Хоспис

Хоспис
Азъ есмь съ вами... (3) При этой моей давней, два с половиной года ей, записи стоит метка «Чудеса Божьи», которая за это время не только не потеряла свою справедливость, но и обрела еще большее право на существование. «Потому что речь в ней идет, – как писала я тогда, – не столько о каком-то конкретном “чуде Божьем”, сколько о чуде человеческого духа. Хотя оно и не было бы возможным, если бы его не подпитывал Дух Божий…» И, добавлю сегодня, милость Божия…

Но всему есть своя мера и предел. Всё, что могла сделать медицина – «химии», облучения, – сделано. Остались только обезболивающие. Их моя Людмила использует очень рационально и грамотно: как только замечает малейшее облегчение, уменьшает дозу или количество приемов. «Наркотики всегда успеются. Пока могу терпеть, буду терпеть».

В Великий пост хотела как-то умудриться приехать пособороваться, но, увы… Резко «поплохело» (ее словечко): начались невыносимые боли. «А знаете что? – сказал отец Константин, когда узнал, что она не сможет быть на Соборовании. – Мы сейчас, совершая Cоборование, будем молиться и обо всех тех, кто хотел бы, но не смог прийти. Помолимся и о Людмиле». Я ей ничего об этом не сказала. Соборуют у нас в храме по четвергам. В пятницу звоню: «Ну, как ты?» – «Да ты знаешь, как-то вчера вечером вдруг легче стало…» – «А ты знаешь, почему?..»

На этом, на благодарности «Боженьке», Людмила моя продержалась еще несколько месяцев. Даже выбралась пару раз на свою «фазенду». Но в августе все же приехала с сыном забрать вещи, попрощаться со своими «девочками», обитательницами крохотных самопальных «скворечников». «Ты представляешь… Уезжать, после стольких лет, точно зная, что никогда больше сюда не приеду!..» И «девочки» тоже точно знали, что никогда больше ее не увидят. Живой.
Так и вижу их всех… Я ведь не раз там бывала и сидела с ними за «общей трапезой», куда каждый нес все, что у него есть…


Какое-то время спустя – звонок: «Знаешь, я на Березовой встретила врача, который меня еще с той больницы, где у меня опухоль-то нашли, помнит, так у него аж глаза на лоб полезли: «Как?! Вы еще живы?! Пять лет с третьей стадией?»

В конце сентября я собралась в Скит. Перед отъездом позвонила Людмиле: «Ты меня дождись!» Сказала в шутку: с ней можно так шутить, и даже нужно, ей от этого легче, чем от сочувственных вздохов. Раза два звонила ей оттуда, но никакой уверенности в том, что, вернувшись, застану ее еще здесь, не было.
«Я еще живая! – услышала я, позвонив ей по возвращении. – А я в хосписе. Как раз с сегодня!» Это был понедельник 14 октября, праздник Покрова. И день рождения Людмилы.


…«Я технарь!» – всегда говорит она о себе. Ни в какие богословские или интеллектуальные тонкости она не вдается. Обожает судоку – от компьютера дети (сын с невесткой) ее отлучили. Усвоила лишь несколько простых молитв. Но всегда – сколько я ее знаю, а я узнала ее именно уже «тяжкоболящей», здоровой я ее не застала – благодарит Господа! Наверное, поэтому отец Константин как-то особенно тепло к ней относится. И, когда он узнал, что Людмила уже в хосписе, сказал, что обязательно ее навестит и причастит. Как только сможет. Я сказала об этом Людмиле. Очень обрадовалась, а потом спросила: «А ты с ним придешь?» – «Как батюшка благословит». Батюшка благословил.

В тот день, когда он совсем уже к ней собрался, не получилось (жизнь священника непредсказуема…). Чтобы скрасить ситуацию и заодно разведать дорогу, я поехала к ней одна. Был уже вечер (что отец К. не сможет приехать, выяснилось лишь к вечеру), и, поблуждав немного в темноте, я увидела ярко освещенную надпись: «Хоспис». До закрытия оставалось 15 минут, и сотрудница, хотя и впустила, сказала, что через 10 минут она закрывает двери.

…Это на моем церковном веку был уже третий хоспис… Мне здесь, если можно так выразиться, «понравилось» больше, чем в двух предыдущих. В палате всё как-то «камерно», по-домашнему: всего три кровати, две из них – у окошек (палата угловая), моя Людмила тоже лежала уютно, у стенки в уголочке. Но хоспис есть хоспис. «Она в коме…» – тихо сказала Людмила о своей соседке, лежавшей в глубоком забытьи, со знакомым уже мне особым дыханием…

…Когда я уходила и уже спускалась по лестнице, мне повстречалась другая сотрудница, спросила, кто я, не сестра ли больной, я сказала, что нет, просто мы вместе лежали в больнице. «Ну, с Богом!» – сказала она. «С Богом!» – ответила и я. И вдруг вспомнила, что забыла оставить Людмиле платок: она очень переживала, как же без платка причащаться будет. Сестра, к счастью, еще не успела уйти. «Подождите, пожалуйста! – остановила я ее. – Я платочек забыла больной оставить, а то батюшка придет…» Она ко мне немного спустилась, взяла платок и, уже почти войдя внутрь, обернулась ко мне и сказала: «Чудно! "С Богом!" – и про платочек вспомнили!» Я молча улыбнулась, а она прибавила, уже как своей: «Ангела Хранителя!» Того же от души пожелала ей и я. И ушла с радостным каким-то ощущением, что всё будет здесь хорошо, насколько вообще что-то может быть хорошо в хосписе.

Назавтра на соседней с Людмилой кровати уже сидела другая больная, грузная пожилая женщина (хоспис – быстро меняющаяся реальность…) «Кто хочет исповедаться и причаститься?» – приветливо поздоровавшись со всеми, спросил отец Константин и повернулся к ней. «Не приставайте ко мне!..» – неожиданно ответила новая больная и даже отмахнулась от него рукой. Третья же больная, тоже, как оказалось, Людмила, так же неожиданно (против высказанного ею вчера моей Людмиле нежелания) согласилась…
На время исповеди я вышла, а спустя какое-то время, увидев, что в палату уже заходит молодая женщина, как оказалось, падчерица «другой» Людмилы, зашла и я. Отец Константин читал молитвы, причастницы слушали лежа, мы с падчерицей – стоя.


Когда всё совершилось, священник сказал: «Ну, Людочки, поздравляю вас с Причащением Святых Христовых Таин! Теперь – всё в руках Божиих, как Он рассудит. В любом случае это будет благо для вас. Примите спокойно и благодарно любую Его волю».
«Приходите к нам в Троицкий собор, – это уже падчерице, явно неравнодушно присутствовавшей при Таинстве. – Если захотите со мной поговорить, спросите отца Константина, я буду рад».


«Отец Константин! – раздался вдруг громкий возглас, и в палату вошла сотрудница. – Ну, вы подумайте! Вы же мою внучку крестили, у вас в соборе!» Между ними завязался короткий разговор – про внучку, про хоспис и работу в нем, а потом батюшка сказал: «Да если вы здесь хотя бы просто честно несете свое послушание, то, думаю, уже этого достаточно для спасения. Помощи вам всем от Господа!» «Вы знаете, – смущенно сказала сестра, – мне одна больная даже руку поцеловала…» «Конечно! Вы же все здесь как священнослужители!»

Пора уже было идти – и отца Константина ждали другие дела, и причастницам надо было дать покой, – но, подойдя к другой Людмиле попрощаться, он увидел на ее тумбочке какую-то продолговатую коробочку, оказавшуюся подарочным набором со Святой Земли. «О, что у нас тут?! Елей! Святая вода! – воскликнул батюшка, разглядывая содержимое коробки сквозь прозрачную пленку. – Вот ведь: кто-то старался, вёз – и так и лежит, даже не открытая! Можно, я открою? Вам не жалко?» И, не дожидаясь ответа на свой риторический вопрос, он решительно разорвал упаковку и, достав бутылочку со святым елеем, стал нас всех помазывать… И одну Людмилу, и другую, и меня, и сестру, еще стоявшую в дверях. «Давайте и вас помажем», – сказал он, подойдя к Марии, новой больной. И она тоже смиренно подставила лоб…

Я попрощалась со своей Людмилой, потом подошла к другой и сказала: «Знаете, у вас совсем другое лицо стало!» Лицо у нее было все такое же бледное, но теперь какое-то похорошевшее, нежное и ясно-прозрачное… как хороший цветочный мед… «Я очень, очень рада!» – светлым, глубоким голосом ответила она. «Давайте мы с вами попрощаемся, по-христиански!..» – сказала я, наклонившись к ней. «Давайте!» И мы похристовались.

…Когда шли обратно, отец Константин сказал: «Может быть, Господь только и ждал, когда ее причастят. Ведь с 1990 года у нее онкология...»
Так оно и вышло. В эту ночь другая Людмила впервые спала тихо, не кричала, рассказывала моя Людмила. «На следующую ночь, правда, кричала ужасно, никто спать не мог. Под утро заснула – и к обеду тихонечко умерла. У нее муж сидел, так даже не заметил».


«А Мария не жалела, что отмахнулась от отца Константина?» – спросила я потом у моей Людмилы. «Жалела. Спрашивала, когда еще придет батюшка Константин. Я ей сказала, что уж сюда-то больше не придет: скоро, если Бог даст, пойду домой». – «Зря я так…» – вздохнула она. «Конечно, зря. Ты же видела, как у нас тогда в палате потом было тихо. Все ночью спали как убитые, даже в туалет не вставали, и Людочка, а она перед тем две или три ночи кричала, тоже спала, и даже ты, хоть и не причащалась». – «Да знаешь, в чем исповедаться-то, у меня особых грехов-то и нет… Ну, аборты делала, так в мое время все делали…» (Этой Марии 82 года.) Я ей сказала, что не только аборты грех; вот, едешь ты автобусе, и кто-то тебе на ногу наступит, а ты про себя подумаешь: чтоб тебе провалиться! Это ведь тоже грех!.. Ну, не расстраивайся, тут приходит какой-то другой батюшка, может, ему исповедуешься да причастишься…»

И в пятницу пришли две женщины, сказали, что завтра придет батюшка, и если кто-то хочет «покаяться» («А если я хочу только благодарить Бога?» – спросила Людмила. – «Нет, благодарить Бога нельзя, нужно только каяться») и причаститься, нужно записаться. Мария записалась. Назавтра пришел батюшка, но причащать ее не стал: «Ничего не знаете! Ни что такое Причастие, ни про Троицу ничего не знаете! Ни грехов своих! Подумайте, я через неделю снова приду». И ушел.

«Ни за что! – сказала потом Мария. – Даже слышать больше не хочу!»

«Предбанник смерти». Так определила хоспис моя Людмила. Сказанные здесь жесткие слова звучат особенно гулко. И, если их не смыть покаянием, они уйдут с человеком в вечность. Страшно мне стало за эту Марию. Кто она мне? Никто. Я и лицо ее даже не помню. «Людочка, – попросила я свою Людмилу, – ты с ней поговори! Нельзя ко всем своим нераскаянным грехам прибавлять еще и осуждение священника! Ведь и его тоже можно понять: ты хоть под старость лет прибилась к Церкви, но тебе-то 60 с небольшим, а твоей Марии – 82! Ну ладно раньше, но сейчас-то только уж совсем ленивый живет так, как будто Церкви нет!» – «Да я всё понимаю, но только она больше про это всё и слышать не хочет. Наотрез! И навредить боюсь: я ведь тоже не очень-то много знаю!» – «Хорошо, – сказала я. – Тогда я постараюсь к ней сама прийти поговорить». Катехизация в хосписе…

Этот разговор с Людмилой был в воскресенье. До пятницы, когда снова придут «тетеньки» (ироническое словечко Людмилы), было еще четыре дня. На понедельник у меня еще задолго до всех этих событий было запланировано одно абсолютно неотложное житейское дело. Вторник и среда были днями самой дорогой для меня памяти. Оставался только четверг. Но и на четверг выпало продолжение житейского дела, от которого я освободилась только к вечеру…

«Она же сама отказалась от милости Божьей… – сказал отец Константин. – Теперь уж как Господь рассудит. Будет на то Его воля – и исповедуется, и причастится. Самое-то главное, конечно, – в том, чтобы она ушла примиренная…»
Но, придя в пятницу, «тетеньки» сказали, что в эту субботу батюшки не будет, только через неделю… Представляю, как бы восприняла это Мария, если бы я все же к ней выбралась, поговорила с ней по душам, настроила на общение с батюшкой – а он бы и не пришел… Уйти с обидой уже вообще на Церковь было бы, наверное, еще хуже, чем «просто» с осуждением конкретного батюшки…


Как раз в эту субботу к Марии пришли сначала внук с девушкой, она смеялась, шутила с ними, после них пришла дочка, принесла лимонов, Мария с удовольствием их поела, густо посыпая сахаром, а потом повернулась на бок, к дочке спиной, и заснула. «Знаешь, – рассказывала мне Людмила, – у нее ведь огромный живот, грыжа у нее там, а вообще у нее рак легких, и вот этот живот все время вздымался, даже со спины было видно. И вдруг смотрю – перестал вздыматься. Я дочке сказала, та посмотрела внимательнее, а уже всё…»

…Больше всего, рассказывая об этом (а не рассказать не могла, потому что тут есть над чем поразмышлять…), я опасалась дать кому-нибудь повод сказать: «Ну надо же, какой хороший этот ваш отец Константин и какой нехороший тот батюшка!» И тут мне, чудом каким-то, вспомнилась одна давняя запись отца Константина, Духовничество на Руси, где фигурируют два типа священников – отец Кирик и отец Нифонт. Они всегда жили, и до сих пор живут, и, наверное, будут жить в Церкви всегда, просто одним Господь посылает отца Кирика, другим – отца Нифонта. Ему виднее. Кто-то пропадет без Нифонта, кто-то – без Кирика. Мария же «отмахнулась» и от того, и от другого…

И еще: «Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. … Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9, 15-16, 18).
И еще: «Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление» (прп. Амвросий Оптинский).


Но предоставлю бедную Марию милосердию Божию и перейду к размышлениям о хосписе в «Дневниках» отца Константина Пархоменко:
«И тут с большой силой подумалось, что ведь в каждую минуту, когда мы отдыхаем, гуляем, наслаждаемся жизнью, кто-то в муках доживает последние дни, часы. Вспомнил, что как-то в течение нескольких недель подряд посещал хоспис, недалеко от нашего собора. Одну и ту же палату, в которую привозили умирать. Беседуешь с женщинами, ободряешь, смеешься вместе с ними, они шутят, хотя прекрасно знают, что жить осталось день-два-три. Через неделю приходишь в эту же палату — все новые. Прежние умерли. Еще через неделю — опять новые.
Чаще надо думать о соседстве нас, живых, благополучных, со страдающими и умирающими».


Как-то раз – было это в те времена, когда я «прорабатывала» тему смерти и батюшка иногда брал меня с собой, – он взял меня в этот хоспис. Родные попросили его причастить умирающую по имени Валентина. В палате было человек шесть, и отец К. говорил им какие-то теплые, простые слова, они растроганно слушали… Валентина была еще в полном сознании, но говорить уже не могла, и когда я подошла к ней попрощаться, она улыбнулась мне и взяла мои руки в свои – теплые и мягкие.
Через какое-то время я спросила отца К., как Валентина. «Она умерла, назавтра же…»
А мы… Вот я перечитала сейчас цитату из священнического дневника – и вспомнила об этой Валентине. Где-то с год я о ней и об Александре, к которому мы тогда поехали после хосписа и который тоже, исповедавшись и причастившись, назавтра умер, — молилась, а потом постепенно забыла, как забыла и об этом хосписе. А он… никуда не делся, и по-прежнему в нем каждый день умирают люди… Вот об этом-то отец К. и говорит…


Что такое хоспис? Больница, но, в отличие от обычных больниц, куда поступают на излечение, сюда люди ложатся умирать, и они это знают, никаких иллюзий у них нет. Не всегда, правда, это происходит «с первого захода», иногда больные, отдохнув немного (максимальный срок пребывания в хосписе – 28 дней) от болей, возвращаются домой. На какое-то время.
«В среду выписка. Надо сестрам розы подарить. Я ведь здесь навсегда прописалась. Я как Карлсон, помнишь? "Я уезжаю, но я еще вернусь!" Домой приеду – не сразу тебе позвоню: к обеду только освобожусь – с котом мириться надо! Я, как возвращаюсь из больницы, он ко мне задом садится, только искоса на меня посматривает. Я ему говорю: "Что, Тиша, тебя здесь обижали?" – "Мяу!" – "Тебя здесь били?" – "Мяу!!" – «Тебя не кормили?" – "Мяяяу!!!"» (Конечно, никто его не обижал, никто не бил, голодом не морил… но как на свете без любви прожить!:eek:) «Так что к обеду только освобожусь!» Хохочет.


Дома. И уже продумывает, как она приедет в собор. К «Боженьке». Поблагодарить.
_DSC3316.jpg

_DSC3331.jpg

_DSC3306.jpg

_DSC3310.jpg

_DSC3307.jpg
  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

Сказать - блестяще, ничего не сказать. Просто, тихо, ясно. Больно и страшно. Помнить о смерти так тяжело, но нужно именно живым.
Замечательно.
 
Людмила Александровна, спасибо Вам за этот текст! За эту важную тему – тему смерти. Я часто думаю об этом, и мне кажется, что момент смерти – ключевой в нашей жизни. Это «венец» нашего бытия – или приговор, или начало нового прекрасного этапа. Ведь на протяжении всей жизни мы разные: сегодня добрые, завтра злые. То совершаем прекрасные поступки, то ведем себя так, что самим стыдно. То есть, все очень переменчиво. Но то, как мы уходим, с чем мы уходим – это все-таки показатель. Как красиво умирают праведники! Какое счастье, что многие люди хотя бы в самый последний момент примиряются с Богом. Но как страшно, когда человек уходит со злобой и нераскаянием. Может, звучит резко, но это обесценивает, превращает в ноль все прожитые годы. Не дай Бог уйти с этим.
 
Последнее редактирование модератором:
Дорогая Людмила! Ваши посты всегда "ложатся" на сердце чем-то светлым, чистым и немного грустным, но вселяющим надежду. В простых житейских ситуациях и обычных людях Вы видите и нас этому учите столько прекрасного. Спаси Вас Господь!
 
Спасибо! Вы все, кто откликнулся, сказали очень важные слова. И к ним мне хочется прибавить моление к Ангелу Хранителю из Канона ко Причащению, которые я одно время, и довольно долго, говорила перед сном: "...да не измет Преблагий души моея в день нечаяния моего и в день творения злобы". А потом - забыла (вот, не было бы счастья, да несчастье помогло вспомнить). А мы ведь, действительно, сто раз на дню можем быть и прекрасными, и самим себе противными. Чья возьмет на исходе дня? Жизни? Очень хорошо задуматься об этом уже в 28 лет, как Анастасия Коренькова.
У меня эта бедная Мария долго не выходила из головы. И сейчас я даже думаю, что она все-таки ждала батюшку, думала про свою жизнь, даже, может быть, поняла, что она в ней делала не так. Но, когда сказали, что он не придет, - гора с плеч свалилась, что не надо все это вытаскивать какому-то чужому дядьке, почему, наверное, она и была такая веселая в тот свой оказавшийся последним день. Не привыкла трудиться над душой... И тут уже, как сказала одна моя хорошая "другиня", взял ее к Себе на исповедь Сам Господь... И она, бедная, так и потащила с собой всю эту гору.
Впрочем, все это мои домыслы.
 
Последнее редактирование:
Да упокоит Господь души новопреставленных Людмилы и Марии, а нас помилует и спасет.
Спасибо за рассказ, дорогая Людмила Александровна. Божией помощи вам во всех ваших делах. Соскучились без вашего тихого слова. Если есть возможность, пишите почаще, пожалуйста. Ждем ваших прозрачных, как осенняя вода, заметок.

Читала и думала, что больше всего хочется вот этого: "Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом..."

А какую кончину даст Бог? Хорошо бы не по грехам моим, а по милости Своей. Вот о чем подумалось, когда читала о двух женщинах.
Спасибо!
 
Анастасия Коренькова написал(а):
[FONT=&quot]Людмила Александровна, спасибо Вам за этот текст! За эту важную тему – тему смерти. Я часто думаю об этом, и мне кажется, что момент смерти – ключевой в нашей жизни. Это «венец» нашего бытия – или приговор, или начало нового прекрасного этапа. Ведь на протяжении всей жизни мы разные: сегодня добрые, завтра злые. То совершаем прекрасные поступки, то ведем себя так, что самим стыдно. То есть, все очень переменчиво. Но то, как мы уходим, с чем мы уходим – это все-таки показатель. Как красиво умирают праведники! Какое счастье, что многие люди хотя бы в самый последний момент примиряются с Богом. Но как страшно, когда человек уходит со злобой и нераскаянием. Может, звучит резко, но это обесценивает, превращает в ноль все прожитые годы. Не дай Бог уйти с этим. [/FONT]
это да, сегодня добрые, завтра злые или даже сейчас злые, а через час добрые, никто не знает когда он уйдет отсюда и не нам это решать. Но какая принципиальная разница ушел ты в хорошем настроении или в плохом или вообще умер во сне? Что от этого меняется?
 
Не просто благочестивый, но поверхностный рассказ, а история, над которой надо думать, от которой остается долгое послевкусие и которая потом не идет из головы... Вот что я думаю об этой маленькой вещице, милая Л.А.
 
"Но какая принципиальная разница ушел ты в хорошем настроении или в плохом или вообще умер во сне? Что от этого меняется?"

Думаю всё дело в том, что чувствуя приближение смерти человек или задумывается, что вот через несколько мгновений он вступит в Вечность, и будет пребывать там в том настроении каком он скопил за прожитую жизнь, и в таком случае, зная это, готовит себя покаянием для встречи с Вечностью или Богом, или наоборот, не желая каяться, оправдывает свои поступки, малодушно отрицает Вечность, ограничивая своё существование этим миром, землёй. Соответственно, если человек не желает каяться в своих грехах перед Богом здесь, то перейдя в Вечность предстанет в таком жалком состоянии перед Богом, т.е. со всей своей обидой на Бога и людей, обвинениями всех и вся, и т.д. (каждый со своим грузом грехов). И тогда за каждый свой поступок придётся отвечать перед судом Божиим, и получать воздаяние. Каков суд Божий никто не знает, в том смысле что не испытал его по смерти, но кто внимательно следит за своей жизнью в этом мире, видит как совершается суд Божий в его жизни, а может быть и жизни окружающих его людей. Простите, если кого смутил своим ответом, но захотелось ответить вопрошающему.
 
Незарегистрированный написал(а):
"Но какая принципиальная разница ушел ты в хорошем настроении или в плохом или вообще умер во сне? Что от этого меняется?"

Думаю всё дело в том, что чувствуя приближение смерти человек или задумывается, что вот через несколько мгновений он вступит в Вечность, и будет пребывать там в том настроении каком он скопил за прожитую жизнь, и в таком случае, зная это, готовит себя покаянием для встречи с Вечностью или Богом, или наоборот, не желая каяться, оправдывает свои поступки, малодушно отрицает Вечность, ограничивая своё существование этим миром, землёй. Соответственно, если человек не желает каяться в своих грехах перед Богом здесь, то перейдя в Вечность предстанет в таком жалком состоянии перед Богом, т.е. со всей своей обидой на Бога и людей, обвинениями всех и вся, и т.д. (каждый со своим грузом грехов). И тогда за каждый свой поступок придётся отвечать перед судом Божиим, и получать воздаяние. Каков суд Божий никто не знает, в том смысле что не испытал его по смерти, но кто внимательно следит за своей жизнью в этом мире, видит как совершается суд Божий в его жизни, а может быть и жизни окружающих его людей. Простите, если кого смутил своим ответом, но захотелось ответить вопрошающему.
я не отрицаю вечность, просто почему человек остается там в том же настроении в котором ушел? Вот смотрите в даный момент у него все хорошо и замечательно, он счастлив, а через пол часа скатился из=за чего то в печаль и его сбила машина насовсем. Выходит он там всегда будет печален? А если бы его машина сбила пол часа назад, то все было бы у него в вечности хорошо?
 
Дорогой Иван, я не священник, и потому прошу не судить строго мой ответ, но хотя бы просто здравый смысл подсказывает, что вечная участь человека не может зависеть от таких случайных, мимолетных состояний, как "настроение". Да, "в чем застану, в том и сужду", а как это понимать, замечательно объясняет прп. Серафим Саровский (http://serafim.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=100&Itemid=17&limitstart=1). Просто найдите там эти слова.
А тот комментарий, который вызвал у Вас вопрос, - на мой взгляд, удивительно верен и глубок. Спасибо!

И даже не знаю, как отреагировать на остальные комментарии. Поблагодарить? Сказать, что тронута? Но не во мне же здесь дело... Если благодарить, то этих "обычных", ничем, казалось бы, не примечательных людей, которые невольно вызвали в нас все эти размышления и напомнили о ГЛАВНОМ. Они будут рады...
 
Спасибо Вам, Людмила! Мне вспомнилась моя история. В конце августа умерла моя сестра, от рака. Образ жизни ее до болезни, мягко говоря, оставлял желать лучшего. Я пыталась приобщить ее к Церкви, один раз она даже исповедалась Великим постом, но от причастия убежала. Во время своей последней болезни она роптала на Бога, испытывая страшные боли, от которых не помогали лекарства. Когда она сказала мне по телефону, что, похоже, собралась умирать я, ни на что не надеясь, предложила ей пригласить к ней священника. И, к моему удивлению, она согласилась. В этот же день я договорилась с батюшкой из нашего храма, и на другой день он приехал к ней. Это случилось за 12 дней до ее смерти. Он исповедал и причастил ее Святых Христовых Таин. Не знаю, о чем они говорили, какие слова Господь вложил в уста этому батюшке, но последние 12 дней своей жизни она прожила и умерла верующей православной христианкой, полностью раскаявшейся в своих грехах. В эти дни болей у нее уже не было. Также через несколько дней он приехал и пособоровал ее. Отпевали ее тот же батюшка, в нашем храме. После панихиды в проповеди он напомнил нам евангельскую притчу о благоразумном разбойнике и сказал, что моя сестра имела много грехов, но и раскаяние ее было очень велико.
Извините за пространное изложение этой истории. Про себя скажу, что если бы не верила в Бога, в его милосердие, то после произошедшего непременно бы поверила.
Прошу Ваших молитв, братия и сестры, тех, кто прочитал этот текст, за новопреставленную Екатерину. А также за здравие иеромонаха Иоанна.
 
Наталье Климовой
Дорогая Наталья, сердечно благодарю за Ваше свидетельство, ему цены нет!..
Просьбу о молитве приняла к исполнению.
 
Сказать - блестяще, ничего не сказать. Просто, тихо, ясно. Больно и страшно. Помнить о смерти так тяжело, но нужно именно живым.Замечательно.
Присоединяюсь.Спасибо.Благодарю Бога за то,что есть такие Людмилы!
Отдельное спасибо за солнечные фотографии.
 
Милая наша Людмила Александровна! Спасибо Вам от всей души за все Ваши рассказы - такие пронзительно-печальные и в то же время светлые. Сейчас прочитала все Ваши свидетельства о чудесах (хорошо, что есть на них ссылки). Такой светлый след в душе. Хочется становиться лучше, добрее, расти к Свету... Буду молиться о тяжкоболящей Людмиле.
 
Уже несколько дней думаю о прочитанном. Мысли и чувства, вызванные этим рассказом, невозможно уместить в комментарий… Остается поблагодарить « этих "обычных", ничем, казалось бы, не примечательных людей» и Вас, Людмила Александровна! Буду молиться.
 
Ну вот... Кто может, помяните про себя рабу Божию Людмилу. Вчера поздно вечером она стала ...новопреставленной. Сын мне сейчас позвонил.
 
Только сегодня подала за нее записочки на акафист Касперовской иконе Божией Матери и на Проскомидию… о здравии… у Бога все живы… Теперь буду молиться за новопреставленную рабу Божию Людмилу.
 
Сверху