«Христианство и борьба со злом». Сопротивление злу и боязливость

Сопротивление злу во всех сферах человеческого бытия требует определённого мужества, и порой — немалого. Иначе говоря, требует преодоления страха перед возможными негативными последствиями в земной жизни, которые могут быть весьма тяжкими в результате борьбы со злом. Ибо, люди падшего мира обычно весьма негативно относятся к людям Царства Небесного, идущим к Царству и просто — к ищущим и отстаивающим истину.

Это происходит потому, что мир, лежащий во зле (1Ин. 5:19), враждебен по своей природе Царству Небесному, враждебен Ему по своей духовной направленности, не принимает Его, противоположен Ему и несовместим с Ним. Как несовместимы истина и ложь, праведность и грех, законы Царства и законы падшего мира! «И каждый, живущий по законам мира сего, становится, соответственно, враждебен каждому, кто живёт Царством и свидетельствует о нём ... И люди, живущие по законам падшего мира ... хотят избавиться от таких людей, хотят, чтобы они исчезли из мира и из их жизни просто потому, что они другие. Потому, что привносят в мир и в их собственную жизнь что-то такое, что разрушит существующий порядок вещей, вне которого падший человек себя не мыслит ... И, пока человек не захочет измениться сам, пока он не захочет избавиться от власти того зла, в котором лежит падший мир, он будет реагировать на свидетелей Царства, как хищник на жертву. Не из каких-то личных побуждений, а просто по закону мира сего» (1).

В Св. Писании ясно сказано: «дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4); «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1:20); «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...» (1 Кор. 3:19); «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего); И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17); «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:18,19).

И будет гнать мир, лежащий во зле (1Ин. 5:19), человека Царства только «за то, что он в непреображённом мире смеет жить по законам Царства и призывать к тому же других. Неудивительно, что, чем более глубокой оказывается укоренённость свидетеля в жизни Царства, тем сильнее отторгает его мир, тем интенсивнее гонения и больше страдания … Но христианский исповедник страдает, а мученик отдаёт свою земную жизнь не за идею Царства, а за ту полноту жизни Царства, которую он потеряет, если попытается ценой компромисса (а фактически — отказа от Царства) сохранить её жалкое земное подобие» (2). Ведь недаром апостол Павел говорит: «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор. 1:5).

Апостол Павел также учит: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тим. 3:1-5).

Прп. Антоний Великий полагает, что «приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: “Ты безумствуешь”, — потому что он не подобен им». Царь и пророк Соломон пишет: «праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников» (Еккл. 8:14).

Эта мысль неоднократно высказывается в Библии, например:

«Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились» (Пс. 11: 9);

«я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их ... И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство» (Пс. 72:3,4,12);

«Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» (Пс. 93:3);

«Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв. 1:3,4);

«И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы…» (Мал. 3:14,15).

По словам апостола Павла: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2Тим. 3:12,13). Писатель и поэт Фазиль Искандер говорит: «Как часто умные люди не понимают совестливых. Аппарат совести тоньше устроен, чем аппарат ума». Поэтому, «мужество — это верность Богу, противостоящая силам зла, которая без такого противостояния перестаёт быть сама собой» (38), ибо «боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18).

В Откровении Иоанна Богослова участь боязливых — «в озере, горящем огнем и серою», также, как и неверных, скверных, убийц, любодеев, чародеев, идолослужителей, лжецов» (Отк. 21:8). Отметим, что боязливые здесь (в Отк. 21:8) находятся на первом месте. Это можно объяснить следующим. Если боязнь власти земной превышает страх Божий, то человек руководствуется уже не заповедями Божьими, а желаниями власти.

Однако значение страха Божьего очень велико. В Св. Писании об этом сказано: страх Божий начало мудрости (Пс. 110:10; Прит. 1:7; 9:10; 15:33); истинная премудрость (Иов. 28:28); начало, полнота, венец и корень премудрости (Сир. 1:15,16,18,20); отводит от зла (Прит. 16: 6); ведет к жизни (Прит. 19:23); является сокровищем (Ис. 33:6); отгоняет грехи (Сир. 16:21).

Таким образом, если страх Божий теряет свою силу и перестаёт духовно направлять человека, то в результате этого, у человека развиваются духовные метастазы, препятствующие его духовному развитию, прерывается связь с Христом. И наступает духовная смерть — разъединение души с Богом.

Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет, что старец схиигумен Савва (Остапенко) в ответ на вопрос: «Какая страсть самая опасная, и какой грех самый губительный?», сказал: «Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем» (цит. по 3).

Свт. Григорий Богослов говорит: «Да не подумают однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом … Но когда идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее — бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины!» (4:134, 135. Слово 6).

Священник Валерий Духанин отмечает, что «мужество — подлинно христианская добродетель. В частности, святой Амвросий Медиоланский выделяет в добродетели мужества два проявления: мужество в подвигах военных и мужество в частной и повседневной жизни. В первом случае мужество есть решимость и способность осуществлять требования справедливости. Во втором — мужество — величие и крепость духа, та высшая степень самообладания, при которой человек побеждает в себе грехи и страсти, а при любых жизненных невзгодах хранит спокойствие.

Добродетель мужества двояка — она проявляется в искоренении зла внутри себя самого и в искоренении зла в окружающем нас мире. Собственно, только имея мужество, можно являть деятельную любовь к ближним, избавляя их от бед и жизненных неприятностей» (цит. по 3).

Приведём по данному вопросу и высказывания преподобных Оптинских старцев: «Бояться надо только грехов. А боязливых, сказано в Священном Писании, не любит Бог. Никто не должен быть боязлив, труслив, а должен возлагать надежду на Бога. Почему Бог не любит боязливых, трусливых? Потому что они близки к унынию и отчаянию, а это — смертные грехи. Боязливый и трус на краю пропасти…» (прп. Варсофоний) (5: 431со ссылкой на 6); «Страх причиняет большой вред: тело расслабляется от упадка духа и лишения спокойствия. И без болезни болезнь приключается» (прп. Макарий) (5: 426 со ссылкой на 7); «Мужественные души никого и ничего не боятся, кроме Единого Бога…» (прп. Антоний) (5: 427 со ссылкой на 7); «Святой Давид говорит: ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его (Пс. 33:8). А посему не опасайтесь подозрительных людей, ибо кто боится Бога, то не боится ни воров, ни мошенников…» (прп. Антоний) (5:427 со ссылкой на 7); «Страх — как проявление ненадеяния на свои силы. Мужество — как проявление надежды на всесильную силу Божию и помощь» (прп. Никон) (5:431со ссылкой на 7).

Е. Евтушенко в своём стихотворении «Не надо бояться» пишет:

«Не надо бояться быть честным и битым,
а надо бояться быть лживым и сытым!
Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, -
лишь собственной трусости надо бояться!» (1978).

Таким образом, порядочность, которую Фазиль Искандер считает осуществимой «в любых условиях при любой власти» и которая «не предполагает героичности» [1], всё же часто требует большого мужества и решимости. Действительно, если, например, во времена сталинских репрессий кто-то, сохраняя порядочность, не подписал бы письмо с призывом объявить «врагом народа» порядочного человека, то этот кто-то сам бы стал «врагом народа». Со всеми вытекающими отсюда последствиями для него и его семьи. И так происходит во всех диктаторских режимах, особенно во времена массового мракобесия, возбуждаемого этими режимами. Ибо «правдой» здесь становится только то, что выгодно диктатору. Всё остальное объявляется лживым, преступным и вредным для народа. Поэтому, порядочность при таких условиях и такой власти свойственна только очень мужественным людям. Иными словами, «неучастие в подлости» в ряде случаев предполагает именно героичность поступков.

Также следует отметить и существенное различие между людьми, поступающими неправедно из-за:

- боязни потерять последнее или из-за боязни репрессий в отношении себя и своих близких, и при этом стыдливо сознающими неправедность своего поступка под влиянием обстоятельств;

- боязни потерять лишнее и желания увеличить его размер и при этом лукаво оправдывающими свою неправедность внешними обстоятельствами;

- желания сохранить и упрочить своё социальное и материальное положение, не взирая на морально-нравственные и духовные запреты, и готовыми по-холопски и по собственной инициативе восхвалять и славить своего хозяина (начальство и власть);

- неуёмного желания властолюбия, сребролюбия, славолюбия, сластолюбия и страха потерять всё лишнее, приобретённое неправедными путями. И при этом злобно защищающими своё положение и богатство, и весьма агрессивно настроенными против любых праведных обличений.

Добавим к этому, что пути Господни неисповедимы, ибо, как говорилось выше, праведные страдают, а нечестивые благоденствуют. Однако Господь разъясняет различие между положением праведника и нечестивого: «Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: “что мы говорим против Тебя?” Вы говорите: “тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы”. Но боящиеся Бога говорят друг другу: “внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его”. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Мал. 3:13-18).

Поэтому и пишет Иеромонах Серафим (Роуз): «Не унывайте, видя, как некоторые восстают против Вас. Хуже было бы, если бы Вас все любили: это значит, Вы чересчур угождаете людям. Христа тоже ненавидели, его распяли. Так с чего бы нам ожидать всеобщей любви, если мы идем по стопам Христа? Следите, чтобы Ваша совесть была чиста, и бойтесь не людской ненависти, а ненависти в собственной душе».

И люди Царства свидетельствуют: «нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (1Кор. 6: 8-10).

Ибо, «в духовной жизни, да и в жизни вообще, мелочей не бывает. Не потому, что Бог мелочен, а потому, что любой компромисс духовно раздваивает человека. А служить двум господам, как говорит Спаситель, дело бесперспективное. Ведь в Царстве Царь только один — Он Сам, поставленный на это Царство Его небесным Отцом.

И там, в жизни Царства, компромиссов быть не может. Просто потому, что это всегда жизнь в полноте. По максимуму. Настолько, насколько можно вместить — но без скидок и без поблажек. Иначе в Царстве жить не получится. А значит, ищущим Царства к компромиссам лучше не привыкать. Хотя бы для того, чтобы не пришлось потом от них отвыкать — долго и, может быть, мучительно. Как мучительно избавляются порой от въевшихся в плоть и кровь и вошедших в обиход дурных привычек, и традиций, которые легко ввести, но от которых не так легко потом избавиться» (8).




ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на Лк. 10:3. Опубликовано 24.08.2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bible-center.ru/note/20170824/main, свободный.
2. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на 2 Кор 1:5. Опубликовано 14.08.2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bible-center.ru/ru/note/20180814/main, свободный.
3. Священник Валерий Духанин. Статья «Противление злу силой». Сайт «Встреча с Православием», 3 ноября 2014 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/74770.htm?fb_action_ids=355689431278620&fb_action_types=og.recommends, свободный.
4. Свт. Григорий Богослов, Архиеп. Константинопольский. Творения: В 2 т. Т. 1: Слова. Прил.: свящ. И. Виноградов. Догматическое учение св. Григория Богослова. — М.: Сибирская Благозвонница, 2007. 896 с. // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 1.
5. Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. В 2-х т. Т. 2. П–Я. — М.: ДАРЪ, 2009.
6. Преподобный Никон (Беляев). Дневник 1907–1919 гг.
7. Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000.
8. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на Ин. 2: 16. Опубликовано 27.11.2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bible-center.ru/ru/note/20181127/main, свободный. — Загл. с экрана.






_____________________

[1] «Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости» (Фазиль Искандер).
  • Like
Реакции: ВАСИЛИЙ М

Комментарии

Не изменяя своему стилю, вы стали писать увереннее.

Только мне кажется, что обличая трусость и проповедуя мужество, христианам не следует забывать снисходит к малодушию и прочим слабостям других, покуда эти слабости не враждебны Богу. К тому же и каждый из нас знает за собой нечто подобное (Матф.10:32,33; Матф.26:34,35,56,74,75)...

Да, и зачем вас понесло в сталинские времена? И раны ещё не зажили и врагов народа сегодня столько, что многие вздыхают о том времени... Осторожней с примерами, иначе вас могут не так понять...

Ждём продолжения.
 
Сверху