Христиане и иудеи: 1

Статус
Эта запись является частью серии записей Христиане и иудеи
Христиане и иудеи
Больная тема… Часть 1

Да, это больная и сложная тема. Евреи вплетены в мировую историю и в нашу жизнь, в жилах многих из нас течет еврейская кровь, среди наших друзей и коллег есть евреи… Никто не будет отрицать, что отношения между христианами и иудеями складываются болезненно. Многие христиане к иудеям относятся подозрительно. Иудеи платят той же монетой. Они христиан попросту презирают как секту своего соотечественника Иисуса, обманщика и лжемессии, распятого две тысячи лет назад.

Наша задача – разобраться, так как же должны, по Учению Церкви, строиться отношения между христианами и иудеями? А когда вы прочитаете мои очерки, приглашаю к обсуждению этой интересной и важной темы.

Однако перед нашим исследованием нужно пояснить, что означают слова евреи и иудеи.
Слово еврей означает пришелец. Так называли жители Палестины те семитские племена, которые пришли и стали завоевывать и осваивать Палестину.
Слово иудей делает акцент на религиозной принадлежности еврея. Иудеями называют себя наследники обетований, данных Аврааму.
Сегодня слова еврей и иудей используются как синонимы, но, как мы определили, еврей означает этническую принадлежность, иудей – религиозную принадлежность.

Конечно, основополагающими документами, закладывающими базу для отношений между христианами и евреями, для нас являются тексты Священного Писания. Когда мне говорят: «А вот этот пишет…», я отвечаю: «При чем тут этот? Для нас основа всего – Священное Писание. Как говорят Священные тексты о том или другом – вот что для нас является основой и отправной точкой». Сначала – Священное Писание, потом, когда мы усвоим его взгляд на вопрос, – все остальные мнения.
Так и в отношении евреев, прежде всего, мы должны посмотреть, что о взаимоотношениях с ними нам говорит Священное Писание Нового Завета. А уже уяснив эти базовые вещи, мы можем строить какие-то свои умозаключения1.
А теперь рассмотрим, как складывались иудео-христианские отношения в первом веке.

1. При жизни Иисуса единого отношения ко Христу не было. Во время Его проповеди были как те, кто ненавидел Христа (саддукеи, фарисеи и др.), так и те, кто встречал Его с радостью и надеждой.

2. После Смерти и Воскресения Христа иудеи разделились. Одни верили в то, что Бог воздвиг Невинного Страдальца из мертвых. Другие считали, что христиане – обманщики, что они выкрали и перепрятали тело Христово и объявили о Его Воскресении. Официальный иудаизм принимал вторую точку зрения. Она же зафиксирована в Талмуде.

3. Когда христиане пошли с проповедью к язычникам, это настроило против них многих евреев. Отношения, и так не идеальные, начинают портиться совсем. Евреи, как известно, относились к язычникам отрицательно и не могли принять ту идею, что язычники призываются к Царству наравне с ними, детьми Авраама.

4. Новый этап иудео-христианских отношений – 70е годы 1-го века. Иерусалимский Храм, в который ходили молиться вместе с иудеями и христиане, разрушен. Это привело к окончательному разрыву между христианами и иудеями. Евреи молятся в синагогах, христиане собираются в своих молитвенных местах.

5. Иудеи преследуют юную Церковь, клевещут на христиан перед римским начальством, участвуют в расправах (помните, Ап. Павел получил документ, подтверждающий его полномочия расправляться с христианами, и с этой целью направился в Дамаск). В знак того, что христиане не имеют отношения к иудаизму, иудейские раввины отлучают христиан от синагоги.
Христиане же, считающие себя истинными израильтянами, то есть относящие к себе все пророчества, все обещания Божии, напротив, считают иудеев глупыми упрямцами, прозевавшими Спасителя. Около 100 года Бог открывает Иоанну: «Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Апок. 3, 9).
Здесь сатанинское сборище, считающее себя Иудеями, – как раз те, кого мы и сегодня называем иудеями. Но подлинными иудеями Бог называет христиан. Они подлинные, потому что узнали во Иисусе обещанного Мессию и поклонились Ему как Спасителю.

Итак. Мы в общих чертах показали, как строились отношения между христианами и иудеями в 1-м веке.
Теперь рассмотрим Новозаветные тексты, которые об этом нам говорят. Расположим тексты в порядке их написания: от ранних к поздним.

Писания Апостола Павла

Первым на эту тему писал Ап. Павел. Это 50-е годы 1-го века. Самым интересным в этом отношении будет Послание к Римлянам, главы 9-11. Кульминация отрывка – парадоксальные слова Ап. Павла: «Весь Израиль спасется» (Рим. 11, 26).

Ученые считают, что этот текст был написан Павлом в ответ на споры римлян, задававшихся вопросом: какое место отводится евреям в Божьем замысле? Известно, что в 49 году император Клавдий изгнал всех евреев из Рима. Историк Светоний пишет, что беспорядки в Риме произошли «по побуждению Хреста». Скорее всего, это искаженное имя Христос. Почвой для беспорядков могло быть то, что римские христиане начинали проповедовать в синагогах. Евреев это злило, возникали скандалы. Не разбиравшийся в тонкостях и считавший, что все это какие-то еврейские внутренние проблемы, с которыми они не могут справиться, Клавдий решил проблему кардинально: вообще изгнал всех евреев (и нехристиан, и христиан) из Рима.
В 54 году, после смерти Клавдия, им было разрешено вернуться в город. Их возвращение привело к конфликтам между христианами, остававшимися в городе в этот пятилетний срок, и вернувшимися евреями.

Послание к Римлянам посвящено двум большим темам, возникшим из-за всех этих исторических коллизий:
А) Распространяется ли милость Бога на язычников, не соблюдающих предписания Ветхозаветного закона?
Б) Если Бог призывает всех вне зависимости от национальности, значит ли это, что завет с Израилем отменен?

На первый вопрос Апостол отвечает, что, безусловно, да. Евангелие адресовано всякому человеку: «во-первых, Иудею, потом и Еллину» (1, 16).
На второй вопрос Павел отвечает: ни в коем случае. «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив» (3, 2-3).

Итак, судьба Израиля, то есть евреев, не принявших Христа, очень беспокоит Павла. Он делится своими переживаниями с римскими христианами: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог…» (9, 1-5).
Но что же делать, ведь евреи не приняли Христа? Апостол Павел не замалчивает эту проблему, а размышляет над ней. Он говорит, что «не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его» (9, 6-7). Истинные Израильтяне – те, которые приняли Иисуса как Мессию. Те же, которые не приняли Иисуса, – «плотские дети» (ст. 8), то есть Израильтяне только по названию, по плоти. И на этих, плотских, детей обещания Божии не распространяются.

Что же с ними делать? Какова судьба этих несчастных? Вся 9-я глава этого Послания полна самых мрачных догадок. «Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?.. Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна…»

Значит, не принявшие Христа погибнут для вечности? Значит, евреи лишились всех прерогатив Народа Божьего?
Ап. Павел не может и с этим согласиться. И с такими мыслями он начинает 10-ю главу: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению…»

И опять, и опять Павел на протяжении всей 10-й главы пытается разрешить эту загадку. Он снова повторяет, что язычники, которые были чужды Божиих откровений и обетований, приняли Иисуса и тем самым стали ближе к Богу, чем евреи. «Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него (Иисуса Христа. – прот. К.П.), не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется...»
Но и в этой главе, как и в предыдущей, проблема остается неразрешенной.

Наконец, Ап. Павел приступает к 11-й главе. И в самом начале главы, в первом стихе, он ставит вопрос ребром: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой?»
И сам себе на этот вопрос отвечает: «Никак... Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал».
Далее Ап. Павел разворачивает очень интересную аргументацию. Он пишет: «Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток…»

Христиане для Павла – остаток, то есть та горстка людей, которая становится для всего еврейского народа знаком спасения и прозрения. В то время, когда писал Ап. Павел, христиане-евреи едва ли составляли 1% от евреев. Но благодаря этому одному проценту, считает Павел, спасутся остальные 99%.

Далее Ап. Павел в свои рассуждения вводит новую тему. «Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их». Это очень необычные рассуждения. Ослепление евреев, оказывается, даже служит благому делу: упрямство евреев, не принявших Христа, становится знаком для язычников поспешить к вере.

Итак, заблуждение евреев не окончательно. Это не приговор. Это временное ослепление и помрачение, как считал Ап. Павел.
И Павел строго предупреждает христиан из язычников, что не следует превозноситься перед заблуждающимися евреями: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя».

Ап. Павел убежден: евреи, «если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется…»
Вот такие размышления великого Апостола. Никакого спасения помимо Христа нет, но он надеется, что иудеи все же покаются и примут Христа.

Надо сказать, что Ап. Павел писал это спустя всего 20 лет после Воскресения Христова. Тогда ему казалось вероятным, что скоро иудеи образумятся и пересмотрят свое отношение ко Христу. Все оказалось не так оптимистично, однако даже два тысячелетия длящееся ожесточение иудеев не отменяет надежд Павла. Покаяться и повернуться ко Христу иудеи могут всегда.
Но вернемся к Ап. Павлу. Разделила ли Церковь точку зрения Павла? Наполовину. По вопросу о том, что язычники, благодаря вере во Христа, принимают полноту благодати, – да. А вот по вопросу о будущем спасении всего Израиля, на что надеется Павел, другие священные авторы высказывали более пессимистическое мнение...

Но об этом – в следующем нашем очерке.

1 Я хотел бы обратить ваше внимание на замечательное исследование Ричарда Хейза «Этика Нового Завета», М., 2005. С выводами этого автора (протестанта) можно поспорить, но им проделана большая исследовательская работа, касающаяся всех тех мест Нового Завета, которые говорят об отношениях между христианами и иудеями.

1259.JPG
Эта стена все, что осталось у иудеев от Иерусалимского храма, разрушенного римлянами в 70 году 1-го века. Сюда, к этой стене, самой большой своей святыне, они приходят молиться о торжестве Израиля.

Комментарии

Мессианские евреи православной церковью признаются за инославных, а другой альтернативы ,у ивритоговорящих израилитян принять Иисуса как мессию и крестится, нет. Это значит что большая насчитывающая десятки тысяч людей община, 90% которой коренная ивритоговорящая молодежь, которая приняла Иисуса как спасителя и крестилась, на самом деле "жалкие" сектанты которые не войдут в царствие небесное... Хотелось чтобы вы прокоментировали о.Константин.
 
Потрясающе! Конечно, хотелось бы вникнуть в проблему и что-то для себя прояснить. Ведь, в основном, христиане зацикливаются на фразе "Кровь Его на нас и детях наших". Некоторые ищут в ней оправдания своей нелюбви.
 
Незарегистрированный написал(а):
Замечательная статья об отношениях православия и иудаизма http://azbyka.ru/religii/iudaizm/maksimov_otnosheniya_pravoslaviya_i_iydaizma-all.shtml
Дорогой друг! Это неплохой материал, но он начинается со слов:
С ранних времен христианские авторы, в том числе и святые отцы, писали сочинения, посвященные осмыслению раввинистического иудаизма, полемическому и миссионерскому диалогу с ним. Самым ранним дошедшим до нас подобным святоотеческим произведением является «Разговор с Трифоном иудеем» святого Иустина Философа.

Но разве мы с Вами не считаем, что профилирующее значение для нас имеют тексты Священного Писания Нового Завета. Эта статья, о которой Вы говорите, начинает рассказ со святого Иустина, жившего во 2-м веке. Самым ранним дошедшим до нас... А как же Апостолы? Разве у них не было каких-то мнений на этот счет?
Святых было много и разных веков. Но нам с вами прежде всего важно узнать истоки, базу, основу иудео-христианских отношений. Только она дает отправные точки для понимания всей последующей литературы на этот счет.

Я бы не стал и браться за обозрение святоотеческих мнений относительно иудеев. Святых были сотни, и часто их мнения на протяжении жизни менялись. Об этом можно было бы написать несколько томов исследований.
Но наша цель другая: мнение авторов Нового Завета - это не просто мнения святых отцов, а мнения основоположников Церкви. Они составили проект и заложили фундамент. А остальные строят...
Мне кажется, что вместо того, чтобы изучать, кто и как в том или ином месте строит, важнее посмотреть, что было в проекте и каков фундамент. Не так ли?
 
Из церковного фольклора:

Едет многодетный батюшка со всей семьей на машине и буквально в метрах 300 до заправки кончается бензин. Матушка говорит:

- Батюшка, возьми канистру, сходи на заправку.

Но в машине не оказывается ничего, кроме детского горшка. Священнику приходится идти за бензином с ним. Возвращаясь и вливая долгожданную желтую жидкость из указанной емкости в бензобак, отец ловит на себе взгляд из остановившейся рядом машины, в которой сидит раввин и потрясенно говорит:

- Я, конечно, никогда не разделял ваших убеждений, но всегда удивлялся вашей вере!:D
 
Батюшка, простите.
Я, или неправильно поняла, или опечатка в п.4:
"4.Новый этап иудео-христианских отношений – 70е годы 1-го века. Иерусалимский Храм, в который ходили молиться христиане, разрушен."
Кто молился до 70-х годов 1-го века в Иерусалимском храме? Иудеи или христиане?
 
Светлана_см написал(а):
Батюшка, простите.
Я, или неправильно поняла, или опечатка в п.4:
"4.Новый этап иудео-христианских отношений – 70е годы 1-го века. Иерусалимский Храм, в который ходили молиться христиане, разрушен."
Кто молился до 70-х годов 1-го века в Иерусалимском храме? Иудеи или христиане?
Светлана, если не ошибаюсь, туда ходили молиться и иудеи и христиане. Почитайте внимательно Деяния, там неоднократно упоминается про то как христиане ходили в Иерусалимский храм, даже называется конкретный притвор - Соломонов, в котором они собирались.
 
Марина, спасибо за ответ. Да, почитаю. Признаюсь, что для меня это открытие. Как хорошо, что я нашла этот сайт, столько много нового и необходимого узнаю.
 
Светлана_см написал(а):
Марина, спасибо за ответ. Да, почитаю. Признаюсь, что для меня это открытие. Как хорошо, что я нашла этот сайт, столько много нового и необходимого узнаю.
Светлана, главное - не ограничивайтесь только блогом отца Константина. Он безусловно очень интересен. Но у батюшки на сайте есть и другие крайне полезные материалы: его книги, статьи, лекции, проповеди, фото- и аудио-материалы, дневники. Читайте, смотрите, слушайте, делайте открытия и радуйтесь :)
 
Как правильно названа статья, потому что сравнивается в ней несравнимое.
Для пояснения правильно сразу определиться со смыслом который мы вкладываем в слова: Христиане; христиане; Иудеи; иудеи. Разница между ними такая же как в словах Бог или бог. Тот который от истины, пишется с большой буквы.
Иудей - верующий в Закон Моисеев и уверовавший во Христа.
иудей - верующий в Закон Моисеев(обрядно), т.е. суть неверующий как должно и как следствие не уверовавший во Христа.
Христианин - верующий во Христа, призванный из язычников по вере.
христианин - верующий во Христа лишь обрядно.

Отсюда видно что сравнивать нужно или Иудея и Христианина или иудея и христианина. Сравнивать Христианина и иудея абсурдно.
Также как неразумно говорить о превосходстве одной валюты над другой сравнивая рубль и цент, а не рубль и доллар.
 
прочитал откровения Павла о древе Веры и мне совсем не понравилось высказывания Павла о ветке которая прижилась вместо сломанных,здесь явный национализм евреев,якобы Бог легко сломает эту ветвь,если он сломал
"настоящие ветви,от корня"мы что же получаемся люди второго сорта по меркам Божьим...
 
рассказ из церковного фольклора - сильнейший. вот и думаю, что надо по совету отца Кураева "тихо жить рядом", как многодетный батюшка и многодетный раввин, уважая веру другого и будучи формально убеждён в своём превосходстве (а в душе понимая, что Творец один, а пути для разных народов разные). и тогда есть надежда, что вокруг вместо "воющих" сегодня между собой якобы от имени многодетных раввинов и батюшек распущенных безБ-жников - будет много многодетной паствы, которая будет жить рядом, как жили в Мире, с большой и маленькой буквы, евреи, христиане и мусульмане.
 
Здравствуйте, батюшка!
Попала на Ваш блог потому, что читаю книгу Людмилы Улицкой "Даниэль Штайн, переводчик", прототипом главного героя, как я понимаю, был Руфайзен. Читаю медленно, потому что много нахожу для себя нового как в образовательном так и духовном плане. Сама поражаюсь своей религиозной и исторической безграмотности, потому ищу разный материал в подтверждение или опровержение изложенных в литературном произведении посылов, хотя и понимаю, что однозначных оценок, наверное, не может быть. Очень-очень хотелось бы услышать мнение об этом произведении православного священника. С уважением, Ольга osimon2010@ukr.net
 
Ольга написал(а):
Здравствуйте, батюшка!
Попала на Ваш блог потому, что читаю книгу Людмилы Улицкой "Даниэль Штайн, переводчик", прототипом главного героя, как я понимаю, был Руфайзен. Читаю медленно, потому что много нахожу для себя нового как в образовательном так и духовном плане. Сама поражаюсь своей религиозной и исторической безграмотности, потому ищу разный материал в подтверждение или опровержение изложенных в литературном произведении посылов, хотя и понимаю, что однозначных оценок, наверное, не может быть. Очень-очень хотелось бы услышать мнение об этом произведении православного священника. С уважением, Ольга osimon2010@ukr.net
Дорогая Ольга. Я писал на эту тему и если позволите, дам ссылку на свои слова: http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=290
Смотрите в самом конце этого очерка, хорошо?

Храни Господь. С любовью, прот. К.
 
Здравствуйте, батюшка! Прочитала Ваш ответ. Честно сказать, расстроилась. Мне казалось, что я близка к пониманию главного смысла книги и жизни главного героя, а видимо, еще нужно переосмыслить. Ведь его мечта - общая литургия для верующих всех вероисповеданий, направленная на их сближение, прощение и примирение, а значит, прекращение распрей и войн. Не этому ли нас учит Иисус?
 
Ольга написал(а):
Здравствуйте, батюшка! Прочитала Ваш ответ. Честно сказать, расстроилась. Мне казалось, что я близка к пониманию главного смысла книги и жизни главного героя, а видимо, еще нужно переосмыслить. Ведь его мечта - общая литургия для верующих всех вероисповеданий, направленная на их сближение, прощение и примирение, а значит, прекращение распрей и войн. Не этому ли нас учит Иисус?
Дорогая Ольга. Конечно, главная задача именно в том, что Вы написали. Но как эта мечта воплощалась? А по сути раскольнически - через создание сети своих общин и приходов, которые находятся в конфронтации с приходами, существовавшими в Палестине в то время. Просто в книге не отражено, что к тому времени, как о. Даниэль стал этим заниматься, на Святой Земле уже многие столетия присутствовали православные и католические храмы и общины. И вот он создает нечто, что позиционирует себя как настоящее христианство. При всем моем уважении к отцу Георгию Кочеткову, это именно то, что отец Георгий в своих общинах воплощает. Я много беседовал с людьми, находящимися в этих общинах. У них есть скрытое, но чувствующееся превозношение: мы настоящие, мы в авангарде православия...

Когда я был в Святой Земле, я спрашивал компетентных людей про общины, основанные отцом Даниэлем. Так вот, оказалось, что его общины (их сохранилось несколько десятков) ни с кем не общаются, а представляют самозамкнутые организации. Они считают, что они самые правильные, они делают то, что надо, а остальные...
Скажите: это единство? Это созидание Церкви - или раздирание Тела Христова?

И католики, и протестанты, и православные говорили мне на Святой Земле, что деятельность отца Даниэля была скорее разрушительной, чем созидательной. Он начал строить, как будто до него ничего не было или все было неправильно. Но это неверный подход...

В оправдание батюшки, скажу, что он действовал из самых лучших побуждений, просто что-то неверно понимал.
 
Спасибо за ответ. Наверное, соглашусь с Вами во многом.
Однако мы все пытаемся трактовать учения Господа сообразно степени своей образованности, компетентности, воспитания и т.д., как и Августин. И наверное, приближаемся к пониманию кто как может. А это ведь не исчерпать умом своим. И судить о степени правильности поступков этого Штайна я тоже права не имею.
Думаю, что книга эта мне попалась для того, чтобы я начала думать об этих вопросах, читать и развиваться в этом направленнии, восполняя свои религиозные знания и пробелы, размышдять о чем-то, до чего не было ранее дела.
Еще раз благодарю за отклик. Ольга
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
31.361
Комментарии
16
Последнее обновление
Сверху