поехали. Впереди автобуса, мешая проезду, ехали мальчишки и показывали неприличные жесты.
Немного посмирявшись, водитель дал гудок и мальчишки свернули на обочину, продолжая нам вслед что-то угрожающе кричать.

Вот тебе и современные самаряне...

..............................................
[1] Далее я привожу традиционную версию истории самарян, которая отражена в Библии. Во второй половине 20-го века появились новые исследования историков и археологов, которые вносят коррективы в общепринятый взгляд. Согласно этим исследованиям, древние жители Самарии, появившиеся здесь из-за ассирийского переселения народов, покинули эти места. Самария пустовала около 150 лет.
После того, как в 6-м веке вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иудею, в эти места приходят и поселяются жители Иудеи, которые избежали плена. Иерусалим разрушен, и они объединяются возле святилища, построенного на горе Гризим.
Размежевание произошло после возвращения евреев из вавилонского плена, спустя 50 лет. Жители Самарии не допущены до восстановления Храма, хотя на самом деле имели на это право, так как к язычникам не имели никакого отношения. С тех пор отношения нагнетались и нагнетались.
Традиционная точка зрения, что самаряне смешали чистую веру с языческими верованиями, в свете современных данных подвергается сомнению. Нет никаких доказательств, что у самарян были языческие элементы культа и веры.
В Евангелиях, когда говорится о самарянах, отражен традиционный еврейский взгляд.

[2] У итальянского паломника Антонина из Плаценции, который посетил Святую Землю примерно в 570 году, мы находим интересные подробности об отношении самарян к иудеям и христианам: «Когда мы спускались чрез укрепленные местности, города и поселки Самарян, то по улицам, через которые проходили мы или иудеи, жители зажигали по следам нашим солому — до того велика их ненависть друг к другу. Требованиям христиан они, правда, удовлетворяют, но с условием, чтобы не трогать того, что желаешь купить, раньше, чем дашь деньги; если же тронешь, и не купишь, то тотчас поднимается соблазн… Деньги бросаешь в воду, потому что из рук они не берут. Когда входишь, то они предупреждают, не плевать, и если плюнешь, то произойдет соблазн. Вечером они очищаются в воде, и затем уже входят в поселок или в город».

[3] Она на самом деле вкусная, в чем я лично убедился, выпив из этого колодца несколько кружек воды, когда там был. Вода имеет легкий известковый привкус, после которого остается послевкусие, как от глотка очень легкого сухого белого вина.

[4]То, что в Иисусе она узнала еврея, несомненно, потому что евреи, хотя и одного происхождения с самарянами, но в самарянскую кровь влилось много иноплеменной крови, поэтому евреи отличаются от самарян лицом. Тем более, есть особенности в одежде, в речи.

[5] В Талмуде есть слова о том, что месячные кровотечения у самарянок начинаются с колыбели, поэтому они нечисты всю жизнь (См.: Мишна. Нидда 4.1).

[6] Мишна. Нидда 7.1; Вав. Талмуд. Нидда 31б, 56б.

[7] Об этом же – знаменитый момент: Ин. 7: 38. У нас переведено, что из чрева верующих потекут реки воды живой. В оригинале же мысль выражена иначе: что из чрева Иисуса, как из предсказанного пророками Храма, потекут реки воды живой.

[8] Интересно, что примерно во время Служения Христа у самарян появился свой «мессия, по имени Досифей. Он объявил себя вернувшимся Моисеем. От имени этого лжепророка возникла секта Досифейцев, о которой упоминают многие древнехристианские авторы.
Интрига заключается в том, что неизвестно, когда точно жил и проповедовал Досифей: до Иисуса Христа или после. Интересно это во многих отношениях, а конкретно – в свете нашей истории. Самарянка, говорившая со Христом, знала, что некто себя объявил Мессией, или Досифей еще не явился и не объявил о себе как о Мессии?

[9] На это обратил внимание блаж. Августин: «Не следует оставлять в небрежении и того, что ушла, оставив кувшин. Ибо кувшин, быть может, означает любовь века сего, то есть страстное желание, которым люди себе из мрачной глубины, образ которой представляет собой колодец, то есть из земного образа жизни, черпают наслаждение и, овладев им, снова воспламеняются желанием этого, как и сказал [Господь]: «Всякий, пьющий воду эту, будет жаждать снова». А нужно, чтобы верующий во Христа отказался от этого века и, оставив кувшин, показал, что он оставил страстное желание века сего, не только «сердцем веруя к праведности», но намереваясь и «устами исповедовать и проповедовать ко спасению» (Рим.10: 10) то, во что уверовал».

[10] http://aquaviva.ru/journal/?jid=45561
  • Елена Панцерева
  • Евгений Горчагов
  • Юлия Волошина
  • Татьяна-Чернышева
  • Евгений Горчагов
  • Ольга_Д
  • ✵Андрей✵
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии