Храмы Петербурга: Церковь Воскресения Христова

Статус
Эта запись является частью серии записей Храмы Петербурга
Храмы Петербурга
Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала

Есть в Петербурге храм, находящийся на Обводном канале, близ старинного Варшавского вокзала. Это храм Воскресения Христова, и был он построен по благословению св. Иоанна Кронштадтского.
Переступаю порог шумной улицы, и попадаю в сумрак уютного храма…

Об истории строительства храма на сайте храма читаем:

В конце XIX века местность близ Варшавского и Балтийского вокзалов была рабочей окраиной столицы. Служащие железной дороги и трудящиеся нескольких заводов составляли население близлежащих бедных кварталов. Пыль набережной Обводного канала, кабаки, пьяные рабочие и грязные ребятишки были обязательной составляющей этого мира тяжкого труда и беспросветной нужды. Поэтому, понимая острую необходимость евангельского благовестия в этом удаленном от приходских церквей районе, петербургское Общество религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви ходатайствует перед городскими властями о выделении земельного участка для строительства храма Божиего.

И первый деревянный храм Воскресения Христова, возведенный в 1894 году, стал поистине лучом света в темном царстве простой рабочей жизни, ведь в нем помимо уставного богослужения и народного пения проводились духовные беседы и чтения, на которые народ устремлялся тысячами; вскоре появились церковно-приходская школа, библиотека и читальный зал. Это был в полном смысле слова народный храм; не случайно, что именно здесь зародилось Александро-Невское Общество трезвости, которое было необходимо тут, как воздух. Оно было открыто в 1898 году попечением настоятеля храма отца Александра Рождественского и разрослось впоследствии так, что насчитывало в период расцвета более 70 тысяч человек. Горячо любимая простым народом деревянная Воскресенская церковь в начале XX века уже стала тесна для множества приходящих, и Обществом религиозно-нравственного просвещения во главе с его бессменным председателем протоиереем Философом Орнатским было решено возводить обширный каменный храм на народные пожертвования, на что была получена и Высочайшая субсидия.

Государь Николай II утвердил проект трехпридельного храма архитектора Г.Д. Гримма, «пожелав успеха постройке». Каменный храм был заложен 25 июля/7 августа 1904 года в ознаменование десятилетия бракосочетания императора Николая Александровича и императрицы Александры Феодоровны. Начались строительные работы, но «уповаемый при закладке храма приток пожертвований прекратился почти тотчас в неожиданно наступившую пору лихолетья»: Русско-японская война, кровавые события первой русской революции отодвинули планы храмоздательства. Но «точно наперекор общественному разброду и разложению заветных православно-русских традиций у Варшавского вокзала росло величественное сооружение, ставшее памятником преданности царелюбивого народа своим родным свято-историческим заветам». Возводить храм в таких условиях стоило строительной комиссии во главе с Дмитрием Ивановичем Парфеновым огромных трудностей, часто приходилось вкладывать немалые личные средства – но что может быть большим делом, чем воздвигнуть на земле храм Божий? И вот, наконец, «в ответ на общественное нетерпение и в уважение горячего желания всех строителей и богомольцев встретить наступающий праздник Рождества Христова в новом поместительном и благолепном храме» 14/27 декабря 1908 года с особой торжественностью состоялось освящение Воскресенского храма, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский).

И хотя строительство полностью еще не было завершено, а внутренняя отделка только начиналась, «волны народного моря, всегда приливающего к стенам Воскресенского храма», красноречивее всего говорили о том, что «жив Господь и жива душа народная, и нет лучшей пищи для нее, как молитва в Божьем доме…». Всегда активная приходская жизнь стала теперь еще более насыщенной: Александро-Невское Общество трезвости разместило в подвале храма свою типографию, а трезвенническое движение получило распространение по всей России. Так продолжалось до 1917 года, когда все в России перевернулось: Общество трезвости было закрыто в 1918 году, «петербургский златоуст» отец Философ Орнатский и многие другие его сподвижники приняли мученическую кончину, храм Воскресения был разграблен и в 1930 году закрыт.

В советские годы внутреннее пространство храма было обезображено до неузнаваемости: в нем находился склад, кинотеатр, на колокольне – парашютная площадка… Храм был возвращен верующим в феврале 1990 года, и богослужение вновь зазвучало в нем в день Пасхи – 15 апреля 1990 года: храм Воскресения Христова воистину воскрес!

Сегодня приход храма возрождает традиции трезвеннического движения, а также просветительскую и книгоиздательскую деятельность. А его величественное здание еще ожидает серьезной реставрации

С сайта храма: http://hram-varshavka.ru/

1.JPG
Таким выглядел храм до недавней реставрации.

2.JPG
Но вот его закрыли строительными лесами, сеткой и началась реставрация. Она будет произведена как снаружи, так и внутри.

Есть потрясающая история о том, как храм уцелел в 1930-е годы. На городской комиссии обсуждался план его сноса. За снос проголосовали все. Но тут один из членов комиссии задумчиво сказал: «Подождите, но ведь к церкви примыкает Дом культуры имени Карла Маркса. При взрыве церкви Дом культуры пострадает. И что тогда скажут? Что в Ленинграде разрушают Дома культуры трудящихся?..»
Уничтожение храма было отложено, а потом началась Великая Отечественная война и стало не до того…
На фотографии, сзади церкви, – тот самый Дом культуры им. Карла Маркса (с краеугольной крышей).

3.JPG
Для желающих посетить храм – полезное объявление.

4.JPG
Вхожу в церковь, и останавливаюсь при входе... Вот как выглядит храм изнутри.

5.JPG
Недавно созданный прекрасный иконостас.

6.JPG
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Перед этой иконой еженедельно служатся молебны об избавлении от недуга пьянства. Со всего Петербурга сюда съезжаются люди...
Подробную информацию смотрите на сайте храма.

7.JPG
Чтимая икона Святителя Николая.

8.JPG
Вхожу в алтарь, и поднимаю фотоаппарат к потолку. Только здесь сохранились элементы старинной подлинной росписи.

9.JPG
Вот еще кусочек подлинной росписи на стене. Остальная роспись в советские годы была уничтожена.

10.JPG
На стене, которая ждет реставрации, – икона св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Глубоко символично, что отец Иоанн, благословивший строительство этого храма и помогавший средствами, теперь участвует в его возрождении и в прямом смысле разделяет скорби, выпавшие на долю этой церкви.

11.JPG
Царственные страстотерпцы.

12.JPG
Святая праведная новомученица Елизавета.

13.JPG
Святая Параскева Пятница.
Зайдя в храм, я попросил служительницу показать мне наиболее чтимые иконы. Она меня подвела к этой иконе. «Очень любят люди эту иконочку, и святая Параскева им отвечает».

14.JPG
Вот такой вид от солеи к выходу. Обратите внимание на жутко темные своды.
Когда я здесь был четыре года назад, храм внутри был побелен и сиял, как яичко. Но что с ним произошло сейчас? Пожар? Нет. Копоть свечей? Нет. Что-то другое… Мне удалось поговорить со специалистом, который ответил мне на этот вопрос.
А теперь я спрошу вас: как вы думаете, что произошло с храмом? Почему он внутри почернел? (Версию о наказании за грехи клира или прихожан прошу не приводить:))

15.JPG
Много-много объявлений. Храм отличается строгой дисциплиной (настоятель храма – архимандрит), и здесь строго следят за одеждой входящих в храм.
И бесконечные указания, в какой одежде подобает входить в храм, а в какой – нет.

16.JPG
В притворе много полезных объявлений. Например, напоминание, как правильно писать церковную записку. Для малоцерковных людей весьма полезно.

17.JPG
В храме издается даже своя приходская газета. Ее можно взять при входе в храм, пожертвовав ту сумму, какую желаете.

18.JPG
В притворе храма – хороший магазин церковной литературы и сувениров.

Комментарии

Батюшка, спасибо за очерк. Очень нравится этот храм, несмотря на то, что была там всего пару раз.
Помню свои первые впечатления... Храм показался мне очень большим внутри (до этого я не была еще в нашем Троицком соборе :)), но пустым. Кажется будто он вообще пустой... Потом присматриваешься и удивляешься такому разнообразию икон на стенах: маленьких и больших, но даже относительно большие иконы кажутся маленькими из-за объемов храма.
Какой-то он серьезный и величественный, несмотря на то, что многое в нем требует ремонта.

Наше предположение о потемневших стенах и своде - может это от сырости (рядом Обводный кнанал).
А еще, как вариант, это уличная пыль и грязь, налетевшая через входные двери.
 
Впервые слышу об этом храме в моём родном городе. Век живи - век учись! :) Спасибо за рассказ!

А загадки я очень люблю. ;) Мои три версии насчёт черных стен (может, хоть одна окажется правильной? :)):
1. Это может быть грибковый налёт (а сырость, думаю, не от близости канала, а от нарушения герметичности реставрируемого ныне купола).
2. То, что Вы восприняли как побелку, могла быть на самом деле грунтовка. И, может быть, таковы последствия её открытого состояния в результате всё того же нарушения герметичности купола при реставрации - например, окисление.
3. Может быть, это специально нанесённая "грязь" для выявления прежнего настенного рисунка - вроде как в милиции используется для проявления оставленных отпечатков пальцев? :)))
 
Виктория Голубкова написал(а):
Впервые слышу об этом храме в моём родном городе. Век живи - век учись! :) Спасибо за рассказ!

А загадки я очень люблю. ;) Мои три версии насчёт черных стен (может, хоть одна окажется правильной? :)):
1. Это может быть грибковый налёт (а сырость, думаю, не от близости канала, а от нарушения герметичности реставрируемого ныне купола).
2. То, что Вы восприняли как побелку, могла быть на самом деле грунтовка. И, может быть, таковы последствия её открытого состояния в результате всё того же нарушения герметичности купола при реставрации - например, окисление.
3. Может быть, это специально нанесённая "грязь" для выявления прежнего настенного рисунка - вроде как в милиции используется для проявления оставленных отпечатков пальцев? :)))
В смекалке Вам не откажешь:), но это именно грязь и копоть. Никакая из версий не верна...:(
 
А Я ПОМНЮ ТРАМВАЙНОЕ КОЛЬЦО ВОКРУГ ПОЛУ-РАЗРУШЕННОГО ХРАМА И КАКУЮ-ТО КОНТОРУ ВНУТРИ. в 90-Е НАЧАЛАСЬ ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ. ЗДЕСЬ ОТПЕВАЛИ ЛЬВА ГУМИЛЕВА. ПОЧЕМУ-ТО МНЕ ЭТО ЗАПОМНИЛОСЬ.
 
Спасибо, батюшка КОнстантин. Как удивительно - мы часто ездим с мужем в Троицкий собор, ездим мимо этого Храма.и вот буквально недавно я стала иннтересоваться - что это за Храм, спрашивать у родных, но никто толком не мог ничего сказать - православный храм и все. И тут ответ от Вас. Чудеса=)
 
Наконец, расскажу вам насчет копоти.
Горят свечи, и от них в воздухе получается масляная взвесь. В дни больших праздников можно даже увидеть, как в храме от свечей как бы туман. Но сама по себе эта взвесь не опасна. А опасно, когда она смешивается с пылью.
В нашем соборе идет восстановление, и отсюда пыль, которая точно по такому же принципу налипает на стены копотью. А в храме Воскресения Христова другой источник пыли – храм находится рядом с оживленной трассой, по которой ездят и грузовики, и автобусы, и прочий транспорт. Когда в храме открывают двери, пыльный воздух, которым и дышать трудно, втягивается в храм, как в трубу пылесоса.
Выход? Делать тамбур, который бы отсекал эти потоки воздуха. Или каждые 3-5 лет полностью заново белить храм.
 
Ах, так вот в чём дело! А я-то, когда впервые увидела Вашу фото-загадку, подсознательно подумала: "где-то я такое уже видела"... А видела подобное не иначе как в Троицком соборе! И после открытия предела Марии Магдалины удивилась: странно, что после реставрации сводов левого предела потолок остался серым... Почему его не побелили так же красиво, как только что отремонтированный правый предел?..

Так выходит, этой белизны в соборе не надолго хватит? Очень жаль, если так!
 
Виктория Голубкова написал(а):
Ах, так вот в чём дело! А я-то, когда впервые увидела Вашу фото-загадку, подсознательно подумала: "где-то я такое уже видела"... А видела подобное не иначе как в Троицком соборе! И после открытия предела Марии Магдалины удивилась: странно, что после реставрации сводов левого предела потолок остался серым... Почему его не побелили так же красиво, как только что отремонтированный правый предел?..

Так выходит, этой белизны в соборе не надолго хватит? Очень жаль, если так!
Когда Троицкий собор будет полностью восстановлен, все придется белить заново. И вот тогда уже, будем надеяться, эта побелка сохранится надолго, пыли-то не будет.
 
когда я впервые пришла в наш храм я подумала что то что я вижу это не реально я вдруг усышала разговоры разных людей одновременно как-будто тысячи людей ,которые приходили давным-давносо своими мольбами о помощи вдруг заговорили одновременно плача и молясьь ко Господу, это было жутко мне стало страшно от этих стонов и плача в ушах стоял гул этих тысяч людей это продолжалось до начала службы ,затем наступила жуткая тишина и я плакала не скрывая слез и прося Матерь Божию о помощи,
 
Сайт «Храм Воскресения Христова (у Варшавского вокзала)», к сожалению, не работает. Может быть, Вы мне сможете подсказать? У своих родственников в Екатеринбурге обнаружил старую любительскую фотографию (1910-1916гг). До революции они жили в СПб. Один сын учился в морском училище. На фото, слева от паруса хорошо видна церковь. Очертания храма очень похожи на церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала (набережная Обводного канала, д. 116). Прошу сообщить эл адрес на который можно было бы выслать фото.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
18.818
Комментарии
21
Последнее обновление
Сверху