Храм под пальмами, или Как мы на тропическом острове Пасху встречали

Храм под пальмами, или
Как мы на тропическом острове Пасху встречали


Есть у меня друзья: Дмитрий и Ирина Заболоцкие. Они имеют много полезных и хороших профессий, и одна из них профессиональные фото- и видео-съемка.
Я не раз публиковал фотографии моих друзей, а также их малышей, очаровательных близнецов.
На протяжении последних пяти лет Дима и Ирина фотографировали службу Пасхи в нашем соборе.
И вот год назад мои друзья отправились в длительное путешествие по странам Азии.
Я попросил делиться с нами тем, как вера Христова сияет (или тлеет) в различных, далеких от нас, культурах. Дима и Ирина любезно согласились. Сегодня один из материалов на эту тему.

Дорогие друзья! Приветствуем вас из жаркого Таиланда!
Сегодня мы расскажем о храме Воскресения Господня на острове Самуи, что находится в Королевстве Таиланд, и покажем, как проходили праздничные Богослужения в Светлый праздник Воскресения Христова.

Photo_1.jpg

После путешествия по любимой нами Малайзии мы с большой радостью отправились на освоение нового для нас тайского пространства по многим причинам. Не только потому, что новая страна — это всегда очень интересно, но и потому, что, к сожалению, в замечательной, дружелюбной и прекрасной Малайзии всего один православный приход — в Куала-Лумпуре. В Таиланде же по всей стране действуют и активно строятся множество храмов. И политика этого государства такова, что развитие религиозных конфессий всячески поддерживается. Например, преступление, совершенное на территории храма, приравнивается к преступлению против короля, а для тайцев, поверьте, это самое страшное.

Тайцы очень патриотичны — когда в 8 утра и 6 вечера из громкоговорителей раздаются звуки гимна Таиланда, жизнь замирает, все тайцы оставляют свои дела, встают и, вытянувшись, внимательно слушают; если дело происходит на дороге, то движение останавливается, а регулировщик стоит неподвижно посреди перекрестка, отдавая честь. Мы однажды покупали блинчики с уличного лотка на вечернем рынке, и вдруг заиграл гимн, так продавец молча застыл, весь во внимании, и не брал у нас деньги, пока музыка не закончится, ну, и мы, оказавшись невольными участниками, тоже стояли и с уважением слушали. К слову сказать, музыка к гимну была написана русским композитором Петром Андреевичем Щуровским в 1888 г.

Так вот, помимо изображений Будды в каждом доме висят портреты короля, его зовут Пхумипон Адульядет, или Рама IX, – тайцы действительно уважают и любят своего правителя. И, главное, есть за что! Рама IX на самом деле умнейший и образованнейший человек, родившийся в США и получивший блестящее образование в Лозаннском университете в Швейцарии. Находясь на королевском престоле с 1946 года, он вот уже почти полвека посвятил служению и процветанию своей страны и своего народа. Он создал несколько тысяч успешных проектов в системе здравоохранения, образования, в сельском хозяйстве и энергетике, позволивших Таиланду стать одной из процветающих стран Юго-Восточной Азии. Он придумал систему искусственных дождей и абсолютно новый вид топлива на основе пальмового масла. Помимо этого он является талантливым живописцем, фотографом и саксофонистом. Его музыкальные диски продаются по всей стране, а на денежной купюре, достоинством 1000 бат (это самая крупная купюра Таиланда) красуется портрет короля с фотоаппаратом в руках. Между прочим, это Canon :)

Надо заметить, что история русско-сиамских взаимоотношений имеет множество любопытных страниц. Будущий император Николай II посещал Бангкок с дружественным визитом в 1891 г., король Сиама Чулалонгкорн, или Рама V, приезжал в Петербург в 1897 г. А в 1898 г. в Императорский Пажеский корпус приехал учиться любимый сын короля Чулалонгкорна принц Чакрабон, после продолживший свое образование в Академии Генерального штаба русской армии. Он прожил в России 8 лет, выучил русский язык и даже принял православие, для того чтобы иметь возможность обвенчаться с русской девицей из обедневшего дворянского рода — Екатериной Десницкой, что и было совершено тайно в одном из храмов Константинополя. В королевской семье произошел грандиозный скандал, Рама V не пожелал признавать Екатерину и смягчился только в 1908 году, после рождения маленького Чулы, которому даже был дарован титул принца крови и право наследования престола. После смерти Рамы V в 1910 г. на престол взошел старший брат Чакрабона Вачиравут, или Рама VI, присвоивший Екатерине титул герцогини, и, таким образом, этот неравный брак наконец был официально утвержден. К сожалению, прекрасная сказка закончилась в 1919 г., когда брак распался, после того, как принц в соответствии с тайской традицией того времени завел вторую жену. Екатерина принять такой факт не смогла и уехала в Шанхай, оставив сына королевской родне. А принц Чакрабон в 1920 г. скончался во время эпидемии гриппа. Екатерина Десницкая впоследствии вышла замуж за американца и прожила долгую жизнь в Париже и США.
Об этой истории любви можно прочитать в книге Константина Паустовского «Далекие годы» и в книге их внучки, принцессы Таиланда Нариссы Чакрапонг «Катя и принц Сиама».

Итак, на сегодняшний день в Тае функционирует 8 церквей.
Самым первым был открыт Храм Всех святых в Паттайе, где сейчас служит отец Даниил (Данай) Ванна.
Нам стало интересно, как случилось так, что таец стал православным священником? Оказывается, он работал на возведении храма, руководил строительством и занимался визовыми вопросами. Однажды его попросили починить компьютер архимандрита Олега (Черепанина), и после этого личного знакомства Данай, будущий отец Даниил, начал воцерковляться и учить русский язык. Через некоторое время он поехал учиться в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Вскоре он женился на русской девушке Елене из Ярославля и у них родилась дочь Машенька. Потом отец Даниил был рукоположен во священника и назначен служить в тот самый храм, где он когда-то работал на строительстве. Сейчас он является руководителем фонда Православной Церкви в Таиланде, занимается визовой поддержкой православной миссии, помогает на переговорах и курирует миссионерскую деятельность по переводам Священных текстов на тайский язык. Уже осуществлены переводы Закона Божьего протоиерея Серафима Слободского, «Истории Христианской церкви», изданы русско-тайский и русско-лаосский молитвословы, готовятся к печати Часослов, а также переводится житие преподобного Сергия Радонежского.
Параллельно со строительством храма в Паттайе возводился Успенский мужской монастырь в провинции Ратчабури, где служит иеромонах Михаил (Чепель).
Потом был открыт храм Святой Троицы на о. Пхукет, там служит отец Роман (Бычков).
Четвертым по счету был открыт храм Вознесения Господня на о. Самуи, о котором мы и поведем наш рассказ. Тут служит отец Алексий Головин.
Архимандрит Олег (Черепанин) ныне руководит Свято-Николаевским храмом в Бангкоке.

Совсем недавно были построены Сергиевский храм на о. Ко Чанг и Храм в честь царственных мучеников в г. Хуа Хин. И еще заложен камень под строительство храма в честь равноапостольного князя Владимира в г. Чианг Май.
Также к тайской православной миссии относится Лаос, в котором службы ведутся лишь по требованию, и Камбоджа. В Камбодже функционирует приход в честь Казанской иконы Божией Матери в Сием Риепе, есть храм Св. Георгия Победоносца при Болгарском посольстве в Пномпене, и начато строительство храма в честь Целителя Пантелеимона в Сиануквиле. Если Бог даст нам возможность оказаться в тех местах, было бы интересно сделать фоторепортаж о жизни какого-нибудь из этих приходов...

А пока мы ведем рассказ о храме Воскресения Христова на острове Самуи.
Найти его не составляет большого труда — у храма есть сайт, с подробным описанием, как добраться, на многих туристических картах он обозначен, а возле дороги есть указатели. Сияющий белоснежными фасадами на фоне бескрайне высокого голубого неба, пятикупольный храм с золотыми и синими главками-луковичками возвышается в сени пальм на ярко-зеленом, поросшем буйной растительностью холме, возвещая торжество и величие православной веры на далеком тропическом острове.

Это единственный храм, стоящий прямо на море, всего в нескольких минутах ходьбы от побережья Сиамского залива.
Еще ведутся строительные работы...

Photo_2.jpg

Photo_3.jpg

Photo_4.jpg

Вот такие сказочные виды открываются с верхней террасы храма.

Photo_5.jpg

Photo_6.jpg

Нас гостеприимно встречает батюшка отец Алексий Головин.

Photo_7.jpg

Отец Алексий живет в Таиланде уже почти три года, с сентября 2012 г. Любопытно, как он оказался в Тае и каковы были его первые впечатления? Мы расспросили об этом самого батюшку.

Он родился в 1986 г. в Кемеровской области, по материнской линии в его семье была очень верующая бабушка, которая приобщала маленького Алешу к православной вере. С 8 лет он начал алтарничать в храме и учиться в воскресной школе. Потом он закончил Томскую Духовную семинарию и в 2004 г. был рукоположен в сан диакона и направлен в закрытый город Северск, где служил и работал секретарем-референтом в Томском епархиальном управлении. Далее отец Алексий поступил в Санкт-Петербургcкую Духовную Академию, закончив ее в 2011 г. Там он и познакомился со студенткой регентского факультета Марией, которая родилась и жила в Гатчине. И, как всегда, тут не обошлось без Промысла Божьего!
День рождения отца Алексия — 17 апреля, а это день памяти св. Марии Гатчинской! Отец Алексий не раздумывая сделал Марии предложение, она с радостью дала согласие стать батюшке супругой, и теперь в Вознесенском храме на Самуи бережно хранятся мощи св. Марии Гатчинской, ставшей покровительницей семьи Головиных.

Сейчас отец Алексий очно-заочно учится в Томском государственном университете по специальности «Психология инновационной деятельности».
Интересно, что Томская епархия уже много лет сотрудничает с православной миссией в Таиланде, содействует в издательстве и переводе Закона Божьего Серафима Слободского на тайский язык, а студенты Томской семинарии частенько приезжают на практику в Бангкок.

Вот и отцу Алексию предложили продолжить служение и миссионерскую деятельность на территории Таиланда. Посоветовавшись с супругой, он недолго думая согласился.
Вспоминая свои первые впечатления о Таиланде, батюшка смеется: «Вот теперь-то мы узнали, что такое настоящая жара и по-настоящему острая пища!»
Вначале отец Алексий, приехавший в Тай вместе с матушкой Марией и дочерью Софией, которой тогда было полтора года, служил на Пхукете в храме Святой Троицы. В то же время он курировал строительство храма на Самуи. И вот, 19 июня 2013 года, состоялось малое освящение и открытие храма Вознесения Господня. Там отец Алексий и по сей день осуществляет свое пастырское служение.
...

Прощеное воскресение, канун Великого поста, мы на пороге храма. По азиатской традиции, все оставляют обувь за порогом.

Photo_8.jpg

Фреска над входом, «Спас Нерукотворный», только-только закончена, еще даже леса не сняты.
С другой стороны располагается фреска с изображением Казанской иконы Божией Матери.

Photo_9.jpg

Эти росписи, как и 5 фресок в традиционном византийском стиле непосредственно в самом храме, были выполнены известным питерским художником Евгением Выповым из Мастерской «Северный Афон».

Photo_10.jpg

Photo_11.jpg

Photo_12.jpg

Одна из них особенно замечательна. Фреска «Проповедь Апостола Фомы».

Photo_13.jpg

Это уникальная работа, единственная в своем роде, нигде в мире нет подобной фрески. В ее основе — сюжет из жизни Апостола Фомы, дошедшего до Индии, а это ближайшая к Таиланду точка апостольской проповеди. А в руках у апостола — свиток с текстом на тайском языке! И мы видим разбегающихся в испуге бесов. Любопытно, что на запястьях местных жителей изображены браслеты. Именно такие «феньки» часто повязывают ничего не подозревающим туристам в местах скопления языческой силы. Отец Алексий рассказывает, что однажды застал в храме человека, увешанного феньками, сидящего под образом Серафима Саровского в позе лотоса и погруженного в медитацию. Комментарии, как говорится, излишни...

В подсвечниках — мраморная крошка, которую можно, на первый взгляд, принять за белый островной песок.

Photo_14.jpg

Алтарная часть.

Photo_15.jpg

Как органично вписалась тайская вычурная мебель в убранство русского храма...

Photo_16.jpg

Хотя церковь и небольшая, но она вся пронизана светом и напоена легкостью, только заходишь — и немедленно кажется, вот-вот и запоет душа и рванется ввысь легкой пушинкой к горней радости, оставляя где-то далеко внизу все свои подернутые серой дымчатой паутиной липкие мирские суетности...

Photo_17.jpg

Photo_18.jpg

В храме находится Киккский образ Божией Матери, привезенный сюда прихожанами с Кипра, хранятся мощи прп. Марии Гатчинской, прп. Алексия, человека Божьего, св. блгв. князя Александра Невского и множество других святынь.

Photo_19.jpg

Photo_20.jpg

Photo_21.jpg

Этажом ниже располагается вот такая замечательная крестильня с крестообразной купелью.
Вскоре после Пасхи прихожане расписали стены древними христианскими символами — рыбами, якорями, кораблями и другими, но мы, к сожалению, уехали с острова раньше, поэтому на фотографии стены еще пустые.

Photo_22.jpg

На этом же этаже располагаются дом батюшки и его семьи, библиотека и приходские помещения. Также при храме есть школа на 2 класса.

Photo_23.jpg

На Самуи живет очень много русских семей. Мы заметили, что в некоторых районах русскую речь слышно едва ли не чаще, чем тайскую :). Кто-то живет годами, а кто-то приезжает только на «зимовку». И у многих возникает вопрос с обучением детей в школе, многие страдают от того, что на острове нет ни одной русской школы. Обучение в тайской школе мало кому подходит из-за того, что оно ведется только на тайском языке и чрезвычайно сильны патриотический и религиозно-буддийский компоненты. Интернациональные школы с обучением на английском языке зачастую недоступны по стоимости. Отец Алексий рассказывает, что был в шоке от того, что некоторые 12-летние русские дети едва умели читать по слогам... И вот, с сентября 2013 года, при храме начала работать начальная школа, которую посещали 20 ребятишек — младшая группа (5-8 лет) и старшая группа (8-12 лет).
Плата за обучение, идущая на зарплату 4 преподавателям, была исключительно доступной — 3000 бат в месяц с семьи (!) (до обвала рубля это составляло порядка 3000 рублей). К сожалению, в связи с кризисом в России, в этом году количество русских резко уменьшилось, было не набрать даже 10 учеников, и школа стала функционировать только как воскресная. Сейчас в нее абсолютно бесплатно ходят 6 детей от 6 до 12 лет, обучение ведут 2 преподавателя-волонтера. Из предметов остались только Библейская история, Жития святых и Проектная деятельность, на которой дети рукодельничают всякие интересности — строят Ноев Ковчег, конструируют камеру-обскуру, разрабатывают объемную модель Солнечной системы.

Еще одна особенность приходской жизни храма — в том, что каждый год практически весь приход обновляется. Несмотря на это община живет одной большой семьей, все прихожане помимо служения занимаются какой-либо деятельностью — сайтостроением, преподаванием, переводами. Матушка Мария (регент по образованию) постоянно «вычисляет» среди прихожан людей с хорошими вокальными данными и приглашает их в церковный хор, потом проводит спевки и репетиции. На Рождество Христово, Пасху и другие большие праздники все собираются на совместную трапезу.

По пятницам в 17.00 организованы посиделки «Светлое кино», с просмотром не только классики, но и современного российского кинематографа, с последующим чаепитием и обсуждением.
В России общение продолжается: когда отцу Алексию удается вырваться в Москву, все встречаются и организуют совместные поездки, например, в Ново-Сретенский монастырь. В этом году батюшка в составе группы своих прихожан из 32 человек совершит паломничество на Святую Землю и в Иорданию.

К сожалению, верующих тайцев в приходе нет. В основном православные тайцы живут в Бангкоке, где нередки интернациональные браки. Но иногда и на Самуи совершаются крещения и венчания воцерковленных тайцев.

На Крещение отец Алексий проводил освящение вод Сиамского залива на пляже Ламаи, возле которого расположен храм. И вдруг, в самый ответственный момент, поднялась больша-а-а-я волна и накрыла батюшку!

На Рождество так получилось, что многие прихожане привезли из России шоколадные конфеты, которых оказалось более 30 кг! И тогда их упаковали в виде традиционных русских новогодних сладких подарков и роздали тайским детям со всей округи. Потом всех пригласили в храм на елку с участием нашего настоящего Деда Мороза и дали представление.

Силами православной миссии регулярно проводятся благотворительные акции «Поможем детям-сиротам Таиланда», прихожане собирают игрушки, спортинвентарь, книги, канцелярию. Сейчас проходит новая благотворительная акция помощи пожилым болящим тайцам из домов престарелых, собираются лекарства, полотенца, подгузники и все то, что необходимо для ухода за лежачими больными.

Ведется и обширная просветительская деятельность. Газета «Таиланд Православный» с детским приложением и разворотом на тайском языке выходит 1 раз в 3 месяца, отец Алексий является главным редактором и идейным вдохновителем проекта. В этом издании участвуют авторы-волонтеры со всего света — из Испании, США, Таиланда и России. А к Пасхе был выпущен пилотный номер большого полноцветного журнала «Христианский мир Азии». В нем рассказывается о православной жизни не только в Юго-Восточноазиатском регионе, но и в Азии в целом.

Нам было интересно узнать, а как будет звучать «Христос Воскресе!» по-тайски? Вот что по этому поводу мы узнаем из газеты: «... в тайском языке нет слова, обозначающего воскресение, в обратном переводе с тайского на русский «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» будет звучать примерно так: «Христос Господь возвратил жизнь, возвратился к жизни! Да уже Он возвратил жизнь, возвратился к жизни, действительно!» Произносится это так: «Христос Воскресе — Пхра Кхрист цзяо сонг клап кхын пхра чханомчхип». А «Воистину Воскресе — Чхайлеу пхраонг сонг клап кхын пхра чханом чхип яанг тхе цзинг». Воспроизвести это вслух мы не решились:)

И вот, мы несем пальмовые листья в храм. Наступило Вербное воскресение, и мы, подобно древним иудеям, впервые в жизни держим в руках пальмовые листья вместо привычной, такой родной, пушистой вербочки. Празднично украшенный храм будто сияет в предчувствии Светлого Праздника, гостеприимно открывая двери для всех паломников.

Photo_24.jpg

Photo_25.jpg

Photo_26.jpg

Photo_27.jpg

Photo_28.jpg

Пролетела Страстная седмица, и вся природа замерла в преддверии Светлого праздника.
Вход в церковь празднично украшен, леса уже сняты.

Photo_29.jpg

В Великую субботу мы освящали куличики и яйца.

Photo_30.jpg

Photo_31.jpg

В храме была организована Пасхальная благотворительная ярмарка.

Photo_32.jpg

Впервые мы оказались на Пасхальном Богослужении так далеко от дома и от нашего любимого Свято-Троицкого Измайловского собора в Санкт-Петурбурге. Мы очень соскучились по нашим дорогим батюшкам и друзьям-прихожанам, но при этом мы встречали Великий праздник с радостью и светлым чувством единения во Христе, независимо от расстояний, нас всех разделяющих.
Вот наши фотозарисовки со Всенощного бдения.

Photo_33.jpg

Photo_34.jpg

Царские врата закрыты, все замерли в ожидании.

Photo_35.jpg

Photo_36.jpg

И вот, где-то вдалеке раздается «Воскресение Твое, Христе Спасе...»

Photo_37.jpg

Photo_38.jpg

Photo_39.jpg

Photo_40.jpg

Photo_41.jpg

Photo_42.jpg

Photo_43.jpg

Photo_44.jpg

Photo_45.jpg

Photo_46.jpg

Photo_47.jpg

Photo_48.jpg

Photo_49.jpg

Photo_50.jpg

Photo_51.jpg

Photo_52.jpg

Photo_53.jpg

Photo_54.jpg

Photo_55.jpg

Photo_56.jpg

Photo_57.jpg

Photo_58.jpg

Photo_59.jpg

Photo_60.jpg

Photo_61.jpg

Обратили внимание: и на Крестном ходе, и на службе все... босиком?

Наши сердца наполнены радостью.
Служба идет своим чередом, и мы не чувствуем тысяч километров, отделяющих нас от Родины. Через Христа, через Православную Церковь, через Чашу с Причастием, мы все становимся едины!

...

По окончании службы отец Алексий вручил подарки всем присутствующим — маленькие иконки и писанки — расписные яйца.

А нам надо двигаться дальше, по дорогам нашего Великого путешествия... И уже на следующее утро мы отправились в путь, храня в сердцах светлую Пасхальную радость.

В следующей статье мы расскажем об уникальном православном приходе, действующем в Индонезии, на острове Бали, которым руководит православный священник родом из Тимора, а служба ведется на индонезийском языке.

Комментарии

Спасибо, батюшка за очерк. Очень интересно. Только жалко, что на службе так мало народа. Это в курортном месте! Где греют кости в это время десятки тысяч русских. Вот тебе и Святая Русь...

Немного не по теме. Очень понравилась проповедь: Может ли христианин идти на войну и убивать? Это последняя Ваша в этом списке:
http://azbyka.ru/video/propovedi-svyashhennika-konstantina-parxomenko/
 
р_б_ Андрей написал(а):
Интересно, что символизируют два человека на земноводных у ног Христа?
B370

Из книги митрополита Илариона (Алфеева) «По образу и подобию»:

В мозаиках собора святого Марка, а также на некоторых иконах и фресках – как византийских, так и древнерусских – природа иногда изображается одушевленной. В мозаике равеннского баптистерия (VI век), посвященной Крещению Господню, Христос представлен погруженным по пояс в воды Иордана, справа от него Иоанн Креститель, а слева персонифицированный Иордан в виде старца с длинными седыми волосами, длинной бородой и зеленой ветвью в руке. На древних иконах Крещения Господня в воде нередко изображаются два маленьких человекообразных существа, мужское и женское: мужское символизирует Иордан, женское – море (что является иконописной аллюзией на Пс. 114:3: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять»). Некоторые воспринимают эти фигурки как реликты языческой античности. Мне же представляется, что они, скорее, свидетельствуют о восприятии иконописцами природы как живого организма, способного воспринимать благодать Божию и откликаться на присутствие Божие. Сойдя в воды Иордана, Христос освятил Собою все водное естество, которое с радостью встретило и приняло в себя Бога воплотившегося: эту истину и являют человекообразные существа, изображаемые на иконах Крещения Господня.
 
О
Очень красивый православный храм в современном стиле. Атмосфера очень теплая и светлая. В России тоже много красивых храмов, но вот таких вот светлых я не встречала пока. По большей части у нас как-то все угрюмо, с русской харизмой тоски. А вот хочется, чтобы хоть где-то и вот так вот радостно и ярко было, с южным колоритом. Мы же все-таки многонациональная страна, и народов у нас много других кроме самих русских, и у наших братских народов харизма и традиция совершенно другая, и не всем им понятна эта наша русская тоска. Надо бы, надо бы РПЦ расширить свою внешнюю традицию проявления веры. Надеюсь всему свое время.
 
Ольга Капель;bt20936... Мы же все-таки многонациональная страна, и народов у нас много других кроме самих русских, и у наших братских народов харизма и традиция совершенно другая, и не всем им понятна эта наша русская тоска.
Потерпите немного, Ольга, и все с харизмой и "традициями совершенно другими", восплачут - "Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы." (Евг. от Луки, 13:25)

А в обще, странно слышать от ХРИСТИАН такие высказывания. Если, Вам любо мечети с их красивым "южным колоритом" как Вы пишите, то кто удерживает? Ходите туда. Душа кого-то тянется к благодати Божией, а у кого-то к внешнему убранству.

И еще, где Вы видели угрюмые храмы "с русской харизмой тоски". Как так, Божие и угрюмо? Разве такое бывает, разве Он творит угрюмое и не красивое? Что, хоть, говорите-то?
Я не буду давать Вам совет, как разжеть пламенную веру, ибо кто я такой? Но, к батюшке, обязательно подойдите, даст вам совет.
 
О
Ну вот что скажешь тут... Я всеми силами стараюсь защищать православных и православную традицию перед другими конфессиями, а православные своим мизантропством вот так вот сами себя дискредитируют. Обидно. А ведь традиций православных много и они не только русские. Есть греческая традиция и она отличается от русской, есть западная традиция, которая достаточно новая, и родилась как факт оставления западных храмов и передачи их православной церкви за границей. Мало того, что православные думают, что только они спасутся, но Вы, Андрей, еще и думаете, что спасетесь только стоя в русском православном храме, а перед остальными православными двери таки закроются... Ну, не хочется Вас обижать, но это все ж таки решать не Вам. А по-поводу "русской тоски" Вы меня, боюсь, не правильно поняли. Действительно, если проследить за русским искусством и архитектурой, то, разве что исключая древнюю языческую, вся русская христианская тема так или иначе пропитана темой русской тоски. И это совсем не угрюмость, а какая-то грусть по потерянному раю что ли... Посмотрите на глаза персонажей на картинах русских художников. В них нет темперамента, нет яркости, нет эмоций. Это все от христианской темы взято и понято русскими именно так и оставлено нам в наследие. На русскую душу такое выражение благочестия очень хорошо ложится и легко принимается. Но многим другим народам, в крови у которых заложена другая суть, у них и другая харизма и другой жизненный план по ним у Бога, им такая традиция не подходит. А мы имея такой народ в своей стране и не желая узнавать их суть, предлагаем им свое православие, которое они понять не в силах по природе своей, мы сами затворяем перед ними эти самые врата. Быть может, и не было бы у нас так много мусульман, буддистов и христиан отпавших от православия, если бы русская церковь была бы чуть гибче в отношении выражения традиций, и уважения, кстати, к другим традициям тоже. Напишите мне, Андрей, если хотите, лично, что угодно напишите. Обещаю, обижаться не буду и с батюшкой, обязательно поговорю. :)
 
Я с Ольгой согласен.

Я вообще не считаю, что в отношении храмового зодчества и обряда приемлема только византийская религиозная культура. Да, Византия сформировала интересный вариант культа, но это именно вариант. Почему не допустить иных православных традиций и обрядов, учитывающих национальный колорит?

Не думали, почему православное христианство плохо прививается в Азии? Например, в Японии все держалось только на личности выдающегося человека - святителя Николая Японского. Когда он умер, православие в Японии стало хиреть. Не в меньшей степени это произошло потому, что в Японии, где очень сильна своя культура, стали насаждать византийскую традицию. А она - чужда японцам.
Почему не строить православные храмы по образцу японских святилищ? Почему не использовать ритуалы, облачения, которые свойственны менталитету японцев? Естественно, все это наполнить христианским содержанием.

Собственно, и византийская культура выросла из античного язычества. Просто языческие церемонии, мистерии наполнили христианским содержанием.

Об этом задумывались наши иерархи еще до революции. Знаете ли вы, что в начале 20-го века было создано православие Западного обряда? То есть абсолютно католические обряд, но православная вера. Такие приходы были в Европе. Для европейца их культура более понятная и привычная. Европейцу не просто перестроиться на византийский обряд, эта культура для него непонятна и чужда. Он гораздо охотней станет православным, если останется привычная и родная для него религиозная культура.
 
О
А, да, вот еще что пришло на ум... Я сейчас тоже заразилась этой так называемой "русской идеей". Раньше я её не понимала, а теперь пришло понимание. У святых отцов, правда, много всего пророческого связанного со спасением России Богом. Но я глубоко уверена, что если Бог захочет спасти мир через Россию и спасет его, то произойдет это не потому что Россия и русский народ так уж сильно угодил Ему тем что стены храмов белее, а купола золотее... Бог любит все народы и каждому народу дает благодать свою, и защищает все народы. Но у Него есть свой план спасения мира и Ему известны все помыслы людей и судьбы мира. И посмотрите, что делается: Россию и русский народ сейчас ненавидят все, или по крайней мере всех заставляют ненавидеть нас. А за что? Так получилось исторически, и нам не ведомо это знать зачем так получилось. А Ему ведомо. И Он нас защитит от этой мировой ненависти тем, что явит свое спасение миру через Россию. Именно в этом мне лично видится Божий план. Не нужно быть такими гордыми этим, чтобы не заработать себе осуждение.
 
Ольга Капель написал(а):
Мало того, что православные думают, что только они спасутся, но Вы, Андрей, еще и думаете, что спасетесь только стоя в русском православном храме, а перед остальными православными двери таки закроются...
не знаю почему Вы считаете, что не все православные церкви спасительны. Зато очевиден тот факт, что спасительно только Православие. Возможно кому-то не очевидно, что вне Церкви не существует спасительных Таинств, а без Таиств невозможно спасение, но так устроено сами Господом, и об этом говорит Евангелие. Многие Святые писали об этом объясняя сей простой факт всем кому это не очевидно и почему спасительно только Православие. Ну а вне Православных Апостольских Церквей иных церквей быть не может(точнее они есть как видимость и внешняя оболочка без основного - действенных Таинств)... Потому и спасение в других конфессиях искать - напрасное и гибельное занятие...
 
О
Да? А почему тогда Таинство Крещения, совершенное в других как вы говорите "оболочках", принимается православием за свершенное Таинство, и второй раз не крестят перешедших? Потому что глупо вновь перекрещивать, и когда-то православная церковь так и делала и выглядела полнейшим глупцом...перемудрили и согласились, что перемудрили. Так вот эти разговоры о спасении только православных тоже выглядят глупо. Ну, а святые отцы, что ж ...бывает...и на старуху бывает проруха. Там много у них всего, что православная церковь и не принимает. Например, Матронушку почитайте, и увлажняющим кремом больше не мажьте ни лицо, ни руки, а то в ад пойдете и православие не спасет. А вообще, это бесполезный спор и больше не буду писать на эту тему. Если на высшем уровне вопрос до сих пор не решен, нам с вами, дорогие братья и сестры, кроме о. Константина, вообще в сей теме делать нечего.
 
Спасибо Дмитрию и Ирине. Статья интересная и легкочитаемая. Ждем новых очерков!
 
Ольга Капель написал(а):
Да? А почему тогда Таинство Крещения, совершенное в других как вы говорите "оболочках", принимается православием за свершенное Таинство, и второй раз не крестят перешедших?
Во первых, в разных случаях по разному. Иногда и крестят. А в греческой церкви, если не ошибаюсь, крестят всех инославных. А объясняется Ваш вопрос очень просто:
"для того, чтобы Крещение как Таинство соединения с Церковью стало реальностью, необходимы: стремление человека к Церкви, обряд Крещения как видимое выражение этого желания и сама Церковь. Первые две составляющие есть, наконец, обретается и третья. Ведь часто бывает наоборот: человек крестится без этого стремления, без осознанного желания вступить в Церковь Христову, то есть без первой составляющей, и часто даже не приходит к Евхаристии после Крещения. Ведь такого человека мы не перекрещиваем, а между тем, полноценным членом Церкви он не становится, Крещение же должно служить именно этому. «Имея сами по себе абсолютное значение, в порядке приема в Церковь Крещение и Миропомазание служат подготовительными моментами для вступления в Евхаристическое собрание. Вступление в него открывает возможность жизни в Церкви, без которой нет активной принадлежности к ней. Поэтому сами по себе Крещение и Миропомазание создают только пассивную принадлежность»"(с) К. Пархоменко
 
Ольга Капель написал(а):

Читал Ваши комментарии и думал, что Вы за человек, сначала в голову пришло, что Вы оглашенная, потом - не крещеная. Но, Вы, Ольга, как написали в разделе "о себе", католик. Теперь все стало на свои места, а то чувствую, что что-то не не то. У меня нет дара обрящать людей в православную веру, поэтому не смогу с Вами вести диалог. А жалко, вроде Бог даровал внешность, а идете путем к погибели. Задумайтесь, кому католики молятся, если не имеют пред собой иконы. Задумайтесь, католики молятся на запад, а там, как говорил один святой отец, уже горит геена огненная. Что такое геена огненная знаете, рассказывали? К чему принадлежит? Задумайтесь, откуда Второе пришествие Иисуса Христа будет - с Востока, а вы стоять будете к нему спиной. Подумайте ....
Кстати, Полярные Зори красивый город. Я 10 классов учился в г. Мурманске. Всегда проезжали на поезде из Питера в Мурманск. Но почему выбрали путь ложный ....?
священник Константин Пархоменко написал(а):

Почему не допустить иных православных традиций и обрядов, учитывающих национальный колорит?
Почему не использовать ритуалы, облачения, которые свойственны менталитету японцев?
Не совсем понятно, о чем Вы, отец Константин? Вы предлагаете "допустить" иные облачения или какие-то обряды в православные в храмы? Например танцы с бубном, как делают северные народности. Я, правильно Вас понял? Здорово, когда японский священник в кимоно и в такой обуви
tabi-and-geta.jpg

Копыт не хватает. Как к такому батюшке подходить на причастие? Спасибо не надо ничего менять. В храмы идут, как писал выше, не за колоритом, а к Богу. Сколько затворников жили в пещерах, без "колоритов" и каких высот достигали. А всего-то что было у них: молитвослов, иконка 1- 2 и пламенеющая душа. А Мария Египетская ....., отец Константин мне ли Вам говорить. Кто Вам такие мысли нашептывает, не сатана ли?

Ольга Капель написал(а):
Да? А почему тогда Таинство Крещения, совершенное в других как вы говорите "оболочках", принимается православием за свершенное Таинство, и второй раз не крестят перешедших?

Раньше было так. Теперь Крестят. Даже сами крещаемые (католики) просят снова покрестить. Я не придумываю!
 
О
Отец Константин, мне прям как-то неловко даже. С одной стороны я не могу скрывать свое вероисповедание и образ мыслей здесь, но с другой смущаю им много православных христиан. С третьей стороны понимаю, что и общаться надо нам, чтобы находить общее понимание друг друга и как Вы сами говорите не закрываться в своей малой общине. Но наезды православных порой и меня выбивают из равновесия. Мне самой трудно быть щитом как для одних с одной стороны, так и для других с другой. Так вот видимо место моё где-то между. Но получается, что я и там, и там изгой. Это плохо все, очень плохо, потому что среди христиан я порой чувствую себя хуже чем среди наших современников "неоязычников". У православных сплошь и рядом запугивание, у католиков дикий смех. Знаете, братья православные, не спасет вас вера ваша, если будете упорствовать в мракобесии и запугивании, и дальше проявлять неуважение к другим традициям и ценностям других народов.
 
Ольга Капель написал(а):
У православных сплошь и рядом запугивание, ...

Видимо так сильно запугивал, что пост мой удалили. Да никто Вас, Ольга, не запугивает и не ставит такой задачи. Не обижайтесь, если чего ... ;)
Удачи Вам на жизненном пути, но будет ли она у Вас, зависит от Вас лично! Но я, хотел бы, чтобы все было благополучно!
 
О
Андрей, вы как нашкодивший ребенок, которого призвали к ответу, а он говорит, что ничего такого не делал. Так в этом вопросе ведут себя многие православные и не только миряне, но что более неприятно и некоторые священнослужители. А еще более неприятно такое отношение находить у святых отцов русской церкви. Понимаете, может это запугивание и действует на особо впечатлительных боязливых людей, но современные люди не нуждаются в осуждении их грехом, а нуждаются в прощении. От такого посыла же только осуждение и получаешь - не будешь верить в правильную веру, не будешь смотреть на восток и т. д. и т. п. - не спасешься и пойдешь в ад. Знаете, с таким вот народом мне лично кажется, что и в раю будет не комфортно... Хочется сбежать с такого рая и если некуда бежать кроме ада, то тогда в ад. Андрей, я не обижаюсь. Но я бы хотела, чтобы вы и меня поняли.
 
Ольга Капель написал(а):
Знаете, с таким вот народом мне лично кажется, что и в раю будет не комфортно...

Храмы русские - грустные, нет там веселия южного. (бразильско-карнавального?)
Народ - не правильный.
Святые отцы - не то писали.
Рай не комфортный!

Переделайте всё, иначе - уйду, уйду, куда угодно - к язычникам, к католикам или протестантам...

:D

(ну и кто ребенок?)
 
Сверху