Вступаем в Великий пост

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге «священник Константин Пархоменко». Просмотры: 12752

Вступаем в Великий пост
Несколько советов

Всем, кто собирается поститься или считает себя не совсем еще готовым к этому, советую познакомиться с моей статьей: Православный пост: древность и современная практика.
Там я разбираю все аспекты, все вопросы, которые могут возникнуть у человека, желающего узнать о православной дисциплине поста, и Великого поста в частности.

А здесь, в этом небольшом очерке, я просто дам несколько советов, какие обычно даю своим прихожанам.
Представим, что вы подошли ко мне и спросили, как, я считаю, нужно провести этот Пост, какие гастрономические или иные дам рекомендации… Времени у меня немного, в сторонке ждут другие прихожане, и поэтому я отвечаю кратко и по существу:

Пища
Не думаю, что мы должны пытаться повторять подвиги выдающихся аскетов. Если мы с вами работаем, а не сидим дома, то проводить дни совершенно без вкушения пищи я не советую. Впрочем, смотрите по здоровью и лично решайте этот вопрос со своим духовником.

В отношении еды советую поступать так:

Во все дни Великого поста воздерживаемся от мясной, молочной пищи и яиц.
Если человек чувствует себя слабо, болезненно, допускается молочное. Больным людям, беременным и т.д. благословляется и мясное, но это уже другая тема, мы говорим об обычных, в общем-то, здоровых людях.

В отношении рыбы могу сказать вот что: строго говоря, рыбу разрешается вкушать только несколько раз в Великом посту. Однако если человек трудится, работает, учится, то я благословляю вкушать рыбу во все дни, кроме первой, четвертой (Крестопоклонной) и Страстной седмиц (ну и, разумеется, кроме сред и пятниц).

От алкоголя желательно полностью воздержаться. Если будет такая ситуация, что приглашают поднять бокал на корпоративе, на чьем-то дне рождения, ином празднике, который нужно обязательно посетить, то бокал вина выпить можно. Но от крепких напитков хорошо бы воздержаться.

Если кто-то курит, то его большим подвигом было бы воздерживаться от курения в течение всего Поста. Может, попробуете?

Супружеские отношения
В Византии и на Руси была практика полного воздержания от супружеских отношений на весь Великий пост. Подобную практику благословляли духовники из монахов.
Но была и другая практика, когда духовники советовали прихожанам-супругам воздерживаться от близких отношений лишь в особо строгие: первую и последнюю седмицы Поста (и в Страстную).

Я всегда спрашиваю людей (это решение должны принимать оба!!! супруга): а как вы сами-то чувствуете? Готовы отказаться от супружеской близости на весь Пост, или не чувствуете в себе таких сил?

Мы помним слова Ап. Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 5).
В этом тексте мы читаем о воздержании на пост. Но пост в то время был не таким продолжительным. Да, бывали и посты по 40 дней, но это были исключительно редкие подвиги. Обычно древние христиане постились несколько дней (например, неделю-две). Совершенно нормально было ограничить и супружеские ласки.
Но когда пост становится таким продолжительным, как сегодня (46 дней), то возникает вопрос: не окажется ли это вредным для иных супругов? Вредным не в отношении здоровья (половое воздержание на такой срок не может быть вредным), а в смысле душевной близости и взаимоотношений. Кроме того, искушаемый сатаною человек не падет ли жертвой этого искушения (рукоблудие, связи вне брака, порнография, похотливость к лицам противоположного пола)?
Пастырский опыт показывает, что это бывает и, увы, нередко.
Поэтому свое воздержание супруги должны соразмерять со своими силами и не брать на себя подвиг, который их друг с другом перессорит и ввергнет в душевную нечистоту.

Законное супружество – вещь почтенная и чистая. Весь спектр взаимоотношений между супругами (и душевные, и телесные отношения) – Богом благословлен. Когда мы говорим об отказе на какое-то время от супружеских ласк, мы не говорим о том, что ради поста нужно отринуть нечто нечистое. Но здесь мы это драгоценное для нас и чистое (супружеские ласки) приносим в жертву высшей ценности: подвигу ради Господа.
Между прочим, такой отказ от плотского общения позволяет выявить и еще одну важную вещь: не являемся ли мы заложниками полового влечения? Не рабы ли мы эротического желания? И есть ли между супругами нечто большее, нежели только регулярная половая жизнь. Порой даже краткое воздержание показывает людям, что: а) они на самом деле заложники полового желания; б) что секс – это главный компонент их супружеских отношений. Убери его – и все начнет трещать…

Итак: Очень важно и тут себя ограничить и утеснить. Но все-таки рекомендую соразмерять с силами.

Скажу и вот еще какую необычную вещь: Есть люди, которые живут вместе вне брака. Церковь, как известно, называет такие отношения блудным сожительством. Нравится нам это или не нравится, но такие отношения имеют место. Некоторые люди (особенно молодые) так живут: хотя они и понимают, что это плохо, но надеются довести свои отношения до какого-то логичного христианского результата.
И об этой ситуации мне хотелось бы сказать вот что: если такие люди (то есть не состоящие в браке, но живущие вместе) возьмут ради Господа на себя подвиг воздержания от сожительства во все дни Поста, то это будет их настоящим подвигом.

Послушание на Пост
Хорошо бы взять себе какое-нибудь послушание на Пост.

Конечно, нужно обязательно усилить нашу молитву. Например, мы берем послушание прочитывать канон или половину акафиста ежедневно. Целый акафист каждый день будет для кого-то тяжело, а половину – очень реально.
Можно к молитвенному правилу прибавить Псалтирь (одну кафизму в день).

Хорошо бы подтянуться в смысле чтения. Самое хорошее, если вы возьметесь читать каждый день по 20 страниц текста святых отцов. Это важно для нашей с вами духовной жизни. Духовно-нравственную литературу мы и так с вами читаем, например, сидим на православных сайтах, а вот прикоснуться к родниковой воде подлинной святоотеческой мысли не всегда руки доходят.

Очень важно еще посмотреть, не можем ли мы как-то усилить сторону практического христианства, то есть служения людям.
Еще до Поста нужно было узнать (хотя бы из Интернета), какие социальные программы есть на приходе или в городе. И подумать, а какое участие в этих программах можете принять лично вы. Кто-то сможет один день в неделю посещать больных, кто-то сможет гулять с больными детьми из интерната, кто-то поможет собрать гуманитарный груз в тюрьму. Кто-то не имеет времени в этом поучаствовать лично, но может на конкретный проект дать денег.
Можно об этом узнать и не из Интернета, а обратившись к приходскому священнику. А можно обратиться в епархиальный Отдел по благотворительности и социальному служению. В каждой епархии есть такой (как у нас, в Санкт-Петербурге) или похожий отдел. У него много направлений. Поискать, связаться с людьми… это должны делать вы сами, а не кто-то за вас; этот поиск приложения своих сил – тоже элемент скромного нашего подвига.

У нас на приходе есть женщина с тремя маленькими детьми. Муж ее оставил. Как-то обращаюсь к прихожанам: «Может быть, кто-то сможет выделить время помочь этой женщине. И по хозяйству, и детей сводить куда-то…»
Через какое-то время разговариваю с той самой многодетной мамой. Она говорит: «Слава Богу, одна прихожанка приходит, помогает. И недорого берет…»
Тут я и сел…

Развлечения
Не нужно путать развлечения и серьезные культурные мероприятия. Если кто-то хочет провести весь Пост в полном воздержании от театров, музеев, телевизора – Бог ему в помощь. Но я не считаю чем-то плохим, если кто-то посетит серьезную театральную постановку, выставку или посмотрит серьезную, заставляющую думать и пробуждающую высокие чувства телепередачу.

А вот от развлечений в их чистом виде стоит отказаться. Молодым людям нужно воздержаться от дискотек, всем нам – от развлекательного кино, от игровых спектаклей, от хождений в гости и пустого времяпрепровождения.
И еще одно: музыку в МР3-плеере тем, кто ее слушает, лучше заменить на аудиобеседы, аудиокниги или духовные песнопения.

Посещение богослужений
Хорошо бы бывать в храме каждую неделю.
Если в течение года причащаетесь редко, то в Посту обяжите себя причащаться еженедельно или так часто, как советует духовник (или священник вашего храма);
Вступите в пост посещением Прощеного воскресенья;
На первой неделе Поста обязательно примите участие в слушании Канона Андрея Критского вместе с вечерней службой (он совершается с понедельника по четверг на первой неделе). Этот же Канон совершается вечером в среду на 5-й неделе Поста.
В пятницу 5-й недели Поста посетите вечернее богослужение с Акафистом Божией Матери;
Найдите время, чтобы помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров (совершаются в посту по средам и пятницам);
Особое внимание уделите богослужениям Страстной недели (начиная с вечера среды).


Желательно подходить к богослужениям осмысленно. То есть перед походом в храм посмотрите в Интернете, что будет служиться, и познакомьтесь с текстами богослужений.

Вот какие советы я могу дать вам, благословляя всех вступить в Великий пост.

Заключение
С первохристианских времен это было совершенно особое время, время усиленной молитвы и посильных подвигов. Всякий христианин не может стоять в стороне, когда Церковь зовет его идти за собой. Пусть по возможностям, пусть постепенно, но каждый из людей, считающих себя христианином, должен в той или иной мере потрудиться. Я хочу обратить Ваше внимание, что допустимо, совершенно допустимо и реально брать на себя посильный подвиг Поста. Это значит, что мы не должны думать, будто, если не можем поститься во всем объеме, так, как рекомендуют священники и написано на православных сайтах, то и браться за это дело нечего.
Пусть кто-то в дни поста откажется на этот раз только от мяса. Кто-то сможет сделать шаг дальше. Но Господь с любовью примет любой шаг, лишь бы был он вперед. Главное – не стоять на месте.

Еще раз, дорогие, призываю обратиться к моей статье, на которую я дал ссылку в начале очерка. Там четко и лаконично сказано основное, что поможет нам более осмысленно подойти к великопостному подвигу. Здесь – только несколько соображений, там – развернутые рекомендации и размышления.

Канон преп. Андрея Критского читает митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга. Первый день Великого поста (фото диакона Ильи Трифонова).

а1.jpg

а2.jpg
  • Светик
  • Мережко Надежда Евгеньевна
  • Елена Панцерева
  • Виктория Голубкова
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • К.Елена
  • Постникова Любовь
  • наталия владимировна
  • Игорь Бавин
  • Людмила Никеева
  • Незарегистрированный
  • М. Денис
  • священник Константин Пархоменко
  • Антон У.
  • Наталия Т.
  • Екатерина Корнеева
  • Незарегистрированный
  • наталия владимировна
  • Постникова Любовь
  • Незарегистрированный
  • Людмила Никеева
  • Елена Панцерева
  • Незарегистрированный
  • Незарегистрированный
  • Людмила Никеева
  • священник Константин Пархоменко
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии