Вступаем в Великий пост

Эта запись является частью серии записей Великий пост
Вступаем в Великий пост

Вчера услышал замечательное: «Интересно, те, кто говорит о том, что в Пост важно не есть людей, – они как разговляются?»

Дорогие! Всех поздравляю с вступлением в Великий пост. 48 дней скромного, но все-таки подвига. Желаю всем крепости духа и воли, здоровья, сил. Не сомневаюсь, что вы переживете радость от ощущения присутствия благодати Божией. Пропорционально усилиям каждого наши души осветит и наполнит благоуханием и радостью Дух Святой.

Прежде всего, я бы порекомендовал обратиться к моей статье о Посте.
Там огромный спектр тем и вопросов связанных с постом. Тем, кто не читал, – рекомендую: https://azbyka.ru/parkhomenko/stati/pravoslavniy_post-all.shtml

Здесь – лишь несколько вопросов…

Как же поститься, если постная пища дороже непостной? Выходит, что поститься могут только богатые, а простым людям пост не по карману.
Это любимейший вопрос СМИ, на который мне пришлось отвечать в эти дни неоднократно.
На самом деле, это, конечно, лукавая отговорка тех людей, которые не хотят поститься. Разумеется, что дорогая (например, красная) рыба мало кому по карману. Но ведь пост – это время, когда можно от деликатесов перейти к простой пище…
Большинство людей привыкли питаться сытно. Обычно это не очень полезная, «тяжелая» пища. Бутерброд с колбасой, сосиски, пельмени, котлеты. Вся эта пища создает чувство приятной тяжести в желудке. Диетологи бьют тревогу: россияне совсем перестали есть каши, злаки. Время Поста – это время, когда стоит вернуться к простой и здоровой пищи.
Каши (греча, нешлифованный рис, перловка, овсянка) всем по карману. Сюда добавим овощи, может быть, сухофрукты, полезный зерновой хлеб. На десерт – фрукт. Вот и готов недорогой обед-ужин.
И душу возвысить, и волю укрепить, и… здоровье поправить.

Не разу от наших прихожанок, среди которых есть много малоимущих старушек, я не слышал, что пост их разоряет…

Если я не могу поститься так строго, как предписывает Церковь?..
Много раз отвечал, что те или иные пищевые предписания Поста не являются канонизированными. То есть, Церковь никогда не предписывала всем обязательно придерживаться какой-то меры строгости в посте. Церковь установила, что надо вообще поститься. Но от чего именно отказываться, не записано ни в одном каноническом сборнике. У меня есть замечательная старинная книга «Устав о постах», и там приведены предписания разных монастырей, разных Уставов (русских, греческих). И везде есть свои особенности. Где-то запрещается вкушать одно, где-то другое. Где-то сказано, что первые три дня Поста мы вообще не вкушаем пищи, где-то сказано, что вкушаем во все дни, и проч…
Сегодня мы постимся так:
Не едим в Великий пост мясного, молочного, яиц. По благословению духовника определяемся, будем или нет вкушать рыбу.

Если человек так не может поститься, он берет благословение духовника (или священника, у которого он исповедуется) на послабление.
Чаще всего это послабление на молочное.

Часто люди мудро просят послабления не на все молочные продукты, а на кисломолочные, то есть самые полезные. В таком случае мы вкушаем кефир, простоквашу, йогурты, творог и т.д. А вот от сыра и сливок в кофе можем воздержаться.

Если в дни Поста меня угощают скоромной пищей, что мне делать?
Выше всего – закон любви. Значит, чтобы не обидеть человека, можно вкусить и то, что обычно вы в дни Поста не употребляете. Но тут, конечно, нужно тоже проявлять мудрость.
Например, если вас приглашают в гости в дни Поста и вы можете не пойти и никого не обидите, почему бы не отказаться? Так и сказать прямо, что лучше встречу отложить до окончания Поста.
Если вы все же пришли в гости или участвуете в корпоративном празднике, не обязательно накладывать полную тарелку скоромной пищи. А потом еще и танцевать.

Но, конечно, бывают ситуации, когда нужно проявить максимум любви. Например, если вы пришли к родственникам, которые вас давно ждали и с любовью приготовили обильную трапезу.

И да хранит вас всех Бог!

пр1.jpg
Чин прощения (Прощеное воскресенье) в Казанском соборе в Санкт-Петербурге.
Митрополит Владимир, вместе со священнослужителями молится перед алтарем.

пр2.jpg
Митрополит Владимир лобзает иконы.

пр3.jpg
Духовенство и прихожане испрашивают друг у друга прощения.
Перейти к следующей записи Канон Андрея Критского: 1
Перейти к предыдущей записи Великий пост: основные вехи. Часть 2

Комментарии

Нет комментариев для отображения

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
6.549
Последнее обновление
Сверху