Храм под пальмами, или Как мы на тропическом острове Пасху встречали

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге «священник Константин Пархоменко». Просмотры: 5451

Храм под пальмами, или
Как мы на тропическом острове Пасху встречали


Есть у меня друзья: Дмитрий и Ирина Заболоцкие. Они имеют много полезных и хороших профессий, и одна из них профессиональные фото- и видео-съемка.
Я не раз публиковал фотографии моих друзей, а также их малышей, очаровательных близнецов.
На протяжении последних пяти лет Дима и Ирина фотографировали службу Пасхи в нашем соборе.
И вот год назад мои друзья отправились в длительное путешествие по странам Азии.
Я попросил делиться с нами тем, как вера Христова сияет (или тлеет) в различных, далеких от нас, культурах. Дима и Ирина любезно согласились. Сегодня один из материалов на эту тему.

Дорогие друзья! Приветствуем вас из жаркого Таиланда!
Сегодня мы расскажем о храме Воскресения Господня на острове Самуи, что находится в Королевстве Таиланд, и покажем, как проходили праздничные Богослужения в Светлый праздник Воскресения Христова.

Photo_1.jpg

После путешествия по любимой нами Малайзии мы с большой радостью отправились на освоение нового для нас тайского пространства по многим причинам. Не только потому, что новая страна — это всегда очень интересно, но и потому, что, к сожалению, в замечательной, дружелюбной и прекрасной Малайзии всего один православный приход — в Куала-Лумпуре. В Таиланде же по всей стране действуют и активно строятся множество храмов. И политика этого государства такова, что развитие религиозных конфессий всячески поддерживается. Например, преступление, совершенное на территории храма, приравнивается к преступлению против короля, а для тайцев, поверьте, это самое страшное.

Тайцы очень патриотичны — когда в 8 утра и 6 вечера из громкоговорителей раздаются звуки гимна Таиланда, жизнь замирает, все тайцы оставляют свои дела, встают и, вытянувшись, внимательно слушают; если дело происходит на дороге, то движение останавливается, а регулировщик стоит неподвижно посреди перекрестка, отдавая честь. Мы однажды покупали блинчики с уличного лотка на вечернем рынке, и вдруг заиграл гимн, так продавец молча застыл, весь во внимании, и не брал у нас деньги, пока музыка не закончится, ну, и мы, оказавшись невольными участниками, тоже стояли и с уважением слушали. К слову сказать, музыка к гимну была написана русским композитором Петром Андреевичем Щуровским в 1888 г.

Так вот, помимо изображений Будды в каждом доме висят портреты короля, его зовут Пхумипон Адульядет, или Рама IX, – тайцы действительно уважают и любят своего правителя. И, главное, есть за что! Рама IX на самом деле умнейший и образованнейший человек, родившийся в США и получивший блестящее образование в Лозаннском университете в Швейцарии. Находясь на королевском престоле с 1946 года, он вот уже почти полвека посвятил служению и процветанию своей страны и своего народа. Он создал несколько тысяч успешных проектов в системе здравоохранения, образования, в сельском хозяйстве и энергетике, позволивших Таиланду стать одной из процветающих стран Юго-Восточной Азии. Он придумал систему искусственных дождей и абсолютно новый вид топлива на основе пальмового масла. Помимо этого он является талантливым живописцем, фотографом и саксофонистом. Его музыкальные диски продаются по всей стране, а на денежной купюре, достоинством 1000 бат (это самая крупная купюра Таиланда) красуется портрет короля с фотоаппаратом в руках. Между прочим, это Canon :)

Надо заметить, что история русско-сиамских взаимоотношений имеет множество любопытных страниц. Будущий император Николай II посещал Бангкок с дружественным визитом в 1891 г., король Сиама Чулалонгкорн, или Рама V, приезжал в Петербург в 1897 г. А в 1898 г. в Императорский Пажеский корпус приехал учиться любимый сын короля Чулалонгкорна принц Чакрабон, после продолживший свое образование в Академии Генерального штаба русской армии. Он прожил в России 8 лет, выучил русский язык и даже принял православие, для того чтобы иметь возможность обвенчаться с русской девицей из обедневшего дворянского рода — Екатериной Десницкой, что и было совершено тайно в одном из храмов Константинополя. В королевской семье произошел грандиозный скандал, Рама V не пожелал признавать Екатерину и смягчился только в 1908 году, после рождения маленького Чулы, которому даже был дарован титул принца крови и право наследования престола. После смерти Рамы V в 1910 г. на престол взошел старший брат Чакрабона Вачиравут, или Рама VI, присвоивший Екатерине титул герцогини, и, таким образом, этот неравный брак наконец был официально утвержден. К сожалению, прекрасная сказка закончилась в 1919 г., когда брак распался, после того, как принц в соответствии с тайской традицией того времени завел вторую жену. Екатерина принять такой факт не смогла и уехала в Шанхай, оставив сына королевской родне. А принц Чакрабон в 1920 г. скончался во время эпидемии гриппа. Екатерина Десницкая впоследствии вышла замуж за американца и прожила долгую жизнь в Париже и США.
Об этой истории любви можно прочитать в книге Константина Паустовского «Далекие годы» и в книге их внучки, принцессы Таиланда Нариссы Чакрапонг «Катя и принц Сиама».

Итак, на сегодняшний день в Тае функционирует 8 церквей.
Самым первым был открыт Храм Всех святых в Паттайе, где сейчас служит отец Даниил (Данай) Ванна.
Нам стало интересно, как случилось так, что таец стал православным священником? Оказывается, он работал на возведении храма, руководил строительством и занимался визовыми вопросами. Однажды его попросили починить компьютер архимандрита Олега (Черепанина), и после этого личного знакомства Данай, будущий отец Даниил, начал воцерковляться и учить русский язык. Через некоторое время он поехал учиться в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Вскоре он женился на русской девушке Елене из Ярославля и у них родилась дочь Машенька. Потом отец Даниил был рукоположен во священника и назначен служить в тот самый храм, где он когда-то работал на строительстве. Сейчас он является руководителем фонда Православной Церкви в Таиланде, занимается визовой поддержкой православной миссии, помогает на переговорах и курирует миссионерскую деятельность по переводам Священных текстов на тайский язык. Уже осуществлены переводы Закона Божьего протоиерея Серафима Слободского, «Истории Христианской церкви», изданы русско-тайский и русско-лаосский молитвословы, готовятся к печати Часослов, а также переводится житие преподобного Сергия Радонежского.
Параллельно со строительством храма в Паттайе возводился Успенский мужской монастырь в провинции Ратчабури, где служит иеромонах Михаил (Чепель).
Потом был открыт храм Святой Троицы на о. Пхукет, там служит отец Роман (Бычков).
Четвертым по счету был открыт храм Вознесения Господня на о. Самуи, о котором мы и поведем наш рассказ. Тут служит отец Алексий Головин.
Архимандрит Олег (Черепанин) ныне руководит Свято-Николаевским храмом в Бангкоке.

Совсем недавно были построены Сергиевский храм на о. Ко Чанг и Храм в честь царственных мучеников в г. Хуа Хин. И еще заложен камень под строительство храма в честь равноапостольного князя Владимира в г. Чианг Май.
Также к тайской православной миссии относится Лаос, в котором службы ведутся лишь по требованию, и Камбоджа. В Камбодже функционирует приход в честь Казанской иконы Божией Матери в Сием Риепе, есть храм Св. Георгия Победоносца при Болгарском посольстве в Пномпене, и начато строительство храма в честь Целителя Пантелеимона в Сиануквиле. Если Бог даст нам возможность оказаться в тех местах, было бы интересно сделать фоторепортаж о жизни какого-нибудь из этих приходов...

А пока мы ведем рассказ о храме Воскресения Христова на острове Самуи.
Найти его не составляет большого труда — у храма есть сайт, с подробным описанием, как добраться, на многих туристических картах он обозначен, а возле дороги есть указатели. Сияющий белоснежными фасадами на фоне бескрайне высокого голубого неба, пятикупольный храм с золотыми и синими главками-луковичками возвышается в сени пальм на ярко-зеленом, поросшем буйной растительностью холме, возвещая торжество и величие православной веры на далеком тропическом острове.

Это единственный храм, стоящий прямо на море, всего в нескольких минутах ходьбы от побережья Сиамского залива.
Еще ведутся строительные работы...

Photo_2.jpg

Photo_3.jpg

Photo_4.jpg

Вот такие сказочные виды открываются с верхней террасы храма.

Photo_5.jpg

Photo_6.jpg

Нас гостеприимно встречает батюшка отец Алексий Головин.

Photo_7.jpg

Отец Алексий живет в Таиланде уже почти три года, с сентября 2012 г. Любопытно, как он оказался в Тае и каковы были его первые впечатления? Мы расспросили об этом самого батюшку.

Он родился в 1986 г. в Кемеровской области, по материнской линии в его семье была очень верующая бабушка, которая приобщала маленького Алешу к православной вере. С 8 лет он начал алтарничать в храме и учиться в воскресной школе. Потом он закончил Томскую Духовную семинарию и в 2004 г. был рукоположен в сан диакона и направлен в закрытый город Северск, где служил и работал секретарем-референтом в Томском епархиальном управлении. Далее отец Алексий поступил в Санкт-Петербургcкую Духовную Академию, закончив ее в 2011 г. Там он и познакомился со студенткой регентского факультета Марией, которая родилась и жила в Гатчине. И, как всегда, тут не обошлось без Промысла Божьего!
День рождения отца Алексия — 17 апреля, а это день памяти св. Марии Гатчинской! Отец Алексий не раздумывая сделал Марии предложение, она с радостью дала согласие стать батюшке супругой, и теперь в Вознесенском храме на Самуи бережно хранятся мощи св. Марии Гатчинской, ставшей покровительницей семьи Головиных.

Сейчас отец Алексий очно-заочно учится в Томском государственном университете по специальности «Психология инновационной деятельности».
Интересно, что Томская епархия уже много лет сотрудничает с православной миссией в Таиланде, содействует в издательстве и переводе Закона Божьего Серафима Слободского на тайский язык, а студенты Томской семинарии частенько приезжают на практику в Бангкок.

Вот и отцу Алексию предложили продолжить служение и миссионерскую деятельность на территории Таиланда. Посоветовавшись с супругой, он недолго думая согласился.
Вспоминая свои первые впечатления о Таиланде, батюшка смеется: «Вот теперь-то мы узнали, что такое настоящая жара и по-настоящему острая пища!»
Вначале отец Алексий, приехавший в Тай вместе с матушкой Марией и дочерью Софией, которой тогда было полтора года, служил на Пхукете в храме Святой Троицы. В то же время он курировал строительство храма на Самуи. И вот, 19 июня 2013 года, состоялось малое освящение и открытие храма Вознесения Господня. Там отец Алексий и по сей день осуществляет свое пастырское служение.
...

Прощеное воскресение, канун Великого поста, мы на пороге храма. По азиатской традиции, все оставляют обувь за порогом.

Photo_8.jpg

Фреска над входом, «Спас Нерукотворный», только-только закончена, еще даже леса не сняты.
С другой стороны располагается фреска с изображением Казанской иконы Божией Матери.

Photo_9.jpg

Эти росписи, как и 5 фресок в традиционном византийском стиле непосредственно в самом храме, были выполнены известным питерским художником Евгением Выповым из Мастерской «Северный Афон».

Photo_10.jpg

Photo_11.jpg

Photo_12.jpg

Одна из них особенно замечательна. Фреска «Проповедь Апостола Фомы».

Photo_13.jpg

Это уникальная работа, единственная в своем роде, нигде в мире нет подобной фрески. В ее основе — сюжет из жизни Апостола Фомы, дошедшего до Индии, а это ближайшая к Таиланду точка апостольской проповеди. А в руках у апостола — свиток с текстом на тайском языке! И мы видим разбегающихся в испуге бесов. Любопытно, что на запястьях местных жителей изображены браслеты. Именно такие «феньки» часто повязывают ничего не подозревающим туристам в местах скопления языческой силы. Отец Алексий рассказывает, что однажды застал в храме человека, увешанного феньками, сидящего под образом Серафима Саровского в позе лотоса и погруженного в медитацию. Комментарии, как говорится, излишни...

В подсвечниках — мраморная крошка, которую можно, на первый взгляд, принять за белый островной песок.

Photo_14.jpg

Алтарная часть.

Photo_15.jpg

Как органично вписалась тайская вычурная мебель в убранство русского храма...

Photo_16.jpg

Хотя церковь и небольшая, но она вся пронизана светом и напоена легкостью, только заходишь — и немедленно кажется, вот-вот и запоет душа и рванется ввысь легкой пушинкой к горней радости, оставляя где-то далеко внизу все свои подернутые серой дымчатой паутиной липкие мирские суетности...

Photo_17.jpg

Photo_18.jpg

В храме находится Киккский образ Божией Матери, привезенный сюда прихожанами с Кипра, хранятся мощи прп. Марии Гатчинской, прп. Алексия, человека Божьего, св. блгв. князя Александра Невского и множество других святынь.

Photo_19.jpg

Photo_20.jpg

Photo_21.jpg

Этажом ниже располагается вот такая замечательная крестильня с крестообразной купелью.
Вскоре после Пасхи прихожане расписали стены древними христианскими символами — рыбами, якорями, кораблями и другими, но мы, к сожалению, уехали с острова раньше, поэтому на фотографии стены еще пустые.

Photo_22.jpg

На этом же этаже располагаются дом батюшки и его семьи, библиотека и приходские помещения. Также при храме есть школа на 2 класса.

Photo_23.jpg

На Самуи живет очень много русских семей. Мы заметили, что в некоторых районах русскую речь слышно едва ли не чаще, чем тайскую :). Кто-то живет годами, а кто-то приезжает только на «зимовку». И у многих возникает вопрос с обучением детей в школе, многие страдают от того, что на острове нет ни одной русской школы. Обучение в тайской школе мало кому подходит из-за того, что оно ведется только на тайском языке и чрезвычайно сильны патриотический и религиозно-буддийский компоненты. Интернациональные школы с обучением на английском языке зачастую недоступны по стоимости. Отец Алексий рассказывает, что был в шоке от того, что некоторые 12-летние русские дети едва умели читать по слогам... И вот, с сентября 2013 года, при храме начала работать начальная школа, которую посещали 20 ребятишек — младшая группа (5-8 лет) и старшая группа (8-12 лет).
Плата за обучение, идущая на зарплату 4 преподавателям, была исключительно доступной — 3000 бат в месяц с семьи (!) (до обвала рубля это составляло порядка 3000 рублей). К сожалению, в связи с кризисом в России, в этом году количество русских резко уменьшилось, было не набрать даже 10 учеников, и школа стала функционировать только как воскресная. Сейчас в нее абсолютно бесплатно ходят 6 детей от 6 до 12 лет, обучение ведут 2 преподавателя-волонтера. Из предметов остались только Библейская история, Жития святых и Проектная деятельность, на которой дети рукодельничают всякие интересности — строят Ноев Ковчег, конструируют камеру-обскуру, разрабатывают объемную модель Солнечной системы.

Еще одна особенность приходской жизни храма — в том, что каждый год практически весь приход обновляется. Несмотря на это община живет одной большой семьей, все прихожане помимо служения занимаются какой-либо деятельностью — сайтостроением, преподаванием, переводами. Матушка Мария (регент по образованию) постоянно «вычисляет» среди прихожан людей с хорошими вокальными данными и приглашает их в церковный хор, потом проводит спевки и репетиции. На Рождество Христово, Пасху и другие большие праздники все собираются на совместную трапезу.

По пятницам в 17.00 организованы посиделки «Светлое кино», с просмотром не только классики, но и современного российского кинематографа, с последующим чаепитием и обсуждением.
В России общение продолжается: когда отцу Алексию удается вырваться в Москву, все встречаются и организуют совместные поездки, например, в Ново-Сретенский монастырь. В этом году батюшка в составе группы своих прихожан из 32 человек совершит паломничество на Святую Землю и в Иорданию.

К сожалению, верующих тайцев в приходе нет. В основном православные тайцы живут в Бангкоке, где нередки интернациональные браки. Но иногда и на Самуи совершаются крещения и венчания воцерковленных тайцев.

На Крещение отец Алексий проводил освящение вод Сиамского залива на пляже Ламаи, возле которого расположен храм. И вдруг, в самый ответственный момент, поднялась больша-а-а-я волна и накрыла батюшку!

На Рождество так получилось, что многие прихожане привезли из России шоколадные конфеты, которых оказалось более 30 кг! И тогда их упаковали в виде традиционных русских новогодних сладких подарков и роздали тайским детям со всей округи. Потом всех пригласили в храм на елку с участием нашего настоящего Деда Мороза и дали представление.

Силами православной миссии регулярно проводятся благотворительные акции «Поможем детям-сиротам Таиланда», прихожане собирают игрушки, спортинвентарь, книги, канцелярию. Сейчас проходит новая благотворительная акция помощи пожилым болящим тайцам из домов престарелых, собираются лекарства, полотенца, подгузники и все то, что необходимо для ухода за лежачими больными.

Ведется и обширная просветительская деятельность. Газета «Таиланд Православный» с детским приложением и разворотом на тайском языке выходит 1 раз в 3 месяца, отец Алексий является главным редактором и идейным вдохновителем проекта. В этом издании участвуют авторы-волонтеры со всего света — из Испании, США, Таиланда и России. А к Пасхе был выпущен пилотный номер большого полноцветного журнала «Христианский мир Азии». В нем рассказывается о православной жизни не только в Юго-Восточноазиатском регионе, но и в Азии в целом.

Нам было интересно узнать, а как будет звучать «Христос Воскресе!» по-тайски? Вот что по этому поводу мы узнаем из газеты: «... в тайском языке нет слова, обозначающего воскресение, в обратном переводе с тайского на русский «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» будет звучать примерно так: «Христос Господь возвратил жизнь, возвратился к жизни! Да уже Он возвратил жизнь, возвратился к жизни, действительно!» Произносится это так: «Христос Воскресе — Пхра Кхрист цзяо сонг клап кхын пхра чханомчхип». А «Воистину Воскресе — Чхайлеу пхраонг сонг клап кхын пхра чханом чхип яанг тхе цзинг». Воспроизвести это вслух мы не решились:)

И вот, мы несем пальмовые листья в храм. Наступило Вербное воскресение, и мы, подобно древним иудеям, впервые в жизни держим в руках пальмовые листья вместо привычной, такой родной, пушистой вербочки. Празднично украшенный храм будто сияет в предчувствии Светлого Праздника, гостеприимно открывая двери для всех паломников.

Photo_24.jpg

Photo_25.jpg

Photo_26.jpg

Photo_27.jpg

Photo_28.jpg

Пролетела Страстная седмица, и вся природа замерла в преддверии Светлого праздника.
Вход в церковь празднично украшен, леса уже сняты.

Photo_29.jpg

В Великую субботу мы освящали куличики и яйца.

Photo_30.jpg

Photo_31.jpg

В храме была организована Пасхальная благотворительная ярмарка.

Photo_32.jpg

Впервые мы оказались на Пасхальном Богослужении так далеко от дома и от нашего любимого Свято-Троицкого Измайловского собора в Санкт-Петурбурге. Мы очень соскучились по нашим дорогим батюшкам и друзьям-прихожанам, но при этом мы встречали Великий праздник с радостью и светлым чувством единения во Христе, независимо от расстояний, нас всех разделяющих.
Вот наши фотозарисовки со Всенощного бдения.

Photo_33.jpg

Photo_34.jpg

Царские врата закрыты, все замерли в ожидании.

Photo_35.jpg

Photo_36.jpg

И вот, где-то вдалеке раздается «Воскресение Твое, Христе Спасе...»

Photo_37.jpg

Photo_38.jpg

Photo_39.jpg

Photo_40.jpg

Photo_41.jpg

Photo_42.jpg

Photo_43.jpg

Photo_44.jpg

Photo_45.jpg

Photo_46.jpg

Photo_47.jpg

Photo_48.jpg

Photo_49.jpg

Photo_50.jpg

Photo_51.jpg

Photo_52.jpg

Photo_53.jpg

Photo_54.jpg

Photo_55.jpg

Photo_56.jpg

Photo_57.jpg

Photo_58.jpg

Photo_59.jpg

Photo_60.jpg

Photo_61.jpg

Обратили внимание: и на Крестном ходе, и на службе все... босиком?

Наши сердца наполнены радостью.
Служба идет своим чередом, и мы не чувствуем тысяч километров, отделяющих нас от Родины. Через Христа, через Православную Церковь, через Чашу с Причастием, мы все становимся едины!

...

По окончании службы отец Алексий вручил подарки всем присутствующим — маленькие иконки и писанки — расписные яйца.

А нам надо двигаться дальше, по дорогам нашего Великого путешествия... И уже на следующее утро мы отправились в путь, храня в сердцах светлую Пасхальную радость.

В следующей статье мы расскажем об уникальном православном приходе, действующем в Индонезии, на острове Бали, которым руководит православный священник родом из Тимора, а служба ведется на индонезийском языке.
  • Георгий Валентинович
  • р_б_ Андрей
  • священник Константин Пархоменко
  • р_б_ Андрей
  • священник Константин Пархоменко
  • Андрей П.К.
  • Наталия Т.
  • Андрей П.К.
  • р_б_ Андрей
  • р_б_ Андрей
  • р_б_ Андрей
  • р_б_ Андрей
  • Саша Николаевич
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии