Храмы Петербурга: Князь-Владимирский собор

Эта запись является частью серии записей Храмы Петербурга
Храмы Петербурга
Князь-Владимирский собор

Сегодня, дорогие, мы поговорим об одном из любимейших храмов Санкт-Петербурга, о Князь-Владимирском соборе.

Санкт-Петербург, заложенный 16 (27) мая 1703 года, почти сразу же был предназначен стать столицей страны - Петр Великий спешил утвердиться на Балтийском море. Новый город широко раскинулся в Невской дельте - на Петербургской, Московской, Выборгской сторонах. Одним из первых жилых кварталов был занят участок Городского острова вдоль берега Малой Невы, к западу от Петропавловской крепости. Местность эта получила название Мокруша, поскольку часто заливалась при наводнениях. Ее первопоселенцы уже около 1708 года устроили малую церковь св. Николы на Мокруше. Позднее, в 1710-е годы, там велось строительство трехпрестольного храма - предшественника Князь-Владимирского собора. В его боковых приделах, Никольском и Предтеченском, службы начались в 1717 году. Главный престол храма был освящен в честь Успения Богоматери 5 апреля 1719 года.
Одновременно по царскому повелению храм получил степень соборного. Своими размерами и числом престолов он даже превосходил более ранние соборы Санкт-Петербурга, которых насчитывалось тому времени три - Петропавловский, Исаакиевский и Троице-Петровский. Четвертый петербургский собор, напоминая своим посвящением о Большом Успенском соборе Московского Кремля, подчеркивал столичный статус "юного града" как преемника Москвы.

В 1740 году по указу императрицы Анны Иоанновны рядом с деревянным Успенским собором «на Мокруше» заложили каменный храм. Архитектор П.-А. Трезини спроектировал его одноглавым, по образцу собора Петропавловской крепости. На втором году строительства случился дворцовый переворот, приведший на престол императрицу Елизавету Петровну. Здание вывели под своды, но дальнейшее финансирование работ было прекращено. Сам же небогатый приход довольствовался своим старым храмом и никак не мог взять на себя издержки по возведению каменного собора вместимостью в 3000 человек.
Только в 1747 году «дщерь Петрова» повелела приступить к его достройке, причем с изменением завершения на пятиглавое, «как в Москве на Успенском соборе». Из Москвы прислали чертежи, однако новый проект был разработан лишь в царствование императрицы Екатерины II, в 1765 году. В конкурсе победил архитектор Антонио Ринальди.

Пятиглавый собор на Петербургской стороне был отстроен в 1766-1772 годах. Он занял центральное место в панораме города, открывающейся из парадных залов невской анфилады Зимнего дворца, а его высокая столпообразная колокольня служит ориентиром для судов, плывущих из залива в Малую Неву. Каменный храм к тому времени оставался еще совсем неотделанным внутри, поэтому для службы наскоро приспособили его притвор: там 8 сентября того же года освятили одноименный придел. На этом в строительных работах вновь наступил многолетний перерыв.
Тем временем Российская империя победоносно вышла на берега Черного моря. 19 октября 1778 года в устье Днепра был заложен город Херсон. Свое название он получил в честь древнего Херсонеса (в русских летописях - Корсунь) - крымского города, где в 988 году Великий князь Киевский Владимир принял крещение. Своими мудрыми шагами князь, причисленный Церковью к лику святых, достойно ввел Киевскую Русь в круг государств христианского мира. Борьба за черноморские рубежи в XVIII веке не могла не оживить память св. равноапостольного князя Владимира. 22 сентября 1782 года по представлению князя Г.А. Потемкина императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской».
Он подразделялся на 4 степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Орден св. Владимира I степени занял место непосредственно за орденом св. Андрея Первозванного - высшей наградой России. Награждение четвертой степенью ордена давало право на потомственное дворянство.

Весной 1783 года совершилось важное историческое событие: 8 апреля императрица подписала манифест о принятии под Российскую державу Крымского ханства. Крым стал Таврической губернией, герб которой - черный византийский орел с восьмиконечным крестом в щите на груди - напоминал о крещении там "славнодержавнейшего" князя Владимира и о его женитьбе на константинопольской царевне. Со времени закладки в Санкт-Петербурге каменного Успенского собора прошло более 40 лет.
31 мая 1783 года Екатерина II, «желая, чтоб начатая давно уже на Петербургской стороне церковь Успения Пресвятой Богородицы приведена была к окончанию», издала указ о передаче ее строительства в ведение архиепископа Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) - главного директора конторы строения Александро-Невского монастыря (с 1797 года - лавра). Таким образом, заключительный этап работ в соборе связан с мастерами круга архитектора И.Е. Старова. Непосредственное руководство оформлением интерьера собора взял на себя архитекторский помощник М.Е. Мелентьев - им утверждались все сметы. В 1787 году Екатерина II совершила путешествие в "полуденные страны России", посетив и Таврическую область. Императрица на местах щедро раздавала награды - ордена св. Владимира IV, III и даже II степени. А на Херсонском адмиралтействе в ее присутствии спустили на воду три корабля, один из которых получил наименование "Владимир". Когда же в столице завершилась отделка строившегося почти полвека каменного собора на Петербургской стороне, его главный престол был освящен 1 октября 1789 года уже не в честь Успения Богоматери, а во имя св. князя Владимира.

Первоначальное посвящение собора было сохранено в наименовании его Успенского придела. Позднее в храме устроили еще один придел - Никольский. Оба придела долгое время оставались в малых помещениях по сторонам от притвора и зимой служили только в них. Лишь в 1866-1867 годах они были перенесены в боковые нефы: Успенский занял место справа, а Никольский - слева от главного алтаря. При этом весь собор был сделан теплым.

С изданием в 1845 году нового статута ордена св. Владимира собор стал кавалерским. С этого времени, по ходатайству кавалеров ордена, в Князь- Владимирском соборе сложилась традиция отмечать орденский праздник 22 сентября архиерейской службой, с молебным пением святому просветителю Руси. К 100-летию учреждения ордена собор был отреставрирован, и 22 сентября 1882 года множество духовных и светских владимирских кавалеров собралось в храм на литургию, которую совершал митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский). Настоятель собора протоиерей Алексий Светлов был награжден к этому дню орденом св. Владимитра четвертой степени.

Орденский праздник, отмеченный в соборе в 1916 году, оказался последним… В 1875-1918 годах при Князь-Владимирском соборе действовало приходское благотворительное общество. Оно продолжило традиции церковной благотворительности, прерванные в царствование императрицы Екатерины II (первая богадельня при храме была открыта еще в 1721 году). С 1896 года общество состояло под Августейшим покровительством великого князя Владимира Александровича, а с 1909 - его вдовы великой княгини Марии Павловны. Четверть века (1875-1900) председателем Совета общества состоял один из его учредителей, гласный городской думы Илья Иванович Соколов. Общество имело собственный деревянный дом (не сохранился), в котором содержало небольшой детский приют, а в Первую Мировую войну открыло церковный лазарет на 16 коек. В престольный праздник собора (15 июля по старому стилю) после литургии совершался крестный ход по Александровскому проспекту (ныне проспект Добролюбова) к Биржевому мосту и зданию приходского приюта.
Собору принадлежала часовня св. Александра Невского у Тучкова моста. Она была построена на пожертвования прихожан в 1882-1886 годах в память императора Александра II Освободителя. Проект часовни составил архитектор Н.Н. Ковригин, член приходского благотворительного общества, и принес его в дар приходу. Освящение часовни совершил епископ Ладожский Арсений (Брянцев) 2 июня 1886 года. Десятью годами ранее между собором и часовней был разбит сквер (садовый мастер Э.Л. Регель), получивший в 1881 году название Князь-Владимирского.

На Поместном Соборе 1917-1918 годов было установлено совершать во 2-е воскресенье после Троицы празднование Всем святым, в Земле Российской просиявшим. В Петрограде этот праздник впервые был отмечен 22 (9) июня 1919 года «торжественным благолепным служением в соборе св. князя Владимира» митрополита Петроградского и Гдовского свщмч. Вениамина (Казанского) и епископа Нарвского Геннадия (Туберозова) с сонмом городского духовенства.
6 декабря 1920 года в соборном притворе был освящен придел Всех святых, в Земле Российской просиявших. (Впоследствии придел был упразднен; ныне восстановлен и освящен как крестильный храм.) В апреле 1922 года, при изъятии большевиками церковных ценностей, прихожане собора встали на их защиту. За это пришлось пострадать настоятелю храма протоиерею Михаилу Союзову: привлеченный к суду по сфабрикованному "делу" священномученика митрополита Петроградского Вениамина, он был приговорен к трем годам заключения "с применением строгой изоляции" и умер в тюрьме.
Власти провоцировали всевозможные расколы, поставив каноническое устроение Русской Православной Церкви на несколько лет вне закона. В 1922-1926 годах Князь-Владимирский собор принадлежал радикальной обновленческой группе "Живая Церковь", которую возглавлял служивший в храме с 1912 года священник Владимир Красницкий, печально известный своим сотрудничеством с карательными органами коммунистической власти. Однако его малочисленные приверженцы не смогли содержать и ремонтировать здание. Храм, изъятый у живоцерковников, был на несколько месяцев закрыт.

Но вслед за "легализацией" в 1927 году Московской Патриархии в лице заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), его "передали в пользование" общине верующих Патриаршей Церкви. Собор был заново освящен и на пожертвования православного народа капитально отремонтирован.

Гонения на Церковь развернулись с новой силой, и уже в начале "второй пятилетки" (1934 год) Князь-Владимирский собор оказался единственным действующим храмом Петроградской стороны. В октябре 1933 году смолк колокольный звон - соборные колокола были сняты и сданы в переплавку. При ликвидации храмов города гибли многие чтимые святыни. Редкое исключение произошло в 1935 году: в Князь-Владимирский собор из разоренного Киево-Печерского подворья на Васильевском острове поступает храмовая икона Успения Божией Матери, "изображение и мера" древнейшего лаврского образа.

В клеймах на раме этой иконы среди избранных святых есть и изображение св. князя Владимира. В 1937 году весь Советский Союз по приказу Сталина был залит кровью невинно убиенных. Невосполнимые потери в дни "большого террора" понесло и соборное духовенство: были расстреляны настоятель храма епископ Череповецкий Тихон (Рождественский), протоиерей Михаил Долотов, протодиакон Иоанн Гонестов. Из ранее служивших настоятелей Князь-Владимирского собора мученическую смерть за Христа в 1937-38 годах претерпели протоиереи Леонид Богоявленский и Павел Виноградов.

В этот период, в сентябре 1940 года, в собор переносят чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Ее благодатная сила открылась петербуржцам еще в Петровское время, а в 1801-1811 годах для хранения иконы был воздвигнут Казанский собор. С 1923 по 1940 год икона находилась в руках обновленцев. Прибытие всероссийски чтимой святыни в кафедральный Князь-Владимирский собор Ленинграда предвозвещало конец открытого антирелигиозного террора и скорую ликвидацию церковных расколов. В начале 1941 года митрополит Алексий перенес свою резиденцию из Князь-Владимирского собора в Николо-Богоявленский, который и стал кафедральным на последующие 60 лет. В день, когда началась Великая Отечественная война, митрополит Ленинградский Алексий служил литургию в Князь-Владимирском соборе: 22 июня 1941 года отмечался праздник Всех святых, в Земле Российской просиявших. Все 900 дней блокады собор с хранившейся в нем чудотворной Казанской иконой Божьей Матери составлял одну из главных духовных твердынь города-героя. Благодаря неиссякаемому паломничеству к святыням храма его посещаемость даже в первую блокадную зиму, вопреки опасениям, нисколько не упала, а возросла. По свидетельству очевидцев, «стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города… Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане».
Голодная смерть косила людей повсюду - на улице, дома, на работе. Но утренние и вечерние богослужения в храме не прерывались ни на один день: было много причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды. По благословению церковного священноначалия за каждой литургией читалась особая молитва о помощи Божией и даровании победы.

С каждым военным днем к Богу обращалось все больше людей, которые годами боялись переступить порог церковный. "Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твердо верим, что его хранит и сохранит покров Матери Божией и небесное предстательство его покровителя св. Александра Невского", - писал митрополит Ленинградский Алексий в своем Пасхальном послании 1942 года, прочитанном в храмах в Вербное воскресенье. Пасхальные богослужения в Ленинграде и в 1942, и в 1943, и даже в 1944 годах были перенесены на раннее утро. К первой блокадной Пасхе, в ночь с 4 на 5 апреля 1942 года, враг приурочил массированный налет на осажденный город. В ту ночь Князь-Владимирский собор получил многочисленные повреждения осколками снарядов, на его южном фасаде были выбиты почти все окна. Протоиерей Николай Ломакин, с февраля по июль 1942 года служивший настоятелем собора, доложил о последствиях бомбежки митрополиту Алексию и услышал в ответ: «И это в пасхальную ночь!.. Ничего: будет и по-другому. Христос воскресе!.. Не падайте духом. Бодрите других. Наш долг быть твердыми: мы - русские, мы - православные христиане». Впоследствии протоиерей Николай Ломакин, единственный представитель Русской Православной Церкви, выступавший на Нюрнбергском процессе, свидетельствовал на суде о разрушениях, причиненных храмам Ленинграда фашистскими агрессорами.

В период войны и блокады клир и церковный совет Князь- Владимирского собора приняли самое широкое участие в церковно-патриотической работе. Пожертвования его прихожан и духовенства на военные нужды за 1941-1945 годы превысили 3,5 миллиона руб., что составило 21,5 % взносов от всех 8 действовавших храмов Ленинграда, или порядка 1 % общецерковных сборов. При этом в пользу Красного Креста собор направил средств больше, чем какой-либо другой ленинградский храм. Вклад Русской Православной Церкви в общенародное дело обороны страны не могли не заметить ни в Кремле, ни в Смольном. Когда в октябре 1943 года представители духовенства впервые в советской истории были удостоены государственной награды - медали "За оборону Ленинграда", в число награжденных во главе с митрополитом Алексием вошли все три священнослужителя Князь-Владимирского собора: настоятель протоиерей Павел Тарасов, протоиерей Филофей Поляков и архимандрит Владимир (Кобец).

В 1946 году удалось восстановить колокольный звон собора, причем большой колокол отливали в Финляндии.

Летом 1989 года собор отметил 200-летие своего посвящения святому князю Владимиру. В недалеком будущем соборному приходу, начало которому положили первостроители Петербурга, заселившие район "Мокруши", исполнится три века.

Во всем нашем городе нет другого места, где на протяжении стольких лет (кроме короткого промежутка на рубеже 1926-1927 годов) не прерывалась молитва. Сегодня к прихожанам Князь-Владимирского собора относят себя православные верующие со всей Петроградской стороны, поскольку остальные храмы в старейшей части города, включая такой бесценный памятник, как деревянный Троице-Петровский собор, были закрыты и уничтожены еще в начале 1930-х годов. Собору возвращена часовня св. Александра Невского, внутренняя отделка которого утрачена полностью. Ее реставрация еще впереди. Соборное духовенство регулярно совершает богослужения и все требы в Доме ветеранов сцены на Петровском острове. Клир собора духовно окормляет Военно-воздушную академию им. А.Ф. Можайского, расположенную по соседству с храмом, в здании бывшего 2-го кадетского корпуса. Добрые плоды приносит межприходское сотрудничество соборной общины с приходом собора св. Петра в Гамбурге - городе-побратиме Санкт- Петербурга. В церковном доме Князь-Владимирского собора более 10 лет успешно действует воскресная школа, открыта приходская библиотека, занимается детский хор "Горчичное зернышко". В Князь-Владимирском соборе ведется активная просветительская деятельность: проводится оглашение (т. е. научение) желающих принять святое Крещение, а также воцерковление ранее крестившихся людей. При соборе организован народный хор, который поет за ранними литургиями по воскресным и праздничным дням. Настоятелем собора с 1997 года состоит член Епархиального совета, благочинный Центрального округа, председатель епархиального Отдела по связям с учреждениями исправительно-трудовой системы и Комиссии по канонизации новомучеников, исповедников и подвижников благочестия Санкт-Петербургской епархии профессор-протоиерей Владимир Сорокин. В 2005 году в число престольных праздников собора вернулся день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших. Четвертый престол храма устроен в крестильном помещении, там, где он находился и ранее - в 1920-х годах.
При храме ведется сбор и обработка материалов о жертвах большевистских гонений на веру и верующих. В 1999 году опубликован "Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. ХХ столетие", составленный под редакцией настоятеля собора, протоиерея Владимира Сорокина (работа над Синодиком продолжается). Готовится к публикации и книга по истории самого собора, в летописи которого так много достопамятных имен и дат...

По материалам сайта Князь-Владимирского собора: http://www.vladimirskysobor.ru/istorija-sobora/

1.JPG
Вот так выглядит собор сегодня, в теплые летние дни...

2.JPG
Однако я пришел сюда с фотоаппаратом зимой. По приглашению настоятеля храма протоиерея Владимира Сорокина я пришел сюда именно для того, чтобы сделать фотоснимки собора. Это было раннее утро, а если конкретно - 2 января 2009 года.

3.JPG
Перед входом встречают ледяные скульптуры на Евангельские сюжеты. Русский вариант рождественского вертепа...

4.JPG
Над входом в собор - изображение ордена св. князя Владимира, 2-й по статусу высшей награды Российской Империи.

5.JPG
Вхожу под своды собора. Людей практически нет, но священнослужители уже готовятся к службе.

6.JPG
На фотографии - центральный алтарь, посвященный св. князю Владимиру.

7.JPG
Чтимая икона Божией Матери "Скоропослушница".

8.JPG
Икона Божией Матери "Казанская". В 1940 году сюда была доставлена чудотворная икона, прежде хранившаяся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В начале 2000-х, после того, как Казанский собор вновь был освящен, сюда вернули и Казанскую. Но чтобы богомольцы не чувствовали себя осиротевшими, сюда поместили другую старинную икону.
О том месте, где была обретена в 16-м веке подлинная чудотворная икона Божией Матери "Казанская", смотрите: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=4461

9.JPG
Икона святого благоверного князя Владимира. Икона прославилась чудесами.

10.JPG
Вхожу в алтарь. "Благословенно Царство..." Здесь начинается Литургия.

11.JPG
Вот как выглядит алтарь Князь-Владимирского собора.
Об устройстве алтаря можно прочитать: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport&id=41

12.JPG
Священник стоит на Горнем месте. Что это такое, можно прочитать: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport&id=48
Обратите внимание на интересный витраж с образом Христа Спасителя. Справа от священника в стеклянной витрине помещается Евангелие, которому почти 300 лет.

13.JPG
Вот оно, это замечательное старинное Евангелие. Его используют за богослужением только по большим праздникам.
О богослужебном Евангелии смотрите: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport&id=50

14.JPG
Чтимая святыня: храмовая икона Успения Божией Матери, "Изображение и мера". Она поступила сюда в 1935 году из разоренного Киево-Печерского подворья на Васильевском острове.

15.JPG
Один из приделов собора, посвященный Успению Божией Матери. Напомню, что первоначально весь собор был посвящен празднику Успения и сменил свое имя (был наречен в честь св. князя Владимира) при императрице Екатерине Великой.

16.JPG
Никольский левый придел.

17.JPG
На престоле всегда стоит Чаша со Святыми Дарами, так что можно причастить ребенка или больного человека в любое время. Также на престоле, как мы видим, лежат Евангелия и кресты для совершения Таинства Исповеди.

18.JPG
Разожженные кадила. В печке пономарь сжигает старые поминальные записки.

19.JPG
Выхожу на солею собора. Вот такой вид открывается с солеи на интерьер храма.

20.JPG
Кафедра для чтеца. Почему она вынесена сюда? Об этом можно прочитать: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=1332

21.jpg
Голгофа...

22.JPG
Чтимые иконы.

23.JPG
...

24.JPG
...

25.JPG
Свечная лавка. Над нею интересная картина, на которой изображены новомученики, имевшие то или иное отношение к этому храму.

26.JPG
Поднимаюсь на колокольню собора. Меня ведет сюда звонарь. Пока я снимаю, над головой гудит и вибрирует пространство, наполненное перезвоном громких колоколов.

27.JPG
Храм Спаса-на-Крови. Таким его можно увидеть в телеобъектив с колокольни собора.

28.JPG
Встает солнце и золотит небо. Сильный мороз. Настроение в прямом смысле сказочное.

29.JPG
Вид с колокольни собора на жилые кварталы Петербурга.

30.JPG
Владимирский парк возле собора. Вдали виден стадион, на котором обычно проходят матчи петербургской футбольной команды "Зенит".

31.JPG
Всего два года назад прямо у входа в собор была установлена вот эта скульптурная композиция, посвященная памяти Новомучеников и Исповедников Российских. Нетрудно узнать персонажей этой композиции: св. праведниый Иоанн Кронштадтский, новомуч. княгиня Елизавета Федоровна и царевич Алексий Романов.

32.JPG
...

33.JPG
...

34.JPG
Не будем упускать из виду детали. Если пристально присмотреться, даже во внешне аскетичном декоре собора есть много элегантных и очень красивых элементов...

35.JPG
...

36.JPG

Комментарии

Большое спасибо!! С большой любовью и вниманием сдеаны фотографии,просто слезы умиления текут!Еще раз,большое Вам спасибо!
 
Мой родной собор… Там прошло мое духовное детство, там вернулась ко мне сказка, детское удивление - и вера. Удивление всегда связано с детством человека. Современный человек рано расстается со своим детством: он уже с десяти лет считает себя взрослым и больше ничему не удивляется. Вера питается памятью детской чистоты, радостным ощущением духовного и телесного здоровья, которое еще неосознанно дается ребенку Богом. Человеку надо вернуть себе детство, и тогда ему вернется удивление и с удивлением вернется вера.

С тех пор как я помню себя, мне всегда казалось, что есть невидимо вокруг какая-то великая страна небывалого, и - чувствовал таинственную Силу, оттуда исходящую! Мне хотелось Ее открыть для себя, сделать ясной и понятной - казалось всегда, что не я один представляю собой Это непостижимое, и каждый в себе таит Его и почему-то не всегда может или хочет открыть. Вот это самое движение душевное - открыть Бога, и было моим первым началом просвещения, когда я переступил порог Князь-Владимирского собора. Живая, бесконечно разнообразная стихия Святого Духа, действующего во всем церковном народе – в мудрых стареньких священниках и бесшабашно-шумных протодиаконах, в строгих, но добрейших трудягах-уборщицах и в кротких улыбчивых прихожанах, переживших чудовищные испытания и блокадные муки, обуяла меня благодатным удивлением – во всех них оказываются живут незнакомые мне мысли, неслыханные мною слова. Излазил тогда я собор от цоколя до маковки – был в нем и приходским сторожем, и дворником, звонарем, клерком-канцеляристом, системотехником, псаломщиком… Там и венчался. Да и сейчас я всегда желанный гость в нем.

Многое с тех пор изменилось – и не всегда к лучшему. Подчас становится обидно, что уже редко кто поминает соборного старосту Валентина Евграфовича Коковина, моего первого церковного начальника. Именно он в тяжелейшие годы хрущевских гонений отстаивал перед уполномоченным храм, защищая всеми возможными способами неугодных священников, да еще умудрился, преодолевая партократические препоны противников православия, возвести близ собора приходской дом. Выходных он не признавал, не роскошествовал, ведя жизнь аскета – едва покажется свет, я отворял ему врата, а покидал он храм затемно, одним из последних. Когда-то он был любимым учеником митрополита Никодима, его земляком, получил высшее богословское образование, обладал настоящим протодиаконским басом. "Почему он не служит в духовном сане?" – иной раз мысленно вопрошал я. Оказывается, в далеких 60-х жизнь молодого семинариста Валентина, отличника учебы, вдруг разрешилась темной драмой. Из стен семинарии предательски ушел видный богослов профессор-протоиерей Александр Осипов, став активным пропагандистом-антирелигиозником. Богоборческая власть стала насильно принуждать молодых семинаристов к поддержке отступника. Чтобы не лишиться ленинградской прописки и работы (он тогда водил троллейбус), Валентину пришлось сказать несколько слов по радио. Митрополит Никодим, ректор семинарии, видя душевное смятение и переживая за способного выпускника, благословил его впредь служить старостой в ленинградских храмах. Вся последующая жизнь Валентина Евграфовича имела большой и грустный смысл, став искуплением этой юношеской слабости.

И когда в лиловой глубине зимнего вечера состоялось мое многолетне выстраданное браковенчание, Валентин Евграфович неожиданно вынес из темной кладовой, как добрый волшебник из таинственной сказочной сокровищницы, щедрый дар - свой юбилейный альбом, раритет, выпущенный епархией к 200-летию собора (таких было изготовлено всего 50 экземпляров!). Он искренне радовался, как ребенок, что я, простой церковный сторож, может быть, сумею сделать то, что он, ученый богослов, не смог…

В детстве нам называли лучших людей умными. Валентин Евграфович был таким умным человеком - не просто умным, а обращенным сердечным вниманием к другому человеку, был не просто добрым, а как бы умеющим делать добро, и не просто добродушным, а знающим, в какие именно руки направить добро.

Со духи праведных скончавшихся упокой, Господи, душу верного раба Твоего ктитора Валентина!
 
Батюшка, спасибо большое за интересный и познавательный рассказ, который сопровождается удивительными фотографиями. Очень интересная и тяжелая история.

В Вашем рассказе упоминается г.Херсон - это мой родной город (я там родилась и прожила 17 лет). В одном из Херсонских парков (нынешний парк им. Ленина) Император Александр II в 1869 г. посадил дуб, который растет там по сей день и является городской достопримечательностью.

О.Сергий, благодарю за откровение.
 
Спасибо батюшка за полезный, познавательный рассказ. Фото великолепны, вы так тонко все подмечаете, все детали и краски. Спасибо вам.
 
Замечательный рассказ о храме, я его уже люблю заочно.рядом с ним работала в кадетском корпусе и из храма к нам приходил чудесный светлый юноша!спаси всех Господи!
 
Незарегистрированный написал(а):
Батюшка, добрый день! По какому адресу с Вами можно связаться? Я пишу Вам на почту kp@azbyka.ru, но не получаю ответов(((. Юля

Юля, дорогая, я отвечу. Адрес почты верный. Просто в день приходит по 40 писем и я успеваю открыть и просмотреть лишь некоторые, от отдельных моих корреспондентов. Частные письма я порой по нескольку недель не могу открыть.
Простите, но просто нет физической возможности...
Ваш прот. К.
 
Отче, спасибо за виртуальную экскурсию по собору, очень понравилось, фотографии хорошие. Уж не сочтите за труд, ответьте заядлому фотографу, чем снимаете? Особо интересует широкоугольный объектив.

Отцу Сергию также отдельное спасибо за чудный рассказ о рабе Божьем Валентине, упокой Господи душу его с миром.
 
иерей Дионисий написал(а):
Отче, спасибо за виртуальную экскурсию по собору, очень понравилось, фотографии хорошие. Уж не сочтите за труд, ответьте заядлому фотографу, чем снимаете? Особо интересует широкоугольный объектив.

Отцу Сергию также отдельное спасибо за чудный рассказ о рабе Божьем Валентине, упокой Господи душу его с миром.

Здравствуйте, отец Дионисий.
Фотоаппараты: CANON 5D, CANON 50D (последним пользуюсь редко – не нравится).
Штатный фотообъектив на фотоаппарате CANON 24-70/2.8L.
Телеобъектив: CANON 70-200/4 L.
Широкоугольный: CANON 17-40/4 L.
Был фишай ZENITAR, он выручал при съемке в очень тесных помещениях, но недавно его украли.
Вспышкой практически никогда не пользуюсь.
В кармане всегда 2 запасных аккумулятора и некоторые фото-фильтры.
 
Хороший набор, отче!
Я на днях продал свой 50Д, заказал 7Д.
Штатным у меня Тамрон 17-50\2,8
Телевик такой же, как и у Вас.
Широкоугольник Сигма 10-20\4-5,6
Для макро Сигма 50\2,8 macro
"Пластик-фантастик" 50\1,8 для репортажных портретов в храме и не только.
Ну еще куча всяких мануальных линз, советских и японских, ставлю через переходник. Люблю старый мануал, рисунок и боке у них неповторимые.
Вспышкой тоже стараюсь не пользоваться, хотя есть 430-ая.
 
Батюшка, добрый день!
Подскажите, пожалуйста, хотим покрестить сына 5 июля, что нам для этого нужно? Нужно ли заранее записываться и какое пожертвование?
Возможно ли индивидуальное крещение?
Благодарю
 
Ирина А. написал(а):
Батюшка, добрый день!
Подскажите, пожалуйста, хотим покрестить сына 5 июля, что нам для этого нужно? Нужно ли заранее записываться и какое пожертвование?
Возможно ли индивидуальное крещение?
Благодарю

Где покрестить? В каждом храме свои правила.
Если у нас в соборе и индивидуально, то заранее нужно договориться со священником. Пожертвование - по вашему усмотрению.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
21.678
Комментарии
13
Последнее обновление
Сверху