Все ли воскреснут к жизни вечной?

Все ли (и праведники, и грешники) воскреснут к жизни вечной?
Сего ради не воскреснут нечестивые на суд, ниже грешницы в совет праведных (Пс 1:5).

Вопрос, действительно, непростой. Когда я раньше читал богословскую литературу, меня смущало, что в разных книгах (и солидных книгах!) я находил противоречивую информацию. Одни говорили, что воскреснут только праведники! Другие говорили, что воскреснут все и все обретут вечную жизнь: для одних она будет блаженной, для других – очень и очень печальной...
Ладно бы спорили святые отцы более поздних веков. Здесь было бы проще: установи, что говорит Священное Писание и отцы ранней Церкви, – и ты придешь к истоку. А, уже зная исток, ты сможешь понять, почему (и насколько оправданно) явилось другое, позднее, мнение.
Но здесь ситуация осложняется тем, что первоисточники дают разные ответы на этот вопрос… Что же делать?.. Давайте попытаемся разобраться.
Мы обратимся к текстам Священного Писания и самого раннего иудейского и христианского преданий. Мы, так сказать, дойдем до истока, в этом можете быть уверены. А вот сможем ли мы прийти к единственно верному ответу на этот вопрос? – решать вам.

Как вы знаете, ранний иудаизм в воскресение из мертвых не верил. Помните слова Евангелия: Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение… (Лк. 20:27)? Саддукеи (иудейская священническая аристократия), действительно, в воскресение не верили. Это было одним из главных их расхождений с фарисеями, которые как раз в воскресение из мертвых верили.
Саддукеи придерживались линии раннего иудаизма, фарисеи принимали и идеи позднего иудаизма. В позднем иудаизме, примерно в 3-м веке до Рождества Христова, появляется мысль о воскресении людей из мертвых. (Желающие подробно изучить этот вопрос могут это сделать по книге: Воскресение Сына Божьего.)

Интересно, что и в ранние времена некоторые пророки высказывались о воскресении мертвых. Но чаще всего воскресение мертвых было метафорой; на самом деле пророки имели в виду восстание к славе падшего и униженного, как бы мертвого иудейского народа. Вот наиболее выразительные цитаты:

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26:19).

Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей,и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете.И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои весьма, весьма великое полчище (Иез. 37:1-10).

Можно предположить, что пророки, хотя продуманного и систематизированного учения мы об этом в их писаниях не находим, все же задумывались и о личном воскресении мертвых, то есть понимали это так, как мы теперь. Но все-таки это еще не четкое учение, а намеки на учение.

Учение о воскресении появляется в священных библейских текстах примерно с 3-го века до Р.Х. Во 2-м веке до Р.Х. это учение закрепляется. Ко времени Пришествия Христова оно было уже общим еврейским представлением. Только саддукеи еще брюзжали что-то по этому поводу, но народ, в общей массе, верил в это учение.
И вот тут мы видим, что в иудаизме существовало две его версии.
Согласно первой: воскреснут абсолютно все.
Согласно второй: воскреснут только праведники.

Итак, приступим к теме нашего маленького исследования, только оговорим перед этим нашу методологию. Так как мы рассматриваем историю происхождения идеи, единственно правильным методом будет расположить принципиальные для нашего вопроса цитаты в хронологическом порядке. Тогда мы сможем посмотреть, как идея формировалась.

Тексты, говорящие о воскресении всех

Древнейшее свидетельство – книга пророка Даниила (2-й век до Р.Х.):
И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12:2).

Другой иудейский источник – Cирийский Апокалипсис Варуха, конец 1-го века н.э.:
Тогда земля возвратит мертвых, которых она ныне принимает на хранение. Она не изменит ничего в их обличьи и вернет их такими, какими приняла, и какими Я их отдаю ей, такими она их воскресит. Ибо тогда надо будет показать живым, что мертвые ожили вновь, и что те, кто ушел, возвратился вновь. И когда ныне знакомые узнaют друг друга, тогда суд обретет силу, и предсказанное состоится (50, 2-4)

Еще один иудейский источник, помещаемый в славянской и русской Библии как неканоническая книга. Это 3-я книга Ездры, и датируется она рубежом 1-го–2-го веков по Р.Х.:
И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души (3 Ездр. 7:32).

О воскресении всех говорит, конечно, и Новый Завет.
Сначала – тексты 80-х годов 1-го века:

…Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают (Деян. 24:15);
Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 13:40-43);

Из текстов, записанных на рубеже 1-го–2-го столетий:

Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5:28-29).

И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим... И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр. 20:12сл.).

Тексты, говорящие о воскресении только праведников

Маккавейские книги (2-й век до Р.Х.) говорят об этом убедительно.
В истории о мучениках Маккавейских читаем такие их слова, которые показывают на то, что эти идеи к тому времени уже существовали:

Когда умер первый, вывели на поругание второго и, содрав с головы кожу с волосами, спрашивали, будет ли он есть, прежде нежели будут мучить по частям его тело? Он же, отвечая на отечественном языке, сказал: нет. Поэтому и он принял мучение таким же образом, как первый. Быв же при последнем издыхании, сказал: ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной. После того третий подвергнут был поруганию и на требование дать язык тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: от неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их. Сам царь и бывшие с ним изумлены были таким мужеством отрока, как он ни во что вменял страдания. Когда скончался и этот, таким же образом терзали и мучили четвертого. Будучи близок к смерти, он так говорил: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь. Затем привели и начали мучить пятого. Он, смотря на царя, сказал: имея власть над людьми, ты, сам подверженный тлению, делаешь, что хочешь; но не думай, чтобы род наш оставлен был Богом (2 Макк., гл.7).

Иудейский апокриф 1-го века до Р.Х.:

Оступился грешник — и проклинает жизнь свою, день, в который родился, и материнское чрево. Громоздил он прегрешения на прегрешения в жизни своей. Он пал, ибо мерзостно тело его, и уже не восстанет: гибель грешника — навеки, И когда воззрит на праведных, не опомнится он. Таков удел грешников навеки. Те же, кто боится Господа, восстанут для жизни вечной, и жизнь их — в свете Господнем и не угаснет никогда… (Псалмы Соломона 3, 11сл.).

Свидетельство Нового Завета:

Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк. 14:13-14).

Апостол Павел:
Разделяя мнение о воскресении праведников, Ап. Павел придерживался идеи о том, что воскреснут не все праведники, а именно христиане:
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. 15:22-23).

Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4, 14-17).

Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим. 8:11).

Итак, как видит воскресение из мертвых Ап. Павел?
А. Умирают все.
Б. Не умирают только те, кто доживет до Второго Пришествия Христова: они не умрут, но изменятся (см.: 1 Кор. 15:51-52; 1 Фес. 4:17).
В. До Воскресения людей из мертвых над всеми будет произведен Суд:
Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10; также Рим., гл. 2).
Г. Затем – Второе Пришествие Господа Иисуса Христа и преображение Вселенной.
Д) Апофеоз процесса преображения мироздания – воскресение христиан из мертвых и дарование им новых тел. Не воскреснут только те из христиан, кто своей безнравственной жизнью и безверием попрал законы Христовой жизни.
Е) Вечная жизнь в общении с Богом, которая никогда не прекратится! В этой жизни участвуют воскресшие христиане. Грешники-христиане к вечной жизни не воскресают, но отправляются на вечные муки.

Значит ли это, что, согласно Ап. Павлу, воскреснут для вечной жизни только христиане, а все нехристиане будут осуждены?
Из Послания Ап. Павла к Римлянам следует, что шанс на вечную жизнь в воскресении из мертвых имеют и язычники, если будут соблюдать нравственный закон, записанный в их сердце.
Приведу выдержки из 2-й главы Послания к Римлянам:

…Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев.
Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое… Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе… Ибо нет лицеприятия у Бога… Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа.

Открытым текстом о воскресении праведных язычников Ап. Павел не пишет: может быть, и для него самого этот вопрос неясен, но какие-то допущения, что это возможно, он делает.

Раннехристианские тексты конца 1-го – начала 2-го века придерживаются учения Ап. Павла о воскресении именно христиан:

Почтем ли мы великим и удивительным, если Творец всего воскресит тех, которые в уповании благой веры свято служили Ему?.. В этой надежде да прилепятся души наши к Тому, Кто верен в обещаниях и праведен в судах Своих (св. Климент Римский. 1 Коринфянам 26-27);

И тогда явятся знамения истины: сперва на небе знамение Его открытия, затем знамение звука трубы, а третье знамение – воскресение мёртвых; но не всех, а как сказано: "Придёт Господь и с Ним все святые" (Дидахе 16, 6-7).

Потому не слушайте, когда кто будет говорить вам не об Иисусе Христе… Который истинно воскрес из мертвых… Который подобным образом воскресит и нас, верующих во Иисуса Христа, ибо без Него мы не имеем истинной жизни (св. Игнатий Богоносец. К Траллийцам, 9).

Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любит; если будем удаляться всякой неправды, любостяжания, сребролюбия, злоречия, лжесвидетельства (св. Поликарп Смирнский. Послание к Филлипийцам, 2).

Но, узнав заповеди Господни… надлежит поступать сообразно с ними. Ибо исполняющий их прославится в Царстве Божием; а избирающий другое погибнет вместе со своими делами. Для этого – есть воскресение, для этого – воздаяние. …Ибо близок день, в который все погибнет с нечестивым (Послание Варнавы, 21).

Итак, мы убедились, что в первохристианское время было два ответа на вопрос, кто же воскреснет к вечной жизни.
Первый ответ заключался в том, что воскреснут все: одни для жизни вечной, другие для муки вечной.
Второй – что воскреснут только праведники, причем, преимущественно, христианские праведники. Что будет с теми, кто не будет оправдан для жизни вечной на Божьем Суде? Так и останутся они в шеоле/аду? Или исчезнут? На этот вопрос тексты не отвечают.

Как в дальнейшем развивалась эта тема?
По пути признания того богословского положения, что воскреснут абсолютно все. Невозможно не упомянуть первого из отцов, кто стал богословски разрабатывать эту тему. Это святитель Ириней Лионский (ок. 130–202). Он пишет, что возможность для человека воскреснуть мы получили благодаря Иисусу Христу, возглавившему человеческий род и соделавшему «в Себе Самом начатки воскресения человека». Как Воплощение Христа имело значение для всех людей, а не только для верующих, так и Воскресение Его даровало человеческой природе новые возможности, в частности, возможность к воскресению из мертвых. Свт. Ириней говорит, что знает еретиков, которые не хотели бы воскресать. Однако, «хотя они и не желают, они воскреснут во плоти, чтобы признать силу Того, Кто воздвигает их из мертвых. Но они не причтутся с праведными...».
Признавая всеобщее воскресение из мертвых, свт. Ириней, однако, полагал, что оно не будет одновременным. Сначала воскреснут праведники, которые будут царствовать на земле со Христом; когда этот период закончится, воскреснут все остальные.

Чуть позже эту тему разрабатывал Тертуллиан (155/165–220/240). Он написал трактат «О воскресении плоти», в котором доскональным образом разобрал все мнения на эту тему.
Он говорит, что Бог «при конце настоящего века будет судить и своих почитателей для воздаяния им жизни вечной, и своих презрителей для ввержения их в огонь вечный». Тогда «все, от начала умершие, воскреснут, преобразятся и подвергнутся суду для определения того или другого воздаяния».

После этого отцы Церкви в вопросе, все ли или лишь некоторые воскреснут, становятся единодушными. Их общее мнение хорошо выразил свт. Иоанн Златоуст: «Общее Воскресение будет принадлежать всем, но воскресение со славой – только праведно пожившим… Тела грешников воскреснут нетленными и бессмертными, но эта честь (честь воскресения из мертвых. – прот. К.П.) посылает их в геенну для наказания: они воскресают нетленными, чтобы гореть вечно» (свт. Иоанн Златоуст).

Сегодня – это общий пункт православного богословия:

«Произошло исцеление и обновление человеческой “природы”, а поэтому восстанут все, все будут воскрешены и всем возвратится полнота их природы, хотя и в преображенном виде. Отныне всякое развоплощение временно. Мрачная юдоль ада уничтожена силой животворящего Креста. Первый Адам своим непослушанием раскрыл и реализовал врожденную способность к смерти. Второй Адам послушанием и непорочностью реализовал способность к бессмертию, причем настолько полно, что смерть стала невозможной» (прот. Г. Флоровский).

«“Природа” исцелена и возрождена принудительно, могучей властью всесильного и всепобеждающего Божиего милосердия. Здравие, так сказать, “навязано” человеческой природе. Ибо во Христе вся человеческая природа (“семя Адама”) окончательно очищена от несовершенства и смертности. Обретенное совершенство обязательно сыграет свою роль, обязательно проявится в полной мере в надлежащие сроки – во Всеобщем Воскресении, воскресении всех: и праведных, и грешных. И, что касается природы, никто не сможет уклониться от царского указа Христа, никто не сможет воспротивиться всепроникающей мощи воскресения» (прот. Г. Флоровский).

«Поэтому человеческое естество в Господе Иисусе Христе – это начаток новой жизни, начаток бессмертия, воскресения. За начатком должно последовать всё людское естество и каждая человеческая личность в отдельности. Человеческое естество в каждом человеческом существе таинственным образом связано с человеческим естеством Богочеловека Христа, в силу самой своей природы, потому что Он - истинный человек и в Нем человеческое естество действительно и истинно. Точно так же, как и всякий человек своим человеческим естеством таинственным образом связан с родоначальником людского рода, человеческого естества - с Адамом. То, что в Богочеловеке Христе человеческое естество нераздельно соединено с Богом, - [это] и подает природе человека Божественные, воскрешающие силы, не покидающие ее в смерти. Это человеческое естество во Владыке Христе - наше, общечеловеческое естество; в нем присутствует каждый из нас, в силу самой человечности нашего естества, - равно как все мы и каждый из нас в отдельности присутствуем в Адаме. Это закон, повинуясь которому, стоит и существует человеческий род.
Богодухновенный Апостол благовествует всеобщую истину, утверждая, что как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор.15:22). При самом сотворении первому человеку, Адаму, была дана логосная сила, животворная и жизнеподательная. Эта сила подается всякому человеку, рождающемуся в сей мир (см. Ин.1:3, 4, 9); но в грехолюбивом человеческом роде под гнетом смерти она изнемогла, как бы замерла. Владыка Христос, воплощенный Бог Слово как Богочеловек воскресает из мертвых и подает воскрешающие силы немощствующей логосной силе в каждом человеке, дабы, избавившись от смерти, она вошла в воскресение. Это – закваска воскресения, от которой должно вскиснуть всё тесто людского естества. Воскресший Богочеловек не навязывает человеческому роду чего-то нового, предоставляя ему возможность всеобщего воскресения из мертвых, ведь первый человек, Адам, носитель и источник всей людской природы, создан с логосной силой как составной ее частью, как ее ядром: а в этом логосном ядре - и ее бессмертие. Своим Воскресением Богочеловек Христос возвращает жизненную силу этому полумертвому ядру бессмертия и выводит его на путь, ведущий через всеобщее воскресение из мертвых во всеобщее бессмертие. В самой своей логосности людская природа носит свое бессмертие не только как возможность, но и как суть, как сердцевину. Бог Слово, воспринявший на Себя всего человека, придает этому бессмертию необходимую полноту и совершенство. Воскресение Богочеловека Христа из мертвых уготовляет всеобщее бессмертие людской природе как Божию созданию. Поэтому в последний день воскреснут все люди: и добрые, и злые (см. Ин. 5:28–29; Мф. 25:7).
Воскресшие тела, хотя и будут они духовными и бессмертными, не утратят своей сущности – того, что тело делает телом; ведь воскресение - это не сотворение нового тела, а оживление и преображение прежнего. Своей всемогущей силой Бог воскресит истлевшие и разложившиеся тела. Ибо Сотворивший в начале тело из земли может то же самое тело, хотя оно и распалось в земле и превратилось в землю, паки воссоздать и оживить. Нечто подобное происходит и в природе: посеянное зерно, после того как растворится в земле, прорастает, колосится и приносит плод (1Кор.15:36–44) (преп. Иустин (Попович)).

Итак, что можно сказать обо всем этом, подводя итоги?

1. Как мы убедились, в древности, еще с дохристианских времен, было два варианта богословских представлений о воскресении мертвых. Одни говорили, что воскреснут все, другие – что воскреснут лишь праведники.
2. Новый Завет перенимает оба варианта.
3. Апостол Павел все же склоняется к идее, что воскреснут только праведники. Для остальных он это осторожно допускает, но в эту тему не углубляется.
4. Интересно, что все раннехристианские авторы согласны с Ап. Павлом.
5. В середине 3-го века происходит возврат к первой модели, которая становится общепринятой.
6. Сегодня мы придерживаемся именно этих представлений, намеченных у свт. Иринея и развитых Тертуллианом и более поздними отцами.

Некоторые мысли обо всем этом

Как мы видим, идея о том, что воскреснут абсолютно все, базируется на том факте, что все мы имеем общую человеческую природу и что эта природа подверглась радикальному исцелению в Воскресении Христовом. Но, например, Ап. Павел не считает, что человек, не верующий во Христа и не имеющий к Нему никакого отношения, а даже враждующий против Него, как-то с Ним связан, причем настолько связан, что на этого человека распространяется исцеление нашей природы, которое мы получаем от Христа. Верующий – да, связан, как пишет Ап. Павел в знаменитой 6-й главе Послания к Римлянам:
Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения…
Мы едины со Христом в Смерти Его – для нас это умирание для прежней жизни, которую знаменует Таинство нашего Крещения. И, значит, мы соединены с Ним будем и в воскресении (русский текст немного путает, но греческий подлинник настаивает именно на этой мысли).
Вот и возникает вопрос: насколько логична эта связанность со Христом всех людей через общую человеческую природу? Насколько истинна эта мысль, разрабатываемая в богословии начиная со святого Иринея и особенно в 4-м–5-м веках? И не потеряли ли мы нечто от глубочайшего прозрения первохристианского времени, что только связанный со Христом обретет подлинную вечную жизнь?
Во всяком случае, считать эти вопросы решенными и закрытыми, по-моему, преждевременно.

…Да, осталось разобраться со словами псалма, которые я вынес в эпиграф: Сего ради не воскреснут нечестивые на суд, ниже грешницы в совет праведных (Пс. 1:5).
Так читаем во всех наших славянских Псалтирях и с удивлением думаем: но ведь это не православное мнение? Как же оно попало в Слово Божие?
Дело в недоразумении… В древнееврейском оригинале вместо слова воскреснут стоит глагол: устоять.
Смысл текста верно передан нашим Синодальным переводом: «Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных».
И вина здесь не славянских переводчиков, которые подарили русскому народу такую ошибку, а греческих переводчиков Библии, так называемой Септуагинты. Там древнееврейский глагол устоять перевели греческим словом анистими – воскреснуть.

Комментарии

[FONT=&quot]Спасибо отец Константин! Очень познавательно!

А вот, по вопросу толкования [FONT=&quot]гл. 13[/FONT] от Марка, что речь не шла о конце мира, то я с Вами не мог согласиться. Во всем Евангелии описываются одни и те же слова (события) Иисуса Христа. Один Апостол так излагает, а другой по другому, но речь идет об одном. Давайт[FONT=&quot]е[/FONT] этот сюжет посмотрим в изложении от Матфея:
"Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. [/FONT]
[FONT=&quot]Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. [/FONT]
[FONT=&quot]… ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мтф. 24:27) [/FONT][FONT=&quot]Здесь не о вознесении Сына Божьего говорится, как Вы трактовали слова от Марка, а именно о пришествии.
[/FONT]
[FONT=&quot]У многих святых отцов писалось, что в предверии и во времена антихриста, будут лжезнамения от самого антихриста в которые многие и уверуют. Власть его будет распространяться быстро и многие народы поклонятся ему. " И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни" (Мтф. 24:22) [/FONT]О каком спасении идет речь? - О спасении души. Во время иудейской войны, на которую Вы ссылались, там речь стояла об истреблении иудеев.
[FONT=&quot][FONT=&quot]Во время иудейской войны[/FONT], не стоял вопрос о лжехристах и лжепророках. [FONT=&quot]Они восстанут перед концом мира.[FONT=&quot], перед вторым пришествием Христа. Один из [/FONT][/FONT]Лжепророков, будет указывать на антихриста. [/FONT]
И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил... (Откр.19:20)
[FONT=&quot]
[/FONT] Так же Вы сказали, что пошлет ангелов свои от четырех ветров, чтобы собрать в церковь новую, эпохальную (смена эпох).
У меня в руке есть замечательная книга, купленная в храме Живоначальной Троицы в Листах (г. Москва) и называется «Страшный суд Божий» Чудное видение Григория, ученика Преподобного Василия, о страшном Суде. Там и описано, что пошлет ангелов своих, чтобы собрать избранных своих из людей. Очень интересное видение. Обязательно почитайте. И звезды спадут с неба.

Я всегда смотрю Ваши трактаты на Евангельское чтение, но тут поставили меня в тупик. Не принимает моя душа такие трактования. Как и профессора Осипова, да, знает писание, да, умеет донести до людей, но что касается меня лично, то не принимает моя душа его слов и все тут. Его не смотрю и не слушаю. Простите, если обидел кого.

P.S. книжка «Страшный суд Божий» Чудное видение Григория, ученика Преподобного Василия, о страшном Суде, у меня есть в нескольких экз., так что если кому нужно, то дам бесплатно во Славу Божию.
 
Идея воскресения полный бред , по факту все мертвеки лежат на погосте и некуда не деваются .
в библии даже написано - "Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. " Ангелы и люди это разные существа .
Идея воскресения может пониматься как продолжение жизни после смерти но не в прямом смысле(в теле) ! и Иисус приходил после смерти к ученикам не в теле а в образе тела " И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. "
 
для меня ключом является фраза Иисуса
(Лк.20:38) Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
Фактически вопрос только в том, чтобы являться из мира Небесного в мире Земном.
Наверное нужно какой-то духовный "след" оставить, еще при жизни (а потом поздно).

Что касается Откровения, то эта книга написана для конкретных людей конкретного времени, которое давно прошло и все уже исполнилось. Другое дело, что история имеет свойство отчасти повторяться.

Что касается слов Павла, то его аллегории мне понять не дано. Как можно креститься в смерть, а не в воскрешение. Неужели Иисус крестился (водой) в смерть, или было особое крещение. Нет было как у всех. Чтобы понять Павла нужно потрудиться.

Что касается воскрешения только праведников,
то о каких праведниках может идти речь до Христа, не понятно, все грешники.
 
Александра Поддевичная написал(а):
Идея воскресения полный бред , по факту все мертвеки лежат на погосте и некуда не деваются .
в библии даже написано - "Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. " Ангелы и люди это разные существа .
Идея воскресения может пониматься как продолжение жизни после смерти но не в прямом смысле(в теле) ! и Иисус приходил после смерти к ученикам не в теле а в образе тела " И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. "
Тела конечно будут преображенными, никто тут и не утверждал иначе.
Но законы мироздания (сила тяжести, калории из пищи ...) никуда не исчезнут.
Откроются новые законы (переноса тел, расхода калорий и т.п.).
Что касается ангелов, то сказано что будет человек, не ангелом, но как ангел (Мф.22:30) (Мк.12:25).
У человека есть душа (обеспечивает мышление, связь с Богом), а Ангел всего лишь персонаж (хоть и рассуждает, имеет мнение и выражает чувства).
 
Евгений Горчагов написал(а):
.
Что касается Откровения, то эта книга написана для конкретных людей конкретного времени, которое давно прошло и все уже исполнилось. Другое дело, что история имеет свойство отчасти повторяться.
очевидно из самого текста, что это не так.
Евгений Горчагов написал(а):
то о каких праведниках может идти речь до Христа, не понятно, все грешники.
например праведный Иов, да и вообще все те кто был в аду на лоне Авраама. Наверно вы не очень понимаете разницу в понятиях "святой" и "праведный".

...в остальном согласен с мнением р_б_ Андрей
 
Михаил Р.Б. написал(а):
очевидно из самого текста, что это не так.
например праведный Иов, да и вообще все те кто был в аду на лоне Авраама. Наверно вы не очень понимаете разницу в понятиях "святой" и "праведный".
...в остальном согласен с мнением р_б_ Андрей
Да, путаница с понятиями святой и праведник у меня полнейшая.
У меня, наверное, слишком завышенная планка, почти нереальный уровень требований.
Еще лет 5 назад, был уверен, что святой это пример полной праведности, прославивший Господа через дела и праведность.
Сегодня просто вздыхаю и думаю, зачем нужны слова "святой" и "праведник".
Те кто действительно достойны их по делам своим никогда не искали и не нуждались в них, и как-то так, в тени и остаются. Но с другой стороны, как без этих слов вдохновить людей, помочь видеть реальную силу истины. Приходится признавать, что существующая мера хоть и занижена, но оправдана.

Книгу Откровения, все же никто до конца не понимает, все во многом неуверенны.
В Откровении очень много серьезных и очень нужных знаний о вере,
но обрисовывать картину будущего эффективнее гадая на кофейной гущи,
уж очень много предположений приходится делать, в то время как адресаты-современники книги знали точные ответы.
 
Евгений Горчагов написал(а):
Сегодня просто вздыхаю и думаю, зачем нужны слова "святой" и "праведник".
скажу как я понимаю это, если что пусть меня поправят:

Святым называется человек по причине его причастности Всесвятому Богу, в силу соединения с Ним, соучастия в Его всесовершенной Жизни. Праведником называется человек, который вёл богоугодную жизнь, но святым его пока было нельзя назвать, т.к. святость через благодать Иисуса Христа ещё не сообщилась ему.

Евгений Горчагов написал(а):
Книгу Откровения, все же никто до конца не понимает, все во многом неуверенны.
В Откровении очень много серьезных и очень нужных знаний о вере,
но обрисовывать картину будущего эффективнее гадая на кофейной гущи,
уж очень много предположений приходится делать, в то время как современники книги знали точные ответы.
может и не стоит гадать и толковать, придёт время - сами увидим что означают те события.
 
Статьи отца Константина зачастую заставляют по-новому взглянуть на привычные вещи... Но разве не содержится в учении Церкви вся полнота истины? И в случае искажения истины, не восстанавливается ли она Духом Святым на Соборах или иным способом? Раз с третьего века Церковью признается идея о всеобщем воскресении, не в ней ли истина? Батюшка, спасибо, что заставляете задумываться...
 
ТатианаК написал(а):
Но разве не содержится в учении Церкви вся полнота истины?
Беда в том, что у разных людей разное мнение, что считать "учением Церкви".

ТатианаК написал(а):
И в случае искажения истины, не восстанавливается ли она Духом Святым на Соборах или иным способом?
Насколько я понимаю, отец Константин придерживается точки зрения, что "богодухновенность" не означает "безошибочность".
 
Разные толкования, ошибки перевода… А какая нам разница, кто в какое время воскреснет? Нужно ли нам точное знание? Стремись возлюбить Господа Бога своего и ближнего своего, и Господь воскресит тебя, когда надо.
 
Геннадий Федорович написал(а):
Разные толкования, ошибки перевода… А какая нам разница, кто в какое время воскреснет? Нужно ли нам точное знание? Стремись возлюбить Господа Бога своего и ближнего своего, и Господь воскресит тебя, когда надо.
Волнует судьба некрещенных, неверующих или невоцерковленных родственников, а также просто добрых людей, не знакомых с Православием или воспитанных в иной традиции...
 
Господь каждый день ставит нас в различные ситуации и наблюдает нашу реакцию. В данном случае мы попали в ситуацию неопределенности. Я где-то читал, что в таких ситуациях надо думать, что истина от нас скрыта потому, что в этом мире знать нам эту истину неполезно. Я согласен с таким мнением и думаю, что не стоит ломать голову над вопросами потустороннего мира, а лучше сосредоточиться на проблемах своей личной подготовки к рождению в новую жизнь.
 
1. Крещенные все воскреснут на суд
2. Одни воскреснут в жизнь вечную, другие воскреснут в смерть вечную
3. Некрещеные уже осуждены, им суд и не нужен.
 
Открытым текстом о воскресении праведных язычников Ап. Павел не пишет: может быть, и для него самого этот вопрос неясен

Жанр, как известно, определяет и толкование. Мы рассматриваем послания Апостола Павла раннехристианским общинам. Мне кажется, что в то время вопрос о том, воскреснут ли нехристиане был просто не важен. Есть простой путь спасения для язычников - стать христианами, к этому им и нужно стремиться.
Церковь - живой организм, то, что было не важно в первые века её существования, было рассмотрено в более позднее время. Бог не оставил Свою Церковь и просвещает своих избранников в исторической перспективе.
 
Спасибо!
а по поводу животных? Как совместить то, что душа животного умирает и их после смерти больше нет. И слова, что в раю будет лев с ягненком, и змея не будет жалить? Т.е. те животные, которые с нами жили - их больше не будет никогда, но Бог создаст новых и они будут жить в раю?
 
а по поводу животных?
.. жить в раю?
1. Очень многие полагают, что Спасение это жизнь в раю. Вопрос насущный.
2. У душ животных, как бы, нет возможности чувствовать больше, иначе, чем им дано от Бога; почти как листья на деревьях, и похоже, как те кого Иисус назвал мертвецами при жизни.

События даются от Бога, но их восприятие человек может определять сам, в отличии от животного.

Появление этих вопросов, как-то связано с тем, что нужно отвергнуть себя идя к Спасению за Христом.
 
Ольга_Д написал(а):
Спасибо!
а по поводу животных? Как совместить то, что душа животного умирает и их после смерти больше нет. И слова, что в раю будет лев с ягненком, и змея не будет жалить? Т.е. те животные, которые с нами жили - их больше не будет никогда, но Бог создаст новых и они будут жить в раю?

http://azbyka.ru/parkhomenko/sotvorenie-mira-i-cheloveka.html#sudba_prirody_v_vechnosti
 
http://azbyka.ru/parkhomenko/sotvore...dy_v_vechnosti
мне не видно ни кого греха в животных,
растительный и животный мир прекрасны, каким увидел Бог сотворив это,
все живое поедает другое живое, есть ли в этом что-то противоестественное Богу? они едят ровно столько сколько нужно для жизни. В мире людей всем бы хватало для жизни, если бы некоторые не брали себе слишком много и не портили жизнь друг другу, ведь у каждого есть своя созидательная миссия.

По крайне мере, собаки общаются с окружающими и человеком, невидимой связью.
В 18 лет у меня появился пес, немецкая овчарка, о какой же он был умный, он чувствовал мои мысли, точнее психологическое состояние, даже не видя меня, из соседней комнаты. Он был частью меня, а ни игрушкой. Сомневался были ли все такими, но посмотрев Animal Planet с Алисо Милано, и обратив внимание на случайных собак, теперь уверен все собаки такие.
Уверен животные совершенны, даже хищники, человек может ими управлять своим психологическим состоянием.
Проблема только в человеке. Через фантазии человек ушел от Бога.
Человеческой душе дана возможность манипулировать своими ощущениями,
но вот умения в этом у человека нет, фантазии соблазняют.
 
Последнее редактирование модератором:
я тоже люблю животных, есть собака и кошка.
но я думаю что весь животный мир сейчас находится в повреждённом состоянии, как и пишут Святые Отцы в результате отпадения человека, отпали и все остальные низшие создания. Да, такой жестокости в мире животных не существует, если сравнивать с человеком. Но всё же не всё так гармонично там, как нам кажется на первый взгляд. Хищники убивают не всегда ради пищи, матери съедают своё потомство,и т.п.
 
В словах "весь мир в поврежденном состоянии" есть некая истина.
Человек, имея от Бога власть психологического воздействия на животный и растительный мир, заставляет весь мир испытывать стресс. Но в животных греха нет. Источник дисгармонии именно человек.

Воскреснет ли собака, по которой плакала девочка в рассказе о.Константина? - вопрос философский, а сможет ли девочка увидеть ее в своем отношении к другой собаке - у человека есть такая власть.Так что и собака, вошедшая в жизнь человека, имеет жизнь вечную.
 
Сверху